ПНСТ 769-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД. СЦЕНАРИИ РЕАГИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ НА КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБ И ВЕДОМСТВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общие требования
Safety in emergencies. Safe city. Scenarios for the response of public safety answering points to crises and incidents in coordinating the work of services and agencies and their interaction. General requirements
ОКС 13.200
Срок действия с 2023-07-01
до 2026-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Национальный Центр Информатизации" (ООО "НЦИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2022 г. N 121-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке сценариев реагирования единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) на кризисные ситуации и происшествия (КСП), которые могут возникнуть или возникли на территории муниципального образования.
Стандарт устанавливает общие требования к процессам формирования информации, необходимой для реагирования на КСП, обработки данной информации, постановки задач на выполнение мероприятий в разрезе действий каждого участника взаимодействия с учетом его полномочий, а также методов оценки эффективности выполняемых мероприятий.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также научно-исследовательскими, проектными и иными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, разработку и внедрение в промышленную эксплуатацию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АПК "Безопасный город").
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ПНСТ 761-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасный город. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 761-2022, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в территориальную подсистему РСЧС муниципального уровня и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий). [ГОСТ Р 22.7.01-2021, пункт 2.1.6] |
3.2
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. [Адаптировано из [1], статья 4] |
3.3 единая система информационно-аналитического обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка "Безопасный город"; единая система: Комплекс правовых, технических, экономических и организационных мер, реализуемых на территории Российской Федерации в целях совершенствования процессов поддержки принятия решений в области обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3.4
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования; ЕДДС: Орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. [ГОСТ Р 22.7.01-2021, пункт 2.1.5] |
3.5
информация: Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления. [ГОСТ Р 22.3.09-2014, пункт 3.9] |
3.6
оперативная информация: Информация, рассматриваемая и анализируемая в определенном контексте для обеспечения понимания обстановки и ее возможного развития. [ГОСТ Р 22.3.09-2014, пункт 3.10] |
3.7 предупреждение угроз безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения угроз, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
3.8 реагирование на угрозу: Действия, направленные на устранение источников угрозы и/или уменьшение последствий ее реализации, а также на восстановление нормальной жизнедеятельности населения.
3.9
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [ [1]], статья 1] |
4 Общие требования к сценариям реагирования ЕДДС на КСП
4.1 Сценарий реагирования ЕДДС на КСП при координации работы служб и ведомств и их взаимодействия (далее - сценарий) разрабатывается для выработки единых подходов при формировании алгоритма действий участников единой системы "Безопасный город" по предупреждению и/или реагированию на КСП в области безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка, а также при организации информационно-аналитического обеспечения взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
4.2 Сценарий должен разрабатываться на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ОМС) и организаций.
4.3 Сценарий является составной частью общего алгоритма действий (мероприятий), направленных на предупреждение угрозы и ликвидацию последствий КСП в области безопасности жизнедеятельности и общественного порядка, он должен соответствовать схеме реагирования (предупреждения) угрозы КСП, приведенной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая схема предупреждения и реагирования на угрозу КСП
4.4 Сценарий должен учитывать критерии отнесения действий каждого участника реагирования на КСП в рамках единой системы "Безопасный город" к его зоне ответственности и полномочиям, а также принимать во внимание регламенты взаимодействия между всеми участниками обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка.
4.5 Кроме того, сценарий учитывает:
- структуру органов государственного управления субъекта Российской Федерации и ОМС;
- субъекты и объекты защиты (население, опасные производственные объекты, объекты с массовым пребыванием людей, объекты городской инфраструктуры и др.);
- специфику набора угроз, присущих территории;
- органы управления, силы и средства, участвующие в предупреждении и/или реагировании на угрозы любого характера на региональном, муниципальном и объектовом уровнях;
- административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации и зону ответственности сил и средств, участвующих в предупреждении и/или реагировании на угрозы любого характера;
- поступающую оперативную информацию от различных источников и лиц об угрозах и КСП.
4.6 Необходимо, чтобы сценарий обеспечивал формирование механизма предупреждения и/или реагирования на КСП на основе аналитической обработки данных, подготавливаемых посредством сбора статичной информации, получаемой через проведение паспортизации территорий, объектов, реагирующих сил в соответствующем субъекте Российской Федерации, и оперативной информации, получаемой со средств мониторинга или информационных систем в режиме времени, близком к реальному.
4.7 Сценарий реагирования может считаться полным только в том случае, когда для прогнозирования сформированы источники данных, которые позволяют осуществить предупреждение и/или реагирование на КСП с использованием прогнозных и аналитических методов обработки данных. Для эффективного принятия решений в ходе реагирования на угрозу сценарий должен определять порядок получения оперативной информации с мест возникновения угрозы, ее состав, форму и сроки представления и обмена данной информацией. Оперативную информацию представляют с учетом динамического характера развития угрозы.
4.8 Для получения и обмена оперативной информацией сценарием реагирования предусматривают следующие мероприятия:
- получение оперативной информации с места возникновения и реализации угрозы, поступающей через системы мониторинга, в автоматическом (автоматизированном) порядке;
- подтверждение актуальности полученной оперативной информации, поступающей через системы мониторинга, в автоматическом (автоматизированном) порядке в заданный период времени;
- получение оперативных данных о верификации работоспособности систем и средств объективного контроля;
- осуществление обмена информацией и ее интеграция в общую оперативную картину фактической и прогнозируемой обстановок в местах возникновения и реализации угрозы.
4.9 Процедура сбора, обобщения и обработки оперативной информации, описанная в сценарии, должна предусматривать механизмы автоматизации и категоризации получения данных с их последующей верификацией на достоверность и актуальность для последующего использования в прогнозных и аналитических моделях по заданному спектру угроз и оценки уровней угроз.
Инструменты прогнозирования и аналитики определяют такие выходные параметры, как уровень угрозы, зона вероятного или фактического поражения, субъекты и объекты защиты в зоне вероятного или фактического поражения и иные параметры.
4.10 Необходимо определение в сценарии порядка обмена оперативной информацией, который осуществляется с учетом уровня доступа к различным категориям информации каждого из участников единой системы "Безопасный город". При определении действий сценария необходимо учитывать, что состав средств передачи данных должен определяться исходя из важности, критичности оперативной информации, доступности данных средств и необходимых каналов связи.
Алгоритмом действий учитывается факт, что интеграция оперативной информации в общую оперативную картину фактической и прогнозируемой обстановок в местах возникновения и реализации угрозы должна осуществляться с учетом применения прогнозных и аналитических моделей, при этом действия по выводу выходных данных должны предусматривать, в том числе, использование электронной карты с отображаемой обстановкой, схемы организации управления и взаимодействия, расстановки сил и средств в местах проведения мероприятий и другие сведения, характеризующие принятое решение.
4.11 Сценарий разрабатывается для анализа и выявления каждого вида потенциальной угрозы, характерной для территории конкретного субъекта Российской Федерации и муниципального образования. В случае выявления угрозы, сценарий должен предусматривать мероприятия, в том числе, выполняемые для ее предупреждения.
4.12 Должны быть выполнены следующие ключевые действия алгоритма предупреждения угрозы, представленные на рисунке 2:
а) анализ и интерпретация результатов - выходных данных среднесрочного прогнозирования, выявившего высокую вероятность КСП, с последующей верификацией и классификацией достоверно известной угрозы по классу, типу, виду, подвиду угрозы, а также оценкой возможных последствий по прогнозу;
б) формирование совокупного плана реагирования с последующим доведением отдельных его мероприятий до реагирующих подразделений в части, касающейся, в зависимости от уровня угрозы, определяемого на региональном или муниципальном уровнях;
в) организация взаимодействия с соответствующими реагирующими подразделениями с определением перечня мероприятий, направленных на повышение готовности сил и средств к реагированию на КСП при предупреждении, в том числе заключающееся в следующих мероприятиях: усилении контроля и мониторинга обстановки в зоне вероятной КСП, приведении сил и средств в готовность к реагированию на КСП, уточнении и доведении до привлекаемых подразделений совокупного плана реагирования на вероятную КСП, уточнении и восполнении при необходимости материально-технических средств и ресурсов, предназначенных для ликвидации КСП, согласно совокупному плану реагирования, проверке готовности систем оповещения населения к действиям по предназначению (к информированию и оповещению);
г) организация взаимодействия при непосредственном проведении предупредительных мероприятий реагирующими подразделениями с последующим принятием решений и доведением их до руководителей подразделений в зависимости от уточненной текущей и прогнозируемой обстановок;
д) регистрация принимаемых решений в ходе предупреждения КСП с периодическим их доведением до руководящего состава ОМС, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и регионального уровня;
е) информирование населения об угрозе и необходимых действиях путем опубликования материалов в средствах массовой информации, размещения сообщений на интернет-ресурсах, предоставления гражданам по запросу информации об угрозе, СМС-рассылок через операторов сотовой и фиксированной телефонной связи, использования специальных технических средств информирования населения, в том числе в местах массового пребывания людей, использования других способов доведения информации, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) контроль выполнения принятых решений в заданный период времени, в течение которого осуществляются мероприятия.
При осуществлении реагирования (см. рисунок 3), которое может быть вызвано невозможностью предупреждения КСП или поступлением сигнала со средств объективного контроля систем мониторинга, сценарием должны быть предусмотрены:
а) верификация (подтверждение) сигнала о возникновении КСП с последующей его классификацией в соответствии с онтологической моделью данных;
б) формирование краткосрочного прогноза на основе расчетных параметров прогнозно-аналитической модели по указанному типу угрозы с оценкой вероятных последствий, определяющих уровень реализации угрозы, зону поражения, субъекты и объекты защиты в зоне поражения и иные выходные данные оценки обстановки;
в) соотнесение данных о КСП с критериями отнесения событий к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для решения о переводе КСП в статус ЧС и последующая передача указанной информации на вышестоящие уровни управления системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) определение уровня реагирования, с формированием и доведением до сведения реагирующих подразделений о необходимости исполнения в части, касающейся совокупного плана реагирования;
д) контроль убытия реагирующих подразделений к местам ликвидации последствий возникновения КСП и периодическое уточнение текущей и прогнозируемой обстановок, осуществляемое в целях уточнения и корректировки совокупного плана реагирования;
Рисунок 2 - Общая схема алгоритма предупреждения угрозы КСП
Рисунок 3 - Общая схема алгоритма реагирования на КСП
е) информирование населения об угрозе и необходимых действиях путем опубликования материалов в средствах массовой информации, размещения сообщений на интернет-ресурсах, предоставления гражданам по запросу информации об угрозе, СМС-рассылок через операторов сотовой и фиксированной телефонной связи, а также применение специальных технических средств информирования населения, в том числе в местах массового пребывания людей, использования других способов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.13 Сценарием должно быть определено, что все участники единой системы "Безопасный город" в процессе реагирования должны проводить анализ эффективности ведения информационного обмена и реагирования и на основе выявляемых недостатков принимать меры к совершенствованию данного процесса.
4.14 Критерии и показатели ведения информационного обмена и реагирования ЕДДС и ДДС на КСП, установленные в двухсторонних соглашениях между ЕДДС и ДДС должны своевременно корректироваться на основании анализа эффективности реагирования на произошедшие КСП.
4.15 На муниципальном уровне обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет ЕДДС [2]. Сценарии ЕДДС и ДДС должны быть согласованы в отношении общих целей и включать в себя мероприятия для каждого органа повседневного управления, принимающего участие в реагировании.
4.16 Мероприятия, определенные сценарием, должны состоять из простых операций (действий) и включать следующий минимальный набор характеризующих их параметров:
- участников реагирования и их зону ответственности;
- оптимальный перечень мероприятий (задач) в рамках совокупного плана реагирования;
- перечень событий, инициирующих начало выполнения мероприятия;
- время начала выполнения мероприятия (задачи);
- критерии, при которых выполняется мероприятие (задача);
- показатели, регистрируемые в ходе выполнения мероприятия (задачи);
- критерии, при которых завершается выполнение мероприятия;
- контрольные сроки выполнения мероприятия (промежуточные и итоговый).
4.17 Для каждого сценария для повышения эффективности его выполнения и недопущения (или минимизации) человеческих жертв и значительного материального ущерба при реализации угрозы должна быть установлена приоритетность выполняемых мероприятий с контрольными сроками их выполнения, их зависимость друг от друга, а также предусмотрен перечень основных и резервных исполнителей.
4.18 Требования, приведенные в настоящем стандарте по разработке сценариев реагирования ЕДДС на КСП, подлежат проверке при согласовании и утверждении проектной и технической документации на создание и внедрение АПК "Безопасный город" в субъекте Российской Федерации.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
[2] | Типовой порядок обеспечения на муниципальном уровне едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (одобрен на заседании Правительственной КЧС и ОПБ от 13 августа 2021 г. N 3) |
УДК 614.894:006.354 | ОКС 13.200 | ||
Ключевые слова: безопасный город, сценарии реагирования, единая дежурно-диспетчерская служба, дежурно-диспетчерская служба, взаимодействие, безопасность среды жизнедеятельности, предупреждение, реагирование, совокупный план реагирования |