ГОСТ Р 22.11.04-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Требования к информационной работе с населением. Основные положения
Safety in emergency. Human life safety of population on radioactive nuclide contaminated areas. Requirements for information work with population. Basic principles
ОКС 13.200
13.280
Дата введения 2015-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" [(Федеральный центр науки и высоких технологий), (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 мая 2014 г. N 441-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
6 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями на 19 июля 2011 г.).
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к информационной работе с населением на радиоактивно загрязненных территориях (далее РЗТ), требования к источникам информации, требования к средствам информирования населения, требования к информационной работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, требования к информационной работе со специалистами, методы и требования к информационной работе с населением РЗТ и определяет:
- цели и основные задачи;
- термины и определения;
- основные положения.
Положения стандарта применяют организации, учреждения, предприятия, коллективы и отдельные лица, участвующие в разработке государственных стандартов по проблеме безопасной жизнедеятельности на РЗТ; технические комитеты по стандартизации; министерства (ведомства) и другие органы управления, осуществляющие планирование, организацию и проведение мероприятий по безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 22.11.01-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями, общие для группы стандартов "Безопасность жизнедеятельности населения на РЗТ" и указанные в пунктах 3.1-3.24 ГОСТ Р 22.11.01-2014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [1].
3.2 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [1] .
3.3 информационное обеспечение: Информация, найденная в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленная в виде, удобном для потребителя.
3.4 информационный ресурс: Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
3.5 культура безопасности жизнедеятельности: Уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенность норм безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
3.6 распространение информации: Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц [1].
4. Цели и основные задачи
4.1 Целью настоящего стандарта является обеспечение создания и эффективного функционирования информационной системы поддержки и защиты населения на радиоактивно загрязненных территориях
4.2 Основными задачами настоящего стандарта являются:
- повышение уровня радиологической грамотности населения, соблюдения правил проживания и методов ведения хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях, пропаганда здорового образа жизни;
- распространение своевременной, достоверной и полной информации по вопросам радиационной безопасности, рискам проживания на радиоактивно загрязненных территориях, мерах по обеспечению социальной защиты населения;
- обеспечение развития системы федеральных, ведомственных и региональных информационных ресурсов по вопросам радиационной безопасности и формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
- поддержка деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по информированию населения о радиационной обстановке на соответствующих территориях.
4.3 Объектами стандартизации являются:
- требования к информации (структура, содержание, источники);
- требования к информационным технологиям и техническим средствам;
- термины и определения.
5 Общие требования к информационной системе поддержки и защиты населения на радиоактивно загрязненных территориях (РЗТ)
5.1 Требования по обеспечению эффективного функционирования и безопасности информационных систем поддержки и защиты населения на РЗТ
5.1.1 Организационно-техническое обеспечение информационных систем поддержки и защиты населения на РЗТ должно включать механизмы и способы защиты от внутренних и внешних деструктивных информационных воздействий и возвращения в исходное состояние.
5.1.2 Система информационной работы с населением на РЗТ должна обеспечивать:
- широкий охват контингента, не менее 90% населения на РЗТ (контроль за величиной охвата контингента с помощью социологических исследований);
- сочетание зрительных и слуховых образов;
- наличие видеоряда сообщений;
- интерактивную связь с населением (трансляции выступления диктора в режиме реального времени).
5.1.3 Информационная работа с населением на РЗТ должна обладать:
- максимальной оперативностью;
- достоверностью;
- технической простотой формирования и распространения сообщения;
- возможностью анализа происходящих событий;
- возможностью проводить информационное воздействие с минимальными материальными затратами и рисками.
5.1.4 Информационные системы на РЗТ должны содержать следующую информацию:
- о воздействии радиации на здоровье людей и здоровье будущих поколений;
- об экологической ситуации в регионе;
- о деятельности органов власти по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения и социально-экономическом развитии РЗТ;
- о социальных гарантиях и мерах поддержки населения на РЗТ;
- нормативно-правовую информацию по вопросам реабилитации населения и территорий;
- технологии и рекомендации по ведению хозяйственной деятельности на загрязненных территориях.
5.1.5 Информационные средства системы, располагающиеся на территориях, не подвергшихся радиоактивному загрязнению, но на которых возможно возникновение радиационных аварий, должны содержать следующую информацию:
- перечень радиационноопасных объектов инфраструктуры (производства, промышленности);
- перечень потенциально опасных объектов с риском радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- перечень первоочередных действий при возникновении радиационной аварии;
- план мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
- о медицинских средствах профилактики радиационных поражений и средствах оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии, а также перечень ближайших медицинских пунктов;
- об аварийно-спасательных формированиях, создаваемых из числа работников (персонала).
5.1.6 Операторы информационной системы поддержки и защиты населения на РЗТ обязаны обеспечивать:
- недопущение воздействия на технические и программные средства информационной системы поддержки и защиты населения на РЗТ, в результате которого нарушается их функционирование;
- предупреждение возможных неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к техническим и программным средствам информационной системы поддержки и защиты населения на РЗТ;
- постоянный контроль обеспечения защищенности информационной системы поддержки и защиты населения на РЗТ от неправомерных действий.
6 Требования к источникам информации
6.1 Информация для населения должна быть:
- доходчивой (излагаемой простым и ясным языком);
- с элементами новой информации в дополнении к уже имеющейся;
- соотносящейся с ожиданиями населения;
- представленной в течение времени, не превышающего порога угасания интереса и тем более не превышающего порога, за которым психоэмоциональное напряжение может лавинообразно вырасти после появления запоздалой информации.
6.2 Надежность источников информации ее достоверность и объективность обеспечиваются с помощью:
- анализа и подготовки информационных материалов на основе данных международных и отечественных научных публикаций, отчетов, данных мониторинга;
- обязательного использования материалов ведущих национальных и международных учреждений и организаций, работающих над проблематикой преодоления последствий радиационных аварий;
- создания регистра основных официальных отечественных и международных источников информации (нормативно-правовая база по вопросам защиты населения от последствий радиационных аварий, научные публикации, научные периодические издания, справочные пособия).
6.3 Информационные материалы должны ориентироваться на их активное применение в различных видах жизнедеятельности разных групп населения.
6.4 Адекватность информации должна обеспечиваться как в прямом потоке (от администрации к населению), так и в информационном потоке обратной связи (от населения к администрации).
6.5 Адекватность информации в прямом потоке может быть достигнута при:
- точном изложении информации;
- учете общих психологических закономерностей восприятия информации человеком и учете различий в восприятии информации в разных слоях населения;
- адресности информации, когда учитывается индивидуальность человека (его социальный статус, интеллектуальный уровень, род занятий), и доходчивом изложении информации (факторы доходчивости информации приведены в приложении А);
- учете социально-психологического климата в регионах, куда адресована информация, соответствия содержания информации ожиданиям и потребностям населения;
- своевременности представления информации.
6.6. Источники информации должны быть доступны каждому представителю населения, проживающего на РЗТ.
7 Требования к средствам информирования населения
7.1 Основными требованием к различным средствам информации (телевидение, радио, пресса, интернет, сотовая связь, листовки, плакаты, специальные издания, и др.) являются:
- быстрота информирования;
- доступность;
- возможность информирования в реальном времени;
- развитость инфраструктуры;
- полнота информирования;
- надежность системы в условиях ЧС;
- простота в использовании;
- периодичность информирования;
- широкий охват аудитории;
- экономическая эффективность.
Приложение А
(справочное)
Факторы доходчивости информации
Библиография
[1] | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями) |
УДК 629.039.58:614.8.01:006.354 | ОКС 13.200 |
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, информационная система, информация, радиационная безопасность, радиоактивно загрязненная территория |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019