ГОСТ Р 22.3.01-94
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Общие требования
Safety in emergencies. Human life support in emergencies.
General requirements
ОКСТУ 0022
Дата введения 1996-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизация ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 328
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются стихийные (природные) бедствия или техногенные аварии и катастрофы.
Положения настоящего стандарта применяются органами государственной власти и управления всех уровней, организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы собственности, осуществляющими планирование, организацию и проведение мероприятий Российской системы предупреждения и действий в ЧС по защите и жизнеобеспечению населения в ЧС.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): Совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.
3.2 система жизнеобеспечения населения в ЧС: Совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы предупреждения и действий в ЧС на местном, региональном и государственном (федеральном) уровнях.
3.3 первоочередные виды жизнеобеспечения населения в ЧС: Жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
3.4 период жизнеобеспечения населения в ЧС: Время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.5 первоочередные потребности населения в ЧС: Объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.6 возможности системы жизнеобеспечения населения в ЧС: Объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.7 чрезвычайная ситуация (ЧС) - по ГОСТ 22.0.02.
3.8 российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) - по ГОСТ Р 22.0.02.
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.
4.2 Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
4.3 При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
- рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;
- персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС,
- заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
- первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- открытость процесса ЖОН ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;
- способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
4.4 Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг осуществляют:
- обеспечением водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости;
- информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обеспечением.
4.4.1 Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
- потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
- хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
4.4.2 Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.
4.4.3 Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
4.4.4 Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.).
4.4.5 Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
4.4.6 Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи подвижными формированиями службы "Медицина катастроф" в зоне ЧС с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.4.7 Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
4.4.8 Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
4.5 Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.
4.5.1 Устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- соблюдением основополагающих принципов ЖОН ЧС, указанных в п.4.3;
- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН ЧС от воздействия дестабилизирующих факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного региона;
- способностью сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС;
- созданием защищенных запасов ресурсов ЖОН ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и местных фондов;
- созданием в регионах защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы ЖОН ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за время, не превышающее периода ЖОН ЧС;
- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в установленном порядке системы и объектов ЖОН ЧС в районах эвакуации к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
- разработкой (наличием) норм и нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;
- устойчивостью управления системой ЖОН ЧС в регионе (зоне ЧС);
- подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
- своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС;
- соблюдением требований законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
- созданием условий для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
4.5.2 Снижение потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
- заблаговременной подготовкой региона РСЧС к возможным природным и техногенным ЧС;
- повышением эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
- отселением пострадавшего населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
- эвакуацией пострадавшего населения в сопредельные непострадавшие регионы;
- заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
4.5.3 Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- формированием ресурсов ЖОН ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;
- перераспределением ресурсов ЖОН ЧС страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;
- ввозом ресурсов ЖОН ЧС из сопредельных регионов РСЧС.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1995