ГОСТ Р 22.10.02-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Допустимый риск чрезвычайных ситуаций
Safety in emergencies. Emergency risk management. Acceptable risk of emergency situations
ОКС 13.200
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 724-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:
- федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- научно-исследовательскими, проектными организациями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и критически важные объекты, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3 Требования настоящего стандарта распространяются на чрезвычайные ситуации природного, техногенного (включая пожары) и биолого-социального характера.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
допустимый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории. [ГОСТ Р 55059-2012, пункт 16] |
3.2 допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый индивидуальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.
Примечание - Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.
3.3 допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый социальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием социального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.
Примечание - Социальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций.
3.4
индивидуальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемой как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год отдельного человека в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 55059-2012, пункт 11] |
3.5
социальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год одновременно более чем десяти человек в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 55059-2012, пункт 14] |
3.6
менеджмент риска чрезвычайной ситуации (Нрк. риск-менеджмент чрезвычайной ситуации): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией для снижения опасности чрезвычайной ситуации с использованием целевых показателей снижения риска чрезвычайной ситуации до допустимого или удержания риска чрезвычайной ситуации в установленном допустимом диапазоне. [ГОСТ Р 55059-2012, пункт 24] |
3.7
снижение риска чрезвычайной ситуации: Действия, предпринятые для уменьшения вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, ее последствий или того и другого вместе. [ГОСТ Р 55059-2012, пункт 27] |
4 Основные положения
4.1 При установлении допустимого риска чрезвычайных ситуаций используются следующие количественные показатели риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059: индивидуальный риск чрезвычайной ситуации (индивидуальный риск ЧС), социальный риск чрезвычайной ситуации (социальный риск ЧС).
________________
Риск ЧС техногенного характера включает в себя пожарный риск [1].
4.2 Допустимый риск чрезвычайных ситуаций установлен настоящим стандартом для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты).
4.3 Фактический индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать установленного допустимого индивидуального риска ЧС для субъекта Российской Федерации.
4.4 Допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации составляет 10 год.
4.5 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.
4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.
4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска чрезвычайных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла объекта.
4.8 Индивидуальный и социальный риски ЧС следует определять с учетом функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности зданий и сооружений.
5 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций
5.1 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций для субъектов Российской Федерации приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации, год |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 2,83·10 |
Камчатский край | 3,81·10 |
Приморский край | 1,63·10 |
Хабаровский край | 2,38·10 |
Амурская область | 1,57·10 |
Магаданская область | 3,54·10 |
Сахалинская область | 1,75·10 |
Еврейская автономная область | 1,31·10 |
Чукотский автономный округ | 9,22·10 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 1,86·10 |
Республика Коми | 2,44·10 |
Архангельская область | 1,82·10 |
Вологодская область | 1,90·10 |
Калининградская область | 1,43·10 |
Ленинградская область | 2,78·10 |
Мурманская область | 9,07·10 |
Новгородская область | 3,17·10 |
Псковская область | 3,47·10 |
Город федерального значения Санкт-Петербург | 6,26·10 |
Ненецкий автономный округ | 7,30·10 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 1,94·10 |
Республика Бурятия | 1,39·10 |
Республика Тыва | 2,99·10 |
Республика Хакасия | 1,50·10 |
Алтайский край | 1,27·10 |
Забайкальский край | 2,32·10 |
Красноярский край | 1,61·10 |
Иркутская область | 2,05·10 |
Кемеровская область | 1,73·10 |
Новосибирская область | 1,20·10 |
Омская область | 1,23·10 |
Томская область | 1,47·10 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 1,55·10 |
Республика Ингушетия | 1,20·10 |
Кабардино-Балкарская Республика | 1,31·10 |
Карачаево-Черкесская Республика | 1,13·10 |
Республика Северная Осетия-Алания | 4,01·10 |
Чеченская Республика | 2,56·10 |
Ставропольский край | 1,07·10 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 1,23·10 |
Свердловская область | 1,23·10 |
Тюменская область | 1,56·10 |
Челябинская область | 8,90·10 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 2,06·10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 2,01·10 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 1,16·10 |
Республика Марий Эл | 1,50·10 |
Республика Мордовия | 1,04·10 |
Республика Татарстан | 1,05·10 |
Удмуртская Республика | 1,25·10 |
Чувашская Республика | 9,23·10 |
Пермский край | 1,78·10 |
Кировская область | 1,37·10 |
Нижегородская область | 1,23·10 |
Оренбургская область | 9,97·10 |
Пензенская область | 7,89·10 |
Самарская область | 1,08·10 |
Саратовская область | 7,92·10 |
Ульяновская область | 9,57·10 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 5,32·10 |
Брянская область | 1,09·10 |
Владимирская область | 1,17·10 |
Воронежская область | 5,72·10 |
Ивановская область | 1,76·10 |
Калужская область | 1,51·10 |
Костромская область | 1,40·10 |
Курская область | 6,92·10 |
Липецкая область | 1,02·10 |
Московская область | 1,29·10 |
Орловская область | 1,53·10 |
Рязанская область | 1,69·10 |
Смоленская область | 1,31·10 |
Тамбовская область | 8,15·10 |
Тверская область | 1,82·10 |
Тульская область | 1,49·10 |
Ярославская область | 1,43·10 |
Город федерального значения Москва | 6,42·10 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 6,30·10 |
Республика Калмыкия | 1,25·10 |
Краснодарский край | 6,53·10 |
Астраханская область | 6,62·10 |
Волгоградская область | 1,12·10 |
Ростовская область | 9,07·10 |
Крымский федеральный округ | |
Республика Крым | 1,15·10 |
Город федерального значения Севастополь | 1,19·10 |
Библиография
[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
УДК 614.894:006.354 | ОКС 13.200 | |
Ключевые слова: риск, допустимый риск, чрезвычайная ситуация, оценка риска, снижение риска |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019