ГОСТ Р 22.11.03-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Требования к инфраструктуре. Основные положения
Safety in emergencies. Life safety of population in radioactive nuclide contaminated areas. Requirements for infrastructure. Basic principles
ОКС 13.200
13.280
Дата введения 2015-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" [(Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 мая 2014 г. N 440-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
6 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями на 19 июля 2011 г.)
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к субъектам инфраструктуры, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и призванным создавать необходимые условия для функционирования материального производства, обращения товаров и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Положения стандарта применяют организации, учреждения, предприятия, коллективы и отдельные лица, участвующие в разработке документов по стандартизации по проблеме безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях (БЖД на РЗТ), технические комитеты по стандартизации; министерства (ведомства) и другие органы управления, осуществляющие планирование, организацию и проведение мероприятий по БЖД на РЗТ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения
ГОСТ Р 22.11.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 22.0.01, ГОСТ Р 22.11.01, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инфраструктура: Совокупность отраслей, предприятий и организаций направленной деятельности, призванных создавать необходимые условия для функционирования материального производства, обращения товаров и обеспечения жизнедеятельности населения. Различают производственную и социальную инфраструктуры.
3.2 объекты инфраструктуры: Технологический комплекс, включающий сооружения, здания, дороги, трубопроводную сеть, транспорт и др., функционально обеспечивающий материальное производство, обращение товаров и жизнедеятельность населения.
3.3
отходы производства и потребления: Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. [Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 1] |
3.4
обращение с отходами: Деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов [Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 33] |
3.5 обращение пищевых продуктов: Деятельность, связанная с разработкой, производством, переработкой, закупкой, поставкой, хранением, ввозом на территорию страны, транспортировкой, реализацией, использованием, утилизацией и уничтожением пищевой продукции.
3.6 паспорт радиационно-гигиенический территории: Документ, характеризующий состояние радиационной безопасности населения территории и содержащий рекомендации по ее улучшению.
3.7 производственная инфраструктура: Совокупность отраслей, предприятий и организаций, функционально обеспечивающих материальное производство, но не входящих в него технологически.
3.8 радиационная безопасность населения: Состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
3.9 радиационная обстановка: Совокупность радиационных факторов в пространстве и во времени, способность воздействовать на функционирование (использование) объекта, вызвать облучение персонала, населения, радиоактивное загрязнение окружающей среды.
3.10 санитарно-эпидемиологические требования: Обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
3.11 социальная инфраструктура: Совокупность отраслей, предприятий и организаций, функционально обеспечивающих жизнедеятельность населения. К социальной инфраструктуре относятся: жилье и его строительство; сфера жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, эксплуатация зданий, сбор, вывоз и утилизация мусора и др.); объекты социально-культурного назначения; предприятия и организации здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, пассажирский транспорт и связь; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
3.12 субъекты инфраструктуры: Предприятия и организации направленной деятельности, призванные создавать необходимые условия для функционирования материального производства, обращения товаров и обеспечения жизнедеятельности населения.
4 Общие положения
4.1 Основными принципами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненной территории являются:
- принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
- принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
- принцип оптимизации - поддержание, с учетом экономических и социальных факторов, на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
4.2 Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненной территории обеспечивается:
- проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
- осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, всеми субъектами инфраструктуры и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
- информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
- обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
4.3 Особые режимы проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационной аварии, устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и по согласованию с федеральными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.4 Администрация субъектов инфраструктуры, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечивает условия работы, при которых облучение работников за счет радиоактивного загрязнения не превышает установленных норм.
4.5 Государственное нормирование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненной территории осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности, обязательных к исполнению всеми субъектами инфраструктуры.
4.6 Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности реализуется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5 Общие требования к обеспечению радиационной безопасности объектов инфраструктуры на РЗТ
5.1 Субъекты инфраструктуры в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять санитарно-эпидемиологические требования законодательства Российской Федерации, санитарные правила и нормы в области радиационной безопасности, а также постановления и предписания должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- разрабатывать и проводить профилактические мероприятия с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненной территории;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при выполнении работ и оказании услуг по созданию необходимых условий для функционирования материального производства, обращения товаров и обеспечения жизнедеятельности населения;
- проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу безопасности жизнедеятельности населения;
- проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
- организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
- обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
5.2 При планировании и проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненной территории, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также субъектами инфраструктуры, осуществляющими деятельность на радиоактивно зараженной территории, проводится оценка радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [5].
5.3 Субъекты инфраструктуры должны ежегодно отражать результаты оценки радиационной безопасности в радиационно-гигиенических паспортах в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах, следует проводить путем сопоставления их с нормами и правилами обеспечения радиационной безопасности, установленными [6, 7] и с данными предыдущих лет.
5.4 Субъекты инфраструктуры, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
- перечень сценариев возможных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
- план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
- средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
- медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
- аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
5.5 Ответственность за невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности населения на РЗТ.
5.5.1 Лица, виновные в невыполнении или нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5.2 Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.5.3 Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей по устранению допущенных нарушений, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам.
6 Требования к обеспечению радиационной безопасности зданий и сооружений
6.1 Субъекты инфраструктуры при осуществлении хозяйственной деятельности на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, должны строго выполнять требования санитарных правил и норм, установленных соответствующими законами Российской Федерации [1, 5, 18] и санитарными правилами [6, 8, 9, 17] в пределах своей компетенции:
- при разработке нормативов градостроительного проектирования и схем территориального планирования;
- при разработке генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов;
- при выборе земельных участков под строительство;
- при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов инфраструктуры.
6.2 Содержание территорий объектов инфраструктуры городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, при этом уровень радиационного фона в почве данных территорий не должен превышать предельно допустимых концентраций.
6.3 Субъекты инфраструктуры обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
6.4 Радиационная безопасность строительных материалов (щебень, гравий, песок, бутовый и пиленый камень, цементное и кирпичное сырье и пр.), используемых при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры (жилых, общественных зданий и сооружений) и дорожном строительстве устанавливается [7].
6.5 Если показатели радиационной безопасности зданий жилого и общественного назначения (части помещений) превышают значения, установленные в [7], то предусматриваются мероприятия по их снижению. При невозможности снизить значения показателей до нормативного уровня без нарушения целостности здания рассматривается вопрос о переселении жильцов, перепрофилировании здания или части помещений или сносе здания.
6.6 Контроль радиационной безопасности строительных материалов осуществляет производитель. Применение этой продукции допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В сопроводительной документации должно указываться численное значение удельной активности радионуклидов на каждый вид такой продукции.
6.7 В субъектах инфраструктуры для проверки соответствия зданий санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам радиационной безопасности на всех стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации проводится радиационный контроль. В случаях обнаружения превышения нормативных значений должен проводиться анализ связанных с этим причин, после чего осуществляют необходимые защитные мероприятия.
6.8 Минимальный объем и порядок проведения радиационного контроля, необходимые для санитарно-эпидемиологической оценки соответствия объектов инфраструктуры по показателям радиационной безопасности, установлен методическими указаниями [8].
7 Требования к обеспечению радиационной безопасности объектов водоснабжения
7.1 Субъекты инфраструктуры, осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства Российской Федерации [1, 5] и санитарных правил и норм [6, 7, 15] в области радиационной безопасности.
7.2 Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах РЗТ, не должны являться источниками вредного воздействия на человека.
7.3 Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным нормам и правилам.
7.4 Руководители субъектов инфраструктуры, осуществляющих обслуживание и эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, обязаны не допускать использование источников водоснабжения без оформления санитарно-эпидемиологического заключения на них.
7.5 Методики выполнения измерений, результаты которых используются для гигиенической оценки радиологических показателей питьевой воды, для целей радиационно-гигиенического мониторинга, а также при производственном контроле, должны в установленном порядке пройти метрологическую аттестацию.
7.6 Субъекты инфраструктуры, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, проводят производственный радиационный контроль питьевой воды по программе, согласованной с территориальным органом Госсанэпиднадзора. Перечень контролируемых показателей, количество и периодичность отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля установлены методическими указаниями [8].
7.7 На станциях водоснабжения, осуществляющих забор воды из артезианских источников, помимо производственного контроля содержания радионуклидов в воде, проводится радиационный контроль в местах размещения фильтров-очистителей, отстойников, аэраторов и пр. по мощности дозы гамма-излучения, а также воздуха рабочих помещений по содержанию в воздухе изотопов радона и их дочерних продуктов.
7.8 Программа контроля устанавливается в зависимости от объема подготавливаемой воды и содержания радионуклидов в ней. Оценка результатов контроля проводится в соответствии с гигиеническими требованиями [12].
7.9 Лаборатории, осуществляющие радиационный контроль питьевой воды, должны быть аккредитованы в установленном порядке в соответствующих областях измерений.
7.10 Если качество воды может представлять потенциальную опасность для здоровья людей, население в установленном порядке информируется о рекомендациях по действиям в данной ситуации (использование индивидуальных фильтров, кипячение воды, проветривание помещений и т.п.).
7.11 Предварительная оценка качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями [7]. При невыполнении указанных требований рассматривается вопрос о целесообразности разработки и осуществления защитных мероприятий с учетом принципа оптимизации.
7.12 Обоснование характера вмешательства проводится в каждом конкретном случае на основании соотношения пользы и вреда для здоровья населения, с учетом результатов исследований воды из используемых и альтернативных источников питьевого водоснабжения по показателям радиационной безопасности, а также возможного ущерба в связи с прерыванием или ограничением водопотребления.
7.13 При планировании и осуществлении защитных мероприятий необходимо выполнение следующих условий:
- принимаемые меры, по возможности, не должны приводить к существенному ограничению водопользования населения;
- качество воды в эпидемиологическом отношении, по химическому составу и другим гигиенически значимым показателям не должно ухудшаться.
7.14 На проекты защитных мероприятий по снижению облучения населения за счет содержания радионуклидов в питьевой воде, а также на технические средства снижения содержания радионуклидов в питьевой воде должны быть в установленном порядке оформлены санитарно-эпидемиологические заключения органов, осуществляющих Госсанэпиднадзор, об их соответствии требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов.
7.15 Трубы, арматура, оборудование и материалы, применяемые при устройстве внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, должны соответствовать требованиям норм радиационной безопасности, государственных стандартов, нормалей и технических условий.
При транспортировании и хранении воды питьевого качества следует применять трубы, материалы и антикоррозионные покрытия, разрешенные для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения [16].
7.16 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, субъекты инфраструктуры, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
8 Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с отходами
8.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, субъекты инфраструктуры, осуществляющие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и захоронение отходов производства и потребления (далее - обращение с отходами) на P3T в процессе функционирования, обязаны руководствоваться принципами государственной политики в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации [2, 10, 13], а также санитарно-эпидемиологическими требованиям законодательства Российской Федерации [1, 5] и санитарных правил и норм [6, 7, 14] в области радиационной безопасности.
8.2 При эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов инфраструктуры, связанных с обращением с отходами на радиоактивно загрязненной территории, субъекты инфраструктуры обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности населения;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
8.3 Субъекты инфраструктуры в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, безопасности жизнедеятельности населения или имуществу физических и юридических лиц, обязаны немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
8.4 Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль их состояния и воздействия на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.5 Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
8.6 Субъекты инфраструктуры, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
8.7 Субъекты инфраструктуры, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
8.8 Субъекты инфраструктуры, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
8.9 Субъекты инфраструктуры в местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны осуществлять радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
8.10 Сбор радиоактивных отходов производства и потребления должен производиться непосредственно в местах их образования отдельно от обычных отходов с учетом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
8.11 Захоронение радиоактивных отходов производства и потребления осуществляется в местах захоронения промышленных отходов или на специально выделенных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
8.12 При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
8.13 Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация объектов инфраструктуры, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
8.14 При проектировании объектов инфраструктуры, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
9 Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с пищевыми продуктами
9.1 Субъекты инфраструктуры, участвующие в обращении с пищевыми продуктами, обязаны в своей деятельности строго выполнять санитарно-эпидемиологические требования законодательства Российской Федерации и санитарные правила и нормы в области радиационной безопасности.
9.1.1 Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
9.1.2 Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
9.2 Субъекты, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожить ее.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку.
9.3 Субъекты инфраструктуры, участвующие в организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе в приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения причинения вреда населению должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" | |
[2] | Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" | |
[3] | Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" | |
[4] | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". СанПиН 2.3.2.1078-01 (с изменениями на 06.07.2011) | |
[5] | Федеральный закон от 09 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения | |
[6] | СП 2.6.1.2612-10 | Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010). Санитарные правила и нормативы |
[7] | СанПиН 2.6.1.2523-09 | Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009. Санитарные правила и нормативы |
[8] | МУ 2.6.1.2838-11 | Методические указания "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после окончания их строительства, капитального ремонта, реконструкции по показателям радиационной безопасности" |
[9] | МУ 2.6.1.1981-05 | Методические указания "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов" |
[10] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | |
[11] | МУ 2.6.1.2713-10 | Методические указания "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов". |
[12] | СанПиН 2.6.1.2800-10 | Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения |
[13] | Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и критериях классификации радиоактивных удаляемых отходов" | |
[14] | СП 2.6.6.1168-02 | Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002) |
[15] | СанПиН 2.1.4.1074-01 | Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. |
[16] | СНиП 2.04.01-85 | Внутренний водопровод и канализация зданий |
[17] | МУ 2.6.1.2388-08* | Методические указания "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности" |
_______________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: МУ 2.6.1.2398-08. - . | ||
[18] | Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения" |
УДК 699.887.3: 614.876: 006.354 | ОКС 13.200 |
Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, безопасность жизнедеятельности, инфраструктура, радиационная безопасность, радиоактивно загрязненная территория, субъект инфраструктуры, объект инфраструктуры |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019