ГОСТ Р 42.5.02-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданская оборона
СЕТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Общие положения
Civil defense. Network of surveillance and laboratory control of civil defense and protection of the population. General provisions
ОКС 13.200
Дата введения 2024-11-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июня 2024 г. № 705-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит основные положения по организации функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации (СНЛК).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 42.0.02.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
РХБ - радиационная, химическая, биологическая;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
4 Общие положения
4.1 СНЛК является общегосударственной структурой, предназначенной для своевременного обнаружения радиоактивного, химического, биологического загрязнения окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного или военного времени и принятия экстренных мер по защите населения и объектов экономики.
4.2 Сеть наблюдения и лабораторного контроля состоит из федеральных и территориальных подсетей.
4.2.1 Федеральная подсеть СНЛК формируется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией "Росатом", исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, на основе отраслевых научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения.
4.2.2 Территориальная подсеть формируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, на основе учреждений, организаций, профильных центров, решающих задачи по контролю радиационной, химической и биологической обстановки в масштабе региона.
4.3 Основными функциями сети наблюдения и лабораторного контроля являются:
- наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки на территории Российской Федерации;
- установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;
- отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
- выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1].
5 Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации
5.1 Функционирование федеральных и территориальных подсетей СНЛК осуществляется согласно положениями планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций соответственно.
5.2 При отсутствии поражающих факторов РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, деятельность учреждений СНЛК включает следующие мероприятия:
а) выполнение задач в объеме, установленном уставами учреждений, положениями, регламентами и инструкциями вышестоящих органов;
б) подготовку сил и средств к деятельности по предназначению;
в) повышение квалификации сотрудников в профильных образовательных учреждениях;
г) проведение тренировок и учений.
5.3 При угрозе появления поражающих факторов РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера деятельность учреждений СНЛК включает следующие мероприятия:
а) оповещение и сбор личного состава специализированных подразделений и служб, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой;
б) перевод их на усиленный режим работы;
в) проверку готовности к убытию в зону возможных ЧС РХБ характера;
г) приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения, имущества, а также средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания - в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
д) организацию взаимодействия с оперативными группами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС РХБ характера и порядке их действий;
е) организацию работы оперативных штабов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (центров поддержки принятия решений) на базе органов управления учреждениями СНЛК;
ж) уточнение мероприятий, касающихся порядка действий (взаимодействия) учреждений СНЛК в зависимости от параметров складывающейся РХБ обстановки;
и) осуществление непрерывного сбора и оценки данных РХБ обстановки в зоне возможной ЧС;
к) уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
л) уточнение состава группировки сил и средств, определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша;
м) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС РХБ характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
5.4 При наличии поражающих факторов РХБ характера, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера деятельность учреждений СНЛК включает следующие мероприятия:
а) организацию взаимодействия с оперативными группами учреждений СНЛК в зависимости от их территориальной принадлежности по вопросам достоверного и качественного прогноза развития ЧС РХБ характера;
б) выдвижение группировки сил и средств учреждений СНЛК в зону ЧС РХБ характера;
в) выполнение работ по непрерывной разведке, оценке и анализу развития РХБ обстановки, а также выработке предложений по локализации и ликвидации последствий ЧС РХБ характера;
г) определение характера и масштаба возможного заражения, направление распространения и размеры зоны заражения, возможный характер поражающего действия на население, способы обеззараживания;
д) обозначение границ зон заражения;
е) проведение отбора с последующим направлением в специализированные лаборатории (при невозможности качественной идентификации РХБ поражающего фактора);
ж) осуществление непрерывного сбора, анализа и обмена информацией о РХБ обстановке в зоне ЧС и о ходе работ по ее ликвидации.
Библиография
[1] | Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. № 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" |
УДК 614.8:351.862:355.58 | ОКС 13.200 |
|
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: ФГБУ "РСТ", 2024