ГОСТ Р 22.11.02-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Общие требования к системе мониторинга радиационной обстановки

Обложка ГОСТ Р 22.11.02-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Общие требования к системе мониторинга радиационной обстановки
Обозначение
ГОСТ Р 22.11.02-2014
Наименование
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Общие требования к системе мониторинга радиационной обстановки
Статус
Действует
Дата введения
2015.01.04
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.200

ГОСТ Р 22.11.02-2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Общие требования к системе мониторинга радиационной обстановки

Safety in emergencies. Life safety of population in radioactive nuclide contaminated areas. General requirements for system of radiation situation monitoring

ОКС 13.200

Дата введения 2015-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" [(Федеральный центр науки и высоких технологий), (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 мая 2014 г. N 439-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

5. В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями на 19 июля 2011 г.)

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к мониторингу радиационной обстановки на радиоактивно загрязненных территориях.

Положения стандарта применяют организации, учреждения, предприятия, коллективы и отдельные лица, участвующие в разработке документов по стандартизации по проблеме безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях (РЗТ); технические комитеты по стандартизации; министерства (ведомства) и другие органы управления, осуществляющие планирование, организацию и проведение мероприятий по безопасной жизнедеятельности населения на РЗТ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 22.11.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 22.11.01, а также термины с соответствующими определениями:

3.1 система мониторинга радиационной обстановки: Совокупность процедур и технических средств, соответствующих нормативным документам, позволяющих получить объективные данные для составления прогнозов изменения радиационной обстановки, оценки уровней опасности и решения иных задач, связанных с радиационным фактором.

3.2 уполномоченный орган по радиационному контролю: Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к функциям которого относится организация контроля уровней радиации и содержания радионуклидов в различных объектах, а также контроля доз облучения населения и/или отдельных групп граждан.

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

АСКРО - автоматизированная система контроля радиационной обстановки;

ЕГАСКРО - единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки;

РЗТ - радиоактивно загрязненная территория;

РСЧС - единая государственной система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

СНЛК - сеть наблюдения и лабораторного контроля.

4 Основные требования к системе радиационного мониторинга

4.1 Контроль радиационной обстановки на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения, а также создание и обеспечение функционирования Единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности относятся к числу полномочий Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Контроль радиационной обстановки на соответствующей территории в пределах своих полномочий организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

4.2 Результаты мониторинга радиационной обстановки на общегосударственном и региональном уровнях используются при прогнозировании изменений радиационной обстановки, при оценке уровня опасности для проживающего населения и решения задач по улучшению радиационной обстановки.

4.3 Мониторинг радиационной обстановки организуется на различных уровнях: национальном (государственном), региональном и локальном (объектовом) [1].

4.3.1 Национальный мониторинг радиационной обстановки организуется на комплексной основе с использованием элементов различного рода государственных и ведомственных систем мониторинга, основу которых составляет ЕГАСКРО [2].

4.3.2 Региональный мониторинг радиационной обстановки организуется в интересах отдельного региона, на территории которого имеются радиационноопасные объекты, и осуществляется с использованием информации ЕГАСКРО и СНЛК соответствующих территориальных подсистем РСЧС, сети наблюдения и лабораторного контроля Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а также локальных АСКРО на радиационноопасных объектах.

4.3.3 Локальный мониторинг радиационной обстановки (объектовый) на радиационноопасных объектах в их санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения организуется руководством радиационноопасных объектов, прежде всего, с целью оценки эффективности работы системы защиты объекта, а также своевременного обнаружения аварийной ситуации с выбросом радиоактивных веществ во внешнюю среду. Локальный мониторинг осуществляется с помощью АСКРО.

4.4 Основанием для организации и проведения национального мониторинга радиационной обстановки являются федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения федеральных министерств и ведомств; для регионального мониторинга - нормативно-распорядительные документы субъектов Российской Федерации; для локального - нормативно-распорядительные документы руководства объектов.

4.5 Мониторинг радиационной обстановки на РЗТ включает радиационный мониторинг объектов окружающей среды и мониторинг доз облучения населения.

4.6 При проведении радиационного мониторинга объектов окружающей среды и мониторинга доз облучения населения РЗТ необходимо руководствоваться перечнем методических указаний и руководящих документов, приведенных в [4-15].

4.7 Планирование и проведение радиационного мониторинга на РЗТ осуществляется с учетом [3].

4.8 При проведении мониторинга используются как методы и технические средства прямых радиометрических и гамма-спектроскопических измерений контролируемых объектов, так и лабораторные радиохимические методы.

4.9 Уполномоченным органом по радиационному контролю устанавливаются [1]:

- сведения об объектах контроля, применяемых методах и полученных результатах, которые отражаются учреждениями и организациями, осуществляющими мониторинг, в соответствующей документации (лабораторные журналы, протоколы измерений и др.), формы и порядок ведения, хранения и использования;

- порядок передачи, получения, хранения и использования информации, полученной при проведении мониторинга радиационной обстановки;

- требования к организациям и специалистам, привлекаемым к проведению мониторинга радиационной обстановки.

5 Требования к техническим средствам радиационного мониторинга

5.1 При проведении мониторинга радиационной обстановки используются только аттестованные в соответствии с требованиями Государственной системы обеспечения единства измерений средства измерения и оборудование, технические характеристики которых отвечают требованиям [5] и соответствуют применяемым для радиационного контроля методам [6-15].

Библиография

[1]

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"

[2]

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

[3]

НРБ-99/2009
СанПиН 2.6.1.2523-09

Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы

[4]

ПР 50.2.030-2001

Правила по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Система аккредитации лабораторий радиационного контроля (САРК). Основные положения

[5]

МУ 2.6.1.14-2001

Методические указания "Контроль радиационной обстановки. Общие требования"

[6]

MP 2.6.1.0007-10

Методические рекомендации. "Оценка доз облучения детей, проживающих на территориях, радиоактивно загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС"

[7]

МУ 2.6.1.1088-02

Методические указания "Оценка индивидуальных эффективных доз облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения"

[8]

МУК 2.6.1.1194-03

Методические указания "Радиационный контроль. Стронций-90 и Цезий-137. Пищевые продукты. Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка"

[9]

МУ 2.6.1.1868-04

Методические указания "Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга"

[10]

МУ 2.6.1.1981-05

Методические указания "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов"

[11]

МУ 2.6.1.2003-05

Методические указания "Оценка средних годовых эффективных доз облучения критических групп жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС"

[12]

MP 2.6.1.27-2003

Методические рекомендации "Зона наблюдения радиационного объекта. Организация и проведение радиационного контроля окружающей среды"

[13]

РД 52.18.686-2006

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации. "Руководство по наземной радиационной разведке на ранней фазе радиационной аварии"

[14]

РД 52.18.691-2007

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации. "Руководство по наземному дозиметрическому обследованию территорий и населенных пунктов"

[15]

РД 52.18.693-2007

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации. "Руководство по радиационному мониторингу загрязненных территорий на поздней фазе радиационной аварии"

УДК 629.039.58:614.876:614.7:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: мониторинг радиационной обстановки, радиоактивно загрязненные территории, общие требования

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019