ГОСТ 22.3.01-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Общие требования
Safety in emergencies. Priority life support for the affected population. General requirements
МКС 13.200
Дата введения 2024-02-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2023 г. N 63)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июля 2023 г. N 532-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22.3.01-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2024 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 22.3.01-97
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются аварии, опасные природные явления, катастрофы, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийные или иные бедствия.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 вид первоочередного жизнеобеспечения населения: Деятельность по определению и удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.
Примечание - К видам первоочередного жизнеобеспечения населения относятся жизненно важные услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в медицинском обеспечении, воде, продуктах питания, жилье, коммунально-бытовых услугах, предметах первой необходимости, санитарно-эпидемиологическом, транспортном, психологическом и информационном обеспечении. Приоритетность и состав необходимых видов первоочередного жизнеобеспечения населения определяются характером ЧС.
2.2 возможности системы первоочередного жизнеобеспечения населения: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему населению системой первоочередного жизнеобеспечения данного региона в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам.
2.3 первоочередное жизнеобеспечение населения: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
2.4 первоочередные потребности населения в ЧС: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам.
2.5 период первоочередного жизнеобеспечения населения: Промежуток времени, ограниченный началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
2.6 план мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения: Документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении чрезвычайной ситуации и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.
2.7 пострадавшее население: Часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
2.8 пострадавший: Погибший или получивший вред для здоровья человек, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.
2.9 принципы первоочередного жизнеобеспечения населения: Основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
2.10 пункт временного размещения населения; ПВР: Комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
Примечание - ПВР могут развертываться на базе:
- каркасных (пневмокаркасных) палаток, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений;
- объектов капитального строительства.
2.11 силы первоочередного жизнеобеспечения населения: Организации, осуществляющие предоставление населению различных видов первоочередного жизнеобеспечения населения.
2.12 система первоочередного жизнеобеспечения населения: Совокупность органов управления, сил и средств организаций, учреждений и предприятий с их связями, предназначенных для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.
2.13 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.
3 Основные цели, принципы и положения для руководства по организации первоочередного жизнеобеспечения населения
3.1 При создании и поддержании условий первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:
- вопросы первоочередного жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов власти;
- функции государства приоритетны в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории;
- функции по первоочередному жизнеобеспечению населения рационально распределены между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- должностные лица несут персональную ответственность за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- подготовка страны (региона) к первоочередному жизнеобеспечению населения происходит заблаговременно;
- физиологическая и энергетическая достаточность обеспечиваются в соответствии с нормами первоочередного жизнеобеспечения населения и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, в зонах ЧС и районах эвакуации;
- система первоочередного жизнеобеспечения населения изначально ориентирована на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- процесс первоочередного жизнеобеспечения населения является открытым за счет использования ресурсов от непострадавших регионов государства и зарубежной помощи;
- система первоочередного жизнеобеспечения населения способна к быстрому восстановлению после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
3.2 Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения населения является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.
3.3 Первоочередному жизнеобеспечению населения подлежат все граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.
3.4 Главной целью первоочередного жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.
3.5 Организацию первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав органов власти.
3.6 Первоочередное жизнеобеспечение населения рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения и которые осуществляют свою деятельность на территории региона государства.
4 Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения
4.1 Разработку планов мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения следует проводить на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС.
4.2 Органы, уполномоченные на решение задач первоочередного жизнеобеспечения населения, должны спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории в результате возникновения ЧС, пути и методы решения вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения.
4.3 Силы, привлекаемые для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, должны быть в случае возникновения ЧС оснащены соответствующими техническими средствами и материальными ресурсами.
4.4 При возникновении ЧС первоочередное жизнеобеспечение населения необходимо организовать своевременно и комплексно, в достаточных объемах по всем видам.
4.5 Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны совпадать по срокам и месту проведения с другими мероприятиями по спасению, сохранению жизни и здоровья пострадавшего населения.
4.6 При организации и проведении мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения необходимо по возможности минимизировать затраты времени, сил, технических, финансовых и материальных ресурсов на их реализацию.
4.7 Силы и средства должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения ЧС. При планировании мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения для обеспечения оперативности необходимо заблаговременно разработать механизмы управления силами и средствами.
4.8 Баланс системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается:
- соблюдением основных принципов первоочередного жизнеобеспечения населения, указанных в 3.1,
- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, препятствующих воздействию дестабилизирующих факторов в случае возникновения ЧС, характерных для данного региона;
- способностью сохранять силы и средства в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения на уровне, характерном для состояния до возникновения чрезвычайной ситуации;
- созданием резервов материальных ресурсов в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом оптимальных соотношений между объемами государственных, региональных и местных резервных фондов;
- созданием в регионах резервов материальных ресурсов для восстановления ослабленной чрезвычайной ситуацией системы первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановлением использованных ресурсов за время, не превышающее периода первоочередного жизнеобеспечения населения;
- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в установленном порядке пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
- разработкой и совершенствованием норм и нормативов решения задач первоочередного жизнеобеспечения населения в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;
- устойчивостью управления системой первоочередного жизнеобеспечения населения;
- подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе;
- своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий;
- соблюдением требований нормативно-правовых актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- созданием условий для маневрирования силами, средствами и услугами.
4.9 Снижение потребностей системы первоочередного жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
- заблаговременной подготовкой региона к возможным ЧС;
- сокращением сроков проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
- отселением пострадавшего населения в часть региона, не затронутого ЧС;
- эвакуацией пострадавшего населения в соседние непострадавшие регионы;
- заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в результате ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону) в безопасные районы в случае необходимости.
4.10 Повышение эффективности системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается за счет:
- формирования ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения (финансовых и материальных) за счет государственных, региональных и местных резервов, государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также перераспределения ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения государства в пользу пострадавшего региона;
- ввоза ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения из сопредельных регионов.
5 Виды первоочередного жизнеобеспечения населения
5.1 Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг необходимо осуществлять по следующим видам:
- медицинское обеспечение;
- обеспечение водой;
- обеспечение питанием (продуктами питания);
- обеспечение жильем;
- обеспечение коммунально-бытовыми услугами;
- обеспечение предметами первой необходимости;
- санитарно-эпидемиологическое обеспечение;
- транспортное обеспечение;
- психологическое обеспечение;
- информационное обеспечение.
5.2 Медицинское обеспечение должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пострадавших и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения.
5.3 Обеспечение водой предусматривает удовлетворение:
- потребностей в воде при проведении лечебно-медицинских мероприятий и санитарно-гигиенической обработки;
- хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения, спасателей, административного и обслуживающего персонала пунктов временного размещения населения.
5.4 Обеспечение продуктами питания предусматривает удовлетворение потребностей в крупах, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.
5.5 Обеспечение жильем предусматривает предоставление пострадавшему населению, вынужденным переселенцам (беженцам) или эвакуированным из зоны ЧС мест:
- в стационарных пунктах временного размещения населения;
- в пунктах временного размещения населения на основе палаток или мобильных зданий и сооружений.
5.6 Обеспечение коммунально-бытовыми услугами предусматривает проведение мероприятий по удовлетворению минимально необходимых потребностей в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
5.7 Обеспечение предметами первой необходимости предусматривает удовлетворение потребностей пострадавшего населения в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, необходимой бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.), прочих товарах.
5.8 Санитарно-эпидемиологическое обеспечение предусматривает контроль качества воды, продуктов питания, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС.
5.9 Транспортное обеспечение предусматривает удовлетворение потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и доставки материальных ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения.
5.10 Психологическое обеспечение предусматривает оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, проведение фармаколого-психологических и реабилитационных мероприятий.
5.11 Информационное обеспечение предусматривает своевременное оповещение пострадавшего населения и органов управления всех уровней о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации, возможных последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
6 Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения
6.1 Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории ЧС являются:
- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
- прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);
- прогнозируемая численность вероятных потерь населения;
- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;
- продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения ЧС.
6.2 Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения и потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатывают органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Подготовленные прогнозные данные передают руководителям подразделений первоочередного жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих подразделений.
6.3 Оценку потребностей населения по каждому виду первоочередного жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводят специалисты подразделений первоочередного жизнеобеспечения. Должны быть проведены расчеты:
- по необходимой численности специалистов для организации первоочередного жизнеобеспечения;
- количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простых печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации;
- суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и последующие дни.
6.4 Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, топливе рассчитывают по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общую потребность в этих видах первоочередного жизнеобеспечения определяют путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.
В расчетах принимаются следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения:
- в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;
- в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;
- в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);
- в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - до 30 суток.
6.5 При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи должны использоваться сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки.
Хлеб доставляют из соседних населенных пунктов любым видом транспорта.
Должна учитываться необходимость поставки готового детского питания для грудных детей (приложение А, таблица А.6) и детей до трех лет, а для некоторых категорий больных - специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС.
При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли должны исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания приведены в таблицах А.1, А.2, А.5 и А.6 приложения А.
6.6 Суточные потребности в воде в зоне ЧС оценивают по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд (приложение А, таблица А.11) с учетом потребностей в воде пострадавших при оказании им медицинской помощи и при лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.
6.7 Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.
Перечень предметов первой необходимости, номенклатура, рекомендуемые размеры одежды и обуви, а также нормы обеспечения приведены в таблицах А.7-А.10 приложения А.
6.8 Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяют в соответствии с нормами для условий ЧС (приложение А, таблица А.14).
6.9 Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных домиках оценивают по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением, наводнением, или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем приведены в таблице А.14 приложения А.
6.10 Потребности в медицинском обеспечении населения оценивают отдельно для пострадавшего населения.
Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяют с учетом данных о прогнозируемой численности потерь и о летальных исходах, пострадавших в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи.
Потребность в комплектах индивидуальных медицинских и лекарственных препаратах для их пополнения определяют по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения).
Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяют по прогнозируемой численности пострадавших в ЧС.
Особое внимание уделяется обеспечению медицинских формирований, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации. Они должны быть снабжены:
- антибиотиками, противошоковыми средствами, запасами крови и кровезаменителей (механические травмы при землетрясениях);
- средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом, водой (химические отравления).
Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первой медицинской помощи определяют по нормам, с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.
Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий обеспечивают необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами.
6.11 После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения населения оценивают суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав подразделений для организации первоочередного жизнеобеспечения населения.
Кроме того, учитывают потребности во всех видах первоочередного жизнеобеспечения личного состава подразделений первоочередного жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных подразделений, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредоточиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяются по их суммарной численности и нормам обеспечения (приложение А, таблицы А.1, А.3, А.4).
Результаты расчетов учитывают по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в продукции или услугах.
6.12 Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные подразделения должны в соответствии с их предназначением иметь возможность автономной работы в течение 72 ч.
6.13 Для обеспечения пожарной безопасности предусматривают выполнение противопожарных мероприятий на всех этапах первоочередного жизнеобеспечения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения.
Приложение А
(рекомендуемое)
Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС
Таблица А.1 - Рекомендуемые нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (в день)
Номер группы | Категории населения | Энергия, кКал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г |
I | Пострадавшее в ЧС население | 2300 | 58 | 74 | 320 |
II | Спасатели, рабочие, разбирающие завалы при ведении спасательных работ, личный состав медицинских формирований | 4200 | 114 | 150 | 570 |
III | Другие категории участников ликвидации последствий землетрясения | 3300 | 92 | 108 | 470 |
Таблица А.2 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в ЧС населения на одного человека в сутки
Наименование продукта | Единица измерения | Количество |
1 Хлеб и хлебобулочные изделия | г/чел. в сутки | 460 |
2 Крупа гречневая | 40 | |
3 Крупа рисовая | 40 | |
4 Изделия макаронные | 40 | |
5 Консервы мясные | 150 | |
6 Консервы рыбные | 100 | |
7 Масло животное | 50 | |
8 Масло растительное | 10 | |
9 Продукция молочной и сыродельной промышленности | 25 | |
10 Сахар | 75 | |
11 Чай | 2 | |
12 Овощи, грибы, картофель, фрукты сушеные | 15 | |
13 Консервы плодовые и ягодные, экстракты ягодные | 100 | |
14 Консервы овощные, томатные | 460 | |
15 Соль поваренная пищевая | 20 | |
16 Пряности пищевкусовые, приправы и добавки | 0,1 |
Таблица А.3 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания спасателей, рабочих, разбирающих завалы при ведении спасательных работ, личного состава медицинских формирований
Наименование продукта | Единица измерения | Количество |
1 Хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1-го сорта | г/чел. в сутки | 600 |
2 Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта | 400 | |
3 Мука пшеничная 2-го сорта | 30 | |
4 Крупа разная | 100 | |
5 Макаронные изделия | 20 | |
6 Молоко и молокопродукты | 500 | |
7 Мясо и мясопродукты | 100 | |
8 Рыба и рыбопродукты | 60 | |
9 Жиры | 50 | |
10 Сахар | 70 | |
11 Картофель | 500 | |
12 Овощи | 180 | |
13 Соль | 30 | |
14 Чай | 2 |
Таблица А.4 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания других категорий участников ликвидации последствий ЧС
Наименование продукта | Единица измерения | Количество |
1 Хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1-го сорта | г/чел. в сутки | 400 |
2 Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта | 400 | |
3 Мука пшеничная 2-го сорта | 24 | |
4 Крупа разная | 80 | |
5 Макаронные изделия | 30 | |
6 Молоко и молокопродукты | 300 | |
7 Мясо и мясопродукты | 80 | |
8 Рыба и рыбопродукты | 40 | |
9 Жиры | 40 | |
10 Сахар | 60 | |
11 Картофель | 400 | |
12 Овощи | 150 | |
13 Соль | 25 | |
14 Чай | 1,5 |
Таблица А.5 - Рекомендуемые нормы замены продуктов при выдаче населению
Наименование показателей | Количество, г | |
Заменяемого продукта | Продукта- заменителя | |
1 Хлеб из смеси ржаной обдирной муки и пшеничной муки 1-го сорта заменять: | 100 | |
сухарями из муки ржаной обойной, пшеничной обойной и 2-го сорта | 60 | |
галетами простыми из муки пшеничной обойной и 2-го сорта | 60 | |
мукой ржаной обдирной и мукой пшеничной 1-го сорта | 42+28 | |
хлебом из муки пшеничной 2-го сорта | 95 | |
хлебом белым из муки пшеничной 1-го сорта | 90 | |
2 Хлеб белый из муки пшеничной 1-го сорта заменять: | 100 | |
сухарями из муки пшеничной 1-го сорта | 65 | |
мукой пшеничной 1-го сорта | 75 | |
галетами простыми из муки пшеничной 1-го сорта | 65 | |
батонами простыми и нарезными из муки пшеничной 1 сорта | 95 | |
хлебом из муки пшеничной высшего сорта | 85 | |
хлебом из муки пшеничной 2-го сорта | 105 | |
3 Крупу разную заменять: | 100 | |
макаронными изделиями | 100 | |
концентратами крупяными, крупоовощными и овощами | 100 | |
картофелем свежим | 500 | |
овощами свежими | 500 | |
овощами квашеными и солеными | 500 | |
картофелем и овощами сушеными, пюре картофельным сухим, картофельной крупой, картофелем и овощами сублимационной сушки | 100 | |
консервами овощными первых обеденных блюд без мяса | 375 | |
консервами овощными заправочными | 250 | |
консервами овощными закусочными | 375 | |
4 Мясо - говядину, свинину, баранину заменять: | 100 | |
мясными блоками на костях | 100 | |
мясными блоками без костей | 80 | |
олениной | 130 | |
субпродуктами первой категории | 100 | |
субпродуктами второй категории | 300 | |
мясом птицы потрошеной | 100 | |
мясом птицы полупотрошеной и непотрошеной | 120 | |
мясокопченостями (ветчина, грудинка, рулеты, колбаса полукопченая) | 60 | |
консервами мясными разными | 75 | |
консервами из птицы с костями | 100 | |
рыбой (в охлажденном, мороженом и соленом виде без головы) | 150 | |
консервами рыбными разными | 120 | |
сыром сычужным твердым | 48 | |
сыром плавленым | 72 | |
яйцами куриными, шт. | 2 | |
5 Жиры животные топленые, маргарин заменять: | 100 | |
маслом коровьим | 67 | |
маслом растительным | 100 | |
жиром-сырцом | 130 | |
шпиком | 100 | |
6 Сахар заменять: | 100 | |
карамелью | 50 | |
вареньем, джемом, повидлом | 140 | |
мармеладом | 130 | |
печеньем | 100 | |
вафлями | 100 | |
халвой | 120 | |
пастилой | 120 | |
7 Чай черный байховый заменять: | 100 | |
чаем растворимым | 80 | |
кофейным напитком | 800 |
Таблица А.6 - Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для детей возраста до 1 года
Наименование продуктов | Количество продуктов в граммах по возрастным группам (месяцам) | |||
до 3 | 4-6 | 7-9 | 10-12 | |
1 Хлебопродукты: | ||||
хлеб пшеничный (или сухари) | 10 | 40 | ||
хлеб ржаной | 15 | |||
2 Крупа, макаронные изделия: | 16 | 18 | 30 | |
"геркулес" | 8 | 18 | 30 | |
рисовая | 3 | |||
манная | 8 | 4,5 | 3 | |
гречневая | 5 | |||
макаронные изделия | 4,5 | 6 | ||
3 Картофель | 70 | 70 | 100 | |
4 Овощи, всего, в том числе: | 70 | 70 | 100 | |
морковь | 28 | 28 | 30 | |
свекла | 5 | 5 | 10 | |
капуста белокочанная | 28 | 28 | 36 | |
перец сладкий | 1 | |||
лук репчатый | 5 | |||
зелень и другие овощи | 9 | 9 | 13 | |
горошек зеленый | 5 | |||
5 Фрукты: | ||||
фруктовое пюре | 50 | 100 | 100 | |
сок фруктовый | 10-30 | 40 | 50 | 50 |
сухофрукты | 10 | |||
6 Сахар, кондитерские изделия: | 10-15 | |||
печенье | 10 | 20 | ||
7 Масло растительное | 1-2 | 2-4 | 4-6 | |
8 Рыба и рыбопродукты | 30 | 40 | ||
9 Мясо и мясопродукты: | ||||
мясо (для бульона) | 60 | 80 | ||
10 Молоко и молочные продукты: | ||||
молочные смеси | 90 | 70 | 55 | 55 |
молоко натуральное | 80 | 180 | 200 | |
кефир | 100 | 100 | ||
творог | 40 | 50 | 50 | |
масло сливочное | 2 | 5 | 10 | |
11 Яйцо | 1/4 | 1/2 | 1 |
Таблица А.7 - Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви для выдачи пострадавшему населению
Время | Для мужчин | Для женщин | ||
года | Наименование одежды, белья, обуви | Количество | Наименование одежды, белья, обуви | Количество |
Лето | Брюки | 1 | Платье летнее | 1 |
Сорочки | 1 | Чулки, пара | 1 | |
Носки, пара | 1 | Белье нательное (комплект из двух | 1 | |
Белье нательное (майки, трусы) | 1 | предметов) | ||
Обувь летняя, пара | 1 | |||
Обувь летняя, пара | 1 | |||
Зима | Пальто, куртка | 1 | Пальто, куртка | 1 |
Костюм | 1 | Платье, костюм | 1 | |
Сорочка | 1 | Белье нательное (комплект из двух | 1 | |
Белье нательное (комплект из двух | 1 | предметов) | ||
предметов) | Чулки, пара | 1 | ||
Носки, пара | 1 | Платок головной | 1 | |
Шапка | 1 | Шапка вязаная | 1 | |
Обувь, пара | 1 | Обувь, пара | 1 | |
Перчатки, варежки, пара | 1 | Перчатки, варежки, пара | 1 | |
Весна, осень | Плащ, куртка | 1 | Плащ, куртка | 1 |
Костюм | 1 | Платье, костюм | 1 | |
Сорочка | 1 | Белье нательное (комплект из двух | 1 | |
Белье нательное | 1 | предметов) | ||
(комплект из двух | ||||
предметов) | Чулки, пара | 1 | ||
Носки, пара | 1 | Платок головной | 1 | |
Головной убор | 1 | Обувь, пара | 1 | |
(кепи, береты) | ||||
Обувь, пара | 1 |
Таблица А.8 - Ассортимент одежды, белья и обуви, предназначенный для выдачи населению, рекомендуемые размеры и роста
Ассортимент | Мужской вариант | Женский вариант | ||||
размеры | % | рост | размеры | % | рост | |
Верхняя одежда: | 88 | 14 | 164 - 30% | 88 | 20 | 164 - 30% |
пальто куртки, костюмы | 92 | 20 | 170 - 40% 176 - 25% 182 - 5% | 92 | 20 | 170 - 40% 176 - 25% 182 - 5% |
куртки, костюмы | 96 | 25 | 96 | 20 | ||
белье | 100 | 17 | 100 | 15 | ||
104 | 10 | 104 | 10 | |||
108 | 5 | 108 | 7 | |||
нательное платье | 112 | 4 | 112 | 6 | ||
116 | 3 | |||||
120 | 2 | 116 | 2 | |||
сорочки мужские | 38/44 | 17 | 164 - 30% | |||
39/46 | 24 | 170 - 40% | ||||
40/48 | 25 | 176 - 25% | ||||
41/50 | 17 | 182 - 5% | ||||
42/52 | 10 | |||||
43/54 | 5 | |||||
44/56 | 1 | |||||
46/60 | 1 | |||||
Обувь | 38 | 5 | полнота узкая - 10% | 34 | 3 | полнота узкая - 10% |
39 | 9 | средняя - 60% | 35 | 13 | средняя - 60% | |
40 | 13 | широкая - 30% | 36 | 12 | широкая - 30% | |
41 | 32 | 37 | 15 | |||
42 | 14 | 38 | 31 | |||
43 | 10 | 39 | 11 | |||
44 | 12 | 40 | 7 | |||
45 | 3 | 41 | ||||
46 | 3 | |||||
Чулки/носки | 23 | 5 | на размер обуви: | 21 | на размер обуви: | |
25 | 9 | 40, 41, 42, 43, 44, 45, | 23 | 25 | 35, 36, 37, 38, 39, | |
27 | 45 | 46 | 25 | 46 | 40, 41 | |
29 | 14 | 27 | 18 | |||
31 | 22 | 29 | 8 | |||
33 | 5 | |||||
Головные уборы | 55 | 5 | 54 | 5 | ||
56 | 25 | 55 | 25 | |||
57 | 25 | 56 | 25 | |||
58 | 30 | 57 | 30 | |||
59 | 10 | 58 | 10 | |||
60 | 5 | 59 | 8 | |||
Перчаточные изделия | 9 | 1 | 8,5 | 33 | ||
10 | 3 | 9 | 34 | |||
11 | 57 | 9,5 | 33 | |||
12 | 7 |
Таблица А.9 - Рекомендуемые размеры одежды и обуви для выдачи пострадавшему населению (детям)
Одежда | ||||
Возрастная группа | Ясельная группа | Дошкольная группа | Школьная младшая, средняя группы | Старшая школьная и подростковые группы |
Количество лет | до 2,5 | 2,5-7 | 7-12 | 12-17,5 |
Размеры | 22, 24, 26 | 28, 30, 32 | 34, 36, 38 | 40, 42, 44, 46 |
Процент от общего количества детской одежды | 15 | 25 | 25 | 35 |
Обувь | ||||
Возрастная группа | Ясельная группа | Дошкольная группа | Школьная младшая, средняя группы | Старшая школьная и подростковые группы |
Количество лет | до 2,5 | 2,5-7 | 7-12 | 12-17,5 |
Размеры | 16-22 | 23-30 | 31-35 | 36-40 |
Процент от общего количества детской обуви | 15 | 25 | 25 | 35 |
Таблица А.10 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения предметами первой необходимости
Наименование предметов | Единицы измерения | Количество |
Миска глубокая металлическая | шт./чел. | 1 |
Ложка | шт./чел. | 1 |
Кружка | шт./чел. | 1 |
Ведро | шт. на 10 чел. | 2 |
Чайник металлический | шт. на 10 чел. | 1 |
Мыло | г/чел. в месяц | 200 |
Моющие средства | г/чел. в месяц | 500 |
Постельные принадлежности | компл. /чел. | 1 |
Таблица А.11 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения водой
Виды водопотребления | Единицы измерения | Количество |
Питье | л/чел. в сутки | 2,5/5,0 |
Приготовление пищи, умывание, в том числе: | -//- | 7,5 |
- приготовление пищи и мытье кухонной посуды | -//- | 3,5 |
- мытье индивидуальной посуды | -//- | 1,0 |
- мытье лица и рук | 3,0 | |
Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений | 21,0 | |
Выпечка хлеба и хлебопродуктов | л/кг | 1,0 |
Прачечные, химчистки | -//- | 40,0 |
Для медицинских организаций | л/чел. в сутки | 50,0 |
Полная санобработка людей | л/чел. | 45,0 |
Таблица А.12 - Коэффициенты корректировки норм водообеспечения для питья работникам, выполняющим работы различной категории сложности
Категория работ | Коэффициент |
Легкая - I | 1,125 |
Средней тяжести - II | |
II а | 1,330 |
II б | 1,540 |
Тяжелая - III | 1,750 |
Таблица А.13 - Коэффициенты корректировки норм водообеспечения для питья работникам, находящимся большую часть суток в помещении с повышенной температурой
Температура воздуха в помещении, градусов Цельсия | Коэффициент |
20-22 | 1,00 |
25 | 1,35 |
30 | 2,30 |
35 | 3,35 |
37 | 4,00 |
Таблица А.14 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения временным жильем и коммунально-бытовыми услугами
Виды обеспечения (услуг) | Единицы измерения | Количество |
Временным жильем | м /чел. | 2,5-3 |
Умывальниками | чел./кран | 10-15 |
Туалетами | чел./унитаз | 30-40 |
Банями и душевыми установками | мест/чел. | 0,007 |
Прачечными | кг белья/чел. в сутки | 0,12 |
Химчистками | -//- | 0,0032 |
Предприятиями общественного питания | мест/1 чел. | 0,035 |
Предприятиями торговли | м /чел. | 0,07 |
Топливом: | кг у.т./чел. в сутки | |
летом: | ||
максимально | 1,95 | |
минимально | 0,33 | |
зимой: | ||
максимально | 4,78 | |
минимально | 0,41 |
УДК 614.894:006.354 | МКС 13.200 |
Ключевые слова: безопасность в чрезвычайных ситуациях, первоочередное жизнеобеспечение населения, чрезвычайная ситуация |