ГОСТ 22.3.01-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Общие требования

Обложка ГОСТ 22.3.01-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Общие требования
Обозначение
ГОСТ 22.3.01-2023
Наименование
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Общие требования
Статус
Действует
Дата введения
2024.02.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.200

        ГОСТ 22.3.01-2023


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях


ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ


Общие требования


Safety in emergencies. Priority life support for the affected population. General requirements

МКС 13.200

Дата введения 2024-02-01


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2023 г. N 63)

За принятие проголосовали:


Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения


Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь


Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан


Киргизия

KG

Кыргызстандарт


Россия

RU

Росстандарт


Таджикистан

TJ

Таджикстандарт


Узбекистан

UZ

Узстандарт


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 июля 2023 г. N 532-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22.3.01-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2024 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 22.3.01-97

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются аварии, опасные природные явления, катастрофы, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийные или иные бедствия.


2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 вид первоочередного жизнеобеспечения населения: Деятельность по определению и удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.

Примечание - К видам первоочередного жизнеобеспечения населения относятся жизненно важные услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в медицинском обеспечении, воде, продуктах питания, жилье, коммунально-бытовых услугах, предметах первой необходимости, санитарно-эпидемиологическом, транспортном, психологическом и информационном обеспечении. Приоритетность и состав необходимых видов первоочередного жизнеобеспечения населения определяются характером ЧС.

2.2 возможности системы первоочередного жизнеобеспечения населения: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему населению системой первоочередного жизнеобеспечения данного региона в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам.

2.3 первоочередное жизнеобеспечение населения: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

2.4 первоочередные потребности населения в ЧС: Перечень и объемы (количество) жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам.

2.5 период первоочередного жизнеобеспечения населения: Промежуток времени, ограниченный началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

2.6 план мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения: Документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении чрезвычайной ситуации и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.

2.7 пострадавшее население: Часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.

2.8 пострадавший: Погибший или получивший вред для здоровья человек, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.

2.9 принципы первоочередного жизнеобеспечения населения: Основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

2.10 пункт временного размещения населения; ПВР: Комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.

Примечание - ПВР могут развертываться на базе:

- каркасных (пневмокаркасных) палаток, мобильных (инвентарных) зданий и сооружений;

- объектов капитального строительства.

2.11 силы первоочередного жизнеобеспечения населения: Организации, осуществляющие предоставление населению различных видов первоочередного жизнеобеспечения населения.

2.12 система первоочередного жизнеобеспечения населения: Совокупность органов управления, сил и средств организаций, учреждений и предприятий с их связями, предназначенных для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.

2.13 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.


3 Основные цели, принципы и положения для руководства по организации первоочередного жизнеобеспечения населения

3.1 При создании и поддержании условий первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:

- вопросы первоочередного жизнеобеспечения населения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов власти;

- функции государства приоритетны в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;

- планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории;

- функции по первоочередному жизнеобеспечению населения рационально распределены между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

- должностные лица несут персональную ответственность за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;

- подготовка страны (региона) к первоочередному жизнеобеспечению населения происходит заблаговременно;

- физиологическая и энергетическая достаточность обеспечиваются в соответствии с нормами первоочередного жизнеобеспечения населения и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, в зонах ЧС и районах эвакуации;

- система первоочередного жизнеобеспечения населения изначально ориентирована на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;

- процесс первоочередного жизнеобеспечения населения является открытым за счет использования ресурсов от непострадавших регионов государства и зарубежной помощи;

- система первоочередного жизнеобеспечения населения способна к быстрому восстановлению после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.

3.2 Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения населения является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

3.3 Первоочередному жизнеобеспечению населения подлежат все граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.

3.4 Главной целью первоочередного жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

3.5 Организацию первоочередного жизнеобеспечения населения рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав органов власти.

3.6 Первоочередное жизнеобеспечение населения рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения и которые осуществляют свою деятельность на территории региона государства.


4 Общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения

4.1 Разработку планов мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения следует проводить на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС.

4.2 Органы, уполномоченные на решение задач первоочередного жизнеобеспечения населения, должны спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории в результате возникновения ЧС, пути и методы решения вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения.

4.3 Силы, привлекаемые для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, должны быть в случае возникновения ЧС оснащены соответствующими техническими средствами и материальными ресурсами.

4.4 При возникновении ЧС первоочередное жизнеобеспечение населения необходимо организовать своевременно и комплексно, в достаточных объемах по всем видам.

4.5 Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны совпадать по срокам и месту проведения с другими мероприятиями по спасению, сохранению жизни и здоровья пострадавшего населения.

4.6 При организации и проведении мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения необходимо по возможности минимизировать затраты времени, сил, технических, финансовых и материальных ресурсов на их реализацию.

4.7 Силы и средства должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае возникновения ЧС. При планировании мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения для обеспечения оперативности необходимо заблаговременно разработать механизмы управления силами и средствами.

4.8 Баланс системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается:

- соблюдением основных принципов первоочередного жизнеобеспечения населения, указанных в 3.1,

- заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, препятствующих воздействию дестабилизирующих факторов в случае возникновения ЧС, характерных для данного региона;

- способностью сохранять силы и средства в течение всего периода первоочередного жизнеобеспечения населения на уровне, характерном для состояния до возникновения чрезвычайной ситуации;

- созданием резервов материальных ресурсов в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом оптимальных соотношений между объемами государственных, региональных и местных резервных фондов;

- созданием в регионах резервов материальных ресурсов для восстановления ослабленной чрезвычайной ситуацией системы первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановлением использованных ресурсов за время, не превышающее периода первоочередного жизнеобеспечения населения;

- взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;

- подготовкой в установленном порядке пунктов временного размещения пострадавшего в ЧС населения к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;

- разработкой и совершенствованием норм и нормативов решения задач первоочередного жизнеобеспечения населения в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;

- устойчивостью управления системой первоочередного жизнеобеспечения населения;

- подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе;

- своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий;

- соблюдением требований нормативно-правовых актов по первоочередному жизнеобеспечению населения;

- созданием условий для маневрирования силами, средствами и услугами.

4.9 Снижение потребностей системы первоочередного жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:

- заблаговременной подготовкой региона к возможным ЧС;

- сокращением сроков проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

- отселением пострадавшего населения в часть региона, не затронутого ЧС;

- эвакуацией пострадавшего населения в соседние непострадавшие регионы;

- заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в результате ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону) в безопасные районы в случае необходимости.

4.10 Повышение эффективности системы первоочередного жизнеобеспечения населения достигается за счет:

- формирования ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения (финансовых и материальных) за счет государственных, региональных и местных резервов, государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также перераспределения ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения государства в пользу пострадавшего региона;

- ввоза ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения из сопредельных регионов.


5 Виды первоочередного жизнеобеспечения населения

5.1 Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг необходимо осуществлять по следующим видам:

- медицинское обеспечение;

- обеспечение водой;

- обеспечение питанием (продуктами питания);

- обеспечение жильем;

- обеспечение коммунально-бытовыми услугами;

- обеспечение предметами первой необходимости;

- санитарно-эпидемиологическое обеспечение;

- транспортное обеспечение;

- психологическое обеспечение;

- информационное обеспечение.

5.2 Медицинское обеспечение должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пострадавших и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения.

5.3 Обеспечение водой предусматривает удовлетворение:

- потребностей в воде при проведении лечебно-медицинских мероприятий и санитарно-гигиенической обработки;

- хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения, спасателей, административного и обслуживающего персонала пунктов временного размещения населения.

5.4 Обеспечение продуктами питания предусматривает удовлетворение потребностей в крупах, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.

5.5 Обеспечение жильем предусматривает предоставление пострадавшему населению, вынужденным переселенцам (беженцам) или эвакуированным из зоны ЧС мест:

- в стационарных пунктах временного размещения населения;

- в пунктах временного размещения населения на основе палаток или мобильных зданий и сооружений.

5.6 Обеспечение коммунально-бытовыми услугами предусматривает проведение мероприятий по удовлетворению минимально необходимых потребностей в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.

5.7 Обеспечение предметами первой необходимости предусматривает удовлетворение потребностей пострадавшего населения в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, необходимой бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.), прочих товарах.

5.8 Санитарно-эпидемиологическое обеспечение предусматривает контроль качества воды, продуктов питания, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС.

5.9 Транспортное обеспечение предусматривает удовлетворение потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и доставки материальных ресурсов первоочередного жизнеобеспечения населения.

5.10 Психологическое обеспечение предусматривает оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, проведение фармаколого-психологических и реабилитационных мероприятий.

5.11 Информационное обеспечение предусматривает своевременное оповещение пострадавшего населения и органов управления всех уровней о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации, возможных последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.


6 Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения

6.1 Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории ЧС являются:

- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

- прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);

- прогнозируемая численность вероятных потерь населения;

- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;

- продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения ЧС.

6.2 Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения и потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатывают органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, по методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.

Подготовленные прогнозные данные передают руководителям подразделений первоочередного жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих подразделений.

6.3 Оценку потребностей населения по каждому виду первоочередного жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводят специалисты подразделений первоочередного жизнеобеспечения. Должны быть проведены расчеты:

- по необходимой численности специалистов для организации первоочередного жизнеобеспечения;

- количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простых печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации;

- суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и последующие дни.

6.4 Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, топливе рассчитывают по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общую потребность в этих видах первоочередного жизнеобеспечения определяют путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

В расчетах принимаются следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения:

- в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;

- в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;

- в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

- в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - до 30 суток.

6.5 При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после стихийного бедствия до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи должны использоваться сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки.

Хлеб доставляют из соседних населенных пунктов любым видом транспорта.

Должна учитываться необходимость поставки готового детского питания для грудных детей (приложение А, таблица А.6) и детей до трех лет, а для некоторых категорий больных - специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС.

При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли должны исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания приведены в таблицах А.1, А.2, А.5 и А.6 приложения А.

6.6 Суточные потребности в воде в зоне ЧС оценивают по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд (приложение А, таблица А.11) с учетом потребностей в воде пострадавших при оказании им медицинской помощи и при лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях.

6.7 Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.

Перечень предметов первой необходимости, номенклатура, рекомендуемые размеры одежды и обуви, а также нормы обеспечения приведены в таблицах А.7-А.10 приложения А.

6.8 Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) определяют в соответствии с нормами для условий ЧС (приложение А, таблица А.14).

6.9 Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных домиках оценивают по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением, наводнением, или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем приведены в таблице А.14 приложения А.

6.10 Потребности в медицинском обеспечении населения оценивают отдельно для пострадавшего населения.

Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяют с учетом данных о прогнозируемой численности потерь и о летальных исходах, пострадавших в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи.

Потребность в комплектах индивидуальных медицинских и лекарственных препаратах для их пополнения определяют по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения).

Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяют по прогнозируемой численности пострадавших в ЧС.

Особое внимание уделяется обеспечению медицинских формирований, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации. Они должны быть снабжены:

- антибиотиками, противошоковыми средствами, запасами крови и кровезаменителей (механические травмы при землетрясениях);

- средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом, водой (химические отравления).

Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первой медицинской помощи определяют по нормам, с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий обеспечивают необходимыми методиками и средствами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий ЧС в соответствии с нормами.

6.11 После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения населения оценивают суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав подразделений для организации первоочередного жизнеобеспечения населения.

Кроме того, учитывают потребности во всех видах первоочередного жизнеобеспечения личного состава подразделений первоочередного жизнеобеспечения, а также личного состава спасательных подразделений, аварийных бригад, привлекаемых к аварийно-восстановительным работам, комендантской службы по охране общественного порядка и охране сосредоточиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяются по их суммарной численности и нормам обеспечения (приложение А, таблицы А.1, А.3, А.4).

Результаты расчетов учитывают по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в продукции или услугах.

6.12 Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные подразделения должны в соответствии с их предназначением иметь возможность автономной работы в течение 72 ч.

6.13 Для обеспечения пожарной безопасности предусматривают выполнение противопожарных мероприятий на всех этапах первоочередного жизнеобеспечения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения.

Приложение А

(рекомендуемое)


Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС

Таблица А.1 - Рекомендуемые нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (в день)


Номер группы

Категории населения

Энергия, кКал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

I

Пострадавшее в ЧС население

2300

58

74

320

II

Спасатели, рабочие, разбирающие завалы при ведении спасательных работ, личный состав медицинских формирований

4200

114

150

570

III

Другие категории участников ликвидации последствий землетрясения

3300

92

108

470


Таблица А.2 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в ЧС населения на одного человека в сутки


Наименование продукта

Единица измерения

Количество

1 Хлеб и хлебобулочные изделия

г/чел. в сутки

460

2 Крупа гречневая

40

3 Крупа рисовая

40

4 Изделия макаронные

40

5 Консервы мясные

150

6 Консервы рыбные

100

7 Масло животное

50

8 Масло растительное

10

9 Продукция молочной и сыродельной промышленности

25

10 Сахар

75

11 Чай

2

12 Овощи, грибы, картофель, фрукты сушеные

15

13 Консервы плодовые и ягодные, экстракты ягодные

100

14 Консервы овощные, томатные

460

15 Соль поваренная пищевая

20

16 Пряности пищевкусовые, приправы и добавки

0,1


Таблица А.3 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания спасателей, рабочих, разбирающих завалы при ведении спасательных работ, личного состава медицинских формирований


Наименование продукта

Единица измерения

Количество

1 Хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1-го сорта

г/чел. в сутки

600

2 Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта

400

3 Мука пшеничная 2-го сорта

30

4 Крупа разная

100

5 Макаронные изделия

20

6 Молоко и молокопродукты

500

7 Мясо и мясопродукты

100

8 Рыба и рыбопродукты

60

9 Жиры

50

10 Сахар

70

11 Картофель

500

12 Овощи

180

13 Соль

30

14 Чай

2


Таблица А.4 - Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания других категорий участников ликвидации последствий ЧС


Наименование продукта

Единица измерения

Количество

1 Хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1-го сорта

г/чел. в сутки

400

2 Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта

400

3 Мука пшеничная 2-го сорта

24

4 Крупа разная

80

5 Макаронные изделия

30

6 Молоко и молокопродукты

300

7 Мясо и мясопродукты

80

8 Рыба и рыбопродукты

40

9 Жиры

40

10 Сахар

60

11 Картофель

400

12 Овощи

150

13 Соль

25

14 Чай

1,5


Таблица А.5 - Рекомендуемые нормы замены продуктов при выдаче населению


Наименование показателей

Количество, г

Заменяемого продукта

Продукта-

заменителя

1 Хлеб из смеси ржаной обдирной муки и пшеничной муки 1-го сорта заменять:

100

сухарями из муки ржаной обойной, пшеничной обойной и 2-го сорта

60

галетами простыми из муки пшеничной обойной и 2-го сорта

60

мукой ржаной обдирной и мукой пшеничной 1-го сорта

42+28

хлебом из муки пшеничной 2-го сорта

95

хлебом белым из муки пшеничной 1-го сорта

90

2 Хлеб белый из муки пшеничной 1-го сорта заменять:

100

сухарями из муки пшеничной 1-го сорта

65

мукой пшеничной 1-го сорта

75

галетами простыми из муки пшеничной 1-го сорта

65

батонами простыми и нарезными из муки пшеничной 1 сорта

95

хлебом из муки пшеничной высшего сорта

85

хлебом из муки пшеничной 2-го сорта

105

3 Крупу разную заменять:

100

макаронными изделиями

100

концентратами крупяными, крупоовощными и овощами

100

картофелем свежим

500

овощами свежими

500

овощами квашеными и солеными

500

картофелем и овощами сушеными, пюре картофельным сухим, картофельной крупой, картофелем и овощами сублимационной сушки

100

консервами овощными первых обеденных блюд без мяса

375

консервами овощными заправочными

250

консервами овощными закусочными

375

4 Мясо - говядину, свинину, баранину заменять:

100

мясными блоками на костях

100

мясными блоками без костей

80

олениной

130

субпродуктами первой категории

100

субпродуктами второй категории

300

мясом птицы потрошеной

100

мясом птицы полупотрошеной и непотрошеной

120

мясокопченостями (ветчина, грудинка, рулеты, колбаса полукопченая)

60

консервами мясными разными

75

консервами из птицы с костями

100

рыбой (в охлажденном, мороженом и соленом виде без головы)

150

консервами рыбными разными

120

сыром сычужным твердым

48

сыром плавленым

72

яйцами куриными, шт.

2

5 Жиры животные топленые, маргарин заменять:

100

маслом коровьим

67

маслом растительным

100

жиром-сырцом

130

шпиком

100

6 Сахар заменять:

100

карамелью

50

вареньем, джемом, повидлом

140

мармеладом

130

печеньем

100

вафлями

100

халвой

120

пастилой

120

7 Чай черный байховый заменять:

100

чаем растворимым

80

кофейным напитком

800


Таблица А.6 - Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для детей возраста до 1 года


Наименование продуктов

Количество продуктов в граммах по возрастным группам (месяцам)

до 3

4-6

7-9

10-12

1 Хлебопродукты:

хлеб пшеничный (или сухари)

10

40

хлеб ржаной

15

2 Крупа, макаронные изделия:

16

18

30

"геркулес"

8

18

30

рисовая

3

манная

8

4,5

3

гречневая

5

макаронные изделия

4,5

6

3 Картофель

70

70

100

4 Овощи, всего, в том числе:

70

70

100

морковь

28

28

30

свекла

5

5

10

капуста белокочанная

28

28

36

перец сладкий

1

лук репчатый

5

зелень и другие овощи

9

9

13

горошек зеленый

5

5 Фрукты:

фруктовое пюре

50

100

100

сок фруктовый

10-30

40

50

50

сухофрукты

10

6 Сахар, кондитерские изделия:

10-15

печенье

10

20

7 Масло растительное

1-2

2-4

4-6

8 Рыба и рыбопродукты

30

40

9 Мясо и мясопродукты:

мясо (для бульона)

60

80

10 Молоко и молочные продукты:

молочные смеси

90

70

55

55

молоко натуральное

80

180

200

кефир

100

100

творог

40

50

50

масло сливочное

2

5

10

11 Яйцо

1/4

1/2

1


Таблица А.7 - Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви для выдачи пострадавшему населению


Время

Для мужчин

Для женщин

года

Наименование одежды, белья, обуви

Количество

Наименование одежды, белья, обуви

Количество

Лето

Брюки


1

Платье летнее

1

Сорочки


1

Чулки, пара

1

Носки, пара


1

Белье нательное

(комплект из двух

1

Белье нательное (майки, трусы)

1

предметов)

Обувь летняя, пара

1

Обувь летняя, пара

1

Зима

Пальто, куртка


1

Пальто, куртка

1

Костюм


1

Платье, костюм

1

Сорочка


1

Белье нательное

(комплект из двух

1

Белье нательное (комплект из двух

1

предметов)

предметов)

Чулки, пара

1

Носки, пара


1

Платок головной

1

Шапка


1

Шапка вязаная

1

Обувь, пара


1

Обувь, пара

1

Перчатки, варежки, пара

1

Перчатки, варежки, пара

1

Весна, осень

Плащ, куртка


1

Плащ, куртка

1

Костюм


1

Платье, костюм

1

Сорочка


1

Белье нательное

(комплект из двух

1

Белье нательное

1

предметов)

(комплект из двух

предметов)


Чулки, пара

1

Носки, пара


1

Платок головной

1

Головной убор

1

Обувь, пара

1

(кепи, береты)


Обувь, пара

1


Таблица А.8 - Ассортимент одежды, белья и обуви, предназначенный для выдачи населению, рекомендуемые размеры и роста


Ассортимент

Мужской вариант

Женский вариант

размеры

%

рост

размеры

%

рост

Верхняя одежда:

88

14

164 - 30%

88

20

164 - 30%

пальто

куртки, костюмы

92

20

170 - 40%

176 - 25%

182 - 5%

92

20

170 - 40%

176 - 25%

182 - 5%

куртки, костюмы

96

25

96

20

белье

100

17

100

15

104

10

104

10

108

5

108

7

нательное платье

112

4

112

6

116

3

120

2

116

2

сорочки мужские

38/44

17

164 - 30%

39/46

24

170 - 40%

40/48

25

176 - 25%

41/50

17

182 - 5%

42/52

10

43/54

5

44/56

1

46/60

1

Обувь

38

5

полнота узкая - 10%

34

3

полнота узкая - 10%

39

9

средняя - 60%

35

13

средняя - 60%

40

13

широкая - 30%

36

12

широкая - 30%

41

32

37

15

42

14

38

31

43

10

39

11

44

12

40

7

45

3

41

46

3

Чулки/носки

23

5

на размер обуви:

21

на размер обуви:

25

9

40, 41, 42, 43, 44, 45,

23

25

35, 36, 37, 38, 39,

27

45

46

25

46

40, 41

29

14

27

18

31

22

29

8

33

5

Головные уборы

55

5

54

5

56

25

55

25

57

25

56

25

58

30

57

30

59

10

58

10

60

5

59

8

Перчаточные изделия

9

1

8,5

33

10

3

9

34

11

57

9,5

33

12

7


Таблица А.9 - Рекомендуемые размеры одежды и обуви для выдачи пострадавшему населению (детям)


Одежда

Возрастная группа

Ясельная группа

Дошкольная группа

Школьная младшая, средняя группы

Старшая школьная и подростковые группы

Количество лет

до 2,5

2,5-7

7-12

12-17,5

Размеры

22, 24, 26

28, 30, 32

34, 36, 38

40, 42, 44, 46

Процент от общего количества детской одежды

15

25

25

35

Обувь

Возрастная группа

Ясельная группа

Дошкольная группа

Школьная младшая, средняя группы

Старшая школьная и подростковые группы

Количество лет

до 2,5

2,5-7

7-12

12-17,5

Размеры

16-22

23-30

31-35

36-40

Процент от общего количества детской обуви

15

25

25

35


Таблица А.10 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения предметами первой необходимости


Наименование предметов

Единицы измерения

Количество

Миска глубокая металлическая

шт./чел.

1

Ложка

шт./чел.

1

Кружка

шт./чел.

1

Ведро

шт. на 10 чел.

2

Чайник металлический

шт. на 10 чел.

1

Мыло

г/чел. в месяц

200

Моющие средства

г/чел. в месяц

500

Постельные принадлежности

компл. /чел.

1


Таблица А.11 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения водой


Виды водопотребления

Единицы измерения

Количество

Питье

л/чел. в сутки

2,5/5,0

Приготовление пищи, умывание, в том числе:

-//-

7,5

- приготовление пищи и мытье кухонной посуды

-//-

3,5

- мытье индивидуальной посуды

-//-

1,0

- мытье лица и рук

3,0

Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений

21,0

Выпечка хлеба и хлебопродуктов

л/кг

1,0

Прачечные, химчистки

-//-

40,0

Для медицинских организаций

л/чел. в сутки

50,0

Полная санобработка людей

л/чел.

45,0


Таблица А.12 - Коэффициенты корректировки норм водообеспечения для питья работникам, выполняющим работы различной категории сложности


Категория работ

Коэффициент

Легкая - I

1,125

Средней тяжести - II

II а

1,330

II б

1,540

Тяжелая - III

1,750


Таблица А.13 - Коэффициенты корректировки норм водообеспечения для питья работникам, находящимся большую часть суток в помещении с повышенной температурой


Температура воздуха в помещении, градусов Цельсия

Коэффициент

20-22

1,00

25

1,35

30

2,30

35

3,35

37

4,00


Таблица А.14 - Рекомендуемые нормы обеспечения населения временным жильем и коммунально-бытовыми услугами


Виды обеспечения (услуг)

Единицы измерения

Количество

Временным жильем

м
/чел.

2,5-3

Умывальниками

чел./кран

10-15

Туалетами

чел./унитаз

30-40

Банями и душевыми установками

мест/чел.

0,007

Прачечными

кг белья/чел. в сутки

0,12

Химчистками

-//-

0,0032

Предприятиями общественного питания

мест/1 чел.

0,035

Предприятиями торговли

м
/чел.

0,07

Топливом:


кг у.т./чел. в сутки

летом:

максимально

1,95

минимально


0,33

зимой:

максимально

4,78

минимально

0,41


УДК 614.894:006.354

МКС 13.200


Ключевые слова: безопасность в чрезвычайных ситуациях, первоочередное жизнеобеспечение населения, чрезвычайная ситуация