ПНСТ 768-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД. ОБМЕН ДАННЫМИ С ВНЕШНИМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
Общие требования
Safety in emergencies. Safe city. Data exchange with external information. General requirements
ОКС 13.200
Срок действия с 2023-07-01
до 2026-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Национальный центр информатизации" (ООО "НЦИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2022 г. N 125-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к обеспечению информационного взаимодействия участников аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АПК "Безопасный город") на основе единого стека открытых протоколов.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на программные комплексы, включаемые в контур информационного обмена АПК "Безопасный город" и предназначенные для применения в составе органов повседневного управления (ОПУ) различных уровней территориальных, а также функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) для осуществления мониторинга и предупреждения угроз общественной безопасности и безопасности среды жизнедеятельности.
1.3 Положения настоящего стандарта предназначены для использования при организации и проведении работ по интеграции государственных и иных информационных систем в контур информационного обмена АПК "Безопасный город" следующих участников взаимодействия в контуре информационного обмена АПК "Безопасный город":
- федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов, входящих в РСЧС;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- научно-исследовательских, проектных организаций, и организаций всех форм собственности, осуществляющих проектирование, разработку и внедрение в промышленную эксплуатацию АПК "Безопасный город".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ПНСТ 761-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасный город. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 761-2022, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в территориальную подсистему РСЧС муниципального уровня и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий). [ГОСТ Р 22.7.01-2021, пункт 2.1.6] |
3.2
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования; ЕДДС: Орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. [ГОСТ Р 22.7.01-2021, пункт 2.1.5] |
3.3
информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. [[1], статья 2, пункт 3] |
3.4
информация: Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления. [ГОСТ Р 22.3.09-2014, пункт 3.9] |
3.5 информационный обмен: Процесс взаимной передачи информации (данных, сообщений), происходящий между АПК "Безопасный город" и внешними взаимодействующими информационными системами, осуществляемый в соответствии с принятыми форматами представления разнородной информации, набором управляющих правил и координации процессов при обмене информацией.
3.6 участник АПК "Безопасный город": Персонал органов управления и комплексы средств автоматизации федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи в области обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и общественного порядка.
3.7
орган повседневного управления РСЧС: Учреждение (подразделение), создаваемое федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции. [[2], пункт 1] |
3.8
оператор информационной системы: Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. [[1], статья 2, пункт 12] |
3.9 регламентные сообщения: Класс сообщений, формируемый АПК "Безопасный город", предназначенный для уведомления оперативного персонала ЕДДС о проводимых плановых и внеплановых (аварийных) работах, на базе сообщений (информации), поступивших из внешних информационных систем мониторинга, а также для их передачи в информационные системы органов государственной власти, определенные регламентами взаимодействия.
3.10 события (обращения): Класс сообщений, формируемый АПК "Безопасный город", на основании данных из взаимодействующих информационных систем мониторинга и предназначенный для уведомления оперативного персонала ЕДДС о полученных событиях (обращениях).
3.11 события (происшествия): Класс сообщений, формируемый АПК "Безопасный город", на основании данных из информационных систем диспетчерского управления либо из данных событий (обращений) и предназначенный для уведомления оперативного персонала ЕДДС о событиях (происшествиях), требующих действий от диспетчера ЕДДС.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЕСОП | - единый стек открытых протоколов; |
КСП | - кризисная ситуация и/или происшествие; |
МО | - муниципальное образование; |
ОКТМО | - общероссийский классификатор территорий муниципальных образований; |
ФИАС | - Федеральная информационная адресная система; |
ЧС | - чрезвычайная ситуация; |
UID | - идентификационный номер пользователя. |
5 Общие требования к единому стеку открытых протоколов при организации информационного взаимодействия АПК "Безопасный город" с государственными и иными информационными системами
5.1 ЕСОП разрабатывается для обеспечения взаимного информационного обмена данными АПК "Безопасный город" с государственными и иными информационными системами, в том числе ОПУ муниципального и регионального уровня РСЧС, а также органов государственного управления и местного самоуправления, необходимых для принятия управленческих решений по вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды жизнедеятельности.
5.2 ЕСОП определяет требования к составу информации и протоколам ее передачи между информационными системами и АПК "Безопасный город", в рамках реализуемого информационного обмена ЕДДС с ОПУ регионального и муниципального уровней РСЧС и участниками информационного взаимодействия регионального и муниципального уровней по вопросам, связанным с обеспечением общественной безопасности и безопасности среды жизнедеятельности на территории субъекта Российской Федерации.
5.3 Взаимодействие АПК "Безопасный город" с информационными системами осуществляется на основании заключенных двухсторонних соглашений об информационном обмене и утвержденных регламентов информационного взаимодействия, между ЕДДС и ДДС, а также операторами иных информационных систем, с учетом программно-технических средств подсистемы интеграции данных информационно-коммуникационной структуры АПК "Безопасный город", с учетом разграничений уровней доступа к информации подлежащей обмену.
Указанными двухсторонними соглашениями (регламентами) в том числе должны быть определены непосредственный состав и форматы передаваемой информации, а также периодичность ее представления.
5.4 Обмен данными должен осуществляться в соответствии с требованиями [3] к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций.
5.5 Информационно-техническое взаимодействие с конкретной сопрягаемой информационной системой должно осуществляться в соответствии с порядком и правилами, определяемыми типовыми протоколами информационно-технического взаимодействия для указанной информационной системы.
Для взаимодействия АПК "Безопасный город" используются сетевые протоколы передачи данных:
- протокол передачи гипертекста (HTTP);
- расширенный протокол передачи гипертекста с обеспечением безопасности транспорта уровня (TLS) в соответствии с [4], [5];
- протокол защищенных соединений (SSL);
- набор протоколов для обеспечения для обеспечения защиты данных, передаваемых по межсетевому протоколу (IP Security) в соответствии с [6];
- протоколы использования системы поддержки пространства имен (DNS).
При описании данных, а также информации о данных, их составе и структуре, содержании, формате представления, методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей, о месте хранения, источнике, его владельце и иной информации (далее - метаданные) и используемых наборах символов, применяемых в процессе информационного обмена, необходимо придерживаться следующих спецификаций:
- расширяемый язык разметки (XML) в соответствии с [7];
- расширяемый язык описания схем данных (XML Schema) версии 1.1.
Все описания электронных сервисов и описания схем данных создаются в кодировке UTF-8 (с указанием этой кодировки в заголовке соответствующего описания).
5.6 В рамках информационного обмена обеспечивается передача следующих типов сообщений:
- событий (обращений), зарегистрированных в зоне ответственности АПК "Безопасный город";
- карточек событий (происшествий), зарегистрированных на основании обращений;
- специализированных карточек происшествий с необходимыми дополнительными данными;
- поручений, формируемых оперативным персоналом ОПУ муниципального и регионального уровней РСЧС;
- данных мониторинга, полученных от устройств (датчиков) мониторинга контролируемых параметров;
- прогнозов развития обстановок при КСП, в соответствии с определенными типами угроз.
5.7 В рамках информационного обмена обеспечивается передача следующих категорий справочной информации:
- о типах событий (обращений);
- о классификации типов событий (происшествий), в соответствии с определенными типами угроз;
- об устройствах, сопрягаемых с АПК "Безопасный город";
- о различных объектах, зарегистрированных в АПК "Безопасный город".
5.8 Взаимодействие с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления осуществляется в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации.
5.9 Предусмотрен следующий порядок ведения информационного обмена:
- АПК "Безопасный город" формирует сообщение (информацию) и передает во взаимодействующую информационную систему;
- информационная система получает направленное сообщение (информацию), осуществляет предварительную обработку информации, заключающейся в проверке состава и качества представленной информации, после которой формирует сообщение для АПК "Безопасный город", подтверждающее получение (отсутствие получения) направленного сообщения (информации).
5.10 При передаче информации во взаимодействующую информационную систему, в АПК "Безопасный город" осуществляется:
- формирование запрашиваемого сообщения (информации);
- отправка сформированного сообщения (информации) во взаимодействующую информационную систему, по заранее определенному каналу связи и протоколу передачи информации.
При приеме информации от АПК "Безопасный город", взаимодействующей информационной системой осуществляется:
- обработка сообщения (информации) на предмет проверки состава и качества представленной информации;
- формирование ответа о получении информации;
- отправка ответа о получении сообщения (информации) в АПК "Безопасный город".
5.11 В случае выявления ошибки при приеме-передаче сообщения (информации) АПК "Безопасный город" должен повторить передачу сообщения (информации) или отобразить оператору сообщение о невозможности передачи во взаимодействующую информационную систему сообщения (информации).
Аналогичный порядок предусмотрен и в режиме передачи сообщения (информации) от взаимодействующей информационной системы в АПК "Безопасный город".
6 Классы сообщений
6.1 События - обращения, поступающие в АПК "Безопасный город" с сопрягаемых информационных систем сбора и обобщения данных мониторинга, и выявления происшествий, структура параметров которых приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура параметров события (обращения) в АПК "Безопасный город"
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор обращения | - |
Тип обращения | Набор данных включает идентификатор и наименование типа обращения |
Дата и время события | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Муниципальное образование | Набор данных включает: - идентификатор МО; - полное наименование МО; - код МО в ОКТМО; - уровень расположения МО в структуре ОКТМО |
Дата и время создания события (обращения) | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Информация о пользователе (операторе внешней информационной системы), создавшем обращение, в т.ч. и системные учетные записи систем мониторинга | Набор данных включает: - UID пользователя во внешней информационной системе; - имя пользователя во внешней информационной системе (например, "оператор N X" Системы-112); - ФИО пользователя; - принадлежность пользователя к населенному пункту (по зоне ответственности, например, "оператор N 20" Системы-112 отвечает за город Клинцы); - поле-категория, определяющая принадлежность пользователя к структурному подразделению органов государственной власти |
Адрес, указанный обратившимся (направившего обращение во взаимодействующую систему) | Набор данных включает: - идентификатор адреса в ФИАС; - полный адрес места, указанного обратившимся; - принадлежность места, указанного обратившимся, к населенному пункту; - координаты места, указанные обратившимся |
Дополнительная информация об адресе, указанном обратившимся (направившего обращение во взаимодействующую систему) | - |
Координаты места события, указанные обратившимся (направившего обращение во взаимодействующую систему) | Набор данных включает в себя широту, долготу и другую специализированную информацию |
Описание обращения | - |
Статус обращения | Определяется согласно справочнику статусов обращений |
Дополнительный признак обработки обращения | - |
Комментарий при закрытии обращения | Комментарий оператора, формирующего поступившее обращение |
Файлы, приложенные к обращению | Данные видеомониторинга с места события, файлы, полученные с мобильного устройства обратившегося и т.д. |
Инициирующее событие, приведшее к обращению | Набор данных включает идентификатор инициирующего события, его источник и другую специализированную информацию |
Связанное происшествие с указанным событием | - |
6.2 События - происшествия, поступающие в АПК "Безопасный город" с информационных систем диспетчерского управления, предназначенные для уведомления оперативного персонала ЕДДС о выявленных происшествиях, требующих действий от диспетчера ЕДДС, структура параметров которых приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура параметров события (происшествия) в АПК "Безопасный город"
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор события (происшествия) | - |
Тип события (происшествия) | Набор данных включает: идентификатор события (происшествия) согласно классификатору (событий) происшествий; наименование типа события (происшествия) |
Дата и время события (происшествия) | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Муниципальное образование | Набор данных включает: - идентификатор МО; - полное наименование МО; - код МО в ОКТМО; - уровень расположения МО в структуре ОКТМО |
Дата и время создания регистрации события (происшествия) | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Информация о пользователе (операторе внешней информационной системы), зарегистрировавшем событие (происшествие) | Набор данных включает: - UID пользователя во внешней информационной системе; - имя пользователя во внешней информационной системе (например, "оператор N X" Системы-112); - ФИО пользователя; - принадлежность пользователя к населенному пункту; - поле-категория, определяющая принадлежность пользователя к структурному подразделению органов государственной власти |
Адрес места происшествия | Набор данных включает: - идентификатор адреса места происшествия по ФИАС; - полный адрес места происшествия; - принадлежность места происшествия к населенному пункту; - координаты места происшествия |
Дополнительная информация об адресе места происшествия | - |
Координаты места происшествия | Набор данных включает в себя широту, долготу и другую специализированную информацию |
Описание происшествия | - |
Статус происшествия | - |
Причина отмены реагирования на происшествие | - |
Признак "ЧС" | - |
Признак "Социально-значимое" | - |
Признак "Угроза людям" | - |
Признак "На контроле" | - |
Признак привязки к обращению, созданному на государственном портале обращения граждан | - |
Признак публикации на государственном портале обращения граждан | - |
Дата и время публикации на государственном портале обращения граждан | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Дополнительное описание при публикации на государственном портале обращения граждан | - |
Связанное инициирующее обращение гражданина | Набор данных включает полную информацию о связанном инициирующем обращении |
Синхронизация с внешней информационной системой | Набор данных включает идентификатор происшествия и статус происшествия во внешней системе |
Примечание - Формируемая структура обеспечивает не только получение информации с внешних информационных систем, но и отправку во внешние информационные системы ОПУ полученных наборов данных из АПК "Безопасный город". |
6.3 События - поручения, полученные в АПК "Безопасный город" с внешних информационных систем ОПУ муниципального и регионального уровней РСЧС, структура параметров которых приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура параметров события (поручения) в АПК "Безопасный город"
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор поручения | - |
Тип инициирующего процесса | Определяется согласно справочнику типовых действий (поручений) |
Идентификатор пользователя системы, создавший поручение | - |
Дата и время создания поручения | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Дата и время последнего изменения в поручении | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Признак обязательности выполнения поручения оперативным дежурным ЕДДС | Список значений: 1 - обязательное выполнение поручения; 2 - рекомендуемое выполнение поручения |
Заголовок поручения | - |
Описание поручения | - |
Идентификатор происшествия, в рамках которого выполняется поручение | - |
Признак закрытия поручения | Список значений: 1 - поручение отработано (закрыто); 2 - поручение в работе (не закрыто) |
Статус состояния отработки поручения | Список значений: 1 - поручение в работе; 2 - поручение выполнено |
Периодичность выполнения поручения | Набор данных, определяющий периодичность выполнения поручений |
Назначенный крайний срок выполнения поручения | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Идентификатор пользователя системы, ответственный за выполнения поручения | - |
Признак необходимости предоставления отчета по результатам выполнения поручения | Список значений: 1 - сформировать и представить отчет по поручению; 2 - сформировать и не представлять отчет по поручению; 3 - отчет не формировать и не отправлять |
6.4 Регламентные сообщения, формируемые АПК "Безопасный город" для уведомления оперативного персонала ЕДДС о плановых и внеплановых (аварийных) работах на объектах или в системах их мониторинга и передачи указанной информации в информационные системы органов государственной власти, определенные регламентами взаимодействия, структура регламентных сообщений аналогична приведенной в таблице 2.
7 Классификаторы, обеспечивающие ведение информационного обмена
7.1 Классификатор событий является перечнем всех возможных событий - происшествий на конкретных объектах (территориях) и экспортируется из АПК "Безопасный город" для последующего импорта в взаимодействующие информационные системы, структура параметров классификатора приведена в таблице 4.
Таблица 4 - Структура параметров классификатора событий (происшествий)
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор типа события (происшествия) | - |
Наименование типа события (происшествия) | - |
7.2 Классификатор происшествий состоит из следующих элементов: объект мониторинга, устройство мониторинга и параметры мониторинга.
Структура параметров классификатора приведена в таблицах 5-8.
Таблица 5 - Структура основных параметров классификатора происшествий
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор типа происшествия | - |
Наименование типа происшествия | - |
7.3 Элемент "объект мониторинга" классификатора происшествий содержит описание атрибутов объекта или территории ведения мониторинга, структура параметров которого приведена в таблице 6.
Таблица 6 - Структура параметров элементов "объект мониторинга" классификатора событий (происшествий)
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор объекта | - |
Муниципальное образование | Набор данных включает: - идентификатор МО; - полное наименование МО; - код МО в ОКТМО; - уровень расположения МО в структуре ОКТМО |
Идентификатор адреса объекта | - |
Наименование объекта | - |
Тип объекта мониторинга | Определяется согласно классификатору объектов ведения мониторинга |
Адрес объекта мониторинга | Набор данных включает: - идентификатор адреса объекта мониторинга по ФИАС; - полный адрес объекта мониторинга; - принадлежность объекта мониторинга к населенному пункту; - координаты объекта мониторинга |
Координаты объекта мониторинга | Набор данных, содержащий информацию о типе объекта, широте, долготе, высоте местонахождения объекта |
Дополнительная информация в зависимости от типа объекта мониторинга | - |
Примечание - В зависимости от типа объекта мониторинга набор параметров может расширяться. |
7.4 Элемент "устройство мониторинга" классификатора происшествий содержит описание атрибутов сопрягаемых устройств мониторинга, структура параметров которого приведена в таблице 7.
Таблица 7 - Структура элементов "устройство мониторинга" классификатора происшествий
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор устройства ведения мониторинга | - |
Наименование устройства ведения мониторинга | - |
Муниципальное образование размещения устройства ведения мониторинга | Набор данных включает: - идентификатор МО; - полное наименование МО; - код МО в ОКТМО; - уровень расположения МО в структуре ОКТМО |
Адрес устройства ведения мониторинга | Набор данных включает: - идентификатор адреса установки датчика системы мониторинга по ФИАС; - полный адрес места установки датчика системы мониторинга; - принадлежность места установки датчика системы мониторинга к населенному пункту; - координаты места установки датчика системы мониторинга |
Тип устройства ведения мониторинга | Определяется согласно справочнику датчиков (приборов) систем мониторинга |
Статус работы устройства ведения мониторинга | Список значений: 1 - работает; 2 - не работает |
Признак блокировки устройства ведения мониторинга в системе | Список значений: 1 - работает; 2 - не работает |
Признак подключения устройства ведения мониторинга к системе | Список значений: 1 - включен; 2 - выключен |
7.5 Элемент "параметры мониторинга" классификатора происшествий содержит описание параметров, контролируемых устройствами (датчиками, приборами) мониторинга, структура которых приведена в таблице 8.
Таблица 8 - Структура классификатора элементов "параметры мониторинга" классификатора происшествий
Описание параметров | Дополнительные сведения о параметре |
Идентификатор измерения | - |
Информация об устройстве, передавшее измерение | Набор данных включает полную информацию об устройстве ведения мониторинга |
Дата и время получения измерения | Год, месяц, число месяца, часы, минуты |
Информация об измеряемом параметре | Набор измеряемых параметров, включающий тип параметра, его значение и другую дополнительную специализированную информацию |
8 Сервисы экспорта результатов прогнозирования возможных обстановок из АПК "Безопасный город" во взаимодействующие информационные системы
8.1 Программное обеспечение (сервисы) прогнозирования обеспечивает доступ к функциям прогнозирования развития КСП, в соответствии с определенными типами угроз, и информирование дежурной смены ЕДДС о потенциальном развитии угрозы, а также позволяет осуществить экспорт результатов прогнозирования во взаимодействующие информационные системы ОПУ муниципального и регионального уровней РСЧС.
8.2 На основе информации о потенциальной угрозе (например, текущей информации от датчика-измерителя уровня подъема воды в реке, и о превышении порога контролируемой величины измерений, соответствующего уровню "опасное явление" в контролируемом населенном пункте), а также данных о территории применяемый сервис в составе АПК "Безопасный город" позволяет произвести прогнозирование развития возможной остановки по анализируемой угрозе.
Общая структура информации, предоставляемой АПК "Безопасный город" во внешнюю информационную систему в результате формирования прогноза должна содержать:
- значения параметров угрозы (КСП) (например, скорость распространения фронта лесного пожара и т.п.);
- вероятностная оценка дальнейшего развития КСП на период формирования прогноза (например, вероятность достижения кромкой лесного пожара населенного пункта за определенный промежуток времени и т.п.);
- данные об объектах, расположенных на территории, попадающих в зону потенциального развития ситуации (например, количество объектов жизнеобеспечения населения, попадающих в зону распространения лесного пожара; количество жилых, производственных и административных зданий, попадающих в зону затопления и т.д.);
- данные визуализации результатов прогноза или оценки возможной обстановки (например, геоданные полигона зоны затопления для ее отображения в геоинформационной системе и т.п.);
- данные о вероятных событиях, вызванных прогнозируемой ситуацией (например, данные о возможности загрязнения водоема вследствие прогнозируемого разлива нефтепродуктов и т.п.).
В наборах входных и выходных данных применительно к каждой угрозе могут отсутствовать те или иные блоки информации, что зависит от специфики конкретной модели ее прогноза.
8.3 Сервис предоставляет два метода выгрузки из АПК "Безопасный город" и передачи во взаимодействующую информационную систему данных:
- получение перечня прогнозируемых угроз - метод "Перечень прогнозируемых угроз";
- получение конкретного прогноза - метод "Прогнозирование".
8.4 Метод "Перечень прогнозируемых угроз" - предназначен для получения из АПК "Безопасный город" полного перечня моделей прогнозирования по видам угроз, характерных для конкретной территории. Получаемый результат описывает набор доступных для территории моделей, необходимые наборы входных данных и формируемые выходные результаты по каждой из модели.
8.4.1 Входные данные:
Наименование территории (регион, населенный пункт или его координаты).
8.4.2 Выходные данные:
- тип угрозы;
- название модели;
- код модели;
- состав входных данных модели;
- состав выходных данных модели (результатов прогнозирования или оценки обстановки).
8.5 Метод "Прогнозирование" - предназначен для запуска модели прогнозирования и получения ее входных и выходных данных.
8.5.1 Входные данные:
- код модели;
- набор статичных данных паспортизации территории (объекта);
- набор динамических данных описания обстановки;
- набор динамических данных описания КСП.
8.5.2 Выходные данные результатов прогнозирования:
- данные расчета физических характеристик прогнозируемых КСП;
- данные вероятностной оценки уточняющих параметров физических характеристик КСП;
- данные об объектах (затронутые КСП) в зоне моделируемой ситуации;
- данные визуализации;
- данные о вероятных угрозах, связанных с прогнозируемых КСП.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" | |
[2] | Рекомендации по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25 сентября 2020 г. N 5 | |
[3] | Приказ Минцифры России и ФСО России от 4 декабря 2020 г. N 667/233 "Об утверждении требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций" | |
[4] | Р 1323565.1.020-2020 | Информационная технология. Криптографическая защита информации. Использование российских криптографических алгоритмов в протоколе безопасности транспортного уровня (TLS 1.2) |
[5] | Р 1323565.1.030-2020 | Информационная технология. Криптографическая защита информации. Использование криптографических алгоритмов в протоколе безопасности транспортного уровня (TLS 1.3) |
[6] | Р 1323565.1.035-2021 | Информационная технология. Криптографическая защита информации. Использование российских криптографических алгоритмов в протоколе защиты информации ESP |
[7] | Р 1323565.1.033-2020 | Информационная технология. Криптографическая защита информации. Использование российских алгоритмов электронной подписи в протоколах и форматах сообщений на основе XML |
УДК 614.894:006.354 | ОКС 13.200 |
Ключевые слова: безопасный город, единый стек открытых протоколов, единая дежурно-диспетчерская служба, кризисная ситуация и/или происшествие, классификатор, справочник, информационный обмен данными, обращение, событие, происшествие |