ГОСТ Р 22.3.22-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению

Обложка ГОСТ Р 22.3.22-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению
Обозначение
ГОСТ Р 22.3.22-2023
Наименование
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению
Статус
Действует
Дата введения
2024.03.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.200

        ГОСТ Р 22.3.22-2023


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях


ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению


Safety in emergencies. Action plan for the prevention and liquidation of emergency situations on the territory of municipality. Procedure of development. Requirements to content and presentation

ОКС 13.200

Дата введения 2024-03-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 сентября 2023 г. N 921-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.rst.gov.ru)


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования (далее - план действий муниципального образования), а также к процедуре его разработки.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 42.0.03 Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.05, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1.1 план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования; план действий муниципального образования: Документ, в котором определены объемы, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и (или) снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, а также привлекаемые для этого силы и средства.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:


АСДНР

- аварийно-спасательные и другие неотложные работы;


ГО

- гражданская оборона;


ЕДДС

- единая дежурно-диспетчерская служба;


ДДС

- дежурно-диспетчерская служба;


ЗАТО

- закрытое административно-территориальное образование;


КВО

- критически важный объект;


КЧС и ОПБ

- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;


ОИВ

- орган исполнительной власти;


ОМС

- органы местного самоуправления;


ПОО

- потенциально опасный объект;


РСЧС

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


ТП

- территориальная подсистема;


ФОИВ

- федеральный орган исполнительной власти;


ФП

- функциональная подсистема;


ЧС

- чрезвычайная ситуация.


4 Порядок разработки плана действий муниципального образования

4.1 В соответствии с полномочиями в области защиты населения и территорий от ЧС органы местного самоуправления организуют разработку и утверждение планов действий муниципальных образований.

План действий муниципального образования должен определять перечень мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС муниципального, межмуниципального и регионального характера на территории муниципального образования, объем, порядок организации и сроки выполнения данных мероприятий, а также привлекаемые для этого силы и средства.

План действий муниципального образования разрабатывают в целях:

- планирования основных действий органов управления, сил и средств муниципального образования по предупреждению и ликвидации ЧС;

- определения перечня, порядка выполнения, сроков, объемов и исполнителей мероприятий (работ) по предупреждению возникновения возможных ЧС;

- определения перечня, порядка выполнения, сроков, объемов и исполнителей мероприятий (в том числе АСДНР) по ликвидации возможных ЧС;

- определения перечня, порядка выполнения, сроков, объемов и исполнителей мероприятий по защите и жизнеобеспечению населения муниципального образования при угрозе возникновения и (или) возникновении возможных ЧС;

- информационного обеспечения подготовки органов управления, сил и средств муниципального звена РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС входе проведения специальных учений и тренировок и соответствующей практической проверки положений плана действий муниципального образования;

- информационного обеспечения разработки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.2 Разработка плана действий муниципального образования возлагается на соответствующий орган местного самоуправления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, или должностное лицо, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на территории муниципального образования.

Разработка плана действий муниципального образования осуществляется во взаимодействии:

- с ОИВ соответствующего субъекта Российской Федерации;

- организациями, эксплуатирующими ПОО и КВО на территории муниципального образования;

- руководителями аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования.

4.3 План действий населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования, не разрабатывается. Руководители городских и сельских поселений в целях своевременной организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера руководствуются выписками из планов действий муниципальных образований, в состав которых они входят.

4.4 Орган местного самоуправления муниципального образования, разработавший план действий муниципального образования, готовит и направляет выписки:

- в срок не более 10 дней после утверждения плана действий муниципального образования - в органы местного самоуправления населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования;

- в организации, расположенные на территории муниципального образования, - на основании запроса организаций.

4.5 Выписка из плана действий муниципального образования включает в себя следующую информацию:

- сведения о возможных источниках ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования или в районе расположения организации и характере их воздействия;

- характеристику сил и средств ФП и ТП РСЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС на территории муниципального образования;

- характеристику сил и средств соответствующего населенного пункта, спланированных для ликвидации ЧС на территории соответствующего муниципального образования;

- характеристику сил и средств организации, привлекаемых для ликвидации ЧС на прилегающей территории;

- схему оповещения ответственных должностных лиц соответствующего населенного пункта или организации при угрозе возникновения и возникновении ЧС, а также порядок оповещения и информирования населения о ЧС на территории муниципального образования.

4.6 При разработке плана действий муниципального образования рассматриваются аварии, катастрофы, стихийные и иные бедствия, которые могут возникнуть на территории муниципального образования и за ее пределами и которые могут явиться источниками ЧС природного и (или) техногенного характера на территории муниципального образования.

4.7 Разработку плана действий муниципального образования проводят в три этапа.

4.7.1 Первый этап

4.7.1.1 Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.7.1.2 Сбор и обобщение данных:

- выявление объектов и территорий муниципального образования, представляющих опасность для населения;

- проведение анализа (по статистическим наблюдениям за последние пять лет) характера и видов ЧС, которые имели место на территории муниципального образования, величин ущерба, сроков выполнения мероприятий по ликвидации ЧС, состав привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

- получение сведений о территории и численности населения муниципального образования, которые могут оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.);

- получение сведений о наличии технических средств и других сведений, необходимых для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования.

4.7.1.3 Осуществление прогнозирования, оценки складывающейся обстановки и последствий возможных ЧС природного и техногенного характера на основании необходимых исходных данных.

При прогнозировании последствий ЧС используются необходимые исходные данные, содержащиеся:

- в паспортах безопасности муниципальных образований;

- паспортах безопасности КВО и ПОО;

- декларациях безопасности гидротехнических сооружений;

- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций;

- планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

- расчетах размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений;

- базах данных информационно-справочных систем и электронных паспортов территорий;

- иных документах по решению разработчика.

4.7.1.4 Составление календарного плана по разработке плана действий муниципального образования.

4.7.2 Второй этап

4.7.2.1 Практическая разработка и оформление плана действий муниципального образования

Практическая разработка разделов плана действий муниципального образования заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе возникновения и возникновении ЧС, оценке разрушений, людских и материальных потерь и выработке решений на ликвидацию последствий ЧС.

4.7.2.2 Определение прогнозируемых сценариев развития ЧС природного и техногенного характера, а именно:

- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов, в том числе циклических (сезонных) явлений;

- численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб);

- предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий, объемы предстоящих мероприятий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

4.7.2.3 После завершения оформления плана действий муниципального образования, перед процедурой согласования и утверждения, план действий муниципального образования подписывает руководитель соответствующего ОМС, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, или должностное лицо, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на территории муниципального образования.

4.7.3 Третий этап

4.7.3.1 Согласование плана действий муниципального образования

План действий муниципального образования согласовывается:

- с ОИВ субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

- организациями и подразделениями территориальных органов ФОИВ, расположенных на территории муниципального образования, силы и средства которых включены в план действий муниципального образования.

План действий муниципального образования, имеющего статус ЗАТО, согласовывается:

- с организациями и подразделениями территориальных органов ФОИВ, расположенных на территории ЗАТО, силы и средства которых включены в план действий муниципального образования;

- руководителем специального управления федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (при наличии данного подразделения).

Согласование оформляют на отдельном листе, который вшивают в пояснительную записку после титульного листа.

4.7.3.2 Утверждение плана действий муниципального образования

План действий муниципального образования утверждается руководителем ОМС муниципального образования.

Утверждение плана действий муниципального образования осуществляется только после их согласования с должностными лицами, указанными в 4.7.3.1.

4.8 Введение в действие плана действий муниципального образования оформляется нормативным правовым актом муниципального образования.

4.9 План действий муниципального образования должен разрабатываться не менее чем в двух экземплярах на бумажном носителе, с приложением электронной копии документа на физическом носителе. Электронная версия документа должна быть полностью идентична первому экземпляру плана действий муниципального образования. Рекомендуемые форматы электронной версии пояснительной записки и приложений: PDF, TIF; для карт: форматы TIF, JPEG.

4.10 Переработку плана действий муниципального образования проводят не реже одного раза в пять лет.

4.11 Хранение экземпляров плана действий муниципального образования

Первый экземпляр плана действий муниципального образования хранят в помещении дежурной смены ЕДДС муниципального образования.

Второй экземпляр плана действий муниципального образования хранят в соответствующем ОМС, ответственном за его разработку и уточнение (корректировку).

Электронную версию согласованного и утвержденного плана действий муниципального образования направляют в Главное управление МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, план действий ЗАТО - в соответствующее специальное управление федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

4.12 По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в субъекте может быть определен специально уполномоченный орган, ответственный за формирование и ведение единого реестра (базы данных) планов действий по предупреждению ЧС субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, расположенных на его территории. Для формирования и ведения указанного единого реестра (базы данных) электронная копия плана действий муниципального образования может быть направлена в указанный выше специально уполномоченный орган.

4.13 Корректировка плана действий муниципального образования может быть текущей, плановой и внеплановой:

- текущую корректировку проводят при появлении информации, учет которой обеспечивает актуальность и полноту сведений, изложенных в плане действий муниципального образования;

- плановую корректировку проводят ежегодно - до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года;

- внеплановую корректировку проводят при необходимости, в том числе при введении для органов управления и сил муниципального звена РСЧС режима "повышенная готовность", а также по результатам реагирования на возникшие ЧС, по результатам проведенных учений, тренировок и при внесении изменений в федеральное и региональное законодательство (нормативные правовые акты) по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

4.14 При проведении текущих, плановых и внеплановых корректировок следует вносить изменения во все экземпляры плана действий муниципального образования и его копии в электронном виде в течение 15 дней. Отметка о корректировке проставляется в листе корректировки, являющемся приложением к пояснительной записке, и подписывается руководителем структурного подразделения ОМС, ответственного за разработку плана действий муниципального образования, или должностным лицом ОМС, ответственным за разработку плана действий муниципального образования. Корректировки экземпляра плана действий муниципального образования, находящегося в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (специальном управлении федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы), рекомендуется осуществлять направлением откорректированных сведений служебным письмом.

4.15 План действий муниципального образования вводится в действие при угрозе возникновения или возникновении ЧС на территории муниципального образования и (или) на территории соседних муниципальных образований, при введении для органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС режимов "повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация".

4.16 Необходимость присвоения плану действий муниципального образования грифа "для служебного пользования", "секретно" или "совершенно секретно" определяет разработчик документа.


5 Требования к содержанию плана действий муниципального образования

5.1 План действий муниципального образования состоит из основной текстовой части - пояснительной записки и приложений.

План действий муниципального образования включает в себя, как правило, шесть приложений (по решению разработчика в зависимости от специфики и особенностей территории муниципального образования количество приложений может быть изменено).

План действий муниципального образования оформляют в виде книги, состоящей из следующих структурных элементов:

а) титульного листа;

б) листа согласования;

в) содержания;

г) терминов и определений;

д) сокращений и обозначений;

е) пояснительной записки;

ж) списка использованных источников;

и) условных обозначений;

к) приложений;

л) листа внесения корректировок.

Примечание - К структурным элементам, приведенным в перечислениях а)-д), ж), и), л), специфические требования не предъявляются.

5.2 Пояснительная записка плана действий муниципального образования состоит из двух разделов и включает в себя:

- раздел 1. Краткая характеристика муниципального образования и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС на территории муниципального образования;

- раздел 2. Мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

5.3 Раздел 1. Краткая характеристика муниципального образования и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС на территории муниципального образования

5.3.1 Общая характеристика муниципального образования

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) краткую характеристику муниципального образования:

1) наименование муниципального образования;

2) административное деление муниципального образования;

3) район расположения муниципального образования: местоположение (границы, соседние муниципальные образования);

4) краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования (основные показатели социально-экономического развития; демографическая ситуация; уровень жизни населения; трудовые ресурсы; занятость населения; промышленность; сельское хозяйство);

б) краткую природно-климатическую характеристику территории муниципального образования:

1) характеристика рельефа, почвы, сейсмической активности, оползневой и селевой опасности на территории муниципального образования;

2) характеристика климата (основные показатели температур в целом и по временам года; количество солнечных дней; преобладающие направления ветра; количество осадков; время ледостава и вскрытия рек; средняя продолжительность снежного покрова);

3) характеристика растительности (влияние растительности на возникновение и ликвидацию ЧС; общая площадь парков и зеленых насаждений);

4) характеристика гидрографии [наличие водных объектов наземных и подземных (заключенных в коллекторы); площадь основных водных объектов (протяженность береговой линии)];

в) краткую характеристику путей сообщения и транспорта на территории муниципального образования:

1) дорожная сеть: основные магистрали, мосты и транспортные развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;

2) железнодорожный транспорт (наименование, протяженность, возможности, станции, мосты и другие характеристики, в том числе перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);

3) автомобильный транспорт (наличие автопредприятий, автотранспорта и их возможности);

4) общественный транспорт (виды, возможности);

5) трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протяженность и другие характеристики по необходимости);

6) воздушный транспорт (коридоры пролета авиации, аэродромы, посадочные площадки, их характеристика, наличие приписанных самолетов и вертолетов по видам, в том числе состояние санитарной авиации);

7) водный транспорт (основные водные акватории, порты и их характеристика, состав и возможности приписанных средств водного транспорта, отдельно - спасательных);

8) выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сообщения; потенциально опасные участки газо-, нефте-, продуктопроводов; влияние инженерных сооружений на транспортных коммуникациях на ведение АСДНР);

г) краткую характеристику муниципального звена ТП РСЧС:

1) состав (координационный орган, постоянно действующий орган управления, орган повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информационного обеспечения);

2) порядок осуществления взаимодействия и управления при угрозе возникновения ЧС;

3) перечень и характеристика муниципальных систем мониторинга ЧС природного и техногенного характера, экологического мониторинга;

4) состав общей группировки сил и средств муниципального звена ТП РСЧС (указывают принадлежность, предназначение и возможности, порядок привлечения), в том числе:

- характеристика аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и организаций, образующих силы постоянной готовности, их принадлежность, предназначение и порядок привлечения;

- характеристика сил и средств организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС в рамках плана действий муниципального образования;

5) перечень и характеристика добровольных пожарных дружин, волонтерских организаций и др.;

д) состав сил и средств ГО по защите населения, материальных и культурных ценностей, по жизнеобеспечению пострадавшего населения во время проведения гуманитарных операций при возникновении крупномасштабной ЧС;

е) сведения об имеющихся объектах ГО на территории муниципального образования:

1) наименование объекта ГО (убежища; противорадиационные укрытия; укрытия; специализированные складские помещения; санитарно-обмывочные пункты; станции обеззараживания одежды; пункты выдачи средств индивидуальной защиты; станции обеззараживания техники);

2) характеристика объекта ГО [вид; учетный номер; адрес (местонахождение); назначение; характеристика защищенности; проектная вместимость; организация - балансодержатель)];

ж) сведения об имеющихся резервах материальных и финансовых ресурсов муниципального образования для ликвидации ЧС:

1) характеристика резервов материальных ресурсов [наименование резерва; назначение резерва; количество резерва; место размещения резерва; эксплуатационная (техническая) готовность к использованию резерва];

2) характеристика резервов финансовых ресурсов (наименование резерва; назначение резерва; количество резерва; место размещения резерва);

3) порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов.

5.3.2 Краткая характеристика негативного воздействия на территорию муниципального образования возможных ЧС природного и техногенного характера

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) перечень объектов, аварии на которых могут оказать негативное воздействие на территорию и население муниципального образования:

б) КВО, ПОО (с указанием наименования, адреса, телефонов ДДС, наименования опасных веществ и их количества);

в) объекты обеспечения жизнедеятельности (с указанием их наименований, адресов и контактных телефонов; наименований, адресов и телефонов аварийных служб);

г) перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, где возможно скопление транспортных средств с опасными веществами (с указанием адресов, видов опасных веществ);

д) магистрали, по которым перевозят опасные вещества (с указанием видов опасных веществ);

е) места массового пребывания населения (с указанием наименований, адресов, контактных телефонов, количества персонала, максимального количества посетителей);

ж) возможные ЧС природного характера и их характеристики с учетом циклических явлений (статистические данные за последние 10 лет) на территории муниципального образования;

и) возможные ЧС природного и техногенного характера на территории соседних муниципальных образований.

5.3.3 Характеристика запланированных в муниципальном образовании мероприятий по предупреждению и снижению возможных негативных последствий ЧС

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) наименование мероприятия;

б) структурное подразделение муниципального образования, ответственное за выполнение мероприятия;

в) характеристику запланированного к выполнению мероприятия:

1) объемы и другие показатели, характеризующие выполнение мероприятия;

2) сроки выполнения мероприятия;

3) ожидаемые результаты после реализации выполнения мероприятия.

5.3.4 Прогноз возможной обстановки при возникновении ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования

В подразделе на основании средних многолетних наблюдений погодных условий и явлений, проведенного анализа частоты и периодичности возникновения ЧС (происшествий) природного и техногенного характера, а также анализа существующих источников рисков возникновения ЧС на территории муниципального образования строится прогноз возможной обстановки.

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) наиболее вероятные и наиболее опасные сценарии развития ЧС природного и техногенного характера на территории муниципального образования [рассматриваются аварии на всех видах транспорта, ПОО; аварии на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях); пожары; взрывы; катастрофические затопления; радиационное и химическое загрязнение (заражение); массовые инфекционные заболевания; разрушение зданий и сооружений; террористические акты, ландшафтные, в том числе лесные, пожары, сейсмическая активность];

б) характеристику возможной обстановки на территории муниципального образования при возникновении ЧС природного и техногенного характера с указанием:

1) возможных зон радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения [указывается источник загрязнения и (или) заражения и его количество, объем], пожаров, взрывов;

2) возможных зон катастрофических затоплений, ландшафтных и лесных пожаров, зоны сейсмической активности;

3) численности населения и объектов экономики муниципального образования, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

4) возможного ущерба (в том числе потери населения, материальный ущерб);

5) планируемых мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий;

в) выводы исходя из оценки обстановки на территории муниципального образования:

1) оценка источников рисков возникновения ЧС;

2) общие выводы.

Отражается общий вывод о способности муниципального звена ТП РСЧС ликвидировать ЧС природного и техногенного характера.

При необходимости указывают потребность в оказании дополнительной помощи силами и средствами, финансовыми и материальными ресурсами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения визуализации информация, отраженная в перечислениях а) и б), может быть нанесена на карту. Карта оформляется в виде приложения 1 "Возможная обстановка на территории муниципального образования при возникновении ЧС природного и техногенного характера".

5.4 Раздел 2. Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения и возникновении ЧС

5.4.1 Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения ЧС (режим "повышенная готовность")

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) перечень спланированных превентивных мероприятий на территории муниципального образования, направленных на недопущение возникновения ЧС, выполняемых в режиме "повседневная деятельность" (наименование мероприятия; структурное подразделение муниципального образования, ответственное за выполнение мероприятия; характеристика запланированного к выполнению мероприятия: объемы и другие показатели, характеризующие выполнение мероприятия; сроки выполнения мероприятия; ожидаемые результаты после реализации выполнения мероприятия);

б) планируемые мероприятия по эвакуации населения из зон возможных ЧС и первоочередного жизнеобеспечения населения [наличие транспортных средств для эвакуации, информация о местах сбора и (или) посадки на транспорт, районы эвакуации, маршруты эвакуации, способы и сроки перевозки населения, пункты временного размещения; перечень материальных и культурных ценностей, вывозимых (выносимых) за пределы воздействия поражающих факторов источника ЧС, порядок привлечения автотранспортных средств; расчеты на перевозку населения, подлежащего эвакуации, в табличной форме, с указанием наименования автопредприятий, адресов и контактных телефонов, количества выделяемой техники];

в) особенности территории муниципального образования, влияющие на выполнение мероприятий по предупреждению и снижению возможных негативных последствий ЧС природного и техногенного характера;

г) перечень мероприятий, выполняемых при угрозе возникновения ЧС в режиме "повышенная готовность".

Для структурирования и обеспечения детализации информация по мероприятиям, выполняемым в режимах "повседневная деятельность" и "повышенная готовность", может оформляться в виде таблицы, в которой указываются наименования мероприятий, ответственные лица за их выполнение, ресурсное обеспечение и сроки их выполнения. Таблицу размещают в приложении "Календарный план мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций".

5.4.1.1 Порядок организации оповещения, в том числе сроки оповещения органов управления РСЧС муниципального образования и населения об угрозе возникновения ЧС. Организация информирования населения в зонах возможного возникновения ЧС.

Подраздел включает следующую информацию по порядку и срокам оповещения:

- руководящего состава ОМС, ТП и ФП РСЧС;

- ЕДДС муниципального образования;

- аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных служб, и организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС на территории муниципального образования;

- ДДС организаций и социально значимых объектов;

- сил ГО и РСЧС на территории муниципального образования;

- населения, проживающего на территории муниципального образования.

В разделе приводят информацию:

- о локальных системах оповещения, используемых на территории муниципального образования, и порядке их задействования;

- региональной и местной системах оповещения и порядке их задействования.

5.4.1.2 Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС

Подраздел оформляют по форме в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Форма расчета сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС


N

Наименование

Описание

п/п

формирования

Ведомст-

венная принад-

лежность

Срок готов-

ности

Место дисло-

кации, телефоны ДДС

Числен-

ность форми-

рования (общая, дежурная смена)

Оснаще-

ние основными видами техники

Вид выпол-

няемых работ


5.4.1.3 Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС.

Подраздел включает в себя следующую информацию:

- силы и средства аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных служб, и организаций на территории муниципального образования, привлекаемые при угрозе возникновения ЧС;

- порядок приведения в готовность сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных служб, и организаций на территории муниципального образования, привлекаемых при угрозе возникновения ЧС;

- подготовку к выдаче и выдачу населению средств индивидуальной защиты;

- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений ГО, заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них населения муниципального образования;

- уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) населения муниципального образования;

- приведение в готовность автотранспорта и пунктов временного размещения населения для его эвакуации (отселения) при угрозе возникновения ЧС;

- проведение мероприятий по медицинской защите населения.

5.4.1.4 Организация защиты населения муниципального образования при угрозе возникновения ЧС.

В подразделе указывают мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья населения муниципального образования, в том числе мероприятия:

- по радиационной, химической и биологической защите;

- инженерной защите;

- медицинской защите;

- эвакуации и организации первоочередного жизнеобеспечения населения.

В целях структурирования и обеспечения наглядности информацию оформляют в виде приложения 6 "План организации первоочередного жизнеобеспечения".

5.4.1.5 Организация связи при угрозе возникновения ЧС

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) организацию связи и обмена информацией с взаимодействующими и подчиненными силами;

б) применяемые средства и виды связи.

5.4.1.6 Организация управления, взаимодействия и информационного обмена с органами управления и силами территориальной и функциональной подсистем РСЧС при угрозе возникновения ЧС

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) организацию взаимодействия и управления в режиме "повышенная готовность";

б) организацию работы КЧС и ОПБ муниципального образования.

5.4.2 Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС (режим "чрезвычайная ситуация")

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) перечень мероприятий, выполняемых в режиме "чрезвычайная ситуация". Перечень мероприятий приводят для каждого вида возможных ЧС природного и техногенного характера в отдельности;

б) потребность в привлечении дополнительных сил и средств ТП и ФП РСЧС при угрозе перерастания ЧС муниципального характера в ЧС межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Для структурирования и обеспечения детализации информацию по мероприятиям, выполняемым в режиме "чрезвычайная ситуация", допускается оформлять в табличной форме в виде приложения 2 "Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".

Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС, могут быть представлены в текстовом виде или, в целях визуализации, наноситься на карту. Карту оформляют в виде приложения "Решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5.4.2.1 Порядок организации оповещения, в том числе сроки оповещения органов управления РСЧС муниципального образования и населения при возникновении ЧС. Организация информирования населения в районах возникновения ЧС

Подраздел включает информацию по порядку и срокам оповещения в соответствии с 5.4.1.1 применительно к режиму "чрезвычайная ситуация".

5.4.2.2 Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и проведению АСДНР

Подраздел оформляют в виде таблицы и включает информацию согласно 5.4.1.2, дополнительно в таблице указывают привлекаемые силы и средства по ликвидации ЧС и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлекаемые силы и средства ТП и ФП РСЧС.

Единые сведения по силам и средствам, привлекаемым для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС, приводят в приложении 4 "Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".

5.4.2.3 Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий и АСДНР при возникновении ЧС

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.3, дополнительно в разделе учитывают мероприятия по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ:

а) развертывание и приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР, а также сил и средств ТП и ФП РСЧС, волонтерских и добровольческих организаций;

б) обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

в) проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства;

г) материально-техническое обеспечение сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе:

1) места дислокации сил и средств;

2) места заправки и порядок обеспечения техники горюче-смазочными материалами;

3) порядок организации питания;

4) порядок банно-прачечного обслуживания;

5) порядок обеспечения медицинским обслуживанием;

6) порядок доставки материальных ресурсов, строительной техники для ликвидации ЧС, проведения АСДНР иными организациями (муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) в порядке договорных отношений.

5.4.2.4 Организация защиты населения муниципального образования при возникновении ЧС

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.4, дополнительно в разделе учитывают следующие мероприятия:

- защиту продукции животноводства и растениеводства, герметизацию складских помещений, защиту животных и другие мероприятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства);

- мероприятия по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

В целях структурирования и обеспечения наглядности информацию оформляют в виде приложения 6 "План первоочередного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".

5.4.2.5 Организация связи при возникновении ЧС

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.5, дополнительно в разделе указывают средства (виды) связи, которые могут быть применены в зоне ЧС для гарантированного доведения сигналов управления и оповещения.

Организация связи осуществляется в соответствии со схемой связи (приложение 5 "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций").

5.4.2.6 Организация управления, взаимодействия и информационного обмена с органами управления и силами территориальной и функциональной подсистем РСЧС при возникновении ЧС

Подраздел включает в себя следующую информацию:

а) организацию управления в режиме "чрезвычайная ситуация";

б) организацию работы КЧС и ОПБ муниципального образования;

в) организацию работы оперативного штаба ликвидации ЧС муниципального образования с указанием:

1) взаимодействующих органов управления;

2) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации ЧС, проведению АСДНР;

3) контактных телефонов должностных лиц ОМС и взаимодействующих органов управления;

4) телефонов диспетчеров (оперативных дежурных) ЕДДС, ДДС;

5) основных задач, решаемых в рамках ликвидации ЧС и проведения АСДНР.

Организация взаимодействия и управления осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия и управления (приложение 5 "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций").

В целях структурирования и обеспечения наглядности приложение 5 включает информацию, приведенную в настоящем подпункте, 5.4.2.1 и 5.4.2.5.

5.5 Перечень приложений к плану действий муниципального образования

5.5.1 Приложение 1 "Возможная обстановка на территории муниципального образования при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" разрабатывают на карте в соответствии с разделом 6, на которую наносят:

- границы территории муниципального образования;

- органы управления (пункты управления);

- пункты постоянной дислокации пожарных частей (с границами районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований, в том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для ликвидации ЧС;

- места расположения КВО, ПОО;

- места расположения объектов жизнеобеспечения;

- места расположения объектов массового пребывания населения;

- водоемы с обозначениями по видам и характеристикам;

- гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;

- численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (оформляют в виде таблицы);

- пункты размещения запасов материально-технических средств;

- пункты временного размещения;

- медицинские и ветеринарные учреждения.

5.5.2 Приложение 2 "Календарный план основных мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций". В приложении отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС, как по предупреждению, при угрозе возникновения, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС.

Приложение рекомендуется оформлять по форме, приведенной в таблице 2.

Таблица 2 - Форма оформления календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС


N

Основные

Испол-

Отведен-

Время выполнения

п/п

мероп-

нители

ное

Первый день

Сутки

риятия

Минуты

Часы


время

20

40

60

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

2

3

4

5

Мероприятия в режиме "повседневная деятельность"


Мероприятия в режиме "повышенная готовность"


Мероприятия в режиме "чрезвычайная ситуация"



5.5.3 Приложение 3 "Решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Приложение оформляют в текстовом виде отдельно для каждого прогнозируемого вида ЧС на территории муниципального образования. Для обеспечения визуализации данное приложение по решению разработчика дополнительно может разрабатываться на картах в соответствии с разделом 6.

На карту наносят:

- возможную пожарную, радиационную, химическую, биологическую (бактериологическую), паводковую обстановку и т.д.;

- места размещения пунктов управления;

- места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств, необходимые сведения о них;

- схему организации взаимодействия органов управления при реагировании на различные ЧС;

- границы зон ответственности соответствующих формирований;

- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) выполнения задачи;

- маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;

- маршруты эвакуации;

- другие необходимые данные с учетом особенности территории.

5.5.4 Приложение 4 "Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций" оформляют в табличной форме. Учитывают необходимые для привлечения силы и средства для реагирования на природные и техногенные риски, характерные для муниципального образования. В таблице указывают:

- наименование формирования;

- ведомственную принадлежность;

- срок готовности;

- место дислокации, телефоны ДДС;

- численность формирования (общая, дежурная смена);

- оснащение основными видами техники, оборудования, инструмента и специального имущества (общее, в смене);

- виды выполняемых работ.

5.5.5 Приложение 5 "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций". В приложении в схематическом виде приводят порядок организации управления, оповещения и связи в режимах "повышенная готовность" и "чрезвычайная ситуация".

Приложение отрабатывается в схематичной форме (схема), с указанием позывных должностных лиц, времени оповещения, времени суток (день, ночь), частот, типов и средств связи, адресного расположения систем оповещения и т.п.

5.5.6 Приложение 6 "План первоочередного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". План организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ЧС природного и техногенного характера включает в себя:

- общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

- характеристики основных источников ЧС и организацию первоочередного жизнеобеспечения населения;

- подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС;

- действия органов управления по организации жизнеобеспечения при угрозе возникновения и возникновении ЧС;

- организацию выполнения мероприятий по видам жизнеобеспечения населения;

- расчет сил и средств, привлекаемых для организации первоочередного жизнеобеспечения при возникновении ЧС.

Приложение оформляют в текстовом виде. Для обеспечения визуализации данное приложение по решению разработчика дополнительно может разрабатываться на карте в соответствии с разделом 6.

5.6 По согласованию с территориальным органом МЧС России содержание подразделов пояснительной записки, а также перечень приложений к плану действий муниципального образования могут быть изменены в зависимости от специфики муниципального образования, возможных источников ЧС и характера воздействия поражающих факторов. При разработке пояснительной записки и приложений к ней следует руководствоваться методическими документами МЧС России, а также региональными и отраслевыми нормативными документами.


6 Требования к оформлению плана действий муниципального образования

6.1 Текстовую часть плана действий муниципального образования оформляют в виде текстового документа, а также таблиц и схем (при необходимости). Шрифт текста - Times New Roman, размер шрифта в тексте - 13-й или 14-й кегль, в таблицах- 12-й или 10-й кегль. Формат шрифта в заголовках разделов и глав - 16-й кегль, полужирный. В заголовках отдельных пунктов - 13-й или 14-й кегль, полужирный. Ориентация страниц - альбомная. Текст размещают на каждой странице. Номер страницы проставляют вверху страницы, по центру.

Текстовая часть плана действий муниципального образования на бумажном носителе сшивается в твердом переплете (либо на пружинах для брошюровки) формата А4. Сшивание осуществляют по короткому левому краю листа.

На титульном листе основной текстовой части плана действий муниципального образования в правом верхнем углу размещают надпись "УТВЕРЖДАЮ", наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата утверждения.

6.2 Графическая часть плана действий муниципального образования выполняется в соответствии с ГОСТ Р 42.0.03.

При применении не предусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице "Условные знаки и обозначения", размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.

6.3 Для плана действий муниципального образования масштаб карты должен обеспечивать отображение всех объектов (территорий) муниципального образования, а также необходимой информации для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Рекомендуется использовать масштаб карт: 1:100000.

Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.

6.4 Графические сведения, приведенные на картах, схемах и планах, должны удовлетворять требованиям наглядности, полноты и точности нанесения. Рекомендуется использовать шрифт текста на картах, схемах Times New Roman.

6.5 При оформлении графической части плана действий муниципального образования необходимо соблюдать следующие требования:

- все надписи на карте располагают параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты;

- буквы и цифры указывают без связок, сообразуя их размер с масштабом карты;

- надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку;

- данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты и надписей на ней;

- органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его фактического нахождения на местности;

- при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием формирования (внутри условного знака или рядом с ним).

6.6 Для хранения карты (схемы) складываются по формату листа А4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивают титульный лист с необходимыми реквизитами.

6.7 Для формирования единого стандарта разработки, а также возможности использования топографических данных и сведений при разработке планов действий муниципального образования нормативным документом субъекта Российской Федерации может быть рекомендовано применение определенных типов программного обеспечения для создания и редактирования цифровых карт и планов местности.


УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200


Ключевые слова: план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чрезвычайная ситуация, опасный производственный объект, критически важный объект, потенциально опасный объект