ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р
42.1.QI-2024
Гражданская оборона
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ
Общие требования
Издание официальное
Москва
Российский институт стандартизации 2024
ГОСТ Р 42.1.01—2024
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2024 г. № 1831-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р 42.1.01—2024
Содержание
1 Область применения..................................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины, определения и сокращения....................................................2
4 Общие положения....................................................................3
5 Основные положения по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации.........4
6 Основные положения по подготовке безопасных районов для размещения населения и ценностей, подлежащих эвакуации................................................................8
7 Основные положения по созданию и организации деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава...................................................9
Библиография........................................................................13
III
ГОСТ Р 42.1.01—2024
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью установления общих требований к планированию, подготовке и проведению эвакуации в условиях, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия, а также в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при которых возможно воздействие поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность такого воздействия.
IV
ГОСТ Р 42.1.01—2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданская оборона
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ
Общие требования
Civil defense. Evacuation of the population, material and cultural values to safe areas. General requirements
Дата введения — 2025—05—01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих планирование, подготовку и проведение эвакуации в безопасные районы (далее — организации).
1.2 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (далее — ценности) в безопасные районы, осуществляемой по планам гражданской обороны и защиты населения.
1.3 Настоящий стандарт предназначен к применению для планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, ценностей в безопасные районы, осуществляемой в условиях, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия, а также в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при которых возможно воздействие поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность такого воздействия.
1.4 Настоящий стандарт предназначен к применению для планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, ценностей в безопасные районы, осуществляемой при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Конкретный объем реализуемых мероприятий в соответствии с требованиями настоящего стандарта определяют исходя из целей и задач планирования, подготовки и проведения эвакуации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 22.3.05—2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Термины и определения
ГОСТ Р 22.3.17 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Основные положения
ГОСТ Р 42.0.01 Гражданская оборона. Основные положения
ГОСТ Р 42.0.02 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий
СП 88.13330 «СНиП 11-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны»
Издание официальное
1
ГОСТ Р 42.1.01—2024
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.3.17, ГОСТ Р 42.0.01, ГОСТ Р 42.0.02, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 население: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.
3.1.2
первоочередное жизнеобеспечение населения: Совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения органами управления, силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
[ГОСТ Р 22.3.05—2022, пункт 7]
3.1.3 члены семьи работников (сотрудников) органов местного самоуправления и организаций: Проживающие совместно с работниками (сотрудниками) органов местного самоуправления и организаций супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные граждане, ведущие общее хозяйство, иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке.
3.1.4 эвакуационные мероприятия: Согласованные по целям, задачам, месту и времени действия федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления и организаций по организации работы эвакуационных органов, перевозке населения, материальных, культурных ценностей и архивных документов и их размещению в безопасных районах, а также по подготовке и проведению реэвакуации.
3.1.5
опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы.
[[1], статья 1]
3.1.6
муниципальное образование: Городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округе внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
[[2], статья 2]
2
ГОСТ Р 42.1.01—2024
3.1.7
нетрудоспособные граждане: Инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет либо дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение (далее — дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение), а также дети, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).
[[3], статья 2]
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
ГО — гражданская оборона;
ГрУ — группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
КВО — критически важный объект;
МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации;
МЧС России — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
ПОО — потенциально опасный объект;
ППЭ — промежуточные пункты эвакуации;
ПЭП — приемные эвакуационные пункты;
СЭП — сборные эвакуационные пункты;
ФСБ России — Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
ЧС — чрезвычайная ситуация.
4 Общие положения
4.1 Эвакуация населения и ценностей в безопасные районы в соответствии с [1] является одной из основных задач ГО и одним из основных способов защиты населения и ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
4.2 Планирование, подготовку и проведение эвакуации населения и ценностей в безопасные районы проводят в целях повышения уровня защищенности населения и ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС согласно [4].
Планирование, подготовку и проведение эвакуации осуществляют в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области ГО с учетом положений настоящего стандарта.
4.3 Ответственность за планирование и организацию мероприятий по эвакуации населения и ценностей в безопасные районы при военных конфликтах, а также при ЧС возложены на Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Их полномочия и обязанности определены федеральным законодательством согласно [1].
Порядок эвакуации населения и ценностей в безопасные районы определяет Правительство Российской Федерации согласно [1].
Мероприятия по подготовке к эвакуации населения и ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспече-
3
ГОСТ Р 42.1.01—2024
ния пострадавшего населения планируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно [1].
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения и ценностей в безопасные районы согласно [1].
Организации в пределах своих полномочий планируют и организуют проведение организационных и специальных действий, осуществляемых в области ГО, по [1], в том числе мероприятия по эвакуации работников организации и членов их семей, материальных и культурных ценностей, стоящих на балансе организации, из зон опасности в безопасные районы.
4.4 Основные мероприятия по ГО, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения и ценностей в безопасные районы, определены Правительством Российской Федерации по [5]. Такими мероприятиями являются:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка безопасных районов для размещения населения и ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
5 Основные положения по организации планирования, подготовки и проведения эвакуации
5.1 Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями органов местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляют руководители или заместители руководителей соответственно органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО согласно [6].
5.2 Общее руководство организацией планирования эвакуации и эвакуационных мероприятий в органах местного самоуправления и организациях возлагается на их руководителей. Непосредственное планирование эвакуации, как правило, осуществляется эвакуационными комиссиями. Ответственность за планирование возлагается на председателей эвакуационных комиссий органов местного самоуправления и организаций.
5.3 К планированию, подготовке и проведению эвакуации в органах местного самоуправления и организациях привлекаются создаваемые ими эвакуационные органы согласно [7], а также органы, осуществляющие управление ГО, структурные подразделения органов местного самоуправления и организаций, их силы и средства, а также органы управления ГО. Органы местного самоуправления также привлекают силы и средства ГО, необходимые для решения вопросов местного значения, и организации, обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по ГО [1]. Организации, включенные в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по ГО, привлекают по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
5.4 В органах местного самоуправления и организациях, отнесенных в установленном порядке к категории по ГО, разрабатывают планы эвакуационных мероприятий в составе планов гражданской обороны и защиты населения (далее — план ГО). Планы эвакуационных мероприятий определяют объем, порядок обеспечения, способы, сроки и организацию выполнения мероприятий по эвакуации при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
5.5 Порядок разработки, согласования и утверждения планов эвакуационных мероприятий определяется нормативными правовыми актами МЧС России.
Организации, не отнесенные в установленном порядке к категории по ГО, осуществляют планирование, подготовку и проведение мероприятий по ГО [1], в том числе мероприятия по эвакуации работников организации, членов их семей и ценностей из зон опасности в безопасные районы, в соответствии с планом эвакуационных мероприятий, разрабатываемым как отдельный документ, без обязательного согласования.
5.6 Проведение эвакуации в органах местного самоуправления и организациях планируют с учетом:
1) установленных сроков проведения эвакуации;
4
ГОСТ Р 42.1.01—2024
2) удаленности безопасных районов;
3) состояния и пропускной способности путей эвакуации;
4) географических и климатических особенностей расположения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
5.7 При планировании, подготовке и проведении эвакуации осуществляют взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых осуществляют подготовку и проводят эвакуацию:
- с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территории которых находятся безопасные районы;
- органами управления военных округов (флотов, флотилии), оперативно-территориальными объединениями войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — органы военного управления);
- территориальными органами МЧС России;
- территориальными органами ФСБ России;
- территориальными органами МВД России.
5.8 Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся безопасные районы, осуществляют по вопросам:
- определения границ зон опасностей;
- предоставления безопасных районов для размещения населения и ценностей;
- определения количества и мест развертывания в безопасных районах лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- размещения населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах.
5.9 Взаимодействие с органами военного управления осуществляют по вопросам:
- согласования при установлении (закреплении) безопасных районов;
- определения границ зон опасностей;
- согласования маршрутов эвакуации;
- порядка использования транспортных средств, техники и объектов инфраструктуры для проведения эвакуации;
- организации дорожно-комендантской службы на маршрутах эвакуации населения, в районах размещения эвакуируемого населения, ведения на этих маршрутах и в районах радиационной и химической разведки, технического обеспечения;
- определения зон полной эвакуации;
- определения мест размещения пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта), погрузки (выгрузки) ценностей на транспорт (с транспорта).
5.10 Планирование, эвакуацию осуществляют во взаимодействии с территориальными органами МЧС России по вопросам:
- согласования при установлении (закреплении) безопасных районов;
- определения границ зон опасностей;
- определения пунктов посадки (высадки), погрузки (выгрузки).
5.11 Взаимодействие с территориальными органами ФСБ России осуществляют по вопросам:
- согласования при установлении (закреплении) безопасных районов;
- определения границ зон опасностей;
- определения зон полной эвакуации;
- определения отдельных категорий граждан, не подлежащих эвакуации.
5.12 Взаимодействие с территориальными органами МВД России осуществляют по вопросам:
- обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, сохранности ценностей при проведении эвакуационных мероприятий;
- закрепления за эвакуационными органами подразделений (представителей) органов внутренних дел;
- сопровождения колонн с эвакуируемым населением и ценностями сотрудниками органов внутренних дел на маршрутах эвакуации.
5.13 Планы эвакуационных мероприятий разрабатывают исходя из того, что при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, эвакуации подлежит:
5
ГОСТ Р 42.1.01—2024
а) население, попадающее в зоны опасностей, в том числе:
1) работники (сотрудники) органов местного самоуправления и организаций, переносящих производственную, трудовую, хозяйственную и служебную деятельность (далее — экономическая деятельность) из зон опасностей в безопасные районы совместно с неработающими членами семей;
2) неработающие члены семей работников (сотрудников) органов местного самоуправления и организаций, подлежащих рассредоточению;
3) нетрудоспособное население, в том числе нетрудоспособные граждане, пациенты, находящиеся в лечебно-профилактических медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;
4) не занятое в экономической деятельности и не подлежащее призыву по мобилизации на военную службу население (далее — неработающее население);
б) материальные ценности, попадающее в зоны опасностей, в том числе:
1) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд документации, базы данных на электронных носителях), стоящие на балансе органов местного самоуправления и организаций;
2) запасы материально-технических, продовольственных и иных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления и организации;
3) запасы оборудования и запасных частей для ремонта систем энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения, водоотведения, а также необходимые для восстановления и ремонта объектов первоочередного жизнеобеспечения населения, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления и организации;
4) материально-технические и иные необходимые средства органов местного самоуправления и организаций, переносящих экономическую деятельность в безопасные районы, стоящие на балансе органов местного самоуправления и организаций;
5) запасы материально-технических средств для всестороннего обеспечения проведения АСДНР в органах местного самоуправления и организациях;
6) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления и организации;
в) культурные ценности, попадающее в зоны опасностей, стоящие на балансе органов местного самоуправления и организаций, в том числе:
1) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации;
2) культурные ценности, содержащие в том числе драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации;
3) культурные ценности, отнесенные к книжным памятникам;
4) культурные ценности, сведения о которых включены в перечень подлежащих эвакуации ценностей на основании решения соответствующей эвакуационной комиссии;
г) архивные документы, к которым относятся документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся на хранении в архивах органов местного самоуправления и организаций.
5.14 При планировании, подготовке и проведении эвакуации предусматривается принимать следующие способы эвакуации:
- транспортными средствами;
- пешим порядком;
- пешим порядком и транспортными средствами (комбинированный способ).
Принятый способ эвакуации должен обеспечивать в сжатые (короткие) сроки вывоз (вывод) в безопасные районы всего эвакуируемого населения, а также ценностей, подлежащих эвакуации.
5.15 Эвакуацию населения необходимо осуществлять с использованием всех видов транспорта, не занятого воинскими перевозками и перевозками по мобилизационным планам, независимо от форм собственности. Вывод пешим порядком до промежуточных пунктов эвакуации необходимо осуществлять при недостатке транспортных средств или невозможности использования путей эвакуации, предназначенных для транспорта.
5.16 Эвакуацию ценностей необходимо осуществлять транспортом органов местного самоуправления и организаций, на балансе которых находятся указанные ценности. При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств планами эвакуационных мероприятий необходимо пред-
6
ГОСТ Р 42.1.01—2024
усматривать привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств имеющихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других органов местного самоуправления и организаций, а также граждан — владельцев транспортных средств, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских перевозок и перевозок по мобилизационным планам.
5.17 В зависимости от особенностей возникновения и развития вооруженного конфликта или ЧС органы местного самоуправления планируют проведение частичной или общей эвакуации.
5.18 Частичную эвакуацию проводят без нарушения действующих графиков работы транспорта. Частичной эвакуации подлежит нетрудоспособное и неработающее население.
Эвакуацию указанных групп населения проводят совместно с преподавателями, медицинскими и обслуживающими работниками организаций, в которых они находятся, а также с членами семей работников этих организаций и ценностями этих организаций.
Очередность эвакуации ценностей из зон опасностей определяют органы местного самоуправления и организации, на балансе которых находятся указанные ценности.
5.19 При планировании, подготовке и проведении общей эвакуации предусматривают следующие мероприятия согласно [7]:
- уплотнение графиков движения транспортных средств;
- перераспределение транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок;
- увеличение количества вагонов в железнодорожных составах до предельно допустимых норм;
- обеспечение посадки людей в транспортные средства с уплотнением до предельно допустимых норм;
- подготовку и использование дополнительных (запасных и дублирующих) маршрутов эвакуации (при необходимости).
5.20 Общую эвакуацию проводят в отношении всех категорий населения, за исключением рабочих (служащих, дежурных смен), подлежащих рассредоточению и находящихся на рабочих местах с момента начала общей эвакуации, граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, а также в отношении подлежащих эвакуации ценностей.
5.21 Эвакуацию планируют заблаговременно и осуществляют по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
а) эвакуация работников и ценностей организаций, переносящих экономическую деятельность на территории безопасных районов, и членов их семей, эвакуация неработающих членов семей работников организаций, подлежащих рассредоточению, и ценностей этих организаций, а также эвакуация нетрудоспособного населения, подлежащего частичной эвакуации совместно с преподавателями, медицинскими и обслуживающими работниками организаций, в которых они находятся, а также с членами семей работников этих организаций и ценностями этих организаций, планируется и проводится соответствующими должностными лицами организаций с привлечением сил и средств организаций;
б) эвакуация работников органов местного самоуправления, членов их семей и остального нетрудоспособного и не занятого в экономической деятельности населения планируется и проводится по месту жительства должностными лицами органов местного самоуправления с привлечением сил и средств органов местного самоуправления.
5.22 Планирование, подготовку и проведение эвакуации осуществляют исходя из максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.
При недостаточности собственных сил и средств органов местного самоуправления и организаций необходимо предусматривать привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.23 При планировании, подготовке и проведении эвакуации в организациях по согласованию с органами местного самоуправления ограниченно допускается использование личного транспорта работников и членов их семей.
7
ГОСТ Р 42.1.01—2024
6 Основные положения по подготовке безопасных районов для размещения населения и ценностей, подлежащих эвакуации
6.1 Эвакуируемое население и ценности размещают в безопасных районах, на геостратегической территории Российской Федерации, т. е. на территории в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющей существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующейся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности согласно [8].
6.2 Размещение подлежащего эвакуации населения и ценностей органов местного самоуправления и организаций в безопасных районах согласовывается с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых имеются безопасные районы.
6.3 При невозможности размещения всего подлежащего эвакуации населения и ценностей органов местного самоуправления и организаций в безопасных районах одного субъекта Российской Федерации размещение осуществляют на территориях других субъектов Российской Федерации, определяемых МЧС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых имеются безопасные районы.
6.4 Установление (закрепление) безопасных районов осуществляют с учетом:
а) границ, которые могут сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
б) эвакуационной емкости безопасных районов.
6.5 Границы определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Границы могут корректироваться в зависимости от обстановки, складывающейся на территории субъекта Российской Федерации.
6.6 Эвакуационная емкость безопасных районов определяется органами местного самоуправления, на территории которых имеются безопасные районы, заблаговременно, в ходе обследования мест (пунктов, районов) размещения населения и ценностей в безопасных районах.
Эвакуационную емкость безопасных районов определяют с учетом безопасного удаления от районов сосредоточения воинских формирований, объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение, в том числе для МЧС России, ФСБ России, МВД России.
Для безопасных районов определяют:
- наличие жилого фонда;
- возможности по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- состояние дорожной сети;
- возможности обеспечения необходимых условий для возобновления экономической деятельности трудоспособного (работающего) населения и отдыха людей;
- возможности обеспечения условий для создания группировок сил ГО, предназначенных для ведения АСДНР.
6.7 Безопасные районы в субъектах Российской Федерации для размещения населения и ценностей должны быть установлены (закреплены) заблаговременно нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
После установления (закрепления) безопасных районов осуществляют подготовку этих районов к размещению эвакуируемого населения и ценностей.
6.8 Подготовку безопасных районов для размещения населения и ценностей, подлежащих эвакуации, в соответствии с [6] осуществляют органы местного самоуправления во взаимодействии с организациями.
6.9 Во взаимодействии с организациями осуществляют следующие мероприятия согласно [7]:
- обследование мест (пунктов, районов) размещения населения и ценностей в безопасных районах;
- организацию взаимодействия по вопросам обустройства мест (пунктов, районов) размещения в безопасных районах и обеспечения населения нормами первоочередного жизнеобеспечения;
- согласование документов, которыми подтверждается наличие достаточности площадей для размещения населения и ценностей, а также обеспечение населения согласно нормам по видам первоочередного жизнеобеспечения.
К видам первоочередного жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.05 относятся: обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости, медицинское и санитарно-эпидемиологическое, транспортное, информацион-
8
ГОСТ Р 42.1.01—2024
ное и психологическое обеспечение. Приоритетность и состав необходимых видов первоочередного жизнеобеспечения населения определяются характером военного конфликта или ЧС.
6.10 С целью плановой подготовки и поддержания в постоянной готовности безопасных районов органы местного самоуправления осуществляют следующие мероприятия согласно [7]:
- установление мобилизационных заданий (заказов) на обеспечение проведения эвакуации с включением их в мобилизационные планы муниципальных образований;
- подготовку договоров (контрактов) с организациями и индивидуальными предпринимателями по выполнению заданий (заказов), обеспечивающих проведение эвакуации в соответствии с мобилизационными планами муниципальных образований.
6.11 Размещение членов семей рассредоточиваемых работников (сотрудников) органов местного самоуправления и организаций осуществляют в безопасных районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых работников (сотрудников) органов местного самоуправления и организаций. Если их совместное размещение невозможно, членов семей указанных работников (сотрудников) размещают в ближайших безопасных районах.
6.12 Работников организаций, переносящих экономическую деятельность в безопасные районы, а также неработающих членов их семей размещают с учетом возможностей обеспечения необходимых условий возобновления экономической деятельности трудоспособного (работающего) населения.
6.13 Размещение населения, эвакуированного в безопасные районы, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует предусматривать размещение:
- в общественных и административных зданиях, принадлежащих федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным и общественным организациям;
- общественных и административных зданиях муниципальной собственности по предварительному согласованию;
- жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности и используемых гражданами Российской Федерации на правах найма с соблюдением норм предоставления площади жилого помещения согласно [9];
- жилых помещениях, находящихся в частной собственности, путем добровольного заключения договора найма в соответствии с жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6.14 При невозможности организовать эвакуацию населения и ценностей в безопасные районы ввиду сложившейся обстановки или географических факторов допускается планировать и осуществлять их укрытие в защитных сооружениях ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, оборудованных согласно СП 88.13330, расположенных непосредственно в местах их проживания, размещения (хранения) или вблизи указанных мест.
7 Основные положения по созданию и организации деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава
7.1 Решениями руководителей органов местного самоуправления и организаций заблаговременно создаются органы для планирования, подготовки и проведения эвакуации. Такими органами являются:
- эвакуационные комиссии;
- СЭП;
- ППЭ;
- ГрУ;
- эвакуационные приемные комиссии;
- ПЭП;
- оперативные группы по организации вывоза населения;
- оперативные группы по организации вывоза ценностей;
- пункты посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта);
- пункты погрузки (выгрузки) ценностей на транспорт (с транспорта).
7.2 Руководители эвакуационных органов несут персональную ответственность за организацию работы подчиненных эвакуационных органов и реализацию возложенных на них задач и функций.
7.3 Численность и состав эвакуационных органов определяются руководителем, их создающим, с учетом численности эвакуируемого населения и количества ценностей, подлежащих эвакуации.
9
ГОСТ Р 42.1.01—2024
В состав эвакуационных и эвакуационных приемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов местного самоуправления и организаций, работники, уполномоченные для решения задач ГО, представители военных комиссариатов. Граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, в состав эвакуационных органов не входят.
7.4 Эвакуационные комиссии возглавляются, как правило, заместителем руководителя соответственно органа местного самоуправления или организации, подлежащих эвакуации.
7.5 Эвакуационные комиссии органов местного самоуправления и организаций осуществляют координацию и обеспечивают согласованность деятельности в подчиненных эвакуационных органах, организуют всестороннее обеспечение эвакуации. Эвакуационные комиссии органов местного самоуправления и организаций создают для решения следующих задач:
- организация и контроль создания и подготовки подчиненных эвакуационных органов;
- планирование, подготовка, организация и проведение эвакуации в органах местного самоуправления и организации;
- учет эвакуируемого населения и ценностей, подлежащих эвакуации.
7.6 Эвакуационные приемные комиссии органов местного самоуправления возглавляют, как правило, заместители глав администраций муниципальных образований, на территории которых планируется размещение эвакуируемого населения и ценностей. Эвакуационные приемные комиссии в организациях создают при необходимости.
7.7 Эвакуационные приемные комиссии создают для решения следующих задач:
- планирование, подготовка, организация и проведение мероприятий по приему и размещению эвакуируемого населения и ценностей, первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения;
- учет эвакуируемого населения и ценностей в безопасных районах.
Приемные эвакуационные комиссии органов местного самоуправления и организаций осуществляют координацию и обеспечивают согласованность деятельности органов управления, сил и средств, организуют всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.
7.8 В составе эвакуационных и эвакуационных приемных комиссий или при указанных комиссиях допускается создавать рабочие (функциональные) группы из числа работников органов местного самоуправления и организаций.
7.9 Для контроля за прибытием, для сбора, ведения учета эвакуируемого населения и его организованной отправки в безопасные районы создаются СЭП. СЭП создаются решениями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, из которых планируется эвакуация населения и ценностей.
В организациях допускается создавать СЭП организаций при наличии транспорта или готовности путей пешей эвакуации, позволяющих вывезти (вывести) работников организации, неработающих членов их семей и ценности, стоящие на балансе организации, в безопасные районы в сроки, определенные для эвакуации.
7.10 СЭП, создаваемые органами местного самоуправления, располагают, как правило, в местах, обеспечивающих условия сбора, подготовки и своевременной доставки эвакуируемого населения к пунктам посадки населения на транспорт и исходным пунктам маршрутов их пешей эвакуации.
7.11 Для организации работы СЭП определяют администрацию, в состав которой назначают представителей органов местного самоуправления, создающих СЭП, и представителей организаций, которые эвакуируются через эти СЭП. Каждому СЭП присваивают номер и обеспечивают связь:
- с эвакуационной комиссией, создающей СЭП;
- администрацией пунктов посадки (высадки) населения на транспорт;
- исходными пунктами на маршруте пешей эвакуации;
- эвакуационными приемными комиссиями, расположенными в безопасных районах;
- организациями, предоставляющими транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы.
Для решения возложенных задач за СЭП закрепляют:
- защитные сооружения ГО, ближайшие заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, приспособляемые под защитные сооружения ГО;
- подразделения (представители) органов внутренних дел и медицинских учреждений;
- организации жилищно-коммунального хозяйства.
7.12 Для учета и кратковременного размещения населения и ценностей за пределами зон опасностей и последующей организованной отправки их в места размещения в безопасных районах создают ППЭ. ППЭ создают на основании предложений органов местного самоуправления по согласованию с
10
ГОСТ Р 42.1.01—2024
территориальными органами МЧС России решениями высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7.13 Для организации работы ППЭ создают администрацию, в состав которой назначают представителей организаций, которые размещаются в ППЭ, и представителей органов местного самоуправления. По предложениям органов местного самоуправления в ППЭ могут быть включены представители других организаций, необходимых для решения задач, возложенных на ППЭ. Для решения возложенных задач за ППЭ закрепляют:
- подразделения (представителей) органов внутренних дел и медицинских учреждений;
- организации жилищно-коммунального хозяйства.
7.14 ППЭ располагают, как правило, вблизи железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения в ближайших безопасных районах. При необходимости в ППЭ проводят мероприятия по инженерной защите населения от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения ЧС. При необходимости в ППЭ осуществляют перерегистрацию населения, проводят санитарную обработку эвакуируемого населения и организуют проведение дозиметрического и химического контроля, обмен одежды и обуви или их специальную обработку, осуществляют оказание медицинской помощи.
7.15 Для обеспечения организации и управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах пешей эвакуации населения по решению руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, из которых планируется эвакуация населения, создают ГрУ, которые возглавляются начальниками маршрутов пешей эвакуации. ГрУ осуществляют организацию и обеспечение:
а) движения пеших колонн на маршруте;
б) ведения радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте (при необходимости); в) оказания медицинской помощи в пути следования;
г) охраны общественного порядка.
7.16 Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования, с представителями органов внутренних дел и медицинских учреждений, по маршруту на подвижных средствах. При необходимости в состав ГрУ включают специалистов для ведения радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте.
7.17 Для приема, учета и размещения прибывающего эвакуируемого населения и ценностей с последующей организованной отправкой их в места спланированного размещения решениями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в безопасных районах создают ПЭП.
7.18 ПЭП располагают, как правило, вблизи пунктов высадки населения с транспорта (конечных пунктов пешей эвакуации) и пунктов выгрузки ценностей с транспорта. При необходимости на ПЭП оборудуют укрытия от опасных метеорологических явлений для эвакуированного населения и ценностей. Для решения возложенных задач за ППЭ закрепляют:
- подразделения (представителей) органов внутренних дел и медицинских учреждений;
- организации жилищно-коммунального хозяйства.
7.19 Для организации работы ПЭП создают администрацию, в состав которой назначают представителей органов местного самоуправления, на территории которых планируется размещение эвакуируемого населения и ценностей, и представителей организаций. По решению органов местного самоуправления муниципальных образований в безопасных районах в ПЭП могут быть включены представители других организаций, необходимых для решения задач, возложенных на ПЭП. ПЭП организаций создаются при необходимости решением руководителя организации.
7.20 СЭП, ППЭ и ПЭП создают на базе административных зданий, а также зданий и помещений общественного назначения.
7.21 Пункты посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта), погрузки (выгрузки) ценностей на транспорт (с транспорта) [далее — пункты посадки (высадки), погрузки (выгрузки)] создают на базе объектов транспортной инфраструктуры решениями руководителей органов местного самоуправления и правовыми актами организаций, которые эвакуируются через указанные пункты.
7.22 Пункты посадки (высадки), погрузки (выгрузки), как правило, размещают вблизи железнодорожных, автомобильных, воздушных, водных путей сообщения и конечных пунктов маршрутов пешей эвакуации.
11
ГОСТ Р 42.1.01—2024
7.23 Количество и места размещения пунктов посадки (высадки), погрузки (выгрузки) определяют совместно с организациями, обеспечивающими подачу на них транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов, по согласованию с территориальными органами МЧС России и органами военного управления с учетом задействования объектов транспортной инфраструктуры в интересах воинских перевозок и мобилизационных мероприятий.
При необходимости за пунктами посадки (высадки), погрузки (выгрузки) закрепляют подразделения (представителей) органов внутренних дел и медицинских организаций.
7.24 Для организации работы пунктов посадки (высадки), погрузки (выгрузки) решением эвакуационной комиссии органов местного самоуправления создают администрацию, в состав которой назначают представителей организаций, которые эвакуируются через указанные пункты, и организаций, обеспечивающих подачу транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов.
7.25 Администрации пунктов посадки (высадки), погрузки (выгрузки) создают для решения следующих задач:
- обеспечения своевременной подачи транспортных средств к местам посадки (высадки), погрузки (выгрузки);
- организации посадки (высадки) эвакуируемого населения на транспортные средства, организации погрузки (выгрузки) эвакуируемых ценностей;
- обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных автоколонн, поездов, судов, воздушных судов, их учета;
- информирования соответствующих эвакуационных комиссий о ходе эвакуации.
7.26 При условии обеспечения способности системы первоочередного жизнеобеспечения населения стабильно удовлетворять в требуемых номенклатуре и объемах первоочередные потребности населения при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, время завершения приема, размещения населения и ценностей считается моментом завершения эвакуации населения в безопасный район.
7.27 После завершения плановых мероприятий по эвакуации приемные комиссии оказывают помощь органам местного самоуправления и организациям в решении вопросов по трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных ценностей. Работники эвакуационных органов могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных ЧС.
7.28 Работники органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав эвакуационных и эвакуационных приемных комиссий, СЭП, ПЭП, ППЭ, заблаговременно получают дополнительное профессиональное образование или проходят курсовое обучение в области ГО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органах исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах ГО согласно [10].
Для указанных категорий лиц, впервые назначенных либо избранных на должность, получение дополнительного профессионального образования в области ГО обязательно в течение первого года работы. Далее дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области ГО следует проводить не реже одного раза в пять лет согласно [10].
Кроме того, для указанных категорий лиц согласно [10] подготовка в области ГО должна включать:
- самостоятельную работу с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;
- участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО;
- участие в тематических и проблемных семинарах (вебинарах) по подготовке в области ГО.
12
ГОСТ Р 42.1.01—2024
Библиография
[1] Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
[2] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ
ления в Российской Федерации»
[3] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
[4] Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»
[5] Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804)
[6] Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 ноября 2008 г. № 12740)
[7] Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утверждены МЧС России 10 февраля 2021 г. № 2-4-71-2-11)
[8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
[9] Жилищный кодекс Российской Федерации
[10] Положение о подготовке населения в области гражданской обороны (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841)
13
ГОСТ Р 42.1.01—2024
УДК 614.894:006.354
ОКС 13.200
Ключевые слова: эвакуация, эвакуационные мероприятия, рассредоточение, безопасный район
14
Редактор Н.В. Таланова
Технический редактор И.Е. Черепкова
Корректор Л.С. Лысенко
Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой
Сдано в набор 05.12.2024. Подписано в печать 16.12.2024. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал.
Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,90.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.