ПНСТ 926-2024 Устойчивое развитие организаций. Показатели. Общие положения

Обложка ПНСТ 926-2024 Устойчивое развитие организаций. Показатели. Общие положения
Обозначение
ПНСТ 926-2024
Наименование
Устойчивое развитие организаций. Показатели. Общие положения
Статус
Принят
Дата введения
2025.01.01
Дата отмены
2028.0101.01
Заменен на
-
Код ОКС
03.120.10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пнет

926— 2024

Устойчивое развитие организаций ПОКАЗАТЕЛИ Общие положения

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2024

ПНСТ 926—2024

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» (АССОЦИАЦИЯ РУССКИЙ РЕГИСТР)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 «Устойчивое развитие»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2024 г. № 41-пнет

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в РОСТР 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 190121, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 101 (tk115@rusregister.ru) и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ПНСТ 926—2024

Содержание

1 Область применения..................................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................................1

3 Термины и определения................................................................2

4 Общие положения по порядку формирования показателей устойчивого развития организаций.....4

5 Экономические показатели.............................................................6

6 Экологические показатели организации..................................................10

7 Показатели социальной ответственности.................................................15

Библиография........................................................................19

III

ПНСТ 926—2024

Введение

Устойчивое развитие организаций является одной из ключевых целей современного общества. Для достижения этой цели необходимо определить показатели, которые позволят оценить уровень устойчивого развития организации и степень достижения целей организации в области устойчивого развития. Определение показателей устойчивого развития организаций является важным шагом в достижении целей устойчивого развития. Показатели должны быть связаны с целями устойчивого развития и оцениваться регулярно. Организации, которые успешно достигают своих целей устойчивого развития, могут получить конкурентное преимущество на рынке и улучшить свою репутацию среди внутренних и внешних заинтересованных сторон (например, потребителей, инвесторов и т. д.). В целях упорядочивания этого процесса крайне важным является определение общих требований к процессу формирования и составу показателей устойчивого развития.

Устойчивость является целью устойчивого развития. Устойчивость охватывает три аспекта (экономический, экологический и социальный), которые являются взаимозависимыми и могут взаимно усиливать друг друга. Окружающая среда устанавливает естественные ограничения для социальной системы, которая состоит из общественных институтов, организаций и отдельных людей. Экономика, как одна из составляющих социальной системы, включает в себя использование и потребление ресурсов, занятость, удовлетворение потребностей населения (которые обычно растут), доходы, распределение и использование продукции. Устойчивость также включает социальные и экономические вопросы, такие как социальные структуры, уровень жизни, мир и справедливость, распределение доходов, производство, распределение и использование ресурсов, продуктов и услуг, а также занятость. Одним из важнейших критериев социального аспекта устойчивого развития являются условия предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения во всех сферах деятельности. Устойчивость зависит от взаимодействия этих аспектов и связи между ними [1].

На основе этих аспектов могут создаваться различные парадигмы устойчивого развития, формируемые заинтересованными сторонами, например ESG-факторы.

IV

ПНСТ 926—2024

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Устойчивое развитие организаций

ПОКАЗАТЕЛИ

Общие положения

Sustainable development of organizations.

Indicators.

General provisions

Срок действия — с 2025—01—01 до 2028—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит общие положения (рекомендации) к порядку определения и составу показателей устойчивого развития организаций, включая экономические показатели (в том числе показатели корпоративного управления), показатели, связанные с окружающей средой (в том числе экологические показатели и показатели, связанные с изменением климата), и показатели социальной ответственности (в том числе критерии, связанные с оценкой условий предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения), улучшение которых может привести к значительному повышению результатов деятельности.

Настоящий стандарт применим для определения показателей устойчивого развития организаций любой формы собственности, структуры и сектора экономики.

Установленные настоящим стандартом показатели могут применяться в таких формах оценки, как рейтинг, сертификация, экспертиза и др. При этом выбор показателей должен основываться на определении рисков реального сектора экономики в контексте региональной безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52875 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 58178 Сохранение объектов культурного наследия. Доступность объектов культурного наследия для маломобильных групп населения. Общие требования

ГОСТ Р 58532 Экологический менеджмент. Система ключевых показателей экологической эффективности. Руководство по разработке, внедрению и практическому применению

ГОСТ Р 58577 Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов

ГОСТ Р 59431 Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 59432 Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования

ГОСТ Р 59811 Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Термины и определения

ГОСТ Р 71198 Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса

Издание официальное

1

ПНСТ 926—2024

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО 37101 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

ГОСТ Р ИСО 45001 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 50001 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению

ПНСТ 924—2024 Устойчивое развитие. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 924—2024 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

безбарьерная среда: Среда жизнедеятельности, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические, средовые, информационные и социально-психологические барьеры для инвалидов.

[ГОСТ Р 59811—2021, статья 2]

3.2

возобновляемые источники энергии: Энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.

[[2], статья 3]

3.3

выброс парниковых газов; выброс ПГ: Выпуск ПГ в атмосферу.

[ГОСТ Р ИСО 14064-1—2021, пункт 3.1.5]

3.4

доступная среда: Окружающая среда, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические и навигационные барьеры для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.

[ГОСТ Р 59811—2021, статья 3]

2

ПНСТ 926—2024

3.5

«зеленая» экономика: Устойчивая экономика, которая создает более благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде, основанная на современных «зеленых» технологиях.

Примечание — «Зеленая» экономика подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы.

[ГОСТ Р 70339—2022, пункт 3.6]

3.6 измеримость: Возможность количественной или качественной оценки того или иного показателя.

3.7 индекс устойчивого развития: Интегральный количественный показатель экологической, социальной и корпоративной результативности организации, основанный на нескольких показателях.

3.8

нормативы допустимых выбросов: Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

[[3], статья 1]

3.9

нормативы допустимых сбросов: Нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

[[3], статья 1]

3.10

отходы производства и потребления: Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

[[4], статья 1]

3.11

парниковые газы; ПГ: Газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

[[5], статья 2]

3.12 показатель: Количественная, качественная или описательная характеристика.

Примечание — См. [6], статья 3.10.8.

3.13

разумное приспособление: Внесение при необходимости в конкретном случае подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем, определяющих меры предупреждения причинения вреда в будущем и характеризующихся критериями доступности (безопасности, информативности, комфортности), в целях обеспечения реализации инвалидами и другими маломобильными группами населения наравне с другими всех прав и основных свобод человека.

[ГОСТ Р 58178—2018, пункт 3.5]

3

ПНСТ 926—2024

3.14

среда организации: Сочетание внутренних и внешних факторов, которое может оказывать влияние на подход организации к постановке и достижению ее целей.

Примечания

1 Цели организации могут относиться к ее продукции и услугам, инвестициям и поведению по отношению к ее заинтересованным сторонам.

2 Понятие среды организации в равной степени применимо как для некоммерческих организаций или организаций, предоставляющих государственные услуги, так и для тех организаций, которые созданы для получения прибыли.

3 В русском языке это понятие часто выражается другими терминами, такими, как бизнес-среда, организационная среда или экосистема организации.

4 Понимание инфраструктуры может помочь в определении среды организации.

[ГОСТ Р ИСО 9000—2015, статья 3.2.2]

3.15

устойчивые закупки: Закупки, которые оказывают максимально положительное воздействие на экологические, социальные и экономические аспекты на протяжении всего жизненного цикла.

Примечания

1 Устойчивые закупки включают аспекты устойчивости, относящиеся к товарам или услугам и поставщикам в цепочках поставок.

2 Устойчивые закупки способствуют достижению целей организационной устойчивости и целевых показателей и устойчивому развитию в целом.

[Адаптировано из ГОСТ Р 70339—2022, пункт 3.9]

4 Общие положения по порядку формирования показателей устойчивого развития организаций

Настоящий раздел описывает базовый алгоритм для определения показателей организации, которые следует анализировать при оценке достижения организацией целей устойчивого развития (ЦУР).

Предлагаемый перечень показателей не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии со спецификой деятельности организации.

4.1 Определение целей устойчивого развития

Первым шагом в определении показателей, которые следует анализировать при оценке достижения организацией ЦУР, является определение ЦУР, актуальных для организации в зависимости от отрасли, в которой она работает, и ее стратегических приоритетов.

ЦУР устанавливают в политике организации в области устойчивого развития.

ЦУР должны:

- не противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации;

- учитывать цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, закрепленные в документах государственного стратегического планирования [7];

- быть согласованными со стратегическими документами организации;

- задачи должны быть измеримыми;

- подлежать мониторингу;

- быть доведенными до персонала;

- актуализироваться по мере необходимости.

Организация должна через запланированные промежутки времени:

- выбирать и расставлять приоритеты ЦУР, которые считаются актуальными для организаций, продукции, услуг и цепочки создания ценности;

- решить, каких намеченных результатов должна достичь организация.

При планировании действий по достижению своих ЦУР организация должна определить:

- показатели устойчивого развития;

- методы оценки показателей устойчивого развития;

- риски, связанные с ЦУР;

4

ПНСТ 926—2024

- что будет сделано;

- какие ресурсы потребуются;

- кто будет нести ответственность;

- когда эти действия будут завершены;

- каким образом будут оцениваться результаты;

- периодичность мониторинга по показателям (в установленные заинтересованными сторонами сроки);

- процедуру по актуализации действий по достижению своих ЦУР.

ЦУР должны включать, там, где это применимо:

- снижение воздействия на окружающую среду;

- соблюдение социальной ответственности перед обществом (в том числе в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения), включая сотрудников организации, и окружающей средой;

- повышение удовлетворенности со стороны внутренних и внешних заинтересованных сторон.

4.2 Определение и состав показателей

После определения ЦУР необходимо определить показатели, которые позволят оценить уровень достижения этих целей. Организация должна определить три аспекта, раскрывающиеся показателями, направленными на оценку достижения целей и выполнения задач организацией, связанными с экономическими факторами (включая факторы корпоративного управления), факторами окружающей среды и социальными факторами.

Показатели устойчивого развития определяются каждой организацией индивидуально, исходя из:

- отрасли экономической деятельности;

- размера (который может определяться объемом дохода, объемом производства, численностью персонала и т. д.);

- географического расположения;

- страны (региона) регистрации организации;

- требований внешних заинтересованных сторон (потребителей, органов власти, органов по оценке соответствия, рейтинговых агентств, кредитных организаций и т. д.);

- требований внутренних заинтересованных сторон (например, профсоюзов) и т. д.;

- применимого законодательства;

- применяемых технологий.

Показателями устойчивого развития организации следует управлять как документированной информацией (см., например, ГОСТ Р ИСО 9001).

4.3 Оценка показателей

После определения показателей необходимо оценить их уровень достижения. Для этого следует использовать различные методы, включая анализ данных, опросы работников и клиентов, а также, если применимо, внутренние и внешние аудиты, в том числе аудиты в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Оценку показателей следует проводить в установленные периоды, не реже одного раза в год, чтобы организация могла отслеживать свой прогресс в достижении целей устойчивого развития.

Оценка показателей может осуществляться по следующему алгоритму:

1) сбор данных и заполнение формы учета показателей за определенный период;

2) расчет показателей по выбранной организации (например, заполнение формы системы показателей по соответствующей организации);

3) приведение показателей в сопоставимый вид (определение верхних и нижних границ допустимых значений показателей);

4) расчет комплексных показателей по каждой организации (формирование комплексных показателей по каждой организации);

5) оценка уровня устойчивого развития выбранной организации;

6) анализ полученных результатов и поиск направлений по совершенствованию управления устойчивым развитием выбранной организации.

5

ПНСТ 926—2024

Примечание — Рейтинговую оценку показателей организаций, направленную на определение уровня их благонадежности, социальной и экологической ответственности (ЭКГ), следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 71198.

5 Экономические показатели

5.1 Общие положения

Экономические показатели деятельности организации являются крайне важными с точки зрения устойчивого развития.

Основными экономическими показателями деятельности организации являются:

- выручка;

- добавленная стоимость;

- чистая добавленная стоимость;

- общие расходы на исследования и разработки;

- производительность труда;

- сумма начисленных обязательных платежей;

- сумма уплаченных обязательных платежей;

- доля закупок российских товаров, работ, услуг в общем объеме закупок товаров, работ, услуг;

- устойчивые, в том числе «зеленые», инвестиции;

- инвестиции в проекты, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики Российской Федерации [8].

Экономические показатели характеризуют экономическую устойчивость организации. Экономическая устойчивость демонстрирует способность организации сохранять свою целостность при различных внешних и внутренних воздействиях, а также возможность развиваться. Организация может обеспечить устойчивую работу, а также продолжение экономической деятельности в будущем, если экономически эффективно строит свою работу с потребителями, поставщиками, защищает свою производственную и коммерческую деятельность от конкурентов.

Примерами экономических показателей, характеризующих экономическую устойчивость, могут являться:

- загрузка производственной мощности;

- средний срок службы основных фондов;

- износ основных фондов;

- энергоемкость выпускаемой продукции;

- доля рынка компании;

- текучесть активных клиентов-покупателей;

- продолжительность цикла исполнения заказов клиентов;

- доступность товарных запасов для покупателей;

- оборачиваемость дебиторской задолженности;

- рентабельность активов, собственного капитала, рентабельность по маржинальной прибыли собственного капитала в товарном запасе и дебиторской задолженности;

- показатели деловой активности: рентабельность продаж, доля просроченных счетов дебиторов, доля просроченных счетов кредиторов.

- показатели прибыльности и финансовой устойчивости: рентабельность чистой прибыли, операционный рычаг, затраты на инвестиции, коэффициент текущей и срочной ликвидности и т. д.

Организации необходимо разработать механизм управления экономической устойчивостью путем описания бизнес-модели.

5.2 Источники данных

Источниками данных могут являться данные экономического, управленческого, бухгалтерского, налогового учета организации, а также данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, форм федерального статистического наблюдения.

6

ПНСТ 926—2024

5.3 Интерпретация данных

Анализ экономических показателей устойчивого развития позволяет объективно оценить результаты ее функционирования, выявить системные риски в ее работе и определить необходимый баланс ресурсов (в том числе финансовых) для обеспечения дальнейшего устойчивого развития организации.

В рамках описания бизнес-модели организации рекомендуется предусмотреть раскрытие сведений о том, за счет чего организация обеспечивает рост и сохранение стоимости на протяжении длительного периода времени. Описание бизнес-модели представляет обзор деятельности организации, дает обоснование принципов формирования организационной структуры организации через описание того, как организация трансформирует входящие потоки в исходящие в рамках своей деятельности.

Рекомендуется использовать ключевые показатели эффективности для описания бизнес-модели, основных тенденций и других аспектов деятельности организации.

Организации рекомендуется приводить сведения о своей бизнес-модели таким образом, чтобы информация была понятна заинтересованным сторонам, при этом рекомендуется основываться на фактах, а не на суждениях. Также целесообразно избегать раскрытия несущественной информации, которая может отвлечь внимание заинтересованных сторон от существенной информации.

В рамках описания бизнес-модели организации рекомендуется предусмотреть раскрытие информации:

- об основных товарах (продуктах), услугах организации, а также о том, каким образом они удовлетворяют запросы и потребности потребителей и/или клиентов;

- организации производства товаров или оказания услуг и подходах к организации производства товаров и оказанию услуг, используемых организацией для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса;

- о характеристиках рынков, на которых работает организация, а также о потенциале развития таких рынков.

С учетом выбранных организацией существенных тем в контексте воздействия деятельности организации на климат организации рекомендуется раскрывать в том числе следующую информацию о бизнес-модели:

- описание воздействия климатических рисков и возможностей, связанных с изменением климата, на бизнес-модель и финансовое планирование организации;

- описание того, каким образом бизнес-модель организации может повлиять на климат, как позитивно, так и негативно;

- описание устойчивости бизнес-модели организации с учетом различных сценариев, связанных с климатом, на разных временных горизонтах, включая сценарий роста температуры на 2 °C или меньше и сценарий роста температуры более чем на 2 °C сверх доиндустриальных уровней.

Дополнительно организации рекомендуется раскрывать следующую информацию:

- описание изменений бизнес-модели организации, направленных на управление физическими климатическими рисками и переходными климатическими рисками, а также на использование связанных с климатом возможностей для развития бизнеса;

- описание зависимости организации от факторов окружающей среды, таких как вода, земля, экосистема или биоразнообразие, которые подвергаются риску из-за изменения климата, а также воздействия деятельности организации на указанные факторы;

- описание того, как изменения в бизнес-модели организации, направленные на предотвращение и смягчение последствий изменения климата и/или адаптацию к изменению климата, могут изменить потребности организации в человеческом капитале;

- описание того, как организация формировала сценарии, используемые для оценки устойчивости бизнес-модели [9].

5.4 Показатели корпоративного управления

Неотъемлемой частью экономических показателей являются показатели корпоративного управления.

Корпоративное управление организации представляет собой взаимодействие всех участников организации (акционеры, инвесторы, руководство, персонал и т. д.) с ее потребителями и заинтересованными сторонами. Показатели корпоративного управления напрямую влияют на успешность реализации стратегии устойчивого развития организации и ведения социальной и экологической политики.

7

ПНСТ 926—2024

5.4.1 Наличие системы менеджмента качества

5.4.1.1 Общие положения

Устойчивое развитие — это процесс, которым необходимо управлять. Наличие системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для достижения целей, ориентированных на устойчивое развитие. Выбор системы менеджмента должен быть обоснован целями устойчивого развития и другими аспектами рисков организации.

Примечание — Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Экономика и устойчивое производство и потребление» и «Управление, предоставление полномочий и вовлечение» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Привлекательность», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.1.2 Источники данных

Источниками данных могут являться требования к системе менеджмента качества, описанные в ГОСТ Р ИСО 9001, требования заинтересованных сторон к подтверждению качества продукции и услуг, результаты аудитов и т. д.

5.4.1.3 Интерпретация данных

Организации с действующей системой менеджмента качества обладают следующими способностями:

а) стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требованиям потребителей и законодательства Российской Федерации; повышать удовлетворенность потребителей;

б) своевременно оценивать риски и возможности, связанные с деятельностью, средой организации и ее целями.

5.4.2 Наличие системы экологического менеджмента

5.4.2.1 Общие положения

Наличие системы экологического менеджмента в организации является подтверждением применения системного подхода с целью содействия экологической составляющей устойчивости.

Примечание — Показатель характеризует такие задачи устойчивого развития, как «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение», «Инфраструктура сообщества» и «Биоразнообразие и услуги экосистем», и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Сохранение и оздоровление окружающей среды», «Привлекательность» и «Адаптивность», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.2.2 Источники данных

Источниками данных могут являться требования к системе экологического менеджмента, описанные в ГОСТ Р ИСО 14001, законодательные и иные требования заинтересованных сторон, результаты аудитов (в том числе в области оценки соответствия комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления профессиональными, пожарными, экологическими рисками и технологическими процессами хозяйственной и иной деятельности) и т. д.

5.4.2.3 Интерпретация данных

Организации с действующей системой экологического менеджмента вырабатывают подходы для защиты окружающей среды и реагирования на изменяющиеся экологические условия в балансе с социально-экономическими потребностями. Наличие данной системы способствует достижению намеченных результатов в сфере экологического менеджмента, а также удовлетворяет законодательным и иным требованиям.

5.4.3 Наличие системы энергетического менеджмента

5.4.3.1 Общие положения

Наличие системы энергетического менеджмента дает организациям возможность устанавливать системы и процессы, необходимые для постоянного улучшения энергетических результатов деятельности, включая энергетическую эффективность, использование и потребление энергии.

Примечание — Показатель характеризует такие задачи устойчивого развития, как «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение», «Инфраструктура сообщества», и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Привлекательность» и «Адаптивность», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

8

ПНСТ 926—2024

5.4.3.2 Источники данных

Источниками данных могут являться требования к системе энергетического менеджмента, описанные в ГОСТ Р ИСО 50001, законодательные и иные требования заинтересованных сторон, результаты аудитов и т. д.

5.4.3.3 Интерпретация данных

Важным инструментом, который предоставляет система энергетического менеджмента, основанная на ГОСТ Р ИСО 50001, является применение системного подхода, с помощью которого организации могут установить процесс для постоянного улучшения своих результатов деятельности. А это, в свою очередь, способствует смягчению последствий изменения климата за счет сокращения выбросов парниковых газов, связанных с энергией, а также удовлетворяет законодательным и иным требованиям.

5.4.4 Наличие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

5.4.4.1 Общие требования

Наличие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья предоставляет возможность организациям обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели в данной области.

Примечание — Показатель характеризует ряд задач устойчивого развития: «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение», «Здравоохранение в сообществе», «Окружающая среда в быту и на рабочем месте», «Безопасность и защищенность» — и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Привлекательность» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.4.2 Источники данных

Источниками данных могут являться требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, описанные в ГОСТ Р ИСО 45001, законодательные и иные требования заинтересованных сторон, сбор и мониторинг данных удовлетворенности персонала посредством анкетирования, опросов, результаты аудитов (в том числе в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, включая риски охраняемых законом ценностей) и т. д.

5.4.4.3 Интерпретация данных

Важнейшей целью системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья является управление рисками и возможностями в данной области с целью предотвращения ущерба для здоровья работников. Крайне важной задачей для организации является исключить или минимизировать риски в области безопасности труда и охраны здоровья за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер. При осуществлении таких мер организация имеет возможность повысить свою ответственность перед персоналом, улучшить свои показатели в области безопасности труда и охраны здоровья, а также удовлетворять законодательным и иным требованиям.

5.4.5 Наличие системы социальной ответственности

5.4.5.1 Общие положения

Неотъемлемой характеристикой социальной ответственности является желание организации включать социальные и экологические факторы в свои процессы принятия решений и быть подотчетной за воздействие своих решений и деятельности на общество и окружающую среду. Это предполагает прозрачное и этичное поведение, которое вносит вклад в устойчивое развитие, находится в соответствии с применимым законодательством и согласуется с международными нормами поведения. Это также предполагает, что социальная ответственность интегрирована в деятельность организации, применяется в ее взаимоотношениях и учитывает интересы заинтересованных сторон.

[ГОСТ Р ИСО 26000—2012, 3.3.1]

Примечание — Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Привлекательность», «Сплоченность общества» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.5.2 Источники данных

Источниками данных могут являться руководство по социальной ответственности, описанное в ГОСТ Р ИСО 26000, законодательные и иные требования заинтересованных сторон, сбор и мониторинг данных удовлетворенности персонала посредством анкетирования, опросов, результаты аудита в

9

ПНСТ 926—2024

области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, включая риски охраняемых законом ценностей и т. д.

5.4.5.3 Интерпретация данных

При реализации социальной ответственности организации следует соблюдать принципы, лежащие в основе социальной ответственности. Это предполагает прозрачное и этичное поведение, которое вносит вклад в устойчивое развитие, находится в соответствии с применимым законодательством и согласуется с международными нормами поведения. Это также предполагает, что социальная ответственность интегрирована в деятельность организации, применяется в ее взаимоотношениях и учитывает интересы заинтересованных сторон.

5.4.6 Наличие системы управления противодействием коррупции

5.4.6.1 Общие положения

Наличие системы управления противодействием коррупции основывается на разработке мер, направленных на идентификацию и оценку риска коррупции, а также на предупреждение, выявление коррупции и реагирование на нее.

Примечание — Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Привлекательность» и «Сплоченность общества», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.6.2 Источники данных

Источниками данных могут являться руководство и требования системы управления противодействием коррупции, описанные в [10], требование федерального закона [11], оценка соответствия деятельности организации требованиям Антикоррупционной хартии российского бизнеса, оценка соответствия деятельности организации методике Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса, сбор данных от любых источников (персонал организации, потребители или иные заинтересованные стороны), договоры (закупки, предоставление продукции или услуг), результаты аудитов и т. д.

5.4.6.3 Интерпретация данных

Организации, внедряющие систему управления противодействием коррупции, имеют возможность предотвратить коррупционные проявления и минимизировать и/или ликвидировать последствия коррупционных правонарушений.

5.4.7 Наличие системы управления устойчивыми закупками

5.4.7.1 Общие положения

Наличие системы управления устойчивыми закупками является важным инструментом в достижении целей устойчивого развития организаций. Интегрируя устойчивость в политику и практику закупок, включая цепочки поставок, организации могут управлять рисками (включая возможности) для устойчивого экологического, социального и экономического развития.

Примечание — Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Экономика и устойчивое производство и потребление», «Управление, предоставление полномочий и вовлечение» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Привлекательность» и «Адаптивность», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

5.4.7.2 Источники данных

Источниками данных могут являться руководство по устойчивым закупкам, описанное в [12], требования федерального закона [13] и других заинтересованных сторон, сбор данных о поставщиках продукции и услуг, сбор сведений о жалобах.

5.4.7.3 Интерпретация данных

Устойчивые закупки представляют собой возможность повысить ценность организации за счет повышения производительности, оценки результативности, обеспечения коммуникации между покупателями, поставщиками и всеми заинтересованными сторонами, а также поощрения инноваций.

Также организации при определении управленческих показателей следует руководствоваться методическими рекомендациями [8].

6 Экологические показатели организации

Оценка экологических показателей предоставляет высшему руководству информацию, позволяющую оценить достижение ЦУР и создание стратегий и возможностей для их улучшения посредством:

10

ПНСТ 926—2024

- предотвращения или снижения неблагоприятных экологических воздействий на окружающую среду;

- смягчения потенциально неблагоприятного воздействия условий окружающей среды на организацию;

- оказания помощи в выполнении принятых обязательств;

- улучшения экологических результатов деятельности;

- управления или влияния на методы проектирования, производства, поставки, потребления и утилизации продукции и услуг организации с применением концепции жизненного цикла, что может предотвратить экологическое воздействие от случайного отклонения на каком-либо этапе цикла;

- достижения финансовых и операционных преимуществ, которые могут быть результатом внедрения экологически значимых решений, направленных на укрепление позиции организации на рынке;

- доведения до соответствующих заинтересованных сторон экологической информации.

Организация должна определить экологические показатели, учитывая следующие факторы:

а) вид деятельности организации;

б) среду организации;

в) законодательные требования;

г) требования внутренних и внешних заинтересованных сторон;

д) продукцию и/или услуги, которыми организация может управлять и на которые она может влиять;

е) экологические воздействия, связанные с продукцией и/или услугами организации, учитывая при этом жизненный цикл.

Примечание — Процедура создания и применения системы экологических показателей приведена в ГОСТ Р 58532.

6.1 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

6.1.1 Общие положения

Организациям, которые стремятся достигнуть устойчивого развития, необходимо проводить мониторинг и оценку данного показателя в соответствии с требованиями законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Примечания

1 Регулярные измерения и анализ настоящего показателя дают возможность организации оперативно реагировать на превышение норматива допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ликвидации нанесенного вреда окружающей среде и устранения последствий в случае аварии или иных чрезвычайных ситуациях. Сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха является одним из основных показателей для безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Биоразнообразие и услуги экосистем» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Сохранение и оздоровление окружающей среды» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

3 Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов подробно описаны в ГОСТ Р 58577.

6.1.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования [3], [14]—[16], отбор проб атмосферного воздуха в зоне деятельности организации и проведение лабораторных исследований на наличие загрязняющих веществ в исследуемых образцах, результаты анализа выбросов загрязняющих веществ в воздух, а также данные проектной документации для нового оборудования и/или оборудования после ремонта или реконструкции и т. д.

6.1.3 Интерпретация данных

Мониторинг и оценка показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в ходе своей деятельности помогают организации определить источники выбросов и перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха [14]. Контролируя данный показатель, организация демонстрирует свое устойчивое развитие в области экологии путем соответствия законодательным требованиям, а также удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

11

ПНСТ 926—2024

6.2 Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

6.2.1 Общие положения

Организациям, которые стремятся достигнуть устойчивого развития, необходимо проводить мониторинг и оценку данного показателя в соответствии с требованиями законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Примечания

1 Регулярные измерения и анализ настоящего показателя дают возможность организации оперативно реагировать на превышение норматива допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для ликвидации нанесенного вреда окружающей среде и устранения последствий в случае аварии или иных чрезвычайных ситуациях. Сохранение и улучшение качества воды является одним из основных показателей для безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Биоразнообразие и услуги экосистем» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Сохранение и оздоровление окружающей среды» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.2.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования [3], [17]—[19], отбор проб в зоне деятельности организации и проведение лабораторных исследований на наличие загрязняющих веществ в исследуемых образцах, результаты анализа сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, результаты мониторинга состояния эксплуатируемых очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений (если применимо) и т. д.

6.2.3 Интерпретация данных

Мониторинг и оценка показателей сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в ходе своей деятельности помогают организации определить количество сбросов загрязняющих веществ, отслеживать качество воды и, при необходимости, принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. Контролируя данный показатель, организация демонстрирует свое устойчивое развитие в области экологии путем соответствия законодательным требованиям, а также удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

6.3 Сбросы загрязняющих веществ в почву

6.3.1 Общие положения

Организациям, которые стремятся достигнуть устойчивого развития, необходимо проводить мониторинг и оценку данного показателя в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Примечания

1 Регулярные измерения и анализ настоящего показателя дают возможность организации оперативно реагировать на превышение допустимого уровня загрязнения почв для ликвидации нанесенного вреда окружающей среде и устранения последствий в случае аварии или иных чрезвычайных ситуациях. Сохранение и улучшение качества почвы является одним из основных показателей для безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Биоразнообразие и услуги экосистем» и помогает оценить вклад организации в выполнение целей устойчивого развития «Сохранение и оздоровление окружающей среды» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.3.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования [3], санитарные правила и нормы Российской Федерации, отбор проб в зоне деятельности организации и проведение лабораторных исследований на наличие загрязняющих веществ в исследуемых образцах и т. д.

6.3.3 Интерпретация данных

Мониторинг и оценка настоящего показателя помогают организации определить уровень и причины загрязнения почвы и, при необходимости, принять меры по устранению или предотвращению загрязнения окружающей среды. Контролируя данный показатель, организация демонстрирует свое устойчивое развитие в области экологии путем соответствия законодательным требованиям, а также удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.

12

ПНСТ 926—2024

6.4 Потребление электроэнергии

6.4.1 Общие положения

Организациям, которые стремятся достигнуть устойчивого развития, рекомендуется проводить мониторинг и оценку данного показателя в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Примечания

1 Помимо основных источников энергии организации следует рассмотреть варианты восполняемых источников энергии как альтернативных. Это позволит в первую очередь сохранить работоспособность при перебоях в системе электроснабжения, например, при аварии или чрезвычайной ситуации, приводящих к отключению или снижению подачи электроэнергии или отключению подающих мощностей.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Инфраструктура сообщества» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Адаптивность», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.4.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования [20] и иные нормативные правовые документы Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, результаты мониторинга и анализа данных по показателю и т. д.

6.4.3 Интерпретация данных

Внедрение технологий возобновляемых источников энергии представляется одним из наиболее эффективных способов обеспечения устойчивого, гибкого и безопасного энергоснабжения и решения глобальных экологических проблем в изменяющихся политических и климатических условиях.

6.5 Образование отходов

6.5.1 Общие положения

Организациям, которые стремятся достигнуть устойчивого развития, необходимо контролировать количество образовавшихся отходов и действия, производимые с ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и ГОСТ Р 58532.

Примечания

1 Организации необходимо организовать место по накоплению отходов.

2 Организации необходимо вести учет и предоставлять отчетность по обращению с отходами в соответствии с [4].

3 Организации перед осуществлением деятельности в области обращения с отходами необходимо определить класс отхода в зависимости от его степени опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

4 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Окружающая среда в быту и на рабочем месте» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Ответственное использование ресурсов», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.5.2 Источники данных

Источниками данных могут являться паспорт образования отходов, правила по оценке опасности веществ и материалов, нормативные акты по образованию, накоплению, хранению, размещению, обезвреживанию и утилизации отходов, проведение лабораторных анализов, результаты внешних аудитов в области оценки соответствия комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления профессиональными, пожарными, экологическими рисками и технологическими процессами хозяйственной и иной деятельности, включая риски охраняемых законом ценностей, нормативные правовые акты Российской Федерации.

6.5.3 Интерпретация данных

Контроль за действиями, производимыми с отходами, является одним из важных критериев устойчивого развития и безопасной деятельности организации. Правильное обращение с отходами производства предотвращает вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека и может помочь во введении дополнительного (вторичного) сырья в оборот.

13

ПНСТ 926—2024

6.6 Потребление воды (пара, горячей, холодной)

6.6.1 Общие положения

Организациям, которые хотят достигнуть устойчивого развития, необходимо контролировать потребление воды в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Примечания

1 Проблема нехватки воды является важнейшей проблемой человечества. Именно поэтому организациям необходимо строго контролировать количество ее потребления.

2 Показатель потребления воды будет зависеть от нескольких факторов, например:

- климатические особенности конкретного региона;

- оснащенность помещения оборудованием и техникой;

- функционал и техническое состояние используемого оборудования;

- сезон.

3 Организациям необходимо устанавливать счетчики на воду (горячую, холодную) для корректного контроля ее потребления.

4 Организациям необходимо периодически проверять систему водоснабжения для устранения утечек и излишнего потребления воды.

5 Норма потребления воды напрямую зависит от типа и масштабов организации.

6 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Экономика и устойчивое производство и потребление» и помогает оценить вклад в выполнение цели устойчивого развития «Ответственное использование ресурсов», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.6.2 Источники данных

Источниками данных могут являться корректные данные счетчиков, установленных как на холодное, так и на горячее водоснабжение, нормативная документация организации, отвечающей за потребляемые ресурсы.

6.6.3 Интерпретация данных

Мониторинг данного показателя может помочь в решении глобальных экологических проблем в изменяющихся политических и климатических условиях.

6.7 Потребление углеводородов

6.7.1 Общие положения

Организациям, которые хотят достигнуть устойчивого развития, необходимо контролировать количество потребления углеводородов и их выброс после потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечания

1 Количество потребляемых углеводородов следует контролировать в соответствии с локальными нормативными актами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в связи с тем, что превышение нормы потребления ведет к переизбытку выбросов переработанных углеводородов, те. углекислого газа, в атмосферу.

2 Углекислый газ вызывает проблемы со здоровьем, поскольку он накапливается в органах дыхания, что может привести к серьезным заболеваниям как дыхательной системы, так и сердечно-сосудистой системы.

3 Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Окружающая среда в быту и на рабочем месте» и «Здравоохранение в сообществе» и помогает оценить вклад в выполнение целей устойчивого развития «Сохранение и оздоровление окружающей среды» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

6.7.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере потребления углеводорода, проведение лабораторных исследований, результаты мониторинга и анализа данных по показателю и т. д.

6.7.3 Интерпретация данных

Контроль потребления углеводорода, проведение лабораторных исследований помогают организации сохранить уровень выбросов в атмосферу в норме, соответствующей нормативным правовым актам, и, следовательно, помочь в решении глобальных экологических проблем.

Также организации при определении экологических показателей следует руководствоваться методическими рекомендациями по подготовке отчетности об устойчивом развитии [8].

14

ПНСТ 926—2024

7 Показатели социальной ответственности

Принципы, практики и основные темы социальной ответственности, описанные в ГОСТ Р ИСО 26000, составляют основу практической реализации социальной ответственности в организации и ее вклада в устойчивое развитие. Решения и деятельность социально ответственной организации могут внести существенный вклад в устойчивое развитие.

Рассматривая свою социальную ответственность, организация должна выявить каждую проблему, применимую к ее решениям и деятельности, а также связанные с ними показатели социальной ответственности и методы их оценки, учитывая сферу своей деятельности. Организации следует рассмотреть следующие основные темы:

- организационное управление, в том числе планируемые и принятые меры в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, включая риски охраняемых законом ценностей;

- права человека, в том числе инвалидов и иных маломобильных групп населения;

- трудовые практики, в том числе создание рабочих мест для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

- окружающая среда;

- добросовестные деловые практики, в том числе компетентность персонала при оказании технической и иной помощи инвалидам и иным маломобильным группам населения;

- проблемы, связанные с потребителями, в том числе угрозы дискриминационного характера или угрозы, связанные с невозможностью получения доступа к услугам организации;

- участие в жизни сообществ и их развитие.

Организация должна определить показатели социальной ответственности, учитывая следующие факторы:

а) вид деятельности организации;

б) среду организации;

в) законодательные требования;

г) требования внутренних и внешних заинтересованных сторон;

д) угрозы причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

7.1 Наличие профсоюза работников

7.1.1 Общие положения

Организация, которая стремится достигнуть устойчивого развития, может создать объединение граждан, связанных производственными и профессиональными интересами, по предоставлению защиты социально-трудовых прав и интересов.

Примечания

1 Для осуществления бесперебойной работы, удовлетворенности работников организации и достижения цели устойчивого развития организация должна обеспечить независимость профсоюза и не вмешиваться в осуществление их уставной деятельности в соответствии с федеральным законом. Организация должна дать свободу в разработке и утверждении устава и структуры профсоюза, образовании профсоюзного органа и определении их компетенции, проведении собраний, съездов и других мероприятий.

2 Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Управление, предоставление полномочий» и «Безопасность и защищенность» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Сплоченность общества», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

7.1.2 Источники данных

Источниками данных могут являться законодательные требования [20], а также проведение опросов, анкетирования работников организаций и членов профсоюзных организаций на предмет осуществления деятельности профсоюзной организации.

7.1.3 Интерпретация данных

На основе проведенных опросов и анкетирования организация должна определить уровень работы профсоюзной организации и достичь урегулирования вопросов, касающихся таких областей, как:

- защита индивидуальных, коллективных, социальных и трудовых прав и интересов членов профсоюза;

- представление интересов работников в социальном партнерстве;

15

ПНСТ 926—2024

- ведение и заключение коллективных переговоров;

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организации;

- своевременное и качественное повышение квалификации работников;

- оказание методической, консультативной, правовой, материальной и других видов помощи работникам;

- урегулирование коллективных трудовых споров;

- проведение оздоровительных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий и т. д.

7.2 Результаты опроса работников по вопросам материальной удовлетворенности

7.2.1 Общие положения

Организация, которая стремится достигнуть устойчивого развития, должна регулярно проводить исследования по материальной удовлетворенности работников.

Примечания

1 Материальная удовлетворенность работников является ключевым показателем организации, так как именно она стимулирует работников на выполнение своих должностных обязанностей более качественно и с высокой производительностью.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Экономика, устойчивое производство и потребление» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Благосостояние», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

7.2.2 Источники данных

Источниками данных могут служить результаты опросов, анкетирования по вопросам материальной удовлетворенности работников организации.

7.2.3 Интерпретация данных

После обработки полученных результатов организации следует провести анализ соответствия работников квалификационным требованиям, установленным в соответствии с нормативными правовыми актами организации, качества выполняемой работы и принять решение о дополнительном поощрении работников или повышении должностных окладов. Организация может разработать Положение о материальном стимулировании, в котором должен быть прописан порядок распределения дополнительного поощрения.

7.3 Результаты опроса работников по моральной удовлетворенности

7.3.1 Общие положения

Организации, которая стремится достигнуть устойчивого развития, необходимо проводить исследования по созданию достойных условий труда и контролировать на постоянной основе моральную удовлетворенность работников в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Примечания

1 Моральная удовлетворенность работника на рабочем месте является одним из главных показателей качественной трудоспособности и результативности. Организация должна определить оценку условий труда в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации [21], а также обеспечить условия для осуществления эффективной работы.

2 Показатель характеризует задачи устойчивого развития «Совместное проживание, взаимозависимость и взаимность» и «Управление, предоставление полномочий и вовлечение» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Благосостояние», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

7.3.2 Источники данных

Источниками данных могут служить результаты опросов, анкетирования по вопросам моральной удовлетворенности работников организации, предложения работников по изменению условий труда для достижения комфортабельной рабочей обстановки.

7.3.3 Интерпретация данных

По полученным результатам опросов и анкетирования организация может выявить факторы, которые негативно отражаются на общей производительности труда. Для достижения лучших результатов анкетирование и опросы необходимо проводить один-два раза в календарный год. Организация должна принять меры по улучшению обстановки, условий и содержания труда, а также провести ряд мероприятий, направленных на урегулирование уровня взаимоотношений в коллективе.

16

ПНСТ 926—2024

7.4 Социальная защищенность (официальная заработная плата и наличие социального пакета услуг)

7.4.1 Общие положения

Организация, которая стремится достигнуть устойчивого развития, должна обеспечить полную социальную защиту работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание — Под социальной защитой работников понимаются мероприятия, которые направлены на предоставление работнику компенсаций, льгот, услуг и выплат социального характера.

7.4.2 Источники данных

Источниками данных могут являться опросы работников, а также документы, полученные от подразделения, которое отвечает за кадровое и экономическое сопровождение работников.

7.4.3 Интерпретация данных

По полученным данным организация должна принять меры по обеспечению достойного уровня жизни, официальной заработной платы в соответствии с нормативными документами, безопасных условий труда, сохранности здоровья работника, стимулированию профессиональной деятельности, созданию условий для духовного развития.

7.5 Доля работников с высшим и средним профессиональным образованием

7.5.1 Общие положения

Организации, которая стремится достигнуть устойчивого развития, необходимо соблюдать долю работников с высшим образованием для специалистов и руководителей и средним профессиональным образованием для рабочих профессий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Примечания

1 Образование является важнейшим аспектом развития человека, в том числе в приобретении навыков, умений и повышении компетенций в отдельных областях. Данный показатель определяет уровень производительности организации и подготовленности работников к исполнению обязанностей, прописанных в должностной инструкции работника, что позволяет сформировать компетентные трудовые ресурсы.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Образование и развитие потенциала» и помогает оценить вклад в выполнение целей устойчивого развития «Адаптивность», «Привлекательность» и «Благосостояние», приведенных в ГОСТ Р ИСО 37101.

7.5.2 Источники данных

Источниками данных могут являться ресурсы подразделения, отвечающего за хранение персональных данных о человеке, поступившем на работу.

7.5.3 Интерпретация данных

По полученным данным можно отследить долю работников с высшим образованием, тем самым рассчитать количество трудовых ресурсов для качественного и быстрого развития экономики организации. Доля работников с высшим образованием на 100 работников организации рассчитывается делением количества работников, имеющих высшее образование (числитель), на одну сотую общей численности работников организации (знаменатель).

7.6 Равенство полов

7.6.1 Общие положения

Организации, которая хочет достигнуть устойчивого развития, необходимо соблюдать показатель равенства полов.

Примечания

1 Соблюдение баланса между мужчинами и женщинами необходимо организации для достижения лучших финансовых показателей и увеличения производительности труда.

2 Показатель характеризует задачу устойчивого развития «Управление, предоставление полномочий и вовлеченность» и помогает оценить вклад организации в выполнение цели устойчивого развития «Сплоченность общества», приведенной в ГОСТ Р ИСО 37101.

7.6.2 Источники данных

Источниками данных могут служить данные кадровой службы организации.

17

ПНСТ 926—2024

7.6.3 Интерпретация данных

По полученным данным организации необходимо рассчитать соотношение мужчин и женщин. Доля мужчин рассчитывается делением общего количества мужчин (числитель) на общую численность работников организации (знаменатель). Полученный результат умножается на 100 и выражается в процентах. Для достижения лучших показателей организации руководству необходимо достичь процентного соотношения: 50 % мужчин к 50 % женщин.

7.7 Доля работников с инвалидностью и безбарьерная среда

7.7.1 Общие положения

При приеме на работу лиц с инвалидностью необходимо соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области трудоустройства инвалидов.

При этом следует учитывать:

- эргономические аспекты рабочей среды для лиц с особыми потребностями;

- условия предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для работников организации из числа лиц с инвалидностью и иными ограничениями по здоровью;

- условия эффективной эвакуации работников из числа инвалидов различных категорий.

Организации необходимо стремиться к увеличению доли инвалидов в общей численности сотрудников.

Организация может начать с расширения своего понимания проблемы трудовой инклюзии, чтобы сосредоточиться не только на видимых аспектах, таких как возраст и физические способности, но и на разнообразии мышления, а также на приспособлении объекта для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

7.7.2 Источники данных

Источниками данных по работникам организации могут являться:

- ресурсы подразделения, отвечающего за хранение персональных данных о человеке, поступившем на работу;

- наличие персонала организации, имеющего квалификационное свидетельство помощника по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями;

- результаты внешнего аудита в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для работников организации из числа лиц с инвалидностью и иными ограничениями по здоровью;

- наличие документа о добросовестности повышенных аспектов безопасности охраняемых законом ценностей при формировании и обеспечении безбарьерной среды для работников организации из числа лиц с инвалидностью и иными ограничениями по здоровью.

Источниками данных по организации с открытым доступом для населения могут являться:

- результаты внешнего аудита в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды на объектах организации;

- наличие документа о добросовестности повышенных аспектов безопасности охраняемых законом ценностей при формировании и обеспечении безбарьерной среды для доступа в организации лиц с инвалидностью и иными ограничениями по здоровью.

7.7.3 Интерпретация данных

По полученным данным можно отследить:

- долю работников с инвалидностью. Доля работников с инвалидностью рассчитывается путем деления количества работников, имеющих инвалидность (числитель), на среднесписочную численность работников организации (знаменатель);

- долю объектов инфраструктуры, условия доступности, безопасности, информативности и комфортности которых подтверждены сертификатом добросовестности (соответствия) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Доля объектов рассчитывается путем деления общего количества объектов организации (числитель) на количество объектов организации, имеющих сертификат добросовестности (соответствия) (знаменатель).

Также организации при определении социальных показателей следует руководствоваться методическими рекомендациями [8], ГОСТ Р 59811, ГОСТ Р 59432, ГОСТ Р 59431, ГОСТ Р 52875, ГОСТ Р 58178 и иными документами стандартизации.

18

ПНСТ 926—2024

Библиография

[1] Руководство ИСО Guide 82:2019 Руководство по рассмотрению вопросов устойчивого развития в стандартах (Guidelines for addressing sustainability in standards)

[2] Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N° 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

[3] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

[4] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. Na 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[5] Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»

[6] ИСО 6707-3:2022 Здания и сооружения. Словарь. Часть 3. Термины устойчивого развития

(Buildings and civil engineering works — Vocabulary — Part 3: Sustainability terms)

[7] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»

[8] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии»

[9] Письмо Банка России от 16 декабря 2021 г. № ИН-06-28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития»

[10] ИСО 37001:2016 Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и

руководство по использованию (Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use)

[11] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

[12] ИСО 20400:2017 Устойчивые закупки. Руководство (Sustainable procurement — Guidance)

[13] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[14] Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

[15] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

[16] Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2012 г. № 639 «Об утверждении Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух»

[17] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ

[18] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»

[19] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества»

[20] Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

[21] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

19

ПНСТ 926—2024

УДК 330.3:006.354

ОКС 03.120.10

Ключевые слова: устойчивое развитие, цель, экономический показатель, экологический показатель, показатель социальной ответственности, оценка показателей

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л. С. Лысенко Компьютерная верстка М.В. Малеевой

Сдано в набор 12.08.2024. Подписано в печать 20.08.2024. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,00.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.