ГОСТ Р 58986-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка соответствия
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Conformity assessment. Rules for carrying out an estimation of conformity of vehicles wheels
ОКС 03.120.10
Дата введения 2021-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования" (ООО "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 584-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия.
Система национальных стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000.
Под оценкой соответствия в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации [1].
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения работ по обязательному подтверждению соответствия колес транспортных средств из алюминиевых сплавов и стали, предназначенных для транспортных средств категорий М1, М1G, М2, М3, N1, N1G, N2, N3, О1, О2, О3, О4 в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента [1].
Настоящий стандарт распространяется на работы, проводимые участниками подтверждения соответствия при сертификации колес транспортных средств, предусмотренные [1].
Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, уполномоченных изготовителем лиц, импортеров), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4784 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки
ГОСТ 10409 (ИСО 4107-95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования
ГОСТ 30599 Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 33544 Автомобильные транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 53824 Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 58984 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1]-[4], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 типовой образец: Образец колеса транспортного средства, выбранный из группы однородной продукции (типоразмерного ряда колес), выполненной из одних и тех же материалов, по одной и той же технологии, одной и той же конструкции и отвечающей одним и тем же требованиям безопасности.
3.2 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии колес транспортных средств требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), и применяемые как основание для подтверждения соответствия колес транспортных средств этим требованиям.
3.3 штампованные колеса из алюминиевых сплавов: Колеса из алюминиевых сплавов, изготовленные методом механической обработки (токарная, фрезерная) штампованной заготовки цельной конструкции, полученной методом горячей объемной деформации при использовании специальных инструментов - разъемных штампов.
Примечания
1 Алюминиевый сплав, из которого изготовлена такая штампованная заготовка, должен относиться к группе деформируемых сплавов по ГОСТ 4784 (либо их зарубежные аналоги).
2 К штампованным колесам из алюминиевых сплавов не относятся колеса:
- при наличии в них литой структуры в любой части колеса: в ободной, ступичной либо в лицевой части (спицевой). Например, колеса, изготовленные сочетанием отливки (лицевая часть) с последующей обработкой давлением обода (раскатка);
- состоящие из двух частей и более, независимо от способа изготовления.
3.4 типоразмерный ряд колес: Колеса, имеющие одинаковую форму, но разные: диаметр и/или ширину обода; положительный/отрицательный вылет; количество и/или диаметр расположения крепежных отверстий; диаметр центрального отверстия.
4 Общие положения
4.1 В соответствии с [1] колеса транспортных средств подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 2с, 3с, 9с и 11с). Схемы сертификации и их описание приведены в приложении А.
4.2 Участниками работ по подтверждению соответствия колес транспортных средств являются:
- заявитель-изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер;
- аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;
- аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.
4.3 Соответствие колес транспортных средств обеспечивается выполнением требований [1] непосредственно и требований [4], а также требований документов по стандартизации, приведенных в пункте 60 [5].
4.4 Процедуры подтверждения соответствия колес транспортных средств реализуют согласно схемам сертификации, установленным в приложении 10 к [1].
4.5 Колеса транспортных средств, соответствующие требованиям [1] и прошедшие процедуру сертификации, маркируют единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза (далее - знак обращения Союза).
При нанесении знака обращения Союза следует исходить из следующих принципов:
- маркировку знаком обращения Союза осуществляют перед выпуском колес транспортных средств в обращение на рынке;
- маркирование осуществляют любым удобным способом, обеспечивающим четкость изображения и исключающим истирание;
- при маркировании колес транспортных средств знак обращения Союза должен быть нанесен непосредственно на единицу продукции (если это технически возможно), а также на упаковку и сопроводительную техническую документацию;
- знак обращения Союза должен быть нанесен, по возможности, рядом с товарным знаком изготовителя;
- маркировку колес транспортных средств знаками официального утверждения "Е" или "е" приравнивают к маркировке знаком обращения Союза (при наличии на колесах транспортных средств маркировки знаками официального утверждения маркировка знаком обращения Союза не требуется).
5 Порядок проведения сертификации
5.1 Сертификацию колес транспортных средств осуществляет орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на колеса транспортных средств, по схемам сертификации, основные элементы которых приведены в приложении А. Процедуры проведения сертификации и формы применяемых документов устанавливаются органом по сертификации в Руководстве по качеству. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр).
5.2 Заявитель выбирает любой орган по сертификации из числа органов по сертификации, в область аккредитации которых входят колеса транспортных средств, подлежащие подтверждению соответствия требованиям [1] в форме сертификации.
5.3 Заявитель выбирает схему сертификации, исходя из объекта подтверждения соответствия: для колес транспортных средств, выпускаемых серийно (схемы 2с, 11с); для партии отечественной и импортной продукции, не имеющей сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя (схема 3с); для партии колес транспортных средств ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя (схема 9с).
5.4 Изготовитель, являющийся резидентом государства - члена Евразийского экономического союза, либо представитель изготовителя, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 25 [1], имеют право подать заявку на получение сертификата соответствия в отношении оригинальных колес, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного обслуживания транспортных средств, на основании положительных результатов одобрения типа транспортного средства (шасси).
5.4.1 Изготовитель транспортного средства (шасси) для получения сертификата соответствия на колеса на основании результатов оценки соответствия транспортного средства (шасси) представляет в орган по сертификации:
- заявку на проведение соответствующей процедуры сертификации по форме, установленной органом по сертификации, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, сведения, необходимые для заключения с ним договора на проведение работ по сертификации;
- перечень типов колес, поставляемых в качестве запасных частей;
- перечень типов транспортных средств с указанием номеров одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), для которых будут поставляться колеса;
- перечень стран происхождения этих запасных частей на момент подачи заявки;
- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси);
- документ [письмо изготовителя транспортного средства (шасси)], подтверждающий, что осуществляют поставку одних и тех же колес в качестве запасных частей и комплектующих для сборки транспортного средства (шасси).
5.4.2 Изготовитель колес транспортных средств для получения сертификата соответствия на колеса, поставляемые в качестве запасных частей, на основании результатов оценки соответствия транспортного средства (шасси) представляет в орган по сертификации:
- письмо изготовителя транспортного средства, подтверждающее, что изготовитель запасных частей является поставщиком комплектующих для сборки транспортных средств (шасси) или декларацию изготовителя запасных частей либо его официального дилера, подтверждающую их поставку на сборку конкретного транспортного средства (шасси);
- перечень компонентов, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей, с указанием их типов и применяемости в транспортных средствах, на которые выданы одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);
- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), заверенные органом по сертификации, их выдавшим.
5.5 Заявителем на сертификацию по схемам 2с и 11с колес транспортных средств серийного производства, а также по схеме 3с для партии отечественных или импортных колес транспортных средств, не имеющих сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя, может быть изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) или импортер. Заявителем на сертификацию по схеме 9с для партии колес транспортных средств ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя, может быть импортер.
Заявитель, не являющийся изготовителем продукции, представляет также письмо изготовителя в орган по сертификации, подтверждающее:
- полномочия заявителя на проведение работ по оценке соответствия;
- обязательства изготовителя по выполнению касающихся него* положений технического регламента.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - .
5.6 В общем случае сертификация колес транспортных средств исходя из схемы сертификации включает следующие процедуры:
- подача заявителем заявки на проведение работ по сертификации колес транспортных средств с прилагаемыми документами;
- рассмотрение органом по сертификации заявки с прилагаемыми документами и принятие решения по ней;
- проведение идентификации колес транспортных средств;
- отбор типового(ых) образца(ов) для испытаний;
- проведение испытаний типового(ых) образца(ов);
- принятие органом по сертификации решения о выдаче сертификата соответствия или решения об отказе в выдаче сертификата соответствия;
- выдача заявителю сертификата соответствия;
- осуществление органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными колесами транспортных средств (схема 2с, 11с).
5.7 Заявитель предоставляет органу по сертификации комплект документов, подтверждающих соответствие колес транспортных средств требованиям [1], и направляет с ними заявку на проведение сертификации. Комплект документов по согласованию с органом по сертификации может включать:
- конструкторскую или иную техническую документацию, по которой изготавливают продукцию (чертеж, технические условия, технологические инструкции и т.п.);
- сведения о химическом составе, механических свойствах;
- руководство (инструкцию) по эксплуатации (при наличии), паспорта колес транспортных средств;
- сведения о применяемости колес на транспортных средствах.
При проведении сертификации по схеме 9с в качестве доказательственных материалов, подтверждающих соответствие типов колес транспортных средств требованиям [1], в орган по сертификации могут быть предоставлены:
- протоколы сертификационных испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями;
- сообщения об официальном утверждении типа в соответствии с [4], выданные в странах - участницах Соглашения 1958 г.;
- прочностные расчеты производителя (в т.ч. методами компьютерного моделирования) при проектировании колес транспортных средств;
- протоколы испытаний типов колес, проведенных в лабораториях, расположенных за пределами Евразийского экономического союза, и не имеющих аккредитации в национальной системе аккредитации государства - члена Евразийского экономического союза. При этом компетентность таких лабораторий, в том числе, соответствие требованиям [6]*, должна быть подтверждена приложением соответствующих материалов (копия зарубежного аттестата аккредитации с переводом на русский язык, сведения об оборудовании испытательной лаборатории, информация о наличии аккредитации в открытых источниках национальных органов по аккредитации и т.п.).
________________
* См. раздел Библиография. - .
5.8 Орган по сертификации предоставляет заявителю всю информацию в отношении правил, процедур и требований, связанных с проведением сертификации колес транспортных средств.
5.9 Орган по сертификации рассматривает заявку на сертификацию колес транспортных средств и принимает решение о возможности проведения сертификации. Причиной для отказа в проведении сертификации может являться предоставление в орган по сертификации комплекта документов не в полном объеме.
Орган по сертификации на основании представленных заявителем доказательственных материалов о соответствии колес транспортных средств требованиям [1] принимает решение о проведении сертификации по конкретной схеме сертификации.
5.10 По итогам рассмотрения представленных заявителем документов орган по сертификации направляет заявителю решение, в котором отражается:
- достаточность представленных документов для подтверждения соответствия колес транспортных средств требованиям [1];
- применяемая схема сертификации и необходимые условия проведения подтверждения соответствия;
- возможность признания представленных заявителем доказательственных материалов;
- необходимость проведения испытаний с целью получения недостающих доказательственных материалов.
5.11 Если проведение испытаний в целях получения недостающих доказательственных материалов признано необходимым, орган по сертификации согласует с заявителем и аккредитованной испытательной лабораторией сроки и условия их проведения и информирует заявителя о необходимости представления дополнительной технической информации.
Испытания колес из алюминиевых сплавов и стали, предназначенных для транспортных средств категорий М1, M1G, N1, N1G, О1, О2, подпадающих под сферу действия [4], проводят в соответствии с методиками, установленными в [4].
Испытания колес из алюминиевых сплавов и стали, не подпадающих под сферу действия [4], проводят в соответствии с методиками, установленными в ГОСТ 33544, ГОСТ 30599, ГОСТ Р 53824 или ГОСТ 10409.
5.12 Испытания типового(ых) образца(ов) колес транспортных средств проводят в аккредитованной испытательной лаборатории по поручению органа по сертификации.
Испытания проводят на типовых образцах колес транспортных средств, конструкция и состав которых такие же, как у колес транспортных средств, выпускаемых в обращение.
Типовой образец колеса транспортного средства выбирают из группы однородной продукции (типов колес), выполненной из одних и тех же материалов, по одной и той же технологии, одной и той же конструкции и отвечающей одним и тем же требованиям безопасности, с ожидаемыми наихудшими показателями.
Для определения типов колес с ожидаемыми наихудшими показателями заявителем могут быть представлены, а органом по сертификации учтены прочностные расчеты производителя в отношении всей номенклатуры сертифицируемых колес (в т.ч. методами компьютерного моделирования).
5.12.1 Выбор типового образца колес транспортных средств при испытаниях на коррозионную стойкость (при необходимости их проведения)
_______________
Испытания на коррозионную стойкость не проводят для стальных колес и колес из алюминиевых сплавов, не относящихся к сфере действия [4].
Если на конкретном предприятии осуществляют одни и те же технологические процедуры и операции для производства колес транспортных средств, закрепленные соответствующими документами изготовителя, а также применяют идентичные материалы, то в случае заявки на сертификацию нескольких типов колес транспортных средств данного изготовителя достаточно провести испытания на коррозионную стойкость только одного колеса из представленных типов колес.
В случае использования для производства колес нескольких разных сплавов (например, и ) испытания на коррозионную стойкость в целях оценки соответствия необходимо провести в отношении одного колеса из представленных типов колес, изготовленных из каждого материала.
В случае подачи заявки на сертификацию нескольких типов колес, произведенных в разных филиалах одного изготовителя, необходимо провести как минимум по одному испытанию на коррозионную стойкость в отношении колес транспортных средств, произведенных на каждом из филиалов.
5.12.2 Выбор типового образца колес транспортных средств при испытаниях на изгиб при кручении
Для проведения испытаний на изгиб при кручении из представленных на сертификацию типоразмерных рядов колес одной формы, различных диаметров и ширин ободьев типовой образец отбирают по следующим параметрам:
- максимальный диаметр обода колеса;
- минимальный диаметр окружности центров крепежных отверстий, максимальный диаметр центрального отверстия и наибольшее значение вылета (у колеса с минимальным диаметром окружности центров крепежных отверстий);
- максимальное значение несущей способности.
Орган по сертификации вправе своим решением изменить критерии отбора образцов, при этом обосновав свой выбор соответствующими письменными пояснениями, прилагаемыми к доказательственным документам.
Особенности выбора типового образца в случае сертификации штампованных колес из алюминиевых сплавов - в целях сертификации выбирают типовой образец из всей номенклатуры колес с одинаковой размерностью диаметра обода по следующему критерию: наибольшее соотношение максимальной статической нагрузки на колесо к собственной массе колеса.
5.12.3 Выбор типового образца колес транспортных средств при испытаниях на удар (при необходимости их проведения)
_______________
Испытания на удар не проводят для стальных колес.
Из представленных на сертификацию типоразмерных рядов колес одной формы, различных диаметров и ширин ободьев типовой образец выбирают по следующим параметрам:
- максимальный диаметр обода колеса;
- максимальный диаметр окружности центров крепежных отверстий, максимальный диаметр центрального отверстия и наибольшее значение вылета;
- максимальное значение несущей способности.
Орган по сертификации вправе своим решением изменить критерии отбора образцов, при этом обосновав свой выбор соответствующими письменными пояснениями, прилагаемыми к доказательственным документам.
Особенности выбора типового образца в случае сертификации штампованных колес из алюминиевых сплавов - в целях сертификации выбирают типовой образец из всей номенклатуры колес с одинаковой размерностью диаметра обода по следующему критерию: наибольшее соотношение максимальной статической нагрузки на колесо к собственной массе колеса.
5.12.4 Выбор типового образца колес транспортных средств при испытаниях при качении
Выбор типовых образцов из всей номенклатуры сертифицируемых типов колес осуществляют случайным образом, при этом необходимо подвергнуть испытаниям по меньшей мере 20% выбранных случайным образом образцов типов колес с различными формами.
Особенности выбора типового образца в случае сертификации штампованных колес из алюминиевых сплавов - в целях сертификации выбирают типовой образец случайным образом из всей номенклатуры колес с одинаковой размерностью диаметра обода.
5.13 Отбор типового(ых) образца(ов) проводят в присутствии заявителя методом случайной выборки. При отборе образцов с целью испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории проводится их идентификация и составляется акт отбора образцов, содержащий их идентификационные признаки. Акт отбора образцов подписывается заявителем.
5.14 По окончании испытаний при любом их результате аккредитованная испытательная лаборатория оформляет протоколы испытаний и передает их в орган по сертификации.
Испытанные типовые образцы или другие материалы (фотографии, видеозаписи и др.), подтверждающие проведение испытаний и полученные результаты, хранят в аккредитованной испытательной лаборатории в течение срока действия сертификатов соответствия.
Документацию, имеющую отношение к проведению испытаний, хранят в архиве аккредитованной испытательной лаборатории не менее 5 лет.
5.15 Если схема сертификации (схема 2с) предусматривает сертификацию системы менеджмента качества изготовителя, заявитель в заявке на сертификацию указывает стандарт или иной документ, на соответствие которому будет проведена сертификация системы менеджмента качества изготовителя.
Система менеджмента качества изготовителя должна обеспечивать соответствие изготовляемых колес транспортных средств технической документации и требованиям [1]. Заявитель должен выполнять требования, вытекающие из положений сертифицированной системы менеджмента качества, и поддерживать ее функционирование надлежащим образом.
Сертификацию системы менеджмента качества изготовителя колес транспортных средств проводит орган по сертификации систем менеджмента качества, который при положительных результатах сертификации выдает сертификат соответствия системы менеджмента качества.
Сертификацию системы менеджмента качества не проводят в том случае, если заявитель представил имеющийся сертификат соответствия системы менеджмента качества, выданный органом по сертификации систем менеджмента качества, аккредитованным в установленном порядке.
5.16 На основании всех полученных необходимых доказательственных материалов орган по сертификации подготавливает заключение о возможности выдачи заявителю сертификата соответствия на колеса транспортных средств и оформляет сертификат соответствия.
Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень колес транспортных средств, на которые он распространяется.
При оформлении сертификата соответствия на колеса транспортных средств в поле "Продукция" должна быть приведена исчерпывающая информация, которая позволяет в достаточной степени идентифицировать продукцию, - сведения о модели (типе) или артикуле колес, об их типоразмере.
Примеры
1 Пример некорректного указания сведений в сертификатах соответствия (указывается только торговая марка колес и их типоразмеры):
торговая марка "ABC", типоразмеры 15*6, 16*6,5.
2 Пример корректного указания сведений в сертификатах соответствия:
торговая марка "ABC", модели "a1", "b2", "c3", типоразмеры 15*6, 16*6,5.
В сертификате соответствия рекомендуется также указывать сведения о применимости колес на транспортных средствах (марка, модель транспортного средства) с учетом положений [4].
5.17 Срок действия сертификата соответствия не превышает 4 года.
В случае выдачи сертификата соответствия на конкретную партию колес транспортных средств срок его действия не устанавливается, а его действие распространяется только на указанную партию. При этом в сертификате соответствия указываются отличительные признаки партии: идентификационные номера, сведения о договоре поставки или др.
Максимальный размер партии колес, на которую может быть выдан сертификат соответствия по схеме 9с, ограничивается 6000 шт.
6 Инспекционный контроль за сертифицированными колесами транспортных средств
6.1 Орган по сертификации осуществляет контроль за соответствием колес транспортных средств, в отношении которых проводилось подтверждение соответствия требованиям [1] по схемам 2с, 11с, с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции.
6.2 Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия. Орган по сертификации определяет:
- периодичность инспекционного контроля (инспекционных проверок);
- объем инспекционных проверок.
Периодичность инспекционного контроля может быть установлена в договоре на проведение работ по сертификации, но не реже одного раза в два года. Орган по сертификации при определении периодичности и объема инспекционной проверки учитывает следующие факторы:
- степень потенциальной опасности колес транспортных средств, характер производства (серийный, массовый, повторяющийся единичный);
- стабильность производства, объем выпуска, наличие системы менеджмента качества производства колес транспортных средств;
- информацию о результатах испытаний и проверок колес транспортных средств и их производства, проведенных изготовителем (в рамках проведения принятия мер по обеспечению стабильности производства колес транспортных средств требованиям [1]), органами государственного контроля (надзора), включая информацию об аналогичной продукции, выпускаемой тем же изготовителем.
Состав инспекционных проверок определяют исходя из положений [1], согласно которым инспекционный контроль проводят посредством обследования условий производства изготовителя колес и, при необходимости, испытаний типового(ых) образца(ов) в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
6.3 Процедура проведения инспекционного контроля за сертифицированными колесами транспортных средств в общем случае включает:
- разработку программы инспекционного контроля;
- проведение анализа состояния производства изготовителя;
- анализ представленной заявителем информации о проверках безопасности сертифицированных колес транспортных средств в рамках проведения производственного контроля и контролирующими (надзорными) органами;
- разработку программы испытаний сертифицированных колес транспортных средств;
- проведение органом по сертификации идентификации колес транспортных средств и отбора типового образца (типовых образцов) колес транспортных средств для проведения испытаний;
- проведение аккредитованной испытательной лабораторией (центром) испытаний типового образца (типовых образцов) колес транспортных средств;
- документирование результатов инспекционного контроля;
- принятие решения органом по сертификации.
6.4 В рамках инспекционного контроля при необходимости проводят контрольные испытания в отношении типового образца от всей номенклатуры сертифицированных колес транспортных средств, в полном объеме испытаний, предусмотренных соответствующими методиками.
При наличии у изготовителя испытательного оборудования допускается проводить испытания типового образца в лаборатории изготовителя под наблюдением представителя органа по сертификации.
При отсутствии у изготовителя испытательного оборудования испытание типового образца проводят в аккредитованной испытательной лаборатории.
Объем испытаний в рамках инспекционного контроля по решению органа по сертификации может быть увеличен с учетом следующих факторов:
- результатов проведенного ранее аудита за функционированием системы менеджмента;
- результатов государственного контроля (надзора) в отношении колес транспортных средств, на которые распространяется действие сертификата соответствия;
- имеющихся данных о претензиях по поводу дефектов, выявленных приобретателями колес транспортных средств.
6.5 Порядок проведения инспекционного контроля и оформления его результатов установлены в ГОСТ Р 58984.
Приложение А
(справочное)
Схемы сертификации колес транспортных средств
А.1 В таблице А.1 приведены схемы, по которым проводят сертификацию колес транспортных средств.
Таблица А.1
Обозначение схемы | Основные элементы схемы и их исполнители |
2с | Аккредитованная испытательная лаборатория (центр): |
3с | Аккредитованная испытательная лаборатория (центр): |
9с | Заявитель: |
11с | Аккредитованная испытательная лаборатория (центр): |
А.2 Описание схем обязательной сертификации и рекомендации по их применению
А.2.1 Схема 2с
Схему 2с применяют для серийно выпускаемой продукции как предпочтительную и в наибольшей степени отвечающую задачам обеспечения безопасности продукции и стабильности ее показателей при производстве.
Схема 2с включает следующие действия:
- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации;
- рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения;
- проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца колеса транспортного средства;
- сертификация системы менеджмента качества изготовителя;
- анализ результатов испытаний и сертификации системы менеджмента качества изготовителя и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию;
- маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза;
- инспекционный контроль сертифицированной продукции и системы менеджмента качества изготовителя органом(ами) по сертификации.
А.2.2 Схема 3с
Схему 3с применяют для партии отечественной и импортной продукции, не имеющей сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя.
Схема 3с включает следующие действия:
- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации;
- рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения;
- проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента;
- анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия на партию продукции;
- при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.
А.2.3 Схема 9с
Схему 9с применяют для партии продукции ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя.
Схема 9с включает следующие действия:
- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации, в состав которой в обязательном порядке включаются доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента: сведения о проведенных исследованиях, протоколы испытаний, проведенных изготовителем или аккредитованной испытательной лабораторией, другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям;
- рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения;
- анализ технической документации, представленной заявителем;
- оформление заключения по результатам анализа технической документации и выдача заявителю сертификата соответствия на партию колес транспортных средств ограниченного объема;
- маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза.
А.2.4 Схема 11с
Схему 11с применяют для серийно выпускаемой продукции, реальный объем выборки которой позволяет органу по сертификации в течение срока действия сертификата соответствия проводить объективную оценку возможности изготовителя обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденным при сертификационных испытаниях.
Схема 11с включает следующие действия:
- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации;
- рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения;
- проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца колеса транспортного средства;
- анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию;
- маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза;
- инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации.
Библиография
[1] | Технический регламент Таможенного союза | О безопасности колесных транспортных средств |
[2] | Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" | |
[3] | Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" | |
[4] | Правила ЕЭК ООН N 124 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения колес для легковых автомобилей и их прицепов | |
[5] | Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. N 219 | |
[6] | ISO/IEC 17025* General requirements for the competence of testing and calibration laboratories (Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий) |
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
УДК 658.562.64:683.34:006.354 | ОКС 03.120.10 |
Ключевые слова: колеса транспортных средств, оценка соответствия, сертификация, схема сертификации, испытания, заявитель, типовой образец, инспекционный контроль, сертификат соответствия |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020