ГОСТ Р 56405-2024 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки

Обложка ГОСТ Р 56405-2024 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
Обозначение
ГОСТ Р 56405-2024
Наименование
Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
Статус
Принят
Дата введения
2025.11.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
03.120.10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

56405-2024

Бережливое производство

ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Процедура оценки

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2024

ГОСТ Р 56405—2024

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» (Ассоциация «Русский Регистр»), Центром компетенций и бережливых технологий, Обществом с ограниченной ответственностью «Русский Регистр — Международная сертификация» (ООО «РР МО»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2024 г. № 1414-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 56405—2015

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 56405—2024

Содержание

1 Область применения..................................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................................1

3 Термины и определения...............................................................2

4 Процесс сертификации и процедура оценки систем менеджмента бережливого производства.....4

4.1 Цель и условие проведения сертификации СМБП......................................4

4.2 Объекты аудита..................................................................4

4.3 Процесс сертификации и процедура оценки...........................................4

4.4 Выбор органа по сертификации и подача заявки на сертификацию........................5

4.5 Проведение аудита по сертификации СМБП...........................................5

4.6 Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия...............8

4.7 Организация инспекционного аудита сертифицированных СМБП и ресертификации СМБП ... .9

Приложение А (рекомендуемое) Процедура оценки уровня зрелости системы менеджмента бережливого производства организации.....................................11

III

ГОСТ Р 56405—2024

Введение

Целью настоящего стандарта является установление единого порядка сертификации систем менеджмента бережливого производства (СМБП) на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404 и оценки СМБП согласно требованиям ГОСТ Р 56406.

Настоящий стандарт предназначен для широкого круга пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие СМБП, и организации, которые проводят аудиты СМБП согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять его положения при разработке собственных требований, относящихся к аудиту.

Положения, содержащиеся в настоящем стандарте, также могут применяться при подготовке аудиторов с целью надлежащего исполнения ими своих обязанностей.

IV

ГОСТ Р 56405—2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бережливое производство

ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Процедура оценки

Lean production. Certification process of management systems.

Assessment procedure

Дата введения —2025—11—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации систем менеджмента бережливого производства (СМБП) на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404 и процедуру оценки СМБП согласно требованиям ГОСТ Р 56406.

Настоящий стандарт предназначен для применения: органами по сертификации; организациями, претендующими на получение сертификата соответствия; организациями — держателями сертификатов соответствия; организациями для проведения самооценки СМБП; заказчиками, заинтересованными в деятельности организации.

Настоящий стандарт может быть использован совместно с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 для целей сертификации и оценки СМБП.

Примечание — Настоящий стандарт не заменяет собой какие-либо требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь

ГОСТ Р 56404 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента

ГОСТ Р 56406—2021 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 56405—2024

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

аудит: Систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных

свидетельств и их объективного оценивания аудита.

[ГОСТ Р ИСО 9000—2015, статья 3.13.1]

для установления

степени соответствия критериям

3.2

аудитор: Лицо, проводящее аудит.

[ГОСТ Р ИСО 9000—2015, статья 3.13.15]

3.3

аудиторская группа: Одно или несколько лиц, проводящих аудит, при необходимости поддерживаемые техническими экспертами.

Примечания

1 Один аудитор из аудиторской группы назначается руководителем группы.

2 Аудиторская группа может включать аудиторов-стажеров.

[ГОСТ Р ИСО 19011—2021, пункт 3.14]

3.4 верификация информации, выборочно собранной в ходе аудита: Проверка или подтверждение достоверности записей, изложенных фактов или другой информации, связанной с критериями аудита.

3.5

временная производственная площадка: Площадка, которая создается организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности.

[ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.7]

3.6

держатель сертификата: Организация, на имя которой выдан сертификат соответствия.

[ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.8]

3.7

дистанционный аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита для их объективной оценки и определения степени выполнения согласованных критериев аудита без посещения объекта аудита (проверяемой организации, ее площадки) с использованием информационно-коммуникационных технологий для обеспечения проведения аудита.

[ГОСТ Р 59424—2021, пункт 3.2]

3.8

заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит.

[ГОСТ Р ИСО 19011—2021, пункт 3.12]

3.9

значительное несоответствие: Несоответствие, влияющее на способность системы менеджмента достигать намеченных результатов.

[ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1—2017, пункт 3.12]

2

ГОСТ Р 56405—2024

3.10

инспекционный аудит: Контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое органом сертификации с целью установления того, что система менеджмента заказчика аудита продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.

[Адаптировано из ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.9]

3.11

незначительное несоответствие: Несоответствие, не влияющее на способность системы менеджмента достигать намеченных результатов.

[ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1—2017, пункт 3.13]

3.12

нокаут-вопросы: Ключевые вопросы, используемые на этапе оценки СМБП и характеризующие наличие данной системы в организации.

[ГОСТ Р 56406—2021, пункт 3.14]

3.13

область аудита: Объем и границы аудита.

Примечания

1 Область аудита обычно включает в себя описание физических и виртуальных мест проведения аудита, функций, структурных единиц, видов деятельности и процессов, а также охваченный период времени.

2 Виртуальное место проведения аудита — это место, где организация выполняет услуги, используя онлайн-среду, разрешая физическим лицам, независимо от физического местоположения, исполнять процессы.

[ГОСТ Р ИСО 19011—2021, пункт 3.5]

3.14

область сертификации: Содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком аудита и подтверждаемые органом по сертификации с учетом допустимых исключений.

[Адаптировано из ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.5]

3.15

производственная площадка: Место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.

[Адаптировано из ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.6]

3.16 результативность системы менеджмента бережливого производства: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов в области системы менеджмента бережливого производства.

3.17

технический эксперт: Лицо, которое предоставляет специальные знания или опыт аудиторской группе.

Примечания

1 Специальные знания или опыт относятся к организации, процессам или деятельности, товарам, услугам, отрасли знаний, подвергаемым аудиту, или к языку и культуре.

2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора в аудиторской группе.

[ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.12]

3.18

уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характера несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия.

[ГОСТ Р 55568—2013, пункт 3.15]

3

ГОСТ Р 56405—2024

4 Процесс сертификации и процедура оценки систем менеджмента бережливого производства

4.1 Цель и условие проведения сертификации СМБП

4.1.1 Целью проведения сертификации СМБП проверяемой организации является определение соответствия СМБП требованиям ГОСТ Р 56404.

4.1.2 Условием проведения сертификации СМБП является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей СМБП. Область сертификации СМБП заявляет заказчик аудита.

4.2 Объекты аудита

4.2.1 При сертификации СМБП объектами аудита являются:

- область применения СМБП;

-документированная информация СМБП;

- процессы СМБП, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, обеспечивающие выполнение целей организации, требований потребителей и других заинтересованных сторон;

- характеристики процессов и характеристики потока создания ценности продукции и услуг.

4.2.2 При проверке области применения СМБП орган по сертификации анализирует:

- все ли виды продукции и услуг, а также процессы организации, составляющие поток создания ценности этой продукции и услуг, указанные в заявке проверяемой организации на сертификацию, охвачены СМБП;

- правомерность исключений из требований к СМБП организации.

Неправомерное исключение требований из области применения СМБП должно быть рассмотрено как несоответствие. Проверка и анализ области применения СМБП могут осуществляться на протяжении всего процесса сертификации.

4.2.3 Документы СМБП проверяемой организации должны отвечать требованиям ГОСТ Р 56404, на соответствие которым проводят сертификацию. При проверке содержания документов члены аудиторской группы анализируют, все ли требования к документированной информации учтены в соответствующей СМБП.

Аудиторская группа проверяет наличие документации и записей, необходимых организации для обеспечения результативного планирования, осуществления процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, и для управления ими.

4.2.4 Аудиторская группа должна проверить и оценить определенные организацией процессы, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, их применение ко всей организации, представленные объективные свидетельства их результативности.

4.2.5 Аудиторская группа оценивает характеристики процессов СМБП, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, на основе:

-требований потребителей и других заинтересованных сторон, данных о целях СМБП, которые организация должна достигать или выполнять;

- результатов мониторинга и измерений, а также анализа данных по результатам функционирования процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, для потребителя и других заинтересованных сторон.

4.3 Процесс сертификации и процедура оценки

4.3.1 Процесс сертификации СМБП включает планирование организации работ, аудит по оценке и сертификации СМБП, состоящий из двух этапов, инспекционные аудиты в течение срока действия сертификата соответствия. Цикл сертификации исчисляется с даты выдачи сертификата соответствия и составляет три года. Если заказчик принимает решение продлить срок действия сертификата соответствия, то до окончания срока действия сертификата соответствия он должен пройти ресертификационный аудит.

4.3.2 Оценка СМБП проводится в соответствии с ГОСТ Р 56406 и является составной частью процесса аудита.

4

ГОСТ Р 56405—2024

4.4 Выбор органа по сертификации и подача заявки на сертификацию

4.4.1 Основанием для начала работ служит выбор заказчиком органа по сертификации и подача заявки в орган по сертификации по форме, установленной органом по сертификации.

4.4.2 В заявку должны быть включены:

- общая характеристика организации и сведения о ней (наименование, адрес местонахождения организации, адреса производственных площадок, включая временные, сведения о человеческих и технических ресурсах);

- заявляемая область сертификации;

- заявление о согласии организации выполнять правила сертификации, регламентированные настоящим стандартом, и предоставлять информацию, необходимую для проведения аудита;

- сведения о процессах, переданных на аутсорсинг;

- сведения о других системах менеджмента, имеющихся в организации.

4.4.3 После проведения анализа заявки на соответствие 4.4.2 орган по сертификации письменно извещает заказчика о своем решении принять либо отклонить заявку на сертификацию СМБП по форме решения по заявке на проведение сертификации, установленной органом по сертификации.

4.4.4 В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию СМБП орган по сертификации и заказчик заключают договор. В случае отказа в принятии заявки орган по сертификации приводит обоснование отрицательного решения в установленные органом по сертификации сроки.

4.5 Проведение аудита по сертификации СМБП

4.5.1 Проведение аудита по сертификации СМБП осуществляют на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404.

4.5.2 Сертификационный аудит СМБП проводят в два этапа:

- первый этап «Оценка готовности» — анализ документированной информации СМБП, который может быть проведен без выезда к заказчику;

- второй этап «Оценка функционирования СМБП» — аудит СМБП с выездом к заказчику, кроме чрезвычайных событий или обстоятельств, препятствующих осуществлению запланированных аудитов с выездом. В таком случае второй этап аудита проводят дистанционно.

Примечание — Аудиты СМБП могут быть проведены без выезда к заказчику в случае возникновения чрезвычайных событий и обстоятельств, затрагивающих организацию заказчика, которые могут временно препятствовать осуществлению органом по сертификации запланированных аудитов на площадке. Примерами таких обстоятельств могут быть военные действия, забастовки, восстания, нестабильность политического положения, геополитическая напряженность, террористические действия, криминогенная обстановка, пандемия, наводнения, землетрясения, злонамеренные действия компьютерных хакеров, другие природные и техногенные катастрофы и т д.

4.5.3 Цель первого этапа «Оценка готовности» — оценка уровня соответствия проверяемой организации предварительным условиям сертификации.

Для установления степени готовности СМБП заказчика к аудиту проверяют выполнение следующих предварительных условий:

- наличие обязательных документов СМБП в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56404 и внутренними требованиями, принятыми в организации;

- подтверждение соответствия требованиям, сформулированным в нокаут-вопросах в ГОСТ Р 56406—2021 (подраздел 4.2);

- оценка местоположения заказчика и специфических для производственных площадок условий (например, удаленные подразделения, временные производственные площадки);

- верификация согласованной области сертификации (области применения СМБП);

- распределение ресурсов для аудита и согласование с заказчиком всех деталей.

4.5.4 Если СМБП проверяемой организации не соответствует требованиям, связанным с нокаут-вопросами, аудит СМБП может быть продолжен по запросу проверяемой организации до запланированного срока завершения для получения отчета по результатам аудита согласно процедуре для получения отчета по оценке уровня зрелости СМБП организации (см. приложение А).

Если организации необходимо получить сертификат соответствия при соблюдении требований СМБП, то процесс сертификации должен начаться с подачи новой заявки в выбранный орган по сертификации с последующим процессом проведения аудита в полном объеме.

5

ГОСТ Р 56405—2024

4.5.5 Второй этап аудита представляет собой оценку соответствия функционирования СМБП критериям аудита и оценку ее результативности.

4.5.6 Второй этап аудита включает в себя:

- составление плана аудита;

- проведение аудита на площадках;

- подготовку и рассылку отчета по результатам аудита.

Примечание — При подготовке к аудиту заказчиком могут быть использованы типовые формы, разработанные органом по сертификации и применяемые для упорядочения выполнения аудита.

4.5.7 План аудита должен быть составлен руководителем аудиторской группы для распределения и координации деятельности аудиторской группы. Рекомендуется, чтобы степень детализации плана аудита соответствовала области и сложности планируемого аудита.

План аудита должен включать в себя:

- область аудита, включая проверку всех применимых требований к СМБП;

-дату, время и место проведения аудита;

- уровни потока создания ценности (межорганизационный уровень, уровень организации, уровень процесса, уровень операции);

- четкую идентификацию подразделений и процессов, в отношении которых будут проводить проверки;

- ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на площадках, роли и обязанности членов аудиторской группы;

- назначение представителей проверяемой организации для аудита;

- предварительное совещание;

- заключительное совещание.

4.5.8 Проведение аудита на площадках включает:

- предварительное совещание;

- обмен информацией во время аудита;

- сбор данных, информации и их верификацию;

- формирование наблюдений аудита и их документирование;

- определение заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание.

4.5.8.1 Предварительное совещание должен проводить руководитель аудиторской группы с участием членов аудиторской группы, руководства проверяемой организации и/или, где это целесообразно, с лицами, ответственными за функции или процессы, которые будут проверять.

Целями предварительного совещания являются:

- подтверждение со стороны организации возможности реализации плана аудита;

- краткое изложение используемых методов и процедур аудита;

- установление порядка взаимодействия между членами аудиторской группы и работниками проверяемой организации;

- подтверждение наличия ресурсов и средств, требуемых аудиторской группе для проведения аудита;

- обсуждение возникших вопросов.

На предварительном совещании руководитель аудиторской группы:

- разъясняет цели аудита;

- предоставляет план аудита, доводит процедуры и методы аудита;

- представляет членов аудиторской группы и представителей проверяемой организации, доводит до участников аудита их роли;

- вырабатывает регламент проведения аудита, информирует о формах предоставления результатов аудита и способах обмена информацией в ходе аудита;

- информирует организацию о том, что аудит носит выборочный характер и, следовательно, результаты оценки базируются на основе выборочной информации и данных;

- отвечает на интересующие вопросы представителей проверяемой организации.

4.5.8.2 Аудиторская группа должна периодически проводить совещания с целью обмена информацией, оценки хода аудита и, если необходимо, перераспределения обязанностей между членами аудиторской группы.

6

ГОСТ Р 56405—2024

4.5.8.3 Изменения в плане аудита, которые могут возникнуть в ходе выполнения аудита на площадках, должны быть проанализированы и согласованы с представителями проверяемой организации и членами аудиторской группы.

4.5.8.4 Вопросы, связанные с наблюдениями, выходящими за границы области аудита, должны быть задокументированы и сообщены руководителю аудиторской группы для возможной передачи представителям проверяемой организации.

4.5.8.5 Аудиторская группа в ходе аудита выборочно собирает и верифицирует (проверяет) информацию, касающуюся области, объектов и критериев аудита, включая информацию о взаимодействии между подразделениями, видами деятельности и процессами.

Только поддающаяся верификации информация может быть признана как свидетельство и зафиксирована надлежащим образом.

По согласованию с проверяемой организацией свидетельства аудита могут быть собраны одним из следующих способов:

- опросы работников проверяемой организации;

- наблюдение аудиторов за деятельностью;

- анализ документов, записей, показателей и других данных;

- графическое отображение;

- фото-, видеофиксация.

Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и подтверждаться четкими, конкретными и объективными данными.

4.5.8.6 Свидетельства аудита должны быть определены в отношении соответствующих требований ГОСТ Р 56404 для формирования наблюдений аудита (выводов).

Наблюдения (выводы) аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМБП проверяемой организации критериям аудита и/или определять возможности для улучшений в дальнейшем.

Наблюдения аудита, касающиеся предотвращения возможных отклонений от требований, или функционирования СМБП, или снижения ее результативности, могут классифицироваться как уведомления.

Любые несоответствия и уведомления, а также возможности для улучшений должны быть доведены руководителем аудиторской группы до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации.

4.5.8.7 В ходе аудита все обнаруженные отклонения объектов аудита от установленных требований должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы аудиторами в зависимости от степени несоответствия.

Решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает руководитель аудиторской группы. Он также представляет руководству проверяемой организации обнаруженные и зарегистрированные несоответствия для разработки корректирующих действий по их устранению и уведомления для рассмотрения возможностей для улучшения работы организации в дальнейшем.

Примечания

1 Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов:

- аудиторская группа официально предоставляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и направляет уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по зарегистрированным несоответствиям и уведомлениям;

- если организация в ходе аудита устранит несоответствия, о чем предоставит убедительные свидетельства во время работы аудиторской группы, то руководитель аудиторской группы может исключить такое несоответствие. Аудитор подтверждает факт исключения своей подписью на бланке регистрации несоответствий. Число снятых несоответствий фиксируют в отчете об аудите, но не учитывают при принятии решения о выдаче сертификата соответствия;

- уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;

- проверяемая организация проводит анализ причин несоответствий и планирует проведение корректирующих действий по устранению несоответствий.

2 Организации следует провести анализ уведомлений и разработать мероприятия, нацеленные на постоянное улучшение в отношении уведомлений.

7

ГОСТ Р 56405—2024

Если в орган по сертификации не будет предоставлен план корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий в установленные сроки, процесс сертификации должен быть прекращен.

Проверка реализации мероприятий по итогам рассмотрения заказчиком уведомлений может быть включена в план инспекционного аудита.

Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено только после подачи повторной заявки на сертификацию. При этом должны быть проведены работы, как минимум, в объеме второго этапа сертификации.

4.5.8.8 Аудиторская группа должна провести обсуждение перед заключительным совещанием для того, чтобы:

- проанализировать наблюдения (выводы) аудита и другой соответствующей информации, собранной во время проведения аудита, в отношении целей и критериев аудита организации;

- провести анализ выявленных несоответствий (значительных и незначительных) и уведомлений;

- согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенностей, выявленных во время аудита, и оформить отчет по результатам аудита;

- подготовить предварительное заключение по аудиту, принимая во внимание выборочный характер рассмотрения объектов аудита;

- разработать рекомендации органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия организации.

Руководитель аудиторской группы несет ответственность за подготовку и содержание отчета по результатам аудита, содержащего результаты аудита, выводы и рекомендации, по форме, установленной органом по сертификации.

4.5.8.9 Отчет должен содержать:

- сведения об органе по сертификации и заявителе;

- цель и основание проведения аудита;

- время и место проведения аудита;

- состав аудиторской группы;

- сведения о нормативной базе аудита;

- результаты аудита и выводы аудиторской группы;

- адреса рассылки отчета.

К акту должны быть приложены:

- план аудита проверяемой организации;

- заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений;

- записи об устранении несоответствий в ходе аудита;

- протоколы разногласий (при их наличии).

4.5.8.10 Заключительное совещание должно быть проведено руководителем аудиторской группы с участием членов аудиторской группы, руководства проверяемой организации и/или, где это целесообразно, с лицами, ответственными за те функции или процессы, оценка которых была осуществлена.

Цель заключительного совещания состоит в предоставлении проекта отчета, включающего в себя описание всех несоответствий и уведомлений. На совещании руководитель аудиторской группы доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту СМБП, информирует о периодичности проведения инспекционного аудита СМБП.

4.6 Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия

4.6.1 Сертификацию СМБП не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения. Работу аудиторской группы считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом аудита, отчет по результатам аудита направлен в адрес заказчика аудита и органа по сертификации, аудиторской группе предоставлены план и отчет по выполнению корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий.

Орган по сертификации рассматривает результаты аудита и организует контроль за выполнением заявителем корректирующих действий.

4.6.2 Критерием для принятия решения о соответствии СМБП установленным требованиям является отсутствие несоответствий или принятие проверяемой организацией корректирующих действий в согласованные сроки и признание органом по сертификации их приемлемости и результативности.

8

ГОСТ Р 56405—2024

Примечание — Количество, состав и содержание уведомлений не влияют на решение о выдаче сертификата соответствия.

4.6.3 При положительном решении орган по сертификации оформляет на русском языке сертификат соответствия согласно требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 и по правилам и образцу, установленным органом по сертификации.

4.6.4 Орган по сертификации присваивает сертификату соответствия регистрационный номер и регистрирует его в Реестре органа по сертификации, если правилами функционирования системы добровольной сертификации не предусмотрен другой порядок действий. Срок действия сертификата соответствия — три года.

4.6.5 Сертификат соответствия должен содержать:

- наименование и адрес местонахождения организации, СМБП которой была сертифицирована, включая наименования и адреса местонахождения всех производственных площадок в рамках области применения СМБП;

- области применения СМБП;

- если применимо, ссылку на систему добровольной сертификации.

Сертификат соответствия удостоверяет, что СМБП отвечает требованиям ГОСТ Р 56404.

4.6.6 Если орган по сертификации признает СМБП не отвечающей требованиям ГОСТ Р 56404, то проверяемая организация должна быть об этом уведомлена решением с обоснованием отказа в выдаче сертификата соответствия.

4.7 Организация инспекционного аудита сертифицированных СМБП и ресертификации СМБП

4.7.1 Ежегодно после проведения сертификации орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет плановый инспекционный аудит.

4.7.2 Орган по сертификации по результатам планового инспекционного аудита принимает решение о подтверждении (приостановлении, прекращении) действия сертификата соответствия, а также сужении или расширении области сертификации по запросу заказчика аудита.

4.7.3 В течение срока действия сертификата соответствия проводят не менее двух плановых инспекционных аудитов, не реже одного раза в календарный год. Дата проведения первого инспекционного аудита должна быть не позднее чем через 12 мес после даты принятия решения по сертификации. Дата проведения второго инспекционного аудита должна быть не позднее чем через 24 мес после даты принятия решения по сертификации.

4.7.4 Деятельность по инспекционному контролю в ходе полного цикла сертификации должна включать проверку всех требований ГОСТ Р 56404. При этом в процессе каждого инспекционного аудита орган по сертификации проверяет:

- результаты внутренних аудитов СМБП и анализа их проведения со стороны руководства;

- действия, предпринятые в отношении несоответствий и уведомлений, выявленных в ходе предыдущей проверки, и проверку их результативности;

- результативность СМБП в части достижения целей, установленных держателем сертификата соответствия, развитие запланированных мероприятий, нацеленных на постоянное улучшение;

- мониторинг процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, влияние изменений СМБП на ее целостность.

4.7.5 Внеплановый инспекционный аудит проводят в случаях:

- получения органом по сертификации информации о существенных нарушениях в рамках сертифицированной СМБП;

- значительных изменений организационной структуры держателя сертификата соответствия, технологии и условий производства, численности персонала, кадрового состава и т. п.

4.7.6 Порядок проведения инспекционного аудита соответствует порядку проведения второго этапа сертификационного аудита.

4.7.7 Результаты инспекционного аудита оформляют отчетом, в котором дается оценка результатов проверок, делается вывод о возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия.

9

ГОСТ Р 56405—2024

4.7.8 По результатам проведенного инспекционного аудита орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- подтвердить действие сертификата соответствия;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- прекратить действие сертификата соответствия.

По результатам инспекционного аудита орган по сертификации может приостановить или прекратить действие сертификата соответствия при несоответствии СМБП организации требованиям ГОСТ Р 56404.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих действий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия не может устранить обнаруженные причины несоответствия.

В случае приостановления действия сертификата соответствия его держатель совместно с органом по сертификации разрабатывает корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий. Орган по сертификации устанавливает срок выполнения корректирующих действий и осуществляет проверку их исполнения.

При положительных результатах проверки действие сертификата соответствия возобновляется, при отрицательных — орган по сертификации принимает решение о прекращении действия сертификата соответствия.

4.7.9 Для поддержания сертификационного статуса до истечения срока действия сертификата соответствия заказчику следует пройти процедуру ресертификации. Порядок ресертификации аналогичен порядку сертификации.

В этом случае заказчику следует направить заявку в орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в срок не позднее 3 мес до даты окончания срока действия сертификата соответствия.

4.7.10 Деятельность по ресертификации должна включать в себя проведение анализа функционирования СМБП в течение периода действия сертификата соответствия, включая анализ отчетов по предыдущим аудитам и инспекционным аудитам, жалоб, направленных потребителями.

Ресертификационный аудит должен, кроме прочего, включать проверку:

-динамики результативности при реализации политики и целей СМБП с учетом внутренних и внешних изменений;

- свидетельств улучшения деятельности в целом в течение периода действия сертификата соответствия;

- положительного влияния сертифицированной СМБП на реализацию политики и целей организации.

4.7.11 При выявлении в ходе ресертификационного аудита значительных и/или незначительных несоответствий проверяемая организация должна выполнить соответствующие коррекции и принять корректирующие действия.

4.7.12 Решение о выдаче и оформление нового сертификата соответствия осуществляют по 4.6. Предыдущий сертификат соответствия приобретает статус «отменен».

10

ГОСТ Р 56405—2024

Приложение А (рекомендуемое)

Процедура оценки уровня зрелости системы менеджмента бережливого производства организации

А.1 Дополнительно к процедуре сертификации по запросу заказчика (проверяемой организации) для оценки уровня соответствия требованиям СМБП может быть применена процедура балльной оценки зрелости СМБП организации. Такая оценка может быть проведена аудитором по сертификации СМБП (при наличии запроса в заявке).

А.2 Балльную оценку уровня зрелости СМБП организации следует проводить в соответствии с правилами и критериями, приведенными в ГОСТ Р 56406.

А.З На основе результатов балльной оценки определяют текущий уровень зрелости СМБП организации, который отражается в отдельном отчете по результатам аудита с указанием общего количества баллов.

11

ГОСТ Р 56405—2024

УДК 658.5.011:006.354 ОКС 03.120.10

Ключевые слова: бережливое производство, процесс сертификации, система менеджмента, процедура оценки

Редактор Л.С. Зимилова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 18.10.2024. Подписано в печать 24.10.2024. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,58.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.