ГОСТ Р 54026-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров

Обложка ГОСТ Р 54026-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров
Обозначение
ГОСТ Р 54026-2010
Наименование
Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров
Статус
Действует
Дата введения
2011.01.12
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
35.240.60


ГОСТ Р 54026-2010

Группа Э50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров

Global navigation satellite system. Dispatcher control systems for urban passenger transport. Functions, structure and tasks to be solved of passengers informing subsystem

ОКС 35.240.60

Дата утверждения* 2011-12-01

_______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: Дата введения. - .

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "М2М телематика"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 640-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к назначению, составу и характеристикам решаемых задач подсистемы информирования пассажиров в системах диспетчерского управления наземным городским и пригородным пассажирским транспортом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 34.003 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 27833 Средства отображения информации. Термины и определения

ГОСТ Р 51006 Услуги транспортные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 51006, ГОСТ 27833, ГОСТ 34.003, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подсистема информирования пассажиров: Автоматизированная система, представляющая собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих предоставление информационного контента пассажирам и другим потребителям транспортных услуг.

3.2 информационный контент: Совокупность буквенно-цифровой, графической, видео- и аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и содержащая сведения:

- о маршрутах регулярных пассажирских перевозок;

- об остановочных пунктах маршрута регулярных пассажирских перевозок;

- о расписаниях регулярных пассажирских перевозок;

- об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных пассажирских перевозок;

- другая информация, связанная с осуществлением регулярных пассажирских перевозок;

- о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении;

- дополнительная информация, в том числе рекламного характера.

3.3 центр контроля и управления: Программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, формирование, управление, рассылку и доставку информационного контента в компоненты подсистемы информирования пассажиров, а также дистанционное управление электронными средствами отображения информации коллективного пользования.

3.4 подсистема информирования на остановочном пункте: Программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на остановочном пункте общественного транспорта.

3.5 подсистема информирования на транспортном средстве: Программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на борту пассажирского транспортного средства.

3.6 подсистема интернет-информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента в глобальной информационной сети Интернет.

3.7 подсистема мобильного информирования: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента мобильными устройствами связи (сотовыми телефонами, смартфонами, коммуникаторами и устройствами, приравненными к ним).

3.8 подсистема информирования на информационном терминале: Программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента на информационных видеодисплейных терминалах (информационных киосках, платежных терминалах и устройствах, приравненных к ним).

4 Назначение подсистемы информирования пассажиров

Назначением подсистемы информирования пассажиров является обеспечение в непрерывном круглосуточном режиме пассажиров и других потребителей транспортных услуг достоверной информацией о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, оперативное информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении.

5 Состав подсистемы информирования пассажиров

5.1 Состав подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также:

- подсистему информирования на остановочном пункте;

- подсистему информирования на транспортном средстве;

- подсистему интернет-информирования;

- подсистему мобильного информирования;

- подсистему информирования на информационном терминале.

5.2 Состав полнофункциональной подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также подсистемы, указанные в 5.1.

5.3 Центр контроля и управления подсистемы информирования пассажиров является органом управления.

5.4 Подсистемы, указанные в 5.1, являются объектами управления, в состав которых входят:

- аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на остановках (информационные табло и информационные видеотерминальные дисплеи остановочных пунктов);

- аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на борту наземного пассажирского транспорта (наружные и внутрисалонные табло, речевые автоинформаторы, дисплеи или табло водителя);

- программные средства подсистемы мобильного и интернет-информирования (прикладное программное обеспечение, загружаемое в мобильные устройства связи, Интернет-сервисы, интернет-порталы);

- программные средства информационных терминалов;

- аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб муниципальных образований (включая удаленные терминалы специалистов Транспортных управлений городских администраций);

- аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб субъектов Российской Федерации.

6 Характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров

6.1 По своим характеристикам решаемые подсистемой информирования пассажиров задачи подразделяются в зависимости от особенностей информационного контента, передаваемого в подсистемы, указанные в 5.1.

6.2 Задачи подсистемы информирования на остановочном пункте:

- предоставление на остановочном пункте информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;

- информирование о времени прибытия на остановочный пункт ближайшего транспортного средства каждого вида транспорта, останавливающегося на остановочном пункте;

- идентификация остановочного пункта в системе диспетчерского управления пассажирским транспортом по данным спутниковой навигации;

- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;

- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.

6.3 Задачи подсистемы информирования на транспортном средстве:

- предоставление на борту наземного пассажирского транспорта информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;

- визуальное предоставление достоверной информации на наружных и внутрисалонных электронных информационных табло, управление ими;

- отображение номера и названия маршрута на переднем и боковом табло, номера маршрута на заднем табло, а также изменение этих данных дистанционно из Центра контроля и управления или вручную водителем;

- отображение на внутрисалонном информационном табло текста с названием остановки синхронно с голосовым воспроизведением соответствующего названия остановки цифровым речевым автоинформатором;

- при наличии на транспортном средстве установленного и подключенного оборудования спутниковой навигации автоматическая привязка местоположения транспортного средства при движении по маршруту к трассе;

- объявление остановок и воспроизведение других сообщений (о крупных пересадочных узлах, альтернативных маршрутах и режимах движения на них) с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов;

- отображение на внутрисалонном информационном табло текстов дополнительной информации с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов;

- формирование и загрузка в память бортового оборудования транспортного средства таблиц данных и голосовых сообщений для воспроизведения в салоне;

- предоставление водителю выбора голосового сообщения для воспроизведения в салоне транспортного средства из набора сообщений, хранящихся в памяти бортового оборудования транспортного средства;

- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;

- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.

6.4 Задачи подсистемы интернет-информирования:

- предоставление пользователям сети Интернет информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;

- предоставление информации о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку;

- предоставление возможности прокладки оптимальных маршрутов с учетом пересадок и видов общественного транспорта;

- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;

- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение возможности передачи материалов информационного характера специализированным информационным и коммерческим службам (контакт-центры, информационные агентства, специальные Web-сервисы и интернет-порталы).

6.5 Задачи подсистемы мобильного информирования

Предоставление пользователям мобильных устройств связи информации:

- о действующих маршрутах движения наземного пассажирского транспорта;

- об остановках на маршруте;

- о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку.

6.6 Задачи подсистемы информирования на информационном терминале

Предоставление населению информационно-справочных данных:

- о работе наземного пассажирского транспорта;

- об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;

- о размещении на информационных терминалах материалов информационного характера в графическом и текстовом виде произвольной формы, включая дополнительную информацию.

УДК 656.13:004:006.354

ОКС 35.240.60

Э50

Ключевые слова: диспетчерское управление, наземный пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, подсистема информирования, средства отображения информации

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2018