ГОСТ Р 54020-2010
Группа Э50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Состав, содержание, порядок и периодичности формирования отчетных форм
Global navigation satellite system. Dispatcher control systems for urban passenger transport. List, content and issue periodicity of system's reports
ОКС 35.240.60
Дата введения 2011-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Транснавигация" (ЗАО "НПП Транснавигация")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 633-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные навигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу, содержанию, порядку и периодичности формирования отчетных форм автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом.
2 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АТП - автотранспортное предприятие;
КП - контрольный пункт;
ООУД - отдел оперативного управления движения;
ЦДС - центральная диспетчерская станция.
3 Общие положения
3.1 Отчетные данные формируются на терминалах (персональных компьютерах), подключенных к единой локальной вычислительной сети (корпоративной сети), которая обеспечивает функционирование системы по полной технологической схеме автоматизированного управления транспортом.
3.2 Отчетные формы должны формироваться по результатам обработки навигационных данных, получаемых от контролируемых пассажирских транспортных средств.
3.3 Отчетные формы должны содержать необходимую и достаточную информацию для осуществления основных функций управления городскими пассажирскими перевозками, в том числе:
- оперативное управление работой транспорта на маршрутах в течение рабочей смены;
- учет и анализ показателей работы транспорта за смену, сутки, месяц, квартал и т.д.;
- обеспечение производственно-хозяйственной деятельности транспортного предприятия;
- формирование маршрутной сети и расписаний работы транспорта;
- расчет плановых показателей работы транспорта по маршрутам, транспортным предприятиям и городу в целом.
4 Состав отчетных форм, формируемых для органов управления различного уровня по видам городского пассажирского и городского электрического транспорта
4.1 В состав основных отчетных форм входят:
1) оперативные справки о состоянии процесса перевозок:
- по маршрутам,
- по парку;
2) отчеты по водителям:
- подробный отчет о работе водителя,
- о выполнении рейсов - по водителям,
- ведомость исполненного движения,
- ведомость для начисления заработной платы,
- сведения о работе на маршруте,
- ведомость пробегов по водителям,
- ведомость классификации браков,
- ведомость резерва;
3) отчеты по парку - по рейсам и по времени и пробегам:
- по выходам,
- сводные отчеты по маршрутам,
- сводные отчеты по парку;
4) отчеты о работе транспортных средств:
- ведомость пробегов,
- ведомость пробегов по маркам,
- ведомость пробегов по маркам и маршрутам;
5) отчеты о нарушении движения на маршрутах:
- прохождение контрольного пункта с нагоном,
- несвоевременное открытие движения,
- несвоевременное закрытие движения;
6) отчеты о работе диспетчеров:
- по управлению движением,
- по переговорам с водителем.
4.2 Отчетные формы за текущие сутки должны повторяться в накопительных отчетных формах за указанный период дней отчетного месяца.
4.3 Для учета работы подвижного состава городского электрического транспорта необходимо обеспечить возможность вывода отчетных данных по работе подвижного состава как "соло", так и "систем", в том числе:
а) необходимо учитывать пробег каждой транспортной единицы, включенной в "систему";
б) в отчетных формах по работе водителей транспортных средств необходимо учитывать их работу на "соло" или на "системе".
4.4 Отчетные формы могут иметь отличия по составу, содержанию и виду, определяемые структурой диспетчерской службы конкретного объекта управления, принятой технологией управления, применяемыми техническими средствами и др.
5 Формы, порядок и периодичность представления отчетных данных о результатах работы городского пассажирского и городского электрического транспорта для органов управления различного уровня
5.1 Отчетные данные могут получаться в форме видеограмм на экране монитора или в виде табуляграмм на бумажных носителях информации.
5.2 Система должна быть ориентирована на принципы безбумажной технологии при обмене данными с пользователями системы. Механизмом реализации данной технологии является ежесуточное формирование таблиц, содержащих отчетные данные, подготовленные для передачи и непосредственной загрузки в базу данных автоматизированной системы управления контролируемого транспортного предприятия.
5.3 Основными этапами формирования отчетных данных в системе являются:
- прием, накопление, хранение, подготовка и обработка данных;
- получение выходных данных;
- организация диалога пользователя с системой;
- сетевой обмен данными между пользователями системы и со смежными системами.
5.4 Получение основных отчетных форм системы, представленных в таблице 1, осуществляется с указанием:
- периодичности формирования;
- наименования формы;
- краткого содержания формы;
- уровня использования (по конкретным пользователям);
- исполнителя и подразделения, использующих форму;
- основные решаемые задачи.
Таблица 1 - Отчетные формы о работе водителей парка
Наимено- | Периодич- | Краткое содержание формы | Пользователи | Решаемые задачи | ||
Органи- | Подразде- | |||||
Подробный отчет о работе водителя за сутки | Ежесуточно | По каждой позиции наряда: - данные контрольных пунктов о качестве движения по рейсам (отражается сокращенное наименование КП маршрута с плановым временем прохождения указанных КП по расписанию и фиксируется фактическое время (отметки) прохождения КП транспортным средством); - итоги выполнения плана по рейсам, с указанием типа отметок взятия рейса: фактический, регулярный, плановый; - пробег общий, линейный; - время работы нарядное линейное; - все проводимые диспетчером управляющие воздействия с указанием времени и результата | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ качества движения | |
Отчет о выполнении рейсов водителями | Ежесуточно | По каждой позиции наряда за указанные сутки: - данные о качестве выполнения рейсов: - число рейсов с отметкой о характере выполненного рейса, с указанием причины по невыполненным рейсам; - соотношение планового и фактического числа по выполненным рейсам с указанием числа (и процента) регулярных рейсов, с учетом основных типов отметок взятия рейса: плановый (не взятый рейс); фактический (рейс, засчитанный системой как выполненный); регулярный (рейс, засчитанный системой как выполненный и регулярный) | То же | То же | Контроль и анализ качества движения, учет выполненных рейсов по конкретным исполнителям | |
Ведомость исполненного движения | Ежесуточно | По каждой позиции наряда за сутки: - данные о выполнении плана по рейсам: плановое и фактическое число рейсов, в том числе с нарушениями; - пробеги фактические и нулевые; - начало и конец работы; - прочие отметки (коды) с указанием времени начала и конца событий: резерв, отстой, обед, опоздание, возврат, простой на линии, нулевой пробег | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ выполнения запланированной транспортной работы | |
Ведомость для начисления заработной платы | Ежемесячно | По каждому водителю, работавшему на линии за указанные сутки (в том числе, по часам работы каждого водителя по бригадам): - часы: всего, на маршруте, в том числе регулярных и нерегулярных; - времени (продолжительности) нулевых пробегов; - подготовительно-заключитель- ное время; - простои в парке и на маршруте; - ночные часы (с 22.00 до 6.00); - часы с двойной оплатой (по конкретному водителю/выходу); разрывные часы | Бухгалтерия | Начисление заработной платы водителям за работу на линии | ||
Сведения о работе на маршруте | Ежесуточно | Итог работы подвижной единицы на маршруте за отчетные сутки с разбивкой по сменам: соотношение фактически выполненных рейсов и плановых показателей (процент выполнения плана), с учетом невыполненных рейсов; по выходам маршрутов по сменам с суммированием итоговых значений (по всем сменам) маршрута: - фактическое (с отображением плана) число отметок на контрольном пункте; - число рейсов с нарушениями; - продолжительность нулевых рейсов; - время работы (по выходу) всего, в том числе часы на линии, ночные часы и резервное время; - километраж (отдельно - в работе и нулевой) | Служба эксплуатации | Контроль и анализ объемов выполненной транспортной работы, исполненного движения | ||
Ведомость пробегов по водителям | Ежесуточно, ежемесячно | Указываются пробеги по каждому водителю, работавшему на автобусе за отчетные сутки, по гаражным номерам автобусов | Техническая служба | Учет пробегов | ||
Ведомость нарушений движения | Ежесуточно | По каждому виду нарушений указываются виновники нарушений, потерянные рейсы (проведенные браки классифицируются по основным группам, внутри которых осуществляется дополнительная классификация по причинам): - сокращенное наименование контрольного пункта, к которому был отнесен брак; гаражный номер и марка подвижной единицы; информация по потерянным рейсам (число); - информация по проставленной диспетчером смены длительности брака ("браки"): продолжительностью до 1 ч и 1 ч и более, с отображением времени начала и окончания события | ЦДС, АТП | Аналитик ЦДС, служба эксплуатации АТП, бухгалтерия АТП | Учет допущенных нарушений | |
Ведомость резерва | Ежесуточно | За отчетные сутки, по конкретному водителю (с указанием табельного и гаражного номеров, маршрута, выхода, смены и марки автобуса): информация о нахождении в резерве, с указанием длительности резервного времени и сокращенного наименования контрольного пункта резерва. Итоговой строкой - значение продолжительности резервного времени за сутки в целом по парку и общее число случаев резерва | АТП | Служба эксплуатации | Анализ и учет (с указанием времени начала и окончания) возникновения и продолжительности резервов | |
Отчетные формы о работе парка | ||||||
Рейсы. Отчет по выходам | Ежесуточно | За отчетную дату, по выходам и сменам каждого маршрута: - информация по плановому и фактическому числу выполненных рейсов (с анализом соотношений); - число (и процент) регулярных рейсов из фактически засчитанных системой; - поле для анализа "вечерних" и "ночных" рейсов | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ качества движения, анализ регулярности взятых подвижными единицами рейсов | |
Рейсы. Сводный отчет по маршрутам | По запросу за указанный интервал дат | Аккумулирование данных по определенному (задаваемому) отчетному периоду - по каждому маршруту парка с отображением суммирующих показателей итоговой строкой по каждой отчетной дате и по всему периоду: укрупненная информация по плановому и фактическому числу выполненных рейсов и с указанием числа (и процента) регулярных рейсов из фактически засчитанных системой | Контроль и анализ качества движения, анализ регулярности взятых рейсов помаршрутно | |||
Рейсы. Сводный отчет по парку | По запросу за указанный интервал дат | Укрупненная форма (аккумулирование данных по задаваемому периоду) представления сводного отчета по парку - по плановому и фактическому числу выполненных рейсов, с указанием числа (и процента) регулярных рейсов из фактически засчитанных системой. Представлены только суммирующие показатели по каждой отчетной дате - по всем маршрутам парка сразу и результирующая строка - по всему запрашиваемому отчетному периоду | ЦДС, АТП | Аналитик ЦДС, служба эксплуатации АТП | Контроль и анализ качества движения, анализ регулярности взятых рейсов в целом по парку (за период) | |
Время и пробеги. Отчет по выходам | Ежесуточно | За отчетную дату, по выходам и сменам каждого маршрута: - в формате "часы; минуты": представлена информация для сравнения плановых и фактических показателей нарядного и линейного времени, а также времен отстоя; - информация по общим и линейным пробегам (план/факт - в километрах) | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ качества движения, анализ соотношений плановых и фактических времен и пробегов по каждой подвижной единице, расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | |
Время и пробеги. Сводный отчет по маршрутам | По запросу за указанный интервал дат | Аккумулирование данных по определенному (задаваемому) отчетному периоду - по каждому маршруту парка с отображением суммирующих показателей итоговой строкой по каждой отчетной дате и по всему периоду: укрупненная информация по плановым и фактическим показателям нарядного, линейного времени и времен отстоя, а также общих и линейных пробегов | Контроль и анализ качества движения, анализ соотношений плановых и фактических времен и пробегов помаршрутно, расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | |||
Время и пробеги. Сводный отчет по парку | По запросу за указанный интервал дат | Укрупненная форма (аккумулирование данных по задаваемому периоду) представления сводного отчета по парку - по плановым и фактическим показателям нарядного, линейного времени и времен отстоя, а также общих и линейных пробегов. Представлены только суммирующие показатели по каждой отчетной дате - по всем маршрутам парка сразу и результирующая строка - по всему запрашиваемому отчетному периоду | ЦДС, АТП | Аналитик ЦДС, служба эксплуатации АТП | Контроль и анализ качества движения, анализ соотношений плановых и фактических времен и пробегов в целом по парку (за период), расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | |
Отчетные формы о работе транспортных средств парка (ведомости пробегов) | ||||||
Ведомость пробегов | По запросу за указанный интервал дат | Аккумулирование данных фактических (засчитанных системой) пробегов по определенному (задаваемому) отчетному периоду - по каждой подвижной единице (по гаражному номеру). Представлены суммирующие показатели пробегов по каждой отчетной дате - по всем ПЕ парка сразу и результирующая строка - по всему запрашиваемому отчетному периоду | АТП | Техническая служба | Учет фактических (засчитанных системой) пробегов по каждой подвижной единице, расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | |
Ведомость пробегов по маркам | По запросу за указанный интервал дат | Значения пробегов, сгруппированные по маркам подвижных единиц с выборкой по гаражным номерам за определенный отчетный период (от отчетных суток и более) | Техническая служба, служба эксплуатации | Учет фактических (засчитанных системой) пробегов подвижной единицы по каждой марке, расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | ||
Ведомость пробегов по маркам и маршрутам | По запросу за указанный интервал дат | Значения пробегов, сгруппированные по маршрутам (итоговые значения), с одновременной разбивкой по маркам подвижных единиц и выборкой по гаражным номерам за определенный отчетный период (от отчетных суток и более) | Учет фактических (засчитанных системой) пробегов подвижной единицы каждой марки по каждому маршруту, расчет основных технико-экономи- ческих показателей парка | |||
Отчетные формы о нарушениях движения на маршрутах парка | ||||||
Отчет о прохождении контрольного пункта с нагоном | Ежесуточно | Информация (за отчетные сутки) о преждевременном прохождении транспортным средством конкретного контрольного пункта с указанием номера рейса, времени нагона, сопоставления планового и фактического времени (по реквизитам маршрута, выхода, смены, табельного и гаражного номеров) | АТП | Служба эксплуатации, бухгалтерия | Фиксирование и отображение информации о нарушениях перевозочного процесса | |
Отчет о несвоевре- менном открытии движения | Ежесуточно | За отчетные сутки: - фиксируется отклонение (в мин) фактического времени открытия движения (на конкретном начальном контрольном пункте) от планового; - указывается информация о характере нарушения относительно системы зачета рейса и отметок | ЦДС, АТП | Служба эксплуатации, аналитик ЦДС | ||
Отчет о несвоевре- менном закрытии движения | Ежесуточно | За отчетные сутки: - фиксируется отклонение (в минутах) фактического времени закрытия движения (на конкретном конечном контрольном пункте) от планового; - указывается информация о характере нарушения относительно системы зачета рейса и отметок | ЦДС, АТП |
5.5 Получение оперативных справок и сводок о состоянии процесса перевозок, представленных в таблице 2, осуществляется с указанием:
- периодичности формирования;
- наименования формы;
- краткого содержания формы;
- уровня использования (по конкретным пользователям);
- исполнителя и подразделения, использующих форму;
- основных решаемых задач.
Таблица 2 - Представление оперативных справок и сводок о состоянии процесса перевозок
Наименование формы | Периодичность формирования | Краткое содержание формы | Пользователи | Решаемые задачи | |
Организация | Подразделение (исполнитель) | ||||
Оперативные справки о состоянии процесса перевозок | |||||
Отчет о текущем состоянии процесса перевозок по маршрутам | По запросу | Справка на определенный момент времени (дата, часы, минуты): а) плановое и фактическое число работающих на маршруте выходов, в том числе по состоянию транспортного средства: "На линии", "Обед", "Отстой в парке", "Отстой на линии" и т.д.; б) информация по неработающим и забракованным выходам со следующей классификацией причин: "Опоздание", "Простой", "Возврат", "Недовыпуск", "Переключение", "Спецподача" и указанием причины брака | ЦДС, АТП | Диспетчер ЦДС, служба эксплуатации АТП | Подробная информация о состоянии процесса перевозок на конкретную "отчетную" минуту по маршруту с расшифровкой по выходам |
Отчет о текущем состоянии процесса перевозок по парку | По запросу | Справка на определенный момент времени (дата, часы; минуты): а) плановое и фактическое число работающего на маршрутах парка подвижного состава с указанием числа подвижного состава особо большой вместимости, в том числе по состоянию: "На линии", "Обед", "Отстой в парке", "Отстой на линии" и т.д.; б) информация по бракам на маршрутах (количество подвижного состава) со следующей классификацией причин: "Опоздание", "Простой", "Возврат", "Недовыпуск", "Переключение", "Спецподача" | Подробная информация о состоянии процесса перевозок на конкретную "отчетную" минуту в целом по парку с расшифровкой по маршрутам | ||
Сводки за сутки | |||||
Отчет о выпуске по часам суток | По запросу или один раз в сутки | На определенную дату, в целом по маршрутам АТП: состояние выпуска подвижного состава на линию (с учетом выпуска подвижного состава особо большой вместимости) на конкретные контрольные временные срезы: 1) на будние дни: 07:15; 8:30; 15:00; 17:00; 19:00; 21:00; 24:00; 2) на выходные (праздничные) дни: 08:00; 10:00; 17:00; 19:00; 21:00; 24:00 | ЦДС, АТП | Старший диспетчер ЦДС, служба эксплуатации АТП | Контроль и анализ качества движения: по выпуску подвижного состава - по часам суток, с учетом всех потерь и управляющих воздействий в системе |
Отчет по рейсам за сутки | По запросу или один раз в сутки | На определенную дату в целом по маршрутам АТП: - число единиц подвижного состава за сутки: плановое, фактическое, из них особо большой вместимости; - число рейсов за сутки: плановое и фактическое по маршрутам; - число дополнительных рейсов - всего за сутки; - число невыполненных рейсов - всего за сутки; - число рейсов, не выполненных по причине брака (из общего числа); - число невыполненных рейсов, по причине недовыпуска подвижного состава (из общего числа); - число переключенных рейсов: всего, на маршруты своего парка, другого парка, трамвайно-троллейбусных предприятий, спецподачи, на маршруты метро, прочие | Контроль и анализ качества движения: по выпуску подвижного состава - по рейсам за сутки, с учетом всех потерь и управляющих воздействий в системе | ||
Отчет по бракам | По запросу или один раз в сутки | На определенную дату, в целом по маршрутам АТП: а) фиксирование проведенных диспетчером за сутки браков (с разбивкой по основным причинам брака) по следующим категориям: опоздания; простои; возвраты; б) отражение числа машин: - вышедших с возврата на линию; - произведших замену без потерь рейсов; - направленных на переключение | Контроль и анализ качества движения: по всем бракам относительно подвижного состава (машин), с учетом всех потерь и управляющих воздействий в системе | ||
Сводка по рейсам | По запросу за указанный интервал дат | Представлена информация о всех выполненных рейсах за отчетный период - по всем маршрутам парка. Происходит сравнение плановых и фактических показателей, а также учет резерва и всех потерь рейсов по причинам (браки и переключения) | Контроль и анализ качества движения по выполненным рейсам | ||
Отчетные формы по выпуску подвижного состава парка | |||||
Выпуск на указанный момент времени | По запросу на заданные моменты времени | Сводка выпуска подвижного состава по колоннам на указанный момент времени за конкретную отчетную дату: план, состояние на линии и отклонения в общем количестве с расшифровкой выпуска по маркам подвижного состава | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ качества организации работы подвижного состава (по выпуску) - на уровне парка |
Выпуск по маршрутам | Ежесуточно | Итоговая форма с разбивкой по контрольным значениям времени (с учетом разбивки структуры формы для буднего и выходного дня). Вся информация суммируется по суткам (план/факт.) Одновременно представлена информация по соотношению планового и фактического числа рейсов в целом за отчетные сутки. Все данные выпуска разбиты по маршрутам. По всем позициям информация суммируется итоговой строкой | ЦДС, АТП | Старший диспетчер ЦДС, служба эксплуатации АТП | Контроль и анализ качества организации работы подвижного состава (по выпуску) - на уровне парка |
Выпуск по маршрутам и маркам | Ежесуточно | Информация о выпуске за отчетные сутки разбита по маркам подвижного состава - по всем маршрутам парка. Итоговые значения суммируются по каждой марке итоговой строкой | АТП | Служба эксплуатации | Контроль и анализ качества организации работы подвижного состава (по выпуску) - на уровне парка |
5.6 Получение отчетных данных о работе диспетчеров системы представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Представление отчетных форм о работе диспетчеров
Наименование формы | Периодичность формирования | Краткое содержание формы | Уровень использования (пользователь) | Исполнитель, подразделение | Решаемые задачи |
Отчетные формы о работе диспетчеров системы | |||||
Отчет по управлению движением | По запросу на заданные сутки | Фиксируется следующая информация: - момент (по времени) проведения диспетчером управляющего воздействия по конкретному водителю (по реквизитам - маршрут, выход, смена, гаражный и табельный номера); - структура управляющего воздействия: наименование, начало и конец (по времени); - результат (значения отклонений от расписания, новые гаражный и табельный номера и т.д.); - имя исполнителя (диспетчера) в системе (в соответствии с принятым уровнем аутентификации) | ЦДС | Старший диспетчер ЦДС, аналитик ЦДС | Анализ оперативной работы диспетчера за определенный отчетный период: представление всех проводимых диспетчером управляющих воздействий, с указанием времени осуществления управляющего воздействия и результата |
Отчет по переговорам с водителями | По запросу на заданные сутки | Отображения всех переговоров диспетчеров с водителями транспортных средств с указанием: - времени сеанса связи; - реквизитов водителя (маршрут, выход, смена, гаражный и табельный номера); - инициатора сеанса связи (водитель/диспетчер); - категории сеанса связи (тема разговора, в соответствии с принятым в системе перечнем тем) | ЦДС | Старший диспетчер ЦДС, аналитик ЦДС, администратор ЦДС | Анализ оперативной работы диспетчера о переговорах в системе за определенный отчетный период. Учет тематической составляющей сеансов связи |
УДК 656.13:004:006.354 | ОКС 35.240.60 | Э50 |
Ключевые слова: диспетчерское управление, центральная диспетчерская служба, пассажирские перевозки, городской пассажирский транспорт, глобальная навигационная спутниковая система |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2018