ГОСТ ISO 6683-2024 Машины землеройные. Ремни безопасности и места их креплений. Технические требования и методы испытаний

Обложка ГОСТ ISO 6683-2024 Машины землеройные. Ремни безопасности и места их креплений. Технические требования и методы испытаний
Обозначение
ГОСТ ISO 6683-2024
Наименование
Машины землеройные. Ремни безопасности и места их креплений. Технические требования и методы испытаний
Статус
Действует
Дата введения
2025.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
53.100

ГОСТ ISO 6683-2024


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Машины землеройные


РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕСТА ИХ КРЕПЛЕНИЙ


Технические требования и методы испытаний


Earth-moving machinery. Seat belts and seat belt anchorages. Performance requirements and tests

МКС 53.100

Дата введения 2025-01-01


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциацией "Росспецмаш") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2024 г. № 176-П)

За принятие проголосовали:


Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения


Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь


Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан


Киргизия

KG

Кыргызстандарт


Россия

RU

Росстандарт


Таджикистан

TJ

Таджикстандарт


Узбекистан

UZ

Узбекское агентство по техническому регулированию


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2024 г. № 1560-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 6683-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 6683:2005* "Машины землеройные. Ремни безопасности и места их креплений. Технические требования и методы испытаний" ("Earth-moving machinery - Seat belts and seat belt anchorages - Performance requirements and tests", IDT).

Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 127 "Машины землеройные" Международной организации по стандартизации (ISO).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных документов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает минимальные эксплуатационные требования и испытания удерживающих систем - ремней безопасности и их крепежных элементов (креплений) - на землеройных машинах, необходимых для удержания оператора внутри устройства защиты при опрокидывании (ROPS) в случае при опрокидывании машины (см. ISO 3471) или внутри устройства защиты при переворачивании (TOPS) в случае переворачивания машины (см. ISO 12117).


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 3411:1995 Earth-moving machinery - Human physical dimensions of operators and minimum operator space envelope (Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора)

ISO 3471:1994 Earth-moving machinery - Roll-over protective structures - Laboratory tests and performance requirements (Машины землеройные. Устройства для защиты при опрокидывании машин. Лабораторные испытания и эксплуатационные требования)

ISO 5353:1995 Earth-moving machinery, and tractors and machinery for agriculture and forestry - Seat index point (Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья)

ISO 12117:1997 Earth-moving machinery - Tip-over protection structure (TOPS) for compact excavators - Laboratory tests and performance requirements (Машины землеройные. Конструкции защиты оператора при опрокидывании мини-экскаваторов. Лабораторные испытания и требования к рабочим характеристикам)

SAE J386:1997 Operator Restraint System for Off-Road Work Machines (Удерживающие системы оператора внедорожных рабочих машин)

UNECE R16:2000 Uniform provisions concerning the approval of safety-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles, vehicles equipped with safety-belts (Единообразные предписания, касающиеся ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств)


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 комплект ремня безопасности (seat belt assembly): Приспособление, состоящее из ремня, замка, регулятора длины, втягивающего устройства (по заказу потребителя) и деталей крепления для присоединения к местам крепления; ремень закрепляют поперек туловища оператора с целью удержания его на сиденье при работе и в случае опрокидывания машины.

3.2 устройство крепления (anchorage): Устройство для передачи усилий от комплекта ремня безопасности к конструкции машины.

3.3 удерживающая система (restraint system): Комплект ремня безопасности с устройствами его крепления.

3.4 полиэфирное волокно (polyester fibre): Волокна из любого длинноцепочечного синтетического полимера, содержащие не менее 85% по весу сложного эфира двухатомного спирта и терефталевой кислоты.


4 Комплекты ремней безопасности

Компоненты комплектов ремней безопасности должны соответствовать:

- SAE J386, или

- UNECE R16:2000 (раздел 6, за исключением 6.4).


5 Параметры удерживающих систем


5.1 Общее

Удерживающая система может состоять из регулируемого комплекта ремня безопасности или регулируемого комплекта ремня безопасности с втягивающим устройством.


5.2 Лямка ремня безопасности

Лямка ремня безопасности должна иметь минимальную ширину 46 мм. Длина ремня безопасности должна регулироваться для оператора в арктической одежде в диапазоне от 5% до 95% в соответствии с ISO 3411.

Лямка ремня безопасности должна иметь стойкость к истиранию, температуре, слабым кислотам, щелочам, плесени, старению, влаге и солнечному свету, равную или лучшую, чем у необработанного полиэфирного волокна.


5.3 Замок ремня безопасности

Должна быть возможность расстегнуть замок ремня безопасности одной рукой в рукавице одним движением. Замок ремня безопасности должен оставаться закрытым до тех пор, пока он не будет преднамеренно открыт. При усилии на лямке ремня безопасности (670±45) Н усилие срабатывания, необходимое для открытия замка ремня безопасности, должно быть не менее 10 Н и не должно превышать 130 Н.


6 Требования к характеристикам устройств крепления

Устройства крепления должны позволять легко устанавливать или заменять комплект ремня безопасности, а также должны соответствовать требованиям прочности, указанным в разделе 7.

Если сиденье не поворачивается или не имеет системы подвески, комплект ремня безопасности должен быть прикреплен к сиденью или к машине в любой точке в пределах заштрихованных зон, показанных на рисунке 1.

Если сиденье вращается или имеет систему подвески, комплект ремня безопасности должен быть прикреплен к устройствам крепления на сиденье рядом с задними углами подушки сиденья в пределах заштрихованных зон, показанных на рисунке 1, таким образом, чтобы ремень безопасности все время перемещался вместе с подушкой сиденья.

Для передачи нагрузок, создаваемых комплектом ремня безопасности, от установленных на сиденье устройств крепления к конструкции машины допускается использовать ремни, тросы или другие аналогичные гибкие устройства.

Контрольная точка сиденья (SIP) определяется в соответствии с ISO 5353.


F - нагрузка; W - ширина подушки сиденья; Z - зоны расположения устройств крепления ремня безопасности

_______________

Контрольная точка сиденья (см. ISO 5353).

Рисунок 1 - Зоны расположения устройства крепления ремня безопасности


7 Требования к рабочим характеристикам и испытания удерживающих систем

Установленная удерживающая система должна отвечать следующим требованиям при нагрузке в направлении вперед и вверх под углом 60°±15° к горизонтали, с линией приложения нагрузки, приблизительно проходящей через SIP (см. ISO 5353).

a) Удерживающая система с замками ремня безопасности должна выдерживать постепенно возрастающую силу F (см. рисунок 1) не менее 15 кН в течение не менее 10 с. Усилие должно достигаться не более чем за 30 с. Приспособление, показанное на рисунке 2, может использоваться для приложения силы F.

b) Длина ремня безопасности не должна увеличиваться более чем на 20% при воздействии силы F.

c) Постоянная деформация любого компонента системы и зоны крепления допустима под действием силы F. Однако не должно быть отказов, позволяющих освободить удерживающую систему, сиденье в сборе или фиксирующий механизм регулировки сиденья.

d) Замок ремня безопасности должен удовлетворять требованиям к усилию открывания по 5.3 после того, как он был подвергнут силе F.


D - опционально

_______________

Вспененная резина средней плотности (покрытая тканью), толщиной 25 мм.

Рисунок 2 - Приспособление для приложения силы F (см. рисунок 1)

Приложение ДА

(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных документов межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1


Обозначение ссылочного международного стандарта, документа

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта

ISO 3411:1995

IDT

ГОСТ ИСО 3411-2003
"Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора"

ISO 3471:1994

-

*,

ISO 5353:1995

IDT

ГОСТ ИСО 5353-2003
"Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья"

ISO 12117:1997

-

*

SAE J386:1997

-

*

UNECE R16:2000

-

*,

* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта.


Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:


- IDT - идентичные стандарты.



_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 3411-2011 "Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора".
Действует ГОСТ ISO 3471-2015 "Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и лабораторные испытания", идентичный ISO 3471:2008.
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5353-2012 "Машины землеройные, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Контрольная точка сиденья".
Действуют Правила ЕЭК ООН
16 "Единообразные предписания, касающиеся ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств".

УДК 631.3:006.354

МКС 53.100

IDT


Ключевые слова: машины землеройные, ремни безопасности, места крепления, технические требования, методы испытаний