ГОСТ ISO 10263-4-2024
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
Окружающая среда рабочего места оператора
Часть 4
Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний
Earth-moving machinery. Operator enclosure environment. Part 4. Heating, ventilating and air conditioning (HVAC) test method and performance
МКС 53.100
Дата введения 2025-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциацией "Росспецмаш") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом МТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2024 г. № 176-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узбекское агентство по техническому регулированию |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2024 г. № 1285-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 10263-4-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10263-4:2009* "Машины землеройные. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 4. Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний" ("Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 4: Heating, ventilating and air conditioning (HVAC) test method and performance", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВЗАМЕН ГОСТ ИСО 10263-4-2000
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытаний для измерения температуры окружающей среды на рабочем месте оператора, обеспечиваемой системой обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, работающей в конкретной окружающей среде. Данный метод может не определять все климатические условия, в которых работает оператор, поскольку на них также влияет тепловая нагрузка от других источников, помимо тех, что установлены на машине, например солнечный нагрев. ISO 10263-6 следует использовать вместе с настоящим стандартом для более точного определения полной тепловой нагрузки на рабочее место оператора. В настоящем стандарте установлены минимальные уровни производительности для систем обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха в кабине оператора машины.
Примечание - HVAC также называют системой климат-контроля.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 5353:1995, Earth-moving machinery, and tractors and machinery for agriculture and forestry - Seat index point (Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья)
ISO 9249:2007, Earth-moving machinery - Engine test code - Net power (Машины землеройные. Методы испытания двигателей. Полезная мощность)
ISO 10263-1, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 1: Terms and definitions (Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 1. Термины и определения)
ISO 10263-2, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 2: Air filter element test method (Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 2. Метод испытания воздушного фильтра)
ISO 10263-3, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 3: Pressurization test method (Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 3. Метод испытания системы герметизации)
ISO 10263-6, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 6: Determination of effect of solar heating (Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 6. Определение воздействия солнечного нагрева)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO 10263-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 кабина оператора (operator enclosure): Часть машины, полностью окружающая оператора, препятствующая свободному доступу внешнего воздуха, пыли и других веществ в пространство вокруг оператора.
3.2 среда, окружающая оператора (operator environment): Пространство вокруг оператора, определяемое по точкам измерения температуры и скорости ветра.
3.3 система кондиционирования воздуха (air conditioning system): Система, снижающая температуру воздуха в кабине оператора.
3.4 система обогрева (heating system): Система, увеличивающая температуру воздуха в кабине оператора.
3.5 система вентиляции (ventilating system): Система, обеспечивающая приток свежего воздуха и его циркуляцию в кабине оператора.
4 Испытательные устройства и оборудование
4.1 Испытательное помещение, достаточно большое для размещения машины с возможностью циркуляции кондиционированного воздуха и, при необходимости, для нагрузки двигателя и трансмиссии машины.
Допускается проведение испытаний на месте эксплуатации машины.
Если размеры машины не позволяют проведение испытаний в испытательном помещении, то допускается испытание кабины на стенде, имитирующем условия, создаваемые машиной. При таком методе испытаний подтверждают сопоставимость полученных результатов с результатами испытаний на месте эксплуатации машины.
4.2 Термометры или другие устройства для измерения температуры с точностью измерения ±0,5°C.
4.3 Устройство для измерения температуры влажного термометра или точки конденсации с точностью измерения ±0,5°C.
4.4 Устройство для измерения давления в кабине оператора (Па) с точностью измерения 5% измеряемых значений.
4.6 Анемометр для измерения скорости движения воздуха с точностью измерения не более 0,5 м/с.
4.7 Секундомер или другое устройство для измерения времени.
5 Точки измерения
5.1 Общее
Расположение точек измерения температуры и скорости движения воздуха должно основываться на контрольной точке сиденья, описанной в ISO 5353. См. рисунок 1.
5.2 Параметры измерения
5.2.1 Температура окружающего наружного воздуха должна измеряться в месте, где на нее не влияет машина, и на высоте, эквивалентной высоте воздухозаборника на кабине оператора.
5.2.2 Герметичность кабины оператора должна быть проверена в соответствии с ISO 10263-3.
5.2.3 Внутреннюю температуру по сухому термометру измеряют как можно ближе к точкам 1 и 6, как показано на рисунке 1.
Если доступно альтернативное рабочее место оператора (например, на экскаваторе-погрузчике), альтернативное положение оператора также должно быть протестировано с сопоставимым набором точек измерения температуры.
5.2.4 Скорость движения воздуха рекомендуется измерять в точке расположения глаз оператора (точка 7 на рисунке 1).
Если доступно альтернативное положение рабочего места оператора (например, на экскаваторе-погрузчике), альтернативное положение также должно быть протестировано в сопоставимой точке расположения глаз оператора.
6 Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха
6.1 Общие условия испытаний
6.1.1 Кабина оператора должна выдерживать минимальное давление 50 Па, но не более 200 Па, и сохранять данный уровень давления в течение всего испытания.
6.1.3 По завершении испытаний системы обогрева, вентиляции или кондиционирования воздуха измеренные температуры (в точках с 1 по 6, см. рисунок 1) в кабине оператора не должны отличаться более чем на 5°C.
6.1.4 Свежий отфильтрованный воздух должен проходить через фильтр с эффективностью не менее 96%, с использованием мелкой испытательной пыли и методом испытаний, указанным в ISO 10263-2.
6.1.5 Рекомендуется предусмотреть средства для ограничения максимальной скорости движения воздуха в точке 7 на рисунке 1 до 0,3 м/с. Для изменения направления движения воздуха могут применяться регулируемые диффузоры.
6.1.6 Условия испытаний должны поддерживаться на протяжении всего испытания.
6.1.7 Максимальная скорость движения воздуха, проходящего через машину спереди назад, составляет 5 м/с.
6.2 Общая процедура испытаний
6.2.1 Условия испытаний, указанные в 7.1, 8.1 и 9.1, должны поддерживаться в течение всего времени соответствующего испытания.
6.2.2 Записывают давление в кабине, Па. Устройство для измерения давления должно быть расположено так, чтобы избежать скоростного напора, удерживая его контрольную и измерительную точки вдали от воздушных потоков.
6.2.3 Регистрируют температуру в соответствии с 5.2.3 с интервалом не более 5 мин.
6.2.4 Средние температуры по сухому термометру в точках с 1 по 6 должны быть определены для каждого интервала измерения.
6.2.5 Испытание считается завершенным, если выполнено одно из следующих условий:
a) средняя температура по сухому термометру, зарегистрированная в 6.2.3, не изменяется более чем на 0,5°C за 15 мин;
b) тест длился 1 ч.
6.2.6 Оператор может находиться в кабине оператора на протяжении всего испытания.
1-6 - точки измерения температуры и скорости движения воздуха; 7 - точка расположения глаз оператора; 8 - контрольная точка сиденья (SIP)
Рисунок 1 - Расположение точек измерения
7 Система кондиционирования воздуха
7.1 Условия проведения испытаний
7.1.1 Система кондиционирования воздуха должна быть испытана в ее предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.
7.1.2 Окружающие условия должны быть следующими:
a) минимальная температура по сухому термометру: +38°C;
7.1.3 Если на окружающую среду в кабине оператора влияет температура двигателя или компонентов (таких, как трансмиссия), машина должна работать при номинальной частоте вращения двигателя в режиме, обеспечивающем не менее 50% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определяемой в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1. Рекомендуется нагружать двигатель через трансмиссию.
7.1.4 Органы управления системой кондиционирования воздуха должны быть настроены в соответствии со спецификациями изготовителя или для обеспечения максимальной эффективности охлаждения. Требования, указанные в 6.1, должны соблюдаться на протяжении всего испытания.
7.1.5 Перед проведением испытаний системы кондиционирования воздуха машина должна работать в течение 1 ч в соответствии с 7.1.3 при неиспользуемой системе кондиционирования воздуха для обеспечения предварительного стабильного прогрева. В течение указанного периода температура окружающей среды должна соответствовать 7.1.2.
7.1.6 Рекомендуется применять нагрев солнечной энергией в соответствии с ISO 10263-6. Нагрев должен применяться в один из следующих периодов времени:
- если машина или кабина оператора нагреваются с помощью двигателя, как определено в 7.1.5, солнечный нагрев должен начинаться в начале испытаний системы кондиционирования воздуха. Допускается солнечный нагрев перед испытаниями системы кондиционирования воздуха;
- если машина или кабина оператора не прогреваются, как указано в 7.1.5, солнечный нагрев должен начинаться как минимум за 1 ч до проведения испытаний системы кондиционирования воздуха. Двери и окна кабины должны быть закрыты. В течение указанного периода температура окружающей среды должна соответствовать 7.1.2.
7.2 Минимальная мощность системы кондиционирования воздуха
Система кондиционирования воздуха должна быть способна снижать температуру по сухому термометру в кабине оператора до 25°C или ниже.
8 Система обогрева
8.1 Условия проведения испытаний
8.1.1 Система обогрева должна быть испытана в предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.
8.1.2 Максимальная температура окружающей среды при испытании системы обогрева должна быть не выше минус 15°C.
8.1.3 Перед проведением испытаний машину выдерживают при температуре, указанной в 8.1.2, в течение 10 ч или до тех пор, пока теплоноситель, ветровое стекло, система климат-контроля, воздуховод и кабина не достигнут температуры, указанной в 8.1.2. Во время охлаждения нельзя использовать внешние источники нагрева масла или охлаждающей жидкости.
8.1.4 Машина должна эксплуатироваться в соответствии с рекомендуемой изготовителем практикой прогрева, а затем работать на номинальной скорости при максимальной нагрузке не более 20% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определенной в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1.
8.1.5 Органы управления системой обогрева должны быть отрегулированы в соответствии с инструкциями изготовителя или отрегулированы для обеспечения максимального нагрева кабины оператора.
8.2 Минимальная теплопроизводительность
Система обогрева должна обеспечивать повышение температуры окружающей среды оператора до 25°C или выше.
9 Система вентиляции
9.1 Условия проведения испытаний
9.1.1 Система вентиляции должна быть испытана в ее предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.
9.1.2 Окружающие условия для испытания системы вентиляции должны соответствовать минимальной температуре наружного воздуха по сухому термометру 27°C.
9.1.3 Машина должна эксплуатироваться в соответствии с рекомендованной изготовителем процедурой прогрева, а затем работать с номинальной частотой вращения при максимальной нагрузке не более 20% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определенной в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1.
9.1.4 Органы управления системой вентиляции должны быть установлены в максимальное положение с максимальной продувкой кабины оператора.
9.2 Минимальная производительность вентиляции
Минимальная производительность вентиляции должна соответствовать указанной в 6.1.
10 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен включать следующую информацию:
a) модель и серийный номер испытанной машины;
c) герметизация кабины оператора (Па);
d) средняя температура по сухому термометру в кабине оператора в конце испытания (°C);
e) однородность температуры окружающей среды оператора;
f) объем подаваемого свежего отфильтрованного воздуха;
g) уровни энергии солнечного излучения, измеренные в соответствии с ISO 10263-6.
Кроме того, должны быть указаны необязательные условия испытаний при их использовании.
Пример формы протокола испытаний приведен в приложении А.
Приложение А
(справочное)
Пример протокола испытаний систем кондиционирования воздуха, обогрева и вентиляции рабочего места оператора
Испытанная машина: | |||||||||||||||||||
Модель: | Тип: | PIN (или серийный номер) | |||||||||||||||||
Испытание системы кондиционирования воздуха (раздел 7) | |||||||||||||||||||
Условия окружающей среды | |||||||||||||||||||
Температура по сухому термометру: | °C | ||||||||||||||||||
Содержание влаги: | кг на кг | ||||||||||||||||||
сухого воздуха | |||||||||||||||||||
Скорость движения воздуха (6.1.7): | м/с | ||||||||||||||||||
Температура окружающей среды оператора в конце испытания | |||||||||||||||||||
Температура по сухому термометру (средняя): | °C | ||||||||||||||||||
Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3): | °C | ||||||||||||||||||
Минимальные характеристики достигнуты (7.2): | да/нет | ||||||||||||||||||
Давление в кабине оператора: | Па | ||||||||||||||||||
Настройка регулируемых органов управления: | |||||||||||||||||||
Солнечный нагрев: естественный смоделированный отсутствует | |||||||||||||||||||
Солнечная энергия: | Вт/м | ||||||||||||||||||
Способ нагружения двигателя (если использован): | |||||||||||||||||||
Продолжительность испытания: | мин | ||||||||||||||||||
Испытание системы обогрева (раздел 8) | |||||||||||||||||||
Температура окружающей среды по сухому термометру: | °C | ||||||||||||||||||
Скорость движения воздуха (6.1.7): | м/с | ||||||||||||||||||
Температура в кабине оператора по сухому термометру в конце испытания | |||||||||||||||||||
(средняя): | °C | ||||||||||||||||||
Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3): | °C | ||||||||||||||||||
Минимальная производительность достигнута (8.2): | да/нет | ||||||||||||||||||
Давление в кабине: | Па | ||||||||||||||||||
Настройка регулируемых органов управления: | |||||||||||||||||||
Способ нагружения двигателя (если использован): | |||||||||||||||||||
Продолжительность испытания: | мин | ||||||||||||||||||
Испытания системы вентиляции (раздел 9) | |||||||||||||||||||
Температура по сухому термометру | °C | ||||||||||||||||||
Скорость движения воздуха (6.1.7): | м/с | ||||||||||||||||||
Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3): | °C | ||||||||||||||||||
Минимальные характеристики достигнуты (9.2): | да/нет | ||||||||||||||||||
Давление в кабине оператора: | Па | ||||||||||||||||||
Настройка регулируемых органов управления: | |||||||||||||||||||
Солнечный нагрев: естественный смоделированный отсутствует | |||||||||||||||||||
Солнечная энергия: | Вт/м | ||||||||||||||||||
Способ нагружения двигателя (если использован): | |||||||||||||||||||
Продолжительность испытания: | мин | ||||||||||||||||||
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 5353:1995 | IDT | ГОСТ ИСО 5353-2003 "Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья" |
ISO 9249:2007 | IDT | ГОСТ ISO 9249-2017 "Машины землеройные. Методы испытания двигателей. Полезная мощность" |
ISO 10263-1 | IDT | ГОСТ ISO 10263-1-2013 "Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 1. Термины и определения" |
ISO 10263-2 | IDT | ГОСТ ISO 10263-2-2014 "Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 2. Метод испытания воздушного фильтра" |
ISO 10263-3 | IDT | ГОСТ ISO 10263-3-2013 "Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 3. Метод испытания системы герметизации" |
ISO 10263-6 | IDT | ГОСТ ISO 10263-6-2014 "Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 6. Определение воздействия солнечного нагрева" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
________________
УДК 631.3:006.354 | МКС 53.100 | IDT |
Ключевые слова: машины землеройные, рабочее место оператора, системы кондиционирования воздуха, вентиляции и обогрева, технические требования, методы испытаний |