ГОСТ ISO 10263-4-2024 Машины землеройные. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 4. Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний

Обложка ГОСТ ISO 10263-4-2024 Машины землеройные. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 4. Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний
Обозначение
ГОСТ ISO 10263-4-2024
Наименование
Машины землеройные. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 4. Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний
Статус
Действует
Дата введения
2025.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
53.100

ГОСТ ISO 10263-4-2024


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ


Окружающая среда рабочего места оператора


Часть 4


Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний


Earth-moving machinery. Operator enclosure environment. Part 4. Heating, ventilating and air conditioning (HVAC) test method and performance

МКС 53.100

Дата введения 2025-01-01


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциацией "Росспецмаш") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом МТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2024 г. № 176-П)

За принятие проголосовали:


Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения


Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь


Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан


Киргизия

KG

Кыргызстандарт


Россия

RU

Росстандарт


Таджикистан

TJ

Таджикстандарт


Узбекистан

UZ

Узбекское агентство по техническому регулированию


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2024 г. № 1285-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 10263-4-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2025 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10263-4:2009* "Машины землеройные. Окружающая среда рабочего места оператора. Часть 4. Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Технические требования и методы испытаний" ("Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 4: Heating, ventilating and air conditioning (HVAC) test method and performance", IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВЗАМЕН ГОСТ ИСО 10263-4-2000

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод испытаний для измерения температуры окружающей среды на рабочем месте оператора, обеспечиваемой системой обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, работающей в конкретной окружающей среде. Данный метод может не определять все климатические условия, в которых работает оператор, поскольку на них также влияет тепловая нагрузка от других источников, помимо тех, что установлены на машине, например солнечный нагрев. ISO 10263-6 следует использовать вместе с настоящим стандартом для более точного определения полной тепловой нагрузки на рабочее место оператора. В настоящем стандарте установлены минимальные уровни производительности для систем обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха в кабине оператора машины.

Примечание - HVAC также называют системой климат-контроля.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 5353:1995, Earth-moving machinery, and tractors and machinery for agriculture and forestry - Seat index point (Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья)

ISO 9249:2007, Earth-moving machinery - Engine test code - Net power (Машины землеройные. Методы испытания двигателей. Полезная мощность)

ISO 10263-1, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 1: Terms and definitions (Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 1. Термины и определения)

ISO 10263-2, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 2: Air filter element test method (Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 2. Метод испытания воздушного фильтра)

ISO 10263-3, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 3: Pressurization test method (Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 3. Метод испытания системы герметизации)

ISO 10263-6, Earth-moving machinery - Operator enclosure environment - Part 6: Determination of effect of solar heating (Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 6. Определение воздействия солнечного нагрева)


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ISO 10263-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 кабина оператора (operator enclosure): Часть машины, полностью окружающая оператора, препятствующая свободному доступу внешнего воздуха, пыли и других веществ в пространство вокруг оператора.

3.2 среда, окружающая оператора (operator environment): Пространство вокруг оператора, определяемое по точкам измерения температуры и скорости ветра.

3.3 система кондиционирования воздуха (air conditioning system): Система, снижающая температуру воздуха в кабине оператора.

3.4 система обогрева (heating system): Система, увеличивающая температуру воздуха в кабине оператора.

3.5 система вентиляции (ventilating system): Система, обеспечивающая приток свежего воздуха и его циркуляцию в кабине оператора.


4 Испытательные устройства и оборудование

4.1 Испытательное помещение, достаточно большое для размещения машины с возможностью циркуляции кондиционированного воздуха и, при необходимости, для нагрузки двигателя и трансмиссии машины.

Допускается проведение испытаний на месте эксплуатации машины.

Если размеры машины не позволяют проведение испытаний в испытательном помещении, то допускается испытание кабины на стенде, имитирующем условия, создаваемые машиной. При таком методе испытаний подтверждают сопоставимость полученных результатов с результатами испытаний на месте эксплуатации машины.

4.2 Термометры или другие устройства для измерения температуры с точностью измерения ±0,5°C.

4.3 Устройство для измерения температуры влажного термометра или точки конденсации с точностью измерения ±0,5°C.

4.4 Устройство для измерения давления в кабине оператора (Па) с точностью измерения 5% измеряемых значений.

4.5 Тахометр для измерения частоты вращения двигателя (мин
) с точностью измерения 2% измеряемых значений.

4.6 Анемометр для измерения скорости движения воздуха с точностью измерения не более 0,5 м/с.

4.7 Секундомер или другое устройство для измерения времени.


5 Точки измерения

5.1 Общее

Расположение точек измерения температуры и скорости движения воздуха должно основываться на контрольной точке сиденья, описанной в ISO 5353. См. рисунок 1.

5.2 Параметры измерения

5.2.1 Температура окружающего наружного воздуха должна измеряться в месте, где на нее не влияет машина, и на высоте, эквивалентной высоте воздухозаборника на кабине оператора.

5.2.2 Герметичность кабины оператора должна быть проверена в соответствии с ISO 10263-3.

5.2.3 Внутреннюю температуру по сухому термометру измеряют как можно ближе к точкам 1 и 6, как показано на рисунке 1.

Если доступно альтернативное рабочее место оператора (например, на экскаваторе-погрузчике), альтернативное положение оператора также должно быть протестировано с сопоставимым набором точек измерения температуры.

5.2.4 Скорость движения воздуха рекомендуется измерять в точке расположения глаз оператора (точка 7 на рисунке 1).

Если доступно альтернативное положение рабочего места оператора (например, на экскаваторе-погрузчике), альтернативное положение также должно быть протестировано в сопоставимой точке расположения глаз оператора.


6 Системы обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха

6.1 Общие условия испытаний

6.1.1 Кабина оператора должна выдерживать минимальное давление 50 Па, но не более 200 Па, и сохранять данный уровень давления в течение всего испытания.

6.1.2 При всех условиях испытаний систем обогрева, вентиляции или кондиционирования должна быть обеспечена подача не менее 43 м
/ч свежего отфильтрованного воздуха.

6.1.3 По завершении испытаний системы обогрева, вентиляции или кондиционирования воздуха измеренные температуры (в точках с 1 по 6, см. рисунок 1) в кабине оператора не должны отличаться более чем на 5°C.

6.1.4 Свежий отфильтрованный воздух должен проходить через фильтр с эффективностью не менее 96%, с использованием мелкой испытательной пыли и методом испытаний, указанным в ISO 10263-2.

6.1.5 Рекомендуется предусмотреть средства для ограничения максимальной скорости движения воздуха в точке 7 на рисунке 1 до 0,3 м/с. Для изменения направления движения воздуха могут применяться регулируемые диффузоры.

6.1.6 Условия испытаний должны поддерживаться на протяжении всего испытания.

6.1.7 Максимальная скорость движения воздуха, проходящего через машину спереди назад, составляет 5 м/с.

6.2 Общая процедура испытаний

6.2.1 Условия испытаний, указанные в 7.1, 8.1 и 9.1, должны поддерживаться в течение всего времени соответствующего испытания.

6.2.2 Записывают давление в кабине, Па. Устройство для измерения давления должно быть расположено так, чтобы избежать скоростного напора, удерживая его контрольную и измерительную точки вдали от воздушных потоков.

6.2.3 Регистрируют температуру в соответствии с 5.2.3 с интервалом не более 5 мин.

6.2.4 Средние температуры по сухому термометру в точках с 1 по 6 должны быть определены для каждого интервала измерения.

6.2.5 Испытание считается завершенным, если выполнено одно из следующих условий:

a) средняя температура по сухому термометру, зарегистрированная в 6.2.3, не изменяется более чем на 0,5°C за 15 мин;

b) тест длился 1 ч.

6.2.6 Оператор может находиться в кабине оператора на протяжении всего испытания.


1-6 - точки измерения температуры и скорости движения воздуха; 7 - точка расположения глаз оператора; 8 - контрольная точка сиденья (SIP)

Рисунок 1 - Расположение точек измерения


7 Система кондиционирования воздуха

7.1 Условия проведения испытаний

7.1.1 Система кондиционирования воздуха должна быть испытана в ее предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.

7.1.2 Окружающие условия должны быть следующими:

a) минимальная температура по сухому термометру: +38°C;

b) минимальное содержание влаги 0,018 кг
на килограмм сухого воздуха при температуре 38
°C
или выше.

7.1.3 Если на окружающую среду в кабине оператора влияет температура двигателя или компонентов (таких, как трансмиссия), машина должна работать при номинальной частоте вращения двигателя в режиме, обеспечивающем не менее 50% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определяемой в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1. Рекомендуется нагружать двигатель через трансмиссию.

7.1.4 Органы управления системой кондиционирования воздуха должны быть настроены в соответствии со спецификациями изготовителя или для обеспечения максимальной эффективности охлаждения. Требования, указанные в 6.1, должны соблюдаться на протяжении всего испытания.

7.1.5 Перед проведением испытаний системы кондиционирования воздуха машина должна работать в течение 1 ч в соответствии с 7.1.3 при неиспользуемой системе кондиционирования воздуха для обеспечения предварительного стабильного прогрева. В течение указанного периода температура окружающей среды должна соответствовать 7.1.2.

7.1.6 Рекомендуется применять нагрев солнечной энергией в соответствии с ISO 10263-6. Нагрев должен применяться в один из следующих периодов времени:

- если машина или кабина оператора нагреваются с помощью двигателя, как определено в 7.1.5, солнечный нагрев должен начинаться в начале испытаний системы кондиционирования воздуха. Допускается солнечный нагрев перед испытаниями системы кондиционирования воздуха;

- если машина или кабина оператора не прогреваются, как указано в 7.1.5, солнечный нагрев должен начинаться как минимум за 1 ч до проведения испытаний системы кондиционирования воздуха. Двери и окна кабины должны быть закрыты. В течение указанного периода температура окружающей среды должна соответствовать 7.1.2.

7.2 Минимальная мощность системы кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха должна быть способна снижать температуру по сухому термометру в кабине оператора до 25°C или ниже.


8 Система обогрева

8.1 Условия проведения испытаний

8.1.1 Система обогрева должна быть испытана в предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.

8.1.2 Максимальная температура окружающей среды при испытании системы обогрева должна быть не выше минус 15°C.

8.1.3 Перед проведением испытаний машину выдерживают при температуре, указанной в 8.1.2, в течение 10 ч или до тех пор, пока теплоноситель, ветровое стекло, система климат-контроля, воздуховод и кабина не достигнут температуры, указанной в 8.1.2. Во время охлаждения нельзя использовать внешние источники нагрева масла или охлаждающей жидкости.

8.1.4 Машина должна эксплуатироваться в соответствии с рекомендуемой изготовителем практикой прогрева, а затем работать на номинальной скорости при максимальной нагрузке не более 20% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определенной в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1.

8.1.5 Органы управления системой обогрева должны быть отрегулированы в соответствии с инструкциями изготовителя или отрегулированы для обеспечения максимального нагрева кабины оператора.

8.2 Минимальная теплопроизводительность

Система обогрева должна обеспечивать повышение температуры окружающей среды оператора до 25°C или выше.


9 Система вентиляции

9.1 Условия проведения испытаний

9.1.1 Система вентиляции должна быть испытана в ее предполагаемой рабочей конфигурации, отрегулированной в соответствии со спецификациями изготовителя.

9.1.2 Окружающие условия для испытания системы вентиляции должны соответствовать минимальной температуре наружного воздуха по сухому термометру 27°C.

9.1.3 Машина должна эксплуатироваться в соответствии с рекомендованной изготовителем процедурой прогрева, а затем работать с номинальной частотой вращения при максимальной нагрузке не более 20% максимальной номинальной полезной мощности двигателя, определенной в соответствии с ISO 9249, или данные условия должны быть смоделированы, как указано в 4.1.

9.1.4 Органы управления системой вентиляции должны быть установлены в максимальное положение с максимальной продувкой кабины оператора.

9.2 Минимальная производительность вентиляции

Минимальная производительность вентиляции должна соответствовать указанной в 6.1.


10 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен включать следующую информацию:

a) модель и серийный номер испытанной машины;

b) условия окружающей среды за пределами кабины оператора [т.е. температура по сухому термометру, содержание влаги (кг
на кг сухого воздуха), скорость ветра];

c) герметизация кабины оператора (Па);

d) средняя температура по сухому термометру в кабине оператора в конце испытания (°C);

e) однородность температуры окружающей среды оператора;

f) объем подаваемого свежего отфильтрованного воздуха;

g) уровни энергии солнечного излучения, измеренные в соответствии с ISO 10263-6.

Кроме того, должны быть указаны необязательные условия испытаний при их использовании.

Пример формы протокола испытаний приведен в приложении А.

Приложение А

(справочное)


Пример протокола испытаний систем кондиционирования воздуха, обогрева и вентиляции рабочего места оператора


Испытанная машина:



Модель:

Тип:

PIN (или серийный номер)


Испытание системы кондиционирования воздуха (раздел 7)


Условия окружающей среды


Температура по сухому термометру:


°C




Содержание влаги:


кг
на кг


сухого воздуха


Скорость движения воздуха (6.1.7):


м/с




Температура окружающей среды оператора в конце испытания



Температура по сухому термометру (средняя):


°C




Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3):


°C



Минимальные характеристики достигнуты (7.2):


да/нет




Давление в кабине оператора:


Па




Настройка регулируемых органов управления:



Солнечный нагрев: естественный
смоделированный
отсутствует


Солнечная энергия:


Вт/м



Способ нагружения двигателя (если использован):






Продолжительность испытания:


мин




Испытание системы обогрева (раздел 8)



Температура окружающей среды по сухому термометру:


°C




Скорость движения воздуха (6.1.7):


м/с




Температура в кабине оператора по сухому термометру в конце испытания


(средняя):


°C



Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3):


°C



Минимальная производительность достигнута (8.2):


да/нет




Давление в кабине:


Па




Настройка регулируемых органов управления:






Способ нагружения двигателя (если использован):






Продолжительность испытания:


мин




Испытания системы вентиляции (раздел 9)



Температура по сухому термометру


°C




Скорость движения воздуха (6.1.7):


м/с




Однородность температуры окружающей среды оператора (6.1.3):


°C



Минимальные характеристики достигнуты (9.2):


да/нет




Давление в кабине оператора:


Па




Настройка регулируемых органов управления:



Солнечный нагрев: естественный
смоделированный
отсутствует


Солнечная энергия:


Вт/м



Способ нагружения двигателя (если использован):






Продолжительность испытания:


мин





Приложение ДА

(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1


Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта

ISO 5353:1995

IDT

ГОСТ ИСО 5353-2003
"Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья"

ISO 9249:2007

IDT

ГОСТ ISO 9249-2017 "Машины землеройные. Методы испытания двигателей. Полезная мощность"

ISO 10263-1

IDT

ГОСТ ISO 10263-1-2013 "Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 1. Термины и определения"

ISO 10263-2

IDT

ГОСТ ISO 10263-2-2014 "Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 2. Метод испытания воздушного фильтра"

ISO 10263-3

IDT

ГОСТ ISO 10263-3-2013 "Машины землеройные. Окружающая среда в кабине оператора. Часть 3. Метод испытания системы герметизации"

ISO 10263-6

IDT

ГОСТ ISO 10263-6-2014 "Машины землеройные. Условия окружающей среды в кабине оператора. Часть 6. Определение воздействия солнечного нагрева"

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичные стандарты.



________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5353-2012 "Машины землеройные, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Контрольная точка сиденья"

УДК 631.3:006.354


МКС 53.100

IDT


Ключевые слова: машины землеройные, рабочее место оператора, системы кондиционирования воздуха, вентиляции и обогрева, технические требования, методы испытаний