ГОСТ ISO 6012-2017
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ПРИБОРЫ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Earth-moving machinery. Service instrumentation
МКС 53.100
Дата введения 2021-12-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 апреля 2017 г. N 98-П)
За принятие проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия
| RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2021 г. N 800-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 6012-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2021 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 6012:1997* "Машины землеройные. Приборы для обслуживания" ("Earth-moving machinery - Service instrumentation", IDT).
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 127 "Землеройные машины" Международной организации по стандартизации (ISO)
6 ВЗАМЕН ГОСТ 27253-87 (ИСО 6012-82)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает перечень диагностических приборов, предназначенных для проверки землеройных машин на рабочей площадке.
Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы при конструировании землеройных машин были предусмотрены доступные и необходимые места для присоединения диагностических приборов, обеспечивающих выполнение проверки.
Примечания
1 Приборы для обслуживания, применение которых связано с существенной разборкой машин или которые целесообразнее применять на рабочей площадке, исключены из настоящего перечня.
2 Диагностические проверки должны проводиться квалифицированным персоналом. Соответствующие инструкции и указания рекомендуется приводить в руководстве по эксплуатации, а не в инструкции по техническому обслуживанию.
Настоящий стандарт распространяется на гусеничные и колесные бульдозеры, погрузчики и гидравлические экскаваторы, но может также применяться к другим землеройным машинам, таким как автогрейдеры, скреперы и землевозы.
2 Виды проверок, приборы и пределы измерения
В таблице 1 для каждой проверки приведены соответствующие приборы. Буквы в таблице 1 имеют следующие значения:
А - обязательная проверка (когда в машине применяются указанные данные);
В - рекомендуемая проверка.
Прибор, установленный для каждого вида проверки, выбран из наиболее распространенных. Другие, более сложные приборы или инструменты, при наличии, могут быть использованы как альтернативные.
Приведенные в таблице 1 пределы измерений приборов следует рассматривать как ориентировочные, так как они могут изменяться с учетом технического прогресса.
Таблица 1 - Руководящий перечень диагностических приборов для проверки землеройных машин на рабочей площадке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка | Манометр | Тип мано- метра | Вакуум- метр | Термометр | Пиро- метр | Элект- ронный тестер газо- распреде- ления | Расхо- домер | Тахо- метр двига- теля | Щуп | Дина- мо- метр | Сталь- ная рулет- ка | Сталь- ная линей- ка | Комп- рессо- метр | Изме- ритель давле- ния в фор- сунке | Глуби- номер протек- тора шины | Глубино- мер с преде- лом изме- рения | На- сос и мано- метр | Арео- метр | Арео- метр- термо- метр для кон- цент- | Штан- гель- цир- куль | Элект- ричес- кий тестер 40 В/500 | Дина- мо- метр, клю- чи | На- бор щу- пов | Тол- щино- мер | ||||||||
| Мпа | МПа | Мпа | °С | °С |
| л/с (л/мин) | мин |
| Н | м | м | МПа | МПа |
| 180 мм и точ- | Мпа |
| рации жид- | мм | В/5000 Ом | Н·м |
|
| ||||||||
| 0,2 | 0,3 | 1 | 5-10 | 25 | 40 | 0,1-1 | 0,01 | 0,1 | ми- нус 40-100 | 50-130 | 50-200 | 900 |
| 3,3 (200) 8,3 (500) | 5000 |
| 300 | 10 | 1 | 1-4 | 25-40 |
| ностью 0,05 | 0,16 |
| кости | 160 |
| 140 200 750 |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Двигатель
Зазор в клапанах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Установка фаз газораспределения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Компрессия в цилиндре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление впрыска топлива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в двигателе |
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление во впускном трубопроводе (для двигателей с турбонаддувом) | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление в выпускном трубопроводе до и после турбины (для двигателей с турбонаддувом) | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура воздуха в коллекторе до турбины и отработавших газов после турбины (для двигателей с турбонаддувом) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрежение после воздухоочистителя |
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура охлаждающей жидкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Концентрация антифриза в охлаждающей жидкости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
Герметичность системы охлаждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
Частота вращения двигателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура охлаждающей жидкости при холодном пуске |
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление топлива |
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Силовая передача
Давление масла в гидромуфте |
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в трансмиссии |
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в системе управления гидрореверсом |
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в гидротрансформаторе |
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в системе управления муфтой сцепления |
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в системе управления главным фрикционом |
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в гидростатической трансмиссии |
|
|
| А | А | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход масла (применительно ко всем вышеперечисленным проверкам) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в гидротрансформаторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в гидромуфте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в гидравлическом реверсе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в трансмиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в редукторе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла в гидростатической трансмиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тормоз
Давление масла в системе управления тормозами |
|
|
| А | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление воздуха в системе управления тормозами |
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрежение в тормозной системе с вакуумным усилителем |
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Толщина тормозного диска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
Рулевое управление
Давление масла в системе управления муфтой поворота |
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление масла в системе рулевого управления с усилителем |
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход масла (применительно ко всем вышеперечисленным проверкам) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходовая часть
Износ элементов гусениц (звеньев, опорных катков, направляющих колес и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В | А |
|
|
| А |
|
|
|
|
|
| В | А |
Рабочее оборудование
Рабочее давление и регулировка предохранительного клапана |
|
|
| А | А | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление в маслобаке |
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура масла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход масла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Колеса
Давление в шинах |
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глубина протектора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
Электрооборудование
Плотность электролита аккумуляторной батареи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
Напряжение аккумуляторной батареи и различные испытания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
Общее
Момент затяжки болтов и гаек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
Различные размеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А | А |
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
Усилие на рукоятках управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различные зазоры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
МПа = 10 бар = 7600 мм рт.ст.=100 м . Шинный манометр может иметь двойную шкалу, например МПа и бары или PSI, в зависимости от системы измерения. Шинный насос может иметь диапазон измерения - от 0,3 до 1 МПа аналогично шинному манометру. |
|
|
|
УДК 621.878/.879:006.354(083.74)(476) | МКС 53.100 | IDT |
| ||
Ключевые слова: машины землеройные, проверка, технические требования, диагностические приборы |