ГОСТ Р 57759-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальное обслуживание населения
АБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Social services of the population. Habilitation services to the children with disabilities
ОКС 03.080.30
Дата введения 2018-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2017 г. N 1323-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на абилитационные услуги, предоставляемые детям с детским церебральным параличом, слепым и слабовидящим детям, глухим и слабослышащим детям государственными, муниципальными и иных форм собственности реабилитационными учреждениями, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по реабилитации инвалидов без образования юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав и содержание абилитационных услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения"
ГОСТ Р 53874 "Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 реабилитация инвалидов: Система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
3.2 абилитация инвалидов: Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов (пункт 4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 53874 и ГОСТ Р 52495.
4.2 Абилитационные услуги предоставляются организациями независимо от их организационно-правовых форм, прошедшими в установленном законодательством Российской Федерации порядке аккредитацию (за исключением организаций, осуществляющих медицинскую деятельность) и ведущими деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов.
4.3 Реабилитационные услуги предоставляются, когда человек (в том числе ребенок старшего возраста) имел, но по каким-либо причинам утратил навыки общественно-полезной деятельности. Их цель - восстановить эти способности.
4.4 Абилитационные услуги актуальны в случае возникновения патологии в раннем детстве, когда у детей еще не развиты речевые и познавательные способности, мелкая моторика, навыки самообслуживания и жизни в социуме.
4.5 Абилитационные услуги направлены на развитие у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с ограничениями жизнедеятельности могут возникнуть только в результате направленной работы.
4.6 Абилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает проведение абилитационных мероприятий специалистами разных профессий и на разных уровнях - внутриведомственном и межведомственном.
4.7 Абилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания этих услуг определяет индивидуальная программа абилитации каждого ребенка-инвалида.
4.8 Каждый этап предоставления и вид услуг должны быть ориентированы на конкретную реально достижимую цель.
4.9 Предоставление абилитационных услуг включает в себя систему следующих мероприятий:
- обследование детей;
- проведение экспертной диагностики для выявления необходимости конкретных абилитационных мероприятий индивидуально для каждого ребенка по всем направлениям абилитации;
- проведение абилитации;
- мониторинг (наблюдение за ходом абилитации);
- подведение итогов абилитации.
4.10 Важным направлением абилитации является работа специалистов с родителями детей с отклонениями в развитии с целью их привлечения к активному участию в процессе абилитации своих детей.
4.11 Конечной целью абилитации детей с отклонениями в развитии является их максимально возможное интегрирование в общество.
4.12 Настоящий стандарт распространяется на абилитационные услуги детям слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим и детям с детским церебральным параличом.
5 Состав, объем, форма и содержание абилитационных услуг
5.1 Абилитационные услуги детям с детским церебральным параличом
Услуги детям с детским церебральным параличом направлены на развитие у ребенка неразвитых статокинетических рефлексов, способствующих нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций с одновременным подавлением патологических (лабиринтных и шейных тонических) рефлексов, функционирование которых приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению, лишает ребенка моторной активности, нарушает речевое и доречевое развитие ребенка. Комплекс услуг, предоставляемых детям, должен включать следующие мероприятия:
5.1.1 Осуществление воздействий, направленных на расслабление мышц и подавление патологической рефлексной активности путем проведения лечебной физкультуры (с применением различных упражнений, фиксаций и укладок), массажа, физиотерапевтических и ортопедических процедур.
5.1.2 Подбор специалистами (дефектологом и невропатологом) специальной, наиболее адекватной для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным, и проведение всех логопедических и других занятий с ребенком в этом положении.
5.1.3 Проведение коррекции двигательных нарушений у детей с приданием им правильного положения туловища и других частей тела. Эту процедуру (называемую "лечением положением") выполняют в виде различных укладок с приданием ребенку соответствующей позы и положения лежа, сидя и стоя, при этом туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.
5.1.4 Снятие неправильных установок тела и предоставление ребенку возможности овладеть активными движениями с использованием так называемой "эмбриональной позы" и ряда укладок-упражнений для отработки активного удержания головы (при ее поворотах вверх, вниз) и всего туловища с дальнейшей отработкой разгибания рук, ног. При этом должно учитываться, что овладение ребенком умением держать голову и совершать ею активные движения является главным и обязательным условием развития произвольных телодвижений.
5.1.5 Развитие умения удерживать голову и проведение корректировки неправильных положений головы с использованием валиков, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи или, в тяжелых случаях, с использованием гипсовых кроваток.
5.1.6 Адаптация ребенка к положению на животе для стимуляции разгибания мышц шеи (в этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы).
5.1.7 Выработка рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища с использованием ориентировочного рефлекса на световые и звуковые раздражители, когда ребенок в ответ на световые и звуковые раздражители пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя.
5.1.8 Выработка разгибательных рефлексов туловища, начиная с выпрямления и удержания головы с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.
5.1.9 Развитие опорной функции рук, способствующей осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.
5.1.10 Выработка способности опираться на руки и поднимать голову, применяя упражнения с мячом.
5.1.11 Отработка кистей и пальцев рук в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. У детей более старшего возраста ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов и кубиков).
5.1.12 Коррекция задержек психического и речевого развития.
5.1.13 Стимулирование развития зрительно-моторных связей с применением различных игр, картинок.
5.1.14 Развитие предпосылок интеллектуальной деятельности (развитие фиксации взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, тренировка внимания и наблюдательности, организация подвижных и настольных игр).
5.1.15 Проведение игровых упражнений, способствующих развитию навыков самообслуживания.
5.1.16 Организация музыкально-ритмических игр с целью формирования и развития движений, выработки ритмического дыхания и устойчивого равновесия.
5.1.17 Организация музыкально-ритмических занятий с целью развития речи, слухового внимания и дифференцированного слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный - быстрый, громкий - тихий и т.д.), и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, баян, барабан и т.д.).
5.1.18 Проведение в определенном музыкальном ритме и темпе артикуляционной гимнастики с целью формирования умения совершать точные координированные движения мимической и партикулярной мускулатуры.
5.1.19 Проведение с детьми, у которых грубая асинхронность голоса, дыхания и артикуляции, слабое диафрагменное дыхание, слабый голос и маловыразительная модуляция, занятий, где они должны петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения.
5.2 Абилитационные услуги слепым и слабовидящим детям
5.2.1 Тренировка слуха и кожного восприятия в процессе ежедневного жизненного опыта детей с целью формирования специализированных условных связей и выработки таких форм условно-рефлекторной деятельности, которые редко используются при сохранном зрении.
5.2.2 Обучение слепых детей грамоте с использованием специального точечного шрифта системы Брайля, в которой образы букв и слов формируются на основе тактильных восприятий выпуклых точек, что позволяет компенсировать функцию зрения использованием рецепторов кожи.
5.2.3 Использование тактильной чувствительности в процессе овладения детьми другим учебным материалом. Так, например, с помощью осязания дети узнают окружающий мир, получают представление о форме, величине, качестве предметов.
5.2.4 Сопровождение выполняемых слепыми детьми практических действий соответствующими словесными описаниями, способствующими формированию и совершенствованию их познавательной деятельности.
5.2.5 Трудовое воспитание слепых и слабовидящих с целью формирования у них необходимых навыков и умений, позволяющих им оказаться в состоянии заниматься активной трудовой деятельностью.
5.2.6 Обучение слепых и слабовидящих с применением в этом процессе последних достижений бионики и электроники, что открывает широкие возможности для их социальной адаптации.
5.2.7 Максимальное использование при обучении слабовидящих имеющихся у них остатков зрения.
5.2.8 Развитие у слабовидящих так называемого оптического внимания путем введения новых предметов в обстановку класса, спальни, игрового уголка или предлагая им сосредоточиться на новых деталях выполняемого ими рисунка или описать какую-либо многопредметную картину.
5.2.9 Проведение со слабовидящими занятий по развитию пространственного восприятия, с предложением им описывать и вычерчивать маршрут, по которому они шли во время специально организованных прогулок.
5.3 Абилитационные услуги глухим и слабослышащим детям
5.3.1 Определение состояния у детей остаточного слуха и сохранных анализаторов для использования при разработке процесса абилитации.
5.3.2 Организация познавательной деятельности детей с использованием в этом процессе зрительных, тактильных и вибрационных ощущений.
5.3.3 Первоначальные этапы обучения детей с широким использованием мимико-жестикулярной речи с целью помочь им овладевать понятиями о предметах и явлениях окружающей действительности и осуществлять контакт с окружающими людьми.
5.3.4 Применение сурдопедагогом различных методов и приемов с целью формирования у глухих детей произношения и складывания артикулярного образа слов и фраз.
5.3.5 Обучение детей умению считывать речевой материал с губ собеседника.
5.3.6 Формирование у детей дактильной (пальцевой) речи, где каждой букве соответствует определенное положение пальцев дактилирующей руки, а дополнительный поток импульсов от дактилирующей руки способствует формированию устной речи.
5.3.7 Обучение детей пользованию телефонной связью с помощью азбуки Морзе, когда длинные и короткие сигналы с помощью вибраторов воздействуют на пальцы глухого, т.е. используется вибрационное чувство.
5.3.8 Развитие у слабослышащих остаточного слуха с учетом возможности значительного увеличения восприятия речи за счет звукозаписывающей аппаратуры.
УДК 658.382.3:006.354 | ОКС 03.080.30 |
Ключевые слова: Реабилитация, абилитация, абилитационные услуги, дети с детскими церебральными параличами, дети слепые и слабовидящие, дети глухие и слабослышащие |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019