ГОСТ Р 54735-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Требования к персоналу учреждений реабилитации и абилитации инвалидов
Requirements for the staff of rehabilitation and habilitation institutions for the disabled
ОКС 03.080.30
Дата введения 2021-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2021 г. N 289-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих федеральных законов:
- от 7 февраля 1992 г. N 2300-1-ФЗ "О защите прав потребителей";
-
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
5 ВЗАМЕН
Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к персоналу учреждений реабилитации и абилитации инвалидов (далее - учреждения) и требования к конкретным должностям и профессиям персонала, осуществляющего непосредственно предоставление реабилитационных и абилитационных услуг или обеспечивающего деятельность этих учреждений.
Стандарт предназначен для использования при составлении штатного расписания учреждения, а также при аттестации персонала учреждений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения
ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг
ГОСТ Р 55138 Реабилитация и абилитация инвалидов. Качество реабилитационных и абилитационных услуг. Основные положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ Р 52876 ,
ГОСТ Р 52877 ,
ГОСТ Р 53874 и
ГОСТ Р 55138 .
4 Общие требования к персоналу учреждений
Укомплектованность учреждения реабилитации инвалидов специалистами и их квалификация являются одним из важнейших факторов обеспечения качества предоставляемых реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам по
ГОСТ Р 55138 и обеспечения высокой эффективности деятельности учреждения по оказанию этих услуг.
Организационная структура, штатное расписание учреждения устанавливается исходя из задач, перечня услуг, их содержания, требований к качеству услуг, определяемых документацией, в соответствии с которой должно функционировать учреждение, национальными стандартами в области реабилитации и абилитации инвалидов (Приложение А), перечня нозологических групп инвалидов - клиентов учреждения.
4.1 К персоналу учреждения, выбранному в соответствии с
[1] ,
[2] ,
[3] ,
[4] ,
[5] ,
[6] , относятся:
а) директор учреждения;
б) заместитель директора;
в) заведующий отделением;
г) специалист по социальной работе;
д) психолог;
е) социальный педагог;
ж) юрист (юрисконсульт);
и) медицинский персонал;
к) педагог-психолог;
л) культорганизатор;
м) инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;
н) музыкальный руководитель;
п) работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (см. 5.13.1).
4.2 Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных директором учреждения.
4.3 Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреждения, исходя из требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работы каждого учреждения.
4.4 Персонал учреждения должен:
а) иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии
[1] ,
[3] и
[4] ;
б) знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения;
в) перед поступлением на работу проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы учреждения;
г) знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
д) знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, а также правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;
е) при поступлении на работу проходить обязательный предварительный медицинский осмотр, а в период работы - периодические медицинские осмотры;
ж) обеспечивать безопасность оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг для жизни и здоровья инвалидов - клиентов учреждения, сохранность их имущества;
и) повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство;
к) соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания инвалидов - клиентов учреждения, в том числе для качественного и эффективного предоставления услуг всем нозологическим группам инвалидов, указанным в Положении (Уставе) учреждения с привлечением при необходимости переводчиков русского жестового языка, тифло- и тифлосурдопереводчиков, специалистов, владеющих системой Брайля и т.п.;
л) обладать наряду с соответствующими квалификацией и профессиональными качествами высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
м) при оказании клиентам реабилитационных и абилитационных услуг проявлять к ним максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.
5 Конкретные требования к должностям и профессиям персонала учреждений
5.1 Требования к директору учреждения
Директор учреждения должен:
5.1.1 Иметь соответствующее образование; знать законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения реабилитации и абилитации инвалидов; теорию и методику работы подобных учреждений в области реабилитации и абилитации инвалидов; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; профиль и особенности учреждения; организацию работы по реабилитации и абилитации инвалидов; основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной и пожарной безопасности; теорию и практику управления персоналом учреждения.
5.1.2 Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Положением об учреждении или Уставом учреждения и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях.
5.1.3 Определять структуру управления учреждением, штатное расписание.
5.1.4 Руководить работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории действия учреждения инвалидов, нуждающихся в предоставлении реабилитационных и абилитационных услуг.
5.1.5 Организовывать работу персонала по предоставлению инвалидам - клиентам учреждения всего комплекса реабилитационных и абилитационных услуг (услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации).
5.1.6 Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по реабилитации и абилитации инвалидов.
5.1.7 Обеспечивать укомплектованность учреждения современными техническими средствами реабилитации и абилитации и ухода за клиентами.
5.1.8 Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
5.1.9 Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины.
5.1.10 Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения.
5.1.11 Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения.
5.1.12 Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться имуществом и средствами учреждения в установленном законодательством порядке, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке текущие счета учреждения.
5.1.13 Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения.
5.1.14 Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
5.1.15 Организовывать мероприятия по профессиональной (супервизорской) поддержке сотрудников, профилактике их профессионального "выгорания".
5.2 Требования к заместителю директора учреждения
Заместитель директора учреждения должен:
5.2.1 Отвечать требованиям, указанным в 5.1.1.
5.2.2 Обеспечивать административно-хозяйственную и производственную работу учреждения по всем направлениям его деятельности, решать финансовые и хозяйственные вопросы, выполнять распоряжения и поручения директора, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса реабилитационных и абилитационных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и абилитации и ухода за инвалидами - клиентами учреждения.
5.2.3 Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, осуществлять профессиональную поддержку персонала.
5.2.4 Обеспечивать активное сотрудничество учреждения с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей-инвалидов - клиентов учреждения.
5.2.5 Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.
5.3 Требования к заведующему отделением
Заведующий отделением должен:
5.3.1 Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику управления персоналом, законы и постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление реабилитационных и абилитационных услуг различных видов.
5.3.2 Осуществлять общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностью сотрудников, выполнять поручения директора, указанные в 5.1.11.
5.3.3 Организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отделения инвалидов, нуждающихся в реабилитации; рассматривать заявления и предложения инвалидов по вопросам реабилитации и абилитации; принимать меры по их реализации; организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых реабилитационных и абилитационных услуг.
5.3.4 Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам - клиентам отделения, проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг.
5.3.5 Проводить анализ работы отделения и ее прогнозирование, внедрять новые реабилитационные и абилитационные технологии, разнообразные виды помощи инвалидам, формы и методы ее оказания.
5.3.6 Определять объем работы сотрудников отделения с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания.
5.3.7 Информировать руководство учреждения о недостатках в работе по реабилитации и абилитации клиентов отделения, принимаемых мерах по устранению недостатков, вносить предложения по совершенствованию форм и методов реабилитации и абилитации.
5.3.8 Осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентам отделения.
5.3.9 Осуществлять взаимодействие в вопросах реабилитации и абилитации клиентов отделения с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, социального обслуживания, культуры, образования, благотворительными и религиозными объединениями.
5.3.10 Обеспечивать сохранность материальных ценностей, нести ответственность за ведение документации, учет и отчетность отделения.
5.3.11 Осуществлять мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов.
5.3.12 Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудования, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер.
5.3.13 Организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отделения, обеспечивать при необходимости вызов экстренных служб (полиции, скорой помощи, пожарной команды).
5.3.14 Разработать критерии оценки качества предоставления реабилитационных и абилитационных услуг.
5.3.15 Осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала отделения.
5.4 Требования к специалисту по социальной работе
Специалист по социальной работе должен:
5.4.1 Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику социальной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном и региональном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции.
5.4.2 Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении им реабилитационных и абилитационных услуг различных видов, осуществлять социальный патронаж.
5.4.3 Содействовать активизации потенциала собственных возможностей инвалидов, расширению масштабов самопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными инвалидами.
5.4.4 Проводить консультации по различным вопросам, связанным с предоставлением реабилитационных и абилитационных услуг.
5.4.5 Оказывать содействие инвалидам - клиентам учреждения в улучшении социально-экономических условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации.
5.4.6 Организовывать работу, направленную на избавление инвалидов - клиентов учреждения от алкогольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей-инвалидов в противоправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам.
5.4.7 Содействовать организации социального патронажа детей-инвалидов, склонных к противоправным действиям.
5.4.8 Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг, прогнозировать перспективы их развития.
5.4.9 Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию.
5.4.10 Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров.
5.4.11 Организовывать и осуществлять социальный патронаж инвалидов.
5.5 Требования к психологу
Психолог должен:
5.5.1 Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы психологического обслуживания населения, основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения.
5.5.2 Обеспечивать психологическую защищенность инвалидов - клиентов учреждения, предоставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией.
5.5.3 Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт инвалидов - клиентов учреждения:
а) формировать психологическую культуру клиентов;
б) осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическую помощь в преодолении конфликтов;
в) оказывать психологическую помощь клиентам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов инвалидов;
г) проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в области психологии;
д) использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции инвалидов;
е) соблюдать принципы и нормы профессиональной этики.
5.5.4 Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов на трудовую деятельность работников учреждения.
5.5.5 Проводить обследование индивидуальных качеств и особенностей трудовой деятельности работников.
5.5.6 Контролировать и анализировать психологическое состояние работников учреждения во время работы.
5.5.7 Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд, определять пути устранения причин, их вызывающих).
5.6 Требования к социальному педагогу
Социальный педагог должен:
5.6.1 Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, основы социальной политики, трудового и семейного законодательства, общую и социальную педагогику, социальную, возрастную, педагогическую и детскую психологию, социально-педагогические и диагностические методики.
5.6.2 Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите инвалидов - клиентов учреждения (в первую очередь детей-инвалидов).
5.6.3 Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и социальные навыки инвалидов - клиентов учреждения (в первую очередь детей-инвалидов).
5.6.4 Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.
5.6.5 Определять задачи, формы, методы по социально-педагогической реабилитации инвалидов, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг по реабилитации.
5.6.6 Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.
5.6.7 Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям-инвалидам.
5.6.8 Выявлять психологические проблемы детей-инвалидов, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвовать в разработке планов психолого-педагогической реабилитации.
5.6.9 Участвовать в работе по социализации детей-инвалидов.
5.6.10 Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся детей-инвалидов.
5.7 Требования к юристу (юрисконсульту)
Юрист (юрисконсульт) должен:
5.7.1 Иметь соответствующее образование; знать государственно-правовое устройство Российской Федерации,
Конституцию Российской Федерации , социальные права и гарантии населения; структуру системы правоохранительных органов, основы гражданского, уголовного, исправительно-трудового права, государственные гарантии на социальное обеспечение и обслуживание, охрану прав инвалидов, знать специфику социально-правовой (юридической) работы с инвалидами, организационную структуру, принципы и формы реабилитационной и абилитационной работы, организацию защиты и пропаганды здорового образа жизни, диагностику и способы разрешения конфликтов.
5.7.2 Вести работу по юридической защите инвалидов, оказывать им конкретные социально-правовые услуги по различным вопросам.
5.7.3 Проводить юридическое консультирование инвалидов - клиентов учреждения с учетом собственной квалификации.
5.7.4 Вести постоянную информационную работу по правовым вопросам с клиентами учреждения.
5.7.5 Заниматься совместно с другими специалистами профилактикой правонарушений среди клиентов учреждения.
5.7.6 Систематически повышать свою квалификацию.
5.7.7 Устанавливать контакты с другими организациями, обеспечивающими защиту прав и интересов инвалидов.
5.8 Требования к медицинскому персоналу
5.8.1 Состав медицинского персонала, необходимого для учреждения, выбирается в зависимости от специфики учреждения, объема и характера предоставляемых реабилитационных и абилитационных услуг, установленных учредительными документами учреждения, и должен обеспечивать качественное обслуживание инвалидов - клиентов учреждения.
5.8.2 Медицинский персонал должен:
5.8.2.1 Иметь соответствующее образование; знать законодательные, правовые акты и нормативные документы по вопросам медицинской реабилитации и абилитации инвалидов.
5.8.2.2 Иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалификацию, профессиональную подготовку и умело применять их в практической работе по своей специальности при оказании услуг по медицинской реабилитации и абилитации инвалидов.
5.8.2.3 Знать основы диагностики, профилактики инвалидности или заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием.
5.8.2.4 Применять в своей работе современные методы диагностики и лекарственного обеспечения инвалидов - клиентов учреждения.
5.8.2.5 Повышать свою квалификацию.
5.9 Требования к педагогу-психологу
Педагог-психолог должен:
5.9.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, нормативные документы, регулирующие вопросы здравоохранения, охраны труда, профессиональной ориентации, занятости инвалидов и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, социальную психологию, основы дефектологии, сексологии, психогигиены, психодиагностики; методы активного обучения, современные методы диагностики и коррекции аномального развития детей-инвалидов.
5.9.2 Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (инвалидов и детей-инвалидов) в процессе воспитания и обучения в учреждении.
5.9.3 Осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся.
5.9.4 Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи инвалидам (психокоррекционной, реабилитационной, абилитационной и консультативной).
5.9.5 Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
5.9.6 Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся инвалидов, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
5.9.7 Определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся инвалидов, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию.
5.9.8 Формировать психологическую культуру обучающихся инвалидов и педагогических работников.
5.9.9 Консультировать работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся инвалидов, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
5.10 Требования к культорганизатору
Культорганизатор должен:
5.10.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогику и психологию, индивидуальные особенности и уровень культурного развития обслуживаемых инвалидов.
5.10.2 Организовывать культурно-досуговую деятельность в учреждении, используя различные ее виды и формы (посещение театров, выставок, экскурсии, демонстрация художественных и научно-популярных фильмов, проведение праздников, юбилеев и других культурных мероприятий).
5.11 Требования к инструктору производственного обучения рабочих массовых профессий
Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий должен:
5.11.1 Знать законы и другие нормативные акты, касающиеся вопросов подготовки рабочих массовых профессий, учебные программы и тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, принципы и методы производственного обучения инвалидов, технологический процесс производства, устройство и взаимодействие узлов и механизмов обслуживаемых машин и станков на специальных рабочих местах, правила технической эксплуатации оборудования, ассортимент вырабатываемой продукции, требования, предъявляемые к качеству сырья, полуфабрикатов, итоговой продукции, передовые методы организации, планирования труда и выполнения рабочих приемов и операций по соответствующим профессиям, способы контроля и анализа работы обучаемых инвалидов; знать порядок учета выполнения программ труда обучаемых и их успеваемости, законодательство о труде и охране труда инвалидов Российской Федерации, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5.11.2 Обучать неквалифицированных инвалидов современным приемам выполнения производственных операций, работы на машинах, станках и т.п. с учетом состояния их здоровья.
5.11.3 Планировать учебную работу и вести учет выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости.
5.11.4 Осуществлять контроль за обеспечением безопасных условий работы инвалидов и за оснащением специальных рабочих мест всем необходимым для выполнения работы.
5.11.5 Проводить вводный и текущий инструктажи всех вновь поступающих работников, являющихся инвалидами.
5.11.6 Изучать и обобщать передовой опыт работы по соответствующей профессии, передавать его работникам, являющимся инвалидами, в целях повышения их квалификации, внедрения рациональных приемов и методов работы.
5.11.7 Контролировать правильность выполнения работниками, являющимися инвалидами, технологических операций, качество и производительность их труда.
5.11.8 Проводить дополнительный инструктаж работникам, являющимся инвалидами, для устранения выявленных недостатков.
5.12 Требования к музыкальному руководителю
Музыкальный руководитель должен:
5.12.1 Иметь соответствующее образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования, педагогики и психологии, индивидуальные особенности музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей инвалидов, в том числе детей-инвалидов разного возраста, музыкальные произведения взрослого и детского репертуара, основы дефектологии и соответствующие методики при работе с детьми-инвалидами, имеющими отклонения в развитии.
5.12.2 Осуществлять развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности инвалидов и детей-инвалидов, формировать их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
5.12.3 Профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте.
5.12.4 Определять направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей инвалидов и детей-инвалидов, а также их творческих способностей, в том числе в области музыки.
5.12.5 Осуществлять мероприятия по реабилитации детей-инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, используя музыкальную деятельность.
5.13 Требования к работникам, обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность учреждения
5.13.1 К работникам, выбранным в соответствии с
[6] и обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность учреждения по предоставлению реабилитационных и абилитационных услуг, относятся:
а) заместитель директора;
б) финансовые работники (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир);
в) программист, инженер-электронщик;
г) сотрудник отдела кадров;
д) юристы;
е) работники общественного питания (повар, шеф-повар, заведующий столовой, буфетчик, официант, мойщик посуды и др.);
ж) работники хозяйственных служб (заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик помещений, парикмахер, техник, дворник, лифтер и др.).
5.13.2 Работники, обеспечивающие деятельность учреждения, должны руководствоваться в своей работе требованиями, изложенными в 5.4.
Приложение А
(справочное)
Перечень национальных стандартов в области реабилитации и абилитации инвалидов
ГОСТ Р 52876-2007 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 52877-2007 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения
ГОСТ Р 53872-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53873-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53874-2017 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг
ГОСТ Р 53875-2010 Реабилитация инвалидов. Документация учреждений реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 54734-2011 Реабилитация инвалидов. Учетно-отчетная документация учреждений реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 54735-2011 Реабилитация инвалидов. Требования к персоналу учреждений реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 54736-2011 Реабилитация инвалидов. Специальное техническое оснащение учреждений реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 55138-2017 Реабилитация и абилитация инвалидов. Качество реабилитационных и абилитационных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 55637-2013 Реабилитация инвалидов. Услуги по трудовой адаптации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
ГОСТ Р 56100-2014 Реабилитация инвалидов. Система информационного обеспечения реабилитационных учреждений
ГОСТ Р 56101-2014 Реабилитация инвалидов. Социально-бытовая адаптация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
ГОСТ Р 57888-2017 Реабилитация инвалидов. Целевые показатели реабилитационных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 57959-2017 Реабилитация инвалидов. Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата
ГОСТ Р 57960-2017 Реабилитация инвалидов. Оценка результатов реабилитационных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 58258-2018 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения
ГОСТ Р 58259-2018 Реабилитация инвалидов. Оценка эффективности системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов
ГОСТ Р 58263-2018 Реабилитация инвалидов. Услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов
ГОСТ Р 58264-2018 Реабилитация инвалидов. Услуги реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями
Библиография
|
|
[1] | Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" , утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н |
[2] | "Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения" , утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. N 801н (с изменениями и дополнениями от 30 марта 2012 г.) |
[3] | "Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" , утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н |
[4] | Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" , утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н , Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 ( ОКУД ), принятый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 декабря 1993 г. N 299 |
[5] | Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 ( ОКПДТР ), принятый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 декабря 1994 г. N 367 |
[6] | Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ( ОКИСЗН ) ОК 003-99 , принятый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 17 декабря 1999 г. N 545-ст |
|
|
УДК 658.382.3:006.354 | ОКС 03.080.30
|
Ключевые слова: учреждение реабилитации инвалидов, персонал учреждения, требования к персоналу, директор учреждения, заместитель директора учреждения, заведующий отделением, специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог, юрист (юрисконсульт), медицинский персонал, педагог-психолог, культорганизатор, музыкальный руководитель, инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий |