ГОСТ Р 53873-2021 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов

Обложка ГОСТ Р 53873-2021 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
Обозначение
ГОСТ Р 53873-2021
Наименование
Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
Статус
Действует
Дата введения
2021.01.12
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
03.080.30

    ГОСТ Р 53873-2021

Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов

Rehabilitation of invalids. Services in the professional rehabilitation of invalids

ОКС 03.080.30

Дата введения 2021-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (ФГБУ "ФНЦРИ им.Г.А.Альбрехта Минтруда России")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2021 г. N 246-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:

-

от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ;

- от 9 декабря 2012 г. N 373-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"

5 ВЗАМЕН

ГОСТ Р 53873-2010

Правила применения настоящего стандарта установлены в

статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее - учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг.

1.1 Настоящий стандарт распространяется на услуги по профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - инвалиды).

1.2 Настоящий стандарт устанавливает виды и содержание услуг по профессиональной реабилитации инвалидов, предоставляемых реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее - учреждения).

1.3 Настоящий стандарт может быть использован:

- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающими реабилитационные услуги инвалидам;

- общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующими в реабилитации инвалидов;

- семьями, имеющими инвалидов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг

ГОСТ Р 58258 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения

ГОСТ Р 58263 Реабилитация инвалидов. Услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по

ГОСТ Р 58258 ,

ГОСТ Р 53874 ,

ГОСТ Р 52495 , а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 услуги по профессиональной реабилитации: Комплекс услуг, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, на максимально возможное включение в трудовую деятельность с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций организма и ограничений к трудовой деятельности с целью достижения им конкурентоспособности на рынке труда, материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество.

4 Общие положения

4.1 Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.

4.2 Услуги по профессиональной реабилитации осуществляются в соответствии с мероприятиями профессиональной реабилитации, предусмотренными программой профессиональной реабилитации инвалида, и включают в себя:

- профессиональную ориентацию;

- профессиональное образование и профессиональное обучение и (или) переобучение;

- содействие трудовому устройству;

- производственную адаптацию.

4.3 Разработка программы профессиональной реабилитации инвалида включает в себя следующие этапы: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценку трудового потенциала и трудового прогноза, определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися нарушениями функций организма, со структурой его заболевания и потребностей, кругом профессиональных интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

4.4 Реализация услуг по профессиональной реабилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимального эффекта с учетом имеющихся возможностей реабилитируемого.

4.5 Реализация услуг по профессиональной реабилитации осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью инвалида в каждой конкретной услуге. Процесс профессиональной реабилитации считается завершенным, когда инвалид достиг в профессиональном отношении уровня, максимально возможного в соответствии с его трудовым потенциалом и приближенного к уровню, предшествующему возникновению ограничения к трудовой деятельности.

4.6 Планирование и предоставление услуг по профессиональной реабилитации инвалидов осуществляют по следующим этапам:

профессионально-трудовая диагностика;

оценка трудового потенциала и трудового прогноза;

разработка перечня услуг по профессиональной реабилитации и плана их реализации;

предоставление услуг;

мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных услуг;

оценка эффективности услуг, определяющая степень достижения запланированного реабилитационного воздействия.

4.7 Каждый этап предоставления услуг по профессиональной реабилитации должен быть ориентирован на конкретную реально возможную цель, о которой инвалид должен знать и к достижению которой он должен стремиться вместе со специалистами.

4.8 Объем услуг по профессиональной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по профессиональной реабилитации, предоставляемых инвалиду.

4.9 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по профессиональной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения от ответственности за их исполнение.

4.10 Предоставление услуг по профессиональной реабилитации инвалидов осуществляется при выполнении следующих условий, оказывающих значительное влияние на качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);

- условия размещения учреждения с учетом требований доступности;

- укомплектованность учреждения специалистами и соответствующий уровень их квалификации;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства профессиональной реабилитации), применяемое в процессе профессиональной реабилитации;

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг инвалидам - клиентам учреждения;

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.

4.11 Качество и безопасность предоставляемых учреждением услуг по психологической реабилитации/абилитации могут быть подвергнуты оценке их соответствия требованиям национальных стандартов и других нормативных документов.

5 Основные виды и содержание услуг по профессиональной реабилитации инвалидов

5.1 Профессиональная ориентация инвалида - система услуг (медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических), нацеленных на содействие инвалиду в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом его психофизиологического статуса, потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда и требований общества.

5.1.1 Профессиональная ориентация инвалидов включает в себя:

- профессиональное информирование;

- профориентационную диагностику (медицинскую, педагогическую, психологическую, психофизиологическую, социально-экономическую);

- профориентационное консультирование;

- профориентационную психокоррекцию;

- профессиональный подбор;

- профессиональный отбор;

- профессиональную, производственную и социальную адаптацию.

5.1.2 Профессиональное информирование инвалида заключается в ознакомлении инвалида с современными видами производства, состоянием рынка труда, видами труда, различными профессиями и специальностями, формами и условиями их освоения; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями трудоустройства, профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Услуги по профессиональному информированию предоставляют в следующих формах:

- индивидуальное и групповое информирование;

- непосредственное информирование (лекция, семинар, беседа);

- опосредованное информирование (теле- и радиопередачи, видеофильмы, издание газет, журналов, наглядных пособий);

- информирование через информационно-коммуникационную сеть Интернет, социальные сети, адресные смс оповещения.

5.1.3 Профориентационная диагностика нацелена на выявление профессионально важных качеств, психофизиологических особенностей инвалида, показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности и конкретным видам труда в отношении основных диагностических аспектов профессиональной ориентации инвалидов (медицинского, в том числе - психофизиологического, психологического, педагогического, социально-экономического).

5.1.3.1 Медицинский аспект профориентационной диагностики инвалидов нацелен на оценку состояния здоровья, в том числе определения формы, стадии, характера течения и клинического прогноза заболевания, степени нарушения функций, в том числе психофизиологических (включая оценку толерантности к нагрузкам, работоспособности и иных характеристик, значимых для эффективной профессиональной самореализации) и биомеханических как профессионально значимых; определение медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности на основе оценки соответствия состояния здоровья инвалида требованиям профессиональной деятельности, видов труда, доступных инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности; пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях/специальностях; определение трудового прогноза и возможности продолжения работы инвалидом в своей профессии, в других профессиях в обычных или специально созданных условиях или выполнения какой-либо профессиональной деятельности на ближайший (1-2 года) и отдаленный период.

5.1.3.2 Психологический аспект профориентационной диагностики предполагает оценку психологического статуса инвалида (интеллектуальных возможностей; особенностей эмоционально-волевой сферы; мотивационной, в том числе профессиональной, направленности - установок, интересов, желаний); профессионально важных качеств, включая оценку профессиональной направленности, профессиональных склонностей и способностей, индивидуальных предпочтений в отношении выбираемой и рекомендуемой профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального обучения и профессионального образования; сформированности личностных структур и социально-психологических характеристик; возможных нарушений психических функций и особенностей личности, которые могут затруднять освоение профессии, стать противопоказанием к определенным видам деятельности на основе оценки соответствия психологического статуса инвалида требованиям профессии; определение потребности инвалида в психокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионального образования и трудоустройства.

5.1.3.3 Педагогический аспект профессиональной диагностики инвалидов нацелен на определение наиболее оптимальных путей педагогического воздействия, формулировку образовательного прогноза в отношении, в числе прочего, дальнейшего уровня профессионального образования, оценку потенциальных и актуальных возможностей к профессиональному обучению, предпосылок для организации и проведения предпрофильной и профессиональной подготовки.

5.1.3.4 Социально-экономический аспект профориентационной психодиагностики нацелен на оценку факторов, определяющих особенности социального статуса инвалида (общего и профессионального образования, степени профессиональной подготовки, квалификации, семейного и материального положения, жилищно-бытовых условий, места проживания инвалида, расстояния от дома до места работы, способа передвижения и др., жилищных условий, возраста и пола), а также местных (региональных) особенностей развития производства, состояния рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда, возможности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов).

5.1.3.5 Технический аспект нацелен на оценку нуждаемости в обеспечении вспомогательными рабочими средствами, техническими средствами реабилитации, в приспособлении учебного и рабочего места.

5.1.4 Профориентационное консультирование инвалида заключается в оказании помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества на основании данных профориентационной диагностики.

Профессиональное консультирование включает в себя:

- определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения;

- выяснение необходимости расширения профессиональной информированности;

- оказание помощи в решении имеющихся проблем в области профессионального самоопределения, разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов.

5.1.5 Профориентационная психокоррекция нацелена на коррекцию с помощью средств и методов психологической работы психологических качеств, особенностей и свойств инвалида, способных затруднять его эффективную профессиональную самореализацию и препятствовать ей.

5.1.6 Профессиональный подбор для инвалида осуществляется на основании профориентационной диагностики профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности и способности, реализована остаточная трудоспособность, т.е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда.

5.1.7 Профессиональный отбор заключается в определении на основании профориентационной диагностики степени профессиональной пригодности инвалида к конкретной профессии/специальности (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. В процессе профотбора устанавливается соответствие психологических, психофизиологических особенностей человека, его профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности.

5.1.8 Профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

5.2 Профессиональное образование инвалидов - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися с инвалидностью в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в области, рекомендуемой индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида, согласно перечням рекомендуемых профессий и специальностей, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе - на повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий обучения.

5.2.1 Профессиональное образование инвалидов осуществляется по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам:

а) образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки;

в) основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих;

г) дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.

5.2.2 Содержание образования и условия организации обучения лиц с инвалидностью определяются адаптированной образовательной программой и индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида.

5.2.3 Образование лиц с инвалидностью может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным профессиональным образовательным программам. В профессиональных образовательных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью.

5.2.4 Создание специальных условий для получения профессионального образования/профессионального обучения лиц с инвалидностью включает использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью.

5.2.5 Доступность получения профессионального образования обучающимися с инвалидностью в образовательной организации обеспечивается за счет следующих средств:

- для обучающихся с инвалидностью по зрению: адаптацией официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещением в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствием ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечением выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечением доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

- для обучающихся с инвалидностью по слуху: дублированием звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечением надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

- для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

5.2.6 Профессиональное образование инвалидов может реализовываться в различных формах: очная, заочная, очно-заочная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида/ребенка-инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы. При необходимости возможно обучение по индивидуальному учебному плану. В процессе обучения могут использоваться в качестве основных или вспомогательных дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

5.2.7 Профессиональное обучение направлено на приобретение инвалидами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования, с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида/ребенка-инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

5.2.7.1 Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по специальностям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц с инвалидностью, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

5.2.7.2 Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц с инвалидностью, уже имеющих профессию рабочего/профессии рабочих или должность служащего/должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

5.2.7.3 Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц с инвалидностью, уже имеющих профессию рабочего/профессии рабочих или должность служащего/должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5.2.8 Обучение инвалида на рабочем месте - профессиональная подготовка в условиях обычной трудовой ситуации на будущем рабочем месте с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к обучению и трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида/ребенка-инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

5.2.9 Комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и здоровьесбережения осуществляется в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии и определяется целями, построением, содержанием и методами образовательного процесса.

5.2.9.1 Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности обучающихся с инвалидностью в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, в ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с инвалидностью, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность.

5.2.9.2 Психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации, направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

5.2.9.3 Медицинско-оздоровительное сопровождение, которое включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

5.2.9.4 Социальное сопровождение, направленное на социальную поддержку обучающихся с инвалидностью при инклюзивном образовании, включая проживание в общежитии, социальные выплаты, выделение материальной помощи, стипендиального обеспечения, содействие в решении бытовых проблем.

5.2.9.5 Обеспечение техническими средствами, необходимыми для получения образования, включает в себя деятельность по консультированию, по подбору и предоставлению инвалиду технических средств (тифло-, сурдо- и других), повышающих эффективность освоения им образовательных программ.

5.2.9.6 Содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с инвалидностью и их закреплению на рабочих местах предполагает целенаправленную деятельность образовательной организации по профессиональному информированию, профессиональному консультированию, производственной и социальной адаптации, выстраиванию индивидуальной карьеры и содействию трудоустройству в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; сопровождению выпускников-инвалидов при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте при взаимодействии со службой занятости и общественными организациями инвалидов.

5.3 Содействие трудоустройству инвалидов - подбор инвалиду подходящего рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке, с учетом имеющихся нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации, выдаваемой учреждениями МСЭ, и закрепление на нем инвалида.

Подходящей для инвалида считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Содействие трудоустройству инвалидов включает в себя:

- консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства, информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

- содействие в поиске подходящей работы;

- психологическую поддержку;

- социальную адаптацию на рынке труда;

- формирование мотивации к труду и поддержание трудового стереотипа путем включения в оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство;

- развитие предпринимательских качеств, содействие самозанятости безработных граждан;

- организацию сопровождаемого содействия занятости инвалидов.

5.3.1 Предоставление гарантий трудовой занятости осуществляется путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, таких как:

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- организация обучения инвалидов новым профессиям.

5.3.2 Консультирование инвалида по вопросам трудоустройства включает в себя:

- прогнозирование различных вариантов трудовой деятельности;

- составление плана трудоустройства, включая необходимую психологическую поддержку;

- социальную адаптацию на рынке труда;

- помощь в разрешении проблем инвалидам, испытывающим трудности в поиске подходящей работы.

5.3.3 Информирование инвалида по вопросам трудоустройства предполагает сообщение инвалиду информации:

- о состоянии рынка труда,

- наличии вакантных рабочих мест,

- спектре профессий, соответствующих рекомендациям медико-социальной экспертизы,

- требованиях доступных профессий человеку,

- условиях и характере труда,

- различных вариантах занятости (общественные работы, постоянное или временное трудоустройство, предпринимательская деятельность, сопровождение при содействии занятости инвалидов и т.п.),

- о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

5.3.4 Содействие инвалиду в поиске подходящей работы предполагает помощь инвалиду в получении работы в соответствии с его интересами, способностями, возможностями (с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы) и с потребностями рынка труда. Подбор варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий инвалида к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия/ специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.

5.3.5 Организация социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста, способных к выполнению несложных (простых) видов трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности со значительной помощью других граждан.

5.3.6 Сопровождение при содействии занятости инвалидов - оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя в соответствии с

ГОСТ Р 58263 .

5.3.7 Социальная адаптация инвалида на рынке труда - деятельность, направленная на содействие получению инвалидом навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодолению последствий длительной безработицы, повышению мотивации к труду, самокоррекции, способствующая сокращению периода поиска подходящей работы.

5.3.8 Дистанционная работа - выполнение трудовой функции, определенной трудовым договором, вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

5.4 Производственная адаптация - деятельность по содействию приспособления инвалида к условиям профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного потенциала. Производственная адаптация в рамках профессиональной реабилитации может включать в себя в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы, следующие услуги:

- создание специально созданных условий труда;

- создание специального рабочего места;

- обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием;

- обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности;

- социально-психологическое и социальное сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с использованием наставничества.

5.4.1 Создание специальных условий труда включает в себя деятельность, обеспечивающую показанные инвалиду условия и режим труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида:

- неполный рабочий день с предоставлением показанных видов труда;

- удобный график работы, согласованный с администрацией предприятия;

- льготные нормы выработки;

- введение дополнительных перерывов;

- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- систематическое медицинское наблюдение;

- возможность полностью или частично работать на дому;

- оснащение рабочего места вспомогательными техническими средствами;

- предоставление поводыря, сурдопереводчика, дополнительной рабочей силы;

- визуальное наблюдение, контроль и др.;

- предоставление технических средств реабилитации, в т.ч. использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента и др.;

- адаптация рабочего места под дефект, в т.ч. архитектурно-планировочные элементы: расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости моторного поля, оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными);

- другие особенности в условиях труда, указанные в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Создание специально созданных условий осуществляется: на специализированных рабочих местах на открытом рынке труда; в спеццехах, на спецучастках на открытом рынке труда; на специализированных предприятиях, предназначенных для труда инвалидов; в надомных условиях.

5.4.2 Создание специального рабочего места (требующего дополнительных мер по организации труда) включает в себя:

- оптимизацию условий труда, режима труда и отдыха;

- адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

- дополнительное обеспечение мер сигнализации и техники безопасности;

- социально-психологическое и социальное сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с использованием наставничества с учетом индивидуальных возможностей инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

5.4.3 Создание условий для надомного труда предполагает создание на дому показанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида условий труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство и возможность выполнения инвалидами работы на дому. Надомные виды работ могут создаваться и предоставляться инвалидам как обычными, так и специализированными предприятиями.

5.4.4 Обеспечение техническими средствами, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности, предполагает консультирование по подбору и предоставление инвалиду технических средств для оснащения рабочего места; технических средств, которые обеспечивают помощь при передвижении на предприятии и социально-бытовую адаптацию в процессе рабочего дня (прием пищи, санитарно-гигиенические условия) с учетом индивидуальных возможностей инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

5.4.5 Социально-психологическая адаптация: психологическое сопровождение инвалида в процессе закрепления на рабочем месте, социально-психологической адаптации в коллективе, на рабочем месте (психологическое консультирование, психологический тренинг, например коммуникативный, психологическая коррекция).

5.4.6 Социально-производственная адаптация включает создание специально созданных условий труда; создание специального рабочего места; обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием (обеспечение техническими средствами); сопровождение в процессе адаптации на рабочем месте.

5.4.7 Сопровождение инвалида на рабочем месте с использованием наставничества предполагает содействие инвалиду в освоении его обязанностей, вытекающих из технологической документации, инструкции по охране труда, должностной инструкции (при наличии); внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) рабочих мест для работы инвалида, с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений жизнедеятельности; содействие адаптации инвалида в коллективе, формированию толерантного отношения к инвалиду со стороны других взаимодействующих с ним работников.

УДК 658.382.3:006.354

ОКС 03.080.30

Т50

Ключевые слова: инвалиды, реабилитация, услуги по профессиональной реабилитации, профессиональная ориентация, профессиональное образование и профессиональное обучение, содействие трудовому устройству, сопровождение при содействии занятости, производственная адаптация инвалидов