ГОСТ Р 59889-2021 Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний

Обложка ГОСТ Р 59889-2021 Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний
Обозначение
ГОСТ Р 59889-2021
Наименование
Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний
Статус
Действует
Дата введения
2023.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
43.020

ГОСТ Р 59889-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспортные средства

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Технические требования, технический контроль и методы испытаний

Road vehicles. Modification of the design of vehicles in use. Technical requirements, technical control and test methods

ОКС 43.020

Дата введения 2022-04-01*

________________

* См. ярлык "Примечания".

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2021 г. N 1603-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства (ТС) категорий L, M, N, O (см. [1]), находящиеся в эксплуатации, и устанавливает требования к ТС и методы проведения проверки соответствия этим требованиям ТС при внесении изменений в их конструкцию.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ 33670-2015 Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия

ГОСТ 33987-2016 Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы определения

ГОСТ 33988 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 58287 Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внесение изменений в конструкцию транспортного средства: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска ТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

3.2 визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.

3.3 измерение: Процесс определения величины.

3.4 исправное состояние: Состояние ТС, при котором оно соответствует всем требованиям нормативных документов, технической, конструкторской и/или эксплуатационной документации.

3.5 испытания: Определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.

3.6 контроль: Определение соответствия установленным требованиям для конкретного предполагаемого использования или применения.

3.7 надежность конструкции [крепления]: Комплексное свойство конструкции (крепления) выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах.

3.8 органолептический контроль: Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств квалифицированного специалиста, без использования средств измерений.

3.9 проверка: Определение выполнения заданных требований объектом оценки соответствия.

3.10 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.

3.11 (техническая) экспертиза конструкции (транспортного средства): Анализ конструкции ТС и технической документации на него без проведения испытаний.

3.12 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров ТС, определяющая возможность его применения по назначению.

3.13 функциональная проверка: Проверка качества работы объекта оценки соответствия или его частей в соответствии с его назначением.

3.14 эксплуатация: Стадия жизненного цикла ТС, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

4 Условия проведения проверки

4.1 Проверка осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого ТС в форме технической экспертизы конструкции и проведения испытаний и измерений (при необходимости).

4.2 Проверка осуществляется непосредственно на ТС, в конструкцию которого вносят изменения.

4.3 Допускается проведение предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений без предоставления ТС в испытательную лабораторию.

4.4 Для проверки безопасности после внесения изменений в конструкцию ТС должно быть предоставлено в аккредитованную испытательную лабораторию по месту осуществления деятельности, указанному в области аккредитации.

Примечание - В отношении пунктов 8 (за исключением подпункта 8.3), 11, 12, 20, 23, 27, 29, 32 таблицы 1 предварительная экспертиза и проверка безопасности могут быть проведены путем взаимодействия в дистанционном формате эксперта испытательной лаборатории (центра) и сотрудника производителя работ по внесению изменений в конструкцию ТС. Указанное взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:

а) наличие технической возможности применения электронных средств дистанционного взаимодействия с системой контроля геолокации, фото- и видеофиксации процессов идентификации и проверки безопасности конструкции ТС после внесенных в нее изменений с фиксацией даты и времени проведения проверки, а также обеспечение последующего приобщения подтверждающих проведение работ и осуществление испытаний и/или измерений параметров, которые должны быть проведены (подтверждены) после внесения изменений в конструкцию ТС, указанных в заключении предварительной технической экспертизы конструкции ТС на предмет возможности внесения изменений, видеоматериалов к документам, послужившим основанием для принятия решения о подтверждении соответствия безопасности ТС после внесения изменений в его конструкцию требованиям [2], а также фотоматериалов к протоколам проверки безопасности конструкции ТС после внесенных в нее изменений;

б) наличие необходимого для проведения проверки оборудования и средств измерений, в т.ч. принадлежащих третьим лицам, применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

в) наличие знаний и умений использования методик проведения проверки и измерений у производителя работ по внесению изменений в конструкцию ТС, осуществляющего взаимодействие;

г) реализация испытательной лабораторией (центром) требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (подпункт 6.6) при выборе производителя работ по внесению изменений в конструкцию ТС, с которым устанавливается взаимодействие в дистанционном формате для проведения работ по предварительной экспертизе и проверке безопасности.

В отношении пунктов 2, 7, 10, 14, 16, 17, 22 (за исключением подпункта 22.9), 25 таблицы 1 допускается проведение проверки безопасности путем выезда эксперта испытательной лаборатории с испытательным оборудованием на место проведения работ по внесению изменений в конструкцию.

5 Технические требования, технический контроль и методы испытаний

Таблица 1

Изменения в конструкции транспортного средства

Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства

Метод проверки

Применяемое оборудо-

вание

Основание для признания несоответствия

1 Изменение типа кузова, связанное с установкой на шасси ТС стандартных самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, кузовов-

фургонов (в т.ч. контейнеров),

1.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

тента, прошедших оценку соответствия в составе данного типа ТС, а также установка указанных типов кузовов взамен друг друга

1.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м), а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

1.3 Кузов (цистерна) должен (должна) надежно крепиться к раме ТС крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления кузова или цистерны того же ТС, изготовленного в условиях серийного производства, той же или большей технически допустимой максимальной массы

Экспертиза конструкции.

Визуальный контроль

-

Кузов (цистерна) не закреплены или закреплены ненадежно

1.4 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

2 Установка на грузовых автомобилях дополнительных топливных баков, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС

Дополнительные топливные баки должны быть установлены на предусмотренные изготовителем ТС места и закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС

Экспертиза конструкции

-

Дополнительные топливные баки установлены на не предусмотренные изготовителем ТС места и не закреплены крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС

3 Установка вместо бортовых и самосвальных кузовов и цистерн седельного сцепного устройства, в отношении которого была проведена оценка

3.1 В тип ТС должны быть включены модификации, оборудованные седельными сцепными устройствами. При внесении изменений в конструкцию ТС применяются указанные устройства

Экспертиза конструкции и документации

-

В тип ТС данные модификации не включены

соответствия в составе типа ТС

3.2 Седельное устройство должно быть закреплено крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС

Экспертиза конструкции и документации

-

Седельное устройство закреплено крепежными элементами, не аналогичными по конструкции, количеству и применяемым материалам крепежным элементам ТС

3.3 Расположение седельного устройства относительно заднего моста должно соответствовать его расположению на выпускаемых седельных тягачах того же типа и обеспечивать относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону

Экспертиза конструкции и документации. Линейные измерения. Угловые измерения

Рулетка, угломер

Расположение седельного устройства относительно заднего моста не соответствует его расположению на выпускаемых седельных тягачах того же типа и не обеспечивает относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону

3.4 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака ТС должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

3.5 На тягаче должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа

Экспертиза конструкции

-

На тягаче отсутствуют разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа

4 Установка на грузовые автомобили грузоподъемных бортов, лебедок и гидравлических подъемников для самостоятельной погрузки и разгрузки

4.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

грузов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС

4.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м), а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

4.3 Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями

Экспертиза конструкции

-

Грузоподъемные борта, лебедки и гидравлические подъемники не закреплены или закреплены ненадежно

4.4 Стрела гидравлического подъемника должна надежно фиксироваться от смещения при движении автомобиля

Экспертиза конструкции

-

Стрела гидравлического подъемника фиксируется ненадежно от смещения при движении автомобиля

4.5 Грузоподъемный борт не должен иметь травмоопасных выступов (в соответствии с требованиями [4])

Экспертиза конструкции

Комплект радиусных шаблонов 2,5 мм

Грузоподъемный борт имеет травмоопасные выступы (в соответствии с требованиями [4])

4.6 Лебедка не должна выступать за переднюю плоскость переднего бампера. Допускается выступание лебедки в случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом

Экспертиза конструкции

Комплект радиусных шаблонов 2,5 мм

Лебедка выступает за переднюю плоскость переднего бампера

4.7 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

5 Установка на автомобили (в т.ч. в салоне легкового автомобиля) и прицепы специального несъемного оборудования, в отношении которого

5.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

была проведена оценка соответствия в составе типа ТС

5.2 Габаритная ширина ТС не должна превышать 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м), а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

5.3 Несъемное оборудование должно быть надежно закреплено стандартными крепежными деталями

Экспертиза конструкции

-

Оборудование не закреплено или закреплено ненадежно

5.4 Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса не должно иметь травмоопасных выступов (должно соответствовать [5])

Экспертиза конструкции

-

Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса имеет травмоопасные выступы (не соответствует [5])

5.5 В легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно

Экспертиза конструкции

-

В легковом автомобиле специальное оборудование установлено в зоне размещения органов управления и/или загораживает заднее окно

5.6 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должно соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

Рулетка

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

6 Установка взамен бортов на грузовые бортовые автомобили и бортовые двухосные прицепы коников

6.1 Габаритная ширина ТС не должна превышать 2,55 м, а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

6.2 Коники должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями

Экспертиза конструкции

-

Коники не закреплены или закреплены ненадежно

7 Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов-фургонов, в отношении которых была проведена оценка соответствия в составе типа ТС, для размещения

7.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышают пределы, установленные изготовителем ТС

мастерских, перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров (за исключением кузовов-фургонов, специально предназначенных для перевозки людей)

7.2 Габаритная ширина кузова-фургона должна быть не более ширины бортового кузова автомобиля, но не более 2,55 м (для изотермических кузовов ТС допускается максимальная ширина 2,6 м). Габаритная высота автомобиля-

фургона не должна быть более 4,0 м от поверхности дороги

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает ширину бортового кузова автомобиля и/или более 2,55 м.

Для изотермических кузовов ТС максимальная ширина превышает 2,6 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

7.3 Кузов-фургон должен надежно крепиться к раме автомобиля крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова того же автомобиля, изготовленного в условиях серийного производства, той же или большей технически допустимой максимальной массы

Экспертиза конструкции

-

Кузов-фургон не закреплен или закреплен ненадежно

7.4 Дверь фургона должна быть расположена сзади или справа по ходу движения автомобиля. Распашная боковая дверь фургона должна открываться слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери не должны выступать за боковой габарит автомобиля

Экспертиза конструкции

-

Распашная боковая дверь фургона не открывается слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери выступают за боковой габарит автомобиля

7.5 При использовании ручки боковой двери поворотного типа (поворачивающейся в плоскости двери) открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля и загнут по направлению к двери; сама ручка должна быть смонтирована таким образом, чтобы она поворачивалась в плоскости, параллельной двери, и не поворачивалась наружу. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. При использовании ручек боковых дверей, поворачивающихся наружу в любом направлении, непараллельном плоскости двери, открытый конец ручки должен быть направлен назад по ходу движения автомобиля либо вниз. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. Ручка боковой двери фургона может выступать над поверхностью двери не более чем на 40 мм

Экспертиза конструкции.

Линейные измерения

Линейка

Не выполнены технические требования

7.6 Дверные петли фургона могут выступать над поверхностью дверей не более чем на 30 мм

Линейные измерения

Линейка

Дверные петли фургона выступают над поверхностью дверей более чем на 30 мм

7.7 Оборудование мастерской должно быть надежно закреплено. На наружной поверхности фургона не должно быть травмоопасных выступов (в соответствии с требованиями [4])

Экспертиза конструкции

-

Оборудование мастерской не закреплено, закреплено ненадежно и/или имеет травмоопасные выступы (в соответствии с требованиями [4])

7.8 Кабина водителя должна быть оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида

Экспертиза конструкции

-

Кабина водителя не оборудована с обеих сторон стандартными зеркалами заднего вида

8 Установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом [компримированным природным газом (КПГ), сжиженным нефтяным газом (СНГ)] и демонтаж такого оборудования

8.1 На ТС может устанавливаться только газобаллонное оборудование, тип которого был сертифицирован по [6] для соответствующего семейства ТС. Установка газобаллонного оборудования не должна приводить к понижению экологического класса ТС

Экспертиза конструкции и документации

-

На ТС установлено газобаллонное оборудование, тип которого не сертифицирован по [6] для соответствующего семейства ТС. Установка газобаллонного оборудования приводит к понижению экологического класса ТС

8.2 Размещение и установку оборудования для питания двигателя газообразным топливом осуществляют в соответствии со специальным руководством, содержащим инструкции по установке систем на транспортные средства по [7] (при использовании сжиженного природного газа) или [6] (при использовании сжатого (компримированного) природного газа или сжиженного нефтяного газа).

Экспертиза конструкции и документации, визуальный контроль

-

Размещение и установку оборудования для питания двигателя газообразным топливом не осуществляют в соответствии со специальным руководством, содержащим инструкции по установке систем на транспортные средства по [7] (при использовании сжиженного природного газа) или [6] (при использовании сжатого (компримированного) природного газа или сжиженного нефтяного газа).

8.3 Должна быть обеспечена поперечная статическая устойчивость ТС категорий
и
в соответствии с требованиями [2] (пункт 4.2 приложения 3) в случае установки газовых баллонов на крыше. При этом допускается увеличение габаритной высоты ТС

Испытания на стенде-

опрокидывателе или применение эквивалентного расчетного метода

Стенд-

опрокидыватель

Поперечная статическая устойчивость ТС категорий
и
в соответствии с требованиями [2] (пункт 4.2 приложения 3) в случае установки газовых баллонов на крыше не обеспечивается

8.4 Производитель работ по внесению изменений в конструкцию ТС должен представить:

а) заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия:

1) на отдельные элементы оборудования по [8] или [7],

2) на тип газобаллонной системы в целом для соответствующего семейства ТС - по части II [7] (при использовании сжиженного природного газа) или по [6] (при использовании сжатого (компримированного) природного газа или сжиженного нефтяного газа);

Экспертиза представленной документации

-

Отсутствуют:

а) заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия:

1) на отдельные элементы оборудования - по [8] или [7],

2) на тип газобаллонной системы в целом для соответствующего семейства ТС - по части II [7] (при использовании сжиженного природного газа) или по [6] (при использовании сжатого (компримированного) природного газа или сжиженного нефтяного газа);

б) декларацию производителя работ по внесению изменений в конструкцию ТС о выполнении работ в соответствии с установленными правилами, проверке герметичности и опрессовке системы питания, о проведении периодических испытаний оборудования для питания двигателя газообразным топливом и о соответствии предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах ТС - по [2] (приложение 8).

Примечание - В отношении ТС экологических классов 0, 1 и 2 применяют [9], включая дополнение 1, в отношении ТС других экологических классов применяют [9], включая дополнения 1-4.

б) декларация производителя работ по внесению изменений в конструкцию ТС о выполнении работ в соответствии с установленными правилами, проверке герметичности и опрессовке системы питания, о проведении периодических испытаний оборудования для питания двигателя газообразным топливом и о соответствии предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах ТС - по [2] (приложение 8)

9 Замена (установка) устройств освещения и световой сигнализации или внесение изменений в их конструкцию, включая изменение класса источников света в фарах

9.1 На устройства освещения и световой сигнализации, предназначенные для установки на ТС, должно быть выдано сообщение об официальном утверждении по Правилам ООН, применяемым в отношении устройств освещения и световой сигнализации и источников света в них или заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии указанным Правилам ООН

Экспертиза представленной документации

-

Отсутствует сообщение об официальном утверждении по Правилам ООН, применяемым в отношении устройств освещения и световой сигнализации и источников света в них и/или заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии указанным Правилам ООН

9.2 При необходимости замены предусмотренного конструкцией ТС источника света на источник света того же класса с иными фотометрическими характеристиками либо иного класса такая замена может быть проведена только совместно со световым модулем, соответствующим заменяемому источнику света, либо фары в сборе. Не допускается установка нештатных световых модулей в случае, если освещающая поверхность рассеивателя в зоне прохождения пучка света нештатного светового модуля имеет оптические элементы, участвующие в формировании пучка света.

Экспертиза представленной документации

-

Установлены нештатные световые модули.

Отсутствует заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии Правилам ООН, применяемым в отношении соответствующих типов фар и источников света, фотометрических параметров фары с замененными источниками света и световыми модулями

В случае изменения класса источника света необходимо заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии Правилам ООН, применяемым в отношении соответствующих типов фар и источников света, фотометрических параметров фары с замененными источниками света и световыми модулями

9.3 В случае установки оптических элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями [3], подтверждение этого соответствия должно быть произведено путем проверки фотометрических параметров фары согласно требованиям Правил ООН, применяемым в отношении данных фар

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8.20 приложения А)

-

Не соответствует требованиям ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8.20 приложения А)

9.4 При установке на ТС не предусмотренных его конструкцией устройств освещения и световой сигнализации, а также изменении конструкции фар (изменении класса источника света в них) должны быть выполнены (с учетом категории ТС) требования [3], [10], [11], [2] (пункт 1 приложения 3)

Экспертиза конструкции.

Визуальный контроль.

Функциональная проверка.

Линейные измерения.

Определение для каждой фары направления световых лучей и силы света с использованием прибора для регулировки фар или светового экрана

Рулетка, прибор для проверки и регулировки фар

Не выполнены (с учетом категории ТС) требования [3], [10], [11], [2] (пункт 1 приложения 3)

10 Переоборудо-

вание ТС для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими

10.1 Не допускается переоборудование находящихся в эксплуатации ТС, не оснащенных антиблокировочной тормозной системой

Экспертиза документации.

Визуальный контроль

-

ТС не оснащено АБС.

Не выполнены технические требования 10.3

возможностями

10.2 В отношении ТС, предназначенных для лиц с ограниченными физическими возможностями, применяют все требования [2] для соответствующей категории ТС. Особенности применения требований к эффективности тормозных систем установлены в 10.3

10.3 При проверке эффективности рабочей и запасной тормозных систем усилие на ручном органе управления рабочей тормозной системы должно быть от 65 до 275 Н, при этом рабочий ход органа управления должен быть в сторону от водителя.

Испытания на стенде или (при невозможности их проведения по техническим причинам) дорожные испытания при помощи деселерометра.

Динамометр.

Роликовый стенд для проверки тормозных систем ТС или прибор для проверки эффективности тормозных систем ТС в

Результаты испытаний отсутствуют

При превышении величины усилия на ручном органе управления проводят дополнительные испытания с начальной скоростью торможения менее 80 км/ч, и определяется максимальная начальная скорость с заданной эффективностью торможения, при которой усилие на ручном органе управления не превысит 275 Н. Эта скорость должна быть установлена как максимальная разрешенная скорость ТС.

Дорожные испытания проводят на сухом, ровном, горизонтальном участке с цементобетонным или асфальто-

бетонным покрытием

дорожных условиях

В руководство по эксплуатации ТС вносится предупреждение о недопустимости превышения максимальной разрешенной скорости в связи с возможным возрастанием усилия на органе управления рабочей тормозной системой, которое может быть не реализовано водителем с ограниченными физическими возможностями

10.4 Органы управления, адаптированные для лиц с ограниченными физическими возможностями:

- должны обеспечивать удобство доступа в салон ТС и на рабочее место водителя;

- должны иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;

Экспертиза конструкции.

Функциональная проверка

-

Органы управления, адаптированные для лиц с ограниченными физическими возможностями:

- не обеспечивают удобство доступа в салон ТС и на рабочее место водителя;

- не имеют возможности регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;

- должны соответствовать требованиям [12] и [5] в отношении травмобезопасности;

- не должны мешать друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении управляющих воздействий;

- не должны препятствовать возможности управлять ТС при помощи штатных органов управления (при наличии);

- не должны ухудшать доступность и удобство пользования другими органами управления ТС

- не соответствуют требованиям [12] и [5] в отношении травмобезопасности;

- мешают друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении управляющих воздействий;

- препятствуют возможности управлять ТС при помощи штатных органов управления (при наличии);

- ухудшают доступность и удобство пользования другими органами управления ТС

10.5 Рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих воздействий

Функциональная проверка

-

Рабочий ход органов управления не обеспечивает неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих воздействий

10.6 Привод органов управления должен обеспечивать надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов

Функциональная проверка

-

Привод органов управления не обеспечивает надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов

10.7 Усилие на ручном органе управления скоростью движения ТС не должно превышать 35 Н

Испытания с помощью динамометра

Динамометр

Усилие на ручном органе управления скоростью движения ТС превышает 35 Н

11 Переоборудование ТС под автомобиль скорой медицинской помощи

Заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии требованиям [2] (пункт 1.6)

Анализ документации

-

Отсутствует заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии требованиям [2] (пункт 1.6)

12 Установка тягово-сцепного устройства для эксплуатации ТС с прицепом (кроме седельно-сцепного устройства)

12.1 Возможность эксплуатации ТС с прицепом должна быть отражена в одобрении типа ТС (ОТТС).

В случае отсутствия ОТТС применяют информацию о допустимой массе автопоезда на идентификационной табличке конечного изготовителя. В случае отсутствия таких данных - протокол аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с требованиями к ТС, которые допускаются к буксировке прицепа [13]

Экспертиза документации

-

Возможность эксплуатации ТС с прицепом не отражена в ОТТС.

Отсутствует информация о допустимой массе автопоезда на идентификационной табличке конечного изготовителя.

Отсутствует протокол аккредитованной испытательной лаборатории

12.2 Тягово-сцепное устройство должно надежно крепиться к раме или несущему кузову ТС в соответствии с инструкцией изготовителя тягово-

сцепного устройства или изготовителя ТС

Визуальный контроль, экспертиза документации

-

Тягово-сцепное устройство закреплено ненадежно и не в соответствии с инструкцией изготовителя тягово-

сцепного устройства или изготовителя ТС

12.3 Должны быть предоставлены:

- заверенная изготовителем, поставщиком или продавцом копия сертификата соответствия по [14]
;

- паспорт на тягово-сцепное устройство (при наличии)

Экспертиза документации

-

Отсутствуют:

- заверенная изготовителем, поставщиком или продавцом копия сертификата соответствия по

[14]
;

- паспорт на тягово-

сцепное устройство (при наличии)

13 Внесение изменений в конструкцию ТС категории
или
, в результате которого происходит изменение категории ТС на

13.1 Максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

или N, а также изменение конструкции
, в результате которого происходит изменение категории на N

13.2 Сиденья водителя и пассажиров должны быть оснащены ремнями безопасности. Минимальные требования к типам ремней и к местам их креплений должны соответствовать категории ТС после внесения изменений

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.3 приложения А)

-

Сиденья водителя и пассажиров не оснащены ремнями безопасности и/или не выполнены минимальные требования к типам ремней и к местам их креплений для категории ТС после внесения изменений

13.3 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

14 Установка воздухозаборника двигателя "шноркеля"

14.1 Воздухозаборник не должен иметь травмоопасных выступов (применяют требования [15] или [14])

Линейные измерения

Комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Воздухозаборник имеет травмоопасные выступы (применяют требования [15] или [14])

14.2 Водитель, управляющий ТС, должен иметь возможность беспрепятственно видеть дорогу впереди себя, а также иметь обзор справа и слева от ТС

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.11.1 приложения А)

-

Водитель, управляющий ТС, не имеет возможность беспрепятственно видеть дорогу впереди себя и не имеет обзора справа и слева от ТС

15 Установка защиты переднего/

заднего бамперов (устройств, устанавливаемых в нижней части для защиты от

15.1 Защиты переднего/заднего бамперов не должны иметь травмоопасных выступов (применяют требования [15] или [4])

Экспертиза документации

-

Защиты переднего/заднего бамперов имеют травмоопасные выступы (применяют требования [15] или [4])

повреждений при контакте с дорогой)

15.2 Должны быть выполнены требования в отношении углов видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и световой сигнализации

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Не выполнены требования ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

15.3 Устройства не должны перекрывать государственный регистрационный знак

Визуальный контроль

-

Устройства не должны перекрывать государственный регистрационный знак

15.4 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

Рулетка, угломер

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

15.5 Для ТС категорий
и
должно быть обеспечено выполнение требований в отношении конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции ТС на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками (в соответствии с пунктом 1 [2])

Визуальный контроль, линейные измерения

Рулетка, отвес

Для ТС категорий
и
не обеспечено выполнение требований в отношении конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции ТС на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками

16 Установка спойлеров, обтекателей, дефлекторов и пр.

Устанавливаемое оборудование не должно иметь или создавать травмоопасных выступов (применяют требования [15] или [4])

Линейные измерения

Рулетка, комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Устанавливаемое оборудование имеет или создает травмоопасные выступы (применяют требования [15] или [4])

17 Установка спойлеров, багажников и спальных мест на крышу грузовых автомобилей

17.1 Устанавливаемое оборудование не должно иметь или создавать травмоопасных выступов (применяют требования [4])

Линейные измерения

Рулетка, комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Устанавливаемое оборудование имеет или создает травмоопасные выступы (применяют требования [4])

17.2 Способы установки не должны снижать прочностные характеристики крыши

Визуальный контроль, анализ конструкции

-

Способы установки снижают прочностные характеристики крыши

18 Установка холодильного оборудования

18.1 Максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

18.2 Габаритная ширина установленного холодильного оборудования не должна превышать ширину штатного фургона

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина установленного холодильного оборудования превышает ширину штатного фургона

18.3 Высота ТС с установленным холодильным оборудованием не должна превышать 4 м

Линейные измерения

Рулетка

Высота ТС с установленным холодильным оборудованием превышает 4 м

18.4 Холодильное оборудование должно быть надежно прикреплено к силовым элементам кузова в соответствии с инструкцией по установке

Функциональная проверка

-

Холодильное оборудование не закреплено и/или закреплено ненадежно к силовым элементам кузова в соответствии с инструкцией по установке

18.5 В составе холодильного оборудования не допускается наличие озоноразрушающих веществ и материалов, перечень которых утвержден комиссией Таможенного Союза

Визуальный контроль, экспертиза документации

-

В составе холодильного оборудования присутствуют озоноразрушающие вещества и материалы

19 Установка бампера, не предусмотренного штатной комплектацией

19.1 Бампер должен быть сертифицирован в составе типа ТС, на который производится его установка

Экспертиза документации

-

Отсутствует сертификат на бампер

(конструкцией) автомобиля

19.2 При установке бамперов должны быть выполнены требования в отношении видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и сигнализации ТС

Визуальный контроль, линейные и угловые измерения

Рулетка, угломер

При установке бамперов невозможно выполнение требований в отношении видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и сигнализации ТС

19.3 Должны быть представлены заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия по [15] или [4]
;

Экспертиза документации

-

Отсутствуют сертификаты

20 Демонтаж устройств ручного управления ТС для

20.1 Органы управления должны быть приведены в штатное состояние

Визуальный контроль

-

Органы управления не приведены в штатное состояние

лиц с ограниченными возможностями

20.2 Должна быть исключена возможность использования органов управления нештатным методом

Визуальный контроль

-

Не исключена возможность использования органов управления нештатным методом

21 Переоборудо-

вание ТС в учебное

21.1 Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов должны обеспечивать удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора)

Функциональная проверка

-

Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов не обеспечивают удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора)

21.2 Дублирующие органы управления не должны препятствовать управлению учебным автомобилем с помощью штатных органов управления

Функциональная проверка

-

Дублирующие органы управления препятствуют управлению учебным автомобилем с помощью штатных органов управления

21.3 Конструкция приводов дублирующих органов управления не должна изменять расположение штатных органов управления ТС

Визуальный контроль, экспертиза документации, линейные и угловые измерения по [16]

Рулетка, угломер, механизм 3D

Конструкция приводов дублирующих органов управления изменяет расположение штатных органов управления ТС

21.4 Конструкция и исполнение приводов должны обеспечивать надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов

Функциональная проверка

-

Конструкция и исполнение приводов не обеспечивают надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов

21.5 Дублирующие органы управления должны быть расположены относительно сиденья переднего пассажира аналогично расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя

Визуальный контроль

-

Дублирующие органы управления расположены не аналогично относительно сиденья переднего пассажира расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя

21.6 Левая нога инструктора в нерабочем положении должна иметь возможность опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления

Функциональная проверка

-

Левая нога инструктора в нерабочем положении не имеет возможности опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления

21.7 На учебном автомобиле должна быть обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами ТС

Функциональная проверка

-

На учебном автомобиле не обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами ТС

21.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления, и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления

Функциональная проверка

-

При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие передается на дублирующие органы управления, и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие не передается на штатные органы управления

21.9 После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления не должны уменьшаться

Функциональная проверка

-

После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления уменьшаются

21.10 Рабочие перемещения дублирующих органов управления должны быть не менее рабочих перемещений штатных органов управления

Функциональная проверка, линейные измерения

Рулетка

Рабочие перемещения дублирующих органов управления менее рабочих перемещений штатных органов управления

21.11 Максимальное усилие на дублирующей педали привода тормоза при полном рабочем ходе должно быть не более:

- 50 даН - для учебных автомобилей категории
;
- 70 даН - для учебных автомобилей категорий
,
,
,
,

Измерение усилий

Динамометр

Максимальное усилие на дублирующей педали привода тормоза при полном рабочем ходе превышает допустимое

21.12 Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза должна соответствовать [13] или [17]

Проверка эффективности по [13] или [17]

Дорожные испытания

Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза не соответствует [13] или [17]

21.13 Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе должно быть не более 5 даН для учебных автомобилей

Измерение усилий

Динамометр

Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе превышает допустимое

21.14 При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории
должен соответствовать [5]

Визуальный контроль, линейные измерения

Линейка, радиусные шаблоны

При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории
не соответствует требованиям [5] в отношении травмобезопасности

21.15 Установка дублирующих органов управления не должна нарушать соответствие учебного автомобиля по ГОСТ 33988

Проверка в соответствии с ГОСТ 33988

-

Установка дублирующих органов управления нарушает соответствие учебного автомобиля по ГОСТ 33988

21.16 Если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора, эти средства обзора не должны нарушать соответствие учебного автомобиля по ГОСТ 33988, [18]

Проверка в соответствии с ГОСТ 33988, [18]

-

Если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора, эти средства обзора нарушают соответствие учебного автомобиля по ГОСТ 33988, [18]

22 Замена двигателя

22.1 Мощность или крутящий момент устанавливаемого двигателя не должны превышать 25% от самого мощного двигателя, предусмотренного типом ТС, либо от штатного двигателя (при отсутствии ОТТС)

Экспертиза документации

-

Мощность или крутящий момент устанавливаемого двигателя превышает 25% от самого мощного двигателя, предусмотренного типом ТС, либо от штатного двигателя (при отсутствии ОТТС)

22.2 Двигатель должен быть предназначен для типа ТС, на которое он устанавливается

Экспертиза документации

-

Двигатель не предназначен для типа ТС, на которое устанавливается

22.3 Двигатель должен быть сертифицирован для применения в составе данного типа ТС

Экспертиза документации

-

Двигатель не сертифицирован для применения в составе данного типа ТС

22.4 При установке бывшего в употреблении двигателя должны быть представлены документы о его происхождении, содержащие сведения об его экологическом классе и мощностных характеристиках

Экспертиза документации

-

Не предоставлены документы о происхождении двигателя, содержащие сведения об его экологическом классе и мощностных характеристиках

22.5 Допускается установка двигателя того же экологического класса, что и штатный двигатель, или выше

Экспертиза документации

-

Вновь устанавливаемый двигатель ниже экологического класса, чем штатный

22.6 Устанавливаемый двигатель по массогабаритным показателям должен соответствовать двигателю, предусмотренному типом ТС, либо штатному двигателю (при отсутствии ОТТС)

Экспертиза документации

-

Устанавливаемый двигатель по массогабаритным показателям не соответствует штатному

22.7 Увеличение экологического класса производится только по результатам испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории по [19] или [9]

Экспертиза документации

-

Отсутствует заключение по результатам испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории по [19] или [9]

22.8 Изменение экологического класса в сторону ухудшения недопустимо

Экспертиза документации

-

Экологический класс изменяется в сторону ухудшения

22.9 Внесение изменений в систему управления двигателем, в т.ч. в программный код, возможно только при проведении испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории

Проведение испытаний по измерению уровня выбросов в соответствии с [19] или [9] (в зависимости от категории ТС) и [20]

-

Отсутствуют результаты испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории

22.10 Должны выполняться требования к вредным выбросам и шуму ТС в соответствии с [2] (раздел 9 приложения 8)

Измерения в соответствии с принятыми методиками применяемого оборудования

Сканер системы бортовой диагностики, шумомер, газоанализатор, дымомер

Требования к вредным выбросам и шуму ТС в соответствии с [2] (раздел 9 приложения 8) не выполнены

23 Переоборудование в самосвал

23.1 Максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

23.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м, а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м, а высота превышает 4,0 м

23.3 Габаритная длина основания смонтированной самосвальной платформы (надрамника) не должна превышать монтажной длины рамы ТС

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная длина основания смонтированной самосвальной платформы (надрамника) превышает монтажную длину рамы ТС

23.4 Гидравлический привод должен иметь масляный бак (бак гидравлической жидкости), оснащенный заправочным отверстием с фильтром, клапаном, выравнивающим давление воздуха, указателем уровня, магнитным фильтром

Визуальный контроль

-

Отсутствует гидропривод

23.5 Баки, в которых при работе может возникать избыточное давление, превышающее 0,07 МПа, должны быть оснащены предохранительным клапаном, а также устройством, исключающим возможность открывания заправочного или очистительного отверстий бака при наличии в нем избыточного давления. Давление в баке должно быть указано вблизи заправочного отверстия

Визуальный контроль, экспертиза конструкции

-

Отсутствует предохранительный клапан, а также устройство, исключающее возможность открывания заправочного или очистительного отверстий бака при наличии в нем избыточного давления

23.6 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

23.7 Компоненты гидравлической системы, являющиеся объектами технического регулирования, должны иметь сертификаты соответствия

Экспертиза документации

-

Компоненты гидравлической системы, являющиеся объектами технического регулирования, не имеют сертификатов и отсутствует маркировка единым знаком обращения на рынке

23.8 При уменьшении длины рамы в заднем свесе должна быть запрещена эксплуатация ТС с прицепом

Анализ конструкции

-

Нет записи о запрете эксплуатации с прицепом

23.9 Должна быть установлена дополнительная поперечина для гидроцилиндра, изготовленная производителем оборудования или базового ТС

Анализ конструкции

-

Не установлена поперечина для гидроцилиндра

24 Переоборудование ТС в автоэвакуатор

24.1 Максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

24.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м, а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м, а высота превышает 4,0 м

24.3 Гидравлический привод (при наличии) должен иметь масляный бак (бак гидравлической жидкости), оснащенный заправочным отверстием с фильтром, клапаном, выравнивающим давление воздуха, указателем уровня, магнитным фильтром

Визуальный контроль

-

Отсутствие одного из указанных элементов

24.4 Баки, в которых при работе может возникать избыточное давление, превышающее 0,07 МПа, должны быть оснащены предохранительным клапаном, а также устройством, исключающим возможность открывания заправочного или очистительного отверстий бака при наличии в нем избыточного давления. Давление в баке должно быть указано вблизи заправочного отверстия

Визуальный контроль

-

Отсутствие одного из указанных элементов и/или надписи, указывающих величину избыточного давления

24.5 Автоэвакуатор должен быть оборудован проблесковыми маячками оранжевого цвета в соответствии с [11]

Визуальный контроль, экспертиза документации

-

Отсутствует проблесковый маячок оранжевого цвета в соответствии с [11]

24.6 Эвакуаторная платформа должна быть надежно закреплена на раме автомобиля

Визуальный контроль

-

Эвакуаторная платформа не закреплена или закреплена ненадежно на раме автомобиля

24.7 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

Визуальный контроль

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

24.8 Компоненты гидравлической системы, являющиеся объектами технического регулирования, должны иметь сертификаты соответствия

Экспертиза документации

-

Компоненты гидравлической системы, являющиеся объектами технического регулирования, не имеют сертификатов; отсутствует маркировка единым знаком обращения на рынке

24.9 Гидрооборудование автоэвакуатора в случае его установки должно соответствовать требованиям [2] (пункт 2.2 приложения 3)

Экспертиза конструкции

-

Гидрооборудование автоэвакуатора в случае его установки не соответствует требованиям [2] (пункт 2.2 приложения 3)

25 Установка порогов-подножек

25.1 Установленные пороги-подножки не должны иметь травмоопасных выступов в соответствии с требованиями [4] или [15]

Линейные измерения

Комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Установленные пороги-подножки имеют травмоопасные выступы в соответствии с требованиями [4] или [15]

25.2 Пороги-подножки должны быть надежно прикреплены к раме или несущему кузову ТС

Визуальный контроль

-

Пороги-подножки не закреплены либо прикреплены ненадежно к раме или несущему кузову ТС

26 Установка кронштейна крепления запасного колеса на ТС категорий
и

26.1 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

26.2 Должны быть выполнены требования в отношении углов видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и световой сигнализации

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Требования ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А) не выполнены

26.3 Кронштейн крепления запасного колеса с установленным на нем запасным колесом не должны перекрывать государственный регистрационный знак

Визуальный контроль

-

Кронштейн крепления запасного колеса с установленным на нем запасным колесом перекрывает государственный регистрационный знак

26.4 Кронштейн крепления запасного колеса должен быть надежно прикреплен к раме или несущему кузову ТС

Визуальный контроль

-

Кронштейн крепления запасного колеса не закреплен либо прикреплен ненадежно к раме или несущему кузову ТС

26.5 Кронштейн крепления запасного колеса с установленным запасным колесом не должны ухудшать обзорность через зеркала заднего вида

Визуальный контроль

-

Кронштейн крепления запасного колеса с установленным запасным колесом ухудшает обзорность через зеркала заднего вида

26.6 Кронштейн крепления запасного колеса с установленным запасным колесом не должны увеличивать габаритную ширину ТС

Линейные измерения

Рулетка

Кронштейн крепления запасного колеса с установленным запасным колесом увеличивает габаритную ширину ТС

27 Установка лебедки для самовытаскивания

27.1 Лебедка не должна выступать за переднюю плоскость переднего бампера. Допускается выступание лебедки в том случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом

Визуальный контроль

-

Лебедка выступает за переднюю плоскость переднего бампера, и при движении ТС она не закрыта защитным элементом

27.2 Лебедка должна быть надежно прикреплена к раме или несущему кузову ТС

Визуальный контроль

-

Лебедка не закреплена либо прикреплена ненадежно к раме или несущему кузову ТС

28 Установка колес размерности, не предусмотренной заводом-

изготовителем в эксплуатационной документации

28.1 Подтверждение соответствия при установке колес размерности, не предусмотренными заводом-изготовителем в эксплуатационной документации, осуществляют путем проведения испытаний в условиях аккредитованной испытательной лаборатории [применяют требования [13] и [2] (пункт 4 приложения 3)]

Визуальный контроль, контроль эксплуатационной документации

-

Отсутствуют протоколы испытаний в условиях аккредитованной испытательной лаборатории [применяют требования [13] и [2] (пункт 4 приложения 3)]

28.2 Оценка соответствия требованиям к спидометрам

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.2 приложения А)

Прибор "путь-

скорость-

время" или аналогичный

Показания не соответствуют требованиям ГОСТ 33670-2015 (пункт А.2 приложения А)

29 Установка расширителей колесных арок

Расширители колесных арок не должны иметь травмоопасных выступов (применяют требования [4] или [15])

Линейные измерения

Комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Расширители колесных арок имеют травмоопасные выступы (применяют требования [4] или [15])

30 Установка на задней стенке лестницы для обеспечения доступа к багажнику

30.1 При установке лестницы должно быть обеспечено выполнение требований в отношении видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и сигнализации ТС

Визуальный контроль, линейные измерения

Рулетка, угломер

При установке лестницы не обеспечено выполнение требований в отношении видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и сигнализации ТС

30.2 Лестница должна быть надежно прикреплена к кузову ТС крепежными элементами

Визуальный контроль

-

Лестница не закреплена или прикреплена ненадежно к кузову ТС крепежными элементами

30.3 Лестницы не должны иметь или создавать травмоопасных выступов (применяют требования [4] или [15] в соответствии с их областью применения)

Линейные измерения

Комплект радиусных шаблонов 2,5; 3,2 и 5,0 мм

Лестницы имеют или создают травмоопасные выступы (применяют требования [4] или [15])

30.4 Установка на задней стенке лестницы для обеспечения доступа к багажнику не должна ухудшать обзорность через зеркала заднего вида

Визуальный контроль

-

Установка на задней стенке лестницы для обеспечения доступа к багажнику ухудшает обзорность через зеркала заднего вида

30.5 Должны быть выполнены требования в отношении углов видимости государственного регистрационного знака, устройств освещения и световой сигнализации

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункты А.1 и А.8 приложения А)

-

Требования ГОСТ 33670-2015 (пункты А.1 и А.8 приложения А) не выполнены

30.6 Лестница не должна перекрывать видимость государственного регистрационного знака

Визуальный контроль

-

Лестница перекрывает видимость государственного регистрационного знака

30.7 Установка лестницы не должна приводить к увеличению габаритной ширины ТС

Визуальный контроль

-

Установка лестницы привела к увеличению габаритной ширины ТС

31 Установка кран-

манипуляторной установки

31.1 Максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

31.2 Габаритная ширина не должна превышать 2,55 м с аутригерами в транспортном положении, а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

31.3 Кран-манипулятор должен быть надежно закреплен на раме автомобиля

Визуальный контроль

-

Кран-манипулятор не закреплен или закреплен ненадежно на раме автомобиля

31.4 Должны быть выполнены требования в отношении углов видимости государственного регистрационного знака

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.1 приложения А)

-

Требования ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А) не выполнены

31.5 Должны быть выполнены требования в отношении задних противоподкатных защитных устройств по [21]

Визуальный контроль

-

Требования в отношении задних противоподкатных защитных устройств по [21] не выполнены

31.6 Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака должны соответствовать [3]

В соответствии с ГОСТ 33670-2015 (пункт А.8 приложения А)

-

Место расположения и установка задних внешних световых приборов и приборов освещения заднего государственного регистрационного знака не соответствуют [3]

31.7 При изменении габаритной длины ТС необходимо соблюдать требования ГОСТ 33987-2016 (пункт В.1.1)

Испытания на специальной площадке

-

Отсутствует протокол испытаний

32 Установка защитных дуг мотоциклов

32.1 Защитные дуги мотоциклов должны быть сертифицированы для применения в составе типа ТС, на которое их устанавливают

Экспертиза документации

-

Отсутствуют сертификаты

32.2 Защитные дуги мотоциклов должны соответствовать по конструкции и местам крепления конструкции мотоциклов

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

Защитные дуги мотоциклов не соответствуют по конструкции и местам крепления конструкции мотоциклов

32.3 Должны быть представлены заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия

Экспертиза документации

-

Отсутствуют сертификаты на защитные дуги и маркировка единым знаком обращения на рынке

33 Установка на грузовые бортовые автомобили и бортовые прицепы несъемных

33.1 Габаритная ширина ТС не должна превышать 2,55 м, а высота - 4,0 м

Линейные измерения

Рулетка

Габаритная ширина превышает 2,55 м.

Габаритная высота превышает 4,0 м

надставных бортов

33.2 Несъемные надставные борта должны быть надежно закреплены стандартными крепежными деталями или с помощью сварных соединений

Экспертиза конструкции

-

Несъемные надставные борта не закреплены или закреплены ненадежно

34 Дооборудование ТС для перевозки опасных грузов

34.1 Автомобили для перевозки опасных грузов должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных ТС должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

На ТС, подлежащем оснащению аппаратурой спутниковой навигации, такое оборудование отсутствует, а также отсутствует конструктивная возможность для установки указанного оборудования

34.2 ТС должно быть оснащено антиблокировочной системой тормозов.

На ТС должен быть установлен тахограф в соответствии с нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза

Экспертиза документации, испытания

Роликовый стенд для проверки тормозных систем ТС

АБС отсутствует.

На ТС отсутствует тахограф. При этом не предусмотрено штатное место для его установки.

В случае наличия штатного места для установки тахографа отсутствуют крепления тахографа либо не предусмотрена подача энергопитания на тахограф

34.3 На автомобиле должно быть установлено устройство ограничения скорости (далее - УОС) в соответствии с [22].

Должны быть представлены заверенные изготовителем, поставщиком или продавцом копии сертификатов соответствия на УОС по [22]

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

На ТС отсутствует УОС.

Отсутствует сертификат на УОС, выданный в установленном порядке.

Не предусмотрена подача питания на УОС

34.4 Заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии требованиям [2] (пункт 2.5 приложения 6 и пункты 20-22 приложения 8)

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

Отсутствует заключение аккредитованной испытательной лаборатории о соответствии требованиям [2] (пункт 2.5 приложения 6 и пункты 20-22 приложения 8)

35 Переоборудование ТС, ранее не предназначенных для перевозки опасных грузов, в ТС для перевозки опасных грузов класса EXII/EXIII

35.1 Автомобили для перевозки опасных грузов должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных ТС должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

На ТС, подлежащем оснащению аппаратурой спутниковой навигации, такое оборудование отсутствует, а также отсутствует конструктивная возможность для установки указанного оборудования

35.2 На ТС должен быть установлен тахограф в соответствии с нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза

Контроль документации, визуальный контроль

-

На ТС отсутствует тахограф. При этом не предусмотрено штатное место для его установки.

В случае наличия штатного места для установки тахографа отсутствуют крепления тахографа, либо не предусмотрена подача энергопитания на тахограф

35.3 ТС должно удовлетворять требованиям [23] (глава 9.3)

ТС не удовлетворяет требованиям [23] (глава 9.3)

36 Установки инструментального ящика на ТС категорий N и O

36.1 Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС

Измерение массы, экспертиза документации

Весы автомобильные

Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам и/или изменение координат центра масс превышает пределы, установленные изготовителем ТС

36.2 Инструментальный ящик должен быть надежно закреплен

Экспертиза документации, визуальный контроль

-

Инструментальный ящик закреплен ненадежно

36.3 При установке инструментального ящика на раме (в т.ч. под кузовом) должны выполняться требования [24] в отношении боковых защитных устройств

Экспертиза конструкции, линейные измерения

Рулетка

Требования [24] в отношении боковых защитных устройств не выполняются

Допускается применение измерительного оборудования с аналогичным классом точности, отличного от указанного.

В случае применения бывших в употреблении компонентов и при отсутствии сертификата соответствия в качестве подтверждения соответствия признается наличие маркировки единым знаком обращения на рынке.

6 Недопустимые изменения, вносимые в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации

6.1 Удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы.

6.2 Внесение изменений в конструкцию ТС категории
или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на
или
.

6.3 Замена штатного двигателя ТС на двигатель, по одному из следующих параметров - максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25% любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля.

6.4 Изменение класса (A, B, I, II, III) автобусов категории
и
.

6.5 Установка на ТС светоизлучающего оборудования, имеющего возможность работы во время движения ТС (за исключением опознавательного знака такси по ГОСТ Р 58287), а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС (за исключением специальных ТС).

7 Оборудование, применяемое для целей оценки соответствия изменений, вносимых в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации, и его основные характеристики

Оборудование, применяемое для оценки соответствия изменений, вносимых в конструкцию ТС, находящихся в эксплуатации, и его основные характеристики - по ГОСТ 33670.

Библиография

[1]

ECE/TRANS/WP.29/78/Rev.6

Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3)

[2]

Технический регламент

Таможенного союза

ТР ТС 018/2011

О безопасности колесных транспортных средств

[3]

Правила ООН N 48

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

[4]

Правила ООН N 61

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств неиндивидуального пользования в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины

[5]

Правила ООН N 21

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования

[6]

Правила ООН N 115

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Специальных модифицированных систем СНГ (сжиженный нефтяной газ), предназначенных для установки на механических транспортных средствах, в двигателях которых используется СНГ;

II. Специальных модифицированных систем КПГ (компримированный природный газ), предназначенных для установки на механических транспортных средствах, в двигателях которых используется КПГ

[7]

Правила ООН N 110

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Элементов специального оборудования механических транспортных средств, двигатели которых работают на компримированном природном газе (КПГ) и/или сжиженном природном газе (СПГ);

II. Транспортных средств в отношении установки элементов специального оборудования официально утвержденного типа для использования в их двигателях компримированного природного газа (КПГ) и/или сжиженного природного газа (СПГ)

[8]

Правила ООН N 67-01

Единообразные предписания, касающиеся:

I. Официального утверждения специального оборудования транспортных средств категорий M и N, двигатели которых работают на сжиженном нефтяном газе;

II. Официального утверждения транспортных средств категорий M и N, оснащенных специальным оборудованием для использования сжиженного нефтяного газа в качестве топлива, в отношении установки такого оборудования

[9]

Правила ООН N 83

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

[10]

Правила ООН N 53

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории
в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

[11]

Правила ООН N 65

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней, устанавливаемых на механических транспортных средствах и их прицепах

[12]

Правила ООН N 12

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления

[13]

Правила ООН N 13

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения

[14]

Правила ООН N 25

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических деталей сцепных устройств составов транспортных средств

[15]

Правила ООН N 26

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов

[16]

Правила ООН N 35

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении размещения педалей управления

[17]

Правила ООН N 13-Н

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения

[18]

Правила ООН N 46

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств непрямого обзора и механических транспортных средств в отношении установки этих устройств

[19]

Правила ООН N 49

Единообразные предписания, касающиеся подлежащих принятию мер по ограничению выбросов загрязняющих газообразных веществ и взвешенных частиц из двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для использования на транспортных средствах, а также выбросов загрязняющих газообразных веществ из двигателей с принудительным зажиганием, работающих на природном газе или сжиженном нефтяном газе и предназначенных для использования на транспортных средствах

[20]

Правила ООН N 85

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий M и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги

[21]

Правила ООН N 58

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Задних противоподкатных защитных устройств (ЗПЗУ)

II. Транспортных средств в отношении установки ЗПЗУ официально утвержденного типа

III. Транспортных средств в отношении их задней противоподкатной защиты (ЗПЗ)

[22]

Правила ООН N 89

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости;

II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения скорости (УОС) официально утвержденного типа;

III. Устройства ограничения скорости (УОС)

[23]

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

[24]

Правила ООН N 73

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Транспортных средств в отношении их боковых защитных устройств (БЗУ)

II. Боковых защитных устройств (БЗУ)

III. Транспортных средств в отношении установки БЗУ, официально утвержденных по типу конструкции на основании части II настоящих Правил

УДК 656.091.44:006.354

ОКС 43.020

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, технические требования, технический контроль, методы испытаний