ГОСТ 28070-89 Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний

Обложка ГОСТ 28070-89 Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний
Обозначение
ГОСТ 28070-89
Наименование
Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний
Статус
Утратил силу в РФ
Дата введения
1990.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
43.020

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ, АВТОБУСЫ

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 28070—89

Издание официальное

5 коп. БЗ 3—89/265


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

УДК 658.382 : 629.1.07 : 006.354 Группа Д29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ, АВТОБУСЫ

гост

28070-89


Обзорность с места водителя.

Общие технические требования. Методы испытаний

Passenger cars, trucks and buses. Visibility from the driver’s seat. General technical requirements. Test methods

ОКП 45 1000

Срок действия с 01.01.90 до 01.01.95

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на легковые и грузовые автомобили, автобусы, в том числе троллейбусы (далее — автомобили) и устанавливает общие технические требования и методы испытаний в части передней обзорности с места водителя.

Стандарт не распространяется на легковые автомобили высшего класса, грузовые автомобили с двумя, тремя и одной одноместной кабиной, автобусы, спроектированные на шасси грузовых автомобилей, карьерные самосвалы и автомобили многоцелевого назначения. Для автомобилей исполнения Т и ХЛ по ГОСТ 15150 допускаются изменения значений показателей обзорности, указанные в техническом задании.

Принятые в стандарте термины и их пояснения приведены в приложении 1.

  • 1. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    • 1.1. Передняя обзорность определяется размерами и расположением зон ветрового стекла А, В, С, степенью их очистки, размерами непросматриваемых зон и зоной боковой обзорности вниз (черт. 1—8 и приложение 2).

    • 1.2. Значения углов, определяющих размеры и расположение зон А, В, С, приведены в табл. 1, 2.

      • 1.2.1. Расстояние между линиями, ограничивающими прозрачную часть ветрового стекла и зону В, должно быть не менее 25 мм.

      • 1.2.2. Через зоны А и В не допускается попадание в поле зре-

Издание официальное

★ ния водителя непрозрачных элементов, за исключением: средней и боковых разделительных стоек переднего окна (при составном ветровом стекле), рулевого колеса, деталей стеклоочистителей, зеркал заднего вида, наружных радиоантенн.

  • 1.3. Требования к степени очистки зон приведены в табл. 3.

  • 1.4. Угловые величины непросматриваемых зон из автомобилей представлены в табл. 1, 2.

  • 1.5. В зоне обзорности вниз через боковые окна кабины не должно быть непросматриваемых зон, за исключением зон, образуемых стойками переднего окна, рамками вентиляционных форточек, зеркалами заднего вида, наружными радиоантеннами.

  • 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    • 2.1. Для определения соответствия показателей передней обзорности автомобиля требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные.

      • 2.1.1. Координаты не менее трех контрольных мест автомобиля относительно опорной поверхности дороги и системы координат, используемой при проектировании и изображенной на черт. 2.

Расположение нормативных зон

Черт. 1

Таблица I

Размеры зон для легковых автомобилей

Габаритная наружная ширина автомобиля, мы

Зоны

Нормативные углы, не менее

Углы непросмат-риваемых зон. создаваемые бо-новыми стойками переднего окна, не более

вверх

вниз

влево

вправо

До

1500 включ. (и для ав-

А

+

томобнлсй с откидывающейся

В

17°

+

ветровой рамой)

С

13°

20°

Св.

1500 до 1600 включ.

А

+

В

18°

С

13е

20°

Св.

1600 до 1700 включ.

А

4-

В

19°

4"

С

13°

20°

Св.

1700

А

10°

+

В

10°

20°

4~

С

13"

20°

Таблица 2

Размеры зон для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов

Тип автомобиля

Зоны

Нормативные углы, не менее

Углы невро сматривае-мых зон, не более

вверх

вниз

влево

вправо

из-за боковой стойки

из-за сред ней стойки

Микроавтобус (вагонной

А

12°

12°

_

4-

компоновки)

В

12°

12°

20J

4"

10°

С

15°

22«

Микроавтобус (полукапот-

А

12°

4-

ной компоновки)

В

12°

20°

4”

10°

С

16°

22*

Автобус, троллейбус

А

10°

22°

—-

+

В

10°

22°

22°

4-

с

16е

20°

20’

Грузовой (при высоте точки

А

12°

11°

4-

R от поверхности дороги до

В

12°

11°

20°

4-

10°

1015 мм включ.)

с

7Э

15"

15°

Грузовой (при высоте точки

А

10°

4-

R от поверхности дороги св.

В

10°

19л

+

1015 до 1270 мм включ.)

С

15°

15°

Продолжение табл. 2

Тян автомобиля

Зоны

Нормативные углы, не менее

Углы нелро-сматривае-мых зон. ке более

вверх

вниз

влево

вправо

из-за боковой стойки

из-за средней стойки

Грузовой (при высоте точки

А

8Э

9>

+

R от поверхности дороги св.

В

19°

4-

1270 до 1525 мм включ.) с ка-

С

5Э

15°

15°

биной над двигателем

Грузовой (при высоте точки

А

7г

4-

R от поверхности дороги св.

В

19°

4-

1270 до 1525 мм включ.) с ка-

С

15°

15°

потной компоновкой

Грузовой (при высоте точки

А

11°

4-

R от поверхности дороги св.

В

11°

18°

4-

1525 мм) с кабиной над двига-

С

15°

15°

телем

Грузовой (при высоте точки

А

6s

10°

-L

1

R от поверхности дороги св.

В

10°

18э

4“

1525 мм) с капотной компонов-

С

15°

15°

кой

Примечание к табл. 1 и 2. Знак <—> означает, что левая граница зоны А должна превышать аналогичную границу зоны В не менее чем на 25 мм и ограничиваться левой боковой стойкой переднего окна.

Знак <-{-> означает, что правые границы зон Д и В должны определяться симметрично левым границам зон А и В относительно средней продольной плоскости автомобиля.

Таблица 3

Степень очистки зон автомобилей

Автомобиля легковые и грузовые. автобусы, троллейбусы

Нормативные зоны. %. не менее

А

в

С

Сплошное стекло

Составное стекло

Сплошное стекло

Составное стекло

Сплошное стекло

Выпускаемые

75

60

80

65

99

Выпускаемые

80

65

84

70

100

с 01.01.95

Примечание. Степень очистки нормативных зон автомобилей с откидывающейся ветровой рамой должна быть не менее: 65% — для зоны 4, 70% — для зоны В, 84% — для зоны С.

Черт. 2

Контрольные места на автомобилях, представляемых на испытание, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций.

  • 2.1.2. Координаты контрольных мест относительно поверхности дороги, указанных в п. 2.1.1, должны быть представлены для легкового автомобиля снаряженной массы с размещением на передних местах по 75,6 кг, имитирующих водителя и пассажира, или грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса полной массы.

  • 2.1.3. Координаты контрольной точки посадки 7? относительно системы координат, используемой при проектировании кузова автомобиля.

  • 2.1.4. Значения продольной регулировки и угла наклона спинки сиденья водителя, обеспечиваемые конструкцией сиденья и соответствующие нормальным условиям управления автомобилем.

  • 2.2. Точки V, Р, Е определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке посадки /?, направление осей X, У, Z которой совпадает с направлением осей X, У, Z системы координат, используемой при проектировании кузова автомобиля (черт. 2).

  • 2.3. Автомобиль (или кабина) должен быть горизонтально установлен по контрольным местам относительно опорной поверхности измерительной площадки.

    • 2.3.1. На установленном автомобиле (или кабине) должно быть определено положение фактической точки Н и проведено сравнение взаимного расположения контрольной точки посадки R и фактической точки Н по ГОСТ 20304.

    • 2.3.2. Координаты точек V и Р выбираются в соответствии с черт. 3, 4 и табл. 4, 5 в зависимости от величины наклона спинки и продольной регулировки сиденья, заданных предприятием-изготовителем при крайнем заднем положении сиденья, соответствующем нормальным условиям в отношении удобства управления автомобилем.

    • 2.3.3. Из точки Vi (черт. 3, 4) под заданным углом вверх (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зоны А, В, С сверху.

Из точки V2 под заданным углом вниз на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зоны А, В, С внизу.

Из точки Vi под заданным углом влево (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносится линия, ограничивающая зону В или С слева, до пересечения с верхней и нижней границами зон А и В.

Из точки Vi под заданным углом вправо (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зону С справа. Правая граница зоны В наносится на ветровое стекло симметрично левой границе относительно средней продольной плоскости автомобиля.

  • 2.3.4. Из точек Е]_6 (черт. 5) и Р, координаты которых приведены на черт. 2, 3, определяются угловые величины непросматри-ваемых зон, образуемых стойками переднего окна:

для левой стойки переднего окна из точек Е\ и Е2\

для средней стойки переднего окна из точек Е3 и Е4;

для правой стойки переднего окна из точек Е$ и Е$.

  • 2.3.5. Из точек К и V2 (черт. 6) определяются непросматрива-емые зоны через боковые окна кабины:

через точку проводится горизонтальная плоскость до пересечения со стеклами переднего и боковых окон;

Таблица 4

Значения величин ЛХ\ и AZ в зависимости от угла наклона спинки сиденья

Угол наклона спмяхя сиденья

ДХ|. мм

AZ, мм

Угол наклона спинки сиденья

ДХ(. мм

мм

— 186

28

23е

— 17

5

— 176

27

24°

— 9

2

— 167

27

25°

0

0

— 157

26

26^

9

— 3

9s

— 147

26

27°

17

— 5

Продолжение табл. 4

Угол наклона спинки сиденья

ДХь мм

Д2. мм

Угол наклона спинки сиденья

ДЛь мм

AZ, мм

10°

— 137

25

28°

26

— 8

11°

— 128

24

29°

34

— 11

12’

—118

23

30’

43

— 14

13°

—109

22

31°

51

— 17

14°

— 99

21

31°

59

—21

15®

— 90

20

33°

67

—24

16®

— 81

18

34"

76

—28

17°

— 71

17

35’

84

—31

18°

— 62

15

36°

92

—35

19’

— 53

13

37°

100

-39

20°

— 44

И

38’

107

—43

21°

— 35

9

39°

115

—47

22'

— 26

7

40’

123

—52

Примечание. ДХ| и д/— величины, характеризующие, соответственно продольное и вертикальное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от угла наклона его спинки.

Таблица 5

Значения ДХ2 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья

Продольная регулировка сиденья, мм

дх4

До 108

0

Св. 108 до 120 включ.

— 13

> 120 > 132 >

—22

> 132 » 145 »

—32

> 145 » 158 >

—42

Св. 158

—48

Примечание. ДХ2— величина, характеризующая продольное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от продольной регулировки сиденья.

через точку V2 проводятся плоскости под углом 4° вниз от горизонтальной плоскости до пересечения со стеклами боковых окон.

Определяется попадание в зону конструктивных элементов, образующих непросматриваемые зоны.

Определение точек V и Р дли легковых автомобилей



4 I


Черт. 3

Определение точек V и Р для грузовых автомобилей и автобусов

Z

Г

.Vr(V3.Vt)

Р,(Рг) Рз

tsi

J

\______________

-I----

25

>-

дх.

ДХ2*55

Черт. 4

Определение точек Р и Е для оценки ^просматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна



Определение зон обзорности вниз через боковые окна кабины



Черт. 6


3. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ

  • 3.1. Измерение параметров обзорности автомобиля может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.

  • 3.2. Погрешность измерений не должна превышать: угловых размеров ±0,5°;

линейных размеров ±1 мм.

Термин


Обзорность


Передняя

ность


обзор-


Средняя и боковые стойки переднего окна

Боковые разделительные стойки

Прозрачная часть ветрового стекла

Контрольные места


Точки Е


Термины и пояснения


Определение


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное


Та блица 6


Конструктивное свойство автомобиля, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления автомобилем

Обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости автомобиля. Характеризуется размерами и расположением прозрачной части переднего и боковых окон, зонами ветрового стекла, очищаемых стеклоочистителями, а также зонами, не просматриваемыми с места водителя

Опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол

Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления прямых стекол при составном ветровом стекле

Прозрачная часть ветрового стекла — часть стекла, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость не менее 75%

Отверстия, поверхности, знаки или другие элементы кузова или несущей системы автомобиля, отличающиеся наибольшей стабильностью положения относительно системы координат, используемой при проектировании автомобиля

Условные точки, имитирующие положение левого и правого глаза водителя при наименьшем допустимом расстоянии от стоек переднего окна


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

Определение зон обзорности

  • 1. Зона А ограничивается сверху и снизу плоскостями, проходящими под нормативными углами относительно плоскости ХУ, используемой при проектировании автомобиля (черт. 2), через точки и V2 (черт. 7 и 8), характеризующие месторасположение глаз водителей с различными антропометрическими параметрами. Слева и справа зона А удалена от зоны В не менее чем на 25 мм и ограничивается границами прозрачной поверхности ветрового стекла.

  • 2. Зона В ограничивается четырьмя плоскостями (черт. 7, 8):

верхняя граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку Vj под нормативным углом вверх относительно плоскости ХУ (черт. 2);

нижняя граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку V2 под нормативным углом вниз относительно плоскости ХУ;

левая граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку Vi под нормативным углом влево;

правая граница зоны В ограничивается плоскостью симметричной относительно средней продольной плоскости автомобиля плоскости, ограничивающей зону В слева.

  • 3. Нормативная зона С ограничивается четырьмя плоскостями, проходящими через точки V, (черт. 7, 8):

верхняя граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку У|, под нормативным углом вверх относительно плоскости ХУ (черт. 2);

нижняя граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку У2» под нормативным углом вниз относительно плоскости ХУ;

левая граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку I7! под нормативным углом влево;

правая граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку V\ под нормативным углом вправо относительно плоскости XZ.

  • 4. Непросматриваемые зоны, образуемые средней и боковыми стойками переднего окна в поле зрения водителя, определяются в горизонтальной плоскости, проходящей через точки поворота головы Р (черт. 5), из точек £, характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы в направлении стойки. При этом учитываются зоны, образуемые как самой стойкой переднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачными элементами, образующими сплошную линию.

  • 5. Зона обзорности вниз через боковые окна кабины—зона, лежащая в пределах 180°, переднего поля зрения водителя, ограниченная сверху горизонтальной плоскостью, проходящей через точку V», и снизу двумя плоскостями, проходящими через точку V2 (черт. 6), перпендикулярными поперечной вертикальной плоскости ХУ и проходящими влево и вправо от точки V2 под углом 4° вниз.

Построение нормативных зон для легковых автомобилей



Ъ?5мм


Черт. 7


Построение нормативных зон для грузовых автомобилей и автобусов




Черт. 8


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

  • 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Г. А. Голов, кбнд. мед. наук; М. М. Гаврилов; О. В. Ма ибо рода, канд. техн, наук; А. А. Авенариус, канд. техн, наук; М. И. Ляхненко; А. И. Харламов

  • 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением 28.03.89 № 784

  • 3. Стандарт соответствует ИСО 4513, ЕЭС 77/649, ЕЭС 78/318

  • 4. Срок первой проверки — 1994 г. Периодичность проверки — 5 лет

  • 5. ВЗАМЕН ГОСТ 22893—77, ГОСТ 22734—77

  • 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Обозначение НТД. на который дана ссылка


    Номер пункта, приложения


ГОСТ 15150—69

ГОСТ 20304—85


Вводная часть 2.3.1; приложение 1

Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор М. И, Максимова Корректор Г. И. Чуйко

Сдано в наб. 14.04.89 Подп. в печ. 27.06.89 1.25 усл. п. л. 1,25 усл. кр.-отт. 0,87 уч.*нзд. л. Тираж 7000 Цена 5 коп.

5 коп.


Велмчмма


Единиц*

Наименование

Обозначение

мсждународ|юе

русское


ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ


Длина

Масса

Время

Сила электрического тока

Термодинамическая температура

Количество вещества

Сила света


метр

m

килограмм

kg

секунда

S

ампер

А

кельвин

К

моль

mol

кандела

cd


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ


Плоский угол Телесный угол


радиан


стерадиан


rad


sr


м

кг

с

А

К

моль

КД


рад ср


ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ, ИМЕЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

ЬеличнмА

Единица

Вырежем»* мере! ьсиеемыс И до* попиительиыо единицы СЙ

Наимемоаа-

име

Обозначение

международное

русское

Частота

герц

Hz

Гц

с-‘

Сила

ньютон

N

н

М-КГ-С”2

Давление

паскаль

Ра

Па

М-’ • КГ-С”1

Энергия

джоуль

J

Дж

М^-КГ-С-*

Мощность

ватт

W

Вт

М2КГС“Э

Количество электричества

кулон

С

Кл

с - А

Электрическое напряжение

вольт

V

В

м2кг-с“3 • А’1

Электрическая емкость

фарад

F

ф

м~?кг-' *с42

Электрическое сопротивление

ом

У

Ом

м2-кг-с-3 • А-2

Электрическая проводимость

сименс

S

См

д-^гЧ’-А’

Поток магнитной индукции

вебер

Wb

Вб

М2 * КГ* С“®А~1

Магнитная индукция

тесла

т

Тл

кг с-2 * А”1

И ндуктивность

генри

н

Гн

м2-кг-с"2* А"2

Световой поток

люмен

Im

лм

кд ср

Освещенность

люкс

lx

лк

М“2 ■ кд • ср

Активность радионуклида

беккерель

Bq

Бк

С-1

Поглощенная доза ионизирую-

грэЙ

Gy

Гр

М 2 • с-2

щего излучения Эквивалентная доза излучения

зиверт

Sv

Зв

м2 • с-2