ГОСТ Р ИСО 5751-1-2009 Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию

Обложка ГОСТ Р ИСО 5751-1-2009 Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию
Обозначение
ГОСТ Р ИСО 5751-1-2009
Наименование
Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию
Статус
Действует
Дата введения
2011.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
83.160.10


ГОСТ Р ИСО 5751-1-2009

Группа Л62


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии)

Часть 1

РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Motorcycle tyres and rims (metric series). Part 1. Design guides

ОКС 83.160.10

ОКП 25 2100

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники" (ООО "Научно-технический центр "НИИШП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1137-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5751-1:2004 "Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию" (ISO 5751-1:2004 "Motorcycle tyres and rims (metric series) - Part 1 Design guides").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на шины и ободья для мотоциклов и устанавливает их обозначения и метод расчета размеров при проектировании шин метрических серий с соотношением высоты профиля к ширине профиля шины (серий), равным 100 и менее, монтируемых на ободья с цилиндрическими полками или углом наклона посадочной полки 5°.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

ИСО 4223-1:2002 Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины (ISO 4223-1:2002, Definitions of some terms used in the tire industry - Part 1: Pneumatic tyres)

ИСО 4249-3:2004 Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 3. Ободья (ISO 4249-3:2004, Motorcycle tyres and rims (code designated series) - Part 3: Rims)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4223-1.

4 Обозначения шин

4.1 Общие положения

Обозначение шины должно быть расположено на ее боковине.

Обозначение шины включает расположенную друг за другом следующую информацию:

- размеры шины и тип ее конструкции (4.2);

- эксплуатационные характеристики (4.3).

4.2 Размеры и конструкция

4.2.1 Характеристики

Характеристики размеров и конструкции шины должны быть указаны следующим образом:

Номинальная ширина

профиля

Отношение

номинальной

высоты профиля
к его номинальной ширине

Код

конструкции

шины

Код

номинального

диаметра обода

4.2.2 Номинальная ширина профиля

Номинальную ширину профиля указывают в миллиметрах.

4.2.3 Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине

Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине () указывают в процентах. Отношение должно быть: кратным 5 - для значений ниже 70 и кратным 10 - для значений 70 и более.

4.2.4 Коды конструкции шин

Коды конструкции шин должны быть следующими:

B - диагонально-опоясанная;

"-" - диагональная;

R - радиальная.

Примечания

1 Шины, предназначенные для максимальных скоростей транспортных средств свыше 240 км/ч, могут иметь другое кодовое обозначение конструкции (4.4.3). Применение другого кодового обозначения (например для нового типа конструкции шин) необходимо согласовывать в установленном порядке.

2 Термин "диагонально-опоясанная" определяет конструкцию шины диагонального типа, в которой каркас стягивается поясом, изготовленным из практически нерастяжимого материала.

3 Определение радиальной шины приведено в ИСО 4223-1. В шинах по настоящему стандарту нити корда каркаса уложены под углом от 65° до 90° относительно центральной линии протектора.

4.2.5 Номинальный диаметр обода

Номинальный диаметр обода обозначают кодом. Коды номинального диаметра обода шин приведены в таблице 1. Для вновь разрабатываемых шин и ободьев код должен быть выражен в миллиметрах.

Таблица 1 - Коды номинального диаметра обода

Код номинального диаметра обода

Номинальный диаметр обода, мм

8

203

10

254

12

305

13 М/С

330

14 М/С

356

15 М/С

381

16 М/С

406

17 М/С

432

18 М/С

457

19 М/С

483

20 М/С

508

21 М/С

533

23 М/С

584

4.3 Эксплуатационные характеристики

К эксплуатационным характеристикам шины относятся индекс нагрузки и символ скорости. Обозначения и соответствующие значения индекса нагрузки и символа скорости приведены в ИСО 4223-1 (таблицы А.1 и А.2).

4.4 Другие эксплуатационные характеристики

4.4.1 На бескамерной шине должна быть маркировка "TUBELESS".

4.4.2 На шине с направленным рисунком протектора должно быть указано направление вращения.

4.4.3 Шины, предназначенные для транспортных средств, эксплуатируемых со скоростями, превышающими 240 км/ч, должны быть идентифицированы следующими скоростными категориями без указания кода конструкции шин:

- VB или ZB - для шин диагонально-опоясанной конструкции;

- VR или ZR - для шин радиальной конструкции.

Обозначения ZB и ZR используют для шин, устанавливаемых на новых проектируемых мотоциклах, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч.

Обозначения скоростных категорий должны быть расположены внутри обозначения шины в коде конструкции шины, а именно:

a) для шин категорий V, VB или VR, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ V в скобках: 120/60 VR 17 (55 V);

b) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей до 270 км/ч включительно, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W: 120/60 ZR 17 55 W;

c) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей свыше 270 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W в скобках: 120/60 ZR 17 (55 W).

На шине может быть указана также и максимальная скорость, рекомендованная изготовителем, например: V250, обозначающая максимальную скорость 250 км/ч.

4.4.4 Обозначение MST может быть использовано для идентификации специальной шины.

4.4.5 Обозначение DP может быть использовано для идентификации шины, имеющей протектор типа С.

4.5 Примеры обозначений

4.5.1 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:

a) размер и конструкцию:

- номинальную ширину профиля - 120 мм;

- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине шины (серия) - 80;

- диагональную конструкцию;

- номинальный код обода - 18;

b) эксплуатационные характеристики:

- максимальную несущую способность - 290 кг, соответствующую индексу 65;

- максимальную скорость - 180 км/ч, соответствующую символу скорости S, должна иметь следующую маркировку:

120/80-18 М/С 65 S.

4.5.2 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:

a) размер и конструкцию:

- номинальную ширину профиля - 140 мм;

- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине профиля шины (серия) - 70;

- радиальную конструкцию;

- номинальный код обода - 17;

b) эксплуатационные характеристики:

- скорость, превышающую 240 км/ч;

- максимальную несущую способность - 300 кг, соответствующую индексу 66;

- максимальную скорость - 270 км/ч, соответствующую символу скорости W, должна иметь следующую маркировку:

140/70 ZR 17 М/С 66 W.

Эта же шина, предназначенная для эксплуатации со скоростями, превышающими 270 км/ч, должна иметь следующую маркировку:

140/70 ZR 17 М/С (66 W).

5 Размеры шины

5.1 Расчет размеров проектируемой шины

5.1.1 Теоретическая ширина обода

Теоретическую ширину обода вычисляют по формуле

, (1)

где - отношение ширины обода к ширине профиля шины;

- номинальная ширина профиля шины.

Для разработанных шин значение должно быть следующим:

- 0,6 - для серий 100, 90, 80;

- 0,7 - для серий 70, 65, 60;

- 0,8 - для серий 55, 50;

- 0,9 - для серий 45, 40.

Примечание - Значения для серий менее 40 будут определены далее по тексту.

5.1.2 Ширина измерительного обода

Ширина измерительного обода представлена шириной , расположенной рядом с теоретической шириной обода (ИСО 4249-3).

5.1.3 Ширина профиля проектируемой шины

Ширину профиля проектируемой шины вычисляют по формуле

, (2)

где - расчетный коэффициент. Для разработанных шин =0,4.

Результаты округляют до ближайшего целого числа.

5.1.4 Высота профиля проектируемой шины

Высоту профиля проектируемой шины вычисляют по формуле

, (3)

где - номинальная ширина профиля;

- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине профиля шины.

Результаты округляют до ближайшего целого числа.

5.1.5 Наружный диаметр шины новой конструкции

Наружный диаметр шины новой конструкции вычисляют по формуле

, (4)

где - номинальный диаметр обода;

- высота профиля проектируемой шины.

Примечание - В таблице 1 приведены значения номинального диаметра обода .

5.1.6 Значения

Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин метрических серий для мотоциклов представлены в приложении А.

5.2 Расчет максимальных наружных размеров шин в эксплуатации

5.2.1 Основные положения

Расчеты, которые приведены в 5.2.2. и 5.2.3, а также разделе 9, предназначены для изготовителя транспортного средства при проектировании клиренса.

5.2.2 Максимальная ширина профиля в эксплуатации

Максимальную ширину профиля шины в эксплуатации вычисляют по формуле

, (5)

где - ширина профиля проектируемой шины;

- коэффициент, учитывающий наличие рисок, надписей и рисунков на боковине шины, а также допуск производителя и разнашиваемость шины в эксплуатации (таблица 2).

Таблица 2 - Коэффициенты для расчета максимальных размеров шин в эксплуатации

Тип протектора шины

Коэффициент

А

1,1*

1,07**

В

1,1*

1,07**

С

1,1*

1,12***

D

1,25

1,12***

* 1,08 - для шин с кодом номинального диаметра 12 и менее и 1,07 - для радиальных шин.

** Для условий, когда - составляет 6 мм.

*** Для условий, когда - составляет 8 мм.

Примечание - Коэффициенты для диагональных шин можно использовать также и для шин диагонально-опоясанной конструкции.

5.2.3 Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации

Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации вычисляют по формуле

, (6)

где - номинальный диаметр обода;

- высота профиля проектной шины;

- соответствующий коэффициент (таблица 2).

Максимальный наружный диаметр шины включает допуски на изготовление и разнашиваемость в эксплуатации (о деформациях, связанных с центробежными силами, - см. раздел 9).

5.3 Расчет минимальных размеров ширины профиля шины

Минимальную ширину профиля шины вычисляют по формуле

, (7)

где 0,96 - соответствующий коэффициент;

- ширина профиля новой шины.

Разница между шириной профиля новой шины и максимальной шириной профиля должна быть 4 мм.

Примечание - Для шин с протектором типа В минимальная ширина профиля соответствует ширине протектора.

5.4 Измерение размеров шин

Перед измерением шину монтируют на измерительный обод, накачивают до рекомендуемого давления и выдерживают не менее 24 ч при температуре (25±5) °С, после чего доводят внутреннее давление до первоначального значения и проводят измерения.

6 Типы протектора шин

Типы протектора шин приведены в качестве примеров.

Выбор типа протектора для шины является исключительным правом производителя.

На рисунке 1 приведены различные типы протектора шин:

- протектор типа А соответствует шинам с индексами скоростей до S, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;

- протектор типа В соответствует шинам с индексами скоростей S и более, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;

- протектор типа С соответствует шинам с индексами скоростей до Н включительно, предназначенным для эксплуатации как на обычных трассах, так и вне трасс;

- протектор типа D соответствует шинам с индексом скорости М, предназначенным для эксплуатации исключительно вне трасс.


Рисунок 1 - Типы протектора шин

7 Грузоподъемность (несущая способность) шин

7.1 Индексы нагрузки и соответствующая им несущая способность шин (TLCC) для скоростей до 210 км/ч включительно представлены в ИСО 4223-1 (таблица А.1).

7.2 Для символа скорости V (диапазон скоростей от 210 до 240 км/ч включительно) несущая способность шин должна изменяться в соответствии с нижеприведенными значениями:

- 210 км/ч включительно - 100% TLCC;

- 220 км/ч - 95% TLCC;

- 230 км/ч - 90% TLCC;

- 240 км/ч - 85% TLCC.

Между этими скоростями допускается линейная интерполяция.

7.3 Для шин с символами скорости VB и VR при скоростях свыше 240 км/ч несущая способность должна уменьшаться на 5% при увеличении скорости на каждые 10 км/ч.

7.4 Для шин с символом скорости W несущая способность шин соответствует скорости 240 км/ч. При увеличении скорости несущая способность должна быть снижена следующим образом:

- 250 км/ч - 95% TLCC;

- 260 км/ч - 85% TLCC;

- 270 км/ч - 75% TLCC.

7.5 Для шин с символами скорости ZR и ZB при скоростях свыше 270 км/ч необходимы рекомендации изготовителя.

8 Символы скорости

Символы скорости до обозначения Н (соответствующей скорости 210 км/ч) должны соответствовать значениям, приведенным в ИСО 4223-1 (таблица А.2).

9 Центробежный радиус

Максимальный центробежный радиус , образованный за счет действия центробежной силы, связанный с максимальной скоростью транспортного средства, вычисляют по формуле

, (8)

где - номинальный диаметр обода;

- высота профиля проектируемой шины;

- аппроксимирующий коэффициент (таблица 3).

Таблица 3 - Коэффициент для расчета максимального центробежного радиуса при различных максимальных скоростях

Тип протектора

Коэффициент при максимальной скорости, км/ч

до 150

до 180

до 210

до 240

А и В

1,07*

1,10

1,13

1,16

C и D

1,12**

1,15

1,18

-

* - - не более 3 мм для наиболее комфортных условий.

** - - не более 4 мм для наиболее комфортных условий.

По вопросу эксплуатации шин на транспортных средствах, предназначенных для скоростей свыше 240 км/ч, необходима рекомендация изготовителя шины.

Приложение А
(справочное)


Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин (метрических серий) для мотоциклов

Таблица А.1 - Рекомендуемые значения , и для различных значений

В миллиметрах

Номинальная ширина профиля шины

Серии 100, 90, 80; =0,6

Серии 70, 65, 60; =0,7

Теоретическая ширина обода

Код ширины измерительного обода , мм

Проектная ширина профиля

Теоретическая ширина обода

Код ширины измерительного обода

Проектная ширина профиля

60

36

1,5

61

42

1,6

59

70

42

1,6

69

49

1,85

69

80

48

1,85

80

56

2,15

80

90

54

2,15

90

63

2,50

90

100

60

2,50

101

70

2,75

100

110

66

2,50

109

77

3,00

110

120

72

2,75

119

84

3,50

122

130

78

3,00

129

91

3,50

129

140

84

3,50

142

98

4,00

141

150

90

3,50

150

105

4,00

149

160

96

4,00

162

112

4,50

161

170

102

4,00

170

119

4,50

168

180

108

4,50

183

126

5,00

180

190

-

-

-

133

5,00

188

200

-

-

-

140

5,50

200

130

104

4,00

129

-

-

-

140

112

4,50

141

-

-

-

150

120

4,50

148

-

-

-

160

128

5,00

160

-

-

-

170

136

5,50

171

-

-

-

180

144

5,50

178

-

-

-

190

152

6,00

190

-

-

-

200

160

6,25

200

180

7,00

199

210

168

6,50

209

189

7,50

211

220

176

7,00

221

198

8,00

222

230

184

7,00

228

207

8,00

228

240

192

7,50

239

216

8,50

240

250

200

8,00

251

225

9,00

251

Таблица А.2 - Рекомендуемые значения высоты профиля шин для различных значений серий и

В миллиметрах

Номинальная ширина профиля

Проектная высота профиля Н для различных серий ,%

100

90

80

70

65

60

55

50

45

40

60

60

54

-

-

-

-

-

-

-

-

70

70

63

56

-

-

-

-

-

-

-

80

80

72

64

56

-

-

-

-

-

-

90

90

81

72

63

59

54

-

-

-

-

100

100

90

80

70

65

60

55

50

-

-

110

110

99

88

77

72

66

61

55

-

-

120

120

108

96

84

78

72

66

60

-

-

130

130

117

104

91

85

78

72

65

-

-

140

140

126

112

98

91

84

77

70

-

-

150

150

135

120

105

98

90

83

75

-

-

160

160

144

128

112

104

96

88

80

-

-

170

170

153

136

119

111

102

94

85

-

-

180

180

162

144

126

117

108

99

90

-

-

190

-

-

-

-

124

114

105

95

-

-

200

-

-

-

-

130

120

110

100

90

80

210

-

-

-

-

-

126

116

105

95

84

220

-

-

-

-

-

132

121

110

99

88

230

-

-

-

-

-

138

127

115

104

92

240

-

-

-

-

-

144

132

120

108

96

250

-

-

-

-

-

150

138

125

113

100

Приложение ДА
(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование национального стандарта

ИСО 4223-1:2001

-

*

ИСО 4249-3:2004

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2010