ГОСТ Р 8.603-2003
Группа Т88.2
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
ВЕСЫ ДЛЯ ВЗВЕШИВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДВИЖЕНИИ
Методика поверки
State system for ensuring the uniformity of measurements.
Weighbridges for weighing of road vehicles in motion.
Verification procedure
ОКС 17.020,
17.060
Дата введения 2004-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП СНИИМ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Управлением метрологии Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 12 ноября 2003 г. N 315-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на весы, предназначенные для измерения массы одиночных автомобилей, автомобилей в составе автопоезда, автоцистерн, прицепов, полуприцепов (далее - автомобили), автопоездов при взвешивании в движении или при статическом взвешивании и взвешивании в движении, выпускаемые по ГОСТ 30414 (кроме весов для поколесного взвешивания), и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.453-82 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобиль контрольный: Автомобиль известной массы, однотипный с автомобилями, для взвешивания которых предназначены весы, используемый при поверке весов в движении.
3.2 автопоезд контрольный: Автопоезд, состоящий из контрольных автомобилей и других транспортных средств известной массы.
3.3 весы контрольные: Весы для измерения массы контрольных автомобилей.
3.4 взвешивание поосное: Взвешивание автомобиля в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой оси с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для автомобиля в целом.
3.5 значение действительное массы контрольного автомобиля: Значение массы автомобиля, измеренное на контрольных весах.
3.6 значение действительное массы контрольного автопоезда: Сумма масс транспортных средств, составляющих автопоезд, определенных на контрольных весах с остановкой и расцепкой всех транспортных средств, составляющих автопоезд.
3.7 погрешность весов при статическом взвешивании: Погрешность, полученная при поверке весов при статическом взвешивании и определенная как разность между показаниями весов при наложении на них гирь класса точности и номинальным значением массы этих гирь.
3.8 погрешность весов при взвешивании в движении единичного автомобиля: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы единичного контрольного автомобиля в движении и значением действительной массы этого автомобиля.
3.9 погрешность весов при взвешивании в движении автомобиля в автопоезде без расцепки: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы контрольного автомобиля в движении без расцепки и значением действительной массы этого автомобиля.
3.10 погрешность весов при взвешивании в движении автопоезда в целом: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы контрольного автопоезда в движении и значением действительной массы контрольного автопоезда.
4 Операции поверки
При проведении первичной и периодической поверок выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции | Номер пункта настоящего стандарта |
Внешний осмотр | 8.1 |
Опробование | 8.2 |
Определение метрологических характеристик | 8.3 |
Определение погрешности весов при статическом нагружении | 8.3.1 |
Определение действительных значений массы контрольных автомобилей (автопоездов) | 8.3.2 |
Определение погрешности весов при взвешивании в движении: | 8.3.3 |
1) определение погрешности весов при взвешивании в движении единичного автомобиля | 8.3.3.1 |
2) определение погрешности весов при взвешивании в движении без расцепки автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, и автопоезда в целом | 8.3.3.2 |
Примечание - Первичную поверку проводят на месте эксплуатации. |
5 Средства поверки
При проведении поверки применяют следующие средства поверки:
5.1 Контрольные автомобили, автопоезда
Контрольные автомобили и автопоезда должны охватывать весь спектр автомобилей и автопоездов, для которых предназначены конкретные поверяемые весы.
Значения массы порожних и груженых контрольных автомобилей и автопоездов должны охватывать весь диапазон измерений поверяемых весов от наименьшего предела взвешивания (НмПВ) до наибольшего предела взвешивания (НПВ).
Масса контрольных автомобилей не должна изменяться при движении от контрольных весов к месту расположения поверяемых весов (учитывая поправку на расход топлива).
5.2 Контрольные весы
5.2.1 Автомобильные весы для статического взвешивания, соответствующие требованиям ГОСТ 29329.
Погрешность контрольных весов не должна быть более 1/3 наименьшего значения пределов допускаемых погрешностей поверяемых весов при взвешивании в движении автопоезда или единичного автомобиля, установленных в эксплуатационной документации.
5.2.2 Автомобильные весы для взвешивания в движении.
При поверке весов классов 1 и 2 для определения действительных значений массы контрольных автомобилей (автопоездов) могут применяться автомобильные весы для взвешивания в движении по ГОСТ 30414 классов точности 0,2 и 0,5 соответственно.
5.2.3 Поверяемые весы:
5.2.3.1 Поверяемые весы, поверенные при статическом нагружении, могут использоваться в качестве контрольных весов, если они отвечают следующим требованиям:
- имеют соответствующую цену деления шкалы или цену деления шкалы для статической нагрузки;
- соответствуют требованиям 5.2.1.
5.2.3.2 Поверяемые весы для поосного взвешивания, предназначенные для взвешивания двухосных автомобилей (прицепов) при проведении операции по приложению А.
5.3 Весоповерочный автомобиль с гирями класса точности по ГОСТ 7328.
5.4 Гири класса точности по ГОСТ 7328.
6 Требования безопасности и требования к квалификации поверителей
6.1 При проведении поверки соблюдают требования безопасности по ГОСТ 12.2.003, требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на поверяемые весы, а также требования безопасности дорожного движения, действующие на месте эксплуатации поверяемых весов.
6.2 К проведению поверки допускают лиц, аттестованных в качестве поверителей, изучивших эксплуатационную документацию на поверяемые весы. В случае использования в поверяемых весах в качестве отсчетного устройства дисплея компьютера, принтера и (или) других внешних электронных устройств поверитель должен иметь опыт работы с подобными устройствами и их программным продуктом.
7 Условия поверки
7.1 Условия поверки должны соответствовать рабочим условиям эксплуатации поверяемых весов при отсутствии атмосферных осадков и требованиям, установленным в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Температура окружающей среды при поверке должна быть стабильной. Температура считается стабильной, если ее разница между крайними значениями, отмеченными в ходе поверки, не превышает 5 °С, скорость изменения температуры - не превышает 5 °С в час.
7.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.
8 Проведение поверки
8.1 Внешний осмотр
При внешнем осмотре проверяют:
- комплектность поверяемых весов;
- отсутствие видимых повреждений сборочных единиц весов и электропроводки;
- целостность соединительных кабелей;
- наличие заземления и знаков безопасности;
- соответствие внешнего вида весов, фундамента и подъездных путей требованиям эксплуатационной документации на весы конкретного типа;
- соответствие маркировки требованиям ГОСТ 30414 и эксплуатационной документации на весы конкретного типа;
- наличие единой цены деления у всех отсчетных и регистрирующих устройств.
8.2 Опробование
При опробовании проверяют взаимодействие и работоспособность всех элементов весов:
- включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на весы конкретного типа;
- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;
- при наличии у весов при статическом взвешивании и при взвешивании в движении различной дискретности проверяют автоматическое изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой;
- прокатывают по весам автомобиль или автопоезд и убеждаются, что показания нарастают, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;
- после разгрузки весов убеждаются, что не произошло смещение нуля;
- проверяют функции распознавания автомобиля (при наличии), подлежащего взвешиванию;
- при наличии сервисных функций весов проверяют их работоспособность согласно требованиям, указанным в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Допускается совмещение этих операций с другими операциями поверки.
8.3 Определение метрологических характеристик
8.3.1 Определение погрешности весов при статическом нагружении.
Для весов, предназначенных для взвешивания не только в движении, но и для статического взвешивания в целом автомобиля на грузоприемном устройстве (далее - ГПУ) весов, а также для весов, в эксплуатационной документации на которые нормируются метрологические характеристики при статическом нагружении, соответствие метрологических характеристик при статическом нагружении определяют методами, изложенными в ГОСТ 8.453.
Если ГПУ весов состоит из двух и более платформ, каждая платформа должна поверяться как независимо от других, так и в сочетании с другими.
Погрешность не должна превышать значений, указанных в ГОСТ 29329 и эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
8.3.2 Определение действительных значений массы контрольных автомобилей (автопоездов).
Действительные значения массы контрольных автомобилей или автопоездов определяют на контрольных весах:
8.3.2.1 Однократно - в соответствии с 5.2.1, с остановкой автомобиля и с остановкой и расцепкой составляющих автопоезд транспортных средств.
8.3.2.2 Трехкратно - в соответствии с 5.2.2, в движении.
8.3.3 Определение погрешности весов при взвешивании в движении.
Для определения погрешности весов проводят не менее 10 проездов контрольных автомобилей и автопоездов через весы (в обе стороны, если в руководстве по эксплуатации указаны два направления движения): не менее 6 проездов по центру ГПУ и не менее чем по 2 проезда с максимальным смещением по левой и правой сторонам ГПУ для получения не менее 10 результатов измерения массы каждого контрольного автомобиля. При этом один из проездов в обе стороны или в установленную сторону проводят со скоростью, близкой к максимально допускаемой, а другой - со скоростью, близкой к минимально допускаемой. Рывки и торможения во время взвешивания не допускаются.
Скорость автомобиля (автопоезда) не должна превышать значения, указанного в руководстве по эксплуатации. При превышении скорости соответствующие регистрируемые значения массы автомобиля или автопоезда в целом должны маркироваться специальным знаком, а соответствующие им результаты измерений не должны приниматься во внимание при оценке результатов поверки.
8.3.3.1 Определение погрешности весов при взвешивании в движении единичного автомобиля.
При поверке весов для взвешивания в движении единичного автомобиля допускается использовать не менее трех контрольных автомобилей разного типа с разным количеством осей и с диапазоном значений массы автомобилей от НмПВ до НПВ.
Значение относительной погрешности весов , %, при взвешивании каждого контрольного автомобиля рассчитывают по формуле
, (1)
где - значение массы контрольного автомобиля, определенное на поверяемых весах, кг (т);
- действительное значение массы контрольного автомобиля, кг (т).
Значения погрешности, определенные по формуле (1), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в ГОСТ 30414 и эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
8.3.3.2 Определение погрешности весов при взвешивании в движении без расцепки автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, и автопоезда в целом.
Весы для взвешивания в движении без расцепки автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, и автопоезда в целом поверяют при использовании контрольных автопоездов, состоящих из порожних, частично и полностью груженых автомобилей, прицепов, полуприцепов. Контрольные автопоезда должны включать в себя взвешиваемые обычно в эксплуатации на поверяемых весах автомобили, прицепы и полуприцепы разного типа, с разным количеством осей и сцепными устройствами разного типа.
Значение относительной погрешности весов , %, при взвешивании без расцепки каждого контрольного автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, рассчитывают по формуле (1), в которой
- значение массы контрольного автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, определенное на поверяемых весах;
- действительное значение массы контрольного автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд.
Значения погрешности, определенные по формуле (1), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в эксплуатационной документации и ГОСТ 30414.
Значение относительной погрешности весов , %, при взвешивании в движении каждого автопоезда в целом рассчитывают по формуле
, (2)
где - значение массы контрольного автопоезда, определенное на поверяемых весах, кг (т);
- действительное значение массы контрольного автопоезда, определенное на контрольных весах, кг (т).
Значения погрешности, рассчитанные по формуле (2), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в ГОСТ 30414 и эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего значения, кратного дискретности весов.
2 При поверке весов в условиях эксплуатации в соответствии с 8.3.3.2 допускается массы контрольного автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, в случае, когда весы используются в ограниченной части диапазона взвешивания (только "брутто" или только "тара"), выбирать в соответствии с технологическими особенностями предприятия, эксплуатирующего эти весы.
3 Поверяющий орган при ограничениях, указанных в примечании 2, должен сделать отметку в паспорте весов о запрещении использования весов в других диапазонах взвешивания.
4 Применение автоцистерн в качестве контрольных возможно при условии их установки на грузоприемное устройство поверяемых весов всеми осями одновременно.
9 Оформление результатов поверки
9.1 Положительные результаты первичной и периодической поверок весов оформляют выдачей свидетельства о поверке в соответствии с [1] и нанесением поверительного клейма в соответствии с [2] в месте, предусмотренном в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
9.2 При отрицательных результатах поверки весы к дальнейшему применению не допускают, поверительное клеймо гасят, свидетельство о поверке аннулируют и выдают извещение о непригодности с указанием причин по [1].
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Определение действительного значения массы контрольных автомобилей
на весах для поосного взвешивания
A.1 Действительное значение массы контрольных автомобилей может быть определено на поверяемых весах, осуществляющих поосное взвешивание только двухосных автомобилей и двухосных прицепов автопоезда в движении. Эти весы могут быть использованы в качестве контрольных весов для определения массы контрольных автомобиля, прицепов (см. 5.2.3.1) при статическом взвешивании по осям при следующих условиях:
- если по заключению территориальных органов Госстандарта России отсутствуют технические возможности для определения действительной массы автомобилей и прицепов по 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.3.1;
- если длина ГПУ весов позволяет проводить взвешивание в два приема;
- если дискретность отсчетного устройства весов для статического взвешивания не менее чем в пять раз меньше дискретности весов при взвешивании в движении;
- если владелец весов предоставляет в территориальный орган Госстандарта России протокол нивелировки ГПУ и примыкающих к нему с обеих сторон частей автодорог (не менее чем на длину автомобиля или прицепа), согласно которому поверхности ГПУ весов и примыкающих частей автодорог по вертикали соответствуют эксплуатационной документации;
- если при любом значении нагрузки наложение на ГПУ гирь массой 1,4 дискретности отсчетного устройства весов для режима статического взвешивания вызывает изменение показаний на значение, равное дискретности отсчета.
А.2 Определение поправки к показаниям весов проводят с использованием одного порожнего автомобиля и прицепа, имеющего расстояние между осями такое же, как у автомобилей и прицепов, применяемых при взвешивании в движении. В А.2.5 приведен пример определения поправки.
А.2.1 В состоянии уравновешивания каждая ось порожнего автомобиля (прицепа) должна быть взвешена в центре и на каждом краю грузоприемного устройства по ходу движения транспортного средства. Транспортное средство должно перемещаться симметрично относительно оси грузоприемного устройства.
А.2.2 Полученные шесть показаний значений массы суммируют и полученный результат делят на три.
А.2.3 Загружают порожний автомобиль (прицеп) равномерно эталонными гирями (гирями класса по ГОСТ 7328) массой не менее разности между НПВ и значением, равным массе порожнего автомобиля (прицепа), умноженной на 1,5 с округлением до 1 т, а затем повторяют операции по А.2.1 и А.2.2. Гири класса могут быть заменены балластным грузом, если масса балласта определена с погрешностью не более чем 1/3 погрешности поверяемых весов.
А.2.4 Разность между результатами расчетов по А.2.2 и А.2.3 вычитают из суммарного значения общей массы эталонных гирь. Полученное значение является значением поправки.
А.2.5 Пример заполнения протокола определения поправки
Класс точности весов | 1 |
НПВ весов | 60 т |
Масса тары автомобиля (прицепа) , определенная по паспорту | 20,0 т |
Общая масса используемых эталонных гирь (НПВ - 1,5·, округленно) | 30 т |
Цена деления весов при взвешивании в движении | 0,05 т |
Цена деления весов при статическом нагружении | 0,01 т |
Пример расчета поправки приведен в таблице A.1.
Таблица А.1
Показания весов, т | |||
Обозначение оси | Расположение на грузоприемном устройстве | Порожний автомобиль, прицеп | Груженый автомобиль, прицеп |
Первая ось | В начале ГПУ | 10,0 | 25,01 |
В середине ГПУ | 9,99 | 25,02 | |
В конце ГПУ | 9,98 | 24,98 | |
Вторая ось | В начале ГПУ | 10,01 | 24,96 |
В середине ГПУ | 10,0 | 24,98 | |
В конце ГПУ | 9,98 | 24,99 | |
Сумма шести взвешиваний | 59,96 | 149,94 | |
Сумма, деленная на 3 | =19,99 | =49,98 | |
Полученная масса эталонных гирь =29,99 т | |||
Поправка =+0,01 т |
Поправку необходимо прибавлять к суммарному значению массы каждого контрольного автомобиля (прицепа), который взвешивали с расцепкой в статическом режиме на данных весах. В вышеуказанном примере поправка имеет знак плюс. Следовательно, если суммарное значение массы контрольного автомобиля (прицепа) по показаниям весов будет равно 20,35 т, то действительное значение массы контрольного автомобиля (прицепа) с учетом поправки будет равно:
т.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Библиография
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] ПР 50.2.007-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003