ГОСТ 27614-93
Группа Г45
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОЦЕМЕНТОВОЗЫ
Общие технические условия
Cement trucks.
General specifications
ОКП 48 2110
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК(б) "Оборудование бетонное, сортировочное и дробильное"
2. ВНЕСЕН Госстандартом России
3. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 4-93 от 21.10.93)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального |
Республика Азербайджан | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Республика Кыргызстан | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Республика Туркменистан | Главгосинспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
4. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 14.07.94 N 193 межгосударственный стандарт ГОСТ 27614-93 "Автоцементовозы. Общие технические условия" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1995 г.
5. ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ 27614-88
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
3.2.2; 5.2.1 | |
5.1.2 | |
5.1.2 | |
6.3 | |
3.3 | |
3.1.6.10, 5.3.13 | |
5.3.13 | |
3.1.6.11, 5.3.13 | |
3.1.6.1, 3.1.6.12 | |
3.1.6.5 | |
3.1.6.3 | |
5.3.10 | |
3.1.6.4 | |
5.3.10 | |
5.3.10 | |
5.3.10 | |
3.1.6.6 | |
3.4.1 | |
3.4.3 | |
3.1.2, 6.2 | |
5.3.10 | |
3.1.6.9, 5.3.13 | |
3.1.6.7 | |
3.5 | |
3.1.4 | |
7.1 | |
3.1.4 |
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 1995 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на автоцементовозы, предназначенные для бестарной перевозки цемента по автомобильным дорогам 1-5-й категорий.
Требования пп.3.1.6, 3.4, 5.3.13 и 5.3.14 являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
Обязательные требования к автоцементовозам, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья людей и охраны окружающей среды, изложены в пп.3.1.6, 5.3.13 и 5.3.14.
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
2. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
2.1. Автоцементовозы в зависимости от способа загрузки и разгрузки цемента подразделяют на два типа:
1 - автоцементовозы с пневморазгрузкой;
2 - автоцементовозы с пневморазгрузкой и пневмосамозагрузкой.
2.2. Автоцементовозы в зависимости от массы перевозимого груза подразделяют на типоразмеры: 11; 13,5; 14,7; 15; 20; 25; 30 т.
По каждому типоразмеру допускается превышение массы перевозимого груза до 1 т.
2.3. В технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров рекомендуется включать следующие показатели качества, номенклатуру которых согласовывают с потребителем:
масса перевозимого груза;
производительность пневморазгрузки;
производительность пневмосамозагрузки (для автоцементовозов типа 2);
вместимость полная;
масса снаряженного автоцементовоза;
удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке;
удельный расход электроэнергии при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
удельный расход топлива при пневморазгрузке;
удельный расход топлива при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
мощность двигателя (для автоцементовозов с компрессором, имеющим привод от автономного двигателя);
производительность компрессора по воздуху;
рабочее давление в цистерне;
удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания;
дымность отработавших газов двигателя*;
уровень звука на рабочем месте оператора*;
уровень локальной вибрации*;
уровень концентрации минерального масла и цементной пыли*.
___________________
* Показатели обязательно должны быть включены в технические условия.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Характеристики
3.1.1. Автоцементовозы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автоцементовозы конкретных типоразмеров по рабочим чертежам, оформленным в установленном порядке.
3.1.2. Климатические исполнения и категории размещения автоцементовозов согласовывают с потребителем и соответствуют ГОСТ 15150.
3.1.3. Конструкция автоцементовоза обеспечивает работоспособность в течение срока службы, указанного в технических условиях на конкретные типоразмеры, при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.
3.1.4. Конструкция автоцементовозов должна обеспечивать:
пневморазгрузку при приведенной дальности подачи не менее 32 м, на высоту не менее 15 м и по трубопроводу диаметром 100 мм;
пневмосамозагрузку при подаче по двум резинотканевым рукавам диаметром 100 и 75 мм, длиной 4 м каждый, в т.ч. на высоту не менее 3 м;
возможность гравитационной загрузки аэрированным цементом;
возможность диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ 27518 и ГОСТ 25044 в случаях, когда эти требования заложены в технической документации.
Остаток цемента после разгрузки не должен превышать 2% грузоподъемности, но не более 3 кН (300 кг).
3.1.5. Автоцементовоз должен быть оборудован:
для типа 1 - компрессором; для типа 2 - компрессором-вакуумнасосом. Компрессор (компрессор-вакуумнасос) может быть установлен на полуприцепе с приводом от автономного двигателя либо на седельном тягаче с приводом от коробки отбора мощности;
устройствами, предотвращающими попадание цемента в компрессор при его остановке;
сигнализатором верхнего уровня материала в цистерне (для цементовозов типа 2);
указателем давления (вакуума) в цистерне;
устройством для крепления запасного колеса;
стояночным тормозом.
3.1.6. Требования безопасности и эргономики
3.1.6.1. Автоцементовозы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011.
3.1.6.2. Цистерны автоцементовозов и размеры загрузочных люков, рассчитанные на работу под давлением свыше 0,07 МПа, следует изготавливать в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором России.
3.1.6.3. Автоцементовоз должен быть оборудован:
лестницей и огражденной площадкой для обслуживания загрузочных люков цистерны;
устройством для сбрасывания давления в цистерне, сблокированным с запорным устройством, не позволяющим открытие загрузочного люка при наличии давления в цистерне;
предохранительным клапаном в системе пневморазгрузки;
краном для экстренного прекращения разгрузки;
противоподкатным бампером по ГОСТ 3163;
указателем давления в цистерне;
загрузочным люком, позволяющим проведение ремонтных работ в цистерне.
3.1.6.4. Электрооборудование следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 3940.
3.1.6.5. Знаки безопасности и сигнальные цвета - по ГОСТ 12.4.026.
3.1.6.6. Внешние световые приборы - по ГОСТ 8769.
3.1.6.7. Тормозная система и тормозные свойства - по ГОСТ 22895.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автоцементовоза полной массы на уклоне 18%.
3.1.6.8. Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке не должен превышать соответственно 5-6 мг/м.
3.1.6.9. Дымность отработавших газов двигателя - по ГОСТ 21393 (определяют по документации на двигатель тягача).
3.1.6.10. Шумовые характеристики - по ГОСТ 12.1.003.
3.1.6.11. Уровень локальной вибрации на органах управления автоцементовоза - по ГОСТ 12.1.012.
3.1.6.12. Усилия на органах управления пневморазгрузкой - по ГОСТ 12.2.011.
3.1.6.13. Усилия на рукоятках механизма полуприцепа - по ГОСТ 3163.
3.1.7. Требования технического обслуживания и ремонта
3.1.7.1. Конструкция автоцементовоза обеспечивает ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
3.1.7.2. Конкретные требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров.
3.2. Комплектность
3.2.1. В комплект поставки автоцементовоза рекомендуется включать:
рукава разгрузочные;
рукава загрузочные (для автоцементовозов типа 2);
рукава воздушные;
противооткатный упор;
рукоятку опорных стоек;
запасное колесо;
инструмент, принадлежности, ЗИП (необходимые для проведения технического обслуживания и поддержания работоспособного состояния автоцементовоза в течение гарантийного срока эксплуатации) согласно разделу "Комплектность" формуляров на конкретные типоразмеры автоцементовозов;
инструмент, принадлежности и ЗИП для комплектующих изделий в соответствии с сопроводительной документацией заводов-изготовителей.
3.2.2. К автоцементовозу прилагают следующую техническую документацию по ГОСТ 2.601:
формуляр;
техническое описание и инструкцию по эксплуатации;
паспорт сосуда, работающего под давлением;
документацию, поступающую с комплектующими изделиями.
3.3. Лакокрасочные покрытия - по ГОСТ 9.032.
3.4. Маркировка
3.4.1. На автоцементовозе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
индекс изделия;
заводской номер;
год выпуска;
обозначение технических условий;
массу перевозимого груза;
вместимость цистерны полную;
давление рабочее;
давление пробное;
допустимую температуру стенок сосуда.
3.4.2. На цистерне должна быть нанесена ударным или безударным способом следующая маркировка:
товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
порядковый номер сосуда;
год изготовления;
рабочее давление;
пробное давление;
допустимая температура стенок сосуда.
3.4.3. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
3.5. Упаковка
Требования к упаковке устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 23170.
4. ПРИЕМКА
4.1. Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта, технических условий и конструкторской документации автоцементовозы серийного производства рекомендуется подвергать приемосдаточным и периодическим испытаниям.
Приемосдаточные испытания проводят в соответствии с настоящим стандартом, периодические - по программе-методике, утвержденной в установленном порядке.
4.2. Объемы и периодичность проведения испытаний устанавливают в технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.
4.3. Рекомендуемые этапы испытаний приведены в табл.1.
Таблица 1
Виды испытаний | |||
Наименование этапа испытаний | Номера пунктов методов испытаний | приемосдаточные | периодические |
Визуальный контроль | 5.3.1 | + | + |
Проверка массы перевозимого груза | 5.3.2 | - | + |
Проверка массы снаряженного автоцементовоза | 5.3.3 | - | + |
Проверка производительности пневморазгрузки | 5.3.4 | - | + |
Проверка производительности пневмосамозагрузки | 5.3.5 | - | + |
Проверка расхода электроэнергии при пневморазгрузке | 5.3.6 | - | + |
Проверка расхода электроэнергии при пневмосамозагрузке | 5.3.6 | - | - |
Проверка расхода топлива при пневморазгрузке | 5.3.6 | - | + |
Проверка расхода топлива при пневмосамозагрузке | 5.3.6 | - | + |
Проверка производительности компрессора по воздуху | 5.3.7 | + | + |
Проверка рабочего давления в цистерне | 5.3.8 | + | + |
Проверка показателей надежности | 5.3.9 | - | + |
Проверка качества сварных соединений | 5.3.10 | + | - |
Проверка состояния пневмотормозной системы | 5.3.14 | + | - |
Проверка наличия и состояния внешних световых приборов | 5.3.11 | + | - |
Проверка герметичности цистерны и пневмосистемы | 5.3.12 | + | + |
Проверка качества лакокрасочных и гальванических покрытий | 5.3.14 | + | - |
Проверка комплектности, маркировки, упаковки | 5.3.1 | + | - |
Проверка соответствия требованиям безопасности | 5.3.11 | - | + |
Контроль эргономических и экологических показателей | 5.3.13 | - | + |
Примечание. Знак "+" означает выполнение испытаний.
4.4. В тех случаях, когда предусматривают выпуск базовой модели и нескольких модификаций, периодическим испытаниям подвергают базовую модель.
Автоцементовозы других модификаций подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Требования к средствам испытаний
5.1.1. Перечень измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в программе-методике, составленной на каждый вид испытаний.
5.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326.
5.2. Подготовка к испытаниям
5.2.1. С автоцементовозом, предъявляемым к периодическим испытаниям, представляют следующую документацию:
программу и методику испытаний;
инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
акт приемосдаточных испытаний;
материалы предшествующих периодических или приемосдаточных испытаний.
5.3. Проведение испытаний
5.3.1. Визуальный контроль предъявляемого к испытаниям автоцементовоза проводят с целью проверки его комплектности, упаковки, маркировки, качества изготовления и сборки, надежности креплений, наличия смазок в агрегатах и готовности к проведению испытаний.
Осмотру подвергают все узлы и механизмы автоцементовоза.
Осмотр, проверку креплений, регулировок, число рабочих жидкостей и смазки в узлах и сопряжениях следует проводить без разборки и демонтажа сборочных единиц.
5.3.2. Массу перевозимого груза определяют по показанию автомобильных весов при загрузке автоцементовоза через верхний люк аэрированным цементом насыпной массой 1150 кг/м.
5.3.3. Массу снаряженного автоцементовоза (т) определяют по показанию автомобильных весов.
5.3.4. Производительность пневморазгрузки (т/мин) определяют как отношение массы выгруженного цемента ко времени разгрузки. Время разгрузки измеряют от момента открытия разгрузочного крана до "нулевого" показания манометра или до прекращения подачи цемента в разгрузочный трубопровод.
5.3.5. Производительность пневмосамозагрузки (т/мин) определяют как отношение массы загруженного цемента ко времени загрузки. Время загрузки измеряют с начала подачи цемента в цистерну до срабатывания сигнализатора уровня.
5.3.6. Удельный расход электроэнергии (топлива) при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) определяют как отношение расхода электроэнергии (топлива) к массе перегруженного цемента за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки).
5.3.7. Производительность компрессора по воздуху (), м/с, рассчитывают по времени поднятия давления в пустой цистерне до рабочего по формуле
,
где - давление в емкости в момент времени , Па;
- вместимость цистерны геометрическая, м;
- газовая постоянная воздуха;
- плотность воздуха в нормальных условиях (=1,2046 кг/м);
- средняя термодинамическая температура газа в цистерне,
К.
5.3.8. Рабочее давление (разрежение) определяют с помощью штатного манометра автоцементовоза, установленного на цистерне.
5.3.9. Удельную суммарную оперативную трудоемкость технического обслуживания и показатели надежности контролируют по данным эксплуатационных наблюдений и испытаний.
5.3.10. Качество сварных соединений проверяют в соответствии с требованиями "Правил Госгортехнадзора РФ", ГОСТ 3242, ГОСТ 7122, ГОСТ 7512, ГОСТ 20426, ГОСТ 6996.
5.3.11. Наличие и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением.
5.3.12. Герметичность цистерны и пневмосистемы проверяют при давлении в цистерне, равном рабочему. При этом проводят внешний осмотр цистерны и пневмосистемы; падение давления в цистерне при отключенном компрессоре не должно превышать 0,02 МПа в течение 2 мин; проверяют срабатывание предохранительного клапана при достижении давления в цистерне 0,16 МПa.
5.3.13. Проверка требований безопасности.
Дымность отработавших газов - по ГОСТ 21393.
Шумовые характеристики - по ГОСТ 12.1.003.
Уровень локальной вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке проверяют по ГОСТ 12.1.005.
5.3.14. Методы проверки герметичности пневмотормозной системы, качества лакокрасочных и гальванических покрытий определяют в программе-методике испытаний или технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.
6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Транспортирование автоцементовозов осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта, или своим ходом.
6.2. Требования к хранению устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 15150.
6.3. Требования к консервации устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Требования к эксплуатации автоцементовозов - по ГОСТ 25646.
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Изготовитель гарантирует соответствие каждого автоцементовоза требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные типоразмеры при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
8.2. Гарантийный срок эксплуатации автоцементовозов - не менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача.
8.3. Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на них.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Таблица 2
Термин | Пояснение |
Автоцементовоз | Специализированное автотранспортное средство, имеющее герметичную емкость, заполняемую цементом |
Масса снаряженного автоцементовоза | Масса автоцементовоза без тягача с комплектом ЗИП, запасным колесом, пневматическими рукавами и соплом |
Производительность пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) | Отношение массы цемента, выгруженного из цистерны (загруженного), ко времени разгрузки при помощи пневмосистемы автоцементовоза без учета времени на предварительное поднятие давления в цистерне до рабочего |
Дальность подачи приведенная | Сумма геометрических длин прямолинейных вертикальных и горизонтальных участков стального трубопровода диаметром 100 мм и эквивалентных длин колен и разгрузочных рукавов. Эквивалентная длина колена под углом 90° и радиусом 1,5 м при переходе от вертикального участка к горизонтальному равна 5 м, а при переходе от горизонтального участка к вертикальному - 8 м. Эквивалентная длина одного метра рукава соответствует 2 м. |
Удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) | Отношение расхода электроэнергии за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента |
Удельный расход топлива при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) | Отношение расхода топлива за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента |
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1994
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена