ГОСТ Р 113.00.08-2020 Наилучшие доступные технологии. Система оценки наилучших доступных технологий. Общие требования

Обложка ГОСТ Р 113.00.08-2020 Наилучшие доступные технологии. Система оценки наилучших доступных технологий. Общие требования
Обозначение
ГОСТ Р 113.00.08-2020
Наименование
Наилучшие доступные технологии. Система оценки наилучших доступных технологий. Общие требования
Статус
Заменен
Дата введения
2021.04.01
Дата отмены
2024.0201.01
Заменен на
ГОСТ Р 113.00.08-2023
Код ОКС
13.020.01

ГОСТ Р 113.00.08-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Система оценки наилучших доступных технологий. Общие требования

The best available techniques. The evaluation system of the best available techniques. General requirements

ОКС 13.020.01

Дата введения 2021-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2020 г. N 1109-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ().

Введение

Акцентирование внимания на необходимости соблюдения разумного баланса между "экологичностью" производства, технологическим лидерством отечественной промышленности и общей социально-экономической ситуацией в стране прослеживается во всех стратегических документах Российской Федерации [1].

Национальный проект "Экология" [2], рассчитанный на период 2018-2024 гг., призван решить вопросы эффективного управления отходами производства и потребления, обеспечить снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повысить качество питьевой воды, восстановить баланс воспроизводства лесов, а также создать условия для перехода промышленности на новую технологическую реальность с применением наилучших доступных технологий в целях качественного роста передовых отраслей экономики, машино- и станкостроения.

Наравне с указанными выше задачами в Российской Федерации необходимо сформировать систему оценки и экспертное сообщество наилучших доступных технологий.

Целью создания системы оценки наилучших доступных технологий (НДТ) является обеспечение организации процесса определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ [3].

В тексте настоящего стандарта приведены положения, касающиеся системы оценки НДТ: цели, задачи, основные принципы и порядок функционирования.

Настоящий стандарт является одним из методических документов по организации и обеспечению определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (определение соответствия), наилучшим доступным технологиям.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила функционирования системы оценки НДТ.

Положения стандарта распространяются на организацию процесса определения соответствия НДТ.

Настоящий стандарт предназначен для субъектов деятельности в сфере промышленности, субъектов электроэнергетики, сельскохозяйственных товаропроизводителей, субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (производители технологий, продавцы, потребители технологий), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе органов государственного, регионального контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора), государственных корпораций и негосударственных организаций, общественных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций, образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов и консультационных компаний, заинтересованных в обеспечении объективного определения соответствия НДТ.

Настоящий стандарт распространяется на технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена I (II) категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с [4].

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1

информационно-технический справочник: Документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

[[5], статья 1]

2.2

комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

[[1], статья 1]

2.3

наилучшая доступная технология: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

[[1], статья 1]

2.4

негативное воздействие на окружающую среду: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

[[1], статья 1]

2.5 программа повышения экологической эффективности: Документ, разрабатываемый на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, и одобренный Межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (далее - Межведомственная комиссия).

2.6 система оценки НДТ: Совокупность правил и требований, обеспечивающих определение технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет соответствия требованиям НДТ.

2.7 эксперт НДТ: Физическое лицо, включенное в экспертное сообщество НДТ, обладающее научными и практическими знаниями в области НДТ, деловой и профессиональной репутацией и привлекаемое Бюро НДТ для подготовки заключения о соответствии НДТ.

2.8 экспертное сообщество НДТ: Сформированное Бюро НДТ с целью эффективного управления процессом экспертной поддержки внедрения НДТ сообщество представителей профессий и специальностей, обладающих квалифицированными навыками для решения поставленных задач, а также знанием процедур, принципов и основных критериев функционирования сообщества.

3 Общие положения

3.1 Основная цель разработки настоящего стандарта - обеспечение единых требований к процедуре определения соответствия НДТ в рамках функционирования системы оценки НДТ:

- при рассмотрении заявки на получение комплексного экологического заключения (КЭР) в случае, если в соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 [3] не требуется разработка и утверждение программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ);

- при рассмотрении и одобрении проектов ППЭЭ Межведомственной комиссией [5] до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты ППЭЭ в целях поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов;

- при рассмотрении проектов, включающих в себя использование НДТ для снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов образования отходов производства и потребления, сокращения выбросов парниковых газов, энергосбережения и повышения эффективности использования природных ресурсов ("зеленые" проекты), вовлечения в технологический оборот вторичных материальных ресурсов;

- при принятии решений по осуществлению мер государственной поддержки перехода промышленности на принципы НДТ [6];

- в иных случаях, когда потребуется определение соответствия НДТ.

3.2 Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- создание базы объективной информации о характеристиках отраслевых и межотраслевых НДТ, а также о достигнутых российскими предприятиями показателях экологической и энергетической эффективности, об используемых технологических процессах, оборудовании, технических способах и методах, НДТ;

- разработка и совершенствование инструментов сравнительного анализа (сопоставления) экологической и энергетической эффективности предприятий, технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, с требованиями НДТ, с учетом отраслевых и региональных особенностей;

- привлечение экспертов НДТ.

4 Принципы и основные критерии функционирования системы оценки НДТ

4.1 Определение технологических процессов, оборудования, технических способов и методов НДТ осуществляется на основе следующих принципов:

- доступности информации о порядке проведения определения соответствия НДТ заинтересованным лицам;

- недопустимости принуждения к осуществлению определения соответствия НДТ;

- защиты интересов заинтересованных сторон, соблюдения государственной и/или коммерческой тайны в отношении информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну;

- недопустимости дискриминации;

- отсутствия заинтересованности в результате определения соответствия НДТ, а также обеспечение финансовой и производственной независимости экспертов НДТ, проводящих определение соответствия НДТ.

4.2 Критериями соответствия НДТ являются:

- при рассмотрении проектов ППЭЭ - соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к применению на объекте, оказывающем НВОС, НДТ;

- при рассмотрении заявок для финансового обеспечения проектов - соответствие проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе НДТ установленным требованиям нормативных правовых актов, нормативных документов, информационно-технических справочников НДТ, других документов, содержащих требования к технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам;

- при рассмотрении заявок на выдачу КЭР [6] - определение соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ.

5 Порядок функционирования системы оценки НДТ

5.1 Система оценки НДТ формируется на базе Бюро наилучших доступных технологий (Бюро НДТ).

5.2 Для проведения определения соответствия НДТ Бюро НДТ привлекает экспертов НДТ.

5.3 Бюро НДТ в рамках возложенных на него функций [7] определяет порядок проведения определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ при получении комплексного экологического разрешения, одобрении проектов ППЭЭ и в иных установленных нормативно-правовыми актами случаях:

- сроки и этапы проведения определения соответствия НДТ;

- порядок назначения экспертов НДТ для проведения определения соответствия НДТ;

- права и обязанности экспертов НДТ при проведении определения соответствия НДТ;

- требования к оформлению результатов экспертной оценки НДТ;

- порядок взаимодействия экспертов НДТ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

6 Права и обязанности экспертов НДТ в системе оценки НДТ

6.1 Эксперты по НДТ имеют право:

- изучать материалы (проект ППЭЭ, обосновывающие материалы к ППЭЭ, заявка на оказание финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, заявка на выдачу КЭР, иные материалы, полученные по запросу);

- запрашивать посредством запроса, направляемого в Бюро НДТ, дополнительные материалы, необходимые для формирования экспертного мнения по рассматриваемому вопросу;

- получать необходимые информацию и материалы для определения соответствия НДТ с соблюдением режима конфиденциальности.

6.2 Эксперты НДТ обязаны:

- обеспечить своевременное рассмотрение материалов (проект ППЭЭ, обосновывающие материалы к ППЭЭ, заявка на оказание финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, заявка на выдачу КЭР, иные материалы, полученные по запросу);

- осуществить всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ материалов (проект ППЭЭ, обосновывающие материалы к ППЭЭ, заявка на оказание финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, заявка на выдачу КЭР, иные материалы, полученные по запросу), представленных для проведения определения соответствия НДТ;

- обеспечивать конфиденциальность сведений, содержащихся в материалах объекта определения соответствия НДТ.

Библиография

[1]

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

[2]

Паспорт национального проекта "Экология" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)

[3]

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

[4]

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

[5]

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 999 "О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности"

[6]

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения"

[7]

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 1508 "О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий"

УДК 631.95:006.354

ОКС 13.020.01

Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, программа повышения экологической эффективности, эксперт НДТ

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2020