ГОСТ Р 113.00.05-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по проведению общественной проверки внедрения НДТ на предприятиях
The best available techniques. Methodical recommendations for the public inspection of implementation of BAT
ОКС 13.020.01
Дата введения 2021-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2020 г. N 1106-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Приоритетные направления государственной политики и стратегического планирования Российской Федерации диктуют необходимость формирования в стране высокотехнологичной промышленности, повышения ее конкурентоспособности, обеспечения инновационного типа развития экономики при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) [1], [2].
Эти задачи предполагается реализовать посредством создания эффективных механизмов правоприменения государственной политики в сферах промышленности, охраны окружающей среды и природопользования, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также посредством согласованного взаимодействия ее участников в процессе регулирования их отношений [3], [4], [5].
Переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрение современных технологий в промышленном секторе Российской Федерации стали инструментами эколого-технологической модернизации экономики России в ключевых отраслях хозяйства.
В 2017 году завершился первый этап перехода на государственное регулирование на основе НДТ: сформирована нормативная правовая база, даны поручения федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Российской Федерации, разработан и утвержден 51 информационно-технический справочник (ИТС) по НДТ.
Следующий этап предполагает доработку системы выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР), мониторинга, контроля и оценки эффективности внедрения НДТ; применение комплекса технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; введение новых мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов; содействие снижению доли импортного оборудования.
Достижение поставленных задач зависит, в том числе, от уровня информированности заинтересованных сторон, степени их подготовленности к реализации первоочередных мероприятий, технической, материальной и социальной готовности принимать управленческие решения внедрения НДТ в промышленном секторе Российской Федерации.
Это определяет актуальность разработки национального стандарта по проведению общественной проверки внедрения НДТ.
Настоящий стандарт является методическим документом, положения которого могут использоваться в рамках мониторинга достижимости целей и социально-экономических последствий национального проекта "Экология" [6], при осуществлении общественного контроля [7], а также в иных случаях при проведении добровольных мероприятий, направленных на социологическую оценку удовлетворенности населения экологической обстановкой.
1 Область применения
Настоящий стандарт не устанавливает требований, а содержит методические рекомендации по планированию, организации и проведению общественной проверки внедрения НДТ на предприятиях - объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), отнесенных в соответствии с [8] к I или II категории негативного воздействия, на которых осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие комплексное экологическое разрешение (КЭР), или в отношении которых имеется одобренная Межведомственной комиссией по рассмотрению и одобрению проектов программ повышения экологической эффективности и утвержденная юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) [9].
Объектом общественной проверки внедрения НДТ исключительно при добровольном согласии могут быть предприятия - объекты НВОС, на которых, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ, проведены расчеты технологических нормативов [3].
Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включая субъектов общественного контроля, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I или II категории [8], экспертов НДТ и других заинтересованных сторон.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 инициатор общественной проверки: Субъект общественного контроля, проводящий общественную проверку внедрения НДТ.
2.2
информационно-технический справочник: Документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. [[3], статья 1] |
2.3
комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. [[3], статья 1] |
2.4
наилучшая доступная технология: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. [[3], статья 1] |
2.5
негативное воздействие на окружающую среду: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [[3], статья 1] |
2.6 объект общественной проверки внедрения НДТ: Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, отнесенный к I или II категории негативного воздействия, на котором осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие КЭР, или в отношении которых имеется одобренная Межведомственной комиссией по рассмотрению и одобрению проектов программ повышения экологической эффективности (далее - Межведомственная комиссия), утвержденная юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем.
2.7
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: Объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. [[3], статья 1] |
2.8 объективное свидетельство: Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.
Примечание - Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другим способом.
2.9 общественная проверка внедрения НДТ: Совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности в части внедрения НДТ на объекте общественной проверки внедрения НДТ.
2.10 общественный инспектор: Гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки внедрения НДТ.
2.11 программа повышения экологической эффективности: Документ, разрабатываемый на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, одобренный Межведомственной комиссией.
2.12 субъекты общественного контроля: Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, участвующие в осуществлении общественной проверке внедрения НДТ
2.13
технологические нормативы: Нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей. [[3], статья 1] |
2.14
технологические показатели: Показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги. [[3], статья 1] |
2.15 эксперт НДТ: Физическое лицо, включенное в экспертное сообщество НДТ, обладающее научными и практическими знаниями в области НДТ, деловой и профессиональной репутацией и привлекаемое Бюро НДТ для подготовки заключения о соответствии НДТ.
2.16 экспертная эколого-технологическая оценка внедрения НДТ: Независимая, комплексная, документированная процедура оценки соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ, осуществляемая экспертом(ами) НДТ.
2.17 экспертное сообщество НДТ: Сформированное Бюро НДТ с целью эффективного управления процессом экспертной поддержки внедрения НДТ сообщество представителей профессий и специальностей, обладающих квалифицированными навыками для решения поставленных задач, а также знанием процедур, принципов и основных критериев функционирования сообщества.
3 Общие положения
3.1 Общественная проверка внедрения НДТ осуществляется ее инициатором с привлечением общественного(ых) инспектора(ов), эксперта(ов) НДТ или иных лиц субъекта общественного контроля.
3.2 Основанием проведения общественной проверки внедрения НДТ может служить протокольное решение субъекта общественного контроля, поручение и пр.
Основанием проведения общественной проверки внедрения НДТ также может служить добровольная инициатива объекта общественной проверки внедрения НДТ.
3.3 В рамках проведения общественной проверки внедрения НДТ на объектах общественной проверки внедрения НДТ проводится экспертная эколого-технологическая оценка внедрения НДТ (оценка внедрения НДТ), на основании результатов которой готовится итоговый документ (акт) общественной проверки внедрения НДТ.
3.4 Основная цель разработки настоящего стандарта - обеспечение единых принципов планирования, организации и проведения общественной проверки внедрения НДТ на предприятии.
4 Организация и проведение общественной проверки внедрения НДТ
4.1 Общественная проверка внедрения НДТ проводится в соответствии с программой проведения общественных проверок внедрения НДТ, которая утверждается инициатором общественной проверки внедрения НДТ.
Проведению общественной проверки внедрения НДТ может предшествовать общественное обсуждение.
4.2 Организация и проведение общественной проверки внедрения НДТ включают следующие обязательные этапы:
- принятие решения о проведении общественной проверки внедрения НДТ;
- разработка, согласование с объектом общественной проверки внедрения НДТ программы общественной проверки внедрения НДТ и ее утверждение;
- проведение общественной проверки внедрения НДТ с оценкой внедрения НДТ;
- оформление результатов общественной проверки внедрения НДТ в виде итогового документа (акта);
- информирование заинтересованных сторон о результатах общественной проверки внедрения НДТ.
4.2.1 Инициатор общественной проверки принимает решение о ее проведении, доводит до сведения руководителя объекта общественной проверки внедрения НДТ информацию об общественной проверке внедрения НДТ и согласовывает сроки и порядок ее проведения.
4.2.2 В случае положительного решения о проведении общественной проверки внедрения НДТ инициатором разрабатывается программа общественной проверки внедрения НДТ.
Программа общественной проверки внедрения НДТ должна включать в себя информацию и ресурсы, необходимые для организации проверки и ее результативного и эффективного проведения в установленные временные сроки, а также может включать в себя следующую информацию:
- цели(и) общественной проверки внедрения НДТ;
- основание проведения общественной проверки внедрения НДТ;
- предполагаемые участники комиссии по общественной проверке внедрения НДТ;
- порядок проведения общественной проверки внедрения НДТ и определение результатов.
Комиссию по общественной проверке внедрения НДТ формирует субъект общественного контроля. Комиссию по общественной проверке внедрения НДТ составляют: представитель субъекта общественного контроля, эксперт(ы) НДТ, общественный инспектор.
Эксперт(ы) НДТ привлекаются к проведению общественной проверки внедрения НДТ из числа рекомендованных Бюро НДТ на основании официального запроса.
В состав Комиссии по общественной проверке внедрения НДТ могут (при необходимости) включаться иные лица субъекта общественного контроля.
Общественный инспектор, эксперт НДТ или иное лицо субъекта общественного контроля не допускается к осуществлению общественной проверки внедрения НДТ при наличии конфликта интересов при осуществлении общественного контроля.
Программа общественной проверки внедрения НДТ согласовывается с руководителем объекта общественной проверки внедрения НДТ.
Пример программы общественной проверки внедрения НДТ представлен в Приложении А.
4.2.3 Проведение общественной проверки внедрения НДТ осуществляется по месту фактического расположения объекта общественной проверки внедрения НДТ с посещением промышленной площадки (промышленных площадок) проверяемой организации.
Проведение общественной проверки внедрения НДТ организуется в соответствии с планом и маршрутом, который утверждается руководителем (уполномоченным лицом) объекта общественной проверки внедрения НДТ с неукоснительным соблюдением правил безопасности, установленных в организации.
Рекомендуется организовывать предварительное и заключительное совещания с представителями объекта общественной проверки внедрения НДТ, в ходе которых обсуждаются соответственно план и результаты проведения общественной проверки.
Срок проведения общественной проверки внедрения НДТ не должен превышать тридцати дней.
4.2.4 По результатам общественной проверки внедрения НДТ подготавливается итоговый документ (акт), который должен содержать:
- основание для проведения общественной проверки внедрения НДТ;
- перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки внедрения НДТ;
- объективные свидетельства внедрения НДТ, полученные экспертами НДТ;
- заключение по оценке внедрения НДТ, подготовленное экспертом(ами) НДТ;
- выводы о результатах общественной проверки внедрения НДТ, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Один экземпляр итогового документа (акта) общественной проверки внедрения НДТ, подписанный всеми членами комиссии по общественной проверке внедрения НДТ, представляется руководителю объекта общественной проверки внедрения НДТ.
Второй экземпляр акта итогового документа (акта) общественной проверки внедрения НДТ, подписанный всеми членами комиссии по общественной проверке внедрения НДТ, возвращается субъекту общественного контроля.
Пример итогового документа (акта) представлен в приложении Б.
4.2.5 Информирование заинтересованных сторон о результатах общественной проверки внедрения НДТ является обязательным и заключительным элементом общественной проверки внедрения НДТ.
Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки внедрения НДТ, в обязательном порядке размещается субъектом общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом осуществляется обезличивание персональных данных, в том числе в отношении биометрических персональных данных, специальных категорий персональных данных гражданина [10].
Информирование осуществляется посредством общественных (публичных) слушаний, обсуждений, публикаций в средствах массовой информации, на социальных медиаплатформах, в научных периодических изданиях и пр.
В рамках информирования может быть также использована информация из:
- протокола заключительного совещания с представителями объекта общественной проверки внедрения НДТ;
- протокола встречи с заинтересованными сторонами;
- заключения по итогам общественных (публичных) слушаний;
- заключения по итогам общественных обсуждений и пр.
Доступ к информации по результатам общественной проверки внедрения НДТ, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым [11].
Последовательность организации и проведения общественной проверки внедрения НДТ представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Последовательность организации и проведения общественной проверки внедрения НДТ
5 Экспертная эколого-технологическая оценка внедрения НДТ на предприятиях
5.1 Экспертная эколого-технологическая оценка внедрения наилучших доступных технологий (оценка внедрения НДТ) является обязательным этапом общественной проверки внедрения НДТ и служит инструментом объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет их соответствия НДТ на объекте, оказывающем НВОС.
5.2 Оценка внедрения НДТ осуществляется экспертом(ами) НДТ.
5.3 Для получения объективных свидетельств внедрения НДТ эксперт(ы) НДТ осуществляет(ют):
а) Сбор и анализ информации о деятельности объекта общественной проверки внедрения НДТ (проверка статуса объекта негативного воздействия на окружающую среду, включая организационная структуру, административную подчиненность, виды и объем производимой продукции (товара) и пр., сведения об авариях и инцидентах, повлекших НВОС).
б) Подготовку и направление анкеты в объект общественной проверки внедрения НДТ, а также примерного перечня документов, подтверждающих сведения, запрашиваемые в анкете. Пример анкеты и примерного перечня документов для оценки внедрения НДТ представлен в приложении В.
в) Анализ информации, полученной от объекта общественной проверки внедрения НДТ, указанной в 6.3.1, 6.3.2 настоящего стандарта.
г) Планирование и подготовку контрольного списка вопросов. Пример контрольного списка вопросов для оценки внедрения НДТ представлен в приложении Г.
д) Проведение работ (оценку внедрения НДТ) на производственной площадке.
е) Подготовку заключения по оценке внедрения НДТ, содержащего мотивированное (обоснованное) заключение о внедрении/применении НДТ в организации и о соблюдении утвержденных технологических нормативов и (или) отраслевых технологических показателей.
Приложение А
(справочное)
Пример программы общественной проверки внедрения НДТ
1 Цель(и) проведения общественной проверки внедрения НДТ (сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств и пр.).
2 Основание проведения общественной проверки внедрения НДТ (протокольное решение, жалоба, поручение и пр.).
3 Предполагаемые участники комиссии по общественной проверке внедрения НДТ (приводится информация о количестве членов комиссии с указанием ФИО, места работы и занимаемой должности).
4 Сроки проведения общественной проверки внедрения НДТ (указываются конкретные сроки проведения общественной проверки).
5 Порядок проведения общественной проверки внедрения НДТ и определения результатов.
5.1 План и маршрут посещения промышленной площадки (промышленных площадок), утвержденный объектом общественной проверки внедрения НДТ.
5.2 Посещение промышленной площадки (промышленных площадок).
5.3 Предварительное совещание с представителями объекта общественной проверки внедрения НДТ.
5.4 Экспертная эколого-технологическая оценка внедрения НДТ.
6 Результаты проведения общественной проверки внедрения НДТ.
6.1 Обобщение результатов.
6.2 Заключительное совещание с представителями объекта общественной проверки внедрения НДТ.
6.3 Протокол заключительного совещания с представителями объекта общественной проверки внедрения НДТ.
6.4 Протокол встречи с заинтересованными сторонами.
6.5 Составление рекомендаций по устранению выявленных недостатков и разработке корректирующих мероприятий (при необходимости).
6.6 Составление и подписание итогового документа (акта), подготовленного по результатам общественной проверки внедрения НДТ.
7 Информирование о результатах общественной проверки внедрения НДТ.
7.1 Общественные (публичные) слушания, обсуждения.
7.2 Публикации в средствах массовой информации, на социальных медиаплатформах, в научных периодических изданиях и пр.
7.3 Итоговый документ (акт) по результатам общественной проверки внедрения НДТ.
Приложение Б
(справочное)
Пример итогового документа (акта) общественной проверки внедрения НДТ
Акт N________ | |||||||||
субъект общественного контроля | |||||||||
" | " | 202 | г. | ||||||
место проведения | |||||||||
на основании | |||||||||
наименование, N, дата уведомления о проведении проверки внедрения НДТ | |||||||||
комиссия в составе: | |||||||||
Ф.И.О., должность, место работы | |||||||||
Ф.И.О., должность, место работы | |||||||||
Ф.И.О., должность, место работы | |||||||||
провела в присутствии (Ф.И.О., должность) в соответствии с утвержденной программой общественную проверку внедрения НДТ на | |||||||||
наименование объекта общественной проверки | |||||||||
При общественной проверке внедрения НДТ установлено | |||||||||
Заключение по экспертной эколого-технологической оценке внедрения НДТ | |||||||||
Общее заключение | |||||||||
Рекомендации по устранению выявленных недостатков и проведению необходимых корректирующих мероприятий | |||||||||
Члены комиссии: | |||||||||
Ф.И.О., подпись | |||||||||
Ф.И.О., подпись | |||||||||
Ф.И.О., подпись | |||||||||
С актом ознакомлен: | |||||||||
Ф.И.О., подпись |
Приложение В
(справочное)
Пример анкеты для оценки внедрения НДТ
1. Наименование объекта НВОС.
2. Код объекта НВОС.
3. Перечень действующей разрешительной документации, имеющей отношение к оценке внедрения НДТ (в том числе КЭР), с указанием сроков действия.
4. Перечень применимых НДТ и сведения о применении (в том числе, планируемом).
N п/п | ИТС НДТ | Номер и наименование НДТ в соответствии с ИТС НДТ | Сведения о применении/ | Утвержденный отраслевой технологический показатель | Достигнутый объектом технологический показатель | Примечания (регламенты, технологические карты, проекты и пр.). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение Г
(справочное)
Пример контрольного списка вопросов для оценки внедрения НДТ
1. Наличие действующей разрешительной документации.
2. Наличие КЭР.
3. Наличие программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ):
- включенной в КЭР;
- одобренной Межведомственной комиссией [9], [12].
4. Объективные свидетельства:
- внедрения НДТ (с примерами);
- соблюдения утвержденных отраслевых технологических показателей НДТ;
- поэтапного достижения технологических нормативов в ходе реализации ППЭЭ.
5. Осведомленность персонала о процессах внедрения НДТ.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" |
[2] | Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
[3] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
[4] | Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" |
[5] | Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
[6] | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" |
[7] | Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" |
[8] | Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" |
[9] | Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2015 г. N 999 "О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности" |
[10] | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" |
[11] | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
[12] | Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 г. N 666 "Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности" |
УДК 32.019.5 | ОКС 13.020.01 | |
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, общественная проверка, оценка внедрения НДТ |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020