ГОСТ 25251-82 Краны козловые электрические. Методы испытаний

Обложка ГОСТ 25251-82 Краны козловые электрические. Методы испытаний
Обозначение
ГОСТ 25251-82
Наименование
Краны козловые электрические. Методы испытаний
Статус
Заменен
Дата введения
1983.07.01
Дата отмены
2021.0701.01
Заменен на
-
Код ОКС
53.020.20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ КОЗЛОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 25251-82

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

РАЗРАБОТАН

Министерством тяжелого и транспортного машиностроения

Министерством путей сообщения

Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов

ИСПОЛНИТЕЛИ

И. И. Абрамович. В. В.Бирюков, А. С. Оболенский. В. Н. Рамодин, А. Д. Малов, М.А. Мурашова. Д. Д. Смарагдов

ВНЕСЕНМинистерством тяжелого и транспортного машиностроения

Член Коллегии М. П. Фарафонов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 мая 1982 г. №1837

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ КОЗЛОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Методы испытаний

Electric gantry cranes.

Testing methods

ГОСТ
25251-82

Постановлением Государственного комитета СССР постандартам от 10 мая 4982 г. № 1837 срок действияустановлен

с 01.07. 1983 г.

до 01.07.1988г.

Несоблюдение стандарта преследуется позакону

Настоящийстандарт устанавливает методы испытаний козловых электрических крановгрузоподъемностью от 2 до 50 т (включая краны смеханизированными грузозахватнымиорганами), перемещающихся по наземным рельсовым путям.

Стандарт неустанавливает методы испытаний кранов, предназначенных для обслуживаниягидротехнических сооружений, для работы в условиях взрывоопасной среды, а такжекранов, устанавливаемых на судах.

1. УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

1.1. Передначалом испытаний должен быть подготовлен участок крановых путей, уложенный в оборудованный в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов»,утвержденных ГосгортехнадзоромСССР, и инструкцией по монтажу и эксплуатации крана.

1.2. Переченьдокументации для проведения испытаний приведен в обязательном приложении 1.

1.3. Методикапроверки осветительной установки козлового крана приведена в обязательном приложении 2.

1.4. Инструмент,оснастка и приборы для проведения испытаний должны соответствовать требованиям,приведенным в рекомендуемом приложении 3.

1.5. До началаиспытаний должна быть проверена комплектность крана.

1.6. В объемиспытаний крана в сборе должно входить полное техническое освидетельствование всоответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора.

1.7. Испытаниякрана в сборе проводят на площадке завода-изготовителя.

По согласованиюс органом Госгортехнадзора СССР и потребителем допускается проведениеприемочных испытаний на другой площадке.

1.8. Монтаж идемонтаж крана при испытаниях выполняют в соответствии с инструкцией по монтажуи испытаниям крана.

1.9. При монтажеи демонтаже крана должны проверять трудоемкость выполнения всех операций,включая и затраты труда на установку, разборку и эксплуатацию используемого примонтаже монтажного и грузоподъемного оборудования.

1.10. Примонтаже самоподъемных кранов должны проверять усилия в канатах монтажныхполиспастов.

1.11. Для крановс двумя механизмами подъема груза (или двумя грузовыми тележками) все проверки,предусмотренные настоящим стандартом, выполняют отдельно для каждого механизма(или каждой грузовой тележки).

1.12. Отклонениенапряжения питающей электросети от номинального значения, измеренное на клеммахвводного аппарата крана, не должно превышать ±10 %.

1.13. Испытаниякрана должны проводиться при температуре окружающего воздуха и ветре впределах, установленных в паспорте крана.

1.14.Предварительные, приемо-сдаточные и периодические испытания должны проводитьсяв соответствии с требованиями ГОСТ15.001-73, ГОСТ 23940-79 и нормативно-технической документацией наконкретные типы кранов.

1.15. Типовыеиспытания кранов и их сборочных единиц - по ГОСТ16504-81, ГОСТ15.001-73 в соответствии с программой, составленной разработчиком иизготовителем крана и согласованной с потребителем.

Все изменения,проведенные перед типовыми испытаниями крана, должны быть согласованы с органомГосгортехнадзора СССР, выдавшим разрешение на изготовление крана.

1.16. Приемочныеиспытания должны включать в себя проверку соответствия крана ПравиламГосгортехнадзора СССР, государственным стандартам, техническим условиям наизготовление и рабочим чертежам на кран, а также проверку удобной и безопаснойэксплуатации и обслуживания крана.

1.17. Приприемочных испытаниях кранов должны проверять: высоту подъема крюка и вылетыконсолей, скорости всех рабочих движений, тормозные пути механизмовпередвижения тележки и крана, производительность крана, надежность конструкцииограждающих устройств канатных блоков, удерживающую способность противоугонныхустройств, горизонтальную (перекосную) жесткость металлической конструкциикрана, освещение в кабине крана и на погрузочной площадке, обслуживаемойкраном, а также показатели шума, вибрации, температуры и концентрации вредныхвеществ в воздухе кабины и другие показатели, предусмотренные НТД на краны.

Допускается, посогласованию между изготовителем и потребителем, взамен отдельных проверокучитывать результаты предварительных испытаний.

Впредусмотренных программой и методикой испытаний случаях в состав испытанийвключают испытания на надежность, ресурсные испытания, а такжеэкспериментальное определение напряжений в элементах металлической конструкциикрана.

Объем и состависпытаний должен быть достаточен для оценки возможности снижения металлоемкостикрана.

1.18. В составприемочных испытаний должны включаться монтаж и демонтаж крана.

Если по условиямиспользования в течение срока службы крана не предусматривают егоперебазирование, демонтаж крана в состав проверки не включают.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ

2.1.Комплектность крана на соответствие технической документации проверяют внешнимосмотром.

2.2. Статическоеиспытание должно проводиться в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР.При этом измерения прогибов моста крана выполняют с помощью струны,закрепленной на мосту крана, вблизи грузовой тележки, и снабженной натяжнымгрузом. Размер прогиба определяют по перемещению груза относительно вертикальноустановленной неподвижной линейки.

Измерения должнывыполняться с точностью не менее 10% от номинального расчетного значенияпрогиба. Одновременно с измерениями прогибов моста регистрируют вертикальныеперемещения ходовых тележек крана с помощью нивелира с точностью до 1 мм.

Для измеренияпрогибов моста и перемещений ходовых тележек допускается использовать другиеприборы и приспособления, обеспечивающие указанную точность.

2.3.Динамические испытания должны проводиться в соответствии с ПравиламиГосгортехнадзора. При этом выполняют не менее трех рабочих циклов для каждогоположения грузовой тележки. Груз должен подниматься на максимально возможнуювысоту, а грузовая тележка должна располагаться в центре пролета и на максимальномвылете каждой консоли.

2.4. Высотуподъема проверяют при отсутствии груза и расположении грузовой тележки в центрепролета, при этом измеряют расстояние по вертикали от уровня головки рельсовкранового пути до опорной поверхности крюка в его верхнем рабочем положении.

При проверкевылетов консолей измеряют расстояние по горизонтали от оси рельса ближайшей кконсоли опоры крана до оси грузозахватного органа (в том числе грузозахватногоприспособления), расположенного на этой консоли. Точность измерений высотыподъема и вылета должна составлять не менее 0,5% номинальных размеров.

2.5. Скоростирабочих движений должны измеряться как при работе с номинальным грузом, так ивхолостую. Скорость передвижения крана определяют на отрезке пути, выбираемомза пределами участка пути с неустановившимся движением. Скорости подъема иопускания для механизмов подъема должны проверяться раздельно.

Для механизмовгоризонтального перемещения производят не менее трех измерений при каждомнаправлении движения, по которым определяют среднее значение скорости для обоихнаправлений перемещения. Точность измерения должна составлять не менее 3%номинальных значений соответствующих скоростей.

2.6. Тормозныепути механизмов горизонтального перемещения должны определяться при действии механическихтормозе» при перемещении номинального груза. Тормозной путь грузовых тележек сдвумя механизмами подъема определяют для груза, соответствующегогрузоподъемности главного подъема. Тормозной путь механизма передвижения кранаопределяют при расположении грузовой тележки в центре пролета.

Проводят неменее трех измерений при каждом направления движения, по которым определяютсреднее значение тормозного пути для обоих направлений перемещения. Точностьизмерений должна составлять не менее 15% номинальных (расчетных) значенийтормозных путей.

2.7. Надежностьконструкции ограждающих устройств канатных блоков должна проверяться внешнимосмотром блоков при выполнении краном всех рабочих операций без груза, свозможными при эксплуатации резкими пусками и торможениями механизма.

2.8.Удерживающая сила противоугонных устройств должна проверяться приложением кодной из ходовых тележек крана, приходящегося на захват этой тележки расчетногопротивоугонного усилия при полностью разомкнутых тормозах механизмов передвижениякрана и затянутом захвате противоугонного устройства данной тележки.

Тяговое усилиеприкладывают к ходовой тележке лебедкой (или другим устройством) черездинамометр.

Дляпротивоугонных устройств с ручным приводом усилие, прикладываемое к штурвалуили рычагу, не должно превышать 200 Н.

Проверкупроводят и при сухих и при влажных поверхностях рельсов и рабочих органовпротивоугонных устройств.

2.9.Горизонтальная (перекосная) жесткость металлической конструкции крана должнапроверяться приложением к одной (любой) из опор крана в одном (любом)направлении тягового усилия, соответствующего максимальному расчетному усилиюперекоса крана. При этом тормоза первой опоры должны быть полностью разомкнуты,а вторая опора закреплена от смещения в продольном направлении. Регистрируютпродольное смещение опоры относительно кранового рельса.

2.10. Проверкапоказателей шума, вибрации и микроклимата - по ГОСТ 23940-79.

2.11.Производительность должна проверяться для условий, предусмотренных программойприемочных испытаний и технологией перегрузочных работ.

2.12. Состав иметоды проведения типовых испытаний должны определяться утвержденной вустановленном порядке программой этих испытаний.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Управлениекраном во время испытаний осуществляют обученные и имеющие удостоверение направо управления козловыми кранами лица, назначенные приказом по предприятию(организации), в ведении которого на момент испытаний находится кран.

3.2. Строповку,обвязку и отцепку груза во время испытаний осуществляют согласно ПравиламГосгортехнадзора СССР.

3.3. Все лица,осуществляющие во время испытаний обслуживание крана, выполнение измерений идругих работ, связанных с проведением испытаний, должны в порядке,установленном на предприятии (организации), в ведении которого находится кран,пройти инструктаж по технике безопасности.

3.4. Проверкаудобства и безопасности обслуживания крана должна проводиться при выключенныхмеханизмах крана.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМОЧНЫХ И ТИПОВЫХ ИСПЫТАНИЙ КРАНА В СБОРЕ

Наименование документа

Виды испытаний

Приемочные

Типовые

1. Акт и протокол предварительных испытаний крана и (при наличии) его отдельных узлов

+

2. Акт и протокол приемочных испытаний

-

+

3. Протоколы периодических испытаний (при наличии)

-

+

4. Акт приемки кранового пути

+

+

5. Протокол геодезической съемки пути

+

+

6. Акт проверки контура заземления пути

+

+

7. Акт о соответствии работ по монтажу крана инструкции по монтажу и эксплуатации, рабочей документации крана и нормам «Правил устройства электроустановок», составленный заводом-изготовителем крана или организацией, выполнявшей монтажные работы

+

+

8. Справка или акт о качестве выполненных при монтаже сварных соединений

+

+

9. Акт, удостоверяющий результаты проверки сопротивления изоляции

+

+

10. Паспорт крана но СТ СЭВ 290-76

+

+

11. Техническое задание

+

-

12. Карта технического уровня и качества

+

-

13. Технические условия на кран

+

+

14. Рабочий проект крана (или его измененных сборочных единиц)

+

+

15. Инструкция по монтажу и эксплуатации крана

+

+

16. Акты приемки составных частей крана, ОТК завода-изготовителя

+

+

17. Ведомость отступлений от проекта, допущенных при изготовлении крана

+

+

18. Программа и методика испытаний

+

+

Примечание. В таблице знак «+» означает, что документ представляется знак «-», что документ непредставляется.

ПРИЛОЖЕНИЕ2
Обязательное

МЕТОДИКА ПРОВЕРКИОСВЕТИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
КОЗЛОВОГО КРАНА

1.Проверка осветительной установки крана заключается в контроле освещенностикабины крана и площадок приема и подачи груза (погрузочных площадок).

2. При проверкеконтролируют неравномерность освещенности и отсутствие ослепленности.

3. Передпроведением измерений должны быть выбраны контрольные точки, в которых определяютзначения освещенности.

4. Контрольныеточки в кабине располагают на уровне рычагов управления.

5. На погрузочных площадкахконтрольные точкирасполагают под продольной осью моста крана по всей его рабочей длине в следующих местах:

под каждымсветильником;

в местах, наиболее удаленных от света в промежуточных местахшагом не более 5 м.

6. Для измерения освещенности, создаваемой искусственнымиисточниками света, следует применять переносные фотоэлектрическиелюксметры по ГОСТ 14841-80 и другие, имеющие погрешностьне более указанной в ГОСТ 14841-80, при условии соответствия назначения приборатипам источников света, освещенность от которых измеряют.

7. Измерениеосвещенности от установок искусственного освещенияпроизводят в темное время суток, когда естественная освещенность не превышает 0,1лк, при условии исключенияпопадания прямого света луны на фотоэлемент люксметра.

8. При измеренииосвещенности следует в начале и конце измерений производить контроль напряжения в сети на распределительных щитках.

9. Напогрузочных площадках измерение освещенности проводят на крюке при выключенныхсветильниках общего и включенных светильниках рабочего кранового освещения вгоризонтальной плоскости на уровне земли, на высоте2 м, и на высоте захвата груза во .всех контрольныхточках, указанных в п. 5 данного приложения.

Если краныоборудованы захватами, грейферами и т.п. устройствами,исключающими участие стропальщиков, освещенность измеряют непосредственно назахвате в горизонтальной плоскостина высотах от уровня земли, равных минимальной имаксимальной высоте переносимых грузов.

10. В кабинахкранов освещенность измеряют в горизонтальныхплоскостях пультов и рычагов управления.

11.При измерении освещенности необходимо выполнять следующие требования:

в каждой точкепроводят одно измерение;

на приемнуюпластину фотоэлемента не должна попадать тень от человека, проводящегоизмерения освещенности;

гальванометрлюксметра при измерении должен находиться в положении, указанном на его шкале.Не допускается установка гальванометра на металлические поверхности.

12. Приотклонении напряжения сети от номинального значения освещенности при номинальном напряжении Eфакт в лк следует рассчитывать по формуле

где Еизм -измеренная освещенность, лк;

К - коэффициент, учитывающий изменение освещенности в зависимости отизменения напряжения питания и равный для ламп накаливания 4, для ламп типа ДРЛ-2;

Uном -номинальное напряжение сети, В;

Uср- среднее значение напряжения сети, равное

где U1 и U2 - значения напряжения сети, в начале ив конце измерений, В.

13. Порезультатам измерений составляют протокол, в котором, помимо полученныхрезультатов, указывают нормируемые значения освещенности по ГОСТ 23940-79 сучетом регламентированных коэффициентов запаса. В протокол включают значениякоэффициента неравномерности освещенности, равного отношению максимальнойосвещенности Ефакт max к минимальной Eфактmin, который оценивают на основе всех измеренныхзначений освещенности, а также нормируемые значения этого показателя.

14. Отсутствиеослепленности крановщика от осветительной установки крана проверяют визуально.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУМЕНТАМ,ОСНАСТКЕ И ПРИБОРАМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ИСПЫТАНИЯМ

1. Монтаж кранаи стыковка сборочных единиц во время испытаний должны выполняться универсальныминструментом или специальным, поставляемым с краном и используемым при монтажекрана в условиях эксплуатации.

2. Приборы дляиспытаний должны быть класса точности не ниже:

1,5-дляэлектроизмерительных приборов по ГОСТ 8711-78;

1 - для термометров по ГОСТ 8624-80;

2-для анемометров по ГОСТ 6376-74 и ГОСТ 71193-74;

2-для динамометров растяжения общего назначения по ГОСТ 13837-79;

3 - для секундомеров по ГОСТ 5072-79;

3 - для металлических рулеток по ГОСТ 7502-80и металлических линеек по ГОСТ 427-75.

Нивелиры,применяемые при испытаниях, - не ниже II группы точности по ГОСТ 10528-76, весы - по ГОСТ24863-81.

3. Совместно скраном предъявляют к испытанию набор испытательных грузов, по массесоответствующих 100, 110 и 125 % номинальной грузоподъемности как главного, таки вспомогательного подъемов. Грузы должны быть укомплектованы грузозахватнымиприспособлениями.

4. Для созданияперекосного усилия используют лебедку или другое тяговое приспособление,обеспечивающее создание усилия и рабочего хода, установленных в программе иметодике испытаний.

5. Переченьдокументов, оснастки и приборов, а также их показатели и число должныприниматься в соответствии с программами испытаний.