ПНСТ 509-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Требования к эксплуатации

Обложка ПНСТ 509-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Требования к эксплуатации
Обозначение
ПНСТ 509-2020
Наименование
Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Требования к эксплуатации
Статус
Отменен
Дата введения
2021.02.01
Дата отмены
2024.0201.01
Заменен на
-
Код ОКС
93.080.30

       

ПНСТ 509-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Дороги автомобильные общего пользования


ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ


Требования к эксплуатации


Automobile roads of general use. Road restraint systems. Requirements for operation


ОКС 93.080.30

Срок действия с 2021-02-01

до 2024-02-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "НИИ Механики и проблем качества" (ООО "МиПК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 декабря 2020 г. N 123-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: Москва, Ленинградский пр-т, д.64 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию дорожных ограждений, установленных на автомобильных дорогах общего пользования.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.908 Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости

ГОСТ 32839 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Методы контроля

ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования

ГОСТ 32952 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52398 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 58351 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 эксплуатация дорожного ограждения: Комплекс мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту дорожных ограждений, обеспечивающих их безопасное функционирование.

3.2


мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".

[ГОСТ 33178-2014, пункт 3.1]


3.3 регулярные осмотры: Система наблюдений и контроля, осуществляемых подрядными организациями и утверждаемых заказчиками, для выявления повреждений и дефектов, снижающих потребительские характеристики дорожных ограждений или предупреждения возможности возникновения этих явлений.

3.4 инспекционный осмотр: Контроль, осуществляемый уполномоченными лицами заказчика с целью проверки ранее выполненных работ.

3.5


срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.

[ГОСТ 33220-2015, пункт 3.3]


3.6


отслаивание лакокрасочного покрытия: Отделение участков лакокрасочного покрытия вследствие потери адгезии.

[ГОСТ 9.072-2017, статья 185]



4 Общие положения

4.1 Выполнение требований настоящего стандарта обеспечивают организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог и мостовых сооружений на них.


4.2 В случае когда эксплуатационное состояние дорожных ограждений не отвечает требованиям настоящего стандарта и ГОСТ Р 50597, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры по устранению дефектов в сроки, приведенные в настоящем стандарте, в зависимости от категории дорог. Категории автомобильных дорог
приняты в соответствии с [1].

________________

Автомобильные дороги с тремя полосами движения относятся к дорогам категории II по ГОСТ Р 52398-2005.

4.3 При оценке эксплуатационного состояния дорожных ограждений должны контролироваться: конструкционная целостность, состояние крепежных элементов, высота установки, наличие коррозионных повреждений, наличие и состояние дорожных световозвращателей и вертикальной дорожной разметки, наличие загрязнений.

4.4 Основные цели содержания дорожных ограждений:

- обеспечение сохранности и нормативного состояния дорожных ограждений, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;

- своевременное устранение дефектов и повреждений элементов дорожных ограждений;

- очистка от пыли, грязи и снежно-ледяных отложений;

- выявление участков дорог, на которых установленные дорожные ограждения не соответствуют действующим стандартам.


5 Требования к эксплуатации

5.1 Дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128, ГОСТ Р 52607, ГОСТ Р 58351, стандарт организации [СТО (ТУ)] предприятий-изготовителей и быть установлены по ГОСТ Р 52289.

5.2 При содержании дорожных ограждений должны проводиться регулярные и инспекционные осмотры. При регулярном осмотре выявляют дефекты дорожных ограждений. При инспекционном осмотре выявляют участки дорожных ограждений, на которых за отчетный период были допущены случаи несвоевременного устранения дефектов.

По результатам проведенных регулярных осмотров организация, осуществляющая содержание автомобильной дороги, определяет технологии и способы проведения ремонтных работ, а также объемы их выполнения, необходимые для полного и качественного устранения дефектов дорожных ограждений, с учетом регламентов работ по СТО (ТУ) завода-изготовителя и требований настоящего стандарта.

5.3 В случаях, когда для устранения дефекта дорожного ограждения по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.

5.4 При замене элементов барьерных ограждений, выполненных из оцинкованного металла, не допускается использование элементов из неоцинкованного металла.

5.5 Замененные элементы ограждений должны иметь одинаковые с остальными аналогичными элементами ограждения размеры, в том числе расчетную площадь поперечного сечения, и быть выполнены по СТО (ТУ) изготовителя.

5.6 Балки удерживающих барьерных ограждений, замененные вследствие наезда транспортного средства, должны быть без разрывов и быть соединены между собой по ходу движения с помощью равнопрочных болтовых соединений.

Не допускается заменять болтовые соединения сваркой и применять сварку для исправления поврежденных отверстий.

5.7 Дефекты барьерных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Сроки устранения дефектов дорожных барьерных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Отсутствие элементов

Отсутствие секции балок, стоек

IА, IБ

3(1)

конструкции

IВ, II-IV

5(3)

металлического ограждения

V

5(5)

Повреждение

Разрыв балки ограждения.

IА, IБ

3(1)

элементов

IВ, II-IV

5(3)

конструкции

металлического ограждения

Деформация балки, стойки, компенсатора (консоли), в результате которого произошло горизонтальное или вертикальное отклонение металлического ограждения от его проектного положения в любой точке конструкции более чем на 5% расстояния между стойками.

Коррозия более 50% поверхности или толщины любого из элементов металлической конструкции

V

5(5)

Нарушение целостности

Отсутствие 50% и более крепежных элементов в

IА, IБ, IВ

3(1)

металлической конструкции ограждения

соединении балок между собой.

Отсутствие более 25% крепежных элементов на участке ограждения длиной не более 20 м.

Отсутствие хотя бы одного крепежного элемента в одном из узлов крепления* или разрыв сварного шва

II-V

5(3)

Износ и разрушение

Отсутствие или отслоение окраски и

IА, IБ

3

вертикальной разметки и окраски

вертикальной разметки ограждений, кроме оцинкованных поверхностей, на 100 м ограждения более 6 м

IВ, II-V

5

* Узел крепления - Крепление балки к компенсатору (консоли), компенсатора (консоли) к стойке, стойки к закладной детали мостового сооружения.

Примечание - В скобках указаны сроки устранения дефектов на мостовых сооружениях.


5.8 При проведении регулярных осмотров парапетных ограждений проверяют ровность установки в плане, наличие дефектов и соответствие дорожных световозвращателей требованиям ГОСТ Р 50597.

5.9 Парапетные ограждения не должны препятствовать отводу воды с поверхности проезжей части, обочин (полос безопасности) дорог и мостовых сооружений.

5.10 Дефекты парапетных дорожных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 - Сроки устранения дефектов парапетных дорожных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Нарушение положения

Вертикальное отклонение одного блока

IА, IБ,IВ

3(1)

конструкции

ограждения от его проектного положения на

II, III

4(3)

парапетного ограждения

10 см и более.

IV, V

5(3)

Повреждение

Наличие раскрытой сетки трещин с шириной

IА, IБ

3(1)

элементов конструкции

раскрытия более 3 мм.

IВ, II-IV

5(3)

парапетного ограждения


Открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы до арматуры с глубиной более 3,0 см.

Закладная деталь для связи блоков в ограждении имеет механический разрыв в области загиба.

Коррозия более 50% поверхности или толщины металлических закладных деталей и крепежных элементов

V

5(5)

Скопление наносного

Засорение водоотводных окон в блоках

IА, IБ, IВ

3(1)

грунта, смета и мусора

ограждения

II, III

4(2)

у дорожного парапетного ограждения

IV, V

5(3)

Примечание - В скобках указаны сроки устранения дефектов на мостовых сооружениях.

5.11 При проведении регулярных осмотров тросовых дорожных ограждений проверяют их целостность, высоту расположения тросов, состояние анкерных креплений, значения усилий натяжения тросов и соответствие дорожных световозвращателей требованиям ГОСТ Р 50597.

5.12 Дефекты тросовых дорожных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 - Сроки устранения дефектов тросовых дорожных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Отсутствие элементов

Отсутствие стойки, троса

IА, IБ

3(1)

конструкции тросового

IВ, II-IV

5(3)

ограждения

V

5(5)

Повреждение элементов конструкции

Обрыв проволоки троса.

IА, IБ

3(1)

тросового ограждения

Провисание троса удерживающего ограждения более чем на 0,6 см на 1 м шага стоек.

IВ, II-IV

5(3)


Повреждение узла крепления троса к анкерному фундаменту.

Деформация стойки.

Коррозия более 50% поверхности или толщины любого из элементов металлической конструкции.

Отсутствие требуемого натяжения троса

V

5(5)

Примечание - В скобках указаны сроки устранения дефектов на мостовых сооружениях.


5.13 В тросовых дорожных ограждениях при замене троса не допускается использование стального каната, не прошедшего операцию предварительной вытяжки.

5.14 Значения усилия натяжения тросов в зависимости от температуры окружающей среды должны соответствовать требованиям, приведенным в СТО (ТУ) производителя. При отсутствии требований к натяжению троса в СТО (ТУ) значения должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении А. Проверку натяжения необходимо проводить ежеквартально.

5.15 При проведении регулярных осмотров удерживающих боковых комбинированных ограждений проверяют высоту и ровность установки в плане, наличие дефектов для отдельно взятых боковых дорожных ограждений, сочетающихся в конструкции комбинированного ограждения.

Дефекты дорожных комбинированных ограждений должны быть устранены в сроки, приведенные в таблицах 1-3, для отдельно взятых боковых дорожных ограждений, сочетающихся в конструкции комбинированного ограждения.

5.16 При проведении регулярных осмотров дорожных фронтальных ограждений проверяют целостность конструкции состояние вертикальной дорожной разметки по ГОСТ Р 51256.

5.17 Не допускаются к эксплуатации дорожные фронтальные ограждения без вертикальной разметки по ГОСТ Р 51256 на торцевой поверхности ограждения.

Общая площадь вертикальной разметки должна составлять не менее 95% площади торцевой поверхности дорожного фронтального ограждения.

5.18 Дефекты дорожных фронтальных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 4.

Таблица 4 - Сроки устранения дефектов дорожных фронтальных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Повреждение элементов

Наличие видимых разрушений и деформации

IА, IБ

3

конструкции фронтального ограждения

боковой подвижной панели, лицевой поверхности, энергопоглощающего элемента.

Коррозия более 50% поверхности или толщины любого из элементов металлической конструкции

IВ, II-V

5

Утрата или дефект световозвращателя

Для всех категорий

1*

Нарушение целостности

Повреждение более 25% площади

IА, IБ

3

лицевой поверхности

вертикальной разметки

IВ, II-V

5

фронтального

Снижение коэффициента световозвращения

IА, IБ, IВ

3

ограждения, изменение светотехнических

более чем на 15% от значений, приведенных в ГОСТ 32866

II-V

5

характеристик

Отсутствие окраски элементов металлических

IА, IБ, IВ

3

конструкций (кроме оцинкованных), отслоение

II, III

5

лакокрасочного покрытия более чем 0,2 м

IV, V

7

* Срок устранения дефектов световозвращателей на фронтальных ограждениях, разделяющих встречные транспортные потоки, - не более 1 сут, попутные - не более 3 сут.



5.19 При проведении регулярных осмотров пешеходных и защитных дорожных ограждений проверяют их целостность, наличие крепежных элементов и состояние антикоррозийного покрытия.

5.20 Для защитных ограждений необходимо осуществлять контроль за образованием подкопов и размывов находящейся в грунте части сетки и фундаментов опор. При обнаружении подкопов и размывов необходимо восстановить первоначальный уровень грунта.

5.21 В случае наличия повреждений опор защитного ограждения, повлекших за собой потерю устойчивости системы ограждения, необходимо произвести замену поврежденных элементов (опоры, секции ограждения, элементы крепления).

5.22 Дефекты пешеходных дорожных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 5.

5.23 Дефекты защитных ограждений устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.

Таблица 5 - Сроки устранения дефектов пешеходных дорожных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Отсутствие элемента пешеходного ограждения

Отсутствие секции ограждения на мостовом сооружении, а также в местах наземных, надземных и подземных пешеходных переходов

Для всех категорий

5(3)

Повреждение элементов удерживающего

Отсутствие хотя бы одного крепежного элемента в одном из узлов крепления стойки к закладной детали мостового сооружения

Для всех категорий

5(3)

пешеходного ограждения

Отсутствие элемента заполнения ограждения площадью более 0,5 м

Деформация стойки, в результате которой произошло горизонтальное или вертикальное отклонение ограждения от его проектного положения в любой точке конструкции более чем на 5% расстояния между стойками

Коррозия более 50% поверхности или толщины любого из элементов металлической конструкции

Нарушение

Отсутствие или отслоение окраски ограждений,

IА, IБ, IВ

3

целостности

кроме оцинкованных поверхностей, на 100 м

II, III

5

лицевой поверхности

ограждения - более 15 м

IV, V

7

Примечание - В скобках указаны сроки устранения дефектов на мостовых сооружениях.


5.24 Дефекты дорожных световозвращателей и сроки их устранения принимаются по ГОСТ Р 50597.

5.25 Удаление грязи или обеспылевание поверхности дорожных ограждений должно отвечать следующим требованиям:

- в составе моющих средств должны отсутствовать средства, вызывающие химическое повреждение покрытия любого элемента дорожного ограждения;

- ручную мойку следует проводить щетками, не имеющими на рабочей поверхности металлических элементов;

- для мойки следует использовать неабразивные растворы;

- мойку защитных ограждений, установленных по границе полосы отвода, допускается не выполнять.

Таблица 6 - Сроки устранения дефектов защитных ограждений


Наименование дефекта

Вид дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Отсутствие элементов

Отсутствие секции защитного ограждения.

IА, IБ, IВ

5

конструкции ограждения

II, III

7

Отсутствие 50% и более крепежных элементов в соединении секции к стойке

IV, V

10

Повреждение элементов

Разрыв металлической (композитной) сетки

IА, IБ, IВ

5

конструкции защитного ограждения

заполнения секции не более 0,5 м
.

Деформация стойки, в результате которой произошло горизонтальное или вертикальное отклонение металлического (композитного) ограждения от его проектного положения в любой точке конструкции более чем на 5% расстояния между стойками. Образования подкопов и размывов грунта под ограждением

II-V

10

Отсутствие 30% и более окраски элементов

IА, IБ, IВ

5

металлических конструкций (кроме

II, III

7

оцинкованных)

IV, V

10


5.26 Механическую чистку элементов конструкции дорожных ограждений из полимерных композиционных материалов при периодическом обслуживании следует осуществлять с применением щеток с ворсом из полимерных материалов либо с применением аппаратов для мойки с подачей воды под давлением.

5.27 Замену поврежденных элементов дорожных ограждений на новые следует проводить согласно инструкции по монтажу СТО (ТУ) предприятия - изготовителя ограждений.

5.28 Окончательную уборку снега из-под барьерных ограждений, тросовых ограждений и ограждений для пешеходов и за ними следует проводить после завершения патрульной снегоочистки средствами малой механизации или вручную.

5.29 Обнаруженные загрязнения, снежные и ледяные образования на лицевой поверхности дорожного ограждения должны быть удалены в течение пяти суток.

5.30 По истечении установленного нормативными документами и технической документацией срока службы дорожных ограждений в течение одного квартала все элементы конструкции должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией организации, осуществляющей содержание автомобильной дороги, возглавляемой ответственным за эксплуатацию дорожных ограждений, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации.

5.31 Утилизация снятых с эксплуатации элементов ограждения и их комплектующих осуществляется организациями, имеющими лицензию на проведение работ по утилизации соответствующего вида отходов производства и потребления.


6 Методы контроля дефектов

6.1 Контроль линейных параметров дефектов элементов дорожных ограждений и вертикальное отклонение ограждения от проектного положения осуществляют по ГОСТ Р 50597.

6.2 Измерение светотехнических характеристик дорожной вертикальной разметки и световозвращателей осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 32952 и ГОСТ 32839.

6.3 Разрушение и износ вертикальной разметки по площади определяют по ГОСТ 32952.

6.4 Контроль показателей коррозии и коррозийной стойкости металлических элементов дорожных ограждений определяют по ГОСТ 9.908.

6.5 Ширину раскрытия трещин в бетоне определяют с помощью оптических приборов (лупы и микроскопы), шаблонов, трафаретов, плоских измерительных щупов, клиньев, щелемеров или других приборов и инструментов, обеспечивающих точность измерений не ниже 0,1 мм.


6.6 Глубину трещин в бетоне
, мм, определяют:

- с помощью стальных калиброванных щупов различной толщины по формуле


, (1)
где
- раскрытие трещины снаружи в мм (среднее из трех измерений), мм;
,
- толщина щупа и глубина погружения щупа в трещину, мм, без усилия (среднее из трех измерений при смещении щупа по трещине на 1-2 см);

- при помощи ультразвуковых приборов типа УКБ-1М, бетон-3М, УК-10П и др.

6.7 Контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.


Приложение А

(обязательное)


Значения усилия натяжения троса в зависимости от температуры окружающей среды

Таблица А.1 - Значения усилия натяжения предварительно растянутого троса


Температура, °С

Усилие натяжения, кН

Температура, °С

Усилие натяжения, кН

-24

32,6

10

23,6

-22

32,1

12

23,1

-20

31,6

14

22,5

-18

31,0

16

22,0

-16

30,5

18

21,5

-14

30,0

20

21,0

-12

29,4

22

20,4

-10

28,9

24

19,9

-8

28,4

26

19,4

-6

27,9

28

18,8

-4

27,3

30

18,3

-2

26,8

32

17,8

0

26,3

34

17,2

2

25,7

36

16,7

4

25,2

38

16,2

6

24,7

40

15,7

8

24,1

Примечание - Допуски степени натяжения троса - ±5%.



Библиография


[1]

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации"

[2]

ОДМ 218.6.018-2016

Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации тросовых и комбинированных дорожных ограждений на дорогах общего пользования


УДК 625.748.32:006.354

ОКС 93.080.30

Ключевые слова: дорожное боковое ограждение, фронтальное дорожное ограждение, пешеходное ограждение, защитное ограждение, эксплуатационное состояние, регулярные осмотры, инспекционные осмотры