ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия

Обложка ГОСТ 33025-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
Обозначение
ГОСТ 33025-2014
Наименование
Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
Статус
Действует
Дата введения
2015.01.07
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
93.080.30


ГОСТ 33025-2014



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ПОЛОСЫ ШУМОВЫЕ

Технические условия

Automobile roads of general use. Rumble strips. Technical requirements

МКС 93.080.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью" Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль" (ООО ЦИТИ "Дорконтроль")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации 418 МТК "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 октября 2014 г. N 71-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 184-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33025-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на шумовые полосы, применяемые в качестве элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования по ГОСТ 32846-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", и устанавливает технические условия к вновь устраиваемым шумовым полосам.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.005 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 30412 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

____________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56925-2016.

ГОСТ 32753 Дороги автомобильные общего пользования. Цветные покрытия противоскольжения. Технические требования

ГОСТ 32754 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия цветные противоскольжения. Методы контроля

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32830 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования

ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32952 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля

ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения, обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 шумовая полоса; ШП: Элемент обустройства на поверхности покрытия дороги либо непосредственно в слое покрытий конструктивных элементов дороги, вызывающий вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающий водителей снижать скорость движения и повышать внимание.

Примечание - ШП не является искусственной неровностью по ГОСТ 32846. ШП повышает внимание водителей, в том числе путем визуального ориентирования.

3.2 геометрические размеры ШП: Ширина и высота (глубина) ШП, интервал между элементами ШП.

3.3 функциональная долговечность ШП: Период, в течение которого ШП отвечает требованиям настоящего межгосударственного стандарта.

3.4 блок ШП: Поперечная ШП, состоящая из отдельных элементов ШП с промежутками между ними.

3.5 элементы ШП: Отдельные поперечные полосы, входящие в блок ШП или отдельные углубления продольной ШП.

3.6 комплекс ШП: Сочетание поперечных ШП (блоков ШП) в продольном направлении относительно оси автомобильной дороги на определенном расстоянии друг от друга.

3.7 опасный участок: Участок автомобильной дороги, на котором для обеспечения безопасности дорожного движения возможно устройство ШП.

4 Классификация

4.1 По расположению на автомобильной дороге ШП делится на:

- поперечную, применяемую в поперечном направлении проезжей части автомобильной дороги;

- продольную, применяемую вдоль краевой или разделительной полосы проезжей части.

4.2 По виду применяемого материала и технологии устройства ШП делится на:

- выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ 32830 со световозвращающей поверхностью;

- выполненную из цветных покрытий противоскольжения по ГОСТ 32753;

- выполненную методом фрезерования дорожного покрытия.

Примечание - Термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных ШП.

4.3 Допускается применять другие материалы и технологии для изготовления ШП, обеспечивающие выполнение требований настоящего стандарта.

Примечание - Для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применять для устройства продольных ШП горизонтальную дорожную разметку со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953.

5 Технические требования

5.1 Основные показатели

5.1.1 ШП следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего межгосударственного стандарта.

5.1.2 Отклонение от проектного положения ШП должно быть не более:

- для поперечных ШП в продольном направлении относительно оси проезжей части - не более 0,5 м;

- для продольных ШП в поперечном направлении - не более 0,05 м, в продольном - не более 1 м.

5.1.3 Ширина поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, должна составлять (1,00±0,05) м. ШП, выполненная из материалов для горизонтальной дорожной разметки, должна состоять из блока, включающего в себя четыре элемента шириной (0,15±0,01) м или пять элементов шириной (0,10±0,01) м с равными промежутками между ними (см. рисунок 1).


1 - ШП, выполненная из цветных покрытий противоскольжения; 2 - блок ШП, выполненный из материалов для горизонтальной дорожной разметки и состоящий из четырех элементов шириной (0,15 ± 0,01) м (а) и промежутками (b) шириной от 0,15 до 0,30 м; 3 - блок ШП, выполненный из материалов для горизонтальной дорожной разметки и состоящий из пяти элементов шириной (0,10 ± 0,01) м (а) и промежутками (b) шириной от 0,10 до 0,20 м; L - ширина поперечной ШП; а - ширина элемента блока поперечной ШП; b - ширина промежутка между элементами блока поперечной ШП

Рисунок 1 - Общий вид поперечной ШП

5.1.4 Высота поперечной ШП над уровнем проезжей части должна составлять от 5 до 10 мм включительно. При этом край поперечной ШП (включая элементы блока ШП) должен иметь скос (уклон) со стороны направления движения транспортных средств (см. рисунок 2). Отношение высоты поперечной ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (e) должно составлять от 0,5 до 1,0.


1 - направление движения транспортных средств; 2 - скос края (уклон) поперечной ШП (элемента блока ШП); e - длина горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие; f - высота поперечной ШП.

Рисунок 2 - Поперечный профиль (сечение параллельное оси проезжей части) поперечной ШП (элемента блока ШП)

5.1.5 Для поперечной ШП со световозвращающей поверхностью удельный коэффициент световозвращения, удельный коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициент яркости должны соответствовать требованиям ГОСТ 32953.

5.1.6 Поперечные ШП входят в состав комплекса ШП, который располагается на полосах движения транспортных средств одного направления. Расстояние от начала опасного участка до первой и последующей поперечной ШП и их количество в комплексе ШП устанавливается в зависимости от величины требуемого снижения скорости движения. Количество ШП в комплексе должно быть от 4 до 9 шт. Расстояние от начала опасного участка до первой ШП комплекса должно быть не менее 20 м.

5.1.7 Продольная ШП, выполненная методом фрезерования, должна состоять из отдельных чередующихся элементов шириной от 0,20 до 0,40 м и длиной от 0,10 до 0,20 м. Глубина элементов должна составлять от 1,0 до 2,0 см. Интервал между осями соседних элементов должен быть не менее двух длин элементов и не более 1,2 м (см. рисунок 3.)

L - ширина элементов продольной ШП; c - длина элемента продольной ШП; d - интервал между элементами продольной ШП; h - максимальная глубина элементов продольной ШП

Рисунок 3 - Общий вид продольной ШП

5.1.8 Функциональная долговечность ШП должна быть:

- для поперечной ШП, выполненной из материалов для горизонтальной дорожной разметки, - не менее 1 года;

- для поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, - не менее 2 лет;

- для продольной ШП - до плановой замены верхнего слоя дорожного покрытия.

При этом допускается:

- снижение высоты поперечной ШП в процессе эксплуатации по полосам наката колес транспортных средств, но не ниже чем до 0,3 см;

- снижение удельного коэффициента световозвращения, удельного коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициента яркости поперечной ШП со световозвращающей поверхностью до минимальных значений, установленных для горизонтальной дорожной разметки в процессе эксплуатации по ГОСТ 33220.

Примечание - Функциональная долговечность ШП, выполненных из других материалов и технологии для изготовления ШП, должна соответствовать предъявляемым к ним требованиям на национальном уровне.

5.1.9 Цвет ШП должен соответствовать:

- для поперечной ШП, выполненной из материалов для горизонтальной дорожной разметки, - требованиям ГОСТ 32830;

- для поперечной ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, - требованиям ГОСТ 32753.

5.1.10 Коэффициент сцепления колеса автомобиля с поперечной ШП шириной 1 м, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32753.

5.2 Требования к материалам

5.2.1 Для устройства поперечной ШП из материалов для горизонтальной дорожной разметки применяют термопластик и холодный пластик по ГОСТ 32830.

5.2.2 Для устройства поперечной ШП из цветных покрытий противоскольжения применяют материалы в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 При проведении работ по устройству ШП должны соблюдаться требования соответствующих межгосударственных стандартов.

6.2 В сопроводительной документации на каждую партию материалов для устройства ШП должны быть указаны правила (требования) пожаро- и взрывобезопасности.

6.3 При устройстве ШП содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и ГОСТ 12.3.005.

6.4 Показатели пожаро- и взрывобезопасности материалов для устройства ШП определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

6.5 Место производства работ по устройству ШП должно быть ограждено в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов и схемами, согласованными в установленном порядке, оборудовано необходимыми временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758.

6.6 Лица, связанные с применением материалов для устройства ШП, должны быть обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103.

6.7 При выполнении работ по нанесению ШП должны соблюдаться требования по защите окружающей среды.

7 Методы контроля

7.1 Контроль ШП осуществляется:

- для ШП, выполненной из материалов для горизонтальной дорожной разметки, - в соответствии с ГОСТ 32952;

- для ШП, выполненной из цветных покрытий противоскольжения, - в соответствии с ГОСТ 32754.

7.2 Метод контроля геометрических параметров элементов и расстояния между ними для продольной ШП, выполненной методом фрезерования.

7.2.1 Сущность метода заключается в измерении длины и ширины элементов продольной ШП и расстояния между ними с помощью линейки или рулетки.

7.2.2 Применяемые средства измерения.

Рулетка металлическая по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм.

Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.

7.2.3 Проведение контроля.

При проведении измерений величины геометрических размеров элементов продольной ШП и расстояния между ними необходимо выполнить следующие операции:

- измерить рулеткой или линейкой максимальный размер длины элементов и расстояния между ними параллельно оси автомобильной дороги с точностью до 1 см;

- измерить рулеткой или линейкой максимальный размер ширины элемента перпендикулярно оси автомобильной дороги с точностью до 1 см.

7.3 Метод контроля глубины фрезерования элементов продольной ШП.

7.3.1 Сущность метода заключается в определении глубины фрезерования путем измерения линейкой максимального просвета под трехметровой рейкой.

7.3.2 Применяемые средства измерения.

Трехметровая рейка по ГОСТ 30412

Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.

7.3.3 Проведение контроля.

При измерении глубины фрезерования элементов продольной ШП необходимо:

- установить рейку на дорожное покрытие поперек элемента ШП (перпендикулярно оси автомобильной дороги).

- измерить линейкой максимальный просвет под трехметровой рейкой с точностью до 1 мм. Провести не менее трех измерений глубины фрезерования элемента ШП. За результат измерения принимаются все полученные значения.

Схема проведения измерения максимальной глубины фрезерования элементов продольной ШП представлена на рисунке 3*.


h - максимальная глубина элементов продольной ШП

Рисунок 3* - Схема измерения максимальной глубины фрезерования элементов продольной ШП

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - .

7.4 Метод контроля скоса краев поперечной ШП.

7.4.1 Сущность метода заключается в определении скоса (уклона) края поперечной ШП путем расчета соотношения измеренных высоты ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (e) (см. рисунок 2).

7.4.2 Применяемые средства измерения.

Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.

7.4.3 Проведение контроля.

При проведении измерений высоты и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие необходимо выполнить следующие операции:

- измерить максимальную высоту ШП с точностью до 1 мм (по ГОСТ 32952);

- измерить линейкой длину горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие с точностью до 1 мм.

7.4.4 Обработка результатов.

За результат определения скоса края (уклона) поперечной ШП принимают соотношение полученных значений высоты ШП и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие по формуле:

, (1)

где f - высота поперечной ШП, мм;

е - длина горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие, мм;

х - искомая величина.

8 Указания по применению

8.1 ШП применяются в соответствии с ГОСТ 33151. Типовые схемы устройства ШП приведены в приложении А.

Продольные ШП применяются на дорожных покрытиях, соответствующих требованиям ГОСТ 33220. В районах, с числом дней образования зимней скользкости в году по среднемноголетним данным более 100 продольные ШП применяются в случае соответствующего технико-экономического обоснования.

8.2 В местах устройства комплексов ШП устанавливают дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 32945, а также в соответствии с требованиями к дорожным знакам и правилам их применения, предъявляемыми на национальном уровне.

8.3 Поперечные ШП должны наноситься на всю ширину полосы движения транспортных средств. Поперечные ШП не должны пересекаться с горизонтальной дорожной разметкой. Для обеспечения водоотвода расстояние между поперечными ШП и горизонтальной дорожной разметкой или бортовым камнем должно составлять (0,05±0,01) м.

8.4 Продольные ШП должны располагаться за пределами полос движения транспортных средств. Расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки должно составлять от 0,05 до 0,10 м (приложение А, рисунок А.3, А.4).

9 Гарантии изготовителя

9.1 Гарантийный срок эксплуатации определяется продолжительностью функциональной долговечности ШП, приведенной в 5.1.

Приложение А
(рекомендуемое)


Типовые схемы устройства шумовых полос

l - расстояние от опасного участка до первой ШП; - - интервал между ШП; 1-4 - поперечные ШП.

Рисунок А.1 - Пример схемы устройства комплекса ШП, выполненных из цветных покрытий противоскольжения

l - расстояние от опасного участка до первой ШП; - - интервал между ШП; 1-4 - блоки поперечных ШП.

Рисунок А.2 - Пример схемы устройства комплекса ШП, выполненных из материалов для горизонтальной дорожной разметки


a - расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки

Рисунок А.3 - Пример схемы устройства продольных ШП на участке автомобильной дороги без разделительной полосы


a - расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки

Рисунок А.4 - Пример схемы устройства продольных ШП на участке автомобильной дороги с разделительной полосой

УДК 625.745.6:006.354

МКС 93.080.30

Ключевые слова: шумовые полосы, термины и определения, классификация, технические требования, методы контроля




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2019