ГОСТ 33178-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОВ
Automobile roads of general use. Bridges classification
МКС 93.080.01
Дата введения 2015-12-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО "ЦНИИС")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1119-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33178-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе при прохождении их по территории городов и населенных пунктов.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию постоянных мостовых сооружений, предназначенную для использования в нормативно-методических документах и автоматизированных информационных системах управления строительством и эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единства требований к качеству мостовых сооружений при проектировании, строительстве и эксплуатации на основе их классификационных показателей.
Система кодирования предназначена для формирования информационно-поискового образа документации мостового сооружения. В зависимости от типа, структуры и предназначения баз данных мостовых сооружений возможна модификация системы кодирования с сохранением принципов классификации, содержащихся в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт не распространяется на мостовые сооружения при проектировании дорог промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, а также временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее пяти лет) и автозимников.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 31994 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройств. Классификация
ГОСТ 32957 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 33127 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33382 Автомобильные дороги общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ 33384 Автомобильные дороги общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
ГОСТ 33391 Автомобильные дороги общего пользования. Габариты приближения мостов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".
3.2 мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.
3.3 длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит.
3.4 мост автодорожный: Мост на автомобильных дорогах, предназначенный для движения по нему транспортных средств.
3.5 мост пешеходный: Мост, предназначенный в основном для движения пешеходов.
3.6 мост специальный (засыпного типа): Мостовое сооружение, полностью находящееся в насыпи, с вертикальными стенками по торцам.
3.7 скотопрогоны (зверопроходы): Мостовое сооружение, служащее для пропуска скота (зверей) под дорогой.
3.8 мост городской: Мост, являющийся частью уличной сети городов.
3.9 мост совмещенный: Мост, предназначенный для совмещенного движения автомобильного и рельсового транспорта (железнодорожного, трамвайного, поездов метрополитена).
3.10 путепровод: Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.
3.11 виадук: Мост, перекрывающий суходол или узкую долину.
3.12 эстакада: Многопролетное сооружение с относительно небольшими пролетами, перекрывающее суходол, пойму реки, проходящее по застроенным территориям или заменяющее насыпь на подходах к мостам.
3.13 разводной мост: Мост с перемещающимися пролетными строениями для пропуска судов.
3.14 деревянный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения в основном изготовлены из дерева.
3.15 каменный мост: Мост, у которого опоры и пролетные строения выполнены из каменной кладки.
3.16 железобетонный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из железобетона.
3.17 стальной мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из стали.
3.18 сталежелезобетонный мост: Мост из железобетонных и стальных конструкций, объединенных между собой элементами, обеспечивающими их совместную работу под нагрузками.
3.19 алюминиевый мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из алюминиевых сплавов.
3.20 композитный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из композитных материалов.
3.21 балочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой изгибаемую балку со сплошной стенкой.
3.22 ферменный мост: Мост, у которого балочные пролетные строения выполнены из ферм.
3.23 арочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой арки.
3.24 висячий мост: Мост, балка жесткости которого подвешена при помощи подвесок на кабелях, перекинутых через пилоны.
3.25 вантовый мост: Мост, у которого балка жесткости поддерживается наклонными канатными элементами, закрепленными на пилоне(ах).
3.26 консольный мост: Мост, у которого пролетные строения имеют консоль(ли).
3.27 рамный мост: Мост, в котором пролетные строения и опоры изгибно связаны между собой.
3.28 экстрадозный мост: Вантовый мост с низкими пилонами, в котором основная часть вертикальных воздействий передается от балки жесткости непосредственно на опоры, минуя ванты.
3.29 фундамент мелкого заложения: Фундамент, передающий нагрузку на грунты основания преимущественно через подошву; при глубине до 5-6 м имеет соотношение к ширине подошвы более 1,5-2; возводят в открытом котловане.
3.30 фундамент мелкого заложения башмачный: Фундамент небольшого размера, сооружаемый отдельно под каждую стойку опоры моста, при большом расстоянии между стойками.
3.31 фундамент мелкого заложения ленточный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива, у которого длина значительно больше ширины; стойки опор расположены на небольшом расстоянии друг от друга.
3.32 фундамент мелкого заложения массивный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива небольшой протяженности в плане.
Для описания классификационных признаков также используются термины из межгосударственных стандартов ГОСТ 31994, ГОСТ 32846, ГОСТ 32957, ГОСТ 33127, ГОСТ 33382, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391.
4 Общая классификация мостов
Общая классификация мостов и соответствующая ей система кодирования классификационных признаков предназначена для поиска (в том числе с помощью автоматизированных информационных систем) мостовых сооружений-аналогов с заданными свойствами с целью принятия эффективных технических решений.
Общая классификация мостов производится по признакам, представленным в таблице 4.1. Отсутствие кода указывает на отсутствие классификационного признака.
Таблица 4.1 - Классификационный признак моста
Номер | Классификационный признак |
01 | Расположение мостового сооружения |
02 | Функциональное назначение |
03 | Вид мостового сооружения |
04 | Материал наибольшего пролетного строения |
05 | Характеристика длины |
06 | Статическая схема сооружения |
07 | Расположение в плане |
Класс моста описывается набором из семи кодов, однозначно определяющим классификационную принадлежность мостового сооружения:
,
где k - код, соответствующий i-му классификационному признаку.
Класс моста определяется:
- расположением (k);
- функциональным назначением (k);
- видом мостового сооружения (k);
- материалом наибольшего пролетного строения (k);
- характеристикой длины (k);
- статической схемой сооружения (k);
- расположением в плане (k).
Значения классификационных признаков и соответствующих им кодов содержатся в таблицах 4.2-4.8.
Таблица 4.2 - Расположение мостового сооружения
Код k | Значение классификационного признака |
0101 | Автомагистраль (категория IA, полос 4 и более шириной 3,75 м) |
0102 | Скоростная дорога (категория IБ, полос 4 и более шириной 3,75 м) |
0103 | Дорога обычного типа (категория IB, полос 4 и более шириной 3,75 м) |
0104 | То же (категория II, полос 4 шириной 3,5 м) |
0105 | То же (категория II, полос 2 или 3 шириной 3,75 м) |
0106 | То же (категория III, полос 2 шириной 3,5 м) |
0107 | То же (категория IV, полос 2 шириной 3,0 м) |
0108 | То же (категория V, полос 1 шириной 3,5 м и более) |
0109 | В городе и населенном пункте (полос 8) |
0110 | То же (полос 6 и более) |
0111 | То же (полос 4) |
0112 | То же (полос 2) |
Таблица 4.3 - Функциональное назначение
Код k | Значение классификационного признака |
0201 | Автодорожный |
0202 | Городской |
0203 | Совмещенный |
0204 | Пешеходный |
0205 | Скотопрогон (зверопроход) |
Таблица 4.4 - Вид мостового сооружения
Код k | Значение классификационного признака |
0301 | Мост |
0302 | Путепровод |
0303 | Эстакада |
0304 | Виадук |
0305 | Специальный (засыпного типа) |
0306 | Разводной |
0307 | Прочее |
Таблица 4.5 - Материал наибольшего пролетного строения
Код k | Значение классификационного признака |
0401 | Железобетон преднапряженный |
0402 | Железобетон |
0403 | Сталь |
0404 | Сталежелезобетон |
0405 | Древесина |
0406 | Древесина клееная |
0407 | Каменная или бетонная кладка |
0408 | Алюминий |
0409 | Композитный материал |
Таблица 4.6 - Характеристика длины моста
Код k | Значение классификационного признака |
0501 | Малый (длиной до 25 м включительно) |
0502 | Средний (длиной более 25 и до 100 м включительно) |
0503 | Большой (длиной более 100 м или с пролетом 60 м и более) |
0504 | Внеклассный (содержащий пролеты 200 м и более) |
Таблица 4.7 - Статическая схема моста
Код k | Значение классификационного признака |
0601 | Балочная |
0602 | Ферма |
0603 | Вантовая |
0604 | Висячая |
0605 | Экстрадозная |
0606 | Арочная |
0607 | Рамная |
0608 | Комбинированная |
Таблица 4.8 - Расположение в плане
Код k | Значение классификационного признака |
0701 | Прямое |
0702 | Косое |
0703 | Криволинейное |
0704 | Сложное |
5 Поэлементная классификация мостов
Поэлементная классификация мостов и соответствующая ей система кодирования классификационных признаков предназначена для решения задач управления техническим состоянием мостовых сооружений.
Поэлементная классификация мостов осуществляется в соответствии со структурной схемой мостового сооружения, приведенной в приложении А.
Кодировка элементов моста представлена в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Кодировка элемента моста
Код | Название элемента |
01 | Пролетное строение |
02 | Устой (крайняя опора) |
03 | Промежуточная опора |
04 | Мостовое полотно |
05 | Техническое обустройство |
Поэлементная классификация моста описывается вектором, компонентами которого являются классы элементов, принадлежащих мосту:
,
где PP - класс пролетного строения;
UP - класс устоя;
BP - класс промежуточной опоры;
MP - класс мостового полотна;
ТО - класс технического обустройства;
n - количество пролетов;
k - количество пролетных строений (kn).
5.1 Классификация пролетных строений производится по признакам, представленным в таблице 5.2.
Таблица 5.2 - Классификационный признак пролетного строения
Код | Классификационный признак |
0101 | Материал |
0102 | Система пролетного строения |
0103 | Тип основной несущей конструкции |
0104 | Сопряжение пролетов |
0105 | Уровень езды |
0106 | Вид очертания в плане |
0107 | Способ сооружения |
0108 | Тип опорной части |
Класс пролетного строения описывается неупорядоченным набором из восьми кодов:
,
где p - код, соответствующий i-му классификационному признаку пролетного строения.
Класс пролетного строения определяется:
- материалом (p);
- системой пролетного строения (р);
- типом основных несущих конструкций (p);
- сопряжением пролетов (p);
- уровнем езды (p);
- видом очертания в плане (p);
- способом сооружения (p);
- типом опорных частей (p).
Таблица 5.3 - Материал пролетного строения
Код p | Значение классификационного признака |
010101 | Железобетон преднапряженный |
010102 | Железобетон |
010103 | Сталь |
010104 | Сталежелезобетон |
010105 | Древесина |
010106 | Древесина клееная |
010107 | Каменная или бетонная кладка |
010108 | Алюминий |
010109 | Композитный материал |
Таблица 5.4 - Система пролетного строения
Код p | Значение классификационного признака |
010201 | Балочная |
010202 | Ферма |
010203 | Вантовая |
010204 | Висячая |
010205 | Экстрадозная |
010206 | Арочная |
010207 | Рамная |
010208 | Комбинированная |
Таблица 5.5 - Тип основной несущей конструкции
Код p | Значение классификационного признака |
010301 | Балка ребристая с диафрагмами |
010302 | Балка ребристая без диафрагм |
010303 | Коробка |
010304 | Коробка многоячеистая |
010305 | Плита |
010306 | Плита П-образная |
010307 | Ферма |
010308 | Прочее |
Таблица 5.6 - Сопряжение пролетов
Код p | Значение классификационного признака |
010401 | Разрезное |
010402 | Неразрезное |
010403 | Температурно-неразрезное |
010404 | Рамное |
Таблица 5.7 - Уровень езды
Код p | Значение классификационного признака |
010501 | С ездой поверху |
010502 | С ездой понизу |
010503 | С ездой посередине |
010504 | Двухъярусный |
Таблица 5.8 - Вид очертания в плане
Код p | Значение классификационного признака |
010601 | Прямое |
010602 | Косое |
010603 | Криволинейное |
010604 | Сложное |
Таблица 5.9 - Способ возведения
Код p | Значение классификационного признака |
010701 | Установка в пролет |
010702 | Навесная сборка |
010703 | Сборка на подмостях |
010704 | Надвижка |
010705 | Монтаж с плавсредств |
010706 | Бетонирование на подмостях |
Таблица 5.10 - Опорная часть
Код p | Значение классификационного признака |
010801 | Эластомерная (резино-металлическая, полиуретановая и др.) |
010802 | Металлическая |
010803 | Комбинированная |
010804 | Прочее |
5.2 Классификация устоев производится по признакам, представленным в таблице 5.11.
Класс устоя описывается неупорядоченным набором из четырех кодов:
,
где u - код, соответствующий i-му классификационному признаку устоя.
Класс устоя определяется:
- материалом тела устоя (u);
- типом конструкции устоя (u);
- типом ригеля (u);
- типом фундамента (u).
Таблица 5.11 - Классификационные признаки устоя
Код | Классификационный признак |
0201 | Материал тела устоя |
0202 | Тип устоя |
0203 | Тип ригеля (насадки) |
0204 | Тип фундамента |
Таблица 5.12 - Материал тела устоя
Код u | Значение классификационного признака |
020101 | Железобетон |
020102 | Бетон |
020103 | Бутобетон |
020104 | Каменная кладка |
020105 | Древесина |
020106 | Прочее |
Таблица 5.13 - Тип конструкции устоя
Код u | Значение классификационного признака |
020201 | Стоечный |
020202 | Свайный |
020203 | Массивный |
020204 | Диванного типа |
020205 | Прочее |
Таблица 5.14 - Тип ригеля устоя
Код u | Значение классификационного признака |
020301 | Общий |
020302 | Раздельный |
Таблица 5.15 - Тип фундамента устоя
Код u | Значение классификационного признака |
020401 | Мелкого заложения башмачный |
020402 | Мелкого заложения ленточный |
020403 | Мелкого заложения массивный |
020404 | Глубокого заложения на забивных сваях |
020405 | То же, на оболочках |
020406 | То же, на буровых сваях |
020407 | То же, на набивных сваях |
020408 | То же, на винтовых сваях |
020409 | То же, на опускном колодце |
5.3 Классификация промежуточных опор производится по признакам, представленным в таблице 5.16.
Класс промежуточной опоры описывается набором из четырех кодов:
,
где b - код, соответствующий i-му классификационному признаку промежуточной опоры.
Класс промежуточной опоры определяется:
- материалом (b);
- типом опоры (b);
- типом ригеля (b);
- типом фундамента (b).
Таблица 5.16 - Классификационный признак промежуточной опоры
Код | Классификационный признак |
0301 | Материал |
0302 | Тип опоры |
0303 | Тип ригеля (насадки) |
0304 | Тип фундамента |
Таблица 5.17 - Материал
Код b | Значение классификационного признака |
030101 | Железобетон |
030102 | Бетон |
030103 | Бутобетон |
030104 | Каменная кладка |
030105 | Древесина |
030106 | Прочее |
Таблица 5.18 - Тип промежуточной опоры
Код b | Значение классификационного признака |
030201 | Массивная сплошная |
030202 | Массивная пустотелая |
030203 | Массивная столбчатая |
030204 | Стенка |
030205 | Свайная |
030206 | Стоечная |
030207 | Пилон |
030208 | Комбинированная |
030209 | Прочее |
Таблица 5.19 - Тип ригеля промежуточной опоры
Код b | Значение классификационного признака |
030301 | Общий |
030302 | Раздельный |
030303 | Безригельная конструкция |
Таблица 5.20 - Тип фундамента промежуточной опоры
Код b | Значение классификационного признака |
030401 | Мелкого заложения башмачный |
030402 | То же, ленточный |
030403 | То же, массивные |
030404 | Глубокого заложения на забивных сваях |
030405 | То же, на оболочках |
030406 | То же, на буровых сваях |
030407 | То же, на набивных сваях |
030408 | То же, на винтовых сваях |
030409 | То же, на опускном колодце |
5.4 Классификация мостового полотна производится по признакам, представленным в таблице 5.21.
Класс мостового полотна описывается набором из девяти кодов:
,
где m - код, соответствующий i-му классификационному признаку мостового полотна.
Класс мостового полотна определяется:
- дорожной одеждой (m);
- ограждением мостовым удерживающим боковым, далее - ограждением ездового полотна (m);
- конструкцией деформационного шва (m);
- конструкцией тротуара (m);
- ограждением пешеходным удерживающим, далее - перильным ограждением (m);
- системой водоотвода (m);
- конструкцией опор электрического стационарного освещения, далее - освещение (m);
- акустическим экраном (m);
- очистным сооружением (m).
Таблица 5.21 - Классификационный признак мостового полотна
Код | Классификационный признак |
0401 | Дорожная одежда |
0402 | Ограждение ездового полотна |
0403 | Конструкция деформационного шва |
0404 | Конструкция тротуара |
0405 | Ограждение перильное |
0406 | Система водоотвода |
0407 | Освещение |
0408 | Акустический экран |
0409 | Очистные сооружения |
Таблица 5.22 - Дорожная одежда
Код | Значение классификационного признака |
040101 | Асфальтобетон |
040102 | Цементобетон |
040103 | Прочее |
Таблица 5.23 - Ограждение ездового полотна
Код | Значение классификационного признака |
040201 | Барьерное |
040202 | Парапетное |
040203 | Комбинированное |
040204 | Прочее |
Таблица 5.24 - Конструкция деформационного шва
Код | Значение классификационного признака |
040301 | Закрытый |
040302 | Заполненный |
040303 | Перекрытый |
040304 | Прочее |
Таблица 5.25 - Конструкция тротуара
Код | Значение классификационного признака |
040401 | В повышенном уровне |
040402 | В уровне проезжей части |
Таблица 5.26 - Ограждение перильное
Код | Значение классификационного признака |
040501 | Стальное |
040502 | Чугунное |
040503 | Железобетонное |
040504 | Деревянное |
040505 | Композитное |
040506 | Прочее |
Таблица 5.27 - Система водоотвода
Код | Значение классификационного признака |
040601 | Поверхностная |
040602 | Водоотводные трубки |
040603 | Дренажная система |
040604 | Прочее |
Таблица 5.28 - Освещение
Код | Значение классификационного признака |
040701 | Стальная опора |
040702 | Железобетонная опора |
040703 | Прочее |
Таблица 5.29 - Акустический экран
Код | Значение классификационного признака |
040801 | Звукопоглощающий |
040802 | Звукоотражающий |
040803 | Прочее |
Таблица 5.30 - Очистное сооружение
Код | Значение классификационного признака |
040901 | Отстойник |
040902 | Модульного типа |
040903 | Индивидуальное |
040904 | Фильтрующее |
5.5 Классификация технического обустройства мостового сооружения производится по наличию входящих в него элементов, коды которых приведены в таблице 5.31.
Класс технического обустройства описывается набором кодов элементов, входящих в состав мостового сооружения:
,
где t - код, соответствующий i-му классификационному признаку.
Класс технического обустройства определяется наличием следующих элементов:
- система электропитания (t);
- средства автоматики (t);
- судовая сигнализация (t);
- предупреждающие сигналы (t);
- система мониторинга (t);
- средства защиты от несанкционированных действий (t).
Таблица 5.31 - Коды элементов технического обустройства
Код наличия | Наименование элемента |
0501 | Система электропитания |
0502 | Средства автоматики |
0503 | Судовая сигнализация |
0504 | Предупреждающие сигналы |
0505 | Система мониторинга |
0506 | Средства защиты от несанкционированных действий |
6 Технические требования
6.1 Потребительские свойства мостов (функциональные, технологические и социально-экономические), критерии их оценки и соответствующие нормируемые параметры приведены в приложении Б.
6.2 Сроки службы моста, сроки до первого ремонта моста и отдельных его элементов приведены в приложении В.
6.3 Необходимые для обеспечения качества строительства и безопасной эксплуатации мостов типовые требования к строительным материалам и изделиям приведены в приложении Г, к эффективным конструктивно-технологическим решениям мостовых сооружений, а также к устройствам и системам обеспечения безопасной эксплуатации - соответственно в приложениях Д, Е.
Приложение А
(справочное)
Структурная схема мостового сооружения
Рисунок А.1 - Структурная схема мостового сооружения
Приложение Б
(рекомендуемое)
Потребительские свойства моста
Б.1 При проектировании, строительстве, реконструкции и приемке в эксплуатацию мостовых сооружений должны быть обеспечены их потребительские свойства согласно таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Потребительские свойства моста
Потребительское свойство | Критерий оценки | Нормируемый параметр |
Функциональное свойство | ||
1 Пропускная способность | ||
1.1 Транспортный поток по мосту или путепроводу | Расчетная (с учетом перспективы) интенсивность движения транспортных средств и пешеходов по мосту или путепроводу | Габариты проезда и тротуаров |
1.2 Транспортный поток под мостом или путепроводом | То же, под мостом или путепроводом | Подмостовой габарит (судоходный, железнодорожный, для пропуска транспортных средств и пешеходов, ското- и зверопроходов) |
1.3 Водный поток через отверстие моста или трубы | Расчетная вероятность превышения, режим протекания, размеры отверстия для пропуска водного потока, ледохода, карчехода, селей и др. | Гидравлические и гидрологические характеристики коэффициенты размыва, аккумуляция стока, возвышение конструкций, виды воздействий |
1.4 Коммуникации по мосту (путепроводу) и под ним | Пропуск коммуникаций, доступ к ним при эксплуатации | Ограничения по пропуску коммуникаций |
2 Грузоподъемность | Возможность пропуска по мостовому сооружению эксплуатационных нагрузок с учетом перспективы | Нормативные нагрузки, расчетные коэффициенты к ним, правила загружения. Расчетные прочностные и деформационные характеристики конструкционных материалов |
3 Безопасность движения | Расчетная скорость движения транспортных средств; режим движения пешеходов | Элементы плана и профиля. Размеры и удерживающая способность ограждающих устройств и перил. Наличие стационарного освещения, судовой сигнализации, предупреждающих сигналов, средств защиты от несанкционированных действий |
4 Долговечность | Срок службы мостового сооружения | Нормативный срок службы и межремонтный срок для разных конструктивных частей мостового сооружения. Конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению нормативных и межремонтных сроков службы, в том числе: |
5 Безотказность в чрезвычайных ситуациях | Гарантия неразрушения | Конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению неразрушения сооружения, в том числе: |
Технологические и социально-экономические свойства | ||
6 Комфортность движения транспортных средств и пешеходов | Плавность движения, отсутствие резонансных явлений | Требования к деформативности пролетных строений под временной нагрузкой, строительному подъему, периоду собственных колебаний, ровности мостового полотна |
7 Технологичность и экономичность при строительстве и реконструкции | Оптимальность конструктивных и технологических решений с экономических позиций | Требования по рациональному выбору схемы, размеров, материалов, изделий и конструкции |
8 Технологичность в эксплуатации | Доступность для содержания, надзора, мониторинга состояния конструкций, ремонтопригодность | Требования к смотровым устройствам, условиям содержания, доступности для ремонта или замены элементов сооружения |
9 Экологичность | Экологическая безопасность, равновесное состояние природной и техногенной среды в период строительства и эксплуатации | Экологические требования к водоотводу, очистным и регуляционным сооружениям, технологическим процессам |
10 Архитектурная выразительность | Гармоничное сочетание с существующими или проектируемыми архитектурными ансамблями, окружающим ландшафтом | Специальные требования, согласованные с органами архитектурно-строительного надзора |
Б.2 Функциональные свойства:
- пропускная способность;
- грузоподъемность;
- безопасность движения;
- долговечность, безотказность в чрезвычайных ситуациях.
Основными нормируемыми параметрами, которые определяют функциональные потребительские свойства, являются сроки службы, габариты и нагрузки от транспортных средств и пешеходов.
Остальные нормируемые параметры должны обеспечивать сохранение заданных функциональных свойств на весь срок службы мостового сооружения.
Б.3 Технологические и социально-экономические свойства:
- технологичность и экономичность при строительстве и реконструкции;
- технологичность при эксплуатации;
- экологичность;
- архитектурная выразительность.
Эти свойства должны быть обеспечены нормативными требованиями по оптимальному выбору материалов, конструкций, технологий, типоразмеров, по наличию необходимых обустройств для эксплуатации и мониторинга, возможности проведения ремонта и замены конструктивных элементов, а также экологическими и архитектурными требованиями.
Приложение В
(рекомендуемое)
Срок службы моста
В.1 Основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства должны быть запроектированы и сооружены таким образом, чтобы при учете потребительских свойств и при надлежащей эксплуатации они обладали достаточной долговечностью.
В.2 Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта мостов приведены в таблице В.1.
В.3 Сроки службы могут быть изменены в процессе эксплуатации при следующих условиях и соответствующем технико-экономическом обосновании:
- замена конструкций при кардинальном изменении архитектурно-планировочных решений в районе мостового перехода, связанных, в том числе, с возрастанием интенсивности движения транспорта и пешеходов;
- замена конструкций вследствие непредвиденных катастрофических повреждений и разрушений.
В.4 Срок службы несущих конструкций сооружения после реконструкции следует определять в техническом задании, но он не может быть менее 25 лет.
Таблица В.1 - Срок службы и срок до первого ремонта моста
Конструктивная часть | Элемент конструкции | Срок службы, год | Срок до первого ремонта, год |
1 Мостовое полотно: | |||
б) автодорожных и городских мостовых сооружений | Покрытие | 20 | 10 |
Гидроизоляция | 40 | 20 | |
в) деревянные элементы мостового полотна | Настил автодорожных мостовых сооружений | 5 | 2-3 |
Другие элементы мостового полотна | 10 | 5 | |
2 Пролетное строение мостового сооружения автодорожного и городского | Железобетонное: | ||
- ребристое сборное с обычной арматурой | 50 | 30 | |
- плитное сборное сплошного сечения | 50 | 30 | |
- остальное | 70 | 40 | |
Стальное и сталежелезобетонное | 100 | 50 | |
Деревянное | 25 | 10 | |
3 Опорная часть | Эластомерная (резиновая и резино- | 20 | - |
Эластомерная (резино-фторопластовая) | 40 | 20 | |
Стальная | как для пролетного строения
| ||
Комбинированная | 50 | 20 | |
4 Опоры и фундаменты | В 1,5 раза больше, чем пролетного строения | 50 | |
б) прочие опоры | как для пролетных строений | ||
в) фундамент | В 1,5 раза больше, чем пролетного строения | - | |
г) облицовка опор и стен | Гранитная | 90 | 50 |
Бетонная | 50 | 30 |
Приложение Г
(рекомендуемое)
Требования к строительным материалам и изделиям для мостовых сооружений
Г.1 Для обеспечения надежности и долговечности мостовых сооружений используют тяжелый бетон (со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м включительно) классов по прочности на сжатие В20, В22,5, В25, В27,5, В30, В35, В40, В45, В50, В55 и В60.
Класс бетона по прочности на сжатие следует применять не ниже:
- для бетонных опор - В20;
- для железобетонных опор - В25;
- для железобетонных опор с напрягаемой арматурой - В30;
- для пролетных строений с ненапрягаемой арматурой - В30;
- то же, с напрягаемой арматурой - В35.
Марки бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий зоны строительства следует принимать равными - F100, F200, F300, F400. Для конструкций, подверженных воздействию против гололедных реагентов, марку бетона по морозостойкости следует принимать не менее F200.
Марки бетона по водонепроницаемости принимают не ниже W6 в подводных и подземных элементах мостового сооружения, не подвергающихся электрической и химической коррозии. Остальные элементы и части мостовых конструкций должны иметь марку по водонепроницаемости не ниже W8.
Г.2 В железобетонных мостах следует использовать арматуру:
- ненапрягаемую стержневую классов А240, А300, А400;
- напрягаемую стержневую классов А600, А800, Ат600, Ат800, Ат1000;
- высокопрочную проволоку классов В-II, Вр-II;
- арматурные канаты К-7;
- стальные канаты со спиральной свивкой.
Г.3 В стальных конструкциях мостов следует применять прокатную конструкционную сталь марок 16Д, 15ХСНД, 10ХСНД, а также стали марок 15ХСНДА и 10ХСНДА.
Прокат из стали марок 15ХСНД, 10ХСНД, 15ХСНДА и 10ХСНДА принимают в зависимости от типа исполнения моста (обычное или северное):
- без термообработки (категория 1);
- с термообработкой в нормализованном состоянии (категория 2);
- в термически улучшенном состоянии после закалки и высокого отпуска (категория 3).
Г.4 Новые и импортные материалы, изделия и конструкции для мостостроения можно использовать только после комплексных испытаний, подтверждающих их соответствие требованиям, и разработки на них стандартов.
Приложение Д
(рекомендуемое)
Требования к типовым эффективным конструктивно-технологическим решениям мостовых сооружений
Д.1 При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих мостов следует:
- обеспечивать экономное расходование материалов, топливных и энергетических ресурсов, снижать стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации,
- сокращать риски проявления чрезвычайных ситуаций и обеспечивать возможность скорейшей ликвидации их последствий;
- предусматривать высокие темпы монтажа конструкций, использование типовых решений, применение сборных конструкций, деталей и материалов, а также выполнение требований техники безопасности;
- учитывать перспективы развития транспорта и дорожной сети, интересы благоустройства и планировки населенных пунктов, перспективы освоения земель в сельскохозяйственных целях.
Д.2 Конструктивные, архитектурные и объемно-планировочные решения мостовых сооружений должны быть технологически целесообразными и исполнимыми при строительстве, текущем содержании в период эксплуатации (при ремонтах) и реконструкции.
Материалы, изделия, конструкции и приемы производства работ должны быть технологичными, т.е. обеспечивать наиболее простое, быстрое и экономичное изготовление, транспортировку, монтаж и эксплуатацию сооружения при обязательном обеспечении его потребительских свойств.
Д.3 Массу и размеры элементов сборных конструкций следует назначать исходя из возможности использования при монтаже и перевозке общестроительных и специализированных кранов и транспортных средств серийного производства.
Д.4 Сборные железобетонные, металлические, деревянные и другие конструкции для мостов следует изготавливать на промышленных предприятиях. Допускается изготовление железобетонных, металлических, деревянных конструкций на полигонах строительных организаций при условии обеспечения установленных требований к качеству продукции, определяемых техническими условиями и технологическими регламентами, разрабатываемыми для конкретного производства.
Д.5 Конструкции деформационных устройств (опорных частей, шарниров, деформационных швов) и их расположение должны обеспечивать необходимую свободу предусматриваемых взаимных перемещений (линейных, угловых) отдельных частей (элементов) сооружения.
Проектная документация должна содержать указания по установке деформационных устройств с учетом степени готовности сооружения и температуры воздуха (конструкции) во время замыкания конструкции.
Приложение Е
(рекомендуемое)
Требования к устройствам и системам обеспечения безопасной эксплуатации мостов
Е.1 Все части пролетных строений и видимые поверхности опор должны быть доступны для осмотра и ухода. В необходимых случаях следует предусматривать установку специальных приспособлений для осуществления мониторинга общих деформаций, а также напряженного состояния отдельных элементов.
Е.2 При строительстве и реконструкции мостовых сооружений следует предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности сооружения, включающие:
- обоснование и обеспечение требуемых пределов огнестойкости и классов пожарной опасности применяемых строительных конструкций;
- обеспечение условий для эффективного тушения пожара;
- обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений и помещений, размещаемых в подмостовом пространстве;
- организационно-технические мероприятия, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций с угрозой возникновения пожара.
Е.3 Все металлические конструкции мостовых сооружений должны быть заземлены при расположении на сооружении силовых кабелей.
Е.4 Следует предусматривать меры по обеспечению сохранности моста, а также непрерывности и безопасности движения по нему в случаях прорывов и повреждений трубопроводов и кабелей.
Е.5 Автодорожные мосты с разводными пролетами следует обеспечивать с обеих сторон сигналами прикрытия.
Судоходные пролеты на мостах через водные пути должны быть оборудованы освещаемой судовой сигнализацией.
Е.6 На мостовых сооружениях следует предусматривать мероприятия для безопасного пропуска пешеходов, в том числе маломобильных групп населения.
У каждого конца мостового сооружения следует предусмотреть устройство служебных лестничных сходов.
Е.7 Удерживающая способность устройств ограждения проезжей части должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств по мосту.
Е.8 На больших городских мостах следует предусматривать стационарное электрическое освещение, защищенное от наездов транспорта.
УДК 625.7:624.21:006.354 | МКС 93.080.01 |
Ключевые слова: автомобильные дороги, мосты |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019