ГОСТ Р 58793-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Техника пожарная
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Общие технические требования. Методы испытаний
Fire technigues. Highly maneuverable fire-rescue tools. General technical reguirements. Test methods
ОКС 13.220.10
Дата введения 2021-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2019 г. N 1500-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к высокоманевренным пожарно-спасательным средствам и к методам их испытаний.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые высокоманевренные пожарно-спасательные средства - пожарные аварийно-спасательные мотоциклы, создаваемые на базе мототранспортных средств - мотоциклов, изготовленные и укомплектованные с учетом целевого применения пожарно-техническим вооружением и предназначенные для оперативной доставки пожарно-технического вооружения и личного состава к месту вызова для ликвидации очагов пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 27331 (СТ СЭВ 5637-86) Пожарная техника. Классификация пожаров
ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 52230 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 высокоманевренные пожарно-спасательные средства; ПСМ: Пожарные аварийно-спасательные мотоциклы - пожарные машины на базе мототранспортных средств - мотоциклов, изготовленные и укомплектованные с учетом целевого применения пожарно-техническим вооружением и предназначенные для оперативной доставки пожарно-технического вооружения и личного состава к месту вызова для ликвидации очагов пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
3.2
пожарно-техническое вооружение: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением. [ГОСТ 12.2.047-86, пункт 3] |
4 Общие технические требования
4.1 ПСМ должны состоять из следующих основных частей:
- базового мотоцикла;
- кофра (кофров) и кронштейнов для размещения пожарно-технического вооружения (ПТВ);
- дополнительного электрооборудования.
Основные параметры ПСМ должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Параметр | Величина | Примечание |
Базовое шасси | Двухколесный мотоцикл | Модель по требованию заказчика |
Число мест для личного состава | 1 (2) | - |
Масса огнетушащих веществ (ОТВ) в устройствах их подачи: |
| - |
- с жидким огнетушащим зарядом, кг, не менее | 10 |
|
- с порошковым зарядом, кг, не менее | 4 |
|
Аварийно-спасательное оборудование | Комплект | По требованию заказчика |
По требованию заказчика в устройствах подачи огнетушащих веществ допускаются другие заряды с суммарной массой не менее 12 кг.
Огнетушащие вещества в устройствах их подачи должны тушить очаги классов пожара A, B, C, D по ГОСТ 27331.
4.2 Для изготовления ПСМ используются шасси мотоцикла - базового двухколесного транспортного средства.
4.3 ПСМ могут быть оснащены дополнительными опорами, обеспечивающими устойчивость ПСМ при развертывании, и приспособлениями для защиты личного состава от дорожной грязи.
4.4 Размещение ПТВ на ПСМ должно учитывать тактику его оперативного использования, обеспечивать доступность, удобство и безопасность при съеме и установке.
4.5 Компоновка ПСМ должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю при эксплуатации.
4.6 Величина полной массы ПСМ не должна превышать 95% максимальной массы, установленной для базового мотоцикла.
При определении массы личного состава исходят из массы одного человека (80 кг) плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена личного состава.
4.7 Крепление ПТВ должно обеспечивать его надежную фиксацию при движении ПСМ.
При изготовлении ПСМ должны применяться максимально унифицированные крепежные изделия.
4.8 ПТВ, имеющее острые кромки, должно храниться в чехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне его размещения.
4.9 Источники питания (аккумуляторная батарея, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, радиостанции и т.п.).
4.10 Дополнительное электрооборудование должно обеспечивать:
- подачу специальных звуковых и световых сигналов по ГОСТ Р 50574;
- работу средств связи.
Электрооборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230.
4.11 Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи.
4.12 Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта ее управления должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50574 и нормативных документов на эту сигнализацию.
4.13 При подключении дополнительного электрооборудования должен быть обеспечен баланс мощности источников питания при максимальном количестве включенных потребителей во всем диапазоне условий эксплуатации, включая наиболее неблагоприятное их сочетание (зима, ночь и т.д.).
4.14 При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.
4.15 Электрическая проводка, проходящая внутри кофров, должна иметь разъемы, позволяющие демонтировать их без демонтажа электропроводки.
4.16 Каждая электрическая цепь питания любого элемента дополнительного электрооборудования должна быть оснащена плавким предохранителем (или автоматическим размыкателем), облегчающим быстрый поиск неисправностей в системе. Предохранители рекомендуется монтировать в одном блоке.
Цепи, питающие устройства с малым потреблением тока могут оснащаться общим предохранителем при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.
4.17 Все провода дополнительного оборудования должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
Отверстия и вырезы для прохода проводов через элементы ПСМ должны иметь защиту (обработку или обрамление) для предохранения изоляции проводов от повреждения.
4.18 Материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении ПСМ, должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий, документов на поставку с учетом климатических условий и специфики охраняемой территории и объектов.
4.19 Детали дополнительного оборудования, прошедшие термическую обработку, не должны иметь трещин, расслоений, пятнистости цементированной поверхности и других дефектов, снижающих качество.
На поверхностях деталей не должно быть острых кромок, заусенцев, забоин, вмятин и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и способных нанести травму личному составу при применении и обслуживании ПСМ.
4.20 Наружные поверхности ПСМ должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол, пластика и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже класса II по ГОСТ 9.032.
4.21 Окраска ПСМ должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50574.
4.22 Комплектность ПСМ
ПСМ должны состоять из основных частей, указанных в 4.1.
ПСМ должны быть укомплектованы ПТВ в соответствии с нормами табельной положенности, указанными в технической документации (ТД) на конкретную модель ПСМ. Окончательная номенклатура комплектующего оборудования определяется заказчиком при поставке.
Общая масса ПСМ с предлагаемым к размещению ПТВ не должна превышать 95% полной массы, установленной для базового мотоцикла.
ПСМ по требованию заказчика и в соответствии с нормативно-правовыми актами (НПА) и ТД на конкретную модель ПСМ могут быть укомплектованы (или должны быть предусмотрены места для размещения) средствами индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и др., системами навигации и видеорегистрации.
В комплект поставки ПСМ должны входить:
- формуляр, руководство по эксплуатации (РЭ), инструкция по регулированию и обкатке в соответствии с ГОСТ 2.601, паспорта, документы оценки соответствия и другая документация на ПТВ и оборудование, а также инструмент в соответствии с ТД на конкретную модель СПМ;
- ремонтная документация по ГОСТ 2.602 для ПСМ, освоение производства которых закончено в соответствии с ТД на конкретную модель ПСМ (по требованию потребителя).
В состав сопроводительной документации, поставляемой заказчику, должны входить документы, необходимые для регистрации ПСМ в территориальных органах безопасности движения.
5 Правила приемки
5.1 Виды испытаний
Для проверки соответствия ПСМ требованиям настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на конкретную модель проводят испытания следующих видов:
- предварительные (заводские);
- приемочные;
- квалификационные;
- предъявительские;
- приемо-сдаточные;
- периодические;
- контрольные испытания на надежность (ресурсные);
- типовые;
- эксплуатационные;
- специальные.
Определение видов испытаний - по ГОСТ 16504.
Полный объем и методы испытаний ПСМ при их приемке устанавливаются в ТУ на конкретную модель с учетом требований настоящего стандарта.
5.2 Требования к пожарным автомобилям, поставляемым на испытания
5.2.1 ПСМ, поставляемые на испытания, должны быть собраны, укомплектованы ПТВ и оборудованием, заправлены горюче-смазочными материалами (ГСМ).
5.2.2 Комплектующие изделия и материалы перед установкой на ПСМ должны проходить входной контроль по ГОСТ 24297.
5.3 Предварительные испытания
5.3.1 Предварительные испытания должно проводить предприятие-изготовитель в целях определения возможности предъявления опытного образца на приемочные испытания.
5.3.2 Программа предварительных испытаний должна включать в себя проверку всех обязательных показателей и характеристик, указанных в настоящем стандарте, других показателей в соответствии с техническим заданием на конкретную модель ПСМ, а также методики проведения испытаний.
5.4 Приемочные и квалификационные испытания
5.4.1 Приемочные и квалификационные испытания должны проводиться разработчиком и изготовителем изделия с привлечением испытательных центров (лабораторий), допущенных к проведению такого рода испытаний в порядке, установленном действующим законодательством, и с участием соответствующих органов государственного надзора и других заинтересованных организаций с оформлением результатов испытаний в целях решения вопроса о возможности постановки изделия на серийное производство.
5.4.2 Приемочные и квалификационные испытания проводятся по пунктам программы предварительных испытаний в полном объеме. По усмотрению приемочной комиссии допускается отдельные виды испытаний не проводить.
5.4.3 Приемочным испытаниям подвергают опытный образец ПСМ.
5.4.4 Квалификационным испытаниям подвергают первую промышленную партию ПСМ.
5.5 Предъявительские испытания
5.5.1 Предъявительским испытаниям следует подвергать каждый ПСМ в целях определения возможности поставки изделия потребителю. Объем испытаний определяется производителем ПСМ по согласованию с заказчиком. В ходе испытаний проверяются работоспособность и исправность всех узлов.
5.5.2 В состав предъявительских испытаний должна входить (при необходимости) обкатка ПСМ.
Режим обкатки ПСМ следует устанавливать в ТД на конкретную модель ПСМ. Объем обкатки у потребителя должен быть минимальным и гарантировать возможность постановки изделия в боевой расчет сразу после его приобретения.
5.5.3 Предъявительские испытания ПСМ в общем случае должны включать в себя:
- проверку соответствия опытного образца рабочей документации;
- внешний осмотр с оценкой качества монтажно-сборочных работ, окраски и отделки изделия, надежности крепления ПТВ, других сборочных единиц, а также проверку комплектности ПСМ;
- испытания:
- систем штатного и дополнительного электрооборудования на работоспособность;
- проверку:
- громкоговорящей связи,
- конструкционной прочности;
- дорожные испытания на расстояние (50±5) км.
После дорожных испытаний обнаруженные дефекты должны быть устранены.
Объем предъявительских испытаний на конкретную модель ПСМ устанавливается в соответствии с ТУ.
5.5.4 При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному показателю изделие возвращают производителю ПСМ для устранения несоответствия.
Повторно испытания проводят по тому показателю, по которому был получен неудовлетворительный результат.
Изделие, не выдержавшее повторных испытаний, бракуют.
5.5.5 Результаты предъявительских испытаний и обкатки должны быть оформлены протоколом предъявительских испытаний и внесены в формуляр изделия.
5.6 Приемо-сдаточные испытания
5.6.1 Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждый ПСМ в целях определения возможности поставки изделия заказчику.
5.6.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый ПСМ, прошедший предъявительские испытания.
5.6.3 Испытания проводят в объеме и последовательности предъявительских испытаний при участии представителя заказчика. По усмотрению представителя заказчика допускается отдельные виды испытаний не проводить.
По согласованию с представителем заказчика допускается совмещение приемо-сдаточных и предъявительских испытаний.
5.6.4 Результаты приемо-сдаточных испытаний должны быть оформлены протоколом приемо-сдаточных испытаний и внесены в формуляр.
5.7 Периодические испытания
5.7.1 Периодические испытания ПСМ проводят в испытательных центрах (лабораториях), допущенных к проведению такого рода испытаний в порядке, установленном, действующим законодательством, один раз в год в целях контроля стабильности качества изделия.
Испытаниям подвергают один ПСМ из числа выдержавших приемо-сдаточные испытания и изготовленных в контролируемый период.
Отбор изделий проводят в присутствии представителя заказчика и представителя службы технического контроля предприятия-изготовителя.
5.7.2 Периодические испытания ПСМ включают в себя:
а) приемо-сдаточные испытания в полном объеме в соответствии с 5.5.3;
б) проверку характеристик и требований, приведенных в таблице 1 и 4.1-4.6;
в) дорожные испытания на расстояние 1000 км с распределением пробега по видам дорог, %:
- по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием - 50;
- дорогам с булыжным покрытием - 30;
- грунтовым дорогам - 20.
5.7.3 Результаты испытаний оформляют протоколом периодических испытаний, который хранится в течение срока, установленного предприятием-изготовителем, но не менее чем до очередных периодических испытаний.
5.7.4 При неудовлетворительных результатах периодических испытаний должны быть проведены анализ причин их получения и мероприятия, исключающие возможность их повторения.
После доработки проводят повторные испытания на удвоенной выборке изделий по тем показателям, по которым получены неудовлетворительные результаты, а также повторяют проведенные ранее испытания, на результаты которых могли повлиять внесенные изменения.
5.7.5 Изделия, подвергшиеся периодическим испытаниям с проверкой показателей долговечности, поставке потребителю не подлежат (независимо от результатов испытаний).
5.8 Типовые испытания
Типовые испытания проводят в испытательных центрах (лабораториях) допущенных к проведению такого рода испытаний в порядке, установленном действующим законодательством, для оценки эффективности и целесообразности внесения изменений в конструкции ПСМ.
Программа типовых испытаний должна содержать проверку тех характеристик и параметров, на которые могут повлиять данные изменения.
В программе должно быть указано количество изделий, необходимых для проведения испытаний, и возможность дальнейшего использования ПСМ, подвергнутых типовым испытаниям.
Программа разрабатывается предприятием-изготовителем и согласовывается с разработчиком изделия и основным заказчиком.
Результаты типовых испытаний оформляются протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений.
5.9 Эксплуатационные испытания
Эксплуатационные испытания проводят для всех новых моделей ПСМ. Программа и место проведения эксплуатационных испытаний должны быть установлены при проведении приемочных испытаний.
Разработчик изделия готовит программу эксплуатационных испытаний, согласовывает с заказчиком и вместе с проектом ТУ на конкретную модель предъявляет на приемочные испытания.
5.10 Специальные испытания
Специальные испытания (климатические и т.п.) проводят для проверки функционального соответствия ПСМ условиям эксплуатации и/или оперативного использования, установленным в техническом задании.
Испытания проводят по решению основного заказчика в соответствии с утвержденной им программой и методикой испытаний (ПМ).
6 Методы испытаний
6.1 Проверка комплектности и используемых материалов
Проверка по 4.1-4.3, 4.18 осуществляется визуальным осмотром и сличением с техническим описанием, приведенным в конструкторской документации на ПСМ.
Количество и состав комплектующих, используемые материалы должны соответствовать требованиям конструкторской документации.
6.2 Проверка эргономических показателей и безопасности размещения и хранения комплектующих, работы дополнительного электрооборудования
6.2.1 Проверку доступности, удобства и безопасности при съеме и установке ПТВ и дополнительного электрооборудования по 4.4, 4.10, 4.12 проводят путем боевого развертывания в соответствии с РЭ ПСМ.
6.2.2 Возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю при эксплуатации по 4.5, проверяют выполнением действий, связанных с обслуживанием изделия потребителем в соответствии с конструкторской документацией.
6.2.3 Доступность, удобство и безопасность оценивают по методам экспертных оценок испытателей.
6.2.4 Безопасность размещения и хранения комплектующих по 4.8 проверяют визуально на наличие чехлов или гнезд (футляров) для размещения пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и инструмента, исключающих травмирование личного состава.
6.3 Определение полной массы
6.3.1 Определение полной массы по 4.6 проводят путем измерения на автомобильных весах среднего класса точности.
6.3.2 Размеры и грузоподъемность весов должны допускать установку на них ПСМ всеми колесами одновременно.
Допускается применение вместо (или совместно) весов других весовых устройств (тензостанции и т.п.).
6.3.3 Перед испытаниями ПСМ должен быть:
- в технически исправном состоянии, очищен от грязи;
- полностью укомплектован ПТВ, заправлен огнетушащими веществами в соответствии с конструкторской документацией;
- полностью заправлен ГСМ;
- освобожден от посторонних предметов.
6.3.4 Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового мотоцикла.
6.3.5 Проверку массы (взвешивание) проводят при неработающем двигателе, расторможенных колесах, выключенной передаче.
6.3.6 При въезде ПСМ на платформу и при съезде с нее весы должны быть остановлены (блокированы).
6.3.7 Массу личного состава допускается имитировать балластом из расчета 80 кг на одного человека плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена личного состава.
6.3.8 Значение полной массы должно соответствовать требованиям 4.6.
6.4 Проверка установки кофра (кофров), кронштейнов и крепления комплектующих, защиты аккумуляторных батарей, прочности крепления и надежности защиты электропроводов
6.4.1 Проверку установки кузова (кофра), надежности крепления ПТВ и защиты от попадания грязи аккумуляторных батарей по 4.7, 4.11, 4.17 проводят после пробеговых испытаний ПСМ с максимально возможной скоростью по дорогам с асфальтовым покрытием и по бездорожью.
6.4.2 Длина каждого проходимого участка должна составлять не менее 5 км.
6.4.3 ПТВ не должно менять свое первоначально закрепленное местоположение.
6.4.4 На аккумуляторных батареях не должно быть следов транспортной грязи.
6.4.5 Электрические провода не должны иметь механических повреждений.
6.5 Проверка мощности источников питания
Проверку мощности источников питания 4.9, 4.13 в части запаса, достаточного для подключения дополнительных потребителей электроэнергии, осуществляют сличением с техническими параметрами источников питания и потребителей электроэнергии. При этом запас мощности источников питания должен превышать мощности потребителей не менее чем на 15%.
6.6 Проверка качества дополнительного оборудования, наружных поверхностей и цветографической окраски ПСМ
Осмотр и проверка качества сборки, регулировки дополнительного оборудования и отделки ПСМ должны проводиться визуальным осмотром и сличением с описанием конструкторской документации.
Осмотру подвергаются все составные части ПСМ согласно 4.19-4.21, а также наличие, размещение и крепление специального оборудования.
Методом непосредственного осмотра и/или методом экспертных оценок проверяют:
- наличие электрических разъемов по 4.15, плавких предохранителей по 4.16;
- удобство наблюдения за рабочими органами, приборами, указателями и т.п.
7 Гарантии изготовителя
7.1 Изготовитель гарантирует соответствие ПСМ требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных эксплуатационными документами на конкретную модель.
7.2 Гарантийный срок ПСМ определяется техническим заданием на конкретную модель, но должен быть не менее 2 лет с момента ввода ПСМ в эксплуатацию.
УДК 614.846.6:006.354 | ОКС 13.220.10 |
| |
Ключевые слова: техника пожарная, высокоманевренные пожарно-спасательные средства, пожарно-спасательный мотоцикл, пожарно-техническое вооружение |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020