ГОСТ ISO 6297-2015 Нефтепродукты. Топлива авиационные и дистиллятные. Определение удельной электропроводности

Обложка ГОСТ ISO 6297-2015 Нефтепродукты. Топлива авиационные и дистиллятные. Определение удельной электропроводности
Обозначение
ГОСТ ISO 6297-2015
Наименование
Нефтепродукты. Топлива авиационные и дистиллятные. Определение удельной электропроводности
Статус
Действует
Дата введения
2017.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
75.160.20


ГОСТ ISO 6297-2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ



НЕФТЕПРОДУКТЫ. ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ И ДИСТИЛЛЯТНЫЕ


Определение удельной электропроводности


Petroleum products. Aviation and distillate fuels. Determination of electrical conductivity

МКС 75.160.20

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1260-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 6297-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 6297:1997* "Нефтепродукты. Авиационное и дистиллятное топлива. Определение удельной электропроводности" ("Petroleum products - Aviation and distillate fuels - Determination of electrical conductivity", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Стандарт разработан Комитетом ISO/TC 28 "Нефтепродукты и смазочные материалы" Международной организации по стандартизации ISO.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Предостережение - В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране здоровья, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает методы определения удельной электропроводности авиационных и дистиллятных топлив, содержащих или не содержащих антистатическую присадку. Методы позволяют измерять удельную электропроводность топлива, находящегося в состоянии "электрического покоя" ("удельная электропроводность покоя").

Удельную электропроводность топлива можно измерять двумя методами:

- переносным регистрирующим прибором для непосредственного измерения в резервуарах в полевых или лабораторных условиях;

- регистрирующим прибором, вмонтированным в линию, для непрерывного измерения удельной электропроводности топлива в распределительной системе.

При применении любого метода перед проведением измерений необходимо обратить особое внимание на удаление остаточных электрических зарядов и исключение загрязнений.

Прецизионность методов установлена для удельной электропроводности в диапазоне от 1 до 2000 пСм/м с использованием оборудования, приведенного в настоящем стандарте. Этот диапазон можно расширить в сторону больших значений при правильном выборе размеров электродов и приборов, измеряющих силу тока.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 3171:1988, Petroleum liquids - Automatic pipeline sampling (Нефтяные жидкости. Автоматический отбор проб из трубопровода)

ASTM D 4057:1988, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1 удельная электропроводность покоя (rest conductivity): Величина, обратная удельному сопротивлению незаряженного топлива при отсутствии поляризации или обеднения ионами, измеряемая в пикосименсах на метр [пСм/м(pS/m)] и определяемая сразу после приложения напряжения постоянного тока между электродами.

Примечание 1 - Единица электрической проводимости (CU) эквивалентна 1 пСм/м. Сименс в СИ по определению является обратной величиной "ома" и иногда обозначается "мо" или mho () - "обратный ом".

4 Сущность метода

Удельную электропроводность топлива определяют по силе тока, возникающего при приложении напряжения к двум электродам, погруженным в топливо. При использовании портативных приборов при приложении напряжения сразу измеряют силу тока, что позволяет избежать ошибок, связанных с обеднением ионами слоя топлива около электродов. Обеднение ионами, сопровождающееся поляризацией электродов, устраняется в системе динамического контроля при непрерывной смене пробы в измерительной ячейке.

5 Реактивы

5.1 Пропанол-2 квалификации ч.д.а.

5.2 Толуол квалификации ч.д.а.

6 Аппаратура

6.1 Портативная кондуктометрическая ячейка и приборы для измерения силы тока, обеспечивающие почти мгновенное измерение удельной электропроводности при приложении напряжения.

6.2 Поточная кондуктометрическая ячейка с устройством для удаления электростатических зарядов до пропускания потока топлива через встроенную измерительную ячейку.

Примечание 2 - Контролируемый непрерывный поток через топливную ячейку препятствует обеднению ионами и тем самым позволяет непрерывно измерять удельную электропроводность покоя. Такой прибор встраивается в систему распределения топлив и оснащается насосом для создания постоянного потока через топливную ячейку, а также датчиком контроля температуры.

Точка отбора проб должна быть на расстоянии не менее 30 м ниже по потоку от системы ввода присадок, если при этом не используют смеситель, обеспечивающий перемешивание топлива до отбора проб.

6.3 Датчик температуры диапазоном, соответствующим измеряемым температурам образцов топлива в полевых условиях, и точностью до ±1°C. Такая точность требуется только при использовании портативной кондуктометрической ячейки.

6.4 Мерный сосуд, вмещающий достаточное количество образца топлива для покрытия электродов кондуктометрической измерительной ячейки на глубине, устанавливаемой для конкретной части оборудования.

7 Отбор проб

7.1 Для исключения ошибок измерение удельной электропроводности топлива проводят на месте или отбирают пробы топлива по ASTM D 4057 или ISO 3171.

При отборе проб следует соблюдать следующие условия:

a) объем пробы должен быть не менее 1 дм;

b) в качестве контейнера используют бидоны, полностью футерованные эпоксидной смолой, или контейнеры из политетрафторэтилена (см. примечание 3);

c) перед отбором проб контейнеры и их крышки следует ополоснуть не менее трех раз топливом, пробы которого отбирают;

d) пробы испытывают сразу после их отбора.

Примечание 3 - Установлено, что результаты, полученные по данному методу, чувствительны к загрязнениям даже следовыми количествами веществ, попадающих в пробы при отборе и из контейнеров для проб. Рекомендуется использовать новые контейнеры. Можно применять использованные контейнеры, которые тщательно промывают моющим раствором, пропанолом-2 (5.1), затем толуолом (5.2) и сушат потоком воздуха.

8 Проведение испытаний

8.1 Калибровка

Перед использованием оборудование калибруют в соответствии с инструкциями изготовителя.

8.2 Полевые измерения в резервуарах, вагонах-цистернах, автоцистернах и т.д.

Примечание 4 - Для проведения полевых измерений удельной электропроводности используют портативные измерительные приборы. Для подтверждения безопасной работы такие приборы сертифицируют на искробезопасность для использования в опасных зонах. Каждый измерительный прибор может быть снабжен удлинителем для погружения ячейки в емкость.

Примечание 5 - Ручные измерительные приборы с высоким сопротивлением восприимчивы к электрическим переходным процессам, вызванным деформацией удлинителя при измерении. Поэтому во время измерения не следует перемещать прибор, т.к. возможно существенное снижение прецизионности.

8.2.1 Проверяют калибровку прибора и подключают его к заземлению резервуара. Погружают кондуктометрическую ячейку в резервуар до требуемого уровня, при этом не допускают неполного погружения ячейки или контакта ее с водяной подушкой на дне резервуара при ее наличии. Кондуктометрическую ячейку промывают от остатков предыдущего топлива и удаляют воздух перемещением вверх и вниз.

Предупреждение - Во избежание электростатического разряда между заряженным топливом и пробоотборником, погружаемым в резервуар, следует соблюдать соответствующие меры безопасности - провести заземление и дождаться рассеивания заряда. Также рекомендуется после заполнения резервуара топливом для хранения погружать пробоотборник в резервуар только через 30 мин после заполнения. Благодаря этим действиям топливо будет электрически нейтральным.

Примечание 6 - Если ячейка контактирует с водой и прибор включен, возможно его зашкаливание. Если ячейка контактировала с водой, ее тщательно промывают моющим растворителем, а затем сушат потоком воздуха. В теплых и влажных условиях окружающей среды на ячейке возможно образование конденсата, приводящее к завышению значения нуля при калибровке и измерении пробы. Для исключения конденсации ячейку следует хранить при температуре на 2°C-5°C выше максимальной температуры окружающей среды.

8.2.2 После промывки ячейку стабилизируют, а затем после включения и стабилизации прибора записывают наибольшее значение удельной электропроводности.

Примечание 7 - Время стабилизации прибора должно быть 3 с. Если прибор имеет несколько шкал, для определяемой удельной электропроводности выбирают шкалу, соответствующую наибольшей чувствительности. Записывают удельную электропроводность топлива и температуру.

8.3 Проведение испытаний образцов в лабораторных и полевых условиях

8.3.1 Подготавливают контейнеры для проб в соответствии с разделом 7 [перечисление с)].

8.3.2 Ополаскивают кондуктометрическую ячейку и мерный сосуд испытуемым топливом для удаления остатков предыдущего топлива. Переносят топливо в мерный сосуд, проверяют калибровку измерительного прибора, погружают кондуктометрическую ячейку в мерный сосуд на глубину, установленную в инструкции изготовителя, и измеряют удельную электропроводность образца по 8.2. Следят за тем, чтобы дно кондуктометрической ячейки не касалось контейнера для образца и аппаратуры. Записывают удельную электропроводность топлива и его температуру.

8.4 Поточные измерения удельной электропроводности

8.4.1 Перед выполнением измерений тщательно продувают воздухом кондуктометрическую ячейку.

8.4.2 Проверяют калибровку и выбирают соответствующую шкалу для потока топлива, удельную электропроводность которого измеряют. Записывают удельную электропроводность топлива и температуру.

9 Оформление результатов

Прибор регистрирует полученные результаты в пикосименсах на метр (пСм/м) с точностью до 1 пСм/м; если полученное значение менее 1 пСм/м, прибор считывает ноль. Также регистрирует значение измеренной температуры с точностью до 1°C.

Примечание 8 - Установлено, что удельная электропроводность топлива зависит от температуры и эта зависимость может быть разной для разных типов авиационного и дистиллятного топлив. При необходимости корректируют удельную электропроводность для конкретной температуры, при этом каждая лаборатория должна определить зависимость удельной электрической проводимости от температуры для исследуемого топлива и рассматриваемого диапазона температур.

10 Прецизионность

Примечание 9 - Прецизионность, приведенная в таблице 1, была определена по ISO 4259 на основе данных, полученных при выполнении испытаний, по приложению А. Воспроизводимость установлена с учетом ограничений, приведенных в примечании 10.

________________

ISO 4259, Petroleum products - Determination and application of precision data in relation to methods of test (Нефтепродукты. Определение и применение данных прецизионности в отношении методов испытания).

10.1 Повторяемость (сходимость)

Расхождение результатов последовательных испытаний, полученных одним и тем же оператором на одном и том же оборудовании при постоянных рабочих условиях на идентичном испытуемом материале при нормальном и правильном выполнении метода, может превышать значения, приведенные в таблице 1, только в одном случае из двадцати.

10.2 Воспроизводимость

Расхождение результатов двух единичных и независимых измерений удельной электропроводности, полученных разными операторами, работающими в одном и том же месте (см. примечание 10) на идентичном испытуемом материале при одной и той же температуре топлива при нормальном и правильном выполнении метода, может превышать значения, приведенные в таблице 1, только в одном случае из двадцати.

Таблица 1 - Прецизионность

В пикосименсах на метр

Удельная электрическая проводимость

Повторяемость

Воспроизводимость

1

1

1

15

1

3

20

1

4

30

2

6

50

3

10

70

4

13

100

5

17

200

10

32

300

14

45

500

21

69

700

29

92

1000

39

125

1500

55

177

Примечание 10 - Значения воспроизводимости, приведенные в таблице 1, получены не в условиях ее стандартного определения (значения были определены по результатам, полученным в одном и том же месте в один и тот же день разными операторами с использованием разных приборов для одинаковых проб). Результаты, полученные для проб в разное время и в разных местах, т.е. в стандартных условиях воспроизводимости, могут не дать сравнимых значений воспроизводимости, поскольку пробы могут случайно изменяться при их отборе и под воздействием окружающей среды.

Примечание 11 - Прецизионность, приведенная в таблице 1, распространяется на результаты, полученные только на портативных ручных измерительных приборах при температуре 20°C. Значительно худшая прецизионность (в два раза) может быть при низких температурах, например при температуре минус 20°C.

Примечание 12 - Данные, полученные для определения прецизионности настоящего метода испытаний в диапазоне от 1 до 1500 пСм/м, были получены без использования удлинителей для ручных измерительных приборов и не распространяются на бензины или растворители.

Примечание 13 - Повторяемость (сходимость) результатов, полученных с использованием встроенного измерительного прибора, непрерывно измеряющего удельную электропроводность, была оценена в пределах диапазона измерений, установленного для портативных приборов, однако воспроизводимость не была определена.

11 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен содержать:

a) обозначение настоящего стандарта;

b) тип и полную идентификацию испытуемого продукта;

c) результаты испытаний (см. раздел 9);

d) любое отклонение от стандартных методик измерения;

e) дату проведения испытаний.

Приложение А
(обязательное)

Данные прецизионности

А.1 Испытания, по результатам которых была определена прецизионность, были организованы ASTM с использованием не менее 20 портативных ручных приборов, измеряющих удельную электропроводность, изготовленных EMCEE Electronics Inc. Проводили два испытания десяти топлив, при этом в каждой лаборатории было испытано четыре образца при двух температурах (20°C и 0°C).

Данные можно получить при запросе отчетов ASTM RR.D02-1013, RR:D02-1161 и RR:D02-1235.

Приложение ДА
(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных стандартов межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта

ISO 3171:1988

-

*

ASTM D 4057-88

-

*

* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного стандарта.

УДК 665.74/.75:544.623:006.354

МКС 75.160.20

Ключевые слова: нефтепродукты, авиационное топливо, дистиллятное топливо, удельная электропроводность

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019