ГОСТ 1012-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
Технические условия
Aviation petrols. Specifications
МКС 75.160.20
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 1-2021), (Поправка. ИУС N 1-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1861-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1012-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 1012-72
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отменены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.11.2019 N 1153-ст c 01.07.2020; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2023 N 697-ст c 01.07.2024
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2020 год; ИУС N 12, 2023
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 23.08.2021; поправка, опубликованная в ИУС № 5, 2024 год, введенная в действие с 20.02.2024
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины, изготовляемые из высокооктановых компонентов (алкилата, изомеризата, бензина каталитического риформинга, толуола или других компонентов с высокой химической стабильностью) с добавлением этиловой жидкости, антиокислителя и красителя.
Примечание - Допускается производство авиационных бензинов с добавлением антидетонационной присадки и без добавления этиловой жидкости (неэтилированных авиационных бензинов).
Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.
Авиационные бензины выпускают следующих марок:
- авиационный бензин Б-92, поставляемый по государственному оборонному заказу;
- авиационный бензин Б-91/115.
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044* Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84).
ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.021 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.103 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.310 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты работающих от воздействия нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия
ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями**
_______________
** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58577-2019 "Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов".
ГОСТ 511 Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 1756 (ИСО 3007-99) Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров
ГОСТ 2177 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 3338 Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси
ГОСТ 3900 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 5066-2018 Топлива моторные. Методы определения температур помутнения, начала кристаллизации и замерзания
ГОСТ 5985 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6307 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
ГОСТ 6321 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6667 Бензины авиационные. Метод определения периода стабильности
ГОСТ 6994 Нефтепродукты светлые. Метод определения ароматических углеводородов
ГОСТ 11362 (ИСО 6619-88) Нефтепродукты и смазочные материалы. Число нейтрализации. Метод потенциометрического титрования
ГОСТ 13210 Бензины. Метод определения содержания свинца комплексометрическим титрованием
ГОСТ 19121 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка*
_______________
* Не действует в Республике Беларусь.
В Российской Федерации - также в соответствии с ГОСТ Р 57478-2017 "Грузы опасные. Классификация" и ГОСТ Р 57479-2017 "Грузы опасные. Маркировка".
ГОСТ 20924 Бензины автомобильные и авиационные. Метод определения интенсивности окраски
ГОСТ 21261 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
ГОСТ 28828 Бензины. Метод определения свинца
ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
ГОСТ 31874 Нефть сырая и нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров методом Рейда
ГОСТ 32139 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 32340 (ISO 5163:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод
ГОСТ 32350 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГОСТ 32401 Топлива авиационные. Метод определения механических примесей
ГОСТ 32403 Нефтепродукты. Определение содержания серы (ламповый метод)
ГОСТ 32404 Нефтепродукты. Метод определения содержания в топливе фактических смол выпариванием струей
ГОСТ 33092 Нефтепродукты. Определение цвета автоматическим трехцветным спектрофотометром
ГОСТ 33098** Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
_______________
** Не действует в Российской Федерации.
ГОСТ 33157 Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров (мини-метод)
ГОСТ 33194 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с волновой дисперсией
ГОСТ 33195 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации
ГОСТ 33196 Топлива дистиллятные. Определение свободной воды и механических примесей визуальным методом
ГОСТ 33197 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации автоматическим методом фазового перехода
ГОСТ 33299 Топлива углеводородные жидкие. Определение теплоты сгорания в калориметрической бомбе (точный метод)
ГОСТ 33701 Определение и применение показателей точности методов испытаний нефтепродуктов
ГОСТ EN 237 Нефтепродукты жидкие. Определение низких концентраций свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГОСТ EN 13016-1 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных паров, содержащих воздух (ASVP), и расчет эквивалентного давления сухих паров (DVPE)
ГОСТ ISO 2160 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ ISO 3405 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ ISO 8754 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ ISO 16591 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод окислительной микрокулонометрии
ГОСТ ISO 20846 Нефтепродукты жидкие. Определение содержания серы в автомобильных топливах. Метод ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ ISO 20884 Нефтепродукты жидкие. Определение содержания серы в автомобильных топливах. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3 Условные обозначения
Условное обозначение авиационного бензина должно состоять из обозначения его марки со ссылкой на настоящий стандарт.
Примеры
1 Бензин авиационный Б-92 по ГОСТ 1012-2013.
2 Бензин авиационный Б-91/115 по ГОСТ 1012-2013.
4 Технические требования
4.1 Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших квалификационные испытания с положительными результатами.
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям авиационные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Физико-химические и эксплуатационные показатели авиационных бензинов
Наименование показателя | Значение показателя для марки | Метод испытания | |
Б-92 | Б-91/115 | ||
1 Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более | 2,0 | 2,5 | По ГОСТ 28828, ГОСТ 32350, ГОСТ 13210, ГОСТ EN 237 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Детонационная стойкость: | |||
октановое число по моторному методу, не менее | 91,5 | 91 | По ГОСТ 32340, ГОСТ 511 |
сортность на богатой смеси, не менее | - | 115 | По ГОСТ 3338, 9.2 настоящего стандарта [1]* |
________________ | |||
3 Теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42737·10 | 42947·10 | По ГОСТ 21261, ГОСТ 33299 |
4 Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 33098, см. также [2] | ||
температура начала кипения, °С, не ниже | 40 | ||
10% отгоняется при температуре, °С, не выше, | 82 | ||
50% отгоняется при температуре, °С, не выше | 105 | ||
90% отгоняется при температуре, °С, не выше | 145 | ||
97,5% отгоняется при температуре, °С, не выше | 180 | ||
остаток, %, не более | 1,5 | ||
потери, %, не более | 1,5 | ||
5 Давление насыщенных паров, кПа | 29,3-49,0 | По ГОСТ EN 13016-1, ГОСТ 1756, ГОСТ 31874, ГОСТ 33157 | |
6 Кислотность, мг КОН/100 см бензина, не более | 1,0 | 0,3 | По ГОСТ 5985, ГОСТ 11362 |
7 Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066-2018 (метод Б), ГОСТ 33195, ГОСТ 33197 | |
8 Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | Не нормируется, определение обязательно | 35 | По ГОСТ 6994 |
9 Содержание фактических смол, мг/100 см бензина, не более | 3 | По ГОСТ 32404 | |
10 Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По ГОСТ 32139, ГОСТ 32403, ГОСТ 19121, ГОСТ ISO 8754, ГОСТ ISO 20884, ГОСТ ISO 20846, ГОСТ 33194, ГОСТ ISO 16591 | |
11 Коррозия медной пластинки (2 ч при температуре 100°С) | Класс 1 | По ГОСТ 32329, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 6321 | |
12 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |
13 Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По ГОСТ 33196 или ГОСТ 32401, или 9.5 настоящего стандарта | |
14 Прозрачность | Прозрачный | По 9.5 настоящего стандарта | |
15 Цвет | Зеленый | По 9.5 настоящего стандарта или ГОСТ 33092 | |
16 Период стабильности, ч, не менее | 8 | 12 | По ГОСТ 6667 |
17 Плотность при 20°С, кг/м | Не нормируется, определение обязательно | По ГОСТ 3900, стандарту [3] | |
Примечания 1 Для авиационного бензина марки Б-92 допускается норма по показателю 2 "сортность на богатой смеси" не менее 100; определяется на стадии подготовки производства и гарантируется технологией производства. 2 Концентрация антиокислителя не должна превышать 50 мг/кг. 3 Показатель 1 "Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина" определяют для авиационных бензинов, содержащих этиловую жидкость (этилированных авиационных бензинов). |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2), (Поправка. ИУС № 5-2024).
5 Красители
5.1 Для окрашивания этилированных бензинов добавляют жирорастворимые красители, дающие зеленый цвет (допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком), не ухудшающие физико-химические и эксплуатационные показатели авиационного бензина, что должно подтверждаться положительными результатами квалификационных испытаний.
Максимальная концентрация зеленого красителя (по основному веществу) не должна превышать 6 мг на 1 кг бензина.
Интенсивность окраски (концентрация красителя) определяют по ГОСТ 20924 при постановке бензина на промышленное производство и гарантируют технологией промышленного производства.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Таблица 2 (Исключена, Изм. N 1).
6 Требования безопасности
6.1 Авиационный бензин до этилирования является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
6.2 Требования к предельно допустимым концентрациям авиационных бензинов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
6.3 Постоянный контакт кожных покровов с авиационными бензинами может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Вдыхание паров авиационных бензинов оказывает вредное воздействие на кроветворные органы.
6.4 Компонент бензина тетраэтилсвинец - сильный яд, обладающий выраженным кумулятивным действием, вызывает нарушения центральной нервной системы, оказывает аллергическое воздействие, относится к 1-му классу опасности, предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 0,005 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
6.5 Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, взрывоопасная концентрация паров которой в смеси с воздухом составляет 6%.
Температура самовоспламенения авиационных бензинов - от 380°С до 475°С, температура вспышки - от минус 34°С до минус 38°С, область воспламенения - 0,98% об. - 5,48% об.; температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34°С до минус 38°С, верхний - от минус 10°С до плюс 5°С.
При возгорании авиационных бензинов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ и перегретый пар.
6.6 В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается использовать открытый огонь, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении.
При работе с авиационными бензинами не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
6.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования авиационных бензинов, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
6.8 Помещения, в которых проводят работы с авиационными бензинами, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021.
Места возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.
6.9 Оборудование и аппараты процессов слива и налива авиационных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензинов в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду.
6.10 При разливе авиационных бензинов необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.
6.11 При работе с авиационными бензинами применяют средства индивидуальной защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.310 и утвержденным типовым отраслевым нормам.
В местах с содержанием паров авиационных бензинов, превышающим ПДК, разрешается работать только с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующих противогазов с коробкой марки БКФ или ДОТ-600, долговременно - шланговых противогазов марки ПШ-1 или аналогичных им, указанных в ГОСТ 12.4.034.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.12 При работе с авиационными бензинами необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании авиационных бензинов на открытые участки тела необходимо их удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть глаза теплой водой.
6.13 Все работающие с авиационными бензинами должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями органов здравоохранения.
7 Требования охраны окружающей среды
7.1 Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий авиационных бензинов является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением авиационных бензинов, а также строгое соблюдение технологического режима.
7.2 При производстве, хранении и применении авиационных бензинов должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание бензинов в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
7.3 Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
8 Правила приемки
8.1 Авиационные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспорт продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
8.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, должен содержать:
- наименование и обозначение марки авиационного бензина;
- наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
- обозначение настоящего стандарта;
- нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие авиационного бензина данной марки требованиям настоящего стандарта, технического регламента [4];
__________________
Действует на территории стран - участников Таможенного союза.
- дату выдачи и номер паспорта;
- подпись лица, оформившего паспорт;
- сведения о декларации соответствия (при наличии);
- сведения о наличии или отсутствии в авиационном бензине присадок;
- сведения о наличии или отсутствии в авиационном бензине этиловой жидкости.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
8.3 Сопроводительную документацию на партию авиационного бензина, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
8.4 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии.
Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
8.5 При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.
9 Методы испытаний
9.1 Отбор проб проводят по ГОСТ 2517 или ГОСТ 31873. Объем объединенной пробы - 10 дм. Пробу бензина на случай разногласий в оценке качества отбирают в тару из темного стекла или в металлическую тару.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
9.2 При определении сортности авиационного бензина по ГОСТ 3338 допускается использовать этиловую жидкость (ТЭС) зарубежного производства.
9.3 Содержание свинца в авиационном бензине, полученное по ГОСТ 28828, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца , г/1 кг бензина, по формуле
, (1)
где - содержание свинца в авиационном бензине по ГОСТ 28828, г/дм;
1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец;
- плотность авиационного бензина, кг/м.
9.4 Теплоту сгорания определяют на месте производства авиационного бензина не реже одного раза в месяц.
9.5 Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в авиационном бензине определяют визуально.
Авиационный бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
9.6 При разногласиях в оценке результатов испытаний следует применять ГОСТ 33701 или стандарты [5] и [6].
(Введен дополнительно, Изм. N 1), (Измененная редакция, Изм. N 2).
10 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
10.1 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение авиационных бензинов - по ГОСТ 1510.
При хранении, транспортировании и обращении с авиационными бензинами должны соблюдаться действующие санитарные правила и инструкции.
Маркировку, характеризующую транспортную опасность авиационных бензинов, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов [7] - [9].
Маркировка, характеризующая транспортную опасность авиационных бензинов, в соответствии с ГОСТ 19433: класс - 3, подкласс - 3.1, знак опасности - по чертежу 3, классификационный шифр - 3111.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
11 Гарантии изготовителя
11.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
11.2 Гарантийный срок хранения авиационных бензинов - 5 лет со дня изготовления.
Приложение А
(справочное)
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
Таблица А.1
Марка бензина | Код (ОКПД2)
|
Б-92 | 19.20.21.200 |
Б-91/115 | 19.20.21.200 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Библиография
[1] | ASTM D909* | Standard test method for supercharge rating of spark-ignition aviation gasoline (Стандартный метод определения сортности на богатой смеси для авиационных бензинов) |
________________ * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - . | ||
[2] | СТБ 1934-2015 | Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении |
[3] | ASTM D4052 | Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital densitymeter (Стандартный метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API жидкостей с помощью цифрового плотномера) |
[4] | Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 | О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту |
[5] | ISO 4259-1 | Petroleum and related products - Precision of measurement methods and results - Part 1: Determination of precision data in relation to methods of test (Нефть и нефтепродукты. Прецизионность методов и результатов измерения. Часть 1. Определение параметров прецизионности в отношении методов испытания) |
[6] | ISO 4259-2 | Petroleum and related products - Precision of measurement methods and results - Part 2: Interpretation and application of precision data in relation to methods of test (Нефть и нефтепродукты. Прецизионность методов и результатов измерения. Часть 2. Интерпретация и применение параметров прецизионности в отношении методов испытания) |
[7] | Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 N 15) | |
[8] | Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 22 мая 2009 г., протокол N 50) | |
[9] | Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации". |
Библиография (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
УДК 665.633;665.73:006.354 | МКС 75.160.20 |
Ключевые слова: авиационные бензины, технические условия |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена