ГОСТ 5762-2002 Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия

Обложка ГОСТ 5762-2002 Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия
Обозначение
ГОСТ 5762-2002
Наименование
Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250. Общие технические условия
Статус
Действует
Дата введения
2003.01.07
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
23.060.30


ГОСТ 5762-2002


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ



Арматура трубопроводная промышленная

ЗАДВИЖКИ НА НОМИНАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НЕ БОЛЕЕ PN 250

Общие технические условия

Pipeline industrial valves. Gate valves PN 250.
General specifications

МКС 23.060.30*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

Дата введения 2003-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Независимый технический и испытательный центр по управлению качеством и сертификации в арматуростроении ЗАО "НТИЦ"; ЗАО "Центр метрологического обеспечения"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 30 мая 2002 г.)

За принятие проголосовали

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 декабря 2002 г. N 527-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5762-2002 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.

4 Настоящий стандарт гармонизирован со стандартом американского нефтяного института API-6D и стандартами других стран (DIN 3211, DIN 3230, DIN 3352 и др.)

5 ВЗАМЕН ГОСТ 5762-74

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2009 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2021 N 1357-ст c 01.03.2022

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2022

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на задвижки общепромышленного назначения на номинальное давление не более PN 250 и может быть использован для целей сертификации.

Стандарт не распространяется на задвижки из неметаллических материалов и футерованные.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в разделах 5-9, 11.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-2013* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019.

ГОСТ 2.602-2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие технические требования

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82, ИСО 2128-76, ИСО 2177-85, ИСО 2178-82, ИСО 2360-82, ИСО 2361-82, ИСО 2819-80, ИСО 3497-76, ИСО 3543-81, ИСО 3613-80, ИСО 3882-86, ИСО 3892-80, ИСО 4516-80, ИСО 4518-80, ИСО 4522-1-85, ИСО 4522-2-85, ИСО 4524-1-85, ИСО 4524-3-85, ИСО 4524-5-85, ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.063-2015 Арматура трубопроводная. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.001-88** Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

_______________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные пробные и рабочие. Ряды

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 2822-78 Концы цапковые и штуцерные судовой арматуры и соединительных частей трубопроводов. Основные параметры, размеры и технические требования

ГОСТ 2874-82* Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством

_______________

* В Российской Федерации действуют МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий".

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 3706-93 Задвижки. Строительные длины

ГОСТ 4666-2015 Арматура трубопроводная. Требования к маркировке

ГОСТ 5890-78 Соединения труб штуцерно-торцовые. Технические условия

ГОСТ 6527-68 Концы муфтовые с трубной цилиндрической резьбой. Размеры

ГОСТ 7505-89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 8908-81** Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные углы и допуски углов

________________

** В Российской Федерации в части пункта 1.2 действует ГОСТ Р 53441-2009 (ИСО 2538:1998) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм".

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 9142-2014 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия

ГОСТ 9150-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Профиль

ГОСТ 9399-81 Фланцы стальные резьбовые на 20-100 МПа (200-1000 кгс/см). Технические условия

ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов

ГОСТ 10198-91 Ящики деревянные для грузов массой св. 500 до 20000 кг. Общие технические условия

ГОСТ 10549-80 Выход резьбы. Сбеги, недорезы, проточки и фаски

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16037-80 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 16093-2004 (ИСО 965-1:1998, ИСО 965-3:1998) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17433-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 21752-76 Система "человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24054-80 Изделия машиностроения и приборостроения. Методы испытаний на герметичность. Общие требования

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24642-81* Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 (ИСО 1101:2012) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения".

ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения

ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения

ГОСТ 25136-82 Соединения трубопроводов. Методы испытаний на герметичность

ГОСТ 26304-84 Арматура промышленная трубопроводная для экспорта. Общие технические условия

ГОСТ 26349-84 Соединения трубопроводов и арматура. Давления номинальные. Ряды

ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования

ГОСТ 28338-89 (ИСО 6708-80) Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды

ГОСТ 29329-92** Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

________________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".

ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками

ГОСТ 30893.2-2002 (ИСО 2768-2-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Допуски формы и расположения поверхностей, не указанные индивидуально

ГОСТ 33257-2015 Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний

ГОСТ 33259-2015 Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования

ГОСТ 33272-2015 Безопасность машин и оборудования. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения. Основные положения

ГОСТ 33857-2016 Арматура трубопроводная. Сварка и контроль качества сварных соединений. Технические требования

ГОСТ 34287-2017 Арматура трубопроводная. Приводы вращательного действия. Присоединительные размеры

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и сокращения*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 24642*, ГОСТ 24856.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53442-2015 (ИСО 1101:2012) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;

КД - конструкторская документация;

НД - нормативный документ;

РЭ - руководство по эксплуатации;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТУ - технические условия;

ЭД - эксплуатационные документы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Классификация, основные параметры и размеры

4.1 Задвижки подразделяют по следующим основным признакам:

- типу формообразования корпуса: литые, сварные, кованые, штампованные, комбинированные (литосварные, кованосварные, кованолитые, штампосварные);

- типу затвора: с клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином); с параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным);

- типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;

- типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды: сальниковые, сильфонные, с жидкометаллическим, графитоармированным и прочим уплотнением;

- типу присоединения к трубопроводу: фланцевые, муфтовые, цапковые, штуцерные, под приварку;

- типу конструкции проточной части корпуса: полнопроходные, неполнопроходные;

- исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально-открытые - управляющая среда закрывает; нормально-закрытые - управляющая среда открывает;

- типу основного разъема "корпус - крышка": с фланцевым соединением, с бесфланцевым соединением;

- типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа;

- типу уплотнения в затворе: по материалам - с эластичным уплотнением, уплотнением "металл по металлу";

- направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:

а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);

б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);

- форме уплотнения в соединении "корпус-крышка": с круглой, с некруглой;

- типу уплотнения неподвижных элементов: с плоским уплотнением, с уплотнением "выступ-впадина", "шип-паз", промежуточным кольцом;

- типу сальника (с сальником без самоуплотнения, с самоуплотняющимся сальником, с верхним уплотнением (затвором), с гидрозатвором, с гидрозатвором и верхним уплотнением (затвором);

- типу бесфланцевого соединения корпуса с крышкой: с самоуплотняющимся соединением, с резьбовым соединением;

- типу управления: с ручным управлением, с пневмо- или гидроприводом, с электроприводом.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Номинальные давления PN - по ГОСТ 26349. В настоящем стандарте (ТУ, КД на конкретную задвижку) могут по требованию заказчика предусматриваться нестандартные ряды номинальных давлений.

4.3 Номинальные диаметры DN - по ГОСТ 28338.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4 Давления пробные и рабочие - по ГОСТ 356.

4.5 Значение рабочего давления приводят в технических требованиях (технической характеристике) сборочного чертежа задвижки, а также, по усмотрению разработчика задвижки, в других документах основного комплекта КД. Пример записи рабочего давления 80 кгс/см: "80".

4.6 Пробное давление приводят в технических требованиях чертежей деталей (сборочных единиц), подлежащих испытаниям на соответствие 5.1.4.6.

Пример обозначения пробного давления 120 кгс/см:

"120".

4.7 Строительные длины - по ГОСТ 3706. В ТУ, КД на конкретную задвижку может по требованию заказчика предусматриваться нестандартная строительная длина.

4.8 Муфтовые концы - по ГОСТ 6527, цапковые и штуцерные - по ГОСТ 2822, штуцерно-торцовые - по ГОСТ 5890. В ТУ, КД на конкретную задвижку могут по требованию заказчика предусматриваться нестандартные штуцерные концы.

4.9 Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - по ГОСТ 33259, ГОСТ 9399 или по требованию заказчика в соответствии с КД на конкретную задвижку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.10 Разделка концов патрубков под приварку к трубопроводу - по ГОСТ 16037, ГОСТ 33259, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.11 Коэффициент сопротивления и методы измерения этого коэффициента указывают в ТУ, КД на конкретную задвижку.

4.12 Толщину стенки основных корпусных деталей задвижек определяют конструктивно и (или) с подтверждением расчетом в случае необходимости (определяет разработчик).

4.13 Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек

В миллиметрах

Номинальный диаметр DN

Минимальные диаметры проходного сечения седел полнопроходных задвижек

до PN 25

св. PN 25
до PN 50

св. PN 50
до PN 63

св. PN 63
до PN 100

св. PN 100
до PN 160

св. PN 160
до PN 250

15

15

15

15

15

15

15

20

20

20

20

20

18

18

25

25

25

25

25

22

22

40

40

40

40

40

37

37

50

50

50

50

50

46

46

65

65

65

65

65

62

62

80

80

80

80

80

77

74

100

100

100

100

100

96

90

125

125

125

125

125

120

120

150

150

150

150

150

144

134

200

200

200

200

197

187

175

250

250

250

250

244

234

218

300

300

300

300

293

277

259

350

331

331

327

321

306

284

400

380

380

374

368

350

324

450

432

432

430

414

394

365

500

478

475

471

457

437

409

600

581

574

566

550

524

490

700

680

674

656

637

612

574

800

780

710

760

750

-

-

1000

980

970

960

950

-

-

1200

1180

1170

1160

1150

-

-

1400

1380

-

-

-

-

-

1600

1580

-

-

-

-

-

4.14 Разработчик неполнопроходной задвижки может установить диаметр проходного сечения седел по таблице 2.

Таблица 2 - Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек

В миллиметрах

Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек

DN
15

DN
20

DN
25

DN
32

DN
40

DN
50

DN
65

DN
80

DN
100

DN
125

DN
150

DN
200

DN 250

10

15

20

25

32

40

50

65

80

100

125

175

200

Окончание таблицы 2

В миллиметрах

Рекомендуемые диаметры проходного сечения седел неполнопроходных задвижек

DN
300

DN
350

DN
400

DN
450

DN
500

DN
600

DN
700

DN
800

DN
1000

DN
1200

DN 1400

DN
1600

250

300

350

400

400

500

600

700

800

1000

1200

1400

4.15 Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек должны приниматься в соответствии с рисунком 1 и таблицей 3.


а - без резьбы; б - с резьбой

Рисунок 1 - Вспомогательные отверстия для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек

Таблица 3 - Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек

В миллиметрах

Обозначение размеров отверстия

Размеры вспомогательных отверстий для крепления дополнительных
деталей и устройств на корпусах и крышках задвижек диаметром

DN 10

DN 15

DN 20

DN 25

DN 32

DN 40

DN 50

А

17,5

22

27

34

43

49

61

Б

5

5

6,5

6,5

6,5

6,5

8

Т

11

14

14

18

18

19

20

4.16 Материал задвижек устанавливают в ТУ, КД на конкретные задвижки.

4.17 В зависимости от условий эксплуатации и примененных материалов допускаются различные сочетания основных параметров, устанавливаемых в ТУ, КД на конкретные задвижки.

4.18 Рабочие среды и применимость задвижек для конкретных рабочих сред устанавливают в ТУ, КД на конкретные задвижки. Классификация рабочих сред - по ГОСТ 12.1.007.

5 Общие технические требования

5.1 Характеристики

5.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов (ТУ и КД) на конкретные задвижки.

5.1.2 Требования на задвижки, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом - по ГОСТ 26304.

5.1.3 Требования стойкости к внешним воздействиям

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.3.1 Задвижки должны быть стойкими к воздействию климатических факторов. Климатическое исполнение и категорию размещения задвижки принимают по ГОСТ 15150 или в соответствии с КД на конкретную задвижку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.3.2 Требования к вибростойкости, сейсмостойкости, ударостойкости, взрывопожаробезопасности, защищенности от воздействия окружающей среды, при необходимости, устанавливают в КД (ТУ) на конкретную задвижку.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.1.4 Требования технологичности

5.1.4.1 Уплотнительные поверхности седел, запирающих элементов, корпусов, крышек, шпинделей, сальниковых и направляющих втулок должны в части наличия рисок, вмятин и других видимых дефектов, обнаруживаемых визуальным контролем, соответствовать контрольному образцу (эталону).

5.1.4.2 Сварку, сварные соединения и контроль сварных соединений выполняют в соответствии с требованиями КД с учетом требований ГОСТ 33857. Методы контроля сварных соединений - по ГОСТ 33857, ГОСТ 3242, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.4.3 Измерение твердости в определенном месте детали либо на образцах-свидетелях, изготовленных из материала той же плавки, что и детали, и термообработанных совместно с этими деталями, должно быть оговорено в КД на конкретные задвижки. При отсутствии таких указаний место измерения твердости - по усмотрению предприятия-изготовителя. Методы измерения твердости - по ГОСТ 9012 и ГОСТ 9013.

5.1.4.4 Методы контроля металлических и неметаллических неорганических покрытий деталей - по ГОСТ 9.302.

5.1.4.5 Детали, имеющие механические повреждения, загрязнения, следы коррозии, к сборке не допускаются. Признаки указанных дефектов - согласно КД на конкретные задвижки. Резьбы и трущиеся поверхности деталей, не соприкасающиеся с рабочей средой, должны быть смазаны. Вещества, применяемые для смазки, должны быть указаны в КД.

5.1.4.6 Материал деталей и сварных швов, работающих под давлением среды, должен быть прочным и плотным, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.6.

5.1.4.7 Сальниковое уплотнение должно быть герметичным, обеспечивая соблюдение критериев, указанных в 8.7.

Герметичность должна обеспечиваться при условии, что втулка сальника входит в сальниковую камеру не более чем на 30% своей высоты, но не менее чем на 2 мм.

5.1.4.8 При перемещении запирающего элемента между крайними его положениями не допускается увеличение крутящего момента на шпинделе (усилия на рукоятке, маховике и т.п.) сверх указанного для этого перемещения в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

5.1.4.9 Задвижки должны быть герметичны относительно внешней среды, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.7.

5.1.4.10 Герметичность затвора задвижек - по ГОСТ 9544. Класс герметичности и испытательная среда по ГОСТ 9544 указывают в ТУ, КД на конкретные задвижки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.4.11 Задвижки должны быть работоспособными, обеспечивая соблюдение критериев, приведенных в 8.7.4.

5.1.4.12 Массу задвижек указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

5.1.4.13 При всех видах испытаний следует применять средства измерений, имеющие действующие сертификаты и свидетельства о поверке.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.5 Требования к конструкции

5.1.5.1 Предельные отклонения размеров с неуказанными допусками - по ГОСТ 30893.1. Неуказанные допуски формы и расположения поверхностей - по ГОСТ 30893.2.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.5.2 Для стальных штампованных поковок допуски, припуски и кузнечные напуски - по ГОСТ 7505.

Технические требования для поковок из конструкционной и легированной стали - по ГОСТ 8479, требования к прочим поковкам - по ТУ, КД на конкретную задвижку.

5.1.5.3 Основные размеры метрической резьбы - по ГОСТ 24705, профиль - по ГОСТ 9150, допуски для посадок с зазором - по ГОСТ 16093, сбеги, недорезы, проточки и фаски - по ГОСТ 10549.

5.1.5.4 Оси резьб на муфтовых, цапковых и штуцерных концах должны составлять угол 180°±1°.

5.1.5.5 Фланцы для задвижек должны соответствовать ГОСТ 33259, ГОСТ 9399.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.5.6 Предельные отклонения параллельности и перпендикулярности уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев задвижек приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Предельные отклонения параллельности и перпендикулярности уплотнительных поверхностей присоединительных фланцев задвижек

В микронах

Номинальное давление

Условный проход (номинальный размер)

Предельное отклонение на 100 мм диаметра фланца

До PN 16 включительно

До DN 200 включительно

200

Св. DN 200

300

PN 25 и PN 40

Весь диапазон

200

PN 64 и более

До DN 200 включительно

100

Св. DN 200

150

5.1.5.7 Материал уплотнительных поверхностей деталей узла затвора должен обладать износостойкостью, обеспечивающей ресурсные показатели надежности задвижек. Скорость коррозии материала уплотнительных поверхностей деталей узла затвора - не более 0,05 мм/год. Если материал седел корпуса и контактирующих с ними деталей узла затвора не обеспечивает указанную скорость коррозии и требуемую износостойкость, то в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки предусматривают наплавку уплотнительных поверхностей коррозионно-стойкими износостойкими сплавами.

5.1.5.8 Седла задвижек допускается выполнять в соответствии со стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки либо вместе с корпусом, либо вставными (с креплением на резьбе, запрессовкой, сваркой и другими методами).

5.1.5.9 Затяжку резьбовых соединений задвижек проводят стандартным или указанным в ТК, КД на конкретную задвижку специальным инструментом без применения удлинителей. Конструктивно обеспечивают выступание концов болтов и шпилек из гаек не менее чем на один шаг резьбы.

5.1.5.10 Срезы соседних колец сальниковой набивки смещают при сборке на угол 90°±5°.

5.1.5.11 Конструкция задвижки должна обеспечивать блокировку одновременной работы привода и ручного дублера.

5.1.5.12 Для задвижек массой более 16 кг в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки указывают места строповки.

5.1.5.13 Рабочее положение на трубопроводе указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

5.1.5.14 Требования к материалам деталей задвижек устанавливают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

5.1.5.15 Для сопрягаемых поверхностей элементов узла затвора, подвижных и неподвижных соединений предусматривают следующие отклонения геометрических параметров:

- отклонения линейных и угловых размеров;

- отклонения расположения поверхностей;

- отклонение формы;

- волнистость;

- шероховатость.

Допуски формы и расположения поверхностей - по ГОСТ 24643.

Параметры и характеристики шероховатости поверхности - по ГОСТ 2789.

Нормальные углы и допуски углов - по ГОСТ 8908*.

________________

* В Российской Федерации в части пункта 1.2 действует ГОСТ Р 53441-2009 (ИСО 2538:1998) "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Нормальные углы и уклоны призм".

Отклонения геометрических параметров приводят в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.5.16 Усилие на рукоятке, штурвале или маховике ручного привода или ручного дублера должно отвечать требованиям ГОСТ 21752 с обеспечением заданной герметичности в затворе.

5.1.5.17 Присоединительные размеры задвижек к приводам - по ГОСТ 34287, если иное не предусмотрено в КД на конкретную задвижку. Допускается иное присоединение по требованию заказчика.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5.1.6 Требования надежности

5.1.6.1 Задвижки относят к классу ремонтируемых, восстанавливаемых изделий с нерегламентированной дисциплиной восстановления если иное не оговорено в КД (ТУ).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.6.2 Номенклатуру показателей надежности задвижек устанавливают в соответствии с ГОСТ 12.2.063:

- по долговечности:

1) средний срок службы до списания (в годах);

2) средний ресурс до списания (в циклах или часах);

- по безотказности: средняя наработка на отказ (в циклах или часах) или вероятность безотказной работы.

Дополнительно, по требованию заказчика, допускается применять следующие показатели долговечности:

- средний срок службы до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в годах);

- средний ресурс до капитального (среднего и т.п.) ремонта (в циклах или часах)".

Примечание - Численные значения показателей долговечности и безотказности в ТУ, КД и ЭД указывают как: "не менее ... лет (циклов, часов).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.6.3 Значения показателей надежности проводят в стандартах (ТУ) на конкретные задвижки. Показатели надежности рассчитывают на этапе проектирования, определяют при приемочных испытаниях и подтверждают при периодических испытаниях либо подконтрольной эксплуатацией, либо сбором информации об эксплуатационной надежности.

5.1.6.4 В обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и разработчиком задвижек допускается использовать показатели надежности, отличающиеся от оговоренных в 5.1.6.2, если они не противоречат ГОСТ 12.2.063.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.7 Требования к разработке и постановке на производство задвижек - по ГОСТ 15.001*.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Требования к материалам и комплектующим изделиям

5.2.1 Верификация (входной контроль) материалов и комплектующих изделий - по ГОСТ 24297.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Комплектность

5.3.1 В комплект поставки, если в стандарте (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, входят:

- число задвижек, оговоренное контрактом (договором) на поставку;

- запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП (комплект ЗИП) на конкретную задвижку, если это предусмотрено контрактом (договором) на поставку;

- ЭД - согласно ведомости ЭД.

5.3.2 Задвижки, отгружаемые в один адрес по одному товаросопроводительному документу, сопровождают одним комплектом ЭД, если иное не оговорено в документе на поставку или в ТУ на конкретную задвижку.

5.3.3 Перечень ЭД, подлежащих разработке, определяют в техническом задании, разрабатываемом в соответствии с ГОСТ 15.001*, либо договором на разработку конкретной задвижки из числа ЭД, предусмотренных ГОСТ 2.601**.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601-2019.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4 Маркировка

5.4.1 Маркировка задвижек - по ГОСТ 4666, если иное не оговаривается требованиями заказчика.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.2 Маркировку запасных частей, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, располагают непосредственно на запасной части либо на бирке. Маркировка должна содержать данные, необходимые для идентификации конкретной запасной части.

5.4.3 Маркировка задвижек с односторонней подачей рабочей среды должна содержать стрелку, указывающую направление потока рабочей среды.

5.4.4 Маркировка корпуса неполнопроходных задвижек должна содержать номинальный диаметр в числителе и диаметр проходного сечения седла - в знаменателе, например DN 100/80.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.5 Маркировка должна содержать сведения об ограничении давления и температуры, в зависимости от материалов или конструкции отдельных элементов задвижек.

5.5 Упаковка

5.5.1 Упаковка должна обеспечивать сохранность задвижек при транспортировании и хранении.

5.5.2 Положение запирающего элемента задвижек при транспортировании должно быть установлено в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

5.5.3 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то наружные поверхности задвижки, являющиеся поверхностями деталей из углеродистой стали и чугуна, покрытие которых в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не предусмотрено, подвергают временной противокоррозионной защите по ГОСТ 9.014. Вариант защиты ВЗ-4. Вариант упаковки ВУ-0.

5.5.4 Транспортные средства - ящики по ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 10198 либо контейнеры по НД.

Способ крепления задвижек в транспортном средстве - по усмотрению изготовителя. Крепление должно исключать повреждение задвижек при транспортировании.

5.5.5 При упаковке допускается снимать с задвижек редукторы и приводы и упаковывать их в то же или другое транспортное средство. В этом случае редуктор и привод должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их сборку с задвижкой.

Маркировка транспортной тары - по ГОСТ 14192.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.063.

6.2 Для задвижек массой более 16 кг предусматривают специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места строповки, в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

6.3 Запрещается:

- эксплуатировать задвижки при отсутствии ЭД;

- использовать задвижки на параметры, выходящие за пределы, указанные в ЭД на конкретную задвижку;

- проводить демонтаж и ремонт задвижек при наличии давления среды в трубопроводе, пневмо- и гидроприводе и неотключенном электроприводе.

6.4 Требования к показателям безопасности (назначенным показателям)*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

6.4.1 Необходимость установления показателей безопасности (назначенных показателей) для задвижек, их отдельных деталей, узлов и комплектующих элементов определяют в соответствии с ГОСТ 12.2.063.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.2 Устанавливают следующую номенклатуру назначенных показателей:

- назначенный срок службы (в годах),

- назначенный ресурс (в циклах или часах).

Назначенные показатели приводят по согласованию с разработчиком задвижек в НД, регламентирующей эксплуатацию систем, в которых применяются задвижки, либо непосредственно в ТУ, КД на конкретные задвижки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.3 В стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки приводят:

- детали, сборочные единицы, комплектующие элементы, имеющие ограниченный срок службы (ресурс) и требующие замены, независимо от их технического состояния либо по мере выхода из строя;

- критерии отказов;

- предельные состояния деталей, сборочных единиц, комплектующих элементов, предшествующие возникновению критических отказов задвижек.

6.4.4 При достижении конкретной задвижкой одного из назначенных показателей ее эксплуатацию прекращают с последующим проведением экспертизы промышленной безопасности либо технического диагностирования с целью определения остаточного срока службы (ресурса) и возможности продления назначенных показателей. Работы по продлению назначенных показателей проводят с учетом требований ГОСТ 33272.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.5 Критерии отказов приводят по согласованию с разработчиком задвижек в НД, регламентирующей эксплуатацию систем, в которых применяют задвижки, либо непосредственно в ТУ, КД на конкретные задвижки.

6.5 Возможные отказы, признаки дефектов, а также параметры, по которым оценивается техническое состояние задвижек, в том числе с помощью технических средств диагностики, приведены в приложении А.

7 Правила приемки

7.1 Серийно выпускаемые задвижки подвергают приемо-сдаточным, периодическим, квалификационным и типовым испытаниям в соответствии с ГОСТ 15.309 и ГОСТ 15.001*.

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.301-2016 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.2 Приемосдаточные испытания

7.2.1 Каждую задвижку, если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, подвергают:

7.2.1.1 Визуальному контролю (5.1.1).

7.2.1.2 Испытаниям на прочность и плотность материала деталей и сварных швов, работающих под давлением среды (5.1.4.6).

7.2.1.3 Испытаниям на герметичность относительно внешней среды (5.1.4.7, 5.1.4.9).

7.2.1.4 Испытаниям на герметичность затвора (5.1.4.10).

7.2.2 Приемосдаточные испытания проводит предприятие-изготовитель и при положительных результатах испытаний оформляет "Свидетельство о приемке" в паспорте задвижки.

7.2.3 Если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, то приемосдаточные испытания проводят до нанесения лакокрасочного покрытия задвижки.

7.3 Периодические и квалификационные испытания

7.3.1 Периодические и квалификационные испытания проводит предприятие-изготовитель в объеме и порядке, предусмотренных программами и методиками испытаний разработчика. Допускается:

- проведение квалификационных испытаний по программе и методике периодических;

- разработка предприятием-изготовителем программы и методики квалификационных и периодических испытаний при условии согласования их с разработчиком.

7.3.2 Периодические испытания, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не оговорено иное, проводят не реже одного раза в три года.

7.3.3 Положительными результатами периодических испытаний подтверждаются качество задвижек контролируемого периода выпуска или контролируемой партии, а также возможность дальнейшего изготовления и приемки задвижек по той же КД, по которой изготовлены задвижки, прошедшие периодические испытания, до получения результатов очередных периодических испытаний.

7.3.4 Если перерыв в серийном производстве задвижек превышает периодичность, оговоренную в 7.3.2, то возобновлению производства должны предшествовать периодические испытания.

7.3.5 Результаты периодических испытаний конкретной задвижки по решению предприятия-изготовителя, согласованному с разработчиком и заказчиком, допускается распространять на группу однотипных задвижек, изготовляемых по той же технологии.

7.3.6 Если задвижка не выдержала периодических испытаний, то предприятие-изготовитель обязано приостановить приемку и отгрузку ранее принятых изделий, проанализировать причины отказа, наметить и выполнить мероприятия по их устранению и, в зависимости от характера дефекта, продолжить испытания с момента выявления дефекта либо повторить испытания в полном объеме.

7.3.7 Образцы для периодических испытаний отбирают из числа задвижек, прошедших приемосдаточные испытания, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, при годовом выпуске или размере группы (см. 7.3.5) в количестве: 1 шт. - до 50 задвижек, 2 шт. - свыше 50 задвижек.

7.3.8 Квалификационным испытаниям подвергают прошедшую приемосдаточные испытания специально изготовленную установочную серию либо задвижки, отобранные от первой промышленной партии.

7.3.9 Размер установочной серии либо количество образцов, отбираемых от первой промышленной партии, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не оговорено иное, - по 7.3.7.

7.4 (Исключен, Изм. N 1).

7.5 Коэффициент сопротивления задвижек определяют в ходе приемочных испытаний. Допускается по разрешению разработчика задвижек, согласованному с заказчиком и предприятием-изготовителем, определять коэффициент сопротивления в ходе квалификационных либо первых периодических испытаний.

7.6 Показатели надежности задвижек, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, подтверждают в ходе приемочных и периодических испытаний. Допускается подтверждать показатели сбором и анализом данных, полученных в процессе эксплуатации. В этом случае методику сбора и анализа данных определяет разработчик задвижек и согласовывает ее с организацией, эксплуатирующей задвижки.

7.7 Типовые испытания задвижек проводят либо по программе разработчика, либо по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с разработчиком задвижек.

7.8 Оформление результатов периодических, квалификационных и типовых испытаний - в соответствии с ГОСТ 33257 протоколом и (или) актом.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

8 Методы контроля

8.1 Испытательное оборудование, в том числе установленные на нем контрольно-измерительные приборы, должны обеспечивать условия испытаний, регламентированные настоящим стандартом, стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

Испытательное оборудование не должно оказывать на задвижки механического воздействия, не предусмотренного в ЭД на задвижки.

8.2 Требования, предъявляемые к условиям, обеспечению и проведению испытаний, требования к испытательным стендам и средам, средствам измерений, а также критерии положительной оценки результатов испытаний - по ГОСТ 33257.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.3 В качестве испытательной среды, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, применяют воду, сжатый воздух, керосин по НД, действующей на предприятии-изготовителе.

Качество испытательных сред должно исключать коррозионное воздействие на задвижки и испытательные устройства, вредное воздействие на персонал.

Качество сжатого воздуха должно быть не хуже регламентированного ГОСТ 17433 для класса 9 (кроме испытаний на герметичность затвора) и в соответствии с ГОСТ 9544 (при испытании на герметичность затвора).

Качество керосина указывают в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки. Допускается многократное использование в качестве испытательной среды питьевой воды по ГОСТ 2874*.

________________

* В Российской Федерации действуют МУ 2.1.5.1183-03 "Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий".

Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, пробное вещество (воздух, воду или керосин) выбирает изготовитель.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.4 Задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, располагают так, чтобы при заполнении задвижки водой (керосином) обеспечивалось максимальное вытеснение воздуха из ее полостей. Объем невытесненного из полостей воздуха не должен при пробном давлении превышать 0,010 м, а произведение объема вытесненного воздуха в кубических метрах на пробное давление в мегапаскалях, - 0,008 МПа·м. В противном случае значение невытесненного объема воздуха обеспечивают испытательным устройством.

8.5 Визуальный и измерительный контроль*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

8.5.1 При визуальном контроле проверяют соответствие задвижки сборочному чертежу, комплектность, полноту и правильность маркировки, наличие заглушек или других защитных средств, обеспечивающих защиту патрубков от проникания загрязнений в полости арматуры, а также отсутствие повреждений на наружных и уплотнительных поверхностях.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.5.2 При измерительном контроле проверяют габаритные и присоединительные размеры, массу задвижек. Контроль размеров проводят с помощью универсального измерительного инструмента.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

8.5.3 Массу задвижек подтверждают при испытании первой партии задвижек одного типоразмера, изготовленной в текущем году, а также при проведении периодических испытаний. В случае внесения изменений в КД, влияющих на массу изделия, проводят контроль массы при типовых испытаниях.

Массу задвижек контролируют на весах для статического взвешивания по ГОСТ 29329**.

________________

** В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

8.5.4 Масса не должна превышать значений, указанных в КД на конкретную задвижку. Отклонение фактической массы конкретной задвижки не должно быть больше 5% от массы, указанной в КД.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

8.6 Испытания на прочность и плотность материала деталей и сварных швов, работающих под давлением среды (5.1.4.6)

8.6.1 Испытаниям подвергают собранную задвижку.

8.6.2 Испытания проводят водой, подавая ее в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.

8.6.3 Задвижку выдерживают при пробном давлении , указанном в КД на конкретную задвижку (испытание на прочность), в течение времени, указанного в ГОСТ 33257. После выдержки давление снижают до номинального (рабочего) (испытание на плотность) и проводят визуальный контроль в течение времени, необходимого для осмотра, но не менее 1 мин.

Допускается не снижать давление до номинального (рабочего), а осматривать задвижку при пробном давлении при условии соблюдения правил техники безопасности.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.6.4 Задвижки, предназначенные для газообразных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред (характеристики - по НД на среды), дополнительно подвергают испытаниям воздухом на плотность материала деталей и сварных швов. Давление и время выдержки для испытания на плотность - по 8.6.3. Группа методов испытаний - газовые, метод - пузырьковый, способ реализации - компрессионный или обмыливанием в соответствии с ГОСТ 24054.

8.6.5 Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить керосином в соответствии с 8.6.1-8.6.3, при этом дополнительные испытания на плотность материала и сварных швов воздухом (8.6.4) допускается не проводить.

8.6.6 По усмотрению предприятия-изготовителя, испытаниям собранной задвижки могут предшествовать испытания деталей (сборочных единиц), в чертежах которых указано пробное давление (). Требования к испытаниям должны соответствовать требованиям к испытаниям собранной задвижки, направление подачи среды и элементы, которые должны быть заглушены, - по усмотрению предприятия-изготовителя.

8.6.7 Испытания корпусных деталей, имеющих рубашки для обогрева (охлаждения), проводят до сборки задвижки, причем испытания должны обеспечить контроль тех элементов, контроль которых при испытании собранной задвижки невозможен.

8.6.8 Пробное давление при испытаниях пневмо- и гидроприводов, предусмотренных спецификацией задвижки, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, должно быть в полтора раза больше рабочего давления пневмо- и гидроприводов.

8.6.9 Допускается замена воды воздухом при испытаниях по 8.6.1-8.6.3, при этом должны соблюдаться требования безопасности по НД, действующей у предприятия-изготовителя. Методы и способы реализации согласно 8.6.4.

8.6.10 Материал деталей и сварных швов считается прочным, если после испытаний при визуальном контроле не обнаружено механических разрушений либо остаточных деформаций.

8.6.11 Материал деталей и сварных швов считается плотным, если при испытании водой или керосином не обнаружено течей и "потений", а при испытании воздухом - пропуска воздуха.

8.7 Испытания на герметичность относительно внешней среды соединений (5.1.4.7, 5.1.4.9)

8.7.1 Задвижки испытывают:

- воздухом - для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред;

- водой - для прочих сред.

Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить вместо воды керосином.

8.7.2 Испытательная среда подают в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.7.3 Давление испытательной среды должно соответствовать номинальному давлению и (или) рабочему давлению, если это предусмотрено в КД на конкретную задвижку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.7.4 Герметичность сальникового уплотнения испытывают после трехкратного подъема и опускания запирающего элемента на открытие и закрытие усилием (крутящим моментом), указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку. Перед испытанием сальник затягивают согласно требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

При наличии ручного дублера привода для приводной задвижки совершают по три цикла перемещения запирающего элемента соответственно: от ручного дублера и от привода. При этом подтверждается работоспособность задвижки (5.1.4.11).

Критерием работоспособности является перемещение шпинделя (штока) без рывков и заеданий при постоянном усилии (крутящем моменте).

8.7.5 Время выдержки при установившемся давлении должно быть не менее значений, приведенных в ГОСТ 33257.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.7.6 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, утечку через сальниковое уплотнение контролируют в зазоре между втулкой (гайкой) сальника и штоком (шпинделем) и между штоком (шпинделем) и коробкой сальника.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.7.7 Метод контроля - визуальный. Утечки не допускаются.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.7.8 Методы и способы контроля:

- при испытании водой и керосином - гидростатический метод по ГОСТ 25136, способ реализации - компрессионный по ГОСТ 24054;

- при испытании воздухом - пузырьковый метод по ГОСТ 25136, способы реализации - компрессионный или обмыливанием по ГОСТ 24054.

8.7.9 Если конструкцией задвижки предусмотрено отверстие для организованного отвода протечки через основной (первый со стороны давления) сальник либо отверстие для подачи жидкости в камеру сальника (при гидроуплотнении) и в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, протечку контролируют на выходе указанного отверстия.

Герметичность сальников, следующих за основным (при их наличии), контролируют по требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.7.10 Допускается замена воды на воздух, при этом должны соблюдаться требования безопасности согласно НД, действующим на предприятии-изготовителе. Методы и способы реализации - согласно 8.6.4.

8.8 Испытания на герметичность затвора (5.1.4.10)

8.8.1 Испытательные среды - по 8.7.1.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.8.2 Методы испытаний на герметичность - по ГОСТ 9544, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное.

8.8.3 Испытания задвижек допускается проводить с технологическим приводом либо без привода. При этом должны выполняться требования 8.8.1.

8.8.4 Методику испытаний задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, разрабатывает предприятие-изготовитель по согласованию с разработчиком.

8.8.5 Состояние уплотнительных поверхностей затвора задвижки перед испытанием проверяют на соответствие требований стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.8.6 Перед испытанием запирающий элемент поднимают на 25-35% полного (условного) хода, полость задвижки заполняют испытательной средой под давлением по 8.7.3, после чего задвижку закрывают усилием (крутящим моментом) для герметизации затвора, указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

8.8.7 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то при испытании задвижек с односторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество подают под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 во входной патрубок, а герметичность затвора контролируют у выходного патрубка; при испытании задвижек с двусторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 подают поочередно в каждый патрубок, а герметичность затвора контролируют у другого патрубка.

8.8.8 При наличии на корпусах и крышках задвижек дополнительных отверстий последние могут быть использованы для подачи и контроля давления испытательной среды.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.8.9 Задвижки считают выдержавшими испытания, если утечки испытательной среды в затворе не превышают значений, указанных в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.8.10 Время выдержки при контроле герметичности затвора задвижки - по ГОСТ 33257.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.9 (Исключен, Изм. N 1).

8.9.1 (Исключен, Изм. N 1).

8.9.2 (Исключен, Изм. N 1).

8.9.3 (Исключен, Изм. N 1).

8.10 Предприятие-изготовитель, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, имеет право:

- совмещать испытания, перечисленные в настоящем разделе;

- изменять методику испытаний согласно действующим ИД и ТД;

- устанавливать задвижку на испытательном стенде по своему усмотрению.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Задвижки перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.

9.2 Условия транспортирования и хранения:

- задвижек с электроприводом - 4 (Ж2) по ГОСТ 15150;

- остальных - 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.

Допускаются другие условия транспортирования и хранения, если это оговорено в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.

Для задвижек, упакованных в крытые транспортные средства (ящики по ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 10198 или контейнеры по НД), условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по группе 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150.

Требования в части воздействия механических факторов по ГОСТ 23170.

9.3 Допускается транспортировать задвижки DN 300 и более без тары, предусмотренной в 5.5.2. В этом случае предприятие-изготовитель или поставщик должны обеспечить установку и крепление задвижек на другом транспортном средстве, исключающие возможность механических повреждений и загрязнений внутренних поверхностей задвижек и уплотнительных поверхностей фланцев.

9.4 Допускается транспортирование задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствии с КД или НД, отвечающей требованиям ГОСТ 26663.

9.5 Допускается транспортировать задвижки со снятыми ответными фланцами, укладывая их вместе с крепежными деталями в общую тару с задвижкой.

9.6 Привод задвижки, являющийся покупным изделием, транспортируют по усмотрению изготовителя задвижки в таре поставщика привода либо в таре предприятия-изготовителя задвижек.

10 Гарантии изготовителя

10.1 Гарантийный срок эксплуатации, хранения и гарантийная наработка - по ТУ на конкретные задвижки.

11 Указания по эксплуатации

11.1 При эксплуатации задвижек проводят техническое обслуживание в соответствии с РЭ на конкретную задвижку.

11.2 Средний и капитальный ремонты задвижек проводят по ремонтной КД, в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.3 ТОиР задвижек проводят в соответствии с принятой на конкретном предприятии-изготовителе стратегией ТОиР, определяющей правила и управляющие воздействия, объединенные единой целью обеспечения безопасности, надежности и эффективной эксплуатации трубопроводных систем с уточнением ее в случае необходимости для конкретных задвижек с учетом реальных условий их эксплуатации (параметров рабочей среды, режимов работы в системе, выработанного ресурса, доступности, ремонтопригодности, опасности потенциально возможных отказов, опыта эксплуатации) по РЭ на конкретные задвижки.

11.4 При достаточном информационном, методическом и техническом обеспечении, оснащении арматуры внешними и внутренними средствами технической диагностики в технически и экономически обоснованных случаях при условии согласования с разработчиком ТД допускается применять стратегию по фактическому состоянию арматуры, ее деталей, сборочных единиц, комплектующих элементов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)


Возможные отказы, признаки дефектов, параметры оценки технического
состояния задвижек, в том числе с помощью технических средств диагностики

Таблица А.1

Возможные отказы


Узлы и детали


Признаки дефектов

Параметры оценки технического состояния

1. Потеря герметичности по отношению к внешней среде корпусных деталей и сварных соединений

Корпус, в т. ч. фланцы и радиусные переходы;

крышка, в т.ч. фланцы и радиусные переходы;

шпиндель;

запирающий элемент (клин, шибер)

Развитие несплошностей;

утонение толщин стенок ниже минимально допустимых (расчетных);

отклонение геометрических параметров рабочих поверхностей и деталей сверх допустимых величин;

изменение напряженно-деформированного состояния

Механические характеристики металла;

несплошность металла;

геометрические параметры рабочих поверхностей и деталей;

поверхностные дефекты металла

2 Потеря герметичности по отношению к внешней среде подвижных соединений

Узел сальникового уплотнения

Наличие утечки через сальник;

отклонение геометрических параметров рабочих поверхностей деталей сверх допустимых величин

Объем утечки;

геометрические параметры рабочих поверхностей и деталей;

параметры, характеризующие состояние набивки;

запас на подтяжку сальника

3 Потеря герметичности по отношению к внешней среде неподвижных соединений

Фланцевое и бесфланцевое соединения "корпус-крышка";

фланцевое присоединение к трубопроводу;

технологические соединения на корпусе и крышке (байпас, пробки);

присоединения к трубопроводу на приварке

Наличие утечки через соединения;

отклонение геометрических параметров рабочих поверхностей деталей сверх допустимых значений;

снижение момента затяжки крепежных деталей;

развитие несплошностей;

утонение толщин стенок ниже минимально допустимых (расчетных);

изменение структуры кристаллической решетки

Значение утечки;

геометрические параметры рабочих поверхностей и деталей;

параметры, характеризующие состояние уплотни-тельных прокладок (колец);

момент затяжки крепежных деталей;

механические характеристики металла;

несплошность металла;

толщина стенки;

поверхностные дефекты

4 Отклонение утечки в затворе от величины, нормируемой условиями эксплуатации

Седло - запирающий элемент;

шпиндель-крышка

Увеличение утечки сверх допустимой

Значение утечки

5 Невыполнение функции "открытие - закрытие"

Задвижка в сборе: запирающий элемент не открывается (из положения "закрыто");

запирающий элемент не перемещается находясь в промежуточном положении;

запирающий элемент не закрывается (из положения "открыто")

Изменение расхода рабочей среды в системе;

отсутствие перемещения шпинделя и запирающего элемента

Расход рабочей среды;

давление в системе;

перемещение шпинделя;

технические параметры электроприводов (для задвижек, укомплектованных электроприводами)

6 Непредусмотренное регламентом выполнение функции "открытие - закрытие"

Задвижка в сборе

Изменение расхода рабочей среды, давления в системе и положения шпинделя и запирающего элемента

Расход рабочей среды;

давление в системе

7 Несоответствие времени срабатывания указанному в КД (времени открытия, закрытия)

Задвижка в сборе

Отклонение времени срабатывания

Время срабатывания

Корпусные детали задвижек - комплект деталей, автономно или совместно с трубопроводом образующие замкнутый объем, находящийся в условиях эксплуатации под давлением рабочей среды.

Несплошность металла - отслоения, трещины, ситовины, газовые раковины у волосовины, неоднородные включения и т. п.

К механическим характеристикам металла относят:

- временное сопротивление разрыву;

- предел текучести;

- твердость;

- ударную вязкость;

- относительное удлинение;

- относительное сужение.

К геометрическим параметрам рабочих поверхностей деталей относят:

- линейные и угловые размеры;

- расположение;

- форму;

- волнистость;

- шероховатость.

К поверхностным дефектам металла относят любые отклонения от состояния поверхности, регламентированные КД.

Для задвижек с электроприводом дополнительно контролируют:

- крутящий момент;

- мощность;

- сигналы, фиксирующие срабатывание ограничивающей крутящий момент муфты и конечных выключателей;

- силу тока и напряжение электродвигателя.

Отказы по 1; 3-6 являются критическими, остальные - существенными, но не критическими.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

МКС 23.060.30

Ключевые слова: задвижка, арматура, корпус, герметичность, прочность, материал, запирающий элемент, испытание, испытательная среда, уплотнительная поверхность, надежность

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена