ГОСТ 24790-81
Группа Д51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕПЛОВОЗЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Общие технические условия
Industrial diesel lokomotive.
Common specifications
ОКП 31 8140
Срок действия с 01.01.82
до 01.01.87*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 2, 1993 год). - .
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 мая 1981 г. N 2610
ПЕРЕИЗДАНИЕ апрель 1982 г. с Изменением N 1, утвержденным в марте 1982 г. (ИУС 6-1982 г.).
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 346 с 01.09.89 и опубликованное в ИУС N 5, 1989 г.
Изменение N 2 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 1989 г.
Настоящий стандарт распространяется на тепловозы железных дорог СССР колеи 1520 мм типов 3-6 по ГОСТ 22339-88, предназначенные для использования на промышленном транспорте (далее тепловозы).
Требования настоящего стандарта распространяются на тепловозы, технические задания на которые или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после 01.01.82.
Стандарт не распространяется на тепловозы, предназначенные для эксплуатации во взрывоопасных условиях.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Тепловозы для промышленного транспорта должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов и технических условий на тепловозы конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Типы и основные параметры - по ГОСТ 22339-77 и настоящему стандарту.
1.2.1. Отклонение служебной массы от установленного значения - не более 3%.
1.2.2. Отклонение статической нагрузки каждой колесной пары на рельсы от среднего значения по тепловозу - не более 3%.
1.2.3. Тяговые параметры тепловозов по ГОСТ 22339-77 установлены для следующих климатических условий: 293 К (плюс 20 °С) температура; 101; 325 кПа (760 мм рт. ст.) атмосферное давление; 70% относительная влажность.
1.2.4. Коэффициент полезного использования мощности (отношение касательной мощности при работе тепловоза по внешней тяговой характеристике, определенной при средних затратах мощности на собственные нужды, к соответствующей мощности дизеля) в диапазоне скоростей движения от длительной до максимальной рабочей при климатических условиях по п.1.2.3 должен быть не менее для тепловозов с электрической передачей - 0,73, с гидравлической - 0,62.
Примечание:
В затратах мощности на собственные нужды не учитываются затраты на вспомогательные устройства, устанавливаемые на тепловозе по специальным требованиям заказчика, например, для энергоснабжения поезда и кондиционирования воздуха в кабине машиниста.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.5. При проектировании промышленных тепловозов должна учитываться возможность создания их модификаций.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.3. Требования эксплуатации
1.3.1. Тепловозы должны удовлетворять действующим требованиям Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, Правил технической эксплуатации железных дорог СССР и Правил Госгортехнадзора.
1.3.2. Тепловозы должны быть приспособлены для работы в макроклиматических районах с умеренным климатом У по ГОСТ 15150-69.
Оборудование должно обеспечивать длительную работу тепловоза во всем интервале рабочих температур воздуха по ГОСТ 15150-69 и работу с соответствующим снижением его тяговых параметров при превышении предельных значений рабочих температур воздуха.
Примечание. По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловозы должны быть изготовлены для работы в микроклиматических районах страны с холодным или тропическим климатом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.3. Тепловоз и его оборудование, включая дизель и передачу, должны быть изготовлены таким образом, чтобы обеспечить длительную и экономичную работу на частичных нагрузках и в режиме холостого хода, особенно при минимальных частотах вращения дизеля, и должны быть приспособлены к частым переходным режимам, вызванным переключением контроллера машиниста, разгоном и торможением тепловоза. Наибольшая экономичность тепловоза должна обеспечиваться в диапазоне частых эксплуатационных режимов работы.
1.3.4. Конструкция тепловоза должна обеспечивать возможность реализации минимально устойчивой частоты вращения дизеля и продолжительность непрерывной работы на этой частоте по ГОСТ 10150-82.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.4. Требования к управлению тепловозом
1.4.1. Требования к тепловозам при их обслуживании одним машинистом - по ГОСТ 12.2.056-81.
1.4.2. Тепловоз по требованию потребителя должен быть приспособлен к управлению по системе двух единиц (в сцепе).
1.4.1, 1.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5. Силовая установка
1.5.1. Дизель - тепловозный по ГОСТ 10150-82.
Примечание. На тепловозах типа 6 по ГОСТ 22339-77 допускается применение дизелей других назначений с параметрами, установленными по согласованию между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5.2. Дизель должен допускать возможность отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов.
1.5.3. Система валопроводов дизель-передача-отбор мощности на вспомогательные нужды должна исключить развитие опасных крутильных колебаний во всем диапазоне частот их вращения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5.4. Выпускная система должна быть оборудована глушителем шума, искрогасителем и, по согласованию между изготовителем и заказчиком, нейтрализатором выхлопных газов.
1.5.5. Пуск дизеля должен быть электрический или воздушный.
1.6. Передача
1.6.1. Передача должна обеспечивать максимальное использование мощности дизеля при работе по внешней тяговой характеристике тепловоза после выхода на автоматическую характеристику, а также минимальные потери энергии дизеля при режимах трогания тепловоза, частичного нагружения и переходных процессах.
1.6.2. Тяговые электрические машины - по ГОСТ 2582-81, аппаратура - по ГОСТ 9219-75.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.6.3. Продолжительность стабилизации крутящего момента на выходном валу гидропередачи после ее включения при работе на номинальной частоте должна быть не более 3 с.
1.6.4. Уменьшение крутящего момента на выходном валу многоступенчатой гидропередачи при переключении с одной ступени передачи на другую не должно быть более чем на 30%, а продолжительность процесса восстановления крутящего момента от начала падения до 90% первоначального его значения не должна быть более 5 с.
Отклонение значений частоты вращения выходного вала передачи от заданного значения при переключении ступеней передачи не должно быть более чем на 3%.
При наличии механического переключения ступеней скорости (фрикционные муфты и др.) допускается падение крутящего момента при переключении скоростей до нуля продолжительностью не более 2 с.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.6.5. Продолжительность переключения механического редуктора реверса и режима от момента подачи команды до завершения переключения при заторможенном тепловозе и опорожненной гидропередаче должна быть не более 3 с, за исключением случаев срабатывания механизма доворота.
1.6.6. Затраты мощности на привод гидропередачи на холостом ходу при минимальной частоте вращения должны быть не более 1% номинальной мощности.
1.7. Экипажная часть
1.7.1. Конструкция экипажной части должна обеспечивать динамику тепловоза и воздействие его на путь, соответствующие установленным нормам. Экипажная часть должна допускать размещение догружающего балласта в количестве, согласованном между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.2. Конструкция экипажной части должна быть выполнена таким образом, чтобы транспортировать тепловоз на своих осях по железным дорогам Министерства путей сообщения или, по согласованию между изготовителем и заказчиком, на железнодорожной платформе.
1.7.3. Конструкция экипажной части при индивидуальном приводе колесных пар должна обеспечивать коэффициент использования сцепного веса (механический) при трогании тепловоза с места не менее 0,86.
1.7.4. Детали рамы, кузова и тележек тепловозов должны рассчитываться на продольные усилия на автосцепке, равные:
2500 кН (250 тс) - для типов 3-4 по ГОСТ 22339-88;
2000 кН (200 тс) - для типов 5-6 (в случае транспортирования в составе поездов).
При этом конструкция не должна терять устойчивость и получать остаточные деформации.
Рама должна быть рассчитана и приспособлена для подъема верхнего строения тепловоза домкратом или краном, а также краном за одну из автосцепок вместе с тележкой.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.5. Крепление оборудования к раме тепловоза должно быть рассчитано на нагрузки, возникшие от ускорений в продольном направлении 3 g, в поперечном - 1 g.
1.7.6. Экипажная часть должна быть оборудована путеочистителем, регулируемым по высоте от уровня головок рельсов.
1.7.7. Колесные пары должны выполняться в соответствии с ГОСТ 11018-87, оси - ГОСТ 3281-81, центры - ГОСТ 4491-86, бандажи - ГОСТ 398-81.
1.7.8. Пружины рессорного подвешивания должны соответствовать ГОСТ 1452-86, листовые рессоры - ГОСТ 1425-76.
1.7.9. Автосцепные устройства должны позволять прохождение тепловозом в сцепе с вагоном кривых малого радиуса, указанных в технических условиях на тепловоз. Автосцепка - по ГОСТ 3475-81 или по типу УВЗ (Уральского вагонного завода). По согласованию между изготовителем и заказчиком на тепловозе могут быть применены сцепные устройства других типов.
1.7.10. Кабина машиниста должна иметь остекление торцевых и боковых сторон и должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечивался круговой обзор машинистом со своего рабочего места из положения сидя и стоя в обоих направлениях движения.
Примечание. Допускается по согласованию между изготовителем и заказчиком для тепловозов типа 3 по ГОСТ 22339-88 выполнять кабину машиниста с уменьшением поля обзора.
1.7.7-1.7.10 (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7.11. По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловоз оборудуется гребнесмазывателями и другими устройствами, уменьшающими износ гребней колесных пар при движении в кривых малого радиуса.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.8. Тормозное оборудование
1.8.1. Тепловоз должен быть оборудован:
автоматическим пневматическим тормозом;
вспомогательным пневматическим тормозом;
ручным тормозом.
По согласованию между изготовителем и заказчиком тепловоз должен быть оборудован электропневматическим, электро- или гидродинамическим, магниторельсовым тормозом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8.2. Компрессор - по ГОСТ 10393-74. Производительность компрессора, по требованию заказчика, устанавливают с учетом обеспечения сжатым воздухом для выгрузки саморазгружающихся вагонов.
Допускается установка двух компрессоров.
1.8.3. Привод компрессора должен быть отключаемым и обеспечивать автоматический останов и запуск компрессора.
На тепловозах типов 5 и 6 по ГОСТ 22339-77 допускается применение нерегулируемого (неотключаемого) привода.
1.8.4. Главные резервуары должны размещаться снаружи кузова (капота) и соединяться последовательно.
Температура нагнетаемого компрессором воздуха в трубопроводе за последним резервуаром при эксплуатации не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 10 °С, за исключением случаев работы компрессора для обеспечения сжатым воздухом саморазгружающихся вагонов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8.5. Пневматическая система должна быть оборудована эффективными средствами очистки и осушки воздуха.
1.8.6. На тележечных локомотивах должна быть предусмотрена возможность отключения тормозных цилиндров любой тележки.
1.8.7. Рычажная передача тормоза и экипажной части в целом должны обеспечивать:
возможность применения чугунных и композиционных тормозных колодок;
возможность смены тормозных колодок без установки локомотива на смотровую канаву.
Части тормозной рычажной передачи должны иметь предохранительные устройства, исключающие падение этих частей на путь.
Коэффициент тормозного нажатия тепловоза должен быть 0,6-0,7 при чугунных колодках и 0,35 при композиционных (уточняют с учетом коэффициента трения применяемого материала).
1.8.8. Ручной тормоз должен удерживать тепловоз на уклоне не менее 40‰.
1.8.9. Тепловозы, оборудованные для работы по системе двух единиц, должны быть оборудованы магистралью для вспомогательного тормоза. При саморасцепе должно обеспечиваться автоматическое торможение обоих локомотивов.
1.8.7-1.8.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9. Вспомогательное оборудование
1.9.1. Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание заданной температуры воды, масла дизеля, масла гидропередачи как при работе под нагрузкой, так и на холостом ходу дизеля.
1.9.2. Секции водовоздушного радиатора должны выполняться по конструкторской документации. Масло дизеля и гидропередачи должно, как правило, охлаждаться в водомасляном теплообменнике.
1.9.3. Привод вентилятора охлаждения секций должен на тепловозах типа 3 по ГОСТ 22339-77 обеспечивать плавное изменение его производительности и, при необходимости, при его отключении полный останов вентиляторного колеса.
1.9.2, 1.9.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9.4. Воздухоочиститель для дизелей - по ГОСТ 11729-78. Коэффициент очистки воздухоочистителем воздуха для тяговых электрических машин должен быть не менее 75% при номинальном режиме расхода воздуха при испытаниях с использованием кварцевой пыли с удельной поверхностью 2800 см/г при концентрации 200 мг/м.
1.9.5. Тепловоз, по согласованию между изготовителем и заказчиком, должен быть оборудован установкой обогрева воды и масла дизеля, гидропередачи (при необходимости компрессора), топлива и аккумуляторного отсека, обеспечивающей длительную стоянку с неработающим дизелем и надежный пуск дизеля при низких температурах наружного воздуха. Установка обогрева после ее пуска должна автоматически включаться и отключаться в зависимости от температуры подогреваемых жидкостей и воздуха и не требовать постоянного наблюдения за ее работой. Питание электроэнергией агрегатов, обеспечивающих работу установки обогрева, должно быть автономным или от постороннего (внешнего) источника.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.9.6. Теплоизоляция участков системы и элементов тепловозов должна обеспечивать не менее 1 ч безопасного простоя тепловоза с неработающим дизелем при температуре окружающего воздуха до 243 К (минус 30 °С) и скорости ветра 2 м/с.
1.9.7. Масляная магистраль дизеля должна быть оборудована полнопоточным фильтром тонкой очистки масла.
1.9.8. Высоковольтная камера должна быть защищена от прямого попадания пыли и влаги и иметь, при необходимости, избыточное давление воздуха.
1.9.9. Кабели и провода высоковольтных и низковольтных цепей должны надежно работать с номинальной нагрузкой при температуре окружающей среды от 353 К (плюс 80 °С) до 223 К (минус 50 °С) и прокладываться в местах, где они будут в эксплуатации защищены от механических повреждений и иметь масло-, водо- и топливостойкую изоляцию.
1.9.10. Пескоподающие устройства должны обеспечивать эффективную подачу песка на головку рельса в прямых и кривых участках пути.
1.9.11. Для работы с саморазгружающимися вагонами тепловоз, по требованию заказчика, должен быть оборудован специальной воздушной магистралью.
1.10. Системы и устройства управления, контроля, сигнализации и защиты
1.10.1. Тепловоз должен иметь системы и устройства управления, контроля, сигнализации и защиты в соответствии с перечнем, приведенным в рекомендуемом приложении (уточняют по согласованию между изготовителем и заказчиком).
1.10.2. Аппаратура систем управления должна быть преимущественно бесконтактной, выполненной в виде функциональных блоков и комплектных устройств.
Соединение съемных блоков с электрическими системами должно осуществляться при помощи штепсельных разъемов с фиксирующими зажимами.
1.10.3. Напряжение в цепях управления и освещения 110 В. По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается напряжение 75 и 27 В. При напряжении выше 27 В электрические цепи должны быть двухпроводными.
1.10.4. Электрическая схема при неработающем дизеле должна обеспечивать пуск дизеля, питание цепей управления, освещения и систем обогрева, подзарядку аккумуляторных батарей, перемещение тепловоза (с электрической передачей) от внешнего источника.
1.10.5. Конструкция и электрическая схема тепловоза должны обеспечивать возможность проведения испытания и проверки регулирования дизеля и передачи при полной нагрузке в стационарном режиме в условиях депо при наличии в нем необходимого оборудования, в том числе реостатной станции для тепловозов с электрической передачей, охлаждающего устройства для тепловозов с гидропередачей.
1.11. Требования к численным значениям показателей надежности указываются в технических условиях на конкретные тепловозы.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.11.1-1.11.3. (Исключены, Изм. N 2).
1.12. Техническое обслуживание и ремонт
1.12.1. Вместимость топливного бака определяется по согласованию между заказчиком и изготовителем и указывается в технических условиях на тепловоз, но не менее чем на 6 сут работы при 25%-ной нагрузке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.12.2. В конструкции тепловоза должны быть предусмотрены свободный доступ для технического обслуживания и ремонта всех его агрегатов и удобный их монтаж и демонтаж, возможность подключения оборудования тепловоза к испытательным устройствам и установкам в депо; удобная заправка и слив горюче-смазочных материалов, воды, а также заправка и удаление песка. Должна быть предусмотрена возможность выполнения технического обслуживания вида ТО-1 без захода тепловоза на смотровую канаву.
1.12.3. Устройства и агрегаты, наиболее часто обслуживаемые в эксплуатации, например, фильтры очистки топлива, воздуха, должны иметь минимальное число креплений, оборудоваться, при необходимости, сигнализаторами, заблаговременно извещающими о необходимости их обслуживания.
1.12.4. Основные сборочные единицы и агрегаты тепловоза должны быть приспособлены для определения их технического состояния и остаточного ресурса (по согласованию между изготовителем и заказчиком) средствами стационарной технической диагностики.
1.12.5. Капот, кабина машиниста и ходовая часть должны быть приспособлены для механизированного обмыва, очистки и обдува.
1.12.6. (Исключен, Изм. N 2).
1.13. Унификация
1.13.1. На тепловозах должны применяться максимально унифицированные дизели, гидропередачи (тяговые электрические машины), компрессоры, осевые редукторы, карданные валы, элементы экипажной части в соответствии с установленным типоразмерным рядом.
Коэффициент применяемости заимствованных, покупных, стандартных и унифицированных составных частей должен быть не менее 40% - для тепловозов нового поколения и 65% - последующих поколений.
1.13.2. Тепловозы одного типа с одинаковым видом передачи и капота кузова должны иметь унифицированную кабину машиниста и пульт управления. Допускается в конструкцию кабины вносить изменения, обусловленные требованиями заказчика.
1.13.3. Для тепловозов должны применяться унифицированные: органы и приборы управления, сиденья для машинистов, устройства очистки стекол, тифон, агрегаты отопления и кондиционеры, холодильники для пищи и воды, аптечки;
тормозное оборудование, включая краны машиниста, тормозные цилиндры и колодки;
вспомогательное оборудование - секции холодильника и теплообменники, форсунки и воздухораспределители песочницы, экипировочные устройства, средства пожаротушения;
аппаратура и электрические машины систем управления, контроля, сигнализации и защиты, а также освещения (перечень уточняют с заказчиком).
Примечание. Средства управления и электрооборудование должны быть унифицированы для каждого номинального уровня напряжения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.13.4. Сборочные единицы и детали, подлежащие замене при эксплуатации или ремонте, должны быть взаимозаменяемыми и допускать их замену без необходимости проведения значительного дополнительного объема работ по их подгонке.
1.14. Эстетика, эргономика и окраска
1.14.1. Внешний вид и форма тепловозов и оборудования должны удовлетворять современным требованиям технической эстетики и эргономики.
1.14.2. Окраска внутренних и наружных поверхностей тепловозов должна производиться по техническим условиям, согласованным между изготовителем и заказчиком.
2. КОМПЛЕКТНОСТЬ
2.1. В комплект каждого тепловоза должны входить одиночный (индивидуальный) комплект ЗИП и комплект эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-68.
Тепловозы комплектуются радиостанцией в соответствии с порядком, устанавливаемым в технических условиях на тепловоз.
Оснащение тепловоза приспособлением для подъема колесной пары на рельсы после схода - по ГОСТ 12.2.056-81.
2.2. Отдельно потребителю по прямым договорам поставляют групповой и ремонтный комплекты ЗИП по ГОСТ 2.601-68, комплекты ремонтной документации по ГОСТ 2.602-68 и ГОСТ 2.609-79, учебно-технические плакаты по ГОСТ 2.605-68, оборудование для технической диагностики и руководство по его применению (п.1.12.4.).
2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3. Ведомости ЗИП, эксплуатационных документов и документов для ремонта, а также перечень видов оборудования для технической диагностики устанавливают по согласованию между изготовителем и заказчиком.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Исполнение тепловоза и его оборудования, в том числе кабины, капота, обеспечивающее нормальные условия работы машиниста и бригады по обслуживанию и ремонту, требования по допустимому уровню шума и вибрации, пожарной безопасности, защите персонала от поражения электрическим током, сигнализации, уровню внешнего воздействия на окружающую среду и т.п., должны удовлетворять ГОСТ 12.2.056-81.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И ИСПЫТАНИЙ*
____________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 2.
4.1. Каждый тепловоз должен подвергаться приемо-сдаточным испытаниям, включающим обкатку.
4.2. Не реже чем один раз в три года должны проводиться периодические испытания тепловозов каждого типа.
4.3. Программа и методика проведения приемо-сдаточных и периодических испытаний должны быть согласованы между изготовителем и заказчиком.
5. MAPKИPOВKA, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
5.1. На тепловозе должны быть следующие знаки маркировки:
знак заказчика, название или обозначение железной дороги или предприятия приписки тепловоза (по требованию заказчика);
серия и номер тепловоза, размеры и окраска которых должны быть хорошо видимыми;
фирменная табличка (доска).
5.2. Фирменная табличка тепловоза должна устанавливаться на боковых стенках кузова или кабины машиниста или на главной раме в районе кабины и содержать следующие данные:
наименование изготовителя;
товарный знак изготовителя, дату выпуска;
номер тепловоза по системе нумерации изготовителя.
5.3. Концы электрических проводов, вентили и краны систем тепловоза должны иметь маркировочные бирки с указанием номера по схеме.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.4. На тепловозе должны быть размещены схемы водяной, масляной, тормозной, электрической и топливной систем, надписи или таблички по технике безопасности с хорошо видимыми и долговечными (до капитального ремонта) знаками.
5.5. Тепловоз для транспортирования должен быть подготовлен в соответствии с инструкцией о порядке пересылки локомотивов резервом, законсервирован, а отдельные его части законсервированы и упакованы в соответствии с ГОСТ 9.014-78. Срок действия консервации должен быть не менее 6 мес.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие тепловоза требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации, обслуживания и ремонта, транспортирования и хранения.
6.2. Гарантийный срок эксплуатации - 24 мес со дня ввода тепловоза в эксплуатацию. Требования к сроку ввода в эксплуатацию - по ГОСТ 22352-77.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
ПЕРЕЧЕНЬ
систем и устройств управления, контроля сигнализации и защиты на тепловозах,
срок внедрения которых устанавливает изготовитель по согласованию
с заказчиком*
__________________
* Наименование приложения. Измененная редакция, Изм. N 2.
Наименование системы, устройства | Выполняемые функции, контролируемые параметры |
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА | |
Система автоматического регулирования мощности дизеля тепловоза с электрической передачей | Обеспечение полного использования мощности дизеля при работе его на различных режимах во всем установленном диапазоне скоростей движения тепловозов; ограничение пускового тока и максимального напряжения главного генератора |
Система автоматического управления гидропередачи (САУГ) | Автоматическое переключение ступеней скорости гидропередачи в зависимости от скорости движения тепловоза и частоты вращения дизеля; управление гидропередачами тепловозов по системе двух единиц |
Система автоматического регулирования силы тяги при разгоне поезда | Поддержание силы тяги тепловоза на заданном уровне |
Система автоматического поддержания скорости движения | Обеспечение движения тепловоза с заданной скоростью |
Система автоматического пуска дизеля | Осуществление после нажатия пусковой кнопки последовательно предпусковых (прокачки масла установленной продолжительностью к трущимся деталям) и пусковых операций и автоматическое отключение системы пуска после пуска дизеля |
Система ограничения цикловой подачи топлива в дизель | Подача топлива в зависимости от давления наддувочного воздуха дизеля |
Система автоматического регулирования температуры рабочих жидкостей (САРТ) | Поддержание устойчивого температурного режима с минимальными перепадами температур рабочих жидкостей (воды, масла) при работающем дизеле |
Система автоматического регулирования напряжения вспомогательного генератора | Поддержание необходимого значения напряжения вспомогательного генератора в заданных пределах и обеспечения зарядки аккумуляторной батареи |
Система автоматического регулирования давления воздуха в главных резервуарах | Поддержание давления воздуха в установленных пределах |
Автоматические устройства в системах торможения | Исключение движения тепловоза или режима тяги при давлении воздуха в тормозной магистрали ниже установленного значения; обеспечение при экстренном торможении пневматическим прибором: а) снятия режима тяги; б) подачи песка под колесные пары и прекращение подачи при скорости движения тепловоза ниже 3 км/ч и в момент его останова (при наличии автоматической локомотивной сигнализации); в) совместной работы пневматического и специальных тормозов; автоматическое изменение тормозной силы в зависимости от скорости движения тепловоза и характеристик специальных тормозных средств (при их наличии), обеспечивающее эффективное торможение без заклинивания колесных пар; регулировка хода поршня тормозного цилиндра в зависимости от износа бандажей колесных пар и тормозных колодок; обеспечение автоматического торможения пневматическим тормозом в случае нарушения в процессе торможения работы специальных тормозных устройств и в зоне малых скоростей, когда эффективность этих тормозных устройств меньше колодочного. |
Система автоматического управления подогревом рабочих жидкостей | Обеспечение при неработающем дизеле автоматического поддержания в заданных пределах температуры воды и масла дизеля, масла компрессора (при необходимости) |
Система автоматического управления кондиционированием воздуха | Поддержание в заданных пределах температуры воздуха в кабине машиниста |
КОМПЛЕКС УСТРОЙСТВ КOНТРОЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ | |
Контрольно-измерительные приборы | В кабине машиниста приборы в соответствии с нижеследующим перечнем (уточняют с заказчиком): скоростемер по ГОСТ 23213-84 (допускается применение других типов скоростемеров); манометры, показывающие давление воздуха в главном резервуаре, тормозной магистрали и тормозных цилиндрах; указатели температуры воды и масла дизеля; манометры, показывающие давление масла дизеля; вольтметр, показывающий напряжение аккумуляторной батареи; тахометр дизеля (для тепловозов с гидравлической передачей); указатели температуры и давления масла в гидропередаче; расходомер топлива; в дизельном отделении приборы, предназначенные для периодического контроля параметров, непосредственно не влияющих на процесс управления работой тепловоза. Допускается отдельные приборы заменять сигнальными устройствами |
Приборы и устройства сигнализации и защиты дизеля | В соответствии с ГОСТ 11928-83, включая (при необходимости) сигнализацию и защиту по уровню охлаждающей воды; снятие нагрузки при перегреве масла гидропередачи, превышении максимальной скорости движения тепловоза. Перечень сигнальных устройств устанавливают с учетом контролируемых параметров настоящего приложения |
Устройства сигнализации о понижении уровня воды | Световая и звуковая сигнализация при достижении минимально допустимого уровня воды |
Устройство сигнализации и защиты низковольтных цепей | Защита (снимает нагрузку с дизеля) и сигнализация при возникновении неисправностей в электрических цепях, в том числе при обрывах проводов, пробое изоляции и при круговом огне на коллекторе тягового двигателя, быстродействующая защита от токов короткого замыкания |
Устройство обнаружения и ограничения боксования колесной пары | Сигнализация о боксовании и ограничении боксования колесной пары с минимальной потерей силы тяги во всем диапазоне скоростей движения |
Устройство контроля бдительности машиниста | Включение сигнализации, сброс нагрузки дизеля и включение устройств торможения при утрате машинистом работоспособности (сон, обморок и др.) |
Устройство сигнализации о пожаре | Включение звуковой и световой сигнализации при достижении заданной температуры воздуха в контролируемых местах |
Автоматическая локомотивная сигнализация с автостопом (для тепловозов, эксплуатируемых на железных дорогах МПС, оборудованных автоблокировкой) | Повторение показаний путевых сигналов автоблокировки на локомотивном светофоре, исключение проезда запрещающего сигнала при потере бдительности машинистом и другие функции |
Противоюзное устройство | Автоматическое уменьшение тормозной силы при торможении поезда и автоматическое восстановление требуемого давления в тормозных цилиндрах после предотвращения возникновения юза |
Приборы и устройства контроля технического состояния (средства технической диагностики) | Контроль неисправностей и технической диагностики состояния систем, агрегатов и узлов тепловозов |
Устройство сигнализации и защиты реверса-редуктора | Переключение реверса-редуктора тепловозов с гидравлической передачей только на нулевой позиции контролера и при неподвижном тепловозе |
Устройство контроля срабатывания автотормозов концевого вагона | Контроль за срабатыванием тормозов концевого вагона |
УСТРОЙСТВА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ | |
Устройства дистанционного управления дизелем | Ступенчатое или плавное воздействие на регулятор дизеля; управление мощностью дизеля непосредственно с помощью рейки подачи топлива после переключения гидропередачи на ступень гидромуфты |
Устройство дистанционного управления автосцепкой | Расцепка автосцепки тепловоза из кабины машиниста |
Устройство дистанционного управления холодильником | Управление вручную работой холодильника с пульта машиниста при отказе САРТ |
Устройство дистанционного управления гидропередачей | Ручное управление гидропередачей с пульта машиниста (при неэлектрической CАУГ допускается не устанавливать) в случае необходимости или при отказе САУГ |
Устройство дистанционной подачи песка | Подача песка под колеса тепловоза из кабины машиниста |
Устройство дублирования пульта управления | Управление тепловозом при движении его в противоположных направлениях со сменой рабочих мест |
Устройство дистанционного управления разгрузкой | Управление разгрузкой саморазгружающихся вагонов |
Устройство дистанционного управления путевыми объектами (стрелками переездной сигнализации) | Управление переводом стрелок, переключение переездной сигнализации |
Примечание. Перечень устройств, необходимых для конкретного типа тепловозов, устанавливают в техническом задании.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1982
в текст
документа внесено Изменение N 2,
утвержденное Постановлением
Госстандарта СССР от 27.02.89 N 346