ГОСТ Р ИСО 6315-93
Группа Л69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод определения прочности схватывания тормозной накладки с поверхностью металлического контртела в результате коррозии
Road vehicles. Brake linings. Seizure to ferrous mating surface due to corrosion. Test procedure
Дата введения 1994-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 "Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия"
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 N 51
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6315-80 "Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Схватывание тормозной накладки с поверхностью металлического контртела в результате коррозии"
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на тормозные накладки барабанных и дисковых тормозов автотранспортных средств и устанавливает метод определения прочности схватывания накладки с тормозным барабаном или диском в результате коррозии при моделировании условий, вызывающих коррозию.
Сущность метода заключается в определении силы, необходимой для разрушения соединения, возникшего вследствие схватывания накладки (образца) с тормозным барабаном или диском в результате коррозии во влажной среде.
Для сравнения поведения накладок существенно, чтобы накладки и состояние металлической поверхности контртела оставались постоянными и их можно было бы использовать повторно.
Накладки могут быть новые или бывшие в употреблении.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 3647-80 Материалы шлифовальные. Классификация. Зернистость и зерновой состав. Методы контроля.
ГОСТ 9805-84 Спирт изопропиловый. Технические условия.
ГОСТ 12026-76 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия.
3 ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
3.1 Для накладок барабанных тормозов применяют приспособление, с помощью которого накладки с колодками прижимаются к барабану и удерживаются в контакте с барабаном под действием заданного давления.
Стенд, позволяющий создавать вращательное движение тормозного барабана (диска) и фиксировать усилие, при котором начинается проскальзывание тормозных накладок относительно контртела.
3.2 Для накладок дисковых тормозов применяют приспособление, с помощью которого обеспечивается контакт между накладкой и диском под действием заданного давления.
Стенд в соответствии с 3.1.
3.3. Камера влажности для размещения тормозного барабана или диска с накладками в сборе и приспособления по 3.1 или 3.2.
4 ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
4.1 Новые тормозные накладки
4.1.1 Барабанные тормоза
Для проведения испытаний отбирают шесть накладок или образцов, вырезанных из накладок, две колодки и один барабан.
Ширина образцов должна быть равна ширине накладки, но не более 80 мм, длина равна ширине накладки.
Накладки с колодками в сборе шлифуют шлифовальным материалом (ГОСТ 3647) так, чтобы радиус кривизны обеспечивал плотное прикасание с барабаном.
Контактные поверхности накладок и барабана должны быть чистыми, свободными от пыли.
4.1.2 Дисковые тормоза
Для проведения испытаний отбирают шесть накладок и один диск.
Поверхности накладок и диска должны быть плоскими. Контактные поверхности тормозных накладок и диска должны быть чистыми, свободными от пыли и других загрязнений.
4.2 Тормозные накладки, бывшие в употреблении
Детали с автомобиля снимают, не допуская их повреждения или загрязнения.
Перед снятием детали маркируют, чтобы во время испытания при повторной сборке их можно было установить в том же порядке.
Поверхности фрикционного материала при необходимости обрабатывают шлифовальным материалом, металлические поверхности обрабатывают шлифовальным материалом и спиртом (ГОСТ 9805).
5 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
5.1 Испытания проводят в камере с относительной влажностью (95±2)% при температуре (50±3) °С.
5.2 Накладки дисковых или барабанных тормозов помещают в камеру так, чтобы рабочие поверхности подвергались воздействию влаги в течение 4 ч.
5.3 Барабан или диск помещают в ту же камеру на 30 мин. Время выдержки барабана или диска в камере должно заканчиваться одновременно с временем выдержки фрикционного материала.
5.4 При испытании барабанных тормозов накладки и барабаны вынимают из камеры, удаляют с поверхности капельки воды абсорбирующей бумагой (ГОСТ 12026). Устанавливают две накладки с колодками в сборе в барабан с помощью зажима под действием давления 500 кПа.
При удалении излишней влаги поверхности протирать не допускается.
5.5 При испытании дисковых тормозов удаляют с поверхности влагу абсорбирующей бумагой. Устанавливают накладки с колодками в сборе на диске под действием давления 2500 кПа.
5.6 Узлы помещают в камеру влажности на 16 ч.
5.7 После испытания узлы вынимают из камеры и не разбирая оставляют на 48 ч при температуре 20 °С, относительной влажности 65%.
5.8 Узлы устанавливают на соответствующем испытательном стенде, снимают зажимные приспособления, не допуская вибрации или смещения образцов.
5.9 Прикладывают постепенно возрастающее усилие в том же направлении, в каком контртело тормоза действует на тормозную накладку в реальных условиях, пока накладки не начнут проскальзывать. Записывают усилие, при котором началось проскальзывание.
6 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол испытания должен содержать:
обозначение изделия;
количество испытаний;
шифр композиции;
наименование предприятия-изготовителя;
состояние тормозной накладки, тормозного барабана или диска (новые или бывшие в употреблении, например снятые с автотранспортного средства);
вид испытания - тормозные накладки или образцы;
среднее значение и диапазон крутящего момента или усилия, необходимые для проскальзывания всех образцов относительно поверхности контртела.
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1993