ГОСТ 34686-2020
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА
Термины и определения
Motor vehicles. Braking properties. Terms and definitions
МКС 43.040.40
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСO 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСO 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1013-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34686-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлименты.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приводится и вместо него ставится прочерк.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, синонимы - курсивом.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения (буквенные обозначения) основных понятий в области торможения автомобильных транспортных средств (далее - АТС).
Настоящий стандарт не распространяется на документацию, выпущенную до его введения.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с [1], [2] и [3].
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Для отдельных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, когда исключена возможность различного их толкования.
В случаях, исключающих возможность неправильного толкования терминов, допускается опускать слова в терминах.
Пример - вместо "рабочее тело тормозного привода" - "рабочее тело привода".
Стандарт содержит алфавитный указатель стандартизованных терминов.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Общие понятия
1 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.
2 полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.
3 частичное торможение: Торможение, в результате которого не происходит остановки АТС.
4 регулируемое торможение: Торможение, при котором водитель АТС в любой момент может последовательно в пределах рабочего диапазона увеличить или уменьшить тормозную силу посредством воздействия на орган управления.
5 служебное торможение: Регулируемое торможение с целью плавного снижения скорости АТС.
6 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.
7 аварийное торможение: Торможение АТС, совершаемое при отказе части тормозной системы.
8 начало торможения: Момент времени, в который в тормозную систему поступил сигнал начать торможение.
Примечание - См. рисунок 1, точка Н.
J - замедление АТС; Н - начало торможения; Т - время торможения; К - конец торможения; - время запаздывания тормозной системы; - время нарастания замедления; - время срабатывания тормозной системы; - время установившегося торможения; - время расторможения
Рисунок 1 - Тормозная диаграмма
9 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось
Примечание - См. рисунок 1, точка К.
10 начальная скорость торможения: Скорость АТС в начале торможения
11 конечная скорость торможения: Скорость АТС в конце торможения
12 время торможения: Интервал времени от начала до конца торможения
Примечание - См. рисунок 1, интервал Т.
13 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы)
Примечание - См. рисунок 1, .
14 время нарастания замедления: Интервал времени от момента появления замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение
Примечание - См. рисунок 1, .
15 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление принимает установившееся значение
Примечание - См. рисунок 1, .
16 время установившегося торможения: Интервал времени, в котором замедление имеет установившееся значение
Примечание - См. рисунок 1, .
17 время растормаживания: Интервал времени от момента, в котором замедление перестает быть установившимся, до конца торможения
Примечание - См. рисунок 1, .
18 тормозные свойства: Меры количественных оценок эффективности торможения АТС тормозными системами
19 эффективность торможения: Свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное продольное сопротивление движению транспортного средства
20 тормозной путь: Расстояние, пройденное транспортным средством от начала до конца торможения
21 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время установившегося торможения АТС
Примечание - См. рисунок 1, .
22 относительное замедление: Отношение замедления АТС к ускорению свободного падения
23 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колесо транспортного средства, вызывающая замедление колеса и (или) транспортного средства
24 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил к сумме соответствующих реакций дороги или внешней среды
25 блокирование колеса: Прекращение качения колеса при наличии перемещения его центра в продольной плоскости
26 устойчивость АТС (при торможении): Способность АТС сохранять при торможении заданное направление скорости и заданную ориентацию своих осей
27 управляемость АТС (при торможении): Способность АТС осуществлять при торможении заданное изменение направления скорости и заданное изменение ориентации своих осей
28 тормозная система: Совокупность взаимосвязанных устройств, предназначенных для торможения АТС
Тормозное управление
29 тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС
30 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки транспортного средства
31 запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы
32 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным
33 вспомогательная тормозная система: Износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства
34
система контроля и сигнализации: Совокупность устройств, осуществляющих контроль работоспособности тормозного управления и сигнализирующих о его состоянии. |
35 источник энергии: Совокупность устройств, предназначенных для обеспечения тормозной системы энергией, необходимой для торможения
36 тормозной механизм, тормоз: Совокупность устройств, предназначенных для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС
37 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения
38 антиблокировочная система; АБС: Тормозная система транспортного средства с автоматическим регулированием в процессе торможения, степени проскальзывания колес транспортного средства, в направлении их вращения
Тормозные приводы
39 механический тормозной привод: Тормозной привод, в котором для передачи энергии используются только механические устройства
40 гидравлический тормозной привод: Тормозной привод, в котором для передачи энергии используется жидкость
41 пневматический тормозной привод: Тормозной привод, в котором для передачи энергии используется воздух под избыточным давлением
42 вакуумный тормозной привод: Тормозной привод, в котором для передачи энергии используется разреженный воздух
43 электрический тормозной привод: Тормозной привод, в котором для передачи энергии используется электрический ток
44 смешанный [гибридный] тормозной привод: Тормозной привод, представляющий собой комбинацию различных типов приводов
45 однопроводный тормозной привод прицепа: Тормозной привод, использующий для питания и управления рабочей тормозной системой прицепного АТС одну общую магистраль
46 двухпроводный тормозной привод прицепа: Тормозной привод, использующий для питания и управления рабочей тормозной системой прицепного АТС две автономные магистрали
47 комбинированный тормозной привод прицепа: Тормозной привод прицепа, позволяющий подключать его к тягачу как по однопроводной, так и по двухпроводной схеме (смотри термины 45 и 46)
48 непрерывный тормозной привод: Тормозной привод автопоезда, имеющий общие органы управления и источник энергии для всех единиц автопоезда
49 полунепрерывный тормозной привод: Тормозной привод автопоезда, имеющий общий орган управления и автономный источник (или аккумуляторы) энергии, размещенные на отдельных единицах данного автопоезда
50 инерционный тормозной привод: Тормозной привод, в котором используется инерция прицепного АТС
51 тормозной контур системы: Независимая часть тормозного привода, способная осуществлять торможение АТС при отказе остальной части тормозного привода
52 аккумулятор энергии тормозного привода: Устройство, предназначенное для накопления и сохранения энергии, используемой для торможения
53 рабочее тело тормозного привода: Носитель энергии, изменение состояния которого обеспечивает передачу и регулирование энергии в тормозной системе
54 орган управления тормозной системы: Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала и управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам
55 исполнительный орган тормозного привода: Устройство, предназначенное для передачи энергии от тормозного привода к тормозному механизму
56 аппарат тормозного привода: Единичное, конструктивно обособленное устройство тормозного привода
Тормозные механизмы
57 фрикционный тормозной механизм: Тормозной механизм, в котором искусственное сопротивление движению АТС создается за счет трения между его вращающимися и неподвижными элементами, возникающее под воздействием приводных сил
58 дисковый тормозной механизм: Фрикционный тормозной механизм, в котором используется трение неподвижных элементов о плоские поверхности вращающихся элементов
59 барабанный тормозной механизм: Фрикционный тормозной механизм, в котором используется трение неподвижных элементов о внутреннюю или наружную поверхность вращающегося цилиндра
60 замедлитель: Тормозной механизм вспомогательной тормозной системы АТС
61 электрический замедлитель: Замедлитель, создающий искусственное сопротивление движению АТС за счет взаимодействия электромагнитных полей ротора и статора
62 гидравлический замедлитель: Замедлитель, создающий искусственное сопротивление движению АТС за счет взаимодействия элементов ротора и статора с потоком рабочей жидкости
63 моторный замедлитель: Замедлитель, в котором искусственное сопротивление движению АТС создается за счет тормозных свойств двигателя
64 тормозной момент: Момент тормозного механизма, действующий на его вращающийся элемент относительно оси его вращения и возникающий под действием приводных сил
65 тормозная скоба: Элемент дискового тормоза, создающий силу, прижимающую тормозные колодки к плоскому вращающемуся элементу (диску)
66 "жесткая" скоба: Тормозная скоба, создающая как силу, прижимающую тормозные колодки к диску, так и воспринимающую силу от колодок, возникающую при появлении тормозного момента в тормозном механизме
67 "плавающая" скоба: Тормозная скоба, создающая только силу, прижимающую тормозные колодки к диску
68 составная скоба: Тормозная скоба, состоящая из тормозного цилиндра, жестко соединенного с ее другими элементами, бывают как "жесткие", так и "плавающие"
69 направляющая колодок [суппорт]: Элемент плавающей скобы, воспринимающий силу от колодок, возникающую при появлении тормозного момента в тормозном механизме
Алфавитный указатель терминов
аккумулятор энергии тормозного привода | 52 |
аппарат тормозного привода | 56 |
блокирование колеса | 25 |
время запаздывания тормозной системы | 13 |
время нарастания замедления | 14 |
время растормаживания | 17 |
время срабатывания тормозной системы | 15 |
время торможения | 12 |
время установившегося торможения | 16 |
замедление установившееся | 21 |
замедление относительное | 22 |
замедлитель | 60 |
замедлитель электрический | 61 |
замедлитель гидравлический | 62 |
замедлитель моторный | 63 |
источник энергии | 35 |
конец торможения | 9 |
контур тормозной системы | 51 |
механизм тормозной, тормоз | 36 |
механизм тормозной фрикционный | 57 |
механизм барабанный тормозной | 59 |
механизм дисковый тормозной | 58 |
момент тормозной | 64 |
направляющая колодок (суппорт) | 69 |
начало торможения | 8 |
орган исполнительный тормозного привода | 55 |
орган управления тормозной системы | 54 |
привод тормозной | 37 |
привод тормозной механический | 39 |
привод гидравлический тормозной | 40 |
привод пневматический тормозной | 41 |
привод вакуумный тормозной | 42 |
привод электрический тормозной | 43 |
привод смешанный [гибридный] тормозной | 44 |
привод непрерывный тормозной | 48 |
привод полунепрерывный тормозной | 49 |
привод инерционный тормозной | 50 |
привод однопроводный тормозной прицепа | 45 |
привод двухпроводный тормозной прицепа | 46 |
привод комбинированный тормозной прицепа | 47 |
путь тормозной | 20 |
свойства тормозные | 18 |
сила тормозная | 23 |
сила тормозная удельная | 24 |
система антиблокировочная (АБС) | 38 |
система контроля и сигнализации | 34 |
система тормозная | 28 |
система рабочая тормозная | 30 |
система запасная тормозная | 31 |
система стояночная тормозная | 32 |
система вспомогательная тормозная | 33 |
скоба "жесткая" | 66 |
скоба "плавающая" | 67 |
скоба составная | 68 |
скоба тормозная | 65 |
скорость торможения начальная | 10 |
скорость торможения конечная | 11 |
тело рабочее тормозного привода | 53 |
торможение | 1 |
торможение полное | 2 |
торможение частичное | 3 |
торможение регулируемое | 4 |
торможение служебное | 5 |
торможение экстренное | 6 |
торможение аварийное | 7 |
управление тормозное | 29 |
управляемость АТС (при торможении) | 27 |
устойчивость АТС (при торможении) | 26 |
эффективность торможения | 19 |
Библиография
[1] | Правила ЕЭК ООН N 13 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и О в отношении торможения. |
[2] | Правила ЕЭК ООН N 13Н | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения |
[3] | Правила ЕЭК ООН N 90 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе, тормозных накладок барабанного тормоза и дисков и барабанов для механических транспортных средств и их прицепов |
УДК 629.144:006.354 | МКС 43.040.40 |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, тормозные свойства, термины, определения |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020