ГОСТ Р 71141-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ. УСТАНОВЛЕНИЕ НАЗНАЧЕННЫХ МЕЖРЕМОНТНЫХ НОРМАТИВОВ
Общие положения
Freight cars. Determination of the appointed interrepair normatives. General principles
ОКС 45.060.20
Дата введения 2024-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий" (ООО "ВНИЦТТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2023 г. N 1528-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые инновационные грузовые вагоны (далее - вагоны), предназначенные для эксплуатации по железнодорожным путям общего пользования колеи 1520 мм, и определяет общие положения по установлению назначенных нормативов периодичности плановых видов ремонта (назначенных межремонтных нормативов).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 34632 Вагоны грузовые. Метод эксплуатационных испытаний на надежность
ГОСТ Р 70581 Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 назначенный норматив периодичности плановых видов ремонта вагона (назначенный межремонтный норматив): Календарная продолжительность эксплуатации вагона или фактически выполненный пробег и календарная продолжительность эксплуатации вагона от постройки до первого планового ремонта (деповского, капитального) или между плановыми ремонтами (деповскими, капитальными), при достижении которой перевозка грузов в вагоне должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
3.2 заявленный назначенный межремонтный норматив: Назначенный межремонтный норматив инновационного грузового вагона, устанавливаемый на этапе разработки.
3.3 деповской ремонт (вагона): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния в объеме, предусмотренном в технической документации.
3.4 капитальный ремонт (вагона): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и восстановления полного или близкого к полному ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые, в объеме, предусмотренном в технической документации.
3.5 инновационный грузовой вагон: Грузовой вагон, отвечающий критериям инновационности по ГОСТ Р 70581.
Примечание - На этапе разработки вагона критерии инновационности по ГОСТ Р 70581 подтверждают расчетом.
4 Общие положения
4.1 Для вагонов устанавливают следующие заявленные назначенные межремонтные нормативы периодичности проведения деповского ремонта по фактически выполненному пробегу вагона, выраженному в километрах, и календарной продолжительности, выраженной в годах использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) плановый ремонт (что наступит раньше), тыс. км (лет):
а) первый после постройки;
б) после деповского ремонта в период до первого капитального ремонта;
в) после деповского ремонта в период после первого и последующего капитального ремонта;
г) после капитального ремонта.
4.2 Для вагонов устанавливают следующие назначенные межремонтные нормативы периодичности проведения капитального ремонта по календарной продолжительности, выраженной в годах использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в капитальный ремонт, лет:
а) первый после постройки;
б) после капитального ремонта (устанавливается разработчиком при необходимости).
4.3 Заявленные назначенные межремонтные нормативы устанавливает разработчик на этапе разработки и согласовывает их с владельцем инфраструктуры.
Заявленные назначенные межремонтные нормативы указывают в технических условиях и эксплуатационных документах на вагон.
5 Установление назначенных межремонтных нормативов
5.1 Заявленные назначенные межремонтные нормативы вагона до первого деповского ремонта устанавливают таким образом, чтобы в рассматриваемый межремонтный период вагона применяемые составные части не достигли назначенного межремонтного норматива и/или назначенного срока службы (назначенного ресурса) и/или своего предельного состояния.
5.2 Заявленные назначенные межремонтные нормативы вагона между деповскими ремонтами и от капитального ремонта до деповского ремонта устанавливают с учетом предусмотренного ремонтными документами объема ремонта вагона и его составных частей, а также темпов деградации (износов, старения) элементов составных частей таким образом, чтобы применяемые составные части не достигли назначенного межремонтного норматива и/или назначенного срока службы (назначенного ресурса) и/или своего предельного состояния в межремонтный период. При этом назначенный межремонтный норматив вагона между деповскими ремонтами и от капитального ремонта до деповского ремонта не должен превышать назначенный межремонтный норматив вагона от постройки до первого деповского ремонта.
5.3 Заявленные назначенные межремонтные нормативы до капитального ремонта или между капитальными ремонтами устанавливают исходя из неисправностей (повреждений, деформаций, износов) несущих элементов конструкции кузова вагона (балки, стойки, раскосы, обвязки и др.), устранение которых предусмотрено в условиях и объеме капитального ремонта согласно ремонтной документации.
Описание неисправностей (повреждений, деформаций, износов), устраняемых в капитальном ремонте, устанавливают в ремонтных документах на вагон.
5.4 Назначенный межремонтный норматив вагона от постройки до капитального ремонта, а также между капитальными ремонтами вагона не может быть больше половины назначенного срока службы вагона.
5.5 Рекомендуется, чтобы назначенный межремонтный норматив до первого капитального ремонта был равен сумме назначенного межремонтного норматива вагона от постройки до первого деповского ремонта и назначенного(ых) межремонтного(ых) норматива(ов) вагона между деповскими ремонтами; для последующих капитальных ремонтов - сумме назначенного межремонтного норматива от капитального до деповского ремонта и назначенного(ых) межремонтного(ых) норматива(ов) между деповскими ремонтами.
5.6 Заявленные назначенные межремонтные нормативы вагона подтверждают путем проведения подконтрольной эксплуатации по 5.1 в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 (пункт Д.2) с учетом оценки надежности по ГОСТ 34632.
5.7 Если по итогу проведения подконтрольной эксплуатации заявленные назначенные межремонтные нормативы не подтверждены, то их значения могут быть откорректированы.
Окончательные значения назначенных межремонтных нормативов устанавливает разработчик по результатам подконтрольной эксплуатации и согласовывает их с владельцем инфраструктуры.
УДК 629.463 | ОКС 45.060.20 | |
Ключевые слова: грузовые вагоны, установление назначенных межремонтных нормативов, общие положения |