ГОСТ 10674-82
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫМАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ Общие технические условия Tank cars of 1520 mm gauge main line railways. | ГОСТ |
Дата введения 01.01.83
Настоящий стандартраспространяется на вагоны-цистерны (далее - цистерны) для перевозки жидких и газообразныхпродуктов, расплавленных веществ и сыпучих материалов, физико-химическиесвойства которых позволяют перевозить их в указанных цистернах.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Типы и основныепараметры цистерн по нормативно-технической документации на конкретные типы всоответствии с физико-химическими свойствами перевозимых грузов.
1.2.Габариты цистерн - по ГОСТ 9238.
1.3. Максимальнаярасчетная нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 22780.
(Измененная редакция, Изм.№ 3).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Цистерны должныизготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, потехническим условиям на конкретный тип цистерн, по рабочим чертежам,утвержденным в установленном порядке.
2.2. Конструкция цистерндолжна соответствовать «Нормам для расчета и проектирования новых имодернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)»,утвержденным МПС СССР и Минтяжмаш СССР.
(Измененная редакция, Изм. №3).
2.3.Цистерны должны изготовляться в исполнении У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150. По требованию заказчика допускается изготовлять цистерны в исполненииХЛ, категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
2.4. Цистерны должныпроектироваться с учетом расширения перевозимого продукта при повышениинаружной температуры.
Объем недолива определяетсяв зависимости от вида перевозимого продукта.
2.5. По требованию заказчикадолжны изготовлять цистерны с переходными площадками, концевыми балками,приспособленными для установки буферных комплектов, с соответствующимиизменениями параметров цистерн.
2.6.Котлы цистерн для перевозки сжиженных газов, давление которых при температуредо 50 °С превышает 68,6 кПа (0,7 кгс/см2), и жидких,сыпучих и затвердевающих грузов под давлением свыше 68,6 кПа (0,7 кгс/см2),а также котлы цистерн для перевозки жидкостей, сыпучих и затвердевающих грузов,в которых отсутствует избыточное давление, но опорожняемые газом или воздухомпод давлением свыше 68,6 кПа (0,7 кгс/см2), должны соответствоватьтребованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающихпод давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР.
2.5, 2.6. (Измененнаяредакция, Изм. № 3).
2.7.Котлы цистерн должны быть оборудованы люками-лазами, предохранительными илипредохранительно-впускными клапанами, сливно-наливным или разгрузочнымустройствами, наружной лестницей с помостами, загрузочными люками и другимиустройствами, необходимыми для нормальной и безопасной транспортировки грузов ивыполнения погрузочно-разгрузочных операций.
Конкретные типы цистерн,установленные заказчиком, должны быть оборудованы запорно-блокировочнымиустройствами.
В зависимости от назначенияцистерн котлы могут быть оборудованы теплообменным устройством, теневойзащитой, теплоизоляционным покрытием.
Котлы цистерн с нижним сливомдолжны быть оборудованы универсальным сливным прибором. Допускается применениедругих сливно-наливных устройств по техническим условиям на цистерны конкретныхтипов.
2.8. Конструкция котловцистерн должна обеспечивать полный слив или выгрузку продуктов. Величина уклонак сливным приборам - по техническим условиям на цистерны конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. №3).
2.9.Тележки цистерн должны изготовляться по ГОСТ 9246, колесные пары - по ГОСТ4835.
2.10.Цистерны должны быть оборудованы автоматическим тормозом, автосцепнымустройством, автоматическим регулятором рычажной передачи, регулятором грузовыхрежимов торможения и стояночным тормозом.
Конструкция тормознойрычажной передачи должна допускать установку чугунных и композиционных колодок.
По согласованию изготовителяс заказчиком цистерны должны быть изготовлены без авторежима.
2.11.Установочные размеры автосцепного устройства - по ГОСТ 3475, литые деталиавтосцепки - по ГОСТ 22703.
2.12.Тормозная воздушная магистраль должна изготовляться из бесшовныххолоднодеформированных труб по ГОСТ 8733 и ГОСТ 8734.
Допускается применять посогласованию с МПС СССР усиленные трубы по ГОСТ 3262.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
2.13.Соединительные рукава - по ГОСТ 2593.
2.14. Монтаж и наладкаэлектрооборудования цистерн с электрообогревом должны производиться всоответствии с «Правилами устройства электроустановок», утвержденнымиГосэнергонадзором и конструкторской документацией, утвержденной в установленномпорядке.
2.15. На рамах цистерндолжно быть предусмотрено специальное устройство для перемещения вагонабезрельсовым транспортом.
2.16.Основные элементы котлов, несущие элементы рамы, детали и сборочные единицыцистерн должны изготовляться из сталей: низколегированной по ГОСТ 19281, низколегированной и углеродистой по ГОСТ 5520.
Допускается по согласованиюс заказчиком применение углеродистых сталей по ГОСТ 380, ГОСТ1050, ГОСТ6713.
(Измененная редакция, Изм. №3).
2.17.Котлы, детали арматуры, предохранительных, сливно-наливных или разгрузочныхустройств специальных цистерн, используемых для перевозки продуктов, требующихособой чистоты, и продуктов, вызывающих активную коррозию, внутреннихповерхностей котлов, должны быть изготовлены из коррозионно-стойких сталей по ГОСТ 5632, ГОСТ 7350 или двухслойных сталей по ГОСТ 10885, а также из алюминиевых сплавов.
2.18.Котлы вагонов-цистерн для нефтепродуктов должны иметь внутреннее защитноепокрытие по ГОСТ 1510 или по согласованию с заказчиком должны быть изготовлены изкоррозионно-стойких сталей, двухслойных сталей или алюминиевых сплавов.
(Измененная редакция, Изм. №3).
2.19.Поковки и штамповки - по ГОСТ 8479 и ГОСТ 7505, чугунные и стальные отливки - по ГОСТ 26358 и ГОСТ 977.
Группы поковок - по видамиспытаний, категории поковок и группы литых деталей в зависимости от ихназначения устанавливаются рабочими чертежами, утвержденными в установленномпорядке.
2.20.Детали из древесины и древесных материалов - по ГОСТ 3191.
2.21.Крепежные детали цистерн - по ГОСТ 1759.1 - ГОСТ 1759.3. Классы прочности игруппы, а также марки сталей крепежных деталей - по рабочим чертежам,утвержденным в установленном порядке.
2.22. Подготовка узлов идеталей к сварке, производство сварочных работ, марки применяемых электродов,проволоки, флюсов, качество сварных швов и соединений - понормативно-технической документации на них.
2.23.Цистерны, кроме внутренних поверхностей котлов и мест, специальнопредусмотренных на чертежах, должны быть окрашены.
Лакокрасочные покрытиядолжны соответствовать VII классу по ГОСТ9.032, группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104.
2.24.Резьба болтов, кроме болтовых соединений внутри котлов цистерн для перевозкихимических и пищевых продуктов, трущиеся поверхности рычагов, тяг, осей должныбыть смазаны осевым маслом по ГОСТ 610 или синтетическим солидолом по ГОСТ4366.
2.25.При постановке рамы на тележки рабочие поверхности подпятниковых мест должныбыть сказаны синтетическим солидолом по ГОСТ 4366.
2.26. Назначенный срокслужбы до списания цистерн для светлых нефтепродуктов - 32 года, цистерн длясжиженных газов: хлора - 20 лет, аммиака, углеводородных газов и легкогоуглеводородного сырья - 40 лет. Срок службы до первого капитального ремонта цистерндля светлых нефтепродуктов - 16 лет, цистерн для сжиженных газов: хлора - 10лет, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородного сырья - 15 лет.Назначенный срок службы до первого деповского ремонта цистерн для светлыхнефтепродуктов - 2 года, цистерн для сжиженных газов (хлора, аммиака,углеводородных газов и легкого углеводородного сырья) - 2 года.
Сроки службы остальныхцистерн - по техническим условиям на цистерны конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. №1, 3).
2.27. Установленная безотказнаянаработка цистерн для светлых нефтепродуктов - 2 года, цистерн для сжиженныхгазов: хлора - 1 год, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородногосырья - 2 года.
(Измененная редакция, Изм. №3).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Конструкция цистерндолжна соответствовать «Типовым требованиям по технике безопасности ипроизводственной санитарии для проектирования и постройки грузовых ипассажирских вагонов железнодорожного транспорта», утвержденным МПС.
3.2. В верхней части котлацистерны должен быть лазовый люк диаметром не менее 450 мм и помост сограждением.
3.3.Цистерны должны быть оборудованы наружными лестницами с поручнями и подножками.
На концевой части цистерны взоне шкворневой балки со стороны расцепного рычага должны быть размещеныподножки с поручнями для составителей поездов.
При расположении лестниц наконсольных частях цистерн допускается по согласованию с заказчиком и ЦКпрофсоюза работников железнодорожного транспорта совмещение подножки длясоставителя с лестницей.
(Измененная редакция, Изм. №3).
3.4. Помосты и ступенькинаружных лестниц должны быть изготовлены из рифленой стали илипросечно-вытяжного листа.
Помосты из рифленой сталидолжны иметь вырезы для стока попадающей на них жидкости.
3.5. Конструкция цистерндолжна исключать попадание продукта на тормозное оборудование.
3.6.Рабочие органы предохранительных и предохранительно-впускных клапанов должныбыть закрыты защитным колпаком.
3.7.Цистерны, предназначенные для перевозки продуктов, при наливе которых открытойструей в их массе может накапливаться статическое электричество, должнызаполняться по трубам или рукавам, опущенным на дно цистерны.
Подвижные деталиоборудования котлов цистерн, при наливе которых в продукте может накапливаться статическоеэлектричество, должны быть изготовлены из материалов или иметь покрытия,исключающие искрообразование при соударениях.
Указанные цистерны, а такжецистерны с электрообогревом должны иметь приспособление для подсоединениязаземления, над которым следует нанести знак заземления по ГОСТ 21130.
(Измененная редакция, Изм. №3).
3.8.Цистерны должны быть оборудованы поручнями для сцепщика, приспособлениями длякрепления концевых сигнальных устройств.
3.9. Цистерны должны иметьустройства, предохраняющие от падения на путь шарнирно закрепленных сборочныхединиц и деталей.
3.10.Конструкция цистерн и расположение оборудования должны обеспечиватьбезопасность обслуживающего персонала, удобный доступ к оборудованию приобслуживании, осмотре, ремонте, монтаже и демонтаже.
3.11. Требования пожаро- ивзрывобезопасности, а также требования к надписям и знакам безопасности должныустанавливаться в технических условиях на конкретный тип цистерн.
4. КОМПЛЕКТНОСТЬ
4.1. В комплект цистернывходят индивидуальные ЗИПы по техническим условиям на конкретный тип цистерн.
4.2. К комплектуприкладывается эксплуатационная документация:
технический паспортгрузового вагона по форме, утвержденной МПС;
техническое описание иинструкция по эксплуатации цистерны в количестве, согласованном с заказчиком.
По требованию заказчика ккомплекту должна прикладываться ремонтная документация в объеме, согласованноммежду изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. №3).
4.3. Кроме того, к каждойцистерне, изготовляемой в соответствии с п. 2.6, должны прикладываться:
паспорт сосуда, работающегопод давлением, с приложением к нему чертежей общего вида цистерны, котла ирасчета его на прочность;
паспорт, техническоеописание и инструкция по эксплуатации на предохранительный клапан.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Для проверкисоответствия цистерн требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовительдолжно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
5.2. Приемо-сдаточным испытаниямдолжна подвергаться каждая цистерна на соответствие всем требованиям настоящегостандарта, техническим условиям на конкретный тип цистерн и рабочим чертежам,утвержденным в установленном порядке.
5.3.Периодические испытания цистерн должны проводиться в соответствии с ГОСТ 15.001.
5.4. Типовые испытаниядолжны проводиться после внесения изменений в конструкцию или технологиюизготовления для оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений попрограмме и методике, утвержденной в установленном порядке.
6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1.Проверка габаритности (п. 1.2) - по ГОСТ 9238.
6.2. Соответствиетребованиям пп. 2.7;2.10;2.24;2.25;3.3-3.6; 3.8-3.10следует проверять внешним осмотром на готовых цистернах: сборку и установкукотла, рамы, тележек, лестниц, помостов, предохранительных устройств, автосцепногои тормозного оборудования, цвет и качество окраски, нанесение надписей.
6.3.Контроль качества сварных соединений должен проводиться по ГОСТ 3242, а также по ГОСТ 7512 или ГОСТ 14782.
Механические испытаниясварных швов котлов (п. 2.6) - по ГОСТ 6996.
7. МАРКИРОВКА
7.1. На каждой цистерне должнабыть нанесена маркировка в местах, указанных на рабочих чертежах.
7.2. На одной из боковыхбалок рамы цистерны должна быть прикреплена табличка с указанием:
товарного знакапредприятия-изготовителя;
порядкового номера цистерныпо системе нумерации предприятия-изготовителя;
года изготовления.
7.3. Цистерны, на которыераспространяются правила Госгортехнадзора СССР, должны иметь маркировку инадписи в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатациисосудов, работающих под давлением», утвержденными Госгортехнадзором СССР.
8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
8.1. Цистерны должныэксплуатироваться в соответствии с утвержденными МПС правилами техническойэксплуатации железных дорог Союза ССР и инструкцией по содержанию и ремонтуподвижного состава, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации наконкретный тип цистерн.
8.2. Цистерны должныиспользоваться по назначению.
9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
9.1. Изготовительгарантирует соответствие цистерн требованиям настоящего стандарта присоблюдении условий эксплуатации.
9.2. Гарантийные срокиустанавливаются в технических условиях на конкретные типы цистерн.
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортногомашиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А. А. Радзиховский, канд. техн. наук; Г. Ф.Рева; В. А. Михеев; П. С. Нефедов; B. C.Лагута, канд.техн. наук (руководитель темы); В. М. Бубнов, канд. техн. наук; А. Л.Кузьмич; Л. Ф. Коляда; А. Р. Красновская; В. А. Донченко; Т. К. Смольская; Л.А. Головко; О. В. Литвинов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственногокомитета СССР по стандартам от 17.03.82 № 1098
3. ВЗАМЕН ГОСТ 10674-75
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта | |
2.23 | ||
2.23 | ||
5.3 | ||
2.16 | ||
2.24 | ||
2.19 | ||
2.16 | ||
2.18 | ||
2.21 | ||
2.21 | ||
2.21 | ||
2.13 | ||
2.20 | ||
6.3 | ||
2.12 | ||
2.11 | ||
2.24, 2.25 | ||
2.9 | ||
2.16 | ||
2.17 | ||
2.16 | ||
6.3 | ||
2.17 | ||
2.19 | ||
6.3 | ||
2.19 | ||
2.12 | ||
2.12 | ||
1.2, 6.1 | ||
2.9 | ||
2.17 | ||
6.3 | ||
2.3 | ||
2.16 | ||
3.7 | ||
2.11 | ||
1.3 | ||
2.19 | ||
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 3-93Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС5-6-93)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденнымив сентябре 1985 г., январе 1987 г., июне 1988 г. (ИУС 12-85, 4-87, 9-88)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и размеры.. 1 2. Технические требования. 1 3. Требования безопасности. 3 4. Комплектность. 4 5. Правила приемки. 5 6. Методы испытаний. 5 7. Маркировка. 5 8. Указания по эксплуатации. 5 9. Гарантии изготовителя. 6 |