ГОСТ Р 70509-2022 Оценка соответствия. Передача аккредитованной сертификации систем менеджмента

Обложка ГОСТ Р 70509-2022 Оценка соответствия. Передача аккредитованной сертификации систем менеджмента
Обозначение
ГОСТ Р 70509-2022
Наименование
Оценка соответствия. Передача аккредитованной сертификации систем менеджмента
Статус
Действует
Дата введения
2023.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
03.120.20

        ГОСТ Р 70509-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Оценка соответствия


ПЕРЕДАЧА АККРЕДИТОВАННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА


Conformity assessment. Transfer of accredited certification of management systems

ОКС 03.120.20

Дата введения 2023-01-01


Предисловие


1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 документа, который выполнен Федеральным автономным учреждением "Национальный институт аккредитации" (ФАУ НИА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2022 г. N 1421-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 2:2017* "Обязательный документ IAF по передаче сертификации систем менеджмента между аккредитованными органами по сертификации" (IAF MD 2:2017 "IAF Mandatory Document for the Transfer of accredited certification of management systems", IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


Введение

Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, Inc. [IAF]) способствует торговле и оказывает поддержку регулирующим органам за счет международной системы взаимного признания среди органов по аккредитации (ОА), практикуемой для обеспечения всемирного признания результатов, выданных органами по оценке соответствия (ООС), которые имеют аккредитацию членов IAF.

Аккредитация снижает уровень риска для бизнеса и его клиентов, гарантируя им, что аккредитованные органы по оценке соответствия (ООС) компетентны в выполняемой ими деятельности в рамках своей области аккредитации. Органы по аккредитации (ОА), которые являются членами IAF, и аккредитованные ими органы по оценке соответствия (ООС) должны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и применимых обязательных документов IAF для последовательного применения этих стандартов.

Органы по аккредитации, являющиеся членами Многостороннего соглашения о признании IAF (MLA), регулярно проходят равноправную оценку назначенной группой экспертов, чтобы гарантировать уверенность в функционировании их программ аккредитации. Структура и область IAF MLA подробно описаны в документе IAF PR 4 "Структура IAF MLA и перечень одобренных нормативных документов".

IAF MLA структурировано по 5 уровням. Уровень 1 устанавливает обязательные критерии, применимые ко всем ОА, ИСО/МЭК 17011. Сочетание видов деятельности уровня 2 и соответствующих нормативных документов уровня 3 является основной областью MLA, а сочетание соответствующих нормативных документов уровня 4 (если применимо) и уровня 5 представляет собой подобласть MLA.

Основная область MLA включает в себя такие виды деятельности, как сертификация продукции, и соответствующие обязательные документы, например ИСО/МЭК 17065. Аттестации, проведенные ООС на уровне основной области, считаются одинаково надежными.

Подобласть MLA включает в себя требования к оценке соответствия, например, ИСО 9001 и специальные требования схемы, где применимо, например, ISO TS 22003. Аттестации, проведенные ООС на уровне подобласти, считаются эквивалентными.

IAF MLA предоставляет уверенность, необходимую для признания результатов оценки соответствия на рынке. Аттестация, выданная в рамках области IAF MLA органом, аккредитованным органами по аккредитации, являющимися участниками IAF MLA, может иметь мировое признание, что таким образом способствует развитию международной торговли.

В настоящем стандарте приводятся нормативные критерии по передаче аккредитованной сертификации систем менеджмента между органами по сертификации. Критерии также могут применяться в случае приобретения органов по сертификации, аккредитованных Международным форумом по аккредитации (IAF) или региональным участником Многостороннего соглашения о взаимном признании (MLA).

Цель настоящего стандарта - обеспечить целостность аккредитованной сертификации системы менеджмента, выданной одним органом по сертификации, если впоследствии она будет передана другому такому органу.

В настоящем стандарте предусмотрены минимальные критерии в отношении передачи аккредитованной сертификации. Органы по сертификации могут внедрять процедуры или применять меры, которые являются более строгими, чем те, которые содержатся в настоящем стандарте, при условии, что свобода организации-заказчика при выборе органа по сертификации не является необоснованной или несправедливо ограниченной.

В настоящем стандарте используются следующие термины к обязательным документам IAF:

"следует" - использован, чтобы указать признанные методы выполнения требований стандарта. ООС может удовлетворять этим требованиям равноценным способом при условии, что это может быть продемонстрировано органу по аккредитации;

"должен" - использован в стандарте, чтобы указать те положения, которые, отражая требования стандарта, являются обязательными.


1 Определение

1.1 Передача сертификации

Передача сертификации определяется как признание существующей и действующей сертификации системы менеджмента, выданной одним аккредитованным органом по сертификации (далее - передающий орган по сертификации) другому аккредитованному органу по сертификации (далее - принимающий орган по сертификации) с целью предоставления собственной сертификации.

Множественная сертификация (одновременная сертификация более чем одним органом по сертификации) не подпадает под приведенное выше определение и не поощряется IAF.


2 Минимальные требования

2.1 Право на передачу сертификации

2.1.1 Только сертификация, на которую распространяется аккредитация IAF или регионального участника MLA на уровне 3, а также, в отдельных случаях, на уровнях 4 и 5, должна допускаться к передаче. Организации, на чью сертификацию не распространяется такая аккредитация, считаются новыми заказчиками.

2.1.2 Передаваться должна лишь действующая сертификация, предоставленная аккредитованными органами по сертификации. Сертификация, которая была признана приостановленной, не принимается к передаче.

2.1.3 В случаях, когда сертификация была предоставлена органом по сертификации, который прекратил свою деятельность или чья аккредитация истекла, была приостановлена или отозвана, передача должна быть завершена в течение 6 месяцев или по истечении срока сертификации, в зависимости от того, что наступит раньше. В таких случаях принимающий орган по сертификации должен проинформировать орган по аккредитации, под чьей аккредитацией он намерен принять сертификацию, до проведения передачи.

2.2 Анализ перед осуществлением передачи

2.2.1 У принимающего органа по сертификации должен существовать порядок получения достаточной информации для принятия решения о сертификации, о котором следует сообщить заказчику, проходящему процедуру передачи. Эта информация должна, как минимум, включать распоряжения в отношении сертификационного цикла.

2.2.2 Принимающий орган по сертификации должен провести анализ сертификации заказчика, проходящего процедуру передачи.

Этот анализ должен проводиться путем анализа документации и в случаях, когда такая необходимость определяется в ходе анализа, например, при наличии неустраненных значительных несоответствий, должен включать предварительный визит к заказчику, проходящему процедуру передачи, для подтверждения действительности сертификации.

Примечание - Визит перед передачей не является аудитом.

2.2.3 Принимающий орган по сертификации должен определить критерии компетентности персонала, участвующего в анализе перед осуществлением передачи. Анализ может проводиться одним или несколькими лицами. Лицо или группа лиц, осуществляющие визит перед передачей, должны обладать той же компетентностью, которая требуется от группы аудиторов для соответствующей области сертификации, которая анализируется.

2.2.4 Анализ и его результаты должны быть полностью документированы и охватывать как минимум следующие аспекты:

1) подтверждение того, что область аккредитации передающего и принимающего органа по сертификации охватывает сертификацию заказчика;

2) подтверждение того, что область аккредитации передающего органа по сертификации входит в область MLA его органа по аккредитации;

3) причины заинтересованности в осуществлении передачи;

4) наличие действующей аккредитованной сертификации площадки или площадок осуществления деятельности организации, согласовавшей передачу сертификации;

5) отчеты по первоначальному сертификационному или последнему ресертификационному аудиту, а также отчет по последнему надзору; статус всех значительных несоответствий, которые могут возникнуть в результате их анализа и анализа любой другой имеющейся документации в отношении процесса сертификации. Если данные отчеты по аудитам не предоставлены или если надзорный аудит или ресертификационный аудит не был проведен согласно программе аудитов передающего органа по сертификации, организация должна рассматриваться как новый заказчик;

6) полученные жалобы и принятые меры;

7) меры по разработке плана аудита и программы аудита. Следует провести анализ программы аудитов, разработанной передающим органом по сертификации, если таковая имеется (см. п.2.3.4) и

8) любое текущее взаимодействие передаваемого заказчика с регулирующими органами по области сертификации в отношении выполнения законодательных требований.

2.3 Передача сертификации

2.3.1 В соответствии с 9.5.2 ИСО/МЭК 17021-1:2015 принимающий орган по сертификации не должен предоставлять сертификацию заказчику, проходящему процедуру передачи, до тех пор, пока

- он не проверил выполнение коррекций и корректирующих действий в отношении всех неустраненных значительных несоответствий; а также

- не принял планы заказчика, проходящего процедуру передачи, по коррекции и корректирующим действиям в отношении всех неустраненных незначительных несоответствий.

2.3.2 В тех случаях, когда в ходе анализа перед осуществлением передачи (анализ документации и/или визит перед осуществлением передачи) возникают вопросы, препятствующие завершению передачи, принимающий орган по сертификации должен рассматривать заказчика, проходящего процедуру передачи, как нового заказчика.

Обоснование этого действия должно быть объяснено заказчику, проходящему процедуру передачи, и документировано органом, принимающим сертификацию, а записи должны быть сохранены.

2.3.3 Должен соблюдаться обычный процесс принятия решения касательно сертификации в соответствии с 9.5 ИСО/МЭК 17021-1:2015, в том числе то, что персонал, принимающий решение о сертификации, должен отличаться от персонала, проводящего анализ перед осуществлением передачи.

2.3.4 Если по результатам посещения перед передачей никаких проблем не выявлено, сертификационный цикл должен быть основан на предыдущем сертификационном цикле, и принимающий орган по сертификации должен разработать программу аудитов для оставшейся части сертификационного цикла.

Примечание - Принимающий орган по сертификации может указать дату первоначальной сертификации организации в сертификационной документации с указанием того, что эта организация была сертифицирована другим органом по сертификации до определенной даты.

Если принимающий орган по сертификации был вынужден рассматривать заказчика как нового по результатам посещения перед передачей, сертификационный цикл должен начинаться с даты принятия решения по сертификации.

2.3.5 Принимающий орган по сертификации должен принять решение по сертификации до начала любых надзорных или ресертификационных аудитов.

2.4 Взаимодействие между передающим и принимающим органами

2.4.1 Сотрудничество между передающими органами по сертификации и принимающими органами по сертификации, имеет огромное значение для эффективности процедур передачи и целостности сертификации. Передающий орган по сертификации должен по запросу предоставить принимающему органу по сертификации все документы и информацию, требуемые настоящим стандартом. В тех случаях, когда не удалось связаться с передающим органом по сертификации, принимающий орган по сертификации должен зафиксировать причины и приложить все усилия для получения необходимой информации из других источников.

2.4.2 Проходящий процедуру передачи заказчик должен дать свое разрешение на предоставление передающим органом по сертификации информации, запрашиваемой принимающим органом по сертификации. Передающий орган по сертификации не должен приостанавливать или отзывать сертификацию организации после получения уведомления о том, что организация переходит к принимающему органу по сертификации в рамках процедуры передачи, если заказчик продолжает удовлетворять требованиям сертификации.

2.4.3 Принимающему органу по сертификации и (или) заказчику, проходящему процедуру передачи, необходимо связаться с органом по аккредитации, который аккредитует передающий орган по сертификации в случае, если передающий орган по сертификации:

- не предоставил запрошенную информацию принимающему органу по сертификации или

- приостанавливает или отзывает сертификацию заказчика, проходящего процедуру передачи, без какой-либо причины.

2.4.4 Орган по аккредитации должен иметь процесс разрешения ситуаций, включая приостановку или отзыв аккредитации, если передающий орган по сертификации не сотрудничает с принимающим органом по сертификации или беспричинно приостанавливает или отзывает сертификацию передаваемого заказчика.

2.4.5 После того как принимающий орган по сертификации предоставит сертификацию, он должен сообщить об этом передающему органу по сертификации.


УДК 658.562:006.354

ОКС 03.120.20


Ключевые слова: сертификация, система менеджмента, органы по сертификации, сертификаты на системы менеджмента, аккредитованные органы по сертификации