ГОСТ Р 57520-2017 Оценка соответствия. Правила и процедуры проведения добровольной сертификации услуг торговли

Обложка ГОСТ Р 57520-2017 Оценка соответствия. Правила и процедуры проведения добровольной сертификации услуг торговли
Обозначение
ГОСТ Р 57520-2017
Наименование
Оценка соответствия. Правила и процедуры проведения добровольной сертификации услуг торговли
Статус
Действует
Дата введения
2018.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
03.120.20


ГОСТ Р 57520-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Оценка соответствия

ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ТОРГОВЛИ


Conformity assessment. Rules and procedures for the voluntary certification of trade services

ОКС 03.120.20

Дата введения 2018-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") совместно с Некоммерческим партнерством "Ассоциация по техническому регулированию" (НП "Ассоциация по техническому регулированию")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2017 г. N 644-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения добровольной сертификации услуг торговли в системах добровольной сертификации, созданных в соответствии с Федеральным законом [1] и зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с [2].

Положения настоящего стандарта рекомендуется использовать органам по сертификации при проведении работ по сертификации услуг торговли.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 51303 Торговля. Термины и определения

ГОСТ Р 51304 Услуги торговли. Общие требования

ГОСТ Р 51773 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли

ГОСТ Р 55812 Услуги торговли. Номенклатура показателей качества услуг торговли

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065 Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], [3], ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 51303, ГОСТ Р 51304, ГОСТ Р 51773.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт разработан в целях установления правил и процедур проведения добровольной сертификации услуг торговли, а также обеспечения объективности и достоверности результатов сертификации.

4.2 При проведении работ по добровольной сертификации услуг торговли органами по сертификации должны соблюдаться следующие основные принципы:

- компетентность;

- независимость;

- добровольность;

- беспристрастность;

- открытость и доступность правил сертификации;

- бездискриминационный доступ к процессу сертификации;

- объективность;

- конфиденциальность и защита интересов заявителя.

4.3 При проведении работ по добровольной сертификации услуг торговли используют формы документов, установленные в системе добровольной сертификации.

4.4 Оплата работ по добровольной сертификации услуг торговли, а также инспекционному контролю за сертифицированными услугами осуществляется заявителем на основе договоров.

4.5 Орган по сертификации несет ответственность за обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе проведения работ по сертификации услуг торговли, включая конфиденциальность персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации [4].

5 Проведение сертификации услуг торговли

5.1 Сертификация услуг торговли проводится на добровольной основе по инициативе заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги торговли, на соответствие требованиям нормативных, технических и других документов, содержащих требования к их качеству и безопасности, методы их оценки, проверки и контроля, а также требованиям, установленным в системе добровольной сертификации.

Выбор услуг и показателей (характеристик) согласно ГОСТ Р 55812 на добровольную сертификацию осуществляет заявитель, например:

- услуг оптовой торговли;

- услуг розничной торговли;

- услуг розничных рынков.

5.2 Сертификацию услуг торговли проводят органы по сертификации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065, по схемам сертификации согласно [5], представленным в таблице 1.

Таблица 1 - Схемы, применяемые при сертификации услуг торговли

Номер схемы

Оценка оказания услуг

Проверка результатов услуг

Инспекционный контроль сертифицированных услуг

1

Оценка мастерства исполнителя услуг

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль мастерства исполнителя услуг

2

Оценка процесса оказания услуг

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль процесса оказания услуг

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (контроль) результатов услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг торговли, в том числе проверяют результаты услуг, и контролируют его при инспекционном контроле.

По схеме 1 оценивают:

- наличие и уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения;

- знание персоналом нормативных и технических документов на оказываемые услуги торговли.

Схему 1 применяют, когда заявителем является индивидуальный предприниматель, который сам занимается оказанием услуг, например продавец мелкорозничной сети или розничного рынка, продавец развозной или разносной торговли.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг торговли, проверяют результаты услуг и контролируют процесс оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от специфики процесса оказания услуг проверяют:

- наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг торговли;

- инфраструктуру объекта сертификации (например, прилегающую территорию, состав и содержание торговых и вспомогательных помещений, транспорт и т.п.);

- наличие и содержание торгового и вспомогательного оборудования;

- организацию входного контроля;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

- безопасность и стабильность процессов оказания услуг, в том числе соблюдение принципов товарного соседства при хранении и реализации, соблюдение правил предпродажной подготовки товаров;

- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг.

Схему 2 применяют для сертификации услуг по реализации пищевых продуктов на предприятиях торговли с торговой площадью до 1000 кв. м включительно и по реализации непродовольственных товаров в предприятиях торговли с торговой площадью до 2500 кв. м включительно.

По схеме 4 оценивают в целом организацию (предприятие) - исполнителя услуг торговли на соответствие требованиям нормативных и технических документов.

По схеме 4 проверяют:

- наличие и функционирование системы обеспечения качества предоставляемых услуг торговли;

- организационное, правовое, программное, методическое, информационное и другое обеспечение;

- состояние материально-технической базы заявителя, в том числе оснащение помещениями, оборудованием, прилегающую территорию и др.;

- условия функционирования торгового объекта;

- содержание внутренней документации;

- стабильность функционирования систем технического обеспечения и обслуживания, в том числе состояние материально-технического обеспечения;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

- наличие и соблюдение требований нормативных и технических документов на процессы оказания услуг;

- безопасность и стабильность процессов оказания услуг, в том числе соблюдение принципов товарного соседства при хранении и реализации, соблюдение правил предпродажной подготовки товаров;

- профессиональную подготовку и компетентность исполнителей услуг.

Схему 4 применяют для сертификации услуг по реализации товаров на непродовольственных предприятиях торговли с торговой площадью более 2500 кв. м, в универмагах с торговой площадью более 3500 кв. м и гипермаркетах, а также в универсамах с торговой площадью более 1000 кв. м.

При проведении сертификации по схеме 4 могут быть подтверждены формат или тип предприятия, оказывающего услуги торговли, если это предусмотрено соответствующими нормативными и техническими документами, а также документами системы добровольной сертификации.

5.3 Добровольная сертификация услуг торговли включает:

- подачу заявителем заявки на сертификацию;

- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем, и принятие решения по заявке;

- разработку программы и формирование комиссии для подтверждения соответствия услуг;

- подтверждение соответствия услуг установленным требованиям, включая выборочную проверку результата услуг;

- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации;

- проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

5.4 При проведении работ по добровольной сертификации услуг торговли могут быть использованы имеющиеся у заявителя документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:

- результаты экспертных оценок;

- результаты социологических оценок;

- сертификаты соответствия других систем добровольной сертификации;

- акты проверок, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению (оценке) соответствия (оценок, проверок, контроля).

Объем и содержание документов, необходимых для проведения работ по добровольной сертификации услуг торговли, определяет эксперт по сертификации в каждом конкретном случае в зависимости от требований, установленных в системе добровольной сертификации.

5.5 Заявку на сертификацию услуг торговли в орган по сертификации направляет заявитель по форме, установленной в системе добровольной сертификации и отражающей следующую информацию:

- общую информацию о заявителе;

- заявление о том, что заявитель обязуется соблюдать требования к сертификации и предоставлять любую информацию, необходимую для оценки;

- дополнительную информацию, необходимую для объективной оценки заявителя на соответствие установленным требованиям.

Вместе с заявкой на сертификацию в зависимости от требований системы добровольной сертификации и схемы сертификации заявитель представляет в орган по сертификации следующие документы:

- копии документов в соответствии с примерным перечнем, приведенным в приложении А;

- анкету-вопросник.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации в представленных документах.

5.6 Орган по сертификации должен обеспечить заявителю до подачи им заявки на сертификацию возможность ознакомиться с описанием процесса сертификации услуг торговли в соответствии со схемой сертификации, с правами и обязанностями заявителя, описанием процесса оценки соответствия заявителя и примерной стоимостью работ по сертификации.

5.7 Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает прилагаемый к заявке комплект документов с целью определения возможности проведения работ по сертификации.

При необходимости орган по сертификации запрашивает у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность и качество оказания услуг торговли.

5.8 Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо отказе в проведении) работ по добровольной сертификации услуг торговли составляет не более 15 календарных дней после ее получения и регистрации.

5.9 По результатам рассмотрения заявки и представленных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора.

Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации. Причиной отказа в проведении работ по добровольной сертификации является, например, отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов или договоров аренды на помещения, наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации и др.

5.10 После получения от заявителя подписанного договора и соблюдения условий его оплаты орган по сертификации приступает к работам по добровольной сертификации услуг торговли.

5.11 Подтверждение соответствия на месте оказания услуг торговли проводится комиссией, председателем которой является эксперт по сертификации услуг торговли. Состав комиссии определяет орган по сертификации.

Результаты оформляются актом оценки оказания услуг. Проверка результата услуг торговли является неотъемлемой частью акта оценки оказания услуг в виде отдельного раздела или протоколов выборочной проверки результата услуг.

Проверка результата услуг торговли осуществляется на примере отдельных торговых операций, выполняемых в организации, или на примере отдельных видов реализуемых товаров.

5.12 На основании акта оценки оказания услуг и других документов, определенных в документах системы добровольной сертификации, орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах оценки соответствия орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации.

При отрицательных результатах оценки соответствия орган по сертификации направляет заявителю аргументированное решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата подтверждения соответствия, а также отказ от оплаты работ по сертификации.

5.13 Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, приложение к сертификату соответствия (при необходимости) и разрешение на применение знака соответствия, осуществляет их регистрацию в реестре системы добровольной сертификации и выдачу заявителю.

Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов подтверждения соответствия, стабильности оказания услуг торговли, сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года. Минимальный срок действия сертификата соответствия может устанавливаться правилами системы добровольной сертификации.

Заявитель, получивший сертификат соответствия, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры и т.п. знаком соответствия системы добровольной сертификации, а также использовать знак соответствия в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках, на стендах и на сайтах.

5.14 При изменении организационно-правовой формы держателя сертификата соответствия, изменении места его нахождения (адреса юридического лица), а также при изменении иных реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя - держателя сертификата соответствия может быть оформлен новый сертификат соответствия на заявленные услуги на срок действия ранее выданного сертификата соответствия.

6 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами торговли

6.1 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами торговли проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в течение всего срока действия сертификата соответствия, не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок.

6.2 Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг торговли, перечня оказанных услуг, наличия системы качества, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, наличия или отсутствия претензий потребителей услуг торговли и органов государственного контроля и надзора.

6.3 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами торговли в общем случае содержит следующие виды работ:

- сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных услуг;

- разработку программы инспекционной проверки;

- формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;

- проведение инспекционной проверки;

- оформление результатов проверки и принятие решения.

6.4 Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг торговли от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей.

Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организаций и предприятий, предоставляющих услуги торговли, при изменении технологической схемы оказания услуг. Об этих случаях держатель сертификата соответствия должен незамедлительно извещать орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.

6.5 Результаты инспекционного контроля оформляют актом инспекционной проверки, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания услуг торговли и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Копия акта направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционной проверки орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия, либо о приостановлении или отмене его действия.

6.6 Орган по сертификации может приостановить или отменить действие выданного им сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации по результатам инспекционного контроля в случаях:

- несоблюдения держателем сертификата соответствия требованиям нормативных и технических документов, подтвержденным при сертификации услуг торговли;

- изменения процесса оказания услуг, условий деятельности и функционирования, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие оказания услуг торговли требованиям, подтвержденным при сертификации.

6.7 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие оказания услуг торговли требованиям нормативных документов.

6.8 Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации принимается в следующих случаях:

- если недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;

- если корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок;

- в случае отказа от оплаты работ по проведению инспекционного контроля.

6.9 Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия системы добровольной сертификации доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата соответствия и всех заинтересованных организаций не позднее семи дней с момента принятия решения, а также вносится в реестр системы добровольной сертификации.

7 Сертификация услуг торговли на новый срок

7.1 До истечения срока действия сертификата соответствия заявитель вправе направить в орган по сертификации заявку на прохождение процедуры сертификации с целью получения сертификата соответствия на новый срок по форме, установленной в системе добровольной сертификации.

К заявке прилагаются документы в соответствии с 5.5.

7.2 Орган по сертификации рассматривает и анализирует полученные материалы и с учетом положительных результатов инспекционного контроля принимает решение о возможности и процедурах проведения сертификации услуг торговли на новый срок.

7.3 Процедура сертификации услуг торговли на новый срок проводится в соответствии с разделом 5.

Приложение А
(рекомендуемое)

Примерный перечень документов для сертификации услуг торговли, предоставляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями

1. Копии правоустанавливающих документов заявителя (свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговый орган, информационное письмо об учете в ЕГРПО и др.).

2. Копии уставных документов юридического лица.

3. Копия договора аренды помещений торгового объекта или другого документа, подтверждающего право пользования помещениями, например свидетельства на право собственности от арендодателя.

4. Копия уведомления о начале предпринимательской деятельности, поданного в органы Роспотребнадзора (для новых торговых организаций).

5. Копия заключения органов Госпожнадзора или актов проверки за текущий период (при наличии для функционирующих торговых организаций).

6. Копии актов проверок Роспотребнадзора за текущий период (при наличии для функционирующих торговых организаций).

7. Копия лицензии на реализацию алкогольной продукции на месте потребления (при осуществлении этой деятельности).

8. Ассортиментный перечень реализуемых товаров, утвержденный руководством организации.

9. Перечень оказываемых услуг торговли, в том числе дополнительных.

10. Программа производственного контроля, утвержденная администрацией (для организаций розничной продовольственной торговли).

11. Копии хозяйственных договоров на функционирование инженерных систем, на обеспечение противопожарной защиты и оповещения; на дезинфекционные и дератизационные работы, вывоз и утилизацию мусора и пищевых отходов, на ремонт и техническое обслуживание технологического и холодильного оборудования, на стирку санитарной и спецодежды.

12. Договор на обслуживание контрольно-кассовых машин, карточки регистрации ККМ.

13. Копии свидетельств о поверке средств измерений - весов торговых.

14. Штатное расписание, список сотрудников с указанием должности, образования и стажа работы, копии должностных инструкций сотрудников.

15. Медицинские книжки сотрудников (для организаций розничной продовольственной торговли).

16. Организация работы по технике безопасности и охране труда с персоналом - периодичность инструктажей, регистрация в журнале.

17. Наличие полной и достоверной информации для потребителя услуг, например в виде информационного стенда (уголка потребителя) или папки для потребителей, наличие книги отзывов и предложений и ее содержание.

Библиография

[1]

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, часть 1, N 52, ст.5140)

[2]

Р 50.1.052-2005 Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации

[3]

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, часть 1, N 52, ст.6977)

[4]

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, часть 1, N 31, ст.3451)

[5]

Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. N 17, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1502

УДК 658.562.014:006.354

ОКС 03.120.20

Ключевые слова: заявитель на сертификацию, орган по сертификации, сертификация, услуги торговли, сертификация услуг, схема сертификации, сертификат соответствия, инспекционный контроль, система добровольной сертификации




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2020