ГОСТ Р 70045-2022 Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия

Обложка ГОСТ Р 70045-2022 Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия
Обозначение
ГОСТ Р 70045-2022
Наименование
Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия
Статус
Действует
Дата введения
2022.01.04
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
03.120.20

ГОСТ Р 70045-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАРМОНИЗАЦИЯ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

Harmonization of Sanctions to be applied to Conformity Assessment Bodies

ОКС 03.120.20

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным автономным учреждением "Национальный институт аккредитации" (ФАУ НИА) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2022 г. N 157-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 7:2010* "Обязательный документ IAF по гармонизации санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия" (IAF MD 7:2010 "IAF Mandatory Document for Harmonization of Sanctions to be applied to Conformity Assessment Bodies", IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

Согласно ИСО/МЭК 17011 органы по аккредитации (ОА) должны иметь процедуры для приостановления аккредитации, прекращения аккредитации или сокращения области аккредитации (см. ИСО/МЭК 17011, 7.13.1).

Целью настоящего стандарта является прояснение ситуаций, когда в отношении заявителя или аккредитованного органа по оценке соответствия (ООС) должны применяться санкции, и последующее необходимое взаимодействие, которое осуществляется ОА.

Следующие положения применимы не только для области IAF MLA, но и в отношении любой иной деятельности по аккредитации IAF, не только сертификации систем менеджмента. Другие ситуации остаются на усмотрение ОА.

В разделе 3 указаны некоторые ситуации, которые часто ведут к применению санкций со стороны ОА, а в разделе 4 описаны санкции, которые обычно применяются ОА.

В разделах 5 и 6 описаны конкретные случаи, требующие гармонизированного подхода со стороны всех ОА.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к применению санкций в отношении аккредитованных органов по оценке соответствия и последующего необходимого сообщения со стороны органов по аккредитации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:

ISO/IEC 17011, Conformity assessment - Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies (Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия)

IAF-ILAC JGA 2007 Sydney Resolution 7 - Certification to accreditation standards (Резолюция N 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г.Сидней) (см. приложение 1)

3 Введение санкций

3.1 Ситуации, ведущие к применению санкций в отношении заявителя или аккредитованного ООС, включают, но не ограничиваются следующим:

- неспособность решать вопросы с несоответствиями в соответствии с процедурами ОА;

- отрицательные результаты рассмотрения жалобы;

- неправильное использование/искажение символа аккредитации (см. ИСО/МЭК 17011:2004, 8.3.3 и примечание);

- неуплату обязательных платежей.

4 Возможные санкции

4.1 Возможные санкции включают, но не ограничиваются:

- интенсификацию надзора (офис, свидетельскую оценку или анализ документов);

- сокращение области аккредитации (включая географические зоны);

- приостановление аккредитации;

- прекращение аккредитации;

- публичное уведомление о сокращении области, приостановлении, прекращении аккредитации или о ненадлежащем заявлении об аккредитации;

- судебные иски.

Примечания

1 Применение санкций, изложенных в настоящем документе, не исключает возможности судебного иска со стороны третьих лиц, регулирующих органов, государственных органов или любых других заинтересованных сторон.

2 Согласно 8.1.1 (g) ИСО/МЭК 17011 существует положение о возможности отказа ОА в предоставлении услуг, если ОА сочтет, что любое известное нарушение законов и правил со стороны ООС приведет к потере ОА своей репутации.

5 Конкретные гармонизированные санкции

5.1 Следующие ситуации требуют применения конкретных санкций со стороны ОА:

5.1.1 Если доказаны факты мошеннического поведения со стороны ООС или намеренного предоставления им ложной информации, или умышленного нарушения правил аккредитации то ОА должен инициировать процесс прекращения аккредитации.

5.1.2 Если ООС выдает сертификаты по какому-либо стандарту, являющемуся базовым для аккредитации (например, ИСО/МЭК 17025 или ИСО 15189), ОА должен инициировать процесс приостановки аккредитации, поскольку такая деятельность ООС невольно поставит ОА в ситуацию, когда предоставляемые им услуги совпадают с услугами, предоставляемыми ООС, что нарушает 4.3.6 ИСО/МЭК 17011. Дальнейшие действия ОА будут зависеть от действий ООС в возникшей ситуации.

Примечание - Воздействие, описанное в настоящем стандарте, не отменяет права ООС обжаловать решение согласно 7.10 ИСО/МЭК 17011.

6 Информационное сообщение

6.1 В каждой из ситуаций, упомянутых в 5.1.1 и 5.1.2, которые повлекли за собой приостановление или прекращение аккредитации, а также после любого решения по апелляции, принятого в соответствии с имеющейся в ОА процедурой для апелляций, ОА должен уведомить секретариат IAF о таком решении и его основаниях. Секретариат IAF в свою очередь должен довести информацию о таком решении до ОА-членов IAF в следующем формате:

"[наименование ОА] ["приостановил" или "прекратил"] аккредитацию [наименование ООС] с [дата] в связи с [причина приостановления/прекращения]".

Приложение 1

(обязательное)

Резолюция N 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г.Сидней. Сертификация по стандартам аккредитации

Совместная Генеральная Ассамблея IAF и ILAC, действуя по рекомендации Совместного комитета по тесному сотрудничеству (JCCC), постановляет, что в случаях, когда орган по оценке соответствия (ООС), аккредитованный органом по аккредитации (ОА), осуществляет сертификацию по любому стандарту, используемому в качестве основы для аккредитации ООС (например, ИСО/МЭК 17025 или ИСО 15189), ОА должен инициировать процесс приостановления действия аккредитации, поскольку такие действия ООС поставят ОА, против его воли, в положение предоставления таких же услуг, как и ООС, в нарушение 4.3.6 ИСО/МЭК 17011. Дальнейшие решения принимаются на основе действий, предпринятых ООС.

Все ОА, являющиеся членами IAF и ILAC, должны включать соответствующие положения о такой возможности в свои контракты с ООС.

Примечание - Согласно общепринятому мнению, ООС может проводить оценку субподрядчиков для подтверждения их соответствия требованиям ООС, в том числе на основе стандартов аккредитации, например, ИСО/МЭК 17025. В документации, выданной субподрядчикам после успешной оценки, следует четко указывать, что оценка отвечает исключительно целям субподряда и не является сертификацией или аккредитацией согласно ИСО/МЭК 17011.

Приложение ДА

(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального и межгосударственного стандарта

ISO/IEC 17011

IDT

ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"

IAF-ILAC JGA 2007

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандарта:

- IDT - идентичный стандарт.

УДК 658.562:006.354

ОКС 03.120.20

Ключевые слова: гармонизация санкций, органы по оценке соответствия, органы по аккредитации