ГОСТ Р 55834-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ
Экологическая политика предприятия
Resources saving. Requirements to documentation by production of products. Environmental police of organization
ОКС 13.030.01
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1771-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента (на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии ГОСТ Р ИСО 9000), безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе BS EN 16001:2009* "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Требования по охране окружающей среды на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества, реже - в самостоятельной экологической политике или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают сохранение и защиту окружающей среды от негативного влияния хозяйственной деятельности.
Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.
Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее обращаются преимущественно те природопользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.
В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели. Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего законодательства, в том числе и международного. В частности, не должно предусматриваться финансирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Игнорируются требования законодательства о платности природопользования, о введении специального экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода компенсация за вред, причиненный окружающей среде. Таким образом, принцип "загрязнитель платит", введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.
Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях природоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом значительных инвестиций.
Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов. В последние десятилетия управленческая наука стала все теснее соприкасаться с такими специальными областями знания, как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной психологии и социологии. В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология, что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.
У человека, незнакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть вопрос: почему экология попала в этот список? Казалось бы, это сугубо добровольное дело, вопрос сознательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводителя. В реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы: без соблюдения ее правил любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы отечественного авто- и авиастроения. Например, сертифицированные в России самолеты не соответствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г. На рынке экологической сертификации превалируют иностранные компании, а со вступлением России в ВТО их будет еще больше.
Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для российских фирм может стать кредитование в западных банках. Но перед получением любого значительного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме. На сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации производства и инвестирования в экологический менеджмент.
Таким образом, возникает острая необходимость в том, чтобы каждый конкретный природопользователь формулировал свой подход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное место в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.
Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обоснованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмента как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природоохранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавших свою экологическую политику стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоохранной деятельности.
К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкивается с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том, что составление соответствующего документа зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее разработка зачастую рассматривается как малофункциональный "придаток", и в ходе работы над ней допускаются серьезные просчеты.
Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики организации.
Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента и содержащий исчерпывающую информацию, важную для условий деятельности организаций в составе ВТО, может оказать существенную методическую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или не до конца понимает ее значение в условиях современного бизнеса.
В основу настоящего стандарта положены известные принципы учета негативных воздействий на окружающую среду (с учетом ее сохранения и защиты), а также четыре стратегические функции экологического менеджмента (три из которых, кроме ресурсной, были сформулированы в Германии): ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (гарантирующая право на благоприятное существование всех поколений), СОЦИАЛЬНАЯ (с обеспечением качества образа жизни в регионе), РЕСУРСНАЯ (связанная с уровнем жизни населения) и ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (влияющая на качество красивых, надежных и традиционно приемлемых для этноса вещей).
В соответствии с четырьмя стратегическими функциями экологического менеджмента установлены стратегические требования по экологически состоятельному обращению с отходами, социальные стратегии и риски деятельности, технологические и ресурсные стратегии деятельности.
Такая структура позволяет охватить (см. рисунок 1) в содержании настоящего стандарта все четыре блока стратегий (законодательно-экологических в Целе-Экосфере, социально-организационных в Социосфере, описательно-технологических в Техносфере, мониторинга окружающей среды в Ресурсосфере с возвращением в социосферу на предмет информирования общественности о своей деятельности), обеспечивающих в качестве "рамочных" стратегических ограничений (ГОСТ Р 51750 "Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказания услуг в технологических энергетических системах. Общие положения") при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности.
Рисунок 1 - Стандарт понимания: модель "ЧЕТЫРЕ ВИДА СТРАТЕГИЙ"
"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к документированию экологической политики во взаимосвязи с другими политиками организации при осуществлении экологических действий и распространяется на стадию производства в жизненном цикле изделий, продукцию и услуги с учетом этапов технологического цикла отходов, на опасные отходы в твердом и жидком состояниях.
Настоящий стандарт не распространяется на медицинские, биологические, ядерные, военные производства.
Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам ликвидации изделий после их использования по назначению на этапах технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования
ГОСТ Р 14.01 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 14.03 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация
ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента
ГОСТ Р 14.12 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
ГОСТ Р 14.13 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения
ГОСТ Р 54003 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения
ГОСТ Р 54097 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54134 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов
ГОСТ Р 54135 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг
ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 14001-2007* Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
_______________
* Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14001-2016.
ГОСТ Р ИСО 14004-2007** Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
_______________
** Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14004-2017.
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р ИСО 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р ИСО 14050, [1].
4 Нормативные требования к экологической политике организации
4.1 Экологическая политика включает в себя принципы, обязательства и ожидания, связанные с экологическими аспектами деятельности организации и обеспечивающие основу для достижения ее экологических целей и задач.
4.2 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (подраздел 4.2) высшее руководство определяет экологическую политику, которая входит в состав требований создания и функционирования системы экологического менеджмента.
4.3 Согласно приложению А.2 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 экологическая политика позволяет внедрять, реализовывать и совершенствовать систему экологического менеджмента организации.
Экологическая политика поддерживает и способствует повышению экологической результативности.
Принципы экологической политики являются основными элементами целей задач организации.
Экологическая политика предприятия является общедоступной информацией.
Экологическую политику периодически анализируют и пересматривают.
Экологическую политику предприятия разрабатывают с учетом области деятельности предприятия, объемов производства и/или предоставляемых услуг.
Экологическую политику доводят до сведения всех сотрудников предприятия, а также до субподрядных организаций.
Примечания
1 Субподрядчикам информация может быть передана в формах, отличающихся от заявления экологической политики, например, в виде правил, указаний, процедур, которые включают в себя положения политики, связанные с областями взаимодействия.
2 Для случаев, когда предприятие является частью другого предприятия, например холдинга или корпорации, высшее руководство предприятия документально оформляет экологическую политику в контексте экологической политики холдинга или корпорации и согласовывает ее с руководством корпорации.
4.4 Согласно ГОСТ Р ИСО 14004-2007 (подраздел 4.2) экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой.
Экологическая политика устанавливает уровень экологической ответственности.
Экологическая политика учитывает связь между воздействиями на окружающую среду и объемами производства и/или предоставляемых услуг.
Требования экологической политики учитывают при постановке экологических целей и задач.
Экологическая политика может быть включена или объединена с другими документами организации, например с документами политики в области качества.
За внедрение и актуализацию экологической политики несет ответственность руководство организации.
При разработке экологической политики предприятия учитывают:
- миссию организации, перспективы, основные ценности и убеждения;
- координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда);
- требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними;
- руководящие принципы;
- специфические местные или региональные условия;
- обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента;
- обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые выполняет организация.
4.5 При формировании экологической политики целесообразно учесть положения, установленные в ГОСТ Р ИСО 14004-2007 (подраздел 4.2).
5 Основные требования к идентификации и документированию аспектов экологической политики организации
5.1 Экологические требования разделяют на четыре группы:
- целе-экологические;
- производственно-технологические;
- ресурсно-логистические;
- социально-организационные.
5.1.1 Целе-экологические требования
Соответствие действующему природоохранному законодательству.
Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции (ГОСТ Р 14.12) и услуг с разработкой и распространением экологической отчетности.
Расширение экологических обязательств и осуществление инициативной экологической деятельности.
Систематический контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства.
5.1.2 Производственно-технологические требования
Предупреждение отрицательного влияния организации на окружающую среду с учетом негативно воздействующих факторов (ГОСТ Р 14.03) и рисков экологической опасности (ГОСТ Р 14.01).
Минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Эффективное управление экологическими рисками (ГОСТ Р 14.09, ГОСТ Р 52806).
Снижение воздействия на окружающую среду посредством (в составе механизмов):
- повышения надежности технологического оборудования;
- снижения энергоемкости производства;
- применения новых (наилучших существующих и доступных) технологий (ГОСТ Р 54097);
- применения нового оборудования;
- применения более экобезопасных веществ и материалов;
- увеличения доли повторно используемых побочных продуктов и отходов;
- постоянного экологического мониторинга на объектах организации;
- оценки интегрального воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля (ГОСТ Р 14.13).
5.1.3 Ресурсно-логистические требования
Достижение экономической эффективности осуществляемой деятельности.
Рациональное использование ресурсов.
Последовательное улучшение во всех областях деятельности организации.
Мониторинг экологической ситуации с оценкой рисков (ГОСТ Р 52806, ГОСТ Р 54003, ГОСТ Р 54135).
5.1.4 Социально-организационные требования
Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности сторонами путем обеспечения открытости для общества экологически значимой информации о деятельности организации.
Доступность объектов и результатов экологической деятельности для всех участников. Участие всего персонала в экологическом просвещении, повышении квалификации и документировании знаний в организации.
Обеспечение охраны здоровья и безопасности труда персонала организации (ГОСТ Р 12.0.230) с идентификацией и оценкой рисков в различных сферах деятельности (ГОСТ Р 54134, ГОСТ Р 54135).
Осознание культурного значения природоохранной деятельности, социальной и моральной ответственности за решение производственных, территориальных и глобальных экологических проблем (экосправедливость).
Стремление к экологическому лидерству.
Ответственность организации перед обществом за состояние окружающей среды (с учетом положений [2]).
5.2 Принципы экологической политики в составе менеджмента
5.2.1 Принципы применяют для повышения конкурентоспособности организации. Четкая идентификация, документирование и реализация принципов в конкретных условиях производственной деятельности сопряжены с немалыми трудностями, но являются залогом эффективного использования материальных и энергетических ресурсов и в конечном итоге - максимизации прибыли. Именно это вынуждает предприятия обращаться к внедрению в производство систем экологического менеджмента.
5.2.2 К основным принципам экологической политики относят:
- приемлемость знаний (умение пользоваться знаниями при идентификации и документировании экологических аспектов организации, знание законодательства в сферах экологического менеджмента, промышленной безопасности, охраны труда, обращения с отходами);
- надежность при осуществлении системного подхода к менеджменту организации (со снижением негативных воздействий на окружающую среду);
- умение оценить и уменьшить (с повышением эффективности использования природных ресурсов и вторичных материалов из отходов) комплексное влияние производственных процессов на экологическую обстановку внутри и вне организации;
- ответственность при осуществлении мониторинга экологической ситуации;
- открытость и ясность при обмене экологической информацией (с применением ГОСТ Р ИСО 14063) и для общественности (на основе добровольных природоохранных инициатив организации).
5.3 Цели и задачи экологической политики
5.3.1 Основная цель экологической политики - обеспечение устойчивого развития организации с получением прибыли и с соблюдением установленных ограничений федерального, регионального и локального характера.
5.3.2 В [3] целью политики в области окружающей среды провозглашаются: содействие охране окружающей среды и соблюдение международных экологических соглашений, таких как Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Конвенция ООН по биологическому разнообразию, а также региональных конвенций, таких как Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по защите и использованию трансграничных водных путей и международных озер в целях обеспечения устойчивого развития, с особым акцентом на продвижении в сотрудничестве по вопросам изменения климата и экологии морей. Экологические темы должны быть включены и стать приоритетными во всех секторах. Работа на этом направлении должна учитывать существующие программы. Среди основных действий названы следующие области сотрудничества:
- в сфере применения вышеперечисленных конвенций;
- в применении политики более чистого производства и ресурсосберегающих технологий;
- в области сохранения биологического разнообразия;
- в области водной политики, в области защиты, сохранения и устойчивого использования морской среды;
- в сфере повышения эффективности использования водных, лесных и других природных ресурсов;
- в отношении усилий по уменьшению рисков чрезвычайных ситуаций;
- в области борьбы с нелегальными заготовками леса, древесины и сопутствующей торговли;
- сближение законодательства в области охраны окружающей среды;
- в использовании экономических инструментов для снижения негативного влияния на окружающую среду;
- в области сохранения лесного фонда;
- в области обмена экологической информацией.
5.3.3 Задачи экологической политики и экологического менеджмента в целом включают в общем виде следующее:
- соблюдение законодательства;
- выполнение установленных норм и требований;
- обучение и мотивацию персонала;
- мониторинг ситуации на производстве и на прилегающих территориях;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий;
- обеспечение открытости информации для общественности и контакта со всеми заинтересованными сторонами;
- принятие всех организационно-технических решений с учетом экологических аспектов;
- благоустройство территории и местности, окружающей организацию;
- создание санитарно-технической зоны на прилегающей территории и др.
5.3.4 Важной составляющей экологического менеджмента является изучение проблемы взаимосвязи экологии и инвестирования применительно к отечественным предприятиям при формировании экологической политики природопользования со сбережением материальных и энергетических ресурсов.
5.4 Состав экологической политики
5.4.1 Экологическая политика должна учитывать следующее:
- сферу деятельности организации, ее взгляды, основные ценности и надежды;
- соответствие надлежащим природоохранным законам, регламентам Таможенного союза, директивным документам организаций, к которым присоединилась Россия, другим критериям, признаваемым организацией;
- руководящие принципы организации в сфере экологического менеджмента;
- требования заинтересованных сторон и установление с ними связей;
- меры постоянного улучшения производственно-хозяйственной деятельности;
- мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнений окружающей среды;
- координацию с другими аспектами политик организации (например, в области качества, гигиены труда, промышленной безопасности, ресурсосбережения и энергоэффективности);
- конкретные региональные и локальные (местные) требования.
5.4.2 Целесообразно ответить на некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках экологической политики:
- имеется у организации экологическая политика, надлежащая с точки зрения ее деятельности, продукции и услуг?
- отражены в этой политике ценности и руководящие принципы организации?
- утверждена экологическая политика высшим руководством, а также определено ли какое-либо лицо и даны ли ему полномочия контролировать и проводить в жизнь эту политику?
- направлена экологическая политика на установление целевых и плановых экологических показателей?
- направляет эта политика организацию на мониторинг надлежащих технологий и методов управления?
- какие обязательства воплощены в экологической политике (например: обеспечение постоянного улучшения, обеспечение борьбы с загрязнением, мониторинг, выполнение или превышение законных требований, рассмотрение ожиданий заинтересованных сторон)?
5.5 Объекты, охватываемые экологической политикой
5.5.1 Примеры взаимосвязи между видами деятельности при производстве продукции и оказании услуг на ряде объектов приведены в ГОСТ Р ИСО 14004-2007 (приложение А).
6 Структура и содержание документа "Экологическая политика природопользователя" (предприятия, фирмы, компании, организации)
6.1 Можно использовать краткую структурную последовательность изложения материала в документе "Экологическая политика организации":
- год принятия;
- миссия компании и выпускаемая продукция;
- девиз;
- принципы (приоритеты);
- цепи;
- задачи;
- пути решения задач (плановые показатели и механизмы решения задач);
- ответственность руководства (коллектива, отдельных лиц);
- подпись (подписи).
6.1.1 Миссия организации
Как правило, здесь уместно упоминание о производимой продукции. Необходимо объяснить: как именно экологические аспекты связаны со специализацией предприятия; какое воздействие (или ущерб) оказывается на окружающую среду (и на какие ее элементы); далее следует вывод о том, что предприятие в связи с вышеперечисленными причинами ведет активную экологическую политику.
Если миссия не сформулирована однозначно, необходимо привести одно-два обобщающих предложения, чтобы объяснить, чем руководствуется компания в своей экологической политике.
6.1.2 Девиз
Подход данной компании к вопросам управления охраной окружающей среды.
6.1.3 Принципы (приоритеты) организации в сфере экологической деятельности
Знание законодательства в сферах экологического менеджмента, промышленной безопасности, охраны труда, обращения с отходами.
Системный подход к менеджменту организации.
Умение оценить комплексное влияние производственных процессов на экологическую ситуацию внутри и вне организации.
Мониторинг экологической ситуации.
Открытость экологической информации для общественности.
6.1.4 Цели экологической политики
Цели могут содержать следующие положения:
- установление экологически состоятельных норм и требований к производству;
- забота об окружающей среде в регионе, участие в решении проблем на региональном уровне, реализация социальной ответственности через природоохранные мероприятия;
- создание благоприятных условий для деятельности предприятия, устойчивого развития, сохранения здоровья работников;
- снижение негативного воздействия производства на здоровье человека и окружающую среду (или более конкретно: например, минимизация количества отходов, сбросов и выбросов, например на единицу производимой продукции, оказываемой услуги);
- рациональное использование природных ресурсов на основе модернизации производства и внедрения наилучших доступных технологий;
- удовлетворение потребности клиентов, чтобы при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду не превышало документированных норм;
- выпуск продукции, соответствующей требованиям систем менеджмента качества серии ГОСТ Р ИСО 9000, экологической безопасности серии ГОСТ Р ИСО 14000, серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000.
6.1.5 Задачи экологической политики
Задачи могут содержать следующие положения:
- соблюдение законодательства;
- согласование планов с уполномоченными природоохранными учреждениями;
- внедрение ГОСТ Р ИСО 14001, проведение оценки воздействия производства на окружающую среду, принятие любых хозяйственных решений с учетом экологических аспектов;
- обеспечение безопасных условий труда, защита здоровья персонала и населения, проживающего в районе предприятия;
- идентификация и повышение ответственности работников, совершенствование их знаний и непрерывное обучение;
- совершенствование разработок и технологий;
- энерго- и ресурсосбережение;
- изготовление продукции с минимизацией брака, улучшение ее качества;
- производство продукции и оказание услуг с минимумом отходов, без ущерба для окружающей среды и работников организации;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий;
- контакт с общественностью и открытость информации.
6.1.6 Механизмы и пути решения задач экологической политики
Наиболее часто упоминают совершенствование установленных в организации норм и требований; обучение персонала; мониторинг состояния окружающей среды; предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий; обеспечение открытости информации и контакт со всеми заинтересованными сторонами; принятие всех решений с учетом экологических аспектов; благоустройство местности, окружающей организацию; создание санитарно-технической зоны на этой территории.
6.1.7 Обязательства руководства или всех сотрудников компании
В этом разделе уместно изложить позицию в области социальной ответственности.
6.2 Экологическая политика должна быть составлена с учетом требований ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 14004.
Библиография
[1] | Экология и управление: термины и определения. Ю.С.Карабасов, В.М.Чижикова, М.Б.Плущевский - М.: МИСИС. 2001 |
[2] | Плущевский М.Б. "Орхусская конвенция: происхождение, смысл, перспективы" // Альманах технического регулирования. 2005. N 1 - С.237-241 |
[3] | "Дорожная карта" четырех общих пространств, утвержденная на саммите Россия - ЕС, Москва, 10 мая 2005 года |
УДК 502.3:67.08:006.354 | ОКС 13.030.01 | |
Ключевые слова: экология, менеджмент, экологическая политика, охрана окружающей среды, наилучшие доступные технологии, отходы, сбросы, выбросы |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019