ГОСТ Р 55093-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к обмену информацией при авариях на опасных объектах, способных нанести трансграничный ущерб

Обложка ГОСТ Р 55093-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к обмену информацией при авариях на опасных объектах, способных нанести трансграничный ущерб
Обозначение
ГОСТ Р 55093-2012
Наименование
Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к обмену информацией при авариях на опасных объектах, способных нанести трансграничный ущерб
Статус
Действует
Дата введения
2014.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
13.030.01


ГОСТ Р 55093-2012



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Требования к обмену информацией при авариях на опасных объектах, способных нанести трансграничный ущерб

Resources saving. Waste treatment. Requirements for exchange of information concerning on hazardous facilities accidents capable of causing transfrontier damage



ОКС 13.030.01

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 794-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа C(88)84(Final):1988* "Решение Совета ОЭСР об обмене информацией, касающейся аварий, способных нанести трансграничный ущерб" ("Decision of the Council on the Exchange of Information concerning Accidents Capable of Causing Transfrontier Damage", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Реализация принципов рационального обращения с отходами ставит своей целью охрану здоровья человека и окружающей среды. В связи с этим Российской Федерацией должны осуществляться контроль потенциально опасных объектов на приграничных территориях и приниматься меры по предотвращению аварий и трансграничного загрязнения, основанные на международном сотрудничестве с заинтересованными странами [1]-[3].

Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера на трансграничных территориях, вызванных авариями на предприятиях по переработке опасных отходов, требуют безотлагательного реагирования в случае непреднамеренного выброса опасных веществ в окружающую среду, способных нанести серьезный ущерб здоровью человека и окружающей среде, и применения мер по уведомлению об инциденте населениея* как приграничных территорий Российской Федерации, так и заинтересованных стран. При этом границы между Российской Федерацией и заинтересованными странами не должны быть препятствием для передачи необходимого объема информации, включая обмен конфиденциальной информацией определенного содержания [2].

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

Учитывая, что развитие сотрудничества Российской Федерации с заинтересованными странами должно способствовать решению международных проблем, которые могут возникнуть в связи с нахождением опасных объектов на приграничных территориях, возникла необходимость разработки национального стандарта, касающегося данной проблемы.

При подготовке настоящего стандарта был использован международный документ C(88)84(Final) "Решение Совета ОЭСР об обмене информацией, касающейся аварий, способных нанести трансграничный ущерб", предназначенный для стран - членов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, были учтены положения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды" [1], директив Совета 96/82/ЕС, Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2012/18/ЕС "О контроле крупномасштабных аварий с вовлечением опасных веществ" [2], а также Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" [4] и Модельного закона N 37-7 "О предотвращении крупных аварий, связанных с выбросами/сбросами опасных веществ, и об ограничении их возможных последствий" [5].

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры, касающиеся обмена информацией, в том числе конфиденциальной, о трансграничном загрязнении территории Российской Федерации и приграничных стран опасными химическими веществами в случае аварий на предприятиях по переработке отходов и опасных отходов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22.0.02-94* Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 22.0.02-94, здесь и далее по тексту. - .

ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения*

__________________

* Все приведенные термины и определения предназначены для использования в рамках настоящего стандарта.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опасный объект (hazardous installation): Промышленный объект, на котором содержат опасные вещества в количествах, превышающих допустимые значения (приложение ДА настоящего стандарта), а также на котором используют, хранят, производят, перерабатывают такие опасные вещества, которые способны при аварии причинить серьезный ущерб здоровью человека или окружающей среде, включая собственность (имущество), за пределами размещения объекта, за исключением военных и ядерных установок.

Примечание - ГОСТ 22.0.02-94, статья 2.1.24, - потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

_____________

Действует ГОСТ Р 22.0.02-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения".

3.2 предложение о вводе в эксплуатацию опасного объекта (proposal for a hazardous installation): Предложение компетентным органам исполнительной власти о создании нового опасного объекта, а также предложение по существенной модификации существующего опасного объекта.

3.3 авария (accident): Какое-либо происшествие с участием опасных веществ, сопровождаемое значительным излучением, пожаром или взрывом на опасном объекте, ведущее к серьезному ущербу здоровью человека или окружающей среде, в том числе имуществу (собственности).

Примечание - ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-95, статья 3.1.3, дает следующее определение термина "авария":

авария: Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

3.4 опасное вещество (hazardous substance): Вещество, которое способно причинить серьезный ущерб здоровью человека и окружающей среде, в том числе имуществу (собственности), в случае аварии на опасном объекте и которое идентифицировано в приложении ДА настоящего стандарта.

Примечание - ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-95, статья 3.1.8 дает следующее определение термина "потенциально опасное вещество":

потенциально опасное вещество; опасное вещество: Вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.

3.5 трансграничный ущерб (transfrontier damage): Серьезный ущерб здоровью человека или окружающей среде, включая имущество (собственность), причиненный подвергаемой опасности стране в случае аварии и, в общем случае, стране, где произошел несчастный случай.

3.6 уязвимая группа (sensitive group): Группа лиц, особенно чувствительных к последствиям аварии вследствие их возраста, состояния здоровья или образа жизни.

3.7 страна размещения объекта (country of the installation): Страна, под юрисдикцией которой находится опасный объект или от которой поступила информация в отношении опасного объекта.

3.8 подвергаемая опасности страна (exposed country): Любая страна, кроме страны размещения объекта, которая несет серьезный ущерб в результате несчастного случая или которая может понести такой ущерб на территории, находящейся под ее национальной юрисдикцией.

3.9 заинтересованные страны (countries concerned): Страна (страны) размещения объекта и страна (страны), подвергаемая опасности.

4 Положения, касающиеся обмена информацией об авариях на опасных объектах, расположенных на трансграничных территориях

4.1 Обмен информацией об опасных объектах

4.1.1 Российская Федерация должна обмениваться с заинтересованными странами соответствующей информацией для предотвращения аварий и для принятия защитных мер при авариях на опасных объектах. С этой целью страна, где расположен объект, должна предоставить стране, подвергаемой опасности, соответствующую информацию, касающуюся существующих или планируемых опасных объектов, расположенных на территории под его национальной юрисдикцией и способных причинить трансграничный ущерб при аварии, а подвергаемая опасности страна должна предоставить стране, где расположен объект, соответствующую информацию, касающуюся своей территории, которая может пострадать от трансграничного ущерба.

Примечание - Следует отметить, что Российская Федерация может задействовать для этих целей информационно-управляющую систему РСЧС (РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

4.1.2 Соответствующая информация, предоставляемая Российской Федерацией (или заинтересованной страной), где находится объект повышенной опасности, должна содержать следующие сведения в том объеме, в каком они в соответствии с национальным законодательством имеются у компетентных органов той страны, где расположен объект:

4.1.2.1 расположение и общее описание опасного объекта, способного причинить трансграничный ущерб;

4.1.2.2 общепринятое химическое название или, если это более целесообразно, систематическое ("строгое") название; классификация опасности основных опасных веществ, которые могут вызвать трансграничный ущерб в случае возникновения крупной аварии;

4.1.2.3 законодательные, нормативные и административные требования, в том числе условия, установленные органами лицензирования, в соответствии с которыми объект осуществляет свою деятельность;

4.1.2.4 общая информация, касающаяся характера, масштаба и возможного воздействия на здоровье человека или окружающую среду (включая имущество), за пределами объекта, где произошла крупная авария;

4.1.2.5 информация об аварийном плане для территорий за пределами опасного объекта, имеющая отношение к стране, подвергаемой опасности.

4.1.3 Соответствующая информация, предоставленная Российской Федерацией как подвергаемой опасности страной, относительно территории под ее национальной юрисдикцией, которая может быть затронута при трансграничной аварии на опасном объекте, должна включать в себя следующие сведения в том объеме, в каком она имеется в соответствии с национальным законодательством:

4.1.3.1 размещение населения, включая уязвимые группы населения;

4.1.3.2 расположение и общее описание соответствующей собственности и видов деятельности, которые могут подвергнуться неблагоприятному воздействию;

4.1.3.3 расположение природных ресурсов, охраняемых территорий, уязвимых экосистем и исторических памятников, которым может быть причинен ущерб.

4.1.4 Российская Федерация должна консультироваться с заинтересованными странами в случае затруднений по вопросу определения опасных объектов, находящихся под их национальной юрисдикцией, которые должны быть предметом обмена информацией.

4.2 Предложения в отношении опасных объектов

4.2.1 Если Российская Федерация, используя какой-либо форум или какие-либо мероприятия с участием общественности, определяет наличие рисков для здоровья человека и окружающей среды, которые могут быть вызваны аварией на предполагаемом опасном объекте, или если Российская Федерация требует завершить исследование относительно воздействия на здоровье человека и окружающую среду предполагаемого опасного объекта при аварии, она должна передать подвергаемой опасности стране результаты расследования или исследования, которые становятся доступными общественности, и должна выполнить процедуры, изложенные в 4.1 настоящего стандарта.

4.2.2 Если Российская Федерация, в которой размещается опасный объект, передала подвергаемой опасности стране выводы и результаты, упомянутые в 4.2.1, она должна провести в течение конкретного оговоренного срока консультации с подвергаемой опасности страной до начала реализации предложения, касающегося опасного объекта.

4.2.3 Если Российская Федерация созывает или проводит в рамках существующих процедур совещание, расследование, слушание или заседание суда, на которых должны быть приняты решения или вынесена рекомендация о создании опасного объекта, она должна предоставить подвергаемой опасности стране информацию о месте и дате такого совещания, расследования, слушания или заседания суда, на которых будет рассматриваться вопрос о предполагаемом опасном объекте.

4.2.4 Российская Федерация в случае размещения на ее территории опасного объекта должна передать подвергаемой опасности стране копии документов, касающихся определенных предложений относительно опасного объекта, которые становятся доступными общественности в соответствии с национальным законодательством.

4.3 Принятие чрезвычайных мер

4.3.1 Российская Федерация должна консультироваться с заинтересованными странами по вопросам координации планов принятия чрезвычайных мер для территорий за пределами опасного объекта, который может явиться причиной трансграничных аварий. Российская Федерация должна информировать заинтересованные страны об используемых системах связи, основных чертах своих планов в чрезвычайных ситуациях и имеющихся средствах для реагирования на чрезвычайные ситуации при авариях, способных причинить трансграничный ущерб.

4.3.2 Российская Федерация должна информировать заинтересованные страны о предоставлении инструкций соответствующим группам населения, с описанием их действий в случае аварий, способных причинить трансграничный ущерб, а также об эвакуационных и защитных мерах в случае возникновения таких аварий или неминуемой угрозе такой аварии.

4.4 Передача предупреждения о чрезвычайной ситуации

4.4.1 В случае аварии или ее неминуемой угрозы, способной причинить трансграничный ущерб, Российская Федерация, выступающая в качестве страны размещения опасного объекта, должна незамедлительно передать уведомление о чрезвычайной ситуации подвергаемой опасности стране.

4.5 Организация последующей передачи информации, относящейся к аварии

4.5.1 В отсутствие согласованной системы передачи информации, относящейся к аварии, Российская Федерация, выступающая в качестве страны размещения опасного объекта, должна передать органам исполнительной власти подвергаемых опасности стран, ответственным за получение предупреждений о чрезвычайных ситуациях, соответствующую информацию относительно аварии или неизбежной угрозы ее возникновения.

4.5.2 Российская Федерация должна разрабатывать по мере необходимости процедуры и практические меры быстрой и эффективной передачи информации относительно аварии или неизбежной угрозы возникновения аварии, способной причинить трансграничный ущерб, а также создавать по мере необходимости систему передачи соответствующей информации после того, как авария произошла. Передаваемая информация должна включать в себя:

4.5.2.1 сведения о месте возникновения аварии и краткое описание обстоятельств;

4.5.2.2 сведения о первоначальных последствиях аварии;

4.5.2.3 сведения о планируемых чрезвычайных мерах и предпринятых действиях;

4.5.2.4 сведения о химической идентичности, количестве и физической форме опасных веществ, которые могут воздействовать на подвергаемую опасности страну;

4.5.2.5 сведения об имеющихся данных для оценки потенциального воздействия аварии на ситуацию в подвергаемой опасности стране.

4.6 Конфиденциальность

4.6.1 Обязательства Российской Федерации по передаче соответствующей информации, упомянутой выше, должны содержать пункты о том, что передаваемая информация подлежит ограничениям согласно национальному законодательству относительно защиты конфиденциальной информации, включая как данные о собственности (имуществе), так и информацию, охраняемую в интересах национальной безопасности.

4.6.2 Российская Федерация, получая информацию, должна уважать конфиденциальность полученной информации. Она не должна предоставлять своей общественности информацию, которая недоступна общественности в заинтересованной стране, предоставившей ее.

4.6.3 Информация, предоставленная в рамках исполнения настоящего стандарта, может быть использована только для оценки характера и масштаба потенциального трансграничного ущерба и для ослабления последствий аварии за границей, а также борьбы с неминуемой угрозой аварии, способной причинить трансграничный ущерб.

4.7 Определение компетентных органов государственной власти

4.7.1 Российская Федерация должна предоставлять заинтересованным странам следующую исчерпывающую информацию:

4.7.1.1 о национальных, региональных и/или местных органах исполнительной власти, ответственных за передачу или прием соответствующей информации, указанной в 4.1.2, 4.1.3 настоящего стандарта;

4.7.1.2 о компетентных органах исполнительной власти, ответственных за выполнение планов в чрезвычайных ситуациях для территорий за пределами опасного объекта, как указано в 4.3.1 и 4.3.2 настоящего стандарта;

4.7.1.3 о компетентных органах исполнительной власти, ответственных за передачу и получение предупреждений о чрезвычайных ситуациях на национальном, региональном и/или местном уровнях, как указано в 4.4.1 настоящего стандарта.

4.8 Информация из других источников

4.8.1 Вышеперечисленные положения не должны препятствовать непосредственной передаче информации оператором опасного объекта компетентным органам исполнительной власти или общественности подвергаемой опасности страны в целях предотвращения аварий на опасном объекте или снижения трансграничного ущерба при возникновении аварии.

4.9 Укрепление международного сотрудничества

4.9.1 Российская Федерация должна сотрудничать с заинтересованными странами по вопросам обеспечения того, чтобы лица в подвергаемой опасности стране, которые могут пострадать от аварии, происшедшей в стране размещения опасного объекта, получали ту же информацию, что и лица, которые могут подвергнуться воздействию аварии в стране размещения опасного объекта.

4.9.2 При подготовке соглашений или договоренностей с заинтересованными странами Российская Федерация должна учитывать положения, установленные настоящим стандартом.

4.9.3 Вышеуказанные положения не должны препятствовать организации более широкого обмена информацией или консультаций между Российской Федерацией и заинтересованными странами в целях предотвращения аварий с участием опасных веществ и снижения трансграничного ущерба при возникновении аварий, а также заключению последующих соглашений, направленных на уточнение предмета и объема информации, предусмотренной настоящим стандартом.

Приложение ДА
(справочное)


Предельно допустимые количества опасных веществ

Таблица ДА.1

Опасные вещества

Предельно допустимое количество, т

1 Легковоспламеняющиеся, взрывчатые или окисляющие вещества:

Легковоспламеняющиеся газы*, в том числе сжиженные легковоспламеняющиеся газы

200

Легковоспламеняющиеся жидкости**

50000

Окись этилена, этиленоксид

50

Хлорат натрия, Хлорноватокислый натрий

250

Нитрат аммония, аммиачная селитра

2500

2 Вещества, токсичные для человека и/или для окружающей среды:

Аммоний

500

Хлор

25

Цианистый водород, синильная кислота

20

Фтористый водород, фторид водорода

50

Метилизоцианат

0,15

Двуокись серы, сернистый ангидрид

250

Акрилонитрил

200

Сероводород, сернистый водород

50

Фосген

0,75

Бромистый метил, метилбромид

200

Тетраэтилсвинец

50

Дисульфотон

0,1

Паратион

0,1

Варфарин

0,1

Альдикарб

0,1

* Легковоспламеняющиеся газы: вещества, которые в газообразном состоянии при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся легковоспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже.

** Легковоспламеняющиеся жидкости: вещества, которые имеют температуру вспышки ниже 21°С, а температуру кипения при нормальном давлении выше 20°С.

Библиография

[1]

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г.

О комплексном контроле и предотвращении загрязнения

[2]

Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2012/18/ЕС от 4 июля 2012 г.

О контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами

[3]

OECD С(76)155 (Final):1976

Recommendation of the Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике обращения с отходами)

[4]

Федеральный Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 11 февраля 2013 г.)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

[5]

Модельный закон, принятый МПА СНГ 7 мая 2012 г., N 37-7

О предотвращении крупных аварий, связанных с выбросами/сбросами опасных веществ, и об ограничении их возможных последствий

УДК 676.08:006.354

ОКС 13.030.01

Ключевые слова: обращение с отходами, опасные отходы, опасные объекты, трансграничные опасные объекты, авария, информация об авариях на опасном объекте, обмен информацией об авариях на трансграничных территориях


Электронный текст документа
и сверен по:

, 2019