ГОСТ Р 55092-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение. Обращение с отходами
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ ПРИ ИХ ЭКСПОРТЕ
Resources saving. Waste treatment. Requirements for the control of hazardous waste for export
ОКС 13.030.01
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 793-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа C(86)64(Final):1986* "Решение-рекомендация Совета ОЭСР об экспорте опасных отходов из региона ОЭСР" C(86)64(Final):1986 "Decision-Recommendation of the OECD Council on Exports of Hazardous Wastes from the OECD area", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Трансграничное перемещение опасных отходов из одной страны в другую в случае ненадлежащего мониторинга и контроля этого процесса может привести к серьезным рискам для здоровья человека и окружающей среды [1]. Таким образом, возникла необходимость в разработке международной системы эффективного контроля трансграничных перемещений отходов, позволяющей контролировать экспорт опасных отходов до пункта конечного назначения и запрещать такой экспорт в соответствующих национальных и международных инстанциях.
Гармонизация политики в отношении трансграничного перемещения опасных отходов между Российской Федерацией и заинтересованными странами требует соблюдения положений Базельской конвенции "О контроле трансграничной перевозки опасных грузов и их удаления" и других международных общепринятых нормативных документов в этой области [2]-[5]. Международное сотрудничество в этой области требует также заключения соглашений между Российской Федерацией и заинтересованными странами, носящих обязательный правовой характер.
При подготовке настоящего стандарта был использован международный документ C(86)64(Final):1986 Решение-рекомендация Совета ОЭСР об экспорте опасных отходов из региона ОЭСР, предназначенный странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает меры по контролю экспорта опасных отходов из Российской Федерации, направленные на достижение гармонизации политики в отношении трансграничного перемещения опасных отходов к месту назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
отходы (waste): Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.1] |
3.2
опасные отходы (hazardous waste): Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.26] |
3.3 трансграничное перемещение опасных отходов (transfrontier movement of hazardous waste): Деятельность, связанная с перемещением отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одной страны, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другой страны, или в регион, не находящийся под юрисдикцией какой-либо страны, если отходы считаются опасными по меньшей мере одной из заинтересованных сторон, а данная деятельность затрагивает интересы как минимум двух стран. Опасные отходы, возникающие в результате эксплуатации судов в обычном режиме, включая нечистоты и эксплуатационные отходы, не подпадают под трансграничное перемещение, регулируемое настоящим стандартом.
3.4 страна экспорта отходов (exporting country): Любая страна, с территории которой начинается трансграничное перемещение опасных отходов или предполагается проводить это перемещение.
Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.13, - государство экспорта отходов: Любая страна, из которой планируется или начата трансграничная перевозка опасных или других отходов. |
3.5 страна импорта отходов (importing country): Любая страна, в которую планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов для утилизации (переработки, захоронения в земле, хранения, затопления или сжигания в морской акватории).
Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.15, - государство импорта отходов: Любая страна, в которую планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов с целью их удаления или с целью погрузки до удаления в районе, на который не распространяется юрисдикция какого-либо государства. |
3.6 страна транзита отходов (transit country): Любая страна, не являющаяся государством экспорта или импорта, через территорию которой планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов.
Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.16, - государство транзита отходов: Любая страна, не являющаяся государством экспорта или импорта, через которую планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов. |
3.7 экспортер (exporter): Производитель отходов или лицо в экспортирующей стране, находящееся под юрисдикцией государства, которое организует экспорт отходов и от имени производителя отходов.
Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.12, - экспортер отходов: Любое лицо, находящееся под юрисдикцией государства, которое организует экспорт опасных или других отходов. |
4 Меры по контролю экспорта опасных отходов
4.1 Гармонизация политики в отношении трансграничного перемещения опасных отходов
4.1.1 Достижение гармонизации политики между странами - членами ОЭСР и Российской Федерацией в отношении трансграничного перемещения опасных отходов к месту назначения за пределами Российской Федерации требует реализации комплекса мер, необходимых для уменьшения опасностей, связанных с транспортированием и утилизацией опасных отходов, которые уже действуют или будут приняты на национальном, региональном или международном уровнях.
4.1.2 Российская Федерация должна соблюдать принципы надзора и контроля трансграничного перемещения опасных отходов с учетом особого характера отходов как вида товарной продукции на международном рынке.
4.2 Соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов
При отсутствии двусторонних или многосторонних соглашений о трансграничном перемещении опасных отходов между Российской Федерацией как экспортирующей страной и импортирующими странами в процессе переговоров о заключении таких соглашений принимают меры, изложенные ниже.
4.3 Российская Федерация, выступающая в качестве экспортера, должна требовать, чтобы при экспорте опасных отходов к конечному месту назначения за пределами Российской Федерации экспортерами или компетентными органами Российской Федерации соблюдались меры, изложенные ниже.
4.4 Экспортер, находящийся под юрисдикцией Российской Федерации, должен:
4.4.1 предоставлять компетентным органам импортирующей (или транзитной) страны необходимую информацию;
4.4.2 информировать компетентные органы импортирующей страны о конкретных способах удаления опасных отходов, требуемых законодательно или запрещенных для таких отходов в Российской Федерации;
4.4.3 предоставлять компетентным органам Российской Федерации как экспортирующей страны:
4.4.3.1 информацию, используемую самим экспортером, чтобы можно было убедиться в том, что предполагаемая операция по утилизации может быть осуществлена экологически безопасным способом;
4.4.3.2 подтверждение того, что предлагаемое предприятие по утилизации отходов может в соответствии с законодательством импортирующей страны утилизировать тот вид отходов, который предлагается для экспорта;
4.4.3.3 копию обязательства оператора предлагаемого предприятия по утилизации отходов, в котором указано, что предприятие будет утилизировать отходы таким образом, как это предусмотрено контрактом, и на том предприятии, которое в нем указано;
4.4.3.4 копию документации с необходимой информацией, передаваемой компетентным органам импортирующей страны, чтобы получить их письменное согласие на импорт и утилизацию отходов;
4.4.3.5 копию письменного согласия компетентных органов импортирующей страны, а также подтверждение того, что компетентные органы транзитных стран получили уведомление о перемещении опасных отходов;
4.4.3.6 запрашивать и получать от предприятия или лица, занимающегося утилизацией отходов, документы, подтверждающие, что отходы переданы на утилизацию и утилизированы предусмотренным способом, а также предоставлять эти документы в распоряжение компетентных органов Российской Федерации.
4.5 Выполнение некоторых задач, перечисленных выше, вместо экспортера может быть поручено компетентным органам Российской Федерации.
4.6 Компетентные органы Российской Федерации как экспортирующей страны должны:
4.6.1 до окончательного принятия решения проинформировать компетентные органы импортирующей страны в том случае, если у них есть определенные экологические проблемы в отношении предполагаемых операций по утилизации;
4.6.2 запрещать экспорт опасных отходов, если:
4.6.2.1 они не соответствуют информации, предоставленной согласно пункту 4.4.3,
4.6.2.2 страна транзита выдвигает возражения против перевозки по ее территории опасных отходов, а экспортер не может найти подходящий альтернативный маршрут;
4.6.2.3 предполагаемая операция по утилизации отходов не соответствует требованиям международного права;
4.6.3 запрещать дополнительный экспорт опасных отходов в конкретное место назначения, если документы, указанные в пункте 4.4.1, не были предоставлены экспортеру организацией или лицом, занимающимся утилизацией отходов, после предыдущего экспорта к тому же месту назначения;
4.6.4 своевременно уведомлять экспортера об их согласии или возражении против предполагаемого трансграничного перемещения опасных отходов;
4.6.5 уведомлять компетентные органы импортирующей страны в том случае, если они запретили экспорт отходов.
Приложение ДА
(справочное)
Вводная часть Решения-рекомендации Совета ОЭСР [C(86)64(Final)]
Принимая во внимание статьи 5 а) и 5 b) Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 г.;
принимая во внимание Решение-рекомендацию Совета от 1 февраля 1984 г. о трансграничном перемещении опасных отходов [С(83)180], и не в ущерб этому Решению-рекомендации;
принимая во внимание Постановление Совета от 20 июня 1985 г. о международном сотрудничестве, касающемся трансграничного перемещения опасных отходов [С(85)100], в котором представлено решение о разработке международной системы эффективного контроля трансграничных перемещений опасных отходов, в том числе международных соглашений обязательного правового характера;
учитывая Директиву Совета Европейских Сообществ от 6 декабря 1984 г. о надзоре и контроле в пределах Европейского Сообщества трансграничных перевозок опасных отходов [84/631/EEC], дополненную Постановлением Совета Европейских Сообществ от 6 марта 1986 г.;
учитывая работу, проводимую в рамках Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, в отношении экологически обоснованного обращения с опасными отходами;
учитывая особый характер отходов, а также различия между отходами и продуктами, которыми торгуют на международном уровне;
выражая уверенность в том, что экспорт опасных отходов может, в случае ненадлежащего мониторинга и контроля, привести к серьезным рискам для здоровья человека и окружающей среды;
по предложению Комитета по окружающей среде Совет выносит Решение-рекомендацию о мерах и требованиях к контролю опасных отходов при их экспорте, которое должны выполнять страны - члены ОЭСР.
Примечание - Решение-рекомендация изложена в разделе 4 настоящего стандарта. |
Библиография
[1] | Федеральный закон от 24 июня1998 г. N 89-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) | Об отходах производства и потребления |
[2] | Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ | О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением |
[3] | Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 | О трансграничном перемещении отходов |
[4] | Директива Совета Европейских Сообществ 84/631/ЕЭС от 6 декабря 1984 г. (дополненная Постановлением Совета Европейских Сообществ от 6 марта 1986 г.) | О надзоре и контроле трансграничных перевозок опасных отходов в пределах Европейского Сообщества |
[5] | OECD C(2004)100, amended C(2007)97 | Recommendation of the council on the environmentally sound management of waste (Рекомендация Совета ОЭСР по экологически безопасному обращению с отходами) |
УДК 676.08:006.354 | ОКС 13.030.01 | |
Ключевые слова: обращение с отходами, опасные отходы, экспорт опасных отходов, импорт опасных отходов, трансграничное перемещение опасных отходов |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019