ГОСТ Р 51960-2002 Тракторы сельскохозяйственные колесные. Метод оценки управляемости

Обложка ГОСТ Р 51960-2002 Тракторы сельскохозяйственные колесные. Метод оценки управляемости
Обозначение
ГОСТ Р 51960-2002
Наименование
Тракторы сельскохозяйственные колесные. Метод оценки управляемости
Статус
Действует
Дата введения
2004.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
65.060.10


ГОСТ Р 51960-2002
(ИСО 789-11:1996)

Группа Д29



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ

Метод оценки управляемости

Agricultural wheeled tractors. Steering capability test procedure



ОКС 65.060.10
ОКП 47 9136

Дата введения 2004-01-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 ноября 2002 г. N 431-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 789-11:1996 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 11. Характеристики управляемости колесных тракторов" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделенные курсивом

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные колесные тракторы и устанавливает метод оценки их управляемости.

Требования стандарта являются обязательными, за исключением 5.2.3 и приложения А.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 51961-2002 (ИСО 10998:1995) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Требования к рулевому управлению

3 Определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 усилие управления на рулевом колесе: Сила сопротивления перемещению рулевого колеса при воздействии на него оператора для изменения направления движения трактора (ГОСТ Р 51961).

3.2 управляемость трактора: Свойство трактора реагировать на действия оператора, направленные на сохранение или изменение направления движения.

4 Средства измерений, измеряемые показатели, допускаемые погрешности измерений

4.1 Средства измерений


Рулетка.

Динамометр.

Секундомер.

Манометр.

4.2 Измеряемые показатели и допускаемые погрешности измерений


Время - ±0,2 с.

Расстояние, м - ±0,5%.

Усилие, Н - ±1%.

Масса, кг - ±0,5%.

Давление, кПа - ±2%.

5 Требования к испытательной площадке и испытуемому трактору

5.1 Требования к испытательной площадке

5.1.1 Размер площадки должен обеспечивать выполнение трактором заданного движения по траекториям, сопрягаемым с окружностями радиусом 12 м, приведенным на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 - Траектории движения трактора с исправным рулевым управлением (время движения - 5 с)


1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево;
- стартовая линия

Рисунок 1 - Траектории движения трактора с исправным рулевым управлением (время движения - 5 с)

Рисунок 2 - Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии (время движения - 8 с)



1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево; - стартовая линия

Рисунок 2 - Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии (время движения - 8 с)

5.1.2 Поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее необходимое сцепление шин и невозможность ее разрушения шинами при повороте трактора, а также должна быть сухой; уклон площадки в любом направлении не должен превышать 3%.

5.2 Требования к испытуемому трактору

5.2.1 Параметры всех элементов трактора, связанных с рулевым управлением, должны соответствовать требованиям изготовителя.

5.2.2 Распределение массы балласта должно создавать максимальное сопротивление вращению рулевого колеса и быть в пределах, указанных изготовителем.

5.2.3 Усилие на рулевом колесе трактора, имеющего набор шин различного размера, рекомендуется определять с использованием шин наибольшего диаметра или шин с максимальной несущей способностью при максимальной расчетной скорости, предусмотренной изготовителем.

5.2.4 Давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для движения трактора в транспортном режиме с максимальной расчетной скоростью.

5.2.5 Блокировка дифференциала при испытаниях должна быть отключена.

6 Метод оценки управляемости

6.1 Управляемость трактора оценивается выполнением требований к рулевому управлению, установленных в ГОСТ Р 51961, в том числе усилием на органе рулевого управления при движении трактора:

- с исправным рулевым управлением - по траектории [1], приведенной на рисунке 1 и в таблице 1, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 5 с;

Таблица 1


В метрах

(поворот направо)

(поворот налево)

Примечание

0,00

0,00

25,33

Стартовая точка

1,39

0,003

25,32

-

2,78

0,02

25,30

-

4,17

0,07

25,25

-

5,56

0,17

25,15

-

6,93

0,33

24,99

-

8,30

0,58

24,75

-

9,64

0,91

24,41

-

10,96

1,36

23,97

-

12,23

1,92

23,40

-

13,43

2,62

22,71

Финишная точка



- с рулевым управлением в аварийном состоянии - по траектории [1], приведенной на рисунке 2 и в таблице 2, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 8 с.

Примечание - Аварийное состояние рулевых управлений с усилителем и сервоприводом имитируется отключением источника энергии.

Таблица 2


В метрах

(поворот направо)

(поворот налево)

Примечание

0,00

0,00

27,33

Стартовая точка

1,35

0,002

27,325

-

2,70

0,01

27,31

-

4,05

0,04

27,29

-

5,40

0,1

27,23

-

6,75

0,19

27,13

-

8,09

0,33

27,00

-

9,42

0,53

26,80

-

10,75

0,79

26,54

-

12,06

1,12

26,21

-

13,34

1,53

25,80

-

14,6

2,02

25,31

-

15,81

2,61

24,72

-

16,97

3,30

24,03

-

18,07

4,09

23,24

-

19,09

4,98

22,35

-

20,01

5,96

21,36

-

20,39

6,45

20,88

Финишная точка

6.2 Трактор должен двигаться со скоростью (10±1) км/ч по траекториям, указанным на рисунках 1 и 2, при повороте направо - левым передним колесом, при повороте налево - правым передним колесом. Перед выездом на траекторию трактор должен иметь указанную скорость и положение, соответствующее прямолинейному движению.

6.3 Измерения начинают с момента пересечения передними колесами трактора линии и заканчивают в момент достижения передними колесами точки сопряжения с окружностью радиусом 12 м (точки 4 и 5).

6.4 Усилие управления на рулевом колесе трактора, имеющего привод передних колес, определяют как при включенном, так и при выключенном приводе.

6.5 Все измерения следует проводить не менее трех раз при повороте трактора как направо, так и налево.

6.6 Контроль за фактической траекторией движения трактора и за отклонением ее от траектории, обозначенной разметкой, следует осуществлять по следу маркировочного устройства.

7 Отчет об испытаниях

7.1 Результаты испытаний должны быть приведены в отчете, форма которого приведена в приложении А.

7.2 В отчете об испытаниях должны быть указаны:

- наименование и адрес предприятия-изготовителя;

- марка, модель, тяговый класс трактора;

- тип рулевого управления;

- эксплуатационная масса испытуемого трактора с учетом балласта (при наличии);

- распределение эксплуатационной массы трактора по осям;

- сведения о колесах: общее число колес, число ведущих колес, использование колес со сдвоенными шинами и др.;

- сведения о шинах: маркировка, размеры, давление воздуха в шинах и др.;

- дата и место проведения испытаний;

- условия испытаний;

- значение усилия управления на рулевом колесе;

- время прохождения заданной траектории.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое). Отчет об испытаниях

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)


А.1 Трактор

Наименование и адрес предприятия-изготовителя

Марка трактора

Модель

Масса трактора, представленного для испытаний (включая балласт):

Масса, приходящаяся на переднюю ось,

Масса, приходящаяся на заднюю ось,

кг

кг

Общая масса трактора, кг

Сведения о балласте

А.2 Ведущие колеса

Два

Четыре

Другие характеристики

А.3 Шины и колеса

Размеры шин

передних

задних

Одинарные или сдвоенные

Давление в шинах, кПа

А.4 Рулевой механизм

С поворотными кулаками, вращающимися вокруг шкворней, закрепленных на концах оси

С шарнирно-сочлененной рамой

Специальные элементы рулевого управления

Тип рулевого управления (ГОСТ Р 51961):

Ручное

С усилителем

С сервоприводом

Другое


А.5 Усилие управления на рулевом колесе и время для достижения точки сопряжения траектории с окружностью радиусом 12 м при скорости (10±1) км/ч

Таблица А.1

Режим работы трактора

Усилие на рулевом колесе, Н

Время прохождения заданной траектории, с

При исправном рулевом управлении:

поворот налево

поворот направо

При имитации неисправности источника энергии:

поворот налево

поворот направо

Замечания

Измерения проводил

Место проведения испытаний

Дата проведения испытаний

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)


[1] С.А.Иофинов "Технология производства тракторных работ", Сельхозгиз, 1959

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003