ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию

Обложка ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию
Обозначение
ГОСТ 26026-83
Наименование
Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию
Статус
Действует
Дата введения
1984.01.01
Дата отмены
-
Заменен на
-
Код ОКС
65.060.10


ГОСТ 26026-83
(СТ СЭВ 3471-81)

Группа Г99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ

Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию

Agricultural and forestry machines and tractors. Evaluation methods of fitness to technical servicing

ОКП 47 0000

Срок действия с 01.01.84
до 01.01.89*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 17.07.92 N 722
(ИУС N 10, 1992 год). - .

РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю.В.Жемеря; А.И.Стурис, канд. техн. наук; П.И.Лобко; А.П.Сигеев, А.Т.Коробейников, канд. техн. наук; В.Ф.Шолохов, канд. техн. наук; В.С.Чупилко; В.Т.Жигулев, канд. техн. наук; Г.А.Егоров; А.А.Яковлев; Н.В.Матюнина; В.А.Константинова; С.С.Черепанов, д-р техн. наук; А.Ш.Рабинович, д-р техн. наук

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства

Зам. председателя Л.А.Корбут

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. N 6717

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные машины и тракторы (далее - машины) и устанавливает методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию (ТО).

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3471-81.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Испытание машины на приспособленность к ТО следует проводить по методике, разработанной на основе настоящего стандарта, при выполнении всех требований инструкции по эксплуатации и ТО.

1.2. Машины, у которых в ходе испытаний выявлено, что они при ТО не удовлетворяют требованиям безопасности, к дальнейшим испытаниям не допускают.

1.3. Сбор информации для определения экспериментальных значений показателей приспособленности к ТО следует осуществлять во время испытаний машин посредством проведения контрольных ТО.

1.4. Затраты времени на проведение операций ТО следует определять методом хронометрирования с погрешностью измерения ±5 с.

1.5. Для определения показателей приспособленности к ТО следует регистрировать оперативное время проведения работ.

1.6. Квалификация исполнителей ТО должна соответствовать квалификации, предусмотренной для данного вида работы.

1.7. Виды ТО, период проведения которых больше срока испытаний машин, проводят в конце испытаний.

1.8. Для проведения контрольного ТО и измерения параметров применяют инструменты, приспособления и оборудование, предусмотренные в эксплуатационной документации для проведения соответствующего вида ТО.

1.9. Применяемые измерительные приборы должны быть поверены и аттестованы.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Для проведения испытаний устанавливают:

количество точек смазывания;

количество видов используемых смазок;

периоды между двумя плановыми ТО;

количество необходимых специальных инструментов и оснастки;

количество ТО -го вида за цикл ТО.

2.2. При проведении контрольных ТО информацию регистрируют в листе для наблюдений по рекомендуемому приложению 2.

2.3. Конструкцию машин в части доступности, обзорности и удобства при выполнении ТО оценивают в соответствии с обязательным приложением 3.

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ИЗДЕЛИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

3.1. Суммарное оперативное время и суммарное время выполнения контрольного ТО определяют суммированием времени, затраченного на проведение отдельных операций, приведенного в таблице рекомендованного приложения 2.

3.2. Удельную оперативную трудоемкость ТО следует определять по формуле

, (1)

где - количество ТО -го вида за полный цикл;

- количество ТО обслуживаний -го вида, проводимых за время испытаний;

- номер соответствующего вида ТО;

- номер контрольного ТО -го вида;

- количество исполнителей -го вида ТО;

- номер исполнителя при проведении работ -го вида ТО;

- суммарное оперативное время, затраченное исполнителем на выполнение операции -го вида -го контрольного ТО, ч;

- наработка изделия за полный цикл ТО, единицы наработки;

- количество видов ТО.

3.3. Оперативную продолжительность ежесменного ТО следует определять по формуле

, (2)

где - количество ежесменных контрольных ТО;

- суммарное оперативное время, затраченное основным исполнителем при проведении -го контрольного ежесменного ТО, ч.

3.4. Оперативную трудоемкость -го вида ТО определяют по формуле

. (3)

3.5. Для определения удельной трудоемкости ТО , продолжительности ежесменного и трудоемкости -го вида ТО в формулах (1)-(3) следует применять время с учетом подготовительно-заключительного времени и дополнительного времени, указанных в справочном приложении 4.

3.6. Количество мест в конструкции машины с плохой приспособленностью для проведения ТО определяют суммированием числа мест, в которых установлена плохая доступность, плохая обзорность, неудобное положение исполнителя и нетехнологичность конструкции. Для этого составляют перечень по форме таблицы рекомендуемого приложения 5.

3.7. Экспериментальные и нормативные значения основных и дополнительных показателей или значения показателей образца-аналога следует заносить в таблицу обязательного приложения 6.

3.8. Приспособленность машины к проведению ТО оценивают сравнением экспериментальных значений основных показателей машины с их нормативными значениями или значениями у образца-аналога.

3.9. Для установления причин низкого уровня приспособленности машины к проведению ТО следует провести анализ на основе сравнения экспериментального значения дополнительных показателей с их нормативными значениями или значением у образца-аналога.

4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Протокол результатов испытаний должен содержать следующие данные:

наименование и марку образца-аналога (при отсутствии нормативных значений показателей);

условия, содержание и последовательность проведения испытаний;

экспериментальные и нормативные (сравнительные) значения показателей по форме обязательного приложения 6;

перечень плохо приспособленных для ТО мест в конструкции машины по форме таблицы рекомендуемого приложения 5;

оценку достаточности существующих инструментов и оснастки для выполнения ТО;

оценку и характеристику ассортимента смазочных материалов;

анализ, выводы и предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Термины

Пояснения

1. Техническое обслуживание

Определение - по ГОСТ 18322-78

2. Приспособленность к ТО

Свойство машины, характеризующееся возможностью проводить операции по ТО высококачественно, быстро, легко, удобно и безопасно

3. Контрольное ТО

ТО, проводимое при испытании изделия с целью накопления информации для оценки его свойств

4. Наработка

Определение - по ГОСТ 27.002-89

5. Основной исполнитель ТО

Исполнитель, занятый непрерывно при контрольных ТО проведением соответствующего вида ТО

6. Нормативное значение показателя

Значение показателя, установленное в нормативно-технической документации на машину


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

(наименование организации)



ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ N

(заполняют для каждого исполнителя)

Вид работы

Машина

(вид и номер контрольного ТО)

(наименование, марка N)

Место проведения работы

Наработка (между контрольными ТО)

С начала испытания

Исполнитель

Начало работы*

ч

мин. Конец работы*

ч

мин. Общая продолжительность* работы

ч

мин

Порядковый номер и наименование операции

Время

Замечания относительно приспособленности конструкции к ТО по доступности, обзорности, удобству и др.

Наименование и количество необходимых инструментов и оснастки

мин

с

1

2

3

4

5

Ответственный исполнитель:

Наблюдатель:

(подпись)

(подпись)

________________

* Заполняет ответственный исполнитель.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное

ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ, ОБЗОРНОСТИ И УДОБСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТО

1. При оценке доступности:

1.1. Машина получает оценку "хорошая доступность", если при выполнении данной операции:

а) места обслуживания доступны и не ограничивают действий исполнителя;

б) для обслуживания не требуется снятия каких-либо деталей.

1.2. Машина получает оценку "ограниченная доступность", если при выполнении данной операции:

а) движения исполнителя ограничены при применении инструмента;

б) для достижения места обслуживания необходимо снимать детали типа капотов, крышек, заглушек и т.д., выполняющих предохранительную роль.

1.3. Машина получает оценку "плохая доступность", если при выполнении данной операции существующее средство ТО:

а) невозможно использовать;

б) возможно использовать только при определенном положении исполнителя и его движения весьма затруднительны;

в) возможно использовать только после дополнительной разборки конструкции машины.

2. При оценке обзорности:

2.1. Машина получает оценку "хорошая обзорность", если

обслуживаемое место остается в поле зрения исполнителя и хорошо освещено.

2.2. Машины получает оценку "ограниченная обзорность", если место обслуживания в отдельные моменты выходит из поля зрения исполнителя или находится в месте плохой естественной освещенности.

2.3. Машина получает оценку "плохая обзорность", если наладку в месте обслуживания и саму операцию проводят "на ощупь".

3. При оценке удобства исполнителя:

3.1. "Удобными" оценивают позы работы исполнителя 1, 2 и 3 (см. чертеж), достигаемые без применения дополнительных сооружений.

3.2. "Среднеудобными" оценивают позы работы исполнителя 4, 5 и 7 (см. чертеж).

3.3. "Неудобными" оценивают позы работы 6, 8, 9 и 10 (см. чертеж).

4. Машина получает оценку "плохая приспособленность к ТО в данном месте" ("неудачное решение конструкции"), если при проведении любой операции ТО в данном месте получена плохая оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.

5. Машина получает оценку "хорошая приспособленность к ТО в данном месте" ("удачное решение конструкции"), если при проведении любой операции технического обслуживания получена положительная оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.

6. В остальных случаях машина получает оценку "удовлетворительное решение конструкции" (в данном месте).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ, ЗАТРАЧЕННОГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВОГО ТО

Элементы времени

Характеристика элементов времени

Оперативное время

Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по проверке технического состояния агрегата, системы или машины в целом (проверка засоренности воздухоочистителя, уровня масла, разряженности аккумуляторных батарей и т.д.).

Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по измерению технического состояния (регулировка, натяжение, доливка и т.д.) агрегата, системы или машины в целом.

Время, затраченное на различные действия, связанные:

с подходом к обслуживаемой составной части машины (открывание капота, снятие щитков, трубопроводов, деталей, мешающих подходу к обслуживаемому месту, и т.д.);

с окончанием обслуживания (установка щитков, трубопроводов, деталей, мешающих выполнению работ, закрывание капотов и т.д.);

с заменой инструмента, приспособлений, заправочных пистолетов, считая, что инструмент, приспособление, средства заправки и т.д. находятся рядом с обслуживаемой машиной.

Подготовительное заключительное время

Время, расходуемое на подготовку машины как объекта обслуживания рабочего места, оборудования, инструмента, материалов, запасных частей и т.д. к техническому обслуживанию перед его началом, в процессе обслуживания и после его завершения, т.е. на:

заправку средств технического обслуживания всем необходимым (топливом, маслами, смазками, гидросмесями, воздухом и т.д.);

свертывание средств обслуживания, уборку слитого топлива, масла, гидросмесей, уборку рабочего места и т.д.

Дополнительное время

Время, затрачиваемое на выполнение работ, не связанных с техническим обслуживанием, и на естественные надобности


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое

(наименование и марка машины)

(наименование организации)

Наименование мест, плохо приспособленных для проведения ТО

Характеристика плохой приспособленности (словами, эскизами, фотографиями и т.д.)

1

2

Дата

Ответственный исполнитель

(подпись Ф. И. О.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Обязательное

ПОКАЗАТЕЛИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТО

(наименование и марка машины)

(наименование организации)

N
п/п.

Наименование показателя

Единица измерения

Экспери-
менталь-
ное значение

Нормативное значение (значение у образца-аналога)

Отношение данных графы 4
к графе 5

1

2

3

4

5

6

Основные показатели

1.

Удельная оперативная трудоемкость ТО

чел.-ч
ед. наработки

2.

Оперативная продолжительность ежесменного ТО

ч

3.

Периоды между плановыми ТО

Дополнительные показатели

ед. наработки

4.

Трудоемкость -го вида ТО

чел.-ч

5.

Количество плохо приспособленных мест в конструкции машины для проведения ТО

6.

Количество видов используемых смазок

7.

Общее количество мест смазки, в том числе ежесменных

8.

Количество необходимых специальных инструментов и оснастки при ТО

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1984